Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план,...полностью>>
'Документ'
Департамент с большим вниманием и уважением относится к желанию Российской академии образования оказать помощь в анализе состояния системы образовани...полностью>>
'Доклад'
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее – Управление) в целях обеспечения федеральной программы «Реформир...полностью>>
'Документ'
Ц: воспитание любви и уважительного отношения ко всем пожилым людям, воспитание чувства сопереживания, благодарности к старшему поколению; развивать и...полностью>>

Кино, театр, бессознательное

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Антонио Менегетти

КИНО, ТЕАТР, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Том 1

ББК 88.6 УДК 159.964 К 41

Менегетти Антонио

К 41 Кино, театр, бессознательное. Том 1. /Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". — М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. — 384 с., 11 илл. ISBN 5-93871-009-Х

Вы держите в руках эксклюзивное издание, в которое включены впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного итальянского ученого профессора Антонио Менегетти "Синемалогия. Кино и бессозна­тельное", вышедшей в Италии в 2000 г.

Автор анализирует психологические корни актерской игры и режиссерс­кого мастерства, исследует истоки художественной образности театрального и кинематографического произведения. Теоретические положения книги пре­красно иллюстрирует детальный анализ классических и пользующихся популярностью фильмов.

Эта книга — бесценный подарок не только психологам и деятелям искус­ства — кинокритикам, актерам, художникам, музыкантам, — но и всем тем, кто ищет ключ к постижению внутреннего мира человека через художе­ственный, театральный и кинематографический образ.

Настоящее издание подготовили:

Анна Лиза ди Муцио (составитель итальянского издания), Родик М.А.,Ус Е.Н., Ошемкова Ю.С., Лютикова Е.А. (перевод, научное редактирование), Заведеева В.Ю. (литературное редактирование), Дмитриева В.А. (ответственный редактор)

ББК 88.6 УДК 159.964

© 1980-1999, 2000 by Psicologica Ed. Psicologica Editrice di T. Meneghetti V.le delle Medaglie d'Oro, 428 00136 Roma (Italy EU)

© ННБФ "Онтопсихология". Перевод на русский язык, оформление, подготовка к изданию, 2001

ISBN 5-93871-009-Х

Введение 4

Онтопсихология в постижении человеческой реальности1 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБРАЗ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ: КИНЕМАТОГРАФ 7

Глава первая. Образ 7

1.1. Метафизика образа 7

1.2. Мнемический след 8

1.3. Образ и бессознательное 10

1.4. Искусство 11

1.5. Миф 12

1.6. Фантазия и научная фантастика 13

Глава вторая. Бессознательное 16

2.1. Место кинематографа в общечеловеческой культуре 16

2.1.1. 16

2.1.2. 16

2.1.3. 17

2.1.4. 17

2.2. Особенности кинофильма с точки зрения онтопсихологии 17

2.3. Рождение идеи фильма 18

2.4. Музыка в кино 21

2.5. Успех фильма 22

2.6. Актеры 22

2.6.1. "Круглый стол" по фильму "Хорошие новости" 24

2.6.1.1. Открытый диалог с актером Джанкарло Джаннини 24

2.7. Режиссеры 34

2.7.1. "Круглый стол" по фильму "Черным по белому" 35

2.7.1.1. Открытый диалог с режиссером Тинто Брассом 35

2.7.1.2. Синемалогическая иллюстрация 37

2.8. Триада "Сверх-Я" в кинематографе США 41

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СИНЕМАЛОГИЯ 42

Общее понятие 42

Синемалогия - инструмент онтопсихологии 44

Глава первая. Виды синемалогии 46

1.1. Терапевтическая синемалогия 46

1.2. Дидактическая синемалогия или синемалогия аутентификации 48

1.2.1. 48

1.2.2. 49

1.2.3. 49

Глава вторая. Методология 50

2.1. Критерии онтопсихологического анализа 50

2.2. Природный критерий 50

2.3. Дидактическая методология 51

2.4. Познание 52

2.4.1. Вытеснение первичных процессов 53

2.4.2. Подавление 53

2.4.3. Компенсация 54

2.4.4. Проекция 55

2.4.5. Ассоциация — смещение 56

2.4.6. Идентификация 56

2.4.7. Рационализация 57

2.5. Этапы проведения синемалогии 58

Первый этап 58

Второй этап 59

Третий этап 60

2.6. Результаты синемалогии 61

2.7. Восприятие реальности 61

2.8. Интерпретация 61

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СИНЕМАЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 63

