Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Трудовая миграция из Таджикистана в Россию является составной частью глобальных миграционных процессов, происходящих в современном мире. Как отмечаетс...полностью>>
'Документ'
я их иногда боюсь, - сказал Серега и отставил свой стакан....полностью>>
'Конкурс'
Региональный конкурс водных проектов старшеклассников проводится в Мурманской области с 2004 года по соглашению с АНО «Институт консалтинга экологиче...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Конкурс монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие Мурманской области (далее – Конкурс), пров...полностью>>

Современные экономические профессии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современные экономические профессии

(на основе материалов , /infoworker/, /mirpr/mirpr04.html)

Антикризисный управляющий

Специфика профессии:

По решению суда пытается спасти предприятие, находящееся в состоянии банкротства. С одной стороны, этот специалист должен ликвидировать задолженность перед кредиторами, а с другой - помочь предприятию "встать на ноги", позаботиться о сотрудниках и сохранении промышленного потенциала. Если же предприятие не подлежит восстановлению, управляющий должен выгодно продать и за счет вырученных средств расплатиться с долгами.

Плюсы профессии:

Услуги опытного специалиста всегда востребованы. Кредиторы, довольные результатом работы управляющего, советуют обратиться к нему знакомым, попавшим в похожую ситуацию. Владельцы предприятий, испуганные перспективой потерять свой бизнес, на вознаграждение обычно не скупятся.

Минусы профессии:

  • Найти выход из сложной ситуации может только высокопрофессиональный экономист.

  • Работать ему часто приходится во враждебной среде, где конфликт накален до предела.

  • Долги, недовольные рабочие, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства, - обычная ситуация.

  • Профессия требует не только глубоких знаний экономики, финансов, менеджмента, но и смелости.

Личные качества:

  • Смелость.

  • Незаурядные организаторские способности.

  • Коммуникабельность.

Аудитор

Визит аудитора в фирму - дело нешуточное. Этот человек проверяет соответствие финансовой отчетности существующим нормативам. Основная его обязанность - выявлять ошибки, допущенные компанией в бухгалтерском учете. От результата проверки зависит очень многое. При обнаружении серьезных нарушений, как минимум, пострадает деловая репутация компании. Как максимум, возможны любые последствия. Вплоть до самых печальных. Разменная монета в этой игре - голова главного бухгалтера. Стоит ли говорить, что аудиторы должны разбираться в бухучете виртуозно! Впрочем, большинство людей этой профессии сами когда-то были главными бухгалтерами. Так что специфику работы знают не понаслышке. Но проверкой документации деятельность ревизора не ограничивается. Если найдены ошибки, неточности, нарушения, ему поручают восстановление бухучета, налоговое планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности и пр. Когда один аудитор долго работает с компанией, он часто становится ее другом и советчиком. А в условиях постоянно меняющегося финансового и налогового законодательства совет профессионала ценится на вес золота. Иногда организации привлекают таких специалистов в качестве официальных консультантов. Это суть работы внешнего аудитора. Его задачи - контроль над соблюдением законности в финансово-отчетной сфере, а не подведение клиента «под монастырь». Проводя расследование, проверяющий извне иногда не обращает внимания на мелкие неточности, не связанные с целью данной конкретной акции.

В крупных корпорациях, которые имеют широкую сеть филиалов и горы финансовой документации, на помощь главному бухгалтеру приходят специалисты внутреннего аудита. К примеру, в голову генерального директора крупной компании закралась мысль, что руководитель одного из подразделений «балуется» черной бухгалтерией. Как выявить утечку средств? Как доказать причастность к ней ряда должностных лиц и в то же время «не вынести сор из избы»? Нужно отправить в проштрафившийся филиал внутреннего аудитора. Скрупулезность и внимательность к мелочам - необходимые качества для его работы. Основная цель - выявить ошибки, которые тормозят деятельность компании. И сделать так, чтобы никакие проверяющие ей были не страшны. В конечном итоге подобная форма самоконтроля позволяет повысить эффективность управления. А объем работы целиком зависит от политики руководства. Можно выделить две категории этих специалистов. Обязанности одних ограничиваются слежением за правильностью ведения бухучета. Такой аудитор работает в тесной связке с главным бухгалтером. И если контролеры от государства, например налоговая инспекция, обнаружат ошибки, наказаны будут оба. Полномочия других гораздо шире. Помимо бухгалтерского и налогового учета им поручают курирование всех финансовых подразделений компании и управленческого учета. Очень часто, особенно на Западе, внутренний аудитор занимает в своей фирме высокую должность и даже входит в состав совета директоров. Но иметь или не иметь в своей структуре такого специалиста, решает дирекция фирмы.

Специфика профессии:

Аудитор проверяет бухгалтерскую и налоговую отчетность фирм. Доходы и расходы, сделки и договоры - ничто не ускользнет от его взгляда. Соответствует ли закону проведенные финансовые операции? Кто виноват в допущенных промахах? Выявить бухгалтерские ошибки, дать руководству консультации по их исправлению - его основная обязанность. По сути, он ревизор, но в то же время независимый предприниматель, эксперт.

