Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» в русской пейзажной лирике по своему оптимизму занимает одно из первых мест. Это – жизнеутверждающее, бо...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки до вивчення курсу “Фінанси” (для студентів 4 курсу спец. 6.050106 „Облік і аудит”, 6.050107 „Економіка та підприємництво”, 6.050.2...полностью>>
'Документ'
Робоча програма складена на основі програми складеної ас.Смик О.С. і затверджена на засіданні кафедри соціальної географії та рекреаційного природоко...полностью>>
'Диплом'
Елена Михайловна Миронова (Москва). Российское посольство в Италии. Роль в становлении и деятельности Дипломатической системы Белого движения и Русск...полностью>>

Кто в лесу живет, что в лесу растет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кто в лесу живет, что в лесу растет

Игра-путешествие для учащихся 1 – 2-х классов

Оборудование: Рисунок опушки леса; высказывания и пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц; музыкальная запись; жетоны в виде кленовых листочков, которые даются за каждый правильный ответ.

ЦИТАТЫ:

1. Кто рубит леса – тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи.

2. Лес не школа, а всех учит.

3. Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.

4. По лесу ходи – под ноги гляди.

5. Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

И. Никитин

На фоне музыки звучит стихотворение И.С.Никитина

ВЕДУЩИЙ 1:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное…

ВЕДУЩИЙ 2: Лес не молчит, он поет разные песни. Тот, кто их слушает, знает, о чем поется в апрельской песне, под аккомпанемент ручейков и свежего ветра в хвойных ветвях. Потом к этой песне присоединяются хоры птиц, шепот листьев. Эти летние песни самые красивые, самые веселые!

В осенних песнях появляется грусть об ушедших днях, о птицах, улетающих в дальние края, о красоте, уходящей с каждым опавшим листком. Глубокой осенью, под шум холодного ветра лес поет песню, похожую на стон. Наверное, давно-давно он подслушал ее у пахарей, которые пели ее на своей узкой полосе. Теперь лес поет её нам, чтобы мы не забыли о прошлом.

А может быть, наоборот: люди слушают лес и слагают свои песни?..

Ученик читает стихотворение

С. Погорельского «ЛЕС»

ЧТЕЦ:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

ВЕДУЩИЙ 2: Прежде, чем начать наше путешествие по лесу, ребята, давайте с вами сделаем небольшую разминку. Вы, наверное, читали книгу

Е. Чарушина «Большие и маленькие» и помните, что там рассказывается о животных и их детенышах. Сейчас я буду называть вам взрослых животных, животных-мам, а вы мне скажите, как называют их детенышей.

УТКА – УТЯТА; ГУСЬ – ГУСЯТА; СТРИЖ – СТРИЖАТА; ЧИЖ – ЧИЖАТА; ГАЛКА – ГАЛЧАТА; КУРИЦА – ЦЫПЛЯТА; ЗАЧИХА – ЗАЙЧАТА: ЕЖИХА – ЕЖАТА; БЕЛЬЧИХА – БЕЛЬЧАТА; БОБРИХА – БОБРЯТА; ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЯТА; РЫСЬ – РЫСЯТА; ВОЛЧИХА – ВОЛЧАТА; ЛИСА – ЛИСЯТА; СВИНЬЯ – ПОРОСЯТА; ЛОСИХА – ЛОСЯТА; МЕДВЕДИЦА – МЕДВЕЖАТА; ЛЯГУШКА – ЛЯГУШАТА; ОЛЕНИХА – ОЛЕНЯТА; КОРОВА – ТЕЛЯТА.

ВЕДУЩИЙ 1: Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с собой,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой.

ВЕДУЩИЙ 2: (Говорит на фоне записи фонограммы голосов птиц):

Вы вошли в лес…

Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком промелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Посидите какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнет открывать вам свои тайны.

Чтобы полнее узнать и почувствовать лес, побудьте в нем одни, не отвлекаясь поисками ягод и грибов. Широко раскрытыми глазами впитывайте особую прелесть каждого дерева, вдыхайте целебные запахи, слушайте шум, шепот листьев и щебетанье птиц. Следите, как с каждым часом меняется красота леса.

