Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
рак, мышка да жук» 1 Литовская сказка «Кто угадает?» 1 1 Мордовская сказка «Как собака друга искала» 1 1 Нанайская сказка Пудин и лягушка» 1 1 Нганас...полностью>>
'Закон'
Действующее национальное законодательство направлено на предупреждение банкротства. Экономическая несостоятельность и банкротство законодателем приве...полностью>>
'Заседание'
Анализ репозиционных возможностей транспедикулярного остеосинтеза грудного и поясничного отделов позвоночника при повреждениях, сопровождающихся трав...полностью>>
'Методические указания'
Курсовая работа студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» специализации «Туризм» является одной из основных форм самостоятельной ...полностью>>

Эмпирическое исследование влияния творческих способностей на уровень интеллектуального развития детей старшего подросткового возраста

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ.

    1. ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ» И «ИНТЕЛЛЕКТ» С ПОЗИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ…………………...6

1.2.СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………...11

1.3.ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………….28

2.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………30

2.3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ……………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...41

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым В.Н. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).

Целью современной системы образования является гармонично развитая личность, в которой устранены явные противоречия. Образовательный процесс, как часть системы формирования личности сложен и неоднозначен. Одной из проблем и системы образования и личности является пара противоречий «креативность и интеллект». Интеллект – это способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция и т.п. [7]

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Проблемами развития креативности занимались такие известные ученые, как Б.Т. Войцеховский, А.Н. Богатырев, В.П. Белов, И.И. Соколов, П.А. Знаменский, С.И. Иванов и многие другие. Последние исследования связи креативности и интеллекта говорят о том, что не существует никакой корреляции между данными компонентами. Конечно, для того, чтобы личность была готова к творчеству необходим определенный уровень развития интеллекта, но после превышения этого порога творческие способности не зависят от интеллектуальных. [17]

На современном этапе при реализации образовательного процесса часто делается перегиб в сторону развития интеллектуальных способностей, а развитие способности к творчеству, как правило, остается в стороне. Если говорить о начальной школе, то использование различных методов стимулирования творческой активности присутствует в образовательном процессе, но на дальнейших этапах (в старшей школе) все больше подменяется развитием чисто интеллектуальных способностей. Хотя в жизни, когда человек сталкивается с той или иной задачей, и она требует от него новаторского решения. Применения только интеллектуальных навыков недостаточно, данные задачи не имеют единственно правильный вариант решения и требуют от человека именно творческого подхода.

«Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот» - так утверждали практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) [5]

Таким образом, перед педагогами встает проблема активизации творческой активности детей, процесса проведения учебно-творческой деятельности. Вопрос о роли творчества в развитии личности школьника в психологии и педагогике еще не раскрыт до конца, но очень актуален и требует более тщательного и глубокого изучения. Этим и определяется актуальность данной проблемы.

Наше видение данной проблемы и определило выбор темы курсового проекта: «Роль творческих способностей в интеллектуальном развитии учащихся старшего подросткового возраста».

Цель исследования — выявление роли креативных способностей в интеллектуальном развитии учащихся старшего подросткового возраста.

Объект исследования — школьники старшего подросткового возраста.

Предмет исследования — процесс креативного и интеллектуального развития старшеклассников.

Гипотеза исследования – старшие подростки, обучающиеся в классе художественно-эстетической направленности (обладающие креативными способностями) имеют более уровень интеллекта по сравнению с учащимися, обучающимися по традиционной программе (обладающие более низким уровнем креативных способностей, либо не обладающие таковыми).

Исходя из поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть психолого-педагогические основы понятий креативность и интеллект;

  • Определить соотношение креативности и интеллекта с позиций зарубежной и отечественной психологии;

  • Проанализировать возрастные особенности проявления креативности и интеллектуального развития детей старшего подросткового возраста;

  • Провести исследование влияния творческих способностей на интеллектуальное развитие детей старшего подросткового возраста.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

  • Анализ и обобщение передового опыта по данной проблеме;

  • Наблюдение;

  • Методика «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)», Р. Кеттелла;

  • Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эмпирического исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ.

1.1. ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ» И «ИНТЕЛЛЕКТ» С ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. [16]

Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки зрения придерживаются С.Л. Рубинштейн и др. [16] Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Ж. Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. [7] Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Д. Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Д. Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности). Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или кристаллизованным интеллектом. Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Коэффициент генетической детерминации общего интеллекта составляет от 0,4 до 0,66. Он максимален для вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и сенсорных способностей. В целом, можно отметить, что чем больше связана конкретная способность с общей, тем выше генетическая детерминированность (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение среды и наследственности в общих и специальных способностях (по Дружинину). [8]

Динамика интеллекта зависит от характера деятельности, степени активности и вовлеченности интеллекта в деятельность человека. Социальные факторы, способствующие развитию интеллекта, зависят от возраста. Так, в дошкольном возрасте - это уровень образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков и умений. В школьном возрасте развитию интеллекта способствуют стремление к высоким достижениям, соревновательность, любознательность.

Вторым фактором общих способностей является креативность, творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. [15]

Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству. [5]

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Д. Гилфорд, Е.П. Торранс). Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [1]. Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [11].

