Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Модернізація середньої шкільної освіти в Україні потребує передусім корекції змісту навчання та виховання. Серед великої кількості проблем, які сього...полностью>>
'Методические указания'
Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, пол...полностью>>
'Документ'
1.1. Университет предоставляет, а Студент оплачивает образовательные услуги по обучению по основной образовательной программе высшего профессионально...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре “Технологии хлебопекарного и макаронного производств” ГОУ ВПО “Московский государственный университет пищевых производств...полностью>>

И. Логвинов, С. Сарычев, А. Силаков

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Это один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности школьника.

Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

В учении всегда участвует установка личности на овладение знаниями, умениями и навыками как продуктами учения. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания. Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться. Этот момент является одним из главных в формировании и обеспечении успешности учения. Только при этом условии можно избежать формализма в усвоении знаний, обеспечить высокий уровень сознания.

Смысл учения в отечественной психологии рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка. Цели учения делят на общие и частные. Общие цели всегда, на всех этапах учения задаются извне. Как последствие происходит порождение частных целей (целеполагание). Если в постановке общих целей учения сам ученик фактически не может принимать участие (цели задаются обществом, учебным планом, программой, методическими разработками, учителем), то в постановке частных целей он может принимать самое непосредственное участие.

Учебный процесс необходимо строить так, чтобы ученик не только принял цели учения, но и научился сам ставить близкие и дальние цели, исходя из задач учебной деятельности. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учащихся, именно на уроке учитель целостно реализует требования образования и воспитания.

Достижение указанных целей возможно на основе следующих принципов:

> деятелыюстного подхода;

> индивидуального подхода;

> личностного подхода.

Важно, чтобы на уроке весь класс, все ученики в полной мере включались в учебную деятельность, то есть:

> испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т. д.;

> ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т. е. заранее видели конечный результат своих усилий;

> изменяли предмет своей активности, т. с. не «поглощали» все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т. д.

Требования, предъявляемые к учебной деятельности

Для того чтобы быть эффективной, учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям:

> быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, т. е. побуждать учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательно учиться;

> иметь развитую и гибкую структуру;

> осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовывать свой творческий педагогический потенциал, а учащимся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых знаний, умений и навыков;

> выполняться при помощи современных технических средств обучения.

Развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать различные методы и средства в обучении.

Гибкость обучения — это умение сочетать и при необходимости использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.

Деятельность преподавателя, который при обучении по отношению к разным учащимся использует индивидуально различные методы и приемы, варьируя их в зависимости от предмета, темы и ситуации, называют достаточно гибкой. Негибкой называют такую деятельность преподавателя, когда он постоянно обращается к одному и тому же ограниченному набору методов и приемов работы со всеми учащимися по всем темам программы.

Требования к традиционной форме обучения

Существует несколько основных форм передачи знаний:

объясняющее (традиционное), проблемное и программированное обучение.

В основе объясняющей (традиционной) формы обучения лежит коммуникативная модель обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям учеников нечто новое своим сообщением; ученики, отвечая, сообщают учителю о том, что им попятно из его сообщения.

Используя эту форму обучения, следует предусмотреть следущее.

1. Мотивировку учеников к восприятию учебного материала. Она достигается постановкой четкой цели обучения на данном уроке.

2. Внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованном его общении с учениками по материалу урока.

3. Привлечение ТСО, позволяющих школьникам через восприятие образов подойти к пониманию сущностных признаков явлений и предметов.

4. Глубоко продуманную логику изложения.

5. Подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.

Активизация внимания на уроке

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания, предполагающих повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида. Обычно выделяют три группы факторов, играющих существенную роль в привлечении внимания.

Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным. Также для привлечения внимания важен фактор новизны, необычности.

Вторая группа факторов связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Эти факторы зависят от потребностей, интересов школьников. Так, ученик, увлекающийся чем-то, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к предмету его интереса.

Третья группа факторов выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание прежде всего привлечено к действию, направленному на известную цель. Это отчетливо проявляется при демонстрации наглядных пособий на уроке. Другим примером служит повышенное внимание оканчивающих школу к тому, что связано с выбором их будущей профессии. Непроизвольное внимание зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, богатства его прошлого опыта.

