Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Судовые механики должны обладать широким диапазоном профессиональных знаний и навыков: от работы с ручным инструментом до использования компьютерных ...полностью>>
'Документ'
7 октября 2011 года в Москве стартует VI Фестиваль науки, организованный Московским государственный университетом имени М.В. Ломносова совместно с пр...полностью>>
'Документ'
ВВЕДЕНИЕ Функциональная кишечная непроходимость (ФКН) является тяжелым осложнением многих хирургических и соматических заболеваний. Нередко она сама ...полностью>>
'Рабочая программа'
Обеспечить будущим инженерам широкий профиль знаний общих методов исследования и проектирования схем механизмов, необходимых для создания машин, уста...полностью>>

И. Логвинов, С. Сарычев, А. Силаков

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Понятийная схема конфликта

Большинство конфликтов, которые имеют место в системе образования (в континууме учитель—ученик и учитель—класс), имеют ярко выраженную социально-психологическую направленность.

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта,

условия протекания конфликта,

образы конфликтной ситуации,

возможные действия участников конфликта,

исходы конфликтных действий.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы (последствия, результаты конфликтных действий) органично вплетены в самый конфликт. Прежде всего, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение.

Психологические стрессоры в деятельности педагога

Первоначально в науке стресс рассматривался только как сугубо негативное физиологическое явление, но вскоре выяснилось, что в условиях стресса разные люди ведут себя по-разному, у одних он порождает реакцию негативную, разрушительную, которую Г. Селье назвал дистрессом, а других мобилизует, возбуждает, что было названо эустрессом.

Впоследствии было установлено, что стресс может вызываться психологическими причинами.

Среди них в первую очередь называют межличностные отношения, необходимость уживаться с другими людьми.

Вторая группа причин, вызывающих психологический стресс, связана с наличием и переживанием личностных проблем.

И, наконец, серьезнейшим источником стресса является профессиональная деятельность человека.

В условиях конфликта, приводящего к стрессовой ситуации, у одних, как известно, проявляется бурная реакция соперничества и борьбы, а другим свойственна пассивность и подавленное состояние.

После перенапряжения интеллектуальных, эмоциональных и просто физических сил и способностей наступает спад, возникает чувство усталости и недовольства.

Чрезмерно длительная и напряженная стрессовая ситуация неизбежно приводит организм к гибели.

Естественно, возникает вопрос: а нельзя ли избежать стрессовых ситуаций? Г. Селье полагал, что нет. «Отсутствие стресса означает смерть. Надо не бежать от стресса, а наслаждаться им», — писал он.

Необходимо научиться выходить из стрессовой ситуации с наименьшими потерями, а еще лучше знать и предвидеть все то, что способствует и приводит к стрессовой ситуации.

Педагогические способности

Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Так, Ф. П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

> дидактические способности (позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся);

> экспрессивные способности (позволяют учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала);

> перцептивные способности (выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых);

> организаторские способности (обеспечивают дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся);

> суггестивные способности (способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах);

> академические способности (они связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки).

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению.

Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми.

Для этого необходимо:

> не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

> не противопоставлять сильных слабым;

> не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

> замечать даже небольшие успехи слабых учеников, по не подчеркивать это резко;

> воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

> формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Стили педагогического руководства

Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися.

При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.

Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями.

В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями.

Наблюдается возрастное своеобразие в протекании конфликтов.

В начальных классах он проявляется как недовольство ученика учителем.

У подростков нередки открытые столкновения с учителем.

В старших классах конфликт может принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя. Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных (характерологические особенности личности учителя) и объективных факторов (стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в учительском коллективе и ряд других факторов).

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

> в темпераменте;

> в характере реакции на те или иные педагогические ситуации, в выборе методов обучения;

> в подборе средств воспитания;

> в стиле педагогического общения;

> в реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

> в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей другими бесперспективны, поскольку такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются иными.

Функции педагогической деятельности

А. И. Щербаков выделяет психологические функции педагогической деятельности.

информационная функция (владение материалом и искусством его подачи);

развивающая (управление развитием личности школьника в целом);

ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы);

мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);

исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Структура педагогической деятельности

Выделяют три компонента педагогической деятельности:

> конструктивный;

> организаторский;

> коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

Организаторский компонент. Организаторский компонент включает в себя три направления: организацию своего изложения; организацию своего поведения на уроке; организацию деятельности детей, постоянную активизацию их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение, но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный,

эмоционально-положительный пассивный,

эмоционально-отрицательный активный,

эмоционально-отрицательный пассивный,

неуравновешенный.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода как одной из сторон коммуникативной деятельности человека также определяет успех его работы.

Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них.

Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

Функции учителя

В Толковом словаре В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта учениками и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1. Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т. е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, опираясь на социально-психологические механизмы функционирования детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Задачи педагогического общения

Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка, предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но перегруженны, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

> взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

> взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

> мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

> взаимодействие и организация совместной деятельности;

> разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

> взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату.

Педагогический такт и его структура

Педагогический такт в широком понимании — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспитательного влияния. Тактичный учитель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов, но и умело, разумно ими пользуется.

И. В. Страхов утверждает, что по своей психолого-псдагогичсской характеристике педагогический такт представляет собой сложное явление.

И. В. Страхов исследовал индивидуальные особенности проявления педагогического такта и выявил его индивидуальные различия.

1. Индивидуальные особенности интеллектуальной основы педагогического такта. Тонкости наблюдательности, се познавательная углубленность влияют на педагогическую эффективность такта, а также индивидуальные различия образов памяти, воображения и осмысление учителем способов воспитательного влияния па учеников.

2. Индивидуальные различия речевой культуры учителя. Речевые средства воздействия должны быть подчинены решаемой педагогической задаче; отбор и применение этих средств необходимо соотнести с особенностями личности школьника, его подготовкой и психическим состоянием.

3. Различия в характерологической основе. Особенности педагогического такта зависят также от многосторонности развития волевых и эмоциональных свойств характера и различий в состояниях учителя на уроках.

4. Типологические особенности темперамента учителя. Темперамент выражается в эмоционально-динамических особенностях поведения.

5. Индивидуальные различия проявляются в уровне развития педагогического такта. Высокий уровень выражается в глубине воспитательного влияния на личность и коллектив школьников.

6. Значительные индивидуальные различия такта выражаются в его творческом характере. Открытие учителем новых оригинальных методов и приемов воспитательного воздействия существенно отличает такт учителя от однообразия приемов воспитательного воздействия.

Критерии успешности

деятельности педагогического

коллектива

Обучаемость школьников

Воспитанность школьников

Профессиональная квалификация

Личностное caмocoвepшeнcтвoвaниe педагогов

Способность оперативно решать возникающие проблемы

В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.

Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности.

Отношения, которые складываются между учителями, можно условно разделить на официальные и неофициальные.

Первые — общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив.

Вторые — сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями.

Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обучаемость школьников,

их воспитанность,

способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация

и личностное самосовершенствование педагогов.

Условия установления

благоприятной психологической

атмосферы

Благоприятная психологическая атмосфера предполагает наличие в педагогическом коллективе

радости труда,

оптимизма,

радости общения,

доверия,

чувства локтя,

чувства защищенности,

бодрости.

Психологическая атмосфера, благоприятная для развития всех личностей, входящих в коллектив, базируется на сближении целей, ценностей, мотивов и установок членов педагогического коллектива.

Важное значение имеет также единство оценок воспитанников, добровольное принятие и следование единой стратегии педагогических действий, сочетающиеся с инициативным поведением большинства педагогов и их готовностью стать лидером — организатором конкретных дел, направленных на достижение целей коллектива.

Таким образом, деловые (официальные) отношения в условиях благоприятной психологической атмосферы дополняются неформальными отношениями и гармонируют с ними. Все это обеспечивает внутреннее единство коллектива учителей как субъекта совместной педагогической деятельности.

Психологический климат в педагогическом коллективе

Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит и самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. По своему социально-психологическому содержанию он представляет собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в совокупности психологических условий, способствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Характер социально-психологического климата педагогического коллектива в целом зависит от уровня группового развития и в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя.

Для психологического климата педагогического коллектива характерным является оптимальное сочетание ряда его сторон: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей — членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы.

Психологические основы анализа урока


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа по курсу «Психология» для студентов специальности 050303 Иностранный язык

    Программа
    Согласно классификации наук, предложенной в 1981 году Б М. Кедровым, психология занимает центральное место в системе наук. Ее фундаментальные знания, как и знания, полученные при изучении биологии, общественных и других наук, используются

Другие похожие документы..