Глава первая. Психопатология женственности 63

Ночной портье // Il portiere di notte 63

"Женщина-витрина" и феминизм 64

Дневная Красавица // Belle De Jour 67

Пикник у Висячей скалы8 // Picnic at hanging rock 72

Пустой эротизм 72

Три типологии ошибок 75

Поднимая красный фонарь // The red lantern // Dahong dengiong gaogao gua raise 79

Четыре вида негативной женской психологии 80

Роковое влечение Fatal attraction 81

Глава вторая. Мужская психопатология 83

Поющие в терновнике // The thorn birds 83

Глава третья. Психопатология любви 87

Город женщин // The thorn birds 87

Красная пустыня // Deserto rosso 88

Глава четвертая. Психопатология семьи и элементы педагогики 89

Equus 89

Мать как выражение динамического континуума 95

Обыкновенные люди // Ordinary people 96

Информация монитора отклонения 98

Томми // Tommy 101

Негативная психология как селектор окружающей среды 104

Крамер против Крамера // Kramer vs. Kramer 106

И катит воды река/Здесь течет река // A river runs through it 107

Аффективная привилегированность в детстве 108

Глава пятая. Социальная шизофрения и монитор отклонения 110

Психо // Psycho 110

Носферату/Носферату, призрак ночи // Nosferatu The Vampyre/Nosferatu, phantom der nacht 111

Будучи там/Эффект присутствия/Садовник // Being there 111

А теперь не смотри // Don't Look Now 113

Электрическая цепь монитора отклонения 113

Глава шестая.дидактика и психосоматика 117

Волшебник страны Оз // Wizard di Oz 117

Солярис // Soljaris 119

Глава седьмая. женская психология 124

Повелитель приливов // The prince of tides 124

Профессиональный уровень в психотерапии 125

Типология "мужчины-червяка"3 126

Трансцендентность над стереотипами 127

Опаленные страстью // Como agua para chocotato 129

Архетип "Старухи"8 130

Психосоматическое смещение 132

Запечатление, осуществляемое фрустрированным человеком 132

Глава восьмая. Система и личность 134

Расемон // Rashomon 134

Процесс аутентификации и преодоление стереотипов 135

Идеальное "Я" 137

Урга. Территория любви 138

Феноменология стереотипов 138

Биологический и психический циклы 139

Гамлет // Hamlet 140

Легенды осени // Legends of the Fall 142

Трансцендентность над первичными потребностями 143

Негативная женская психология 145

Психология первородства 147

Психическая констелляция 148

На гребне волны // Point break 150

Натуристическое Ин-се 151

"Двойная мораль" 151

Адвокат дьявола // The Devill's Advocate 153

Чувствительность к происходящему в экосистеме и сетевой эффект 153

Свобода воли 155

Закрытые системы 158

Матрица // The Matrix 160

Информация и семантическое поле 160

Чужеродные инкубации 165

Экзистенциальный вопрос 165

Происхождение монитора отклонения 167

Глава девятая. Психология лидера1 169

Нет выхода // No Way Out 169

Этика победителя 169

Храброе сердце//Braveheart 171

Изменчивая женщина 173

Плутовство // Wag the dog 174

"Sexygate" 175

Пример дипломатической стратегии: война в Косово 176

Относительность информации 177

Политическое будущее 179

Человек-изомастер 180

Глава десятая. Фантазия и фантастика 181

Звездные войны (эпизод первый) 181

Технология власти образа 182

СОДЕРЖАНИЕ 184

Введение

Онтопсихология в постижении человеческой реальности1

Онтопсихология нелегка для понимания, поскольку предлага­ет путь постижения человеческой реальности, альтернативный тра­диционной культуре, который веками формировался различными научными школами.

Эта новейшая теория подобна открытию Христофором Колум­бом новой, но существовавшей и прежде земли, или уравнению Эйн­штейна, в котором верифицированы энергетические соотношения.

Опыт разных культур подтверждает: человечеству не дано по­нять и выявить причины своих страданий и боли. Люди вынужде­ны существовать в реальности, сути которой не осознают. Оправ­дывая свое непонимание, они прибегают к мистификации, тайнам бессознательного или же к фидеистическим решениям, пытаясь унять тоску в поисках точки, одаряющей покоем2.