Плюсы профессии:

Высокая заработная плата, которая обычно складывается из оклада и премиальных выплат.

Минусы профессии:

Выбирая эту профессию, будьте готовы к постоянным командировкам и "жизни на колесах". Фирма, заказавшая проверку, может находиться где угодно, а работать нужно непосредственно на месте. За очень короткое время (2-3 недели) аудитор обрабатывает огромное количество информации, и на ошибку не имеет права. Если нарушение будет пропущено, а потом "всплывет" в государственных налоговых органах, фирма не только заплатит штраф, но и потеряет репутацию.

Личные качества:

  • честность, принципиальность,

  • высокая ответственность, аналитическое мышление, усидчивость.

Брэнд-менеджер

Специфика профессии:

Менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки. «Брендом» называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» - мечта каждой фирмы. Суть работы бренд-менеджера состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство «бренда» на рынке.

Приблизительный список обязанностей, которые предстоит выполнять бренд-менеджеру, таков:

  • Разработка концепции и продвижения, корректировка уже существующих «брендов», а также участие в разработке нового.

  • Конкуренция фирм в предугадывании и формировании вкуса потребителя - суть состязания изобретательных бренд-менеджеров.

  • Ведение переговоров с поставщиками и дилерами, определение политики продаж.

  • Бренд-менеджер решает, как и где продавать товар, чтобы о нем сложилось мнение как о продукции лучшего качества, доступной достаточно широкому кругу покупателей.

  • Контроль и анализ реализации продукции, формирование склада, заказ товара с учетом прогноза продаж. Если бренд-менеджер работает, например, в сфере модной одежды, он формирует коллекцию сезона. Организация маркетинговых мероприятий, анализ рынка.

  • Финансовое планирование. Бренд-менеджеры определяют объем затрат, необходимых на «раскрутку» товара.

  • Разработка ценовой политики. Бренд-менеджеры определяют, когда объявлять распродажи со скидками или повышать цены, поскольку именно они находятся в «гуще событий» и могут гибко реагировать на изменение покупательского спроса.

  • Медиа-планирование. Часто на бренд-менеджере лежат обязанности менеджера по связям с общественностью.

  • Планирование и проведение рекламных кампаний. Проведение семинаров для менеджеров по продажам и продавцов салонов. Отслеживание ассортимента и анализ спроса товаров у конкурентов.

BTL менеджер

Термин BTL возник примерно полвека назад. Один из боссов некой крупной компании составлял смету предстоящих расходов на маркетинг: рекламу в прессе, телевидении, радио, PR, разработку новой упаковки. Подвел черту и вдруг вспомнил о неучтенных расходах на раздачу бесплатных образцов товара и организацию массового городского гуляния в честь своей торговой марки. BTL below the line, переводится как под чертой. Сегодня редкие фирмы обходятся без помощи BTL-агентств. Чтобы придумать что-нибудь необычное, помочь заказчику обойти конкурентов, приходится поломать голову. Но любая, пусть даже самая гениальная, идея останется химерой, если на помощь креативщикам не придут менеджеры. Именно они доносят до нас полет творческой фантазии своих коллег. BTL-менеджер выступает в роли координатора. Выбирает, в каких рекламных агентствах поместить заказ компании, следит за его выполнением. Он должен четко понимать конъюнктуру рынка, знать все ограничения рекламы сложных продуктов (особенно табака и алкоголя), соблюдать корпоративную политику данной компании.

Плюсы профессии:

  • профессиональные менеджеры в BTL большая редкость, а значит, открыты пути для карьеры,

  • полное отсутствие рутины,

  • возможность самостоятельно принимать решения,

  • творческая профессия, требующая постоянного притока свежих идей и оригинальных решений.

Минусы профессии:

  • за срыв в реализации проекта виновен менеджер,

  • ненормированный рабочий день, часто без выходных и праздников. Отдых наступает лишь после сдачи проекта,

  • очень нервная работа.

Личные качества:

как правило, под началом BTL-менеджера порой находится несколько сотен человек. Со всеми нужно найти общий язык, расставить на места, объяснить задачу, проконтролировать, чтобы все шло по плану. BTL-менеджер, прежде всего, администратор. А для этого нужны организаторские способности, развитая логика, умение планировать производственный день, отстаивать свою точку зрения, завязывать и поддерживать контакты.

Бухгалтер

Специфика профессии:

В чистом виде профессии бухгалтер нет. На предприятиях бухгалтеры работают по направлениям: касса, основные средства, валютные операции, расчет зарплаты, склад. За ведение всей бухгалтерии отвечает главный бухгалтер. В небольшой фирме один бухгалтер может отвечать за все. Квалифицированный бухгалтер, разбирающийся во всех вопросах учета и налоговой политики бесценный работник и самый уважаемый человек на предприятии. Однако и ответственность высока - он отвечает за любую ошибку в расчетах. Работа бухгалтерии строго контролируется с одной стороны работодателем, с другой - налоговой службой. Поэтому нужно разбираться в перипетиях законодательства и уметь общаться к госорганами. Нужно держать в голове всю финансовую картину предприятия, чтобы знать, как какая-либо сделка отразится на балансе, отчетности и премии генерального директора.