Слышите – лес зовет вас!

ВЕДУЩИЙ 1: Очень много загадок у природы. И чтобы разгадать все ее загадки, не хватит всей жизни. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, безусловно надо, ребята. А начнем мы наше путешествие с деревьев, поэтому я предлагаю отгадать вам загадки. За правильный ответ дается жетон. И когда наше путешествие закончится, по количеству накопленных жетонов мы узнаем, кто из вас лучше всего знает лес и лесных обитателей. Итак, загадки!

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

ВЕДУЩИЙ 2: А вот загадки о других деревьях:

1. Что за дерево стоит,

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

2. Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.

(Береза)

3. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

А вы знаете, ребята, что дуб живет 400-500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Часто дубы растут целой рощей. Кто скажет, как называется такая роща? (ДУБРАВА)

ВЕДУЩИЙ 1: Вы, конечно, знаете, что осенью у деревьев опадают листья. Но представьте себе, что на деревьях листья не опали, и вдруг пошел сильный снег. Что может произойти с деревьями? (Снег скопится на листьях, ветки не выдержат его тяжести и могут обломаться.)

А почему не обламываются ветки ели? (Ветки ели, в отличие о других деревьев, опускаются вниз, и снег по ним скатывается.)

Ребята, какие лиственные деревья вы знаете? (Дети называют деревья.) Какие деревья не сбрасывают на зиму листья? (ЕЛЬ, СОСНА, ПИХТА).

Как называются такие деревья? (Хвойные.)

А какое из хвойных деревьев сбрасывает свои листья-хвоинки? (Лиственница.)

Правильно, ребята, иголки у лиственницы мягкие и шелковистые, она каждый год меняет свой наряд. Осенью у неё хвоинки опадают, а весной появляются новые.

А сбрасывают ли свои иголки сосна и ель? (Сбрасывают, но постепенно; на смену старой хвое приходит молодая).

ВЕДУЩИЙ 2: Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. (ГРИБ)

Идет человек с корзинкой и палкой, ступает чуть слышно – лес не любит шума. И расположить к себе его может не каждый. Не любому лес расскажет о себе и откроет свои кладовые, но знатока леса он обязательно наградит полным кузовком крепких грибов.

Нет грибов дружней, чем эти –

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(ОПЯТА)

ВЕДУЩИЙ 1: Вы, конечно, знаете, что кроме съедобных бывают еще и ядовитые грибы. Кто может назвать их? (Дети перечисляют.)

Стоя на дорожке,

На тоненькой ножке,

Пестрой шапкою прикрыт,

Не съедобен, ядовит.

(МУХОМОР)

Мухомор в лесу – сказочная красная шапочка. Похож он на гномика в колпачке и кружевных панталончиках. И есть у мухомора тайна. Ядовит он, но очень полезен. В старину препаратом из него лечили туберкулез, ревматизм. А медведи, прежде чем лечь в спячку, тоже лакомятся мухоморами. А еще грибница, в которой растут мухоморы, богата азотом, и они подкармливают сосны и ели. Да и лес без мухоморов – не лес.

ВЕДУЩИЙ 2: И какой же лес или луг без красивых цветов?

Читается стихотворение И. Сурикова «НА ЛУГУ»

ЧТЕЦ:

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда не глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

ВЕДУЩИЙ 2: Вспомните, ребята, какие цветы растут на полянке в лесу? (ЛАНДЫШИ, ПОДСНЕЖНИКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ФИАЛКИ, РОМАШКА и др.)

Как вы думаете, для чего цветы такие яркие и пахучие? (ЧТОБЫ ПРИВЛЕКАТЬ СВОИМ ЗАПАХОМ НАСЕКОМЫХ, КОТОРЫЕ СОБИРАЮТ НЕКТАР).

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунет ветерок –

Остался стебелек.

Что это такое? (ОДУВАНЧИК).

