Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовой проект'
Концепцией ВС является логический результат эволюции компьютерных технологий. Первые ЭВМ 50-х годов большие и громоздкие, предназначались для очень н...полностью>>
'Реферат'
Любое предприятие, которое заботится о своем успешном существовании испытывает необходимость в разработке проекта организации и планирования деятельн...полностью>>
'Навчально-методичний посібник'
І.В. Дмитриченко, кандидат юридичних наук, доцент, завідувач кафедри правознавства Національного університету кораблебудування імені адмірала Макаров...полностью>>
'Библиографический указатель'
Настоящий библиографический указатель составлен в помощь студентам. В указатель включены библиографические описания книг и статей из журналов на русс...полностью>>

Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу «история и философия науки» (1)

Главная > Программа-минимум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________В.А.Федоров

«____»______________2005 г.

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Методические рекомендации по подготовке к экзамену для аспирантов и соискателей всех специальностей и всех форм обучения

Екатеринбург, 2005

Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философии науки». Методические рекомендации по подготовке к экзамену для аспирантов и соискателей всех специальностей и всех форм обучения.

Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 23 с.

Составители: Гончаров С. З., канд. филос. наук, доцент, Кислов А. Г., д-р филос. наук, профессор, Коржевская Н. М, канд. филос. наук, доцент.

Одобрена на заседании кафедры 3 октября 2005. Протокол № 4.

Зав. кафедрой философии С.З. Гончаров, канд. филос. наук, доцент.

Рекомендована к печати методической комиссией Института педагогической юриспруденции. Протокол № 4 от 03.10. 2005.

Председатель методической комиссии ИПЮ А. Г. Кислов, д-р филос. наук, профессор.

Рецензент: Андреев Ю.П., д-р филос. наук (профессор Уральского института бизнеса).

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2005

Содержание

Введение.........................................................................…………….

4

I.Тематический план курса «История и философия науки»……………………………………………………………….

5

II. Содержание программы курса «История и философия науки»………………………………………………………………..

7

III. Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому

экзамену…………………………………………………………..

17

IV. Примерные темы рефератов.........................………………….

18

V. Рекомендации к работе над рефератом....................... ………

20

Приложения ………………………………………………………

22

Введение

Предметом дисциплины «История и философия науки» являются закономерности развития науки как специализированного познания, как разновидности культуры и как социального института. Предметная область данной дисциплины определяет и основное содержание программы: это – закономерности развития философского-методологических оснований в истории науки, социально-культурная обусловленность научного мышления и научного познания, логико-гносеологические закономерности развития науки и социология науки как социального института.

Данная программа составлена на основе программы ВАК 2005 года. Особое внимание уделено общему и особенному в естественных и социально-гуманитарных науках, социально-технологическому базису рационального мышления, духовному акту (какими силами души творится наука), аксиологии науки и значению науки в жизни общества. Усвоение исторического, логико-гносеологического, социально-культурологического и социологического аспектов науки позволяет аспирантам и соискателям понять науку в полноте ее главных параметров и избежать односторонних крайностей в собственной научной деятельности.

В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки. Основная цель программы – повысить культуру теоретического мышления, побудить молодых ученых к целостному духовному акту в научном творчестве, что является неотъемлемой предпосылкой успешной деятельности полноценного ученого.

I. Тематический план курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей РГППУ

1. История и философия науки, ее предмет, основное содержание и значение в подготовке научных кадров

4

2. Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологогических оснований и норм.

8

3. Наука как особая форма духовного освоения реальности.

4

4

4. Социально-технологический базис рационального мышления.

8

5. Основной логический категориальный состав научного мышления.

8

6. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении

4

7. Структура научного познания и научного знания.

8

8. Развитие науки как процесс порождения нового знания.

4

9. Критерии истинности в науке

4

10. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

8

11. Философия науки XX века. Особенности современного периода развития науки

8

12. Наука в системе культуры и практики общества

4

13. Аксиология науки

8

4

14. Наука как социальный институт.

8

15. Философия техники.

4

Итого:

92

8

Тематический план курса «История и философия науки» для обучающихся на договорной основе

Наименование темы

Лекции

Семинары

1. История и философия науки, ее предмет, основное содержание и значение в подготовке научных кадров

2

2. Наука как особая форма духовного освоения реальности.

4

3.Социально-технологический базис рационального мышления.

8

4.Основной логический категориальный состав научного мышления.

8

5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении

2

6. Структура научного познания и научного знания.

6

7. Эвристика научного поиска

4

8. Критерии истинности в науке

4

9. Аксиология науки

2

10. Наука в системе культуры и практики общества

2

2

11. Философия техники

2

12. Наука как социальный институт

2

13. Возникновение науки и основные периоды в ее истории.

4

14. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

4

15. Философия науки XX века. Особенности современного периода развития науки

4

Итого:

58

2

II. Содержание программы курса «История и философия науки»

1. История и философия науки, ее предмет, основное содержание и значение в подготовке научных кадров

Предмет, основное содержание, главные проблемы и значение дисциплины «История и философия науки» в подготовке научных кадров.