Плюсы профессии:

  • Востребованность на рынке труда.

  • Преимущественно нормированный рабочий день.

  • Можно иметь дополнительный заработок, например, помогать с ведением бухгалтерии мелким предпринимателям.

Минусы профессии:

  • Частые изменения и противоречия в законодательстве.

  • Постоянное общение с представителями госорганов, особенно с налоговой инспекцией.

  • Деятельность бухгалтера жестко регламентирована и не оставляет пространства для творчества.

  • Ошибки бухгалтера приводят к санкциям, штрафам и т.п.

Личные качества:

Люди этой профессии должны быть, прежде всего, ответственны и организованны, потому что несвоевременная сдача отчета или потеря какого-нибудь документа может дорого обойтись компании. Кроме того, бухгалтер должен любить цифры, с ними ему придется сталкиваться ежедневно, а ошибка может оказаться роковой. Также необходимы высокая концентрация внимания, скрупулезность и усидчивость, хорошая память и умение молчать и хранить коммерческую тайну.

Маркетолог

Представьте ситуацию: человек захотел сделать серьёзную покупку - допустим, приобрести автомобиль. Подойдя к делу ответственно, он решил не спешить, а выбрать хорошую машину. С чего начать? Человек расспрашивает знакомых, родственников и друзей об их автомобилях, собирает мнения о различных моделях. Затем он решает подкрепить полученную информацию мнением специалистов - изучает журналы, рекламные буклеты, сайты в Интернете, беседует с консультантами в автосалонах. Наконец выбор сделан и надо выяснить стоимость предстоящей покупки. Сначала человек узнаёт, сколько вообще может стоить эта модель: просматривает объявления в газетах, статьи в автожурналах. Когда примерный диапазон цен определён, нужно выбрать место, где машина продаётся по наиболее низкой цене, съездить в автосалоны, на авторынки. Итогом проделанной работы станет удачная покупка - желаемая модель хорошего качества по приемлемой цене.

Подобно нашему автолюбителю, любому предприятию, производящему или продающему какую-либо продукцию, необходимо владеть информацией: какие товары представлены на рынке, как обстоят дела у конкурентов, какая цена должна быть у продукции, чтобы её покупали. Кроме того, важно знать, что востребовано сейчас на рынке. Получить представление о предложении и спросе на конкретный товар помогают маркетинговые исследования, которые проводит маркетолог (буквально «изучающий рынок»). Обывателю современный рынок может показаться абсолютно непредсказуемым. И, тем не менее, он живёт по определённым законам. Знать их, чтобы использовать для достижения максимального результата в бизнесе, - вот главная задача маркетолога. Первоначально под маркетингом понималось изучение рыночного спроса на производимую фирмой продукцию и организацию её сбыта. Таким образом, функции маркетолога (раньше такой специальности не было, хотя обязанности существовали) сводились к поискам потенциальных покупателей. С увеличением количества предприятий и роста конкуренции простого изучения спроса и возможностей сбыта стало недостаточно. Появилась необходимость выяснить, чем тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Почему, скажем, карамель “Порыв ветра” пользуется большей популярностью, чем конфеты “Лежебока”? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки? Одной из обязанностей маркетолога стало определение, не стоит ли вообще прекратить выпуск “Лежебоки”, а может быть, достаточно уменьшить объём производства или просто сделать обёртку более яркой и привлекательной? На основе исследований рынка специалист составляет маркетинговый план, на базе которого руководство принимает решение о товарном ассортименте. После того как спланирован ассортимент и налажено производство, необходимо обеспечить продвижение товаров на рынке. Следующий этап работы маркетолога - участие в создании рекламы и обеспечении сбыта. При этом он не занимается производством рекламы и организацией рекламных акций и кампаний, а определяет главное - общие направления и целевую аудиторию (т.е. ту часть населения, которую в большей степени может заинтересовать предлагаемый товар). Например, ролик, рекламирующий жевательную резинку, вряд ли заинтересует пенсионеров, а чистящий порошок для раковин - успешных топ-менеджеров. Соответственно сюжет рекламы должен быть ориентирован на определённый возраст, пол, род занятий. Для выявления целевой аудитории и её отношения к той или иной продукции проводятся различные опросы, интервью, анкетирование. Параллельно с рекламой маркетолог определяет основные направления сбыта товара.