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Н. А. Витлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г. Комарова, и др.). Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения относит:

  • Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

  • Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [9].

Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). [14] Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  • оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

  • семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

  • образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

  • семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. [3]

Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

  • способность к обнаружению и постановки проблем;

  • способность к генерированию большого числа идей;

  • гибкость – способность к продуцированию различных идей;

  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  • способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [11].

Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью. Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской работы. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, некомфортен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх [1].

Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность рассматривается как способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. [2]

1.2. РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ УЧАЩИХСЯ.

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн). [12] Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др). [7] Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. [13]

Существует три основных подхода к соотношению интеллекта и креативности [5].

Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Д.Б.Богоявленская, например, вводит понятие креативной активности, которая свойственна креативным типам личности. Их творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении личности преодолевать заданные рамки.

Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). [14] В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Творческие способности существуют самостоятельно и практически не зависят от интеллекта (Я.А.Пономарёв, Е.П. Торранс и др.) [7] Творческие способности, согласно сторонникам данной позиции, проявляются по достижении определённого уровня интеллекта (например, по Е.Торрансу, при IQ > 120). То есть, нет творцов с низким уровнем интеллекта, но есть интеллектуалы с низким уровнем творчества.

Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.). [5] В концепции Торренса, названной "теория интеллектуального порога", автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность. Творческие способности адекватны интеллектуальным, то есть чем выше креативность, тем выше интеллект и наоборот. Отдельных творческих процессов без соответствующих им интеллектуальных процессов не существует (R.Sternberg и др.) [13] Данная точка зрения, которую разделяют многие специалисты в области интеллекта, не очевидна для некоторых отечественных психологов (В.Н.Дружинин). [11]

Для построения теории креативного обучения необходимо определить соотношение между различными видами способностей: эвристическими, креативными и иными. Способность, соответствующую творческой деятельности, учёные предложили называть креативностью. В педагогике под креативностью чаще всего понимают такие различные способности, как изобретательность, оригинальность, фантазия, интуиция, способность решения проблем и т.д. [8]

Креативность является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эвристическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества и опосредованной деятельности у учащегося непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах учащегося, необходима организационно-методологическая деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способностей. Таким образом, триединство таких сущностей человека, как когнитивность, креативность и оргдеятельность составляют основание того, что мы называем эвристическими способностями. Раскроем содержание трех данных групп качеств:

Когнитивные качества необходимы человеку в процессе познания окружающей действительности (объектов внешнего мира), распределенной в соответствии с общеобразовательными областями и учебными курсами:

- физические и физиологические качества: умения видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса; развитая работоспособность, энергетичность;

- интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, "коэффициент интеллекта", осмысленность, обоснованность, аргументированность, способности к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств;

- пытливость, проницательность, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, владеть способами решения различных задач, делать выводы и обобщения;

- владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; умение аргументировать свои знания и полученные результаты;

- способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам; умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор;

- структурно-системное видение изучаемых областей в их пространственной и временной иерархии; отыскание связей объектов, их причин, связанных с ними проблем; владение общим подходом к выяснению сути любых объектов и явлений (природы, культуры, политики и др.), разнонаучное видение;

- выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, отыскание соподчиняющих связей между ними; видение иерархии, новых функций и связей известных объектов; способность отыскания причин происхождения объекта, способность находить смысл объекта, его источник; различение фактов и нефактов об объекте;

- наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов; владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук, нестандартность мышления;

- умение сопоставлять культурно-исторические аналоги со своими образовательными продуктами и результатами одноклассников, вычленять их сходства и отличия, переопределять или дорабатывать собственные образовательные результаты;

- способность отыскания причин происхождения культурно-исторического объекта или явления, умение определять его структуру и строение, находить связи с родственными идеальными объектами, строить систему идеальных объектов, выстраивать их иерархию на основе сформулированных принципов и критериев; умение отыскивать системы связей культурно-исторического явления с соответствующими реальными объектами;

- способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы, строить на их основе свою последующую деятельность.

Креативные качества обеспечивают условия создания учеником творческого продукта в общеобразовательном процессе:

- эмоциально-образные качества: вдохновлённость, одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество;

- инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, ассертивность;

- способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с людьми, текстом, другими объектами познания;

- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, сочетающееся с умением выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе, в семье, в иной социальной среде;

- проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот; преодоление стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы;

- умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта;

- прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста

    Документ
    Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму.
  2. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

    Закон
    Социально-психологические качества личности (коммуникативная компетентность и т.п.) в зависимости от различных факторов (пол, возраст, социальная ситуация развития и т.
  3. Влияние мотивационного

    Книга
    Рецензенты: Л.Ф.Алексеева - доктор психологических наук, профессор (Томский государственный педагогический университет) Т.Л. Миронова - доктор психологических наук,
  4. Исследование на выявление уровня эмпатии. 45

    Исследование
    ВВЕДЕНИЕ 11. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. 61.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК (СЕРЕДИНА XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.) 91.1.1. Смольный институт.
  5. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза 19. 00. 10 коррекционная психология

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» на кафедре возрастной и педагогической психологии

Другие похожие документы..