Организовать внимание школьников на уроке — значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать, формировать необходимые свойства внимания.

Концентрация внимания достигается за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы.

Распределение внимания, необходимое на уроке, легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным.

Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет мысль от решения одной проблемы к решению другой.

Нарушения внимания, проявляющиеся как отвлечения, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной деятельностью, неверным темпом работы, сильными посторонними раздражителями, плохим физическим состоянием ребенка, утомлением. Подобные обстоятельства учитель должен уметь предупреждать своей деятельностью.

Факторы, позволяющие управлять восприятием учащихся

Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — активный процесс, которым можно управлять. Управлять восприятием учитель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.

Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостностью восприятия.

Целостность восприятия достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные стороны, свойства воспринимаемого предмета, и на их основе создается целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того как восприятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество — наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.

В своей работе учителю необходимо учитывать ряд факторов, позволяющих осуществлять управление процессом восприятия.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта (это явление называется апперцепцией). Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете.

2. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра мелодию, мы воспринимаем всю музыкальную гамму в целом, не выделяя в ней звучание каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.

3. На содержание восприятия влияет установка субъекта (известно много случаев искажения восприятия субъекта под влиянием установки, например, это происходит в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица).

4. Эмоции могут изменить содержание восприятия.

5. Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на восприятие.

Приемы рационального запоминания

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом опыта называется памятью. Мнемотехника — наука о рациональных способах запоминания. Остановимся па приемах активизации и тренировки процессов памяти.

В зависимости от целей деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Исследование непроизвольного запоминания показали, что лучше запоминается материал:

> входящий в содержание основной цели деятельности — когда он включен в условия, способы достижения этой цели;

> занимающий место основной цели в деятельности — чем более содержательные связи устанавливаются в нем;

> требующий активной умственной работы;

> имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное

место занимает использование приемов рационального запоминания.

  1. Составление плана заучиваемого материала включает в себя три момента:

+ разбить материал на составные части;

+ придумать заглавие для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

+ связать части по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

2. Сравнение (запоминание объектов идет тем быстрее и прочнее, чем резче различия между ними).

3. Классификация, систематизация материала (основана на ассоциировании по сходству и контрасту).

4. Обратная связь (повышает осмысленность и прочность запоминания).

5. Воспроизведение (пересказ самому себе запоминаемого содержания).

Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали только необходимое. Следует четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить па время, что — навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению.

Нужно сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно повое от уже известного.

Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию при помощи следующих действий:

> раскрывает значение данного материала;

> даёт специальную установку на его запоминание;

> показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;

> применяет различные приемы и упражнения, направленные па усвоение и воспроизведение.

Приемы борьбы с забыванием

Приемы борьбы с забыванием выделяют следующие:

1. Систематическое повторение того, что должно быть сохранено в памяти.

2. Учет проактивного и ретроактивного торможения, для их преодоления нужно:

+ при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы;

+ готовя домашнее задание, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы.

3. Причиной забывания может быть запредельное торможение — перенапряжение соответствующих корковых клеток; запоминание в утомленном состоянии затруднено.

4. Явление реминисценции (отсроченное воспроизведение более полно, чем сразу после заучивания), оно чаще проявляется у детей, чем у взрослых, при запоминании большого по объему материала.

Устойчиво значимый материал, который своим содержанием связан с потребностями человека, с его глубокими интересами и целью его деятельности, забывается медленнее. Надо помнить, что удельный вес сохранения заученного материала обратно пропорционален его объему, поэтому материал, даваемый учащимся для запоминания, необходимо дозировать.

Результаты исследования показывают, что лучше сохраняется начало и конец материала, основные положения, хуже — отдельные смысловые единицы, текстуальное содержание.

Наиболее рациональным является комбинированный способ воспроизведения заученного материала, а наименее рациональным — частичный способ.

Внутри процесса воспроизведения выделяют:

узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное),

припоминание, воспоминание (историческая память человека).

Рассмотрим приемы припоминания.

Важнейшие из них следующие:

-составление плана припоминаемого материала,

-активное вызывание в себе образов соответствующих объектов,

-намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно;

-наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной задачи.

