Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сообщаем, что с 01 января 2011 года аттестация тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов образовательных учреждений Мурманской области проводи...полностью>>
'Сказка'
Кафе «Куропатка». Сцена зрительно поделена на две части. В одной - три столика, несколько стульев, на стене два пейзажа с куропатками. Справа дверь на...полностью>>
'Документ'
Цель конференции – выявление тенденций и перспектив развития региональных СМИ и регионального медиаобразования в контексте глобализационных изменений...полностью>>
'Документ'
Исходя из обстановки сегоднящнего дня, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по прежнему серьезно затрудняет нормально...полностью>>

Методические рекомендации по преподаванию «Физической культуры»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по преподаванию

«Физической культуры» в 2011-2012 учебном году

Методист ГИМЦ – Егорова Е.Ю.

Введение третьего урока физической культуры обосновано многими факторами, в том числе значительным повышением уровня заболеваемости сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения у детей школьного возраста. Определяющим фактором снижения уровня здоровья и возникновения болезней является недостаточная двигательная деятельность школьников. В свою очередь, неполноценный двигательный режим обусловлен низким уровнем физкультурной образованности, как детей, так и взрослых, что не позволяет широко применять многообразный арсенал средств физической культуры в сфере самосовершенствования. Несмотря на многолетние и многочисленные дискуссии по проблеме, «Каким быть уроку физической культуры?» – суть его не изменилась за все годы существования учебного предмета. По мнению практиков, основная, а зачастую и единственная направленность урока – тренирующее воздействие на организм.

Однако современные подходы к преподаванию физической культуры требуют обязательной реализации образовательного компонента и формирования практико-методических навыков, без которых проблему оздоровления нации средствами физической культуры не решить.

Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. Учителя получили возможность широкого выбора подходов к организации учебно-воспитательного процесса, урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными запросами, материальной базой школы, региональными и природно-климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся и другими факторами. Учебная работа по физической культуре является важнейшим компонентом процесса укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Здоровье – понятие комплексное, поэтому необходимо смещение акцента с физической подготовки к воспитанию привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.

Приоритетной задачей в преподавании физической культуры является освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Предлагаем примерный перечень вопросов для обсуждения на методических объединениях учителей физической культуры школы:

  1. Современные подходы к укреплению здоровья и повышению уровня двигательной подготовленности учащихся разного возраста.

  2. Третий урок физической культуры в общеобразовательных учреждениях края (района): опыт, проблемы, пути совершенствования.

  3. Проблемы укрепления здоровья учащихся в учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях. Подходы к оптимизации двигательного режима школьников.

  4. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся - приоритетное направление в работе учителя физической культуры.

  5. Проблемы выбора и анализ опыта использования различных программ по физической культуре в Хабаровском крае.

  6. Материально техническое оснащение учебных и внеклассных занятий по физической культуре: проблемы, опыт, пути решения.

  7. Планирование учебной и внеклассной работы по физической культуре при трехурочной системе физического воспитании (из опыта работы учителей города, района).

  8. Формирование у учащихся интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

  9. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся.

  10. Организация самоуправления учащихся через работу спортивных клубов и коллективов физической культуры школ.

  11. Использование современных технологий для внедрения физической культуры в повседневную жизнь учащихся. Взаимодействие со СМИ в пропаганде физической культуры и здорового образа жизни.

  12. Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений города (района) и опыт организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Опыт индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании учащихся с нарушениями здоровья.

  13. Опыт организации и проведения в крае массовых спортивных состязаний школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».

  14. Опыт подготовки учащихся к участию в олимпиадах по физической культуре.

  15. Проблемы воспитательной работы на уроках и во внеклассной работе по физической культуре в современных условиях.

Нормативной основой осуществления учебной и внеурочной форм организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений являются:

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715\227\166\19;

  1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 966/1009 «Порядок проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», «Порядок проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».

  2. Методические рекомендации по проведению в 2010-2011 гг. школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

В соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, а также базисным учебным планом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 разработаны основные нормативные документы образовательной области «Физическая культура», которые ориентированы на реализацию современной концепции целостного формирования физической культуры личности школьников:

  1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 09.05.1998 г. № 1235).