Как говорят специалисты-маркетологи, их работа - это технология (разработка стратегий) и искусство (работа с людьми, требующая души, таланта, воображения). Хотя маркетолог не контактирует с клиентами напрямую, значительную часть его работы составляет изучение их мнений, характеров, особенностей. Профессия маркетолога может показаться нудной, однообразной. Сиди и изучай, какие изменения происходят на мировом рынке, на сколько вырос рекламный бюджет фирмы-конкурента, во что это выльется и как повлияет на развитие бизнеса. Но всё далеко не так. Работа достаточно трудоёмкая, особенно когда речь идёт о сборе и обработке статистического материала, кропотливом анализе полученных данных. К тому же на маркетологе лежит большая ответственность за принимаемые решения и прогнозы, так как часто именно они влияют на общую политику и эффективность компании. А ведь маркетолог тоже может ошибаться. С другой стороны, задачи, которые решает маркетолог, требуют творческого подхода. Как создать интересную и востребованную продукцию, каким образом организовать рекламную кампанию, как наладить эффективную систему реализации, проложить путь для скорейшего продвижения товара? Маркетолог должен всегда находиться в курсе событий. Ему приходится общаться со многими людьми, выслушивать различные мнения. Эта профессия позволяет работать в самых разных сферах и освоить большое количество специфических умений и навыков, связанных с экономикой, социологией, рекламой. Приобретая профессиональный опыт, маркетолог становится специалистом достаточно широкого профиля. Наконец, доказав свою компетентность и способность приносить реальную пользу организации, он может претендовать на высокий заработок. Маркетологи работают не только на предприятии, но и в агентстве, выполняющем маркетинговые исследование по заказу различных организаций. Это одна из самых перспективных специальностей. Список дел, ожидающих маркетологов, внушителен. Ведь современный рынок находится в постоянном движении: конкуренция, захват и поглощение компаний, ценовые войны стали обыденным явлением. А значит, нужны специалисты, способные легко ориентироваться в этих непростых условиях.

Специфика профессии:

Маркетолог - это специалист по изучению вкусов покупателей и продвижению товара. Исследует, какая продукция будет пользоваться большим спросом и почему, оценивает рынок конкретных товаров и услуг. Проводит тщательный мониторинг отрасли, организует работу интервьюеров, выясняющих предпочтения покупателей. Обрабатывает информацию с помощью специальных компьютерных программ. Составляет подробный отчет с цифрами, графиками, сравнительными характеристиками. Делает прогноз и разрабатывает рекомендации.

Плюсы профессии:

Высокая заработная плата. Большие перспективы карьерного роста.

Минусы профессии:

Кропотливый труд. Чтобы найти выгодные рынки сбыта товаров и укрепиться на них, маркетолог сначала должен собрать информацию, проанализировать цены конкурентов, их маркетинговую политику.

Личные качества:

  • внимательность,

  • аналитическое мышление,

  • любовь к работе с цифрами, умение добывать новую информацию,

  • стрессоустойчивость, умение стойко переносить неудачи, делать выводы даже из явно “провалившегося” дела,

  • творческое мышление, нестандартный взгляд на привычные вещи и явления,

  • коммуникабельность.

Менеджер по персоналу

Совсем недавно специалисты по человеческим ресурсам считались экзотикой, а сегодня без них немыслима работа любой крупной компании.

Прощай, темное прошлое!

Англоязычное название «HR-manager» (от англ. human resources - человеческие ресурсы), быстро прижилось на отечественной почве. Их все реже путают с рядовыми кадровиками или рекрутерами. По оценкам работодателей, эта позиция одна из дефицитных. Найти профессионального HR-менеджера также сложно, как хорошего финансового директора. Огромное количество вакансий красноречиво свидетельствует: многие отечественные компании стали мыслить «по западному» и считать своих сотрудников ключевым ресурсом. На смену моде пришло понимание сути работы и должности. Любая вакансия HR-менеджера на сегодняшний день включает целый список требований и обязанностей: от поиска соискателей до определения кадровой политики фирмы и формирования корпоративной культуры. Разница лишь в масштабах. Многое зависит от уровня компании.

По рабочим местам!

В небольших фирмах, до 50 человек, он - хранитель корпоративной культуры и психолог по совместительству. Именно от HR-менеджера зависит, какие люди будут работать в компании. Ее процветание во многом зависит от команды. Это как часы, где винтики и пружинки должны быть на своем месте и «притерты» друг к другу. HR - часовщик, способный расставить все детали по местам. Для этого нужно разбираться в механизме работы предприятия. Неслучайно понимание бизнес-процессов работодатели считают ключевым качеством для HR- менеджера. Он знает всех сотрудников в лицо, в курсе проблем и успехов каждого. Его задача - сохранять и оберегать традиции компании, душевное равновесие сотрудников. Особых усилий по найму и обучению персонала от HR в таком варианте не требуется, административных вопросов не очень много.

Полный вперед!

В крупной компании (150-500 человек), где этап бурного роста завершен, главная задача иная: закрепиться на рынке и потеснить конкурентов. От HR ждут предложений по повышению эффективности работы сотрудников. На первый план выходят рычаги мотивации персонала, программы удержания ценных сотрудников, разработка системы оплаты и поощрений. Наконец, в крупных компаниях с разветвленной структурой филиалов HR-менеджер, скорее, куратор и аналитик. Под его началом отдел HR-службы. От него ждут оригинальных и действенных стратегических и тактических предложений, оптимальных решений управленческих проблем и т.д. Техническую работу выполняют сотрудники отдельных подразделений. В таких компаниях HR-менеджер может входить в совет директоров.