Многие ученые бились над решением этой проблемы в различ­ных областях человеческой культуры — от философии до науки, — особенно в художественной, социологической, психоаналити­ческой сферах. Например, Фрейд говорил о вторичных процес­сах, предполагающих существование первичных в области форми­рования импульсов, психического поведения3.

Из вступительной лекции А. Менегетти на IX Международном конгрессе по онтопсихологии, который состоялся 9-13 мая 1982 г. в Риме.

Покой — в смысле полагания человека в центре, порождающем его существо­вание "здесь и сейчас".

Я привожу положения Фрейда, потому что именно он впервые выявил данную проблему. Но и дальнейшие исследования, которые велись в этом направ­лении, не покидали сферу вторичных процессов.

6

С точки зрения онтопсихологии, вся существующая культура — от философии до политики — проводит исследования только на второй стадии. Но что происходит на первой, в "здесь и сей­час" человека? Что представляют собой знаменитые первичные процессы, которые подталкивают, оплодотворяют, будучи разум­ной причиной всякой экзистенциальной модальности?

Если я сам хозяин своей жизни, то как, находясь в этой внут­ренней данности и будучи разумным существом, могу быть исклю­чен из своего первоначала, из того фундаментального акта, кото­рый порождает меня и сопровождает в потоке существования? Прежде чем решать важнейшие метафизические проблемы, под­нимаемые высшими умами, я должен, преодолевая трудности, об­наружить это начало. Инфантильно закрывать глаза на то, что неотступно меня преследует, искать решение в кажущемся маги­ческим, но в реальности требуемом комплексом присутствии Бога, созданного по мерке моей ошибки, моих пределов, или же обра­щаться к высшему человеческому разуму, светилам науки, кото­рые должны решить за меня мою безотлагательную проблему, — все это, по крайней мере, нечестно.

Онтопсихология в высшей степени рационально, просто и мето­дично, в позитивном смирении достигает первичных основ человека. Социология сводит первичные мотивации индивидуального по­ведения к анамнезу групповых стереотипов; психоанализ исследу­ет "Эдипов комплекс", формирующий или деформирующий взрос­лого индивида. Философия или религия легко допускают суще­ствование зла, пусть и в завуалированной форме, а онтопсихоло­гия, напротив, сосредотачивается исключительно на человеке.

Онтопсихология отталкивается от простого факта: если мое существование проблематично, то я, человек, одновременно и уп­равляю своей проблемой, и управляем ею. Онтопсихологическое исследование абстрагируется от устоявшихся определений, убеж­дений, табу: если я существую, то хочу знать. С первого мига моего существования, в силу факта бытия, утверждается право на знание. Я должен знать, потому что никто не может освобо­дить меня от долга самопознания и ничто, существующее за пре­делами моего внутреннего мира, не привнесет в мою жизнь по­кой, силу и успех.

7

Онтопсихология с помощью собственного, максимально раци­онального метода отыскивает причинный принцип движения, дей­ствия человеческого существа на уровне первичных процессов. Многолетний исследовательский опыт позволяет онтопсихологии свободно ориентироваться в мире причин4.

Войдя в причинность, меня создающую, я становлюсь способ­ным ответственно приводить в порядок все, что живет во мне и со мной. Ответственность позволяет мне постичь законы силы, успе­ха, прийти к финальному акту собственного смысла жизни, утвер­ждающего меня как совершенство, преисполненное радости и бла­га. Однако многие люди инфантильно рассчитывают достичь ра­дости совершенства, надеясь на то, что весь тяжкий труд обрете­ния себя за них выполнят другие.

Таким образом, онтопсихология — это альтернатива всех наук, всех исследований, задающихся целью создания "теории причин" первичной данности человека.

Мы должны овладеть общими теоретическими знаниями о ре­альности комплексов и механически вводимой негативной матри­це, потому что вызывать определенные следствия можно лишь тогда, когда располагаешь точной теорией, точной причиной.

