Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Астрофизика-наука, подтверждающая теоретически и экспериментально познаваемость природы во всей её сложности и многообразии на основе новейших предст...полностью>>
'Документ'
Всемирное хозяйство – это самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил и производственных отношений экономическая система, представляющая собо...полностью>>
'Документ'
Навчання в аспірантурі за державним замовленням до вступу в Дніпропетровський регіональний інститут державного управління Національної академії держа...полностью>>
'Лекции'
Культурологию интересует культура не только в частных проявлениях /искусство, религия /, а культура как таковая, как феномен общественной жизни в цел...полностью>>

Предмет и метод психологии антология

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИИ

АНТОЛОГИЯ

Москва 2005

Научные консультанты: докт. психол. наук, профессор,

академик РАО ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич;

докт. филос. наук, профессор,

академик РАО АБУЛЬХАНОВА Ксения Александровна

Редактор – составитель: докт. психол. наук, профессор

СТАРОВОЙТЕНКО Елена Борисовна.

Составители: докт. филос. наук, профессор,

академик РАО АБУЛЬХАНОВА

Ксения Александровна;

докт. психол. наук, профессор,

чл.- корр. АПН Украины

ТАТЕНКО Виталий Александрович

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ: ВОСХОЖДЕНИЕ МЫСЛИ В ТЕКСТАХ О

ПСИХИЧЕСКОМ

Психологическая наука исключительна не только в силу уникальности своего предмета – самого тонкого, сложного, возвышенного и противоречивого, чем является душа, мысль, сознание человека, но и в силу высочайшей степени свободы, которую она предоставляет посвятившему ей себя ученому. Эта свобода – в исследовательских перспективах будущего психологии, которая являет собой гигантское, еще не освоенное пространство научных проблем. Она – в настоящем психологии, поскольку ее выход на практическое поле предполагает творческий поиск разнообразнейших способов оптимизации жизненных, социальных, экономических и др. отношений людей, опираясь на раскрытие возможностей их сознания, деятельности, личности.. Эта свобода видна и при обращении к истории психологии. При всем стремлении историков этой науки представить прошлое в виде разных сменяющих друг друга, или противоборствующих, или мирно сосуществующих глобальных направлений, бесконечно разнообразна индивидуальность мысли каждого автора, ее истоки, способ репрезентации, доказательства ее истинности.

Конечно, современной психологии необходима обобщающая рефлексия ее прошлого: достигнутого уровня познания своего объекта, этапов психологического познания на всем протяжении его движения, развивающейся логики познания. Однако проблема исторического видения психологии, как оно складывалось в отечественной науке, заключалась в том, что она во многом носила философско-идеологический характер, причем часто – догматический. Именно поэтому сегодняшнее обращение к массиву накопленных на протяжении становления психологии знаний должно изменить свой характер. Необходима более объективная реконструкция прошлого на основе возобновляющегося обращения к исторической действительности, воплощенной в ее авторских источниках – научных текстах.

Для достижения объективности требуется раскрыть основное противоречие современного историко - психологического познания. Сегодня мы имеем две образующие это противоречие точки зрения. Одна – идеальная модель – состоит в понимании истории как постепенного и непрерывного накопления все более глубоких знаний. Другая модель представляет познание как цепь несовершенных, неадекватных, поверхностных способов познания. Как может быть разрешено это противоречие? Полагаем, что психологии, особенно в силу ее современного состояния, характеризующегося плюрализмом направлений, теорий, точек зрения на ее объект и предмет, не говоря о разветвленности и комплексности способов ее практического применения, необходимо оформление и репрезентация накопленных знаний как системы, предполагающей преемственность, взаимное дополнение и обогащение всех лучших идей, принадлежащих ученым – психологам.

С позиций сложившихся в науковедении канонов, требующих однозначности и жесткости в оценке знаний, теорий, их объяснительных возможностей, эмпирической обоснованности и т.д., даже наиболее зрелые современные теории психологии редко или в незначительной степени могут им соответствовать, не говоря о теориях, сложившихся в истории. Однако нельзя не учитывать, что большинство науковедческих критериев оформилось в области точных, естественных наук. И чем больше психология обнаруживает уникальность своего предмета и объекта, тем более очевидным становится то, что ей необходимы собственные способы познания, собственные методы и обобщения, специфику которых и пытались с достигнутого в их эпоху уровня познания, выявить и Джемс, и Гуссерль, и Дильтей, и др.

