Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Як відобразити в звіті в таблиці 6 перерахунок заробітної плати в зв’язку з тим що працівник подав лікарняний, який охоплює дні на які були нарахува...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 130500 «Нефтегазовое дело» специальности 130501 ...полностью>>
'Документ'
Биржевая торговля имеет многовековую историю становления и развития. Историки утверждают, что само слово "биржа" появилось в XIV веке во фл...полностью>>
'Литература'
1 – 18. 0 Физика § 70 повторить § 71 конспект Биология § – 3 конспектировать, выучить определения Химия Повторить § 0, 1, Учить § 3 – 4, ответить на в...полностью>>

Учебного курса «истоки» для основной школы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.В.Камкин

Программа учебного курса «ИСТОКИ» для основной школы.

«МУДРОСТЬ И ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВА»

(5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл пред­назначен для основной школы (5-9-й классы) и но всем своим ха­рактеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.

«Истоки. Семь чудес России» предназначены для 5-го класса. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников и мешает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам рос­сийской цивилизации.

Главными целями курса в 5-м классе являются:

  • дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, (духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и семьи ленто истоков.

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находил­ся, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблю­дения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получа­ют развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).

В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовы­ваться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной шко­лы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыс­лены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте,

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Семь чудес России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духов­ного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение до­полнительной литературы и т.д.

Курс рассчитан на 32 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Раздел 1. Соха и топор. (4 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда рос­сийской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про­веренным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестья­нина: их традиционное устройство, варианты конструкций, тру­довые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой техно­логии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый пере­чень престижных трудовых качеств человека: выносливость, на­блюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производст­венного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, муд­рость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с дере­вянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с бы­линным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря при­равнен к богатырскому подвигу.

Раздел 2. Крестьянские хоромы. (4 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бы­тия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерар­хический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых помещений, функциональное распределение простран­ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчас­тности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для ко­торой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной тради­цией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходи­мостью для большинства россиян в прошлом.

Раздел 3. Соловки. (4 часа)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой север­ной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский мо­настырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Обществен­ное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные сте­ны, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское зна­чение духовной, хозяйственной и экологической практики Соло­вецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения лю­дей под воздействием соловецких святынь.

Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, пред­лагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включав­ших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пус­тынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Раздел 4. Храм Покрова на Нерли. (4 часа)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступниче­стве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир руко­творный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гар­монии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская бе­реста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Раздел 5. Икона «Живоначальная Троица». (4 часа)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения пре­подобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской ико­нописной традиции, указала на подобие земных идеалов согла­сия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконопис­ного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечно­сти (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображе­нии ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподоб­ном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Раздел 6. Московский Кремль. (4 часа)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовны­ми идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству Рос­сии.

Московский Кремль – символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские баш­ни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль – центр государственности, резиденция главы государ­ства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетель­ствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика рега­лий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»

Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Ору­жейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российс­кого герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Раздел 7. Летописи. (4 часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная ли­тература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл про­исходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых по­колений.

Старинные летописи – наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхож­дение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добро­детель, Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесцен­ные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготе­ния к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством со­хранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

Уроки повторения. Экскурсии. Встречи. (3 часа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ

Программа выделяет для каждого раздела основную идею. Вме­сте с тем учителю важно, видеть взаимосвязь этих идей и их преемственность от раздела к разделу. В представленной таблице основные идеи разделов несколько перефразированы с целью более четкого выявления их саморазвития и логической взаимосвязи.

Раздел учебного

пособия

Взаимосвязь и преемственность основных идей от раздела к разделу

Комментарии автора

Соха и топор

Труд на земле - главное занятие и

основа благополучия человека; доверие вековому опыту, общинность и артельность – школа трудолюбия и залог плодотворного

труда.

Первые два раздела направлены на присоедине­ние ученика к важнейшим горизонтальным (соци­альным) ценностям российской цивилизации – общине и семье. В этих двух микросоциумах формировался и переда­вался новым поколениям образ жизни и труда.