Интуиция + логика

Путь к вершинам HR-позиций потребует от человека особых личных качеств. Прежде всего, «гибкости», умения идти на компромиссы. В какой бы компании ни работал HR-менеджер, его отличают высокая интуиция, коммуникабельность, контактность. Умение общаться с людьми - основа основ: будь то поиск специалистов или взаимодействие с коллективом внутри фирмы. Даже если коллектив подобран с высочайшей точностью, никто не застрахован от неожиданностей. Соискатель может быть отличным профессионалом, но по какой-то причине не поладить с коллегами. Или в отделе появится неформальный лидер, стопорящий работу. Да мало ли что еще. В любом конфликте HR может разобраться и найти оптимальное решение.

Политика премий и штрафов

С другой стороны, HR-менеджер - аналитик, обладающий хорошим системным мышлением и прекрасными управленческими качествами. Мало найти новых сотрудников. Их нужно заинтересовать работой, вдохновить корпоративной культурой, поддержать премиями и системой бонусов, «воспитать» штрафами и дисциплинировать должностными инструкциями. HR-менеджер способен наладить четкий производственный процесс внутри всего коллектива компании, распределить обязанности и осуществлять контроль. Он регулярно проводит аттестацию сотрудников, выделяет наиболее перспективных, направляет их на курсы повышения квалификации. Корпоративное обучение, организованное когда-то «для галочки», сегодня - налаженная система. Конечная цель - построить работу компании таким образом, чтобы сотрудники трудились с максимальной отдачей, эффективно «отрабатывая» вложенные в них средства. В то же время им должно быть комфортно. Нормальный психологический климат в компании - еще одна головная боль HR-менеджера. Поддержка корпоративной культуры заключается не в контроле: ходят ли сотрудники в строгих костюмах и белых рубашках или нет. Это не главное. Намного важнее, когда они разделяют политику компании и преданы ей.

Специфика профессии:

В небольшой компании менеджер по персоналу выполняет все функции кадровика и непосредственно осуществляет подбор персонала. В начинающей или расширяющийся фирме менеджер по персоналу оценивается, в первую очередь, по эффективности работы отобранных им людей.

В обязанности менеджера по персоналу входит

  • определение и реализация системы отбора персонала,

  • как вопросы поиска нужных людей (с использованием СМИ, Интернета, с привлечением кадровых агентств), так и вопросы отбора из некоторого количества кандидатов нескольких необходимых,

  • организация программ обучения, стажировки, повышения квалификации сотрудников. К этому пункту может относиться разработка и проведение тренинговых программ.

  • Мотивация сотрудников фирмы, нахождение индивидуального подхода к каждому. Далеко не для всякого человека определяющим моментом будет являться размер заработной платы.

  • Само собой, персональщик должен держать в уме даты дней рождений, свадеб, поступлений на работу и прочих подобных событий.

  • Менеджер по персоналу участвует в разработке организационной структуры фирмы (составление штатных расписаний, должностных инструкций).

  • Менеджеры по персоналу могут выступать в роли “третейских судей” при определении границ компетенции менеджеров компании.

Во многих случаях непременным условием приема на работу менеджера по персоналу ставится знание им трудового законодательства и кадрового делопроизводства, а также основ психологии.

Менеджер по рекламе

Специфика профессии:

В СМИ менеджер по рекламе обзванивает потенциальных клиентов и предлагает им разместить на полосах издания или в эфире рекламу. На производственных предприятиях он занимается прямо противоположным: разрабатывает и размещает рекламу на выгодных условиях в средствах массовой информации, отслеживает ее эффективность, проводит маркетинговые исследования. В обоих случаях он может сам придумывать рекламу, выступая в роли криэйтора.

Плюсы профессии:

Общение с заказчиками, новые рекламные проекты.

Минусы профессии:

Огромная конкуренция в сфере рекламы.

Личные качества:

Менеджеру по рекламе не обойтись без коммуникабельности и обаяния, нужно уметь убедительно и непринужденно разговаривать с самыми разными людьми, в том числе и с первыми лицами компаний. Еще одно условие успешной карьеры - активность.

Office-manager

Специфика профессии:

Основной задачей офис-менеджера является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Идеальный офис-менеджер как идеальный администратор должен быть необходим как воздух и столь же незаметен.

Надо иметь в виду, что в отечественных компаниях офис-менеджерами зачастую называют кого угодно, вплоть до обычных секретарей. В небольших компаниях офис-менежеры могут нести дополнительные обязанности: ведение делопроизводства, в том числе кадрового (ведение и учет трудовых книжек, составление приказов, трудовых договоров и пр.).