По мнению составителей данного собрания текстов, новое представление и систематизация психологического знания могут быть осуществлены с тех самых позиций свободы и творчества, о которых выше шла речь. Психология открыта для новых идей, для разнообразия точек зрения, толерантна к их противоречиям в силу своей проблемности. Именно способность психологического познания выявлять проблемы, удерживать их на протяжении длительного времени в нерешенном состоянии, выдерживать противоречия, составляющие их ядро, и дает возможность посредством их многократного переформулирования, конструктивного преобразования приблизиться к познанию сущности психического. Только с этих позиций становится понятной иллюзорность идеальной модели познания, которая представляет поступательно-накопительную непрерывность исторической связи знаний. Как доказано в сравнительно новой области, отличной от строгого науковедения, опирающегося на естественно-научную парадигму – в методологии науки – в рамках старого знания новое может быть не понимаемо и не объяснимо. И с этих позиций историзм науки предстает и не как непрерывность, но и не как дискретность – отрицание новым знанием предшествующего, а как непрерывность познания в сохранении и решении проблем данной науки.

Поэтому для каждого будущего психолога, вступающего в храм науки, она должна быть представлена не только как система уже сложившихся знаний, в которых воплощены закономерности изучаемых явлений, а также инструментария – методов исследования и практик, как сегодня говорят «технологий» изучения и практической работы, но как совокупность имплицитных, еще только намечающихся или уже оформившихся, но еще нерешенных, задач.

В эпоху постмодернизма, российского плюрализма, неопределенности и скептицизма мышления, у молодого поколения есть законная потребность в полезности, операциональности и практической применимости знаний. Эту потребность необходимо учитывать. Однако сегодня «полезное» знание не лежит в готовом виде на полках учебников и монографий, в подборках хорошо валидизированных надежных методик. Сегодня и от профессионалов, и от будущих психологов требуется стать не только авторами новых подходов, теорий, суждений. Предполагается достижение ими максимально возможного уровня развития своих творческих способностей, позволяющих видеть, формулировать и решать проблемы науки на базе уже сложившихся, известных подходов. Эти проблемы составляют сущность и освоения, и применения на практике, и приращения знаний.

Данное издание адресовано новому поколению психологов, обращено к их самостоятельности, креативности и способности в аутентичных текстах психологического прошлого найти своего собеседника, вступить с ним в творческий диалог, длиною в профессиональную жизнь.

В данном собрании работ представлено сходное и различное понимание авторами предмета психологии и ее основного метода, происхождения и функций «души» или «психики», моментов зависимости и свободы психики в мире, конкретных форм детерминации психического, потенций и достигаемых уровней развития психики, самодостаточности психики и ее принадлежности человеку - носителю, соотношения индивидуального, субъектного, личностного и надличного начал психической жизни, а также даны многие классификации психических явлений, построенные по существенным основаниям, начиная с классической триады – ум, чувство, воля. Проступающие в текстах разнородность и общность авторских взглядов бесконечно важны для понимания сущности, многообразия способов существования и организации психического.

Здесь мы находим абстрактно -логические и субъективно-умозрительные, исторически фундированные и жизненные, созданные по аналогии и оригинальные построения. Это – аутентичная архитектоника восходящей во времени психологической мысли. Знакомство с ней важно уже потому, что на определенном этапе в отечественной психологии определения и подходы к психическому превратились в сухую абстракцию. Данные тексты включают прекрасные феноменологические описания классов, тонкого строения, закономерностей и связей психических явлений, предлагают задачу - проблему продолжения научного поиска в этом направлении.

В первом разделе объединены тексты западно –европейских и американских психологов, относящиеся в основном к первой половине и середине 20-го века. Второй и третий разделы содержат концепции отечественных психологов, созданные главным образом в середине и второй половине 20-го века, а также на современном этапе развития психологии. В целом тексты репрезентируют историю и актуальное состояние психологии.

Обобщая идеи авторов текстов первого раздела, можно выделить следующие «сквозные» темы западной психологии:

  1. Философская и собственно научная методология психологии: предмет и

методы, принципы и законы психологии в сравнении с другими науками.