Ребята, кто из вас скажет, какие цветы или растения можно использовать в лесу для заварки чая? (ЛИСТЬЯ ЗЕМЛЯНИКИ, МАЛИНУ, ЧЕРНИКУ. КЛЮКВУ, ВЕРЕСК, ЧАБРЕЦ, ЗВЕРОБОЙ, ИВАН-ЧАЙ).

ВЕДУЩИЙ 1: Рядом с цветочной полянкой на нашем пути… Нет, пожалуй, лучше вы сами отгадаете, о чем пойдет речь.

Хвойный домик сложен кучей,

Он без окон, без дверей,

Только вы на всякий случай

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот,

Все хозяева – герои,

Самый «маленький» народ.

(МУРАВЕЙНИК)

А для чего муравьи покрывают свои домик гладкими хвойными иголками, аккуратно укладывая их одну за другой? (ЧТОБЫ ДОЖДЬ И ВЕТЕР БЫЛ НЕ СТРАШЕН ДОМИКУ – ВОДА БУДЕТ СКАТЫВАТЬСЯ ПО ГЛАДКИМ ХВОИНКАМ).

Теперь отгадайте загадки:

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся? (МУХИ)

Под корой сосны и ели,

Точит сложные тоннели,

Только к дятлу на обед

Попадает… (КОРОЕД)

Сейчас я проверю вашу наблюдательность. Кто скажет, сколько ног у паука? (ВОСЕМЬ)

Все вы встречали жучка с черной головкой, красными крыльями, на крыльях пятнышки. Что это за жучок? (БОЖЬЯ КОРОВКА).

Чем она полезна? (ЖУЧОК И ЕГО ЛИЧИНКИ ИСТРЕБЛЯЮТ МНОЖЕСТВО ТЛИ, КОТОРАЯ СОСЕТ СОК ИЗ РАСТЕНИЙ).

Как вы думаете, почему божьих коровок не клюют птицы? (НА НОЖКАХ У ЖУЧКА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЖЕЛТАЯ, НЕПРИЯТНОГО ЗАПАХА И ЕДКОГО ВКУСА ЖИДКОСТЬ. НЕСЪЕДОБНЫЙ ЖУЧОК! ПТИЦЫ, РАЗ ПОПРОБОВАВ ЕГО, БОЛЬШЕ НЕ ТРОГАЮТ. ЯРКАЯ ОКРАСКА ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТСЯ).

ВЕДУЩИЙ 2: Сказочна природа, порой даже необъяснима. Давайте отгадаем еще загадку:

Она всегда сбегает,

А фокус очень прост:

Ей в этом помогает

Ужасно хитрый хвост.

(ЯЩЕРИЦА)

Про ящерицу есть небольшое, но очень интересное стихотворение.

Читается стихотворение М. Глазкова «ЯЩЕРИЦА»

ЧТЕЦ:

Прохожих не боится.

На хвост лишь наступите –

Оставит под ногой:

– Пожалуйста, возьмите,

Найду себе другой!

Лучше уж потерять хвост, зато спастись самой. Что самое удивительное, через несколько дней на месте старого хвоста вырастает новый, правда, он немного короче прежнего.

ВЕДУЩИЙ 1: Вот еще одна загадка:

И в лесу, и на болоте,

Нас везде, всегда найдете:

На поляне, на опушке,

Мы зеленые… (ЛЯГУШКИ)

Правильно, это лягушки. Вот и они встретились нам на лесной тропинке. Казалось, что в ней необычного, лягушка как лягушка. Оказывается, есть и тут загадка природы. Главное, что одета лягушка в свободный халат. Модница она необыкновенная. Меняет свою кожу четыре раза в год. И еще лягушка может замерзнуть насквозь, но сохранит способность опять возвращаться к жизни. Вот она, оказывается, какая, лягушка.

ВЕДУЩИЙ 2: Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Они привлекают причудливым оперением, пением, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете птиц. Поэтому внимательно слушайте загадки.

