Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инноваци...полностью>>
'Документ'
Объяснения причин убийственной табачной эпидемии, неудовлетворительного развития противотабачной политики и блокады Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе ...полностью>>
'Документ'
В порядке реализации стратегии инновационного развития Украины Президиум Национальной Академии наук Украины совместно с Министерством образования и н...полностью>>
'Программа'
Долгосрочная целевая программа "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 ...полностью>>

И. Логвинов, С. Сарычев, А. Силаков

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правила предупреждения

конфликтных педагогических

ситуаций (по А. С. Чернышеву)

Корректное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя — не допускать острых педагогических ситуаций.

Для их предотвращения учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Педагогу важно сформировать у себя установку на «педагогическую зоркость» — внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии, умение вдумчиво анализировать случившееся.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Есть два способа воздействия на человека — прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ — традиционный, игнорирующий особенности личности, — основан па волевом давлении на психику ученика и поэтому менее эффективен. Для ученика такое прямое воздействие вдобавок с угрожающими интонациями в голосе и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. Более эффективный способ — второй. Это метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно так можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а также в интересах собственного самоутверждения как личности.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для пего сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации жизнедеятельности людей.

Правила решения конфликтных

педагогических ситуаций

(по А. С. Чернышеву)

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью, с успешной защитой социально значимых норм и ведущих ценностей. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д. Карнеги).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «не бранитесь и не раздражайтесь» (К. Адамецкий).

Правило 2. Задержка реакции.

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия.

Правило 3. Перевод реакции.

Это правило технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.), несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам смысл борьбы.

Правило 4. Рационализация ситуации.

Известно: все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастают.

Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5. Парадоксальная реакция.

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока.

Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующий данное правило, предстает в глазах школьников сильной личностью и приобретает авторитет на длительное время.

Стили поведения в конфликте

В конфликте очень важная роль принадлежит выбору стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Стиль определяется тактикой, с помощью которой вы собираетесь удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Различаются стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества и компромисса.

Каждый из них эффективен только в определенных условиях, и ни один из них нельзя рассматривать априорно как наилучший.

Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда вы наделены властью и уверены, что ваше решение в данной ситуации правильное. Если вы не обладаете реальной властью и ваша точка зрения расходится с мнением власть имущих, вы рискуете обжечься, используя этот стиль поведения в конфликте. Такой подход позволяет завоевывать сторонников, только если он неизменно даст положительные результаты.

Стиль уклонения реализуется, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Он приемлем, если проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить силы на нее или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Стиль уклонения рекомендуется использовать в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым или когда собеседник обладает большей властью. Вы можете изменить тему разговора, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Этот подход бывает полезен, если нет необходимости тотчас же принимать решение. Иногда сто применяют, когда для решения нет достаточной информации.

Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной стороной, не пытаясь отстаивать свои личные интересы. Он хорош, когда исход дела чрезвычайно важен для оппонента и не очень существенен для вас или когда вы не можете одержать верх из-за обладания малой властью.

Следуя стилю сотрудничества, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом и сотрудничать с оппонентом.

Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех «за» и «против».

Правила предупреждения

и решения конфликтов в педагогическом коллективе

Для предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом коллективе можно пользоваться правилами, приведенными ниже.

Не поступай по отношению к другим так, как не хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Дайте людям ощутить свою значимость.

Людям свойственно ощущать свою значимость и непогрешимость. Поэтому не заостряйте внимание на недостатках коллег, а найдите в них те качества, те поступки, которые бы хоть в какой-то степени характеризовали их с положительной стороны. Тем самым вы перекинете мостик от конфронтации к примирению. Признавая достоинства своих оппонентов, вы уже этим самым делаете шаг навстречу к примирению и разрешению конфликта. Это не значит, что следует закрыть глаза на недостатки и упущения в работе, а следует лишь иметь в виду, что если акцентировать внимание на промахах, ошибках коллег, то это значит загнать в тупик прежде всего самого себя.

Разрешая конфликт, четко определите свои цели.

Поэтому, разрешая тот или иной конфликт, стремитесь к конкретизации целей, которые вы для себя ставите в той или иной конфликтной ситуации. Бывает, что вы ставите нереальные цели, но еще хуже, если вы выдвигаете и преследуете ложные цели. Это становится понятным, если вы проведете их элементарный анализ.

Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

При этом используйте прием доброго слова, которое придает нам силы, а иногда и разрешает конфликтную ситуацию. Этих фраз и слов может быть бессчетное количество. Приведем наиболее характерные.

«В последнее время я все чаще ловлю себя на мысли, что я не прав». «Вчера я разговаривал по телефону с вашим сыном, он у вас просто дипломат».

«Людям творческим и неординарным понять друг друга не так-то просто!»

Кроме вышеперечисленных, могут быть рекомендованы и еще несколько правил разрешения конфликта.

Если возникает конфликт, то не поддавайтесь эмоциям и не спешите его форсировать (конфликтуйте не спеша).

Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не зацикливайтесь на самом факте конфликта.

Мысленно проиграйте все позитивные и негативные варианты, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.

Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то хотя бы наиболее прогрессивная его часть.

Типы конфликтов в педагогическом коллективе

Типы конфликтов

Конструктивные

Деструктивные

Конфликты в педагогическом коллективе можно условно разделить на конструктивные и деструктивные.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, затрагивающие принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов, разрешение которых выводит его на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, а часто и разрушительным действиям, которые иногда перерастают в клевету, склоку и другие негативные явления, что влечет резкое снижение эффективности работы педагогического коллектива. Разрешение конфликтной ситуации должно преследовать цель перевода деструктивных конфликтов в конструктивное русло.

Типология конфликтов в младшем школьном возрасте

Анализ и обобщение конфликтов в начальной школе на основе содержания и сценария позволил В. И. Журавлеву условно разделить их па три группы: дидактические, этические и прочие (запредельно-этические).

Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников не отличаются большим разнообразием.

В конфликтах дидактического характера преобладают три группы взаимоотношений педагог—ученик, где возникают психотравмы школьников.

Наиболее неблагоприятное влияние на школьников в этом возрасте оказывают конфликты, которые вызываются неадекватными приемами дисциплинирования младших школьников.

Следующую группу конфликтных ситуаций в начальной школе образуют поступки педагогов, объединенных по отношению к детям термином «дискриминация». В последнюю группу дидактических конфликтов входят ситуации, которые связаны с оценкой успеваемости младших школьников со стороны учителя.

Наиболее же стрессогенными принято считать конфликты, которые связаны с нарушением учителем этики (это может свидетельствовать как о профессиональной слабости педагога, так и о его профессиональной непригодности). К нарушениям педагогической и просто человеческой этики учителями начальных классов относят проявление бескультурья педагога, его бестактности, оскорбительного отношения к малышам.

Наиболее редко встречающимися в начальной школе конфликтами являются так называемые запредельно-этические (по В. И. Журавлеву), которые объединяют конфликтные ситуации, вызванные антипедагогическими формами поведения учителей начальной школы. Все многообразие конфликтов этого типа вызывается словесными оскорблениями (они делаются публично), рукоприкладством, а также вымогательством подарков от родителей через школьников со стороны учителя.

Конфликты в подростковом возрасте

Преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковых классах выступают нарушения учащихся и очень редко педагогов.

Среди фактов негативного поведения выделяются как неспровоцированные, так и вызванные действиями учителей. Индивидуальные и групповые действия подростков очень часто противоречат здравому педагогическому смыслу и возникают как проявления «дикой резвости». В результате обе конфликтующие стороны порой оказываются доведены до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. По этой причине плачут обиженные подростки, плачут оскорбленные учителя.

На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, которые связаны с дидактическими ошибками, и чаще всего в методике оценивания знаний и умений подростков.

В большинстве случаев претензии подростков вызываются фактами несправедливых отметок за письменные и устные ответы. Недовольство и раздражение, даже злобу испытывают те подростки, которым систематически занижают оценку.

Но особенно возмущают подростков разные оценки за одинаковые ошибки в письменных работах. На всю жизнь они запоминают сцены раздраженных криков педагогов по поводу их учебных «успехов».

Причиной раздражения и вражды к педагогам относятся факты дискриминации при выставлении оценок определенным категориям школьников.

На третьем месте у подростков находятся конфликты, которые связаны с методикой обучения. К числу осознаваемых школьниками промахов педагога на уроках относятся разнообразные отступления от требований к организации контроля знаний учащихся.

Репутация учителя часто падает из-за нервной реакции на рассуждения подростков о том, что данный предмет в жизни пригодится не всем и многие могут обойтись без него, из-за неумения распределять темы равномерно, в результате чего в конце четверти начинается спешка.