"Теория" (от греч. θεσς — ρεσμα: самоструящийся Бог, Бог в речении, в становлении) означает: "как Бог проявляется в своем тече­нии", то есть как бытие полагает себя феноменом, становится истори­ческим событием. Вершение этой божественной поступи и создает вся­кое существование — как отдельного индивида, так и многих, как одного измерения, так и множества. Именно это божественное ше­ствие и составляет энергетическую возможность любой событийности.

Итак, отследить теорию или primum movens, уловить на миг интенциональность, которая задает форму, актуализирующую всю совокупную реальность, в том числе и индивида, значит постичь сущность моего действия и найти ту решающую определенность, которая обосновывает любой акт — мой и всего, что мне близко.

Для более глубокого понимания многих приводимых здесь утверждений см. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. К сожалению, эпистемологические отличия онтопсихо­логии от других наук, не будучи проверенными на личном опыте, остаются для читателя абсурдными, что делает излишними всякие сравнения и аналогии.

8

Постигнув теорию, необходимо уловить причину, которая слу­жит началом, задает "как" моего факта "здесь и сейчас", следова­тельно, представляет собой "сущность в себе" события. Следова­тельно, "теория" в онтопсихологическом смысле означает: "интен­циональность в акте бытия, устанавливающего себя историческим феноменом".

Пресловутое рассмотрение отношений субъект-объект не пред­полагается "сущностью в себе" человека. Бытие, как бы оно ни проявлялось, остается всегда интимно близким себе самому. До­пустив возможность отстранения бытия от самого себя хотя бы на мгновение, мы придем к непреложному выводу, что все пред­стающее в качестве объекта не существует; или бытие всегда сокровенно близко себе самому, и тогда всякое существование возможно, или же возможно только ничто. Итак, фундаменталь­ная проверка показывает, что объект есть ничто, точнее говоря, объекта нет5.

Актуальность семантической интенциональности, реализуемая онто Ин-се6 в своем становлении, распознает, понимает и всегда встречает другое в сокровенности себя самого. Первая и высшая реальность человека познает всякую вещь изнутри себя. "Omnis decor eius ab intus", то есть вся красота, вся благодать, вся сила проистекают изнутри. "Царствие Божие внутрь вас есть"; "Закон человека — сердце его". В этих великих библейских положениях выражена непреходящая мудрость: речь идет о том, что свойственно человеку, но утрачено им.

Итак, бытие, порождая себя, себя провоцирует, встречается с собой внутри человеческого существа; причина успеха или паде­ния человека коренится исключительно в его внутреннем мире.

Дихотомия "субъект-объект" служит практической иллюстра­цией, проекцией расщепленного состояния внутреннего мира че­ловека, вследствие чего каждый из нас обладает разумом и созна-

Данная тема исчерпывающе представлена в книге A. Meneghetti. L' In Se' dell'uomo. "La conoscenza come esperienza dell'In Se' ". — Roma: Psicologica Ed., 1999.

Онто Ин-се — принцип самоорганизации индивида, первая реальность в любом смысле. Подробнее см. А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1996, с. 113-139.

9

нием, отделенными от сущности действия. Но как могла произой­ти в культуре абсолютизация расщепления человека?

Внедрившись в человека, механистический принцип, или мо­нитор отклонения7 программирует его на разрушение. Утвержде­ние приоритета объективной данности, констатация положения: "Я — здесь, все остальное — там" вынуждает субъекта считаться с ней. Поэтому человек познается и оценивается, только если про­являет себя, воздействуя на реальность в объективно проверяемом опыте. Человек, принудительно отстраненный от своего онто Ин-се, уже теряет самого себя, становится расщепленным и управля­ется, программируется внешней предметной данностью, то есть программируется на отчуждение.

Монитор отклонения выталкивает человека из собственного он­тического центра, после чего тем или иным образом программиру­ет его. Программа поддерживает разделение "субъект-объект", обя­зательное для манипулирования человеком. Напротив, человек, сумевший полностью вернуться к себе, переместившись от своей сознательной эгоической структуры к "сущности в себе" полагаю­щего его акта, спокойно все чувствует и осознает, не нуждаясь в памяти и сопоставлениях, так как познает всякий акт изнутри. Я — это акт того, что я знаю; я исполняю то, что знаю, и в этом акте все возможно, потому что "я есть". Все то, что есть, — мне близ­ко, в онтической семантике мне все знакомо и родственно, все — мое, все — это я.