В компаниях, где нет должности менеджера по персоналу, часть его обязанностей, таких, как поиск необходимых специалистов для фирмы, проведение предварительных собеседований выполняет офис-менеджер.

В ряде компаний, где главный бухгалтер занимается только составлением баланса, офис-менеджер ведет первичную бухгалтерию: выписывает накладные, работает с банковскими выписками, выписывает счета-фактуры, расходные и приходные ордера.

В торговых компаниях очень часто бывает так, что офис-менеджер выполняет должность менеджера по работе с клиентами и занимается координацией продаж.

Иногда офис-менеджеры “вырастают” из обычных секретарей с соответствующими личностными качествами.

Мерчендайзер

Специфика профессии:

Это специалист по продвижению продукции в розничной и мелкооптовой торговле.

Основная его задача:

  • поддержание положительного имиджа своей фирмы,

  • обеспечение выгодного расположения продукции на магазинных полках

  • и отслеживание ее постоянного наличия в продаже.

  • Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.

  • В функции мерчендайзера входит также корректировка розничных цен на товар: он следит за их конкурентоспособностью, консультирует продавцов по поводу оптимального размера торговых надбавок.

Для того чтобы выполнить все эти задачи, мерчендайзер хотя бы один раз в неделю объезжает все закрепленны за ним магазины (в среднем, по пять и более точек в день). Положение дел в каждом из них он фиксирует в специальном паспорте. По результатам поездок мерчендайзер еженедельно предоставляет в отдел маркетинга фирмы отчет, в котором отражается изменение ситуации на рынке продаж данного вида продукции: наличие или отсутствие спроса, цены, устанавливаемые конкурентами на подобные товары и т.п. Требования, предъявляемые к кандидатам на эту должность, продиктованы не чем иным, как заботой работодателей об имидже своей фирмы: презентабельная внешность, коммуникабельность, высшее или неоконченное высшее образование (охотно берут студентов), возраст от 20 до 30 лет, высокая работоспособность, базовое знание английского языка, водительские права категории "В", обучаемость. Мерчендайзер может сделать карьеру, заняв должность в отделе маркетинга или став менеджером по продажам. Во многих не очень крупных фирмах обязанности мерчендайзера выполняют дилеры - оптовые продавцы товара, действующие от собственного имени и за собственный счет.

Логист

Вы купили елку. Договорились с соседом, чтобы он вам помог привезти ее с рынка. Подсчитали, сколько осталось денег. Продумали, какую сумму сможете потратить на продукты для праздничного стола. Можно сказать, вы сделали первые шаги к профессии «логист».

Формула успеха

Основная задача этого специалиста - организовать доставку товара в нужное место, к определенному времени, с минимальными затратами. Последнее особенно важно. Чтобы остаться на плаву в условиях жесточайшей конкуренции, предприятия и компании должны экономить. Вопрос: на чем? Где бы товар ни производили, себестоимость примерно одинакова. Его конечная цена в магазинах тоже отличается мало. На существенный выигрыш здесь рассчитывать трудно. А вот на этапе транспортировки и складирования снизить затраты вполне реально.

Рассчитать издержки

"Транспорт" и "склад" - основные звенья логистической цепочки. Если они подчиняются разным структурам, то каждая преследует свои интересы. Одна сторона для подстраховки стремится создать на складе как можно больший запас товара. Другая старается поскорее сбыть: зачем платить лишние деньги за складирование? Противоречие налицо. Но оно разрешимо, если в компании есть логист, который объединяет транспортную и складскую составляющие для выполнения общей задачи. Он и выбирает, что делать в каждом конкретном случае. Нет проблем с перевозкой - можно уменьшить запас на складе. Есть проблемы - следует его увеличить. Логист экономит на всем. Даже на том, что неспециалисту может показаться несущественным. На первый взгляд, пустяк: при укладке упаковок с товаром на стандартные поддоны остается немного свободного места. Но для профессионала это далеко не мелочь. Он постарается сделать так, чтобы компания не платила деньги за перевозку воздуха. По оценкам специалистов, грамотные действия логиста уменьшают затраты на производство отдельных товаров на 30 %.

Светлое будущее

Многих, кто выбирает профессию логист, волнует вопрос: «А буду ли я востребован, когда закончу вуз?». Ответ однозначен: это направление очень перспективно. Уже сегодня специальные отделы или службы есть во всех крупных компаниях, которые сталкиваются с необходимостью хранить, перемещать материалы или готовую продукцию. Элементы логистики используют и небольшие предприятия. Быстро растет количество компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой – службы, отделы, дирекции, департаменты логистики.