Кресть­янские

хоромы

Семья – полнота бытия человека;

лад и согласие – основа семьи; дом, хоромы призваны создать условия для лада и согласия, стать кораблем спасения.

Соловки

Освоение Земли – долг человека;

подлинное освоение содействует

преображению земного простран­ства; преображение мира внешнего требует и преображения мира внут­реннего.

Нижеследующие три раз­дела присоединяют уче­ника к важнейшим вер­тикальным (духовным) ценностям российской цивилизации: тяготение к горнему миру любви,

согласия и соборности

через упорный труд по

преображению земли,

достижению гармонии и

красоты, усвоение» ис­тины. Иными словами, речь идет об образе мысли, чувствования и

духовного делания.

Храм Покрова

на Нерли

Гармония мира духовного, природного и рукотворного – знак преоб­ражения; именно эта гармония вос­принималась как истинная, неложная красота; такая красота становилась идеалом, к которому стремилась русская цивилизация.

Икона

«Живоначальная

Троица»

Отображение красоты преображен­ного мира требовало особого язы­ка – языка иконы; этот язык соединил земные идеалы с идеалами веры; наиболее полным это соеди­нение явилось в образе Живоначальной Троицы как пример любви, согласия и соборности.

Московский

Кремль

Летописи

Центр земного Отечества должен был воплощать укачанные идеалы; Кремль в образах и символах не только объединил, но и соединил их с предназначением российской госу­дарственности.

Путь к идеалу не должен быть забыт; главная сокровищница памяти – по­учительный и душеполезный опыт истории народа; этот опыт должен служить будущему всех и каждого.

Последние разделы да­ют возможность присо­единиться к древнейшим институтам сбереже­ния и закрепления жизненного и духовного опыта. Речь идет об об­разе исторической па­мяти и верности.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

И ЛИТЕРАТУРА

Раздел «Соха и топор»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– конструктивные и технологические характеристики сохи; какие трудовые качества соха воспитывала («Соха», «Как сохой зем­лю пашут», «Какие у сохи секреты»),

– конструктивные и технологические характеристики топора;

– какие трудовые качества топор воспитывал («Топор всему делу голова», «Думает плотник с топором»);

– соха и топор в фольклоре и их метафорическое восприятие («Соха дружит с чудесами», «Куда то пор и соха ходили...», «Чему соха и топор людей учили»),

– дополнение к теме.

Литература

Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание).

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967.

Рябцов Ю. С. Трудовая деятельность крестьян // Преподавание истории в школе. 1995, № 1.

Раздел «Крестьянские хоромы»

Примерное распределение материала в пределах четырех часов может быть следующим:

– конструктивные характеристики крестьянских хором («Что "ходило в состав крестьянских хором», «Из чего и как строили хоромы», «И тесен дом, да просторен он»-,

– эстетика жилища и этика семейно-бытовых отношений («В чем особая красота крестьянского дома», «Домашний лад и по­рядок»),

– мифологическое и сакральное в крестьянском жилище («Тай­ны, символы и домашние обычаи»);

– дополнение к теме.

Литература

Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание).

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 1987.

Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.

Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967.

Рябцев Ю.С. Крестьянское жилище и утварь // Преподавание истории в школе. 1995, № 3.

Смолицкий В.Г. Русь избяная. М., 1993.

Раздел «Соловки»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– основание и история монастыря («Когда и как возник Соло­вецкий монастырь», «Игумен Филипп и второе рождение Соловков»);

– опыт духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкой обители («Соловки возводила вся Россия», «За стенами монастыря»);

– идея преображения в жизнедеятельности Соловецкого мона­стыря («Град святой на острове, на краю земли, посреди воды...», «О чем горько вспоминать и тяжко говорить»);

– дополнение к теме.

Литература

Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М, 1980.

Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.

Лихачев Д. С. Соловки в истории русской культуры // Беломорье. М., 1984.

Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М., 1990.

Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях- М., 1989. Север. Ежемесячный литературно-художественный и обще­ственно-политический журнал. 1990, № 9 (весь номер посвящен Соловкам).

Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990.

Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.