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1238).

  3. Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования (приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56).

  4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней школы по образовательной области «Физическая культура».

  5. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой (Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123);

  1. Об утверждении примерного положения о Центре содействия ук­реплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Приказ Минобразования РФ от 15 мая 2000 г. № 1418//Вестник образования. — № 12. — 2000. — С. 70—73.

  2. О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. // Официальные документы в образовании. —2000. — № 1. —С. 52—53.

  3. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 31 мая 2002 года № 176/2071 //Официальные документы в образовании. —2002. —№20. — С. 3—6.

  4. О совершенствовании процесса физического воспитания в об­разовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19//Вестник образования России. — 2002. — № 18. — С. 38—44.

  5. О проведении дней здоровья и спорта в общеобразовательных школах (Рекомендации) / Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. —1982.—№33. —С. 2—7.

  6. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Минобразования РФ от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14//Вестник образования России.-2002.-№18.-с.44-45.

  7. О проведении Всероссийского дня здоровья детей//Официальные документы в образовании.-2003.-№6.-с.38-41.

Планирование содержания работы по физической культуре

в общеобразовательной школе на

2011-2012 учебный год (рекомендации)

Планирование работы по физическому воспитанию учащихся довольно разнообразно и многопланово. Учитель физической культуры вместе с руководством школы эту работу планирует ежегодно с учетом условий, которые имеются в данной школе: наличием соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений, площадок. Однако при выполнении требований комплексной учебной программы по физической культуре все планирование сводится к составлению:

  1. общего плана работы по физическому воспитанию;

  2. плана-графика прохождения разделов учебной программы на год;

  3. учебно-тематических планов, планов прохождения учебного материала на каждую четверть;

  4. конкретных планов уроков с указанием задач обучения и видов контроля за усвоением учебного материала по двигательным навыкам, умениям и уровню двигательной подготовленности.

План работы на учебный год, который является частью общего плана работы школы, предусматривает следующие разделы:

1. Организационная работа по созданию ученического физкультурно-спортивного актива (физорги классов, капитаны команд, судьи и т. д.).

2. Учебная работа, составление планов прохождения учебного материала на год, по четвертям учебного года, график контрольных уроков и тестирование учащихся.

3. Учебно-тренировочная работа (дополнительное образование): расписание работы спортивных секций и соответствующих кружков, их количество, руководители (тренеры CДЮСШ), загруженность спортивного зала на учебный год.

4. Внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с учащимися: программы и положения о проведении внутришкольных массовых соревнований, спартакиада на учебный год, формы организации соревнований и праздников, система определения победителей и награждение, туристические мероприятия, план мероприятий по увеличению двигательного объема для учащихся в режиме дня.

5. Врачебный контроль: определение и утверждение списков по медицинским группам, занесение этих данных в классный журнал. Система уборки и проветривание учебных помещений, проветривание и уборка спортивного зала и раздевалок, освещенность и температурный режим в зале, режим питания учащихся, система домашних заданий и механизм проверки их выполнения на уроках физической культуры.

6. Работа с физкультурным активом: система работы с физоргами классов, капитанами классных команд по видам спортивных игр, занятия с юными судьями по подготовке их к судейству внутришкольных соревнований и т. д. Система поощрения актива.

7. Участие педагогического коллектива по физическому воспитанию учащихся: положение о физическом воспитании - познакомить педагогический коллектив с функциональными обязанностями по вопросам физического воспитания учащихся, определение и заслушивание вопросов по физическому воспитанию на производственных совещаниях при директоре, наблюдение за осанкой учащихся (формирование требований к учащимся начальной школы).

8. Работа с родительской общественностью по вопросам улучшения работы по физическому воспитанию и оздоровления учащихся: связь с родительским комитетом, попечительским советом и отдельными родителями в качестве спонсоров и т. д.

9. Хозяйственная работа по улучшению спортивной базы школы: на площадках и в спортивном зале, в раздевалках, комнате учителя и т. д. Ремонт и изготовление нестандартного спортивного оборудования в школьных мастерских.