  1. Синтетическая характеристика психического, выделение его структурно-функциональных элементов и их связей: представления и мышления (познавательная способность), переживаний (эмоции, аффекты, чувства), влечений, интуиции, воображения, воли. Различение функциональных модальностей психического, соотнесенных как с целостной психикой, так и с ее отдельными составляющими.

  2. Соотнесение сознательного и бессознательного в контексте проблем психики и тела, индивидуального и коллективного, личности и надличного.

В русле первой темы осуществляется интроспективное, феноменологическое, экзистенциалистское, гуманистическое и т. д. определения психического в аспекте методологии: через синтетический метод интеграции элементов сознания и психики (Вундт, Коффка, Бен, Дильтей и др.), через функциональный подход к психическому как способности, отвечающей потребности в эффективном жизненном функционировании и росте личности (Маслоу), через созерцательно – рефлексивный метод понимания психики как феномена, не имеющего временно-пространственных характеристик и открывающегося в самопостижении и самораскрытии (Гуссерль), через метод изучения поведения, оставляющий психику за рамками научного объяснения (Уотсон).

Здесь проступает противоречие классической психологии сознания и бихевиоризма, составившее кризис психологии начала века, глубоко отрефлексированный на методологическом уровне в трудах С.Л.Рубинштейна. Обнаруживаются противоречия описательных и объяснительных установок в познании, а также оппозиции сциентистских и гуманистических, отвлеченных и прагматических подходов к психике. Содержательно и конкретно поставлены науковедческие проблемы психологии: определения парадигмы, характера научных обобщений, категориального строя, законов и принципов исследования психики (Бен, Пфендер); доказательства инструментальности истины как упорядочивающей части опыта и рассмотрения соотношения старых знаний и новых фактов, то есть развития науки (Джемс); обоснования конкретных методов изучения психического, в частности, метода описания психического (Дильтей) феноменологической редукции (Гуссерль), аналитического метода (К. Юнг).

В русле темы структурных определений психика рассматривается как целое, образованное наблюдаемыми актами сознания (Вундт), как целое, замкнутое в скрытом внутреннем опыте (Гуссерль), как целое, интегрирующее психические функции и способы (сознательные и бессознательные, объективные и субъективные) их реализации (Юнг), как внутреннее целое, соотнесенное с внешним миром посредством личностного функционирования (Маслоу). Синтетический метод представлен в единстве с аналитическим, предполагающим тонкую дифференциацию когнитивных, эмоциональных и регулятивных компонентов психики. Оригинальный способ интеграции психических «элементов» осуществляется через выделение их общих модальностей: напряжения - расслабления, возбуждения – успокоения, стремления – избегания, активности – реактивности, удовольствия – неудовольствия, различения - отождествления, направленности на объект – направленности на субъекта, репродукции – творчества, адаптации – регуляции. ( Вундт ) Таким образом, психика характеризуется как многомодальная, многокачественная, полифункциональная.

При раскрытии тематики сознательного – бессознательного уровней психического исследуется сознание как чистый внутренний опыт и способность к интенции (направленности на объект), принадлежащая «Я» как центру, идеально тождественному в своих многообразных переживаниях (Гуссерль), акцентируется противоречие сознательных и бессознательных влечений (Фрейд), изучается соотношение сознания, структурированного из сенсорных, интуитивных, мыслительных, эмоциональных процессов и содержаний, с коллективным и личным бессознательным, а также обосновывается, что функционирование бессознательного и его продуктивное взаимодействие с сознанием, состоящее в преобразовании его энергии через символ в сознательную позицию, ведет к восстановлению сбалансированного паттерна личности (Юнг).

Обобщая, можно проследить две основные методологические линии западной психологии: с одной стороны, рассмотрение психического «в себе» и попытка найти в нем же его собственные основания и причины активности, с другой стороны, взгляд на психику как функциональную способность и качество личности, действующие через связь внутреннего и внешнего, включая жизнедеятельность, зкзистенцию, жизнь, самопознание.

Второй и третий разделы представляют классику отечественной психологии, а также результаты поиска новых психологических парадигм и теоретических моделей, ведущегося в русле отечественных традиций. Важно было подчеркнуть преемственность авторских психологических воззрений, сложившихся и нарождающихся в пространстве нашей культуры, ценность психологических инноваций, присущие психологическому познанию проблемность и гипотетичность, а также характерную для большинства авторов тенденцию к масштабным методологическим обобщениям.

