Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фратини С. Чудеса природы/Пер. с фр. М. Пузакова.-М.:АСТ и др., 2001.-236 с.:ил.-(Детское справочное бюро).- Указ. рекордов: с.234-235.-ISBN 5-17-011-...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка специалистов неэлектротехнических профилей в области теоретических основ электротех...полностью>>
'Документ'
Моральна свідомість, моральні норми і принципи, цінності і орієнтації, шляхи їх формування. Первісні форми регуляції людської поведінки. Процес виокр...полностью>>
'Документ'
Период оформления идеологии сибирского областничества занял почти пятнадцать лет — с начала 60-х до середины 70-х годов XIX в. За это время ведущие т...полностью>>

Е. И. Пугачёва. 7 класс Методическая разработка

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  • Перестройка.  Экономические реформы. 11 класс

  • Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. 7 класс

Методическая разработка урока

по истории в 11 классе

Перестройка.  Экономические реформы.

Учитель истории 1 категории   Сабурова И.В.

                                                                                       

      Раздел:  СССР на этапе перестройки.

Тема: «Перестройка. Экономические реформы».

Цель: познакомить учащихся с хронологическими этапами Перестройки, экономическими реформами этого периода.

Задачи:

Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2) обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт», «самоокупаемость»; 4) понять суть экономических реформ.

Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, плакатами-карикатурами, таблицами), с терминологией, понятиями.

2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке.

Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

Оборудование:

1)Учебник: «История России XX век» - А.А. Данилов  Л.Г. Косулина; 2) Плакаты на доске; 3) Раздаточный материал: журналы, документы,  индивидуальные, групповые задания; дидактический материал: памятки.

 

План урока.

 

1.     Организационный момент.                                                                2 мин.

2.     Постановка целей и задач.                                                                 3 мин.

3.     Подготовка к восприятию нового материала (опрос по вопросам домашнего задания).                                                                          10 мин.

4.     Изучение новой темы.

            а) сформулировать причины перестройки                                  5 мин.

            б) «раскрыть понятие перестройка»

            в) работа с учебником: поиск экономических реформ              3 мин.

            г) работа по группам:                                                                    5 мин.

        с документом;

        с таблицей;

        с учебником;

        с плакатами;

        индивидуальная работа с документом «программа 500 дней»

                    д) отчёт о выполненной работе.                                              10 мин.

                     

     5. Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой)                                             3 мин.            

     6. Подведение итогов, выставление оценок.                                           4 мин.

     7. Домашнее задание.

 

                                                     Ход  урока.

1.     Организационный момент.

2.     Постановка целей, задач, оборудование.

На доске – Раздел: СССР на этапе перестройки (Горбачёв М. С. и его время).

Учитель: Этому разделу мы посвятим несколько уроков, так как он охватывает длительный период (1985–1991г.г.) и разные сферы общественной жизни.

Какие сферы общественной жизни вы знаете?

Ученики: Политическая, социальная, экономическая, духовная сферы общественной жизни.

Учитель: Тема сегодняшнего урока:

«Перестройка. Экономические реформы».                                             Cлайд 2

Как вы думаете, что станет предметом нашего внимания?

Ученики: Период перестройки, экономические реформы, проводимые

М.С. Горбачёвым.

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики: выявим причины перестройки, дадим понятие «перестройка», будем говорить о реформировании экономики нашей страны. ……

Учитель: Зачем нам нужно знать этот период?

Ученики: Наша история, в этот период жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы, старшие братья и сёстры, произошли большие перемены во всех сферах жизни общества. ……

Учитель: Запишите в тетрадь тему урока.

3.     Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Начало переменам было положено 11 марта 1985 года, избранием на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва.                 Cлайд 3

Как вы считаете, почему личность М.С. Горбачёва вызывала симпатии со стороны общественности?       (вопрос из анкеты для родителей)

Ученики: Был открыт для общения с простыми гражданами, что было не характерно для его предшественников, не уходил от острых вопросов, признавал, что уровень жизни Советских людей значительно отстаёт от уровня жизни в США и других высокоразвитых стран, давал множественные обещания о решении продовольственных проблем.

Учитель: Назовите отрицательные итоги периода застоя? (опрос по домашнему заданию)

Ученик 1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне не эффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

      Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли в низ плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда. Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.

Ученик 3 . С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. Те средства, которые шли на гонку вооружения могли быть использованы на повышение жизненного уровня советских людей, напротив, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни людей, а порой подрывали его. Проводилась борьба с дессиденством (инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию). Стало широко применяться практика заключения в специальные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ.

 Ученик 4. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

 К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей. Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала Афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 80-х гг. СССР вновь оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Учитель: Как отражался негатив застоя на жизни общества? Был ли это кризис экономики?

Ученик 5.  Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.

Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В тоже время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 – 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза; рыбы и рыбопродуктов в 12,4 раза; растительного масла в 12,8 раза; зерна в 13,8 раза; масла животного в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти: доля топлево-сырьевого экспорта поднялась с 16,2% до 54,4%, а доля машин и оборудования упала с 20,7% до 12,5 %.

   Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения упал с 5,9% в 1966 – 1970 гг. до 2,1%  в 1981 – 1985 гг.

    Рост дефицита товаров народного потребления, и продуктов питания.

Ученик 6. К середине 80-х годов 20 млн. хронических алкоголиков, не поддающихся лечению  на страну, насчитывающую 280 млн. человек. Официальные лица утверждали, что доход от алкогольной торговли достигал 60 млрд. рублей. Однако в годы гласности новый генсек назвал другую цифру – 150 млрд. рублей. Их называли «пьяные годы». Росло социальное иждивенчество, которое устраивало 60 – 70%  «работников». Жизнь становилась сплошным праздником.