Суровые будни

Заглянем немного в будущее. Предположим, вы прочитали нашу статью и поняли: это профессия именно для вас. Выбрали вуз, поступили, по окончании получили диплом. Что дальше? С чего начнется карьера? Иерархическая лестница логистов состоит из трех уровней: младший персонал, средний и топ-менеджеры. Скорее всего, стартовать вы будете с нижней ступени. Возможно, придется трудиться на складе или в отделе закупок, заниматься таможенным сопровождением грузов или обеспечением компании транспортом. Младший персонал служб логистики часто работает с клиентами и поставщиками, получает и размещает заказы, участвует в координации поставок. Например, менеджер склада следит за оптимальным использованием складских площадей, ведет переговоры, контролирует своевременность подготовки и отпуска заказов. А специалист по закупкам обеспечивает компанию необходимыми товарами и материалами, ищет потенциальных поставщиков, ведет отчетность.

Путь в президенты

Следующая ступенька - менеджер среднего звена. Он уже не просто исполнитель, а аналитик и координатор (супервайзер). Хорошо разбирается в распределении, производстве, закупках и транспортировке. Находить оптимальные решения – его основная обязанность. Это уже пусть небольшой, но начальник (руководитель структурного подразделения службы логистики, главный специалист). А высший уровень – интегральные менеджеры: начальники департаментов, служб, отделов, директор по логистике, вице-президент. У каждого свой круг обязанностей. Они не только руководят подразделениями, но и формируют бюджет, разрабатывают стратегический план компании.

Вопрос дня

Должен ли логист владеть иностранным языком? Лет десять назад существовало жесткое требование ко всем логистам: свободное владение английским языком. Это было обусловлено прорывом на международный рынок. Приходилось общаться с иностранными партнерами: поставщиками товара, транспортными компаниями. Отчасти поэтому в логистику пришло много гуманитариев со специальной языковой подготовкой. Сегодня приоритеты поменялись. Больше ценятся технические знания, умение логически мыслить, анализировать. Работая, например, на складе, можно спокойно обойтись без иностранного. Однако если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, выйти на уровень стратегического менеджмента, то знание иностранного языка необходимо.

Выбирайте эту профессию, если вы:

  • Любите математику.

  • Способны логически мыслить.

  • Инциативны.

  • Легко находите общий язык с другими

Не выбирайте эту профессию, если вы:

  • На первое место в работе ставите творчество.

  • Предпочитаете все делать в одиночку.

  • Теряетесь в нестандартной ситуации.

  • Рассеянны и невнимательны.

Product-менеджер

Специфика профессии:

Product-менеджеры занимаются не самими продажами, а раскруткой фирменной марки. А в отличие от "чистого" маркетолога, они должны разбираться и в рекламе, и в технологии производства продукта, контролировать закупку товара, поддерживать отношения с поставщиками. Во многих компаниях product-менеджер курирует и выкладку товара.

Место работы: отдел продаж

Личные качества:

Выбирайте профессию product-менеджера, если вы:

  • легко сходитесь с людьми,

  • хороший организатор,

  • креативны,

  • по складу ума – аналитик,

  • «дружите» с математикой и английским,

  • готовы к командировкам.

Трейдер

Специфика профессии:

Торговец ценными бумагами: акциями, облигациями, фьючерсами. Суть работы - купить дешевле и продать дороже, увеличив капитал, свой собственный или клиента. Все просто. На первый взгляд. Но чтобы грамотно сыграть на повышении или понижении цен на бирже, нужно разбираться в тонкостях фондового рынка, графиках, котировках, анализировать и прогнозировать ситуацию, оперативно реагировать на изменения курсов акций, облигаций. И одновременно держать в голове десятки сделок.

Плюсы профессии:

  • Нет предела для роста доходов.

  • Стремительная карьера.

  • Сами трейдеры считают свою работу творческой - в ней нет никакой рутины: изучение рынка, принятие решения, анализ собственных результатов.

Минусы профессии:

Страховщики отказываются выдавать медицинские полисы биржевым брокерам и трейдерам: настолько вредной считается их работа. Суммы операций огромны, бремя ответственности велико. Для многих "игроков" трейдинг - не работа, а образ жизни. 24 часа в сутки они анализируют рынок. Времени на что-либо другое просто не остается. Курсы акций, графики, котировки снятся по ночам.

Личные качества:

  • оперативность,

  • прекрасная интуиция,

  • хладнокровие,

  • ответственность,

  • организаторские способности.

Финансовый директор

Без финансовой службы сегодня не обходится ни одна крупная организация. Во главе ее стоит финансовый директор, фактически второй человек на предприятии. Он обеспечивает успешное существование и развитие бизнеса. Умеет принимать верные, как в стратегическом, так и в тактическом плане решения. Знает все о проведении денежных операций, налогах и страховании, формировании бюджетов разных уровней. Его задача - определить финансовую политику компании, разработать эффективный бизнес-план, управлять денежными потоками, осуществлять расчеты с поставщиками, банками, бюджетом.