В ряду знаковых фигур отечественной психологии достойное место принадлежит Г. И. Челпанову. В его понимании, предметом психологии является «мир внутренний», «мир психический», составляющий субъективную сторону человеческой жизни. Основным методом изучения внутреннего мира определяется метод самонаблюдения, состоящий в обращении к индивидуальному внутреннему опыту. Предлагая развивать субъективную психологию, ученый не отрицает привлечения к общепсихологическим исследованиям методов «вспомогательных» наук, в частности, сравнительной, клинической и экспериментальной психологии.

С.Л. Рубинштейн - основоположник крупного психологического направления – в качестве предмета психологии рассматривает «внутреннее, психическое содержание жизни» личности-субъекта, способного знать и переживать события своей психической жизни. Подчеркиваются и рассматриваются во взаимосвязи такие характеристики психики, как ее субъективность, реальность существования и функционирования, идеальность ее высших форм, единство сознательного и бессознательного планов психической активности, принадлежность психического личности как регулятивному и качественному началу индивидуальной жизни, «событийность» или оценка личностью психических явлений как значимых для себя, единство мотивационного, когнитивного, эмоционального аспектов психической жизни. Обосновывается, что интегральным психическим образованием, заключающим все существенные формы и свойства психики, является «отношение к жизни», субъективно связывающее личность с общественными отношениями. Эта связь приобретает реальность, продуктивность, неповторимость на основе индивидуальной деятельности, осуществляющейся в познавательной, этической, практической, эстетической сферах жизнедеятельности общества. Фактор «отношения» обусловливает существенную роль в индивидуальной жизни самосознания и самопознания, придающих этой жизни рефлексивный и поступковый характер. Ведущим способом психологического познания выступает у Рубинштейна метод «опосредованного изучения психической жизни» через раскрытие всех ее существенных объективных связей и ее активных влияний на объективный мир, то есть метод диалектического исследования «внутреннего через внешнее» и «внешнего через внутреннее».

Другой классик отечественной психологии – А. Н. Леонтьев – обозначает проблемное поле психологии как поиск сущности, природы психических явлений. Глубоко обосновывается гипотеза, что сущностью психического являются построение и содержание «образа мира», воплощающего единство отражения и преобразования внешней и внутренней реальности. Акцентируется активная природа психического, потенциал которой раскрывается при онтогенетическом включении индивида в поэтапно развивающуюся деятельность. Активность психических явлений состоит в их способности к опосредованию жизненных процессов, то есть психика выступает средством эффективного функционирования субъекта жизни. Формы психического опосредования совершенствуются в жизненной динамике, начиная от сенсорных явлений и до сознательных, мыслительных, смысловых. Ведущим методом познания психического становится в данной концепции объективный метод изучения психики в реальном жизненном развитии, прежде всего, в соотношении с внешней и внутренней деятельностью. Объективный метод берется во взаимосвязи с методом интроспекции, самонаблюдения как имеющим большую ценность при изучении внутрисмыслового плана деятельности.

Текст Б. Г. Ананьева посвящен традиционному для отечественной классики 20-го века методу исследования детерминации психических явлений. В качестве ведущей рассматривается общественная, или социальная, детерминация, превращающая существование «биологического индивида» в существование «индивида общественного». Согласно автору, социальная детерминация приобретает развивающий характер в процессах индивидуальной сознательной деятельности, позволяющей активно осваивать общественный опыт и переводить его в план внутреннего опыта личности. Способом формирования внутреннего социального содержания личности является «интериоризация», осуществимая в условиях совместной деятельности и общения личности с другими людьми. Эффективная организация процесса интериоризации может осуществляться в русле воспитательной деятельности, нацеленной на формирование способности личности к самовоспитанию и саморазвитию. Благодаря этой способности, индивид становится субъектом общественной детерминации, может активно опосредовать множественные социальные воздействия, оказываемые на него. Внутренняя динамика социальной детерминации соотносится Ананьевым с единым процессом индивидуальной жизни и сменой ведущих форм деятельности в онтогенезе. В его понимании, раскрытие внутрипсихических превращений социальных детерминант в соотношении с циклами жизнедеятельности означает изучение развития личности и ее структуры; личностная сущность психического составляет основной предмет психологической науки.