Особенности научно-теоретического, ценностного (нравственность, религия, искусство) и практического освоения реальности, их взаимная дополнительность. Наука как результат общественного разделения труда, как специализированное понятийное мышление и познание, как разновидность духовного производства идеального продукта и как социальный институт.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Значение науки в жизни общества: наука в системе мировоззрения, наука как производительная и социальная сила.

Методика усвоения курса «История и философия науки».

2. Наука как особая форма духовного освоения реальности

Духовный акт, его целостность и частичность; особенности духовного познавательного акта в науке, нравственности, искусстве, религии. Особенности научного мышления: предметность и объективность, выявление и моделирование закономерностей, понятийность, логическая и практическая обоснованность, операциональность и конструктивность, систематичность, открытость и диалогичность.

Особенности научного знания – предметная определенность и объективность, доказательность, системность, интерсубъективность, специализированный язык, открытость для критики и проверки. Особенности научного метода.

Функции науки: выявление и моделирование закономерностей, конструирование моделей будущих продуктов из закономерных связей, объяснение, предвидение, прогнозирование. Пределы компетенции науки. Научное понимание как аспект целостного понимания реальности.

Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН) по предмету и методам. Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем к предмету социально-гуманитарных наук.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Специфика понимания: несводимость к логическим операциям, обращение к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» в межсубъектном понимании и смыслополагании.

3. Социально-технологический базис рационального мышления.

Социально-технологический базис, его главные детерминанты: формализация объективных связей в технике материальной и социальной; формализация трудовых операций в системе разделения общественного труда; обобщение схем мышления в общении и общественных отношениях; особая роль меновых отношений капиталистического производства в развитии рациональности, всеобщности, опосредствованности мышления; субъективное и объективное строения производства и общественных отношений и их влияние на мышление; влияние на мышление опредмечивания, овещнения и отчуждения социальных отношений; историческая обусловленность рационального мышления (античность, Средневековье, Новое и новейшее время).

4. Основной логический категориальный состав научного

мышления

И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез Всеобщность и предметная отнесенность синтеза на основе логических категорий в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.

Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность; всеобщее, особенное, единичное как всеобщие схемы понятийного творчества и развития системы понятий. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении, в систематическом развитии понятий.

Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных) от логических категорий.

5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении

Понятия абстрактного и конкретного в работах Гегеля, К. Маркса, Э. В. Ильенкова. Чувственно-конкретное и мысленно-конкретное. Полнота объективно-предметного содержания знания – критерий конкретности. Абстрактность чувственного образа и представления по сравнению с конкретностью понятия. Развитие мышления от чувственно-конкретного содержания живого созерцания к абстрактно-всеобщим определениям рассудка и к мысленной конкретности разума. Восхождение мысли от абстрактного к конкретному – закон в развитии теоретического мышления. Конкретность знания как императив практики.

6. Уровни научного познания и научного знания

Процесс познания: объект и предмет познания – материальные и идеальные средства познания – субъекты познания и научные коммуникации – познавательные образы как результаты познания.

Эмпирический, теоретический и методологический уровни исследования; их особенности. Эмпирический уровень – исследование наличного бытия предмета, внешних форм обнаружения внутренних, существенных связей; его особенности: материальная связь субъекта с объектом через эксперимент, наблюдение; перевод скрытых параметров, свойств предмета в поле чувственного восприятия субъекта. Применение естественных объектов в функции приборов, «неорганических рецепторов» в систематическом наблюдении. Стадии эмпирического познания: накопление первичной информации путем наблюдения, эксперимента, описание опытных данных в научной терминологии, проблема теоретической нагруженности факта, измерение величин; логическая и математическая обработка фактов: их классификация, систематизация, формирование исходных понятий; раскрытие эмпирических зависимостей, связей между величинами, установление простейших закономерностей.

Теоретический уровень – исследование сущности, системы закономерных, опосредствованных устойчивых, необходимых связей, развитие теоретического аппарата науки. Стадии теоретического познания: разработка базисных понятий, принципов, выдвижение гипотезы; разработка дедуктивным методом восхождения от абстрактного к конкетному системы понятий (теории), отображающей сущность предмета; объяснение на основе теории внешних форм обнаружения сущности предмета, предвидение и прогнозирование. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Методологический уровень науки как обобщение познания предметной области и его регулятивная функция в познании.

Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование; анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании. Особенности научных понятий как идеальных моделей предмета.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная обусловленность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Уровни научного знания: факт, идея, гипотеза, теория, научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

7. Эвристика научного поиска

Роль чувственности, продуктивного воображения, рассудка и разума в познании. Эвристика научного познания; роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске; «гештальт-переключение как точка роста новых понятий; продуктивное воображение в становлении научных понятий. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний. Способы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

8. Критерии истинности в науке

Классическое понятие истины. Соотношение относительного и абсолютного в истинном знании. Истина как логическая характеристика суждений, как оценка научного знания и как культурная ценность. Догматизм и релятивизм, объективизм и субъективизм в трактовке истины. Практика и внепрактические критерии истины.

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Релятивизм, психологизм, историзм, плюрализм в СГН и проблема истины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (15)

    Программа
    Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки».
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (10)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (16)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (7)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  6. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (17)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Другие похожие документы..