Вторая престижная профессия в сфере финансов – управляющий банком. Это человек, которому тысячи граждан могут доверить свои деньги. А значит, само воплощение надежности. Именно он решает, какому предприятию или компании отдать приоритет при финансировании, какого размера ссуду предоставить, с какими партнерами сотрудничать. За ним последнее слово в определении степени риска, который банк готов взять на себя. Его обязанность – умело распределять деньги. С одной стороны, не допускать их дефицита, с другой – они не должны лежать в банке «мертвым грузом». Управляющий банком досконально разбирается в процессах банковской деятельности. Понимает всю технологию операций, которые выполняет каждый из служащих. Умеет собрать информацию, а затем правильно распорядиться ею. Он – лидер, тонкий дипломат и дальновидный политик, способный отстоять собственную позицию на переговорах с партнерами, защитить интересы своего банка и подчиненных, взять на себя ответственность при принятии важного решения.

Если вам по душе работа финансистом в страховой сфере, вы можете выбрать профессию «андеррайтер». От его решения: страховать ли клиента и в каких случаях, напрямую зависят доходы компании. Андеррайтер, как провидец, заглядывает вперед и прикидывает, велика ли вероятность наступления страхового случая. Это он оценивает степень риска и определяет тарифы. Например, если клиент желает застраховать свой автомобиль на миллион долларов от угона, андеррайтер откажется от такой сделки, потому что машины угоняют часто. И наоборот, чем меньше вероятность события, тем выше сумма страховки. Но чтобы определить ее точно, обычно требуются специальные знания. Когда речь идет о страховании имущества (автомобили, здания, трубопроводы, оборудование), андеррайтер должен быть знаком с азами инженерного искусства. Если он занимается страховкой финансовых рисков, не обойтись без знания экономики. А если это риски ответственности, не помешает диплом юриста. Иногда объекты очень сложные – здание банка, например. В таком случае помочь могут другие специалисты финансовой сферы – профессиональные оценщики. Их оценка – отправная точка для переговоров при продаже, страховке, аренде, взятии кредита под залог недвижимости и т. д. По престижности эта специальность во всем мире приравнивается к профессии адвоката, топ-менеджера, ведущего экономиста. А область деятельности необычайно широка: от определения стоимости подержанной иномарки до оценки производственного комплекса. Конечно, расчет делается «не на глазок», а по специальным методикам и на основе соответствующих нормативных актов. В своей работе оценщики сталкиваются с множеством интересных проблем. Как определить стоимость автодороги на территории завода? Как оценить казино? По какой методике рассчитывать стоимость старого теплохода, у которого отсутствует двигатель? Оценщик – специалист-аналитик, который знает рынок, понимает, как он функционирует, разбирается в том, какие факторы влияют на цены. Вакансия «андеррайтер» встречается редко. Но не потому, что эти специалисты не востребованы работодателями. Просто слово «андеррайтер» новое. И компании по привычке ищут начальников отделов по разработке страховых услуг, работе с клиентами, продвижению страховых продуктов. Особенным спросом пользуются андеррайтеры, чья специализация - страхование автотранспорта, грузов, оборудования и имущества предприятий.

Специфика профессии:

Финансовый директор - глава финансовой службы предприятия. Знает все о денежных потоках в организации и умеет распределить их с максимальной пользой. Может просчитать последствия любого принятого решения и вынести вердикт: стоит ли, например, открывать новый филиал фирмы или нет, куда вложить деньги, чтобы получить наибольшую отдачу.

Плюсы профессии:

Высокая зарплата и ее рост в процессе получения опыта и утверждения репутации.

Минусы профессии:

Работа для людей с железными нервами. От действий финансового директора во многом зависит положение компании на рынке. Приходится одновременно работать с ценными бумагами, составлять бюджет, оценивать денежные потоки, инвестиционную привлекательность предприятия. Изучив ситуацию на рынке, маневры конкурентов, возможности собственной компании, он принимает верное решение, определяет финансовую политику, разрабатывает эффективный бизнес-план.

Личные качества:

  • умение анализировать большой объем информации,

  • хорошая память,

  • коммуникабельность,

  • терпение,

  • высокая концентрация внимания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урфу имени Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург Критика современной неоклассической концепции возможна с точки зрения достижений современной экономической теории

    Документ
    Критика современной неоклассической концепции возможна с точки зрения достижений современной экономической теории. В экономической теории преобладают новые концепции, заимствованные в основном из неоклассической версии экономической науки.
  2. Задачи дисциплины: теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей

    Программа
    - формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики;
  3. Современные проблемы российской ментальности

    Документ
    А.О.Бороноев, зав. кафедрой ф-та социологии СПбГУ, докт. филос. н., проф. (бывший директор НИИКСИ ЛГУ), В.Д.Виноградов, зав. кафедрой ф-та социологии СПбГУ, докт.
  4. Е в большей степени приобретает характер рыночной экономики, требует глубокого освоения современной экономической теории, вклада различных ее школ и направлений

    Документ
    Изучение экономики России, которая все в большей степени приобретает характер рыночной экономики, требует глубокого освоения современной экономической теории, вклада различных ее школ и направлений.
  5. Современные зарубежные сми методические указания

    Методические указания
    Средства массовой информации в условиях перехода к информационному обществу. Идея единого информационного мира: предпосылки возникновения, этапы реализации.

Другие похожие документы..