Раздел «Храм Покрова на Нерли»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– история храма («Князь Андрей задуман церковь строить»),

– облик храма («Как выбирали и готовили место», «Белый храм у чистой воды»),

– символика храмовой архитектуры {«У храма Покрова свои секреты»),

– дополнение к теме.

Литература

Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 1987.

Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М., 1985.

Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти // Памятники Ар­хангельского Севера. Архангельск, 1991.

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз­дел «Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли»). М., 1997.

Раздел Икона «Живоначальная Троица»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– правила иконописного образа и первое восприятие иконы («Что изображено на иконе»),

– духовный смысл иконы – зов к любви и соборности («Нераз­дельность Троицы», «Неслиянность лиц Святой троицы»),

– о символическом языке иконы («Дерево, храм, гора», «Что незримо присутствует в иконе»)

– дополнение к теме.

Литература

Анатолий, епископ. Русская икона // Малая церковь. Настоль­ная книга прихожанина. М., 1992.

Денисова Ю.Ю., Климовцева Е.С. Древнерусская икона: мир образов и символов // Преподавание истории в школе. 1997, № 1

Жизнеописание преподобного отца нашего Серафима Саров­ского чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-XX вв. М„ 1992.

Кремлева И.А. Храм – за один день // Родина. 1994, № 11.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни // Живая старина. 1994, №3.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.,1983.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М,, 1981.

Миронов Г.Е. Три иконописца // Преподавание истории в шко­ле. 1994, №4.

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз­дел «Иконопись»). М., 1997.

Раздел «Московский Кремль»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– Кремль как щит России – военный и духовный («Щит воен­ный», «Щит духовный»),

– Кремль как центр российской государственности («Кремль – центр государства»),

– Кремль как хранитель истории и культуры российской («Хранитель истории, доблести и славы»),

– дополнение к теме.

Литература

Бущик Л.П. Иллюстрированная история XV-XVII вв. М., 1971.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.

Черникова Т.В. Кремль в конце XV – начале XVI века // Преподавание истории в школе. 1997, № 5.

Энциклопедия для детей. Том 5. Часть первая (статьи «Русская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия», «Символы царе кой власти», «Флаги России», «История государственного гсрб.1 России»), М., 1995.

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз дел «Московский Кремль конца XV-XVII веков»). М., 1997.

Раздел «Летописи»

Примерное распределение материала в пределах четырех ча­сов может быть следующим:

– летописи как хранители истории («Первые летописцы и пер­вые летописи», «О чем писали в древних летописях», «Летописи общерусские и местные»),

– летописи как памятники культуры («Как писали и украшали летописи», «Лицевой свод»),

– книжная мудрость веков («Младшие братья летописей»);

– дополнение к теме.

Литература

Ларин О. «Государственная бабушка» (К 100-летию сказитель­ницы М.Д. Кривополеновой) // Север. 1993, № 4.

Мирзоев В.Г. Былины и летописи – памятники русской исто­рической мысли. М., 1978.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. М., 1991.

Рассказы русских летописей XII-XIV веков. М., 1973.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный курс культурология для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03. 05. 01 юриспруденция

    Учебный курс
    Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами.
  2. Учебного курса «Культурология» для студентов географического факультета (20/8, 6 кср)

    Календарно-тематический план
    Становление культурологии как науки. Междисциплинарный статус культурологи. Структура культурологического знания. История культурологии и философия культуры: классика, неклассика, постнеклассика.
  3. Методическая разработка: Курс «Истоки» в начальной школе. Введение

    Методическая разработка
    «Истоковедение», как междисциплинарное, интегрирующее направление в образовании нацелено на гармоничное развитие личности участников учебно-воспитательного процесса на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.
  4. Программа учебного курса "эстетика" Автор-составитель: Лещинская И. И. Минск 2010 Программа учебного курса "Эстетика" для нефилософских специальностей

    Программа
    Исходной позицией предлагаемой учебной программы является рассмотрение основных проблем эстетики в контексте философско-онтологических, философско-антропологических и философско-культурологических представлений, позволяющее отчетливо
  5. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы Концепция  Программа  Тематическое планирование

    Программа
    Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011.

Другие похожие документы..