К конфликтам в тактике взаимодействия педагогов с подростками относят неправомерные действия учителей, такие как мстительность и дискриминация в отношении к отдельным подросткам, а также грубое открытое или маскируемое нарушение педагогической этики.

Конфликты этики в подростковом возрасте вызываются такими действиями учителя, как преследование со стороны педагога авторов записок, которые передаются во время уроков от мальчиков девочкам и наоборот; оскорбительные, унижающие человеческое достоинство словесные надругательства над провинившимися школьниками; физические меры воздействия на школьников.

Типы общительности подростков как фактор конфликта

Как свидетельствуют результаты психологических исследований, на характер педагогического конфликта, его остроту оказывает сильное влияние тип общительности учащегося. Особенно это актуально в подростковом возрасте. Выявлено три разновидности общительности подростков.

1. Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с собакой, кошкой или с предметами, делами, которыми лучше заниматься в одиночку.

2. Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта, и наоборот.

3. Школьники, склонные к групповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения по месту жительства как со здоровыми, так и с предосудительными программами взаимодействия.

Если первый тип школьника в условиях конфликта переживает нервные потрясения сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности подростков находятся естественные внешние защитные средства.

Причины конфликтов в старшем школьном возрасте

При рассмотрении конфликтов в юношеском возрасте необходимо учитывать специфическую психологическую атмосферу накануне окончания старшеклассниками школы. Любые конфликты с учителями в этот период могут негативно сказаться на первых периодах вхождения выпускников во взрослую жизнь.

Нарушение дисциплины у старшеклассников может проявляться в следующих формах:

невыполнении ученических обязанностей, непослушании, неподчинении требованиям учителей;

курении, коллективных и индивидуальных пропусках занятий, обмане учителей в виде мошенничества;

межученической вражде, драках, групповых разборках, запугивании физически более слабых, психологическом и физическом терроризировании отдельных школьников сплоченными группами старшеклассников.

К конфликтогенному поведению педагогов в старших классах относится:

-неспособность управлять познавательной работой молодых людей во время урока;

-потеря учителем границы возможной близости к учащимся;

-научная узость и отсутствие эрудиции у педагога в преподаваемом предмете;

-противоречия при оценивании знаний учащихся,

-а также поведение учителей, которое приводит к нарушению нормальных человеческих отношений со старшеклассниками (вспышки по пустякам, крикливость, преследование школьников по пустякам, использование детских методов дисциплинирования, дискриминация по отношению к учащимся и т. д.).

Конфликты, которые вызываются бестактностью педагога, являются самыми распространенными в юношеском возрасте.

Наиболее часто встречающимися проявлениями педагогической бестактности являются (в порядке убывания удельного веса):

-публичные оскорбления старшеклассников;

-вторжение в личный мир девушек и юношей и осуждение взаимных симпатий;

-аффективное выражение оценок и требований в форме крика, ругани, угроз;

-злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов учащимся;

-любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия делиться и советоваться со старшими;

-межучительская бестактность в форме негативных оценок коллег за глаза с апелляцией к учащимся.

Цели конфликтной ситуации

Расчленение целей конфликтной ситуации на

деловые (профессиональные, служебные) и

межличностные (сугубо личные) способствует объективной оценке ситуации и выбору более рациональных путей и средств для корректировки или коренного изменения целей противостоящих или взаимодействующих сторон.

Но и здесь есть одна сложность, которую следует подчеркнуть особо. Нередко противопоставление сторонами целей вступления в конфликтную ситуацию обусловливается не подлинным содержанием целей, а недостатками взаимопонимания. Стороны как будто говорят па разных языках. Сущностная сторона позиций как бы размазана, как бы не схватывается, а порой и сознательно приглушается «оппонентами». В конфликтной ситуации нередко вследствие намеренной «глухоты» к восприятию информации со стороны «оппонента» снижается интеллектуальный и обостряется эмоциональный компоненты взаимного непонимания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа по курсу «Психология» для студентов специальности 050303 Иностранный язык

    Программа
    Согласно классификации наук, предложенной в 1981 году Б М. Кедровым, психология занимает центральное место в системе наук. Ее фундаментальные знания, как и знания, полученные при изучении биологии, общественных и других наук, используются

Другие похожие документы..