Именно таков исходный смысл утверждения: "Поступай с дру­гими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой". Речь идет не о слабости, не об уступке или снисхождении: это простая норма истинного, аутентичного и не разъединенного с целым человечес­кого существа.

Итак, с момента внедрения монитора отклонения субъект по­знает себя через объект, постигает себя извне. Под "объектом" я понимаю всякую реальность, чуждую субъективному внутреннему

Монитор отклонения — психоделическая структура, замещающая и де­формирующая проекции реального; механизм, симбиотизировавшийся с психо­органикой субъекта. Подробнее см. А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии, с. 150-158, а также A. Meneghetti. Il monitor di deflessione nella psiche umana. — Roma: Psicologica Ed., 1995.

10

миру, который является отправной точкой для исследования на­шей личности, нашей самостийной данности. В сущности, ошибка заключается в постижении себя через другое — постоянное и кате­горичное. Субъект, идя к себе от объекта, теряет силы, вкладывая свою энергию8 во внешнюю объективную данность, и отчуждается от самого себя.

Существующая система познания, не меняющаяся с течением времени, в реальности ведет к уподоблению человека объекту, то есть к потере им своей сути, к утрате души. Но чего стоит обрете­ние любого знания, если человек при этом теряет душу свою?

Ошибка происходит, потому что подпитывается изнутри.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБРАЗ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ: КИНЕМАТОГРАФ

Глава первая. Образ

1.1. Метафизика образа

Индивидуация — это место действия силы онто Ин-се челове­ка. Это феномен, в котором идентифицируется ноумен. "Бытие в себе" не опосредуется, не мыслит, не эволюционирует, оно просто есть. Однако бесконечная возможность отражения является толь­ко одним из моментов, в которых бытие решает стать действием, в коем оно отражает себя как образ9.

Способность человека к порождению образов, его близость образам, обусловлена эйдетической функцией. Следовательно, образ позволяет нам понять происходящее внутри нас: образ, улов­ленный в своем исходном проявлении, будучи непосредственным отражением действия, является прямым посредником к становя­щемуся Ин-се. Ин-се жизни есть психика, и в своей функции представляет собой эйдетическое действие, или действие, ко­торое самоотражается в своем исполнении.

Образ ценен как игра "здесь и сейчас", ничего не отнимающая и ничего не добавляющая к тому, чем человек уже "является". Человек — составляющая вечного порождения, и каждая его мысль, образ или действие представляют собой возможность осознания10.

9Онтопсихологическое исследование обнаружило пять уровней образа: чув­ственно-видимый (примитивное повторение реальности); рефлективный или пси­хологический; образ сферы бессознательного (охватывает фантазию, онейрическую реальность (или реальность сновидений), искусство); метафизический об­раз (мир форм, регулирующих существование человека) и образы, пока не ставшие человеческими. Подробнее см. A. Meneghetti. L'immagine alfabeto dell'energia. - Roma: Psicologica Ed., 1992.

10 Сознание — это момент co-бытия, в котором и образ также умирает, пресуществляясь в то запредельное, которое всегда присутствует в своей фено­менологической данности. Человек — это сознающее себя слово целого.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алхимия Артистического Мастерства книга

    Книга
    Прежде всего, я хочу поднести эту книгу моим драгоценным учителям: маме, подарившей мне детство, наполненное мощными артистическими впечатлениями; моему первому учителю, режиссеру театра «Ильмаринне» Юрию Михалеву, благословившему мои первые сценические
  2. Н. Б. Кириллова Медиакультура: от модерна к постмодерну Москва, 2005. Кириллова Н. Б

    Документ
    Мы живем в интересную эпоху, которую современные исследователи называют по-разному. Для одних это период развития «постиндустриального общества», для других — «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «постмодернистскую ситуацию»,
  3. Самоосвобождающаяся игра или Алхимия Артистического Мастерства

    Документ
    Эта, крайне спорная и противоречивая книга, представляет собой предельно сжатый экскурс в несколько тем, - моей индивидуальной, как я ее называю, «мифо-технологии» игры.
  4. Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг

    Интервью
    В сборник включены статьи и фрагменты теоретических работ, принадлежащие перу видных французских кинематографистов 1920-х гг. Среди них - труды Л. Деллюка, Ж.
  5. Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве

    Реферат
    Экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.) - одна из примет нашего времени.

Другие похожие документы..