    Каждое воскресенье – День какой-нибудь профессии. Золотой запас страны сократился с 2050 до 577 тонн – его проели, пропили (как и доходы от нефти, оружия, водки).

            4. Изучение новой темы.

Учитель: Вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. На слайде 4    представлены предпосылки перестройки. Попробуйте сформулировать причины перестройки. (работа парами, обсуждение 2 мин.)

Ученики:

1. Падение производительности труда.

2. Падение темпов роста промышленного производства.

3. Научно-технический разрыв с Западом.

4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).

5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.

6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.

7. Не эффективное использование финансовых средств.

8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.

     9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.

Учитель: В тетрадь записывается тема урока, хронологические рамки перестройки. Слайд 5        

 Так что же такое «Перестройка »?             Слайд 6                              

 Определение понятия «Перестройка» (на рабочем листе)

Перестройка – стратегический курс, выработанный КПСС на XXVII съезде партии, направленный на глубокое, радикальное обновление всех сторон жизни советского общества, придание социализму самых современных форм организации, наиболее полное раскрытие его достоинств во всех аспектах: экономическом, социально-политическом и идеологическом.

Учитель: Как объяснял М.С. Горбачёв необходимость перестройки и в чем видел её суть?                                                                                      

 Фонограмма речи Горбачёва (прослушивается);                                    Слайд 6

Учитель: Используя текст учебника, начните заполнять таблицу «Эволюция перестройки» и внесите в каждый этап пункты по реформированию экономики (используется рабочий лист урока, как раздаточный материал).     

Ученики:   (парная работа, 3 мин.)  Данные проделанной работы комментируются  учащимися и проверяются.                                         Слайд 7

         Таблица1                                         «Эволюция перестройки».                                                                                 

апрель 1985 –

первая пол. 1987 года

вторая пол. 1987 –

первая пол. 1989 года

вторая пол. 1989 –

первая пол. 1991года

Экономическая

1.Антиалкогольная компания;1. Расширение самостоят. гос. предприятий на принципах хозрасчёта и самоокупаемости;Экономические программы: 

Учитель: Давайте разберём новые термины урока, которые у Вас имеются на рабочих листах урока:

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, который предполагает достаточную прибыльность, рентабельность и самоокупаемость предприятий.

Самофинансирование – предприятие само окупает все затраты на производство, не требуя дополнительного финансирования.

                                (термины лучше дать в виде раздаточного материала)

Учитель: Класс делится на группы (дифферецированный подход).

                 Раздаются задания.

1 группа. Работа с документом «Главный вопрос… в том, как и за счёт чего страна может добиться экономического развития». Из доклада М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Вопрос звучит в названии документа. При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

2 группа. Анализ таблицы «Сравнительная производительность труда в СССР и США»  (Производительность труда в США – 100%)

1960 – 1969 г.г.

1970 – 1979 г.г.

1980 – 1986 г.г.

в промышленности  44%

в промышленности 53%

в промышленности 55%

сельском хозяйстве 25%

 

 Анализ таблицы «Экономическое развитие СССР».

Среднегодовые показатели, %

1986

1987

1988

1989

1990

Темпы прироста производительности труда.

 

    2,1

 

1,6

 

4,8

 

2,2

 

-3

Найдите подтверждение своих выводов в тексте учебника.

3 группа. Учащиеся анализируют предложенные учителем статью «Нужен успех и не дутый! Отрезвление без умаления» из журнала «Трезвость и культура» № 10 1988 г. и плакаты, которые вывешиваются на доску:

1. Плакат «Найти и обезвредить», авторы: С. Гулевский и Ю. Гулевская;

2. Плакат «ТК», автор Ю. Леонов;

3. «Освободись от того, что мешает», автор В.И. Вештан.

Что между ними общего?

Ученик. Индивидуальное задание: Проанализировать отрывок из программы «500 дней». При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

1. Какое значение для ускорения экономического развития могла сыграть программа «500 дней»?

  -  Личная заинтересованность в своём труде, чтобы каждый на своём месте работал добросовестно и с полной отдачей.

2. В чём суть программы «500 дней»?

  -  Переход к рыночной экономике. Провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный уровень граждан и преодолеть отставание от других стран.

3. Почему рыночная экономика не была принята на этапе перестройки?

 -  Эта программа значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы.

Возможные ответы учащихся, которые работали в группах:

Группа 1.

       «Главный вопрос… в том, как и за счёт чего страна может добиться ускорения экономического развития». Из доклада М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 год.

       «Страна может добиться ускорения   экономического развития, если поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно- экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своём месте работал добросовестно и полной отдачей».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическая разработка урока «Властитель слабый и лукавый…»

    Методическая разработка
    Аннотация: Представлена методическая разработка урока «Властитель слабый и лукавый…»(или почему не пошла перестройка у Александра I) для 8 класса, это заключительный урок в разделе « Россия при Александре I ».
  2. Рабочая программа по литературе в 8 классе Учитель: Плахих И. В

    Рабочая программа
    Авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, В.И.Полухин); под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008г.
  3. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово» (1)

    Реферат
    В 2007-2008 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации продолжают постепенный переход на новые образовательные стандарты, утверждённые в 2004 г.
  4. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово» (2)

    Реферат
    В 2006-2007 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации продолжают постепенный переход на новые образовательные стандарты, утверждённые в 2004 г.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлена доктором исторических наук, профессором Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е.

Другие похожие документы..