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая. (СОРОКА)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

Тут как тут! (СНЕГИРЬ)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?...(СОЛОВЕЙ)

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (СОВА)

Прячьтесь куры, в небе ясном

Темной тенью кружит…(ЯСТРЕБ)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (ДЯТЕЛ)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ЛАСТОЧКА)

ВЕДУЩИЙ 1: Из всех явлений, происходящих в жизни птиц, самое удивительное – их перелеты, совершаемые два раза в году. Когда приближается осенняя пора, многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С наступлением весны они возвращаются на родину. И так из года в год, из поколения в поколение.

Ученик читает стихотворение Е.Благининой

«УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…»

ЧТЕЦ:

Скоро белые метели

снег поднимут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

улетает,

улетел.

Лист качается узорный

в синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

в огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

солнца редкие лучи.

Улетают,

улетели,

улетели и грачи.

Почему же птицы осенью улетают в теплые края? (ПТИЦАМ ЗИМОЙ ХОЛОДНО, НО ОСОБЕННО ОНИ СТРАДАЮТ ОТ ГОЛОДА. В ЛЕСУ В ЭТО ВРЕМЯ НЕТ КОРМА, НАСЕКОМЫЕ ПРЯЧУТСЯ, НЕТ ЖУЧКОВ, ЛИЧИНОК).

А какие птицы остаются у нас на зиму? (ГОЛУБИ, ВОРОНЫ, ГАЛКИ, СОРОКИ, ВОРОБЬИ И ДР.) Почему? (ОНИ ЕДЯТ И ДРУГОЙ КОРМ – ХЛЕБ, ЗЕРНО, ЯГОДЫ РЯБИНЫ).

ВЕДУЩИЙ 2: Поговорили мы с вами о насекомых и птицах, а кто еще водится в лесу? Конечно, животные. Их так много в лесу, и каждый со своей тайной, со своей загадкой. Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! У одних детеныши требуют длительного ухода, у других сразу же после рождения могут следовать за матерью. Многие бодрствуют весь год, а некоторые проводят в спячке почти полгода.

Какие же животные спят зимой? (ЁЖ, МЕДВЕДЬ).

А теперь отгадайте загадки:

Желтая хозяюшка, из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собою унесла.

(ЛИСА)

Кто найдет мой длинны ход,

Сразу скажет – это …(КРОТ)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

(ЗАЯЦ)

Кто на дереве дуплистом

Замахал хвостом пушистым,

Ловкий, маленький и рыжий

По стволу спустился ниже?

(БЕЛКА)

Летом гуляет,

Зимой отдыхает.

(МЕДВЕДЬ)

Сероватый, зубоватый,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (ВОЛК)

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (ЕЖ)

Отступать врагам пришлось

Их рогами встретил…(ЛОСЬ)

ВЕДУЩИЙ 1: Загадки лесные и тайны бесконечны. Вот сколько много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче, - не то еще увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса окружают.

ЧТЕЦ:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему»

Меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое –

Пчелою забралось в цветок,

А третье – рыбешкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах

притаившийся шорох.

Сидит« отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом – и так целый день.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика экологического воспитания дошкольников Николаева С. Н

    Книга
    Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  3. Что делать   наболевшие вопросы нашего движения

    Документ
    " Партийная борьба придает партии силу и жизненность, величайшим доказательством слабости партии является ее расплывчатость и притупление резко обозначенных границ,
  4. Задачи урока: повторить порядок приобретения российского гражданства и его преимущества; Выяснить, что такое гражданственность, кто такой настоящий гражданин, что значит любить Родину

    Урок
    Родина. У каждого человека есть Родина, страна, в которой он родился, вырос, в которой живут его родители. Страна, ради которой он живет. Разве можно называть страну Родиной и не ощущать при этом трепетное чувство любви к ней, уважения к ней.
  5. Учебный план. Охрана и укрепление здоровья детей (развитие здоровьесберегающих технологий и среды в доу, мероприятия и программы, направленные на укрепление здоровья детей, наличие программ)

    Доклад
    Охрана и укрепление здоровья детей (развитие здоровьесберегающих технологий и среды в ДОУ, мероприятия и программы, направленные на укрепление здоровья детей, наличие программ).

Другие похожие документы..