Направления развития мышления школьников

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия непосредственно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

В процесс мышления включаются и оказывают влияние на него все свойства личности, прежде всего ее мотивация. В учебной деятельности проявляются и формируются специфические мотивы мышления — стремление узнавать больше, интерес, любознательность, но действуют и неспецифические мотивы: необходимость, желание достичь определенного результата, занять определенное место в группе и т. д. Чем более значим мотив, тем более активным, упорным будет мыслительный поиск. Учителю следует помнить, что мышление — процесс причинно обусловленный.

Понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет. Основным критерием понимания является использование знаний на практике. Другим критерием понимания является пересказ словесного материала своими словами, умение выделить в теме главное.

Среди мыслительных операций особое место занимают обобщение и абстракция.

Чтобы правильно пользоваться операцией обобщения, надо соблюдать правила:

> выделять существенные признаки понятия, предмета, явления;

> выделять несущественные признаки данного понятия, предмета, явления;

> объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;

> абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.

Психологи выделяют следующие пути развития мышления школьников:

> развитие пытливости школьников, формирование у них потребности самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них;

> чтение книг при условии, что оно будет вдумчивым;

> практика решения задач, требующих сообразительности;

> борьба с недостатками умственной деятельности школьников.

Для того чтобы мышление школьников на уроке было активным, самостоятельным и творческим, следует чаще ставить учащихся в проблемную ситуацию, в которой от них требовалось бы исследовательское отношение к познанию.

Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу для успешного выполнения работ творческого характера.

Направления воспитания воли в учебной деятельности

Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная па преодоления трудностей при достижении поставленной цели. В психологии выделяют следующие направления воспитания воли через учебную деятельность:

> организация деятельности учащегося, в процессе которой он учится делать волевые усилия;

> личный пример взрослого (родителей и учителей);

> самовоспитание школьника.

Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник, — постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Нужно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки.

Средства контроля в обучении

Ход и результаты обучения регулируется на основе принципа обратной связи. При обучении основным средствам контроля и учета текущих результатов являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число и характер ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм, какими идут:

> посылка учащимся правильного ответа и действия;

> сигнализация о допущенных ошибках;

> исправление этих ошибок;

> реагирование учителя на ошибки.

Поиск ответов может осуществляться в форме самостоятельного конструирования (формулировка ответа самим учеником) или альтернативного выбора (выбора учеником одного правильного ответа из нескольких предлагаемых готовых ответов).

Указание ошибок может иметь характер прямой сигнализации (указание на допущенные ошибки) или косвенного выявления (обнаружение ошибки учеником путем сличения своего ответа с правильным ответом).

Исправление ошибок может достигаться текущей корректировкой (предъявлением правильных ответов только после ответа на все вопросы задания), подсказкой (сообщением дополнительных сведений и указаний, помогающих понять и исправить ошибку), поиском (самостоятельным отыскиванием правильного ответа после получения сигнала ошибки).

Среди возможных средств контроля обучения нет таких, которые можно было бы рассматривать как универсальные и наилучшие. Какие-то оказываются более эффективными при решении одних дидактических задач, какие-то — при решении других. Отсюда возникает проблема оптимального сочетания этих принципов при программировании и регулировании процесса обучения.

Типы неуспевающих школьников

-Педагогически запущенные дети

-Умственно отсталые дети

(перенесшие заболевания, которые остановили нормальное развитие)

-Ослабленные дети (под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность)

Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества школьников. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.

Различают следующие группы неуспевающих школьников:

> педагогически запущенные дети;

> умственно отсталые дети, перенесшие заболевания во внутриутробном периоде своего развития, при рождении или в самом раннем возрасте, которое остановило нормальное развитие головного мозга;

> ослабленные дети, которые под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность, воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 минут, а на последних уроках работать совсем не могут.

Психологические проблемы использования ЭВМ


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа по курсу «Психология» для студентов специальности 050303 Иностранный язык

    Программа
    Согласно классификации наук, предложенной в 1981 году Б М. Кедровым, психология занимает центральное место в системе наук. Ее фундаментальные знания, как и знания, полученные при изучении биологии, общественных и других наук, используются

Другие похожие документы..