Заслугой Б. Ф Ломова является органичное соединение предмета и метода психологии на основе понятия «система». Предмет психологического познания составляют для данного автора «системные качества» психики, а основной способ их познания – системный метод. Обосновывается, что системные качества формируются на основе реализации психических функций во множестве объективных связей человека: с природой, с другим человеком, с познанием, с трудовой деятельностью и соответственно, с биологической, социальной, предметной системами, в которые включен субъект жизни. Существенным аспектом применения системного подхода определяется исследование полидетерминации психических явлений, исходящей от внешних объектов, от поведения, деятельности и свойств субъекта. Подчеркивается, что детерминированность психики не исчерпывается ее жесткой прямой причинной зависимостью; для психологической сферы наиболее характерна опосредованная, вероятностная, обладающая множеством источников, изменчивая, субъективированная и индивидуализированная детерминация.

В. А. Роменец, известный украинский психолог, предложил оригинальное решение актуальной проблемы поиска парадигм психологического познания или тех «ячеек» психики, в которых можно обнаружить потенциал и развитые формы всех психических явлений в их взаимосвязях. Такой «ячейкой» автор считает «поступок», интегрирующий проблемную жизненную ситуацию, мотивацию и поступковый акт личности. В поступке заключен основной потенциал личностного развития, и прежде всего, в конфликтах (коллизиях) поступка, в его внутренне очищающем (катарктическом) эффекте и в осмыслении поступка в координатах его общественной ценности. Поступок рассматривается как предмет психологии, познаваемый методом анализа и синтеза его объективных и субъективных моментов.

Последний раздел объединяет концептуальные модели предмета и метода психологии, созданные учеными, относящими себя к рубинштейновскому направлению психологической науки. Предлагается новая исследовательская и практическая перспектива психологии, ставящая в фокус теоретического и эмпирического рассмотрения «индивидуальную личность» или «индивидуального субъекта» как основной объект этой науки. С изяществом классической мысли обосновываются креативные варианты парадигм психологии, которые при ближайшем рассмотрении оказываются моментами единого и целостного понимания предмета психологии.

Авторские акценты при построении предметного поля психологии можно представить следующим образом. Психика берется в контексте индивидуального бытия и определяется как «внутренняя жизнь» или «психический план индивидуальной жизни», структурированные из отдельных «форм психической жизни», порождающих полифункциональный и полимодальный «внутренний мир» личности. (В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко). Внутренняя жизнь и внутренний мир исследуются в генетическом и сущностном единстве с внешней деятельной жизнью, благодаря которому психическое становится способом активного влияния личности на собственные жизненные процессы и отношения, на их пространственно – временные характеристики и способы разрешения их противоречий, то есть «субъектным качеством», «субъектным началом» ее жизнедеятельности. ( К. А. Абульханова). «Субъектная сущность» психического выступает основным психологическим результатом индивидуального развития личности. (В. А. Татенко) В общей системе детерминант психической жизни субъектные детерминанты в единстве с социальными задают линию активной индивидуализации личности, предполагающей приоритетную роль ее самопознания, самодеятельности и самовыражения. (К. А. Абульханова, Е. Б. Старовойтенко)

Осуществляя замысел данного издания, составители придерживались принципа усиления прозрачности авторской мысли в каждой публикуемой работе и потому рискнули на незначительные купюры и снятие отдельных цитат и ссылок. При адресации издания новому поколению психологов с целью их обучения и профессионального развития, такая презентация текстов кажется оправданной. Важно было показать, как симфония психологической мысли, набирая мощь, обретает новое звучание, оставаясь великим и никогда не завершенным произведением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Теории личности  для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины Теории личности для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Авторы: докт психол наук Старовойтенко Е. Б

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Теории личности» представляет собой адаптационную дисциплину магистерских программ «Персонология и экзистенциальная психотерапия» и «Исследование, консультирование и психотерапия личности».
  3. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра

    Программа
    Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 - Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника
  4. Методика преподавания психологии учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Учебно-методический комплекс
    М Методика преподавания психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Рабочая программа дисциплины Общая психология Направление подготовки

    Рабочая программа
    5.Психодинамические свойства личности. Теория личности З.Фрейда. 6. Значение теории З.Фрейда для современной психологии личности. 7.Индивидуальная психология А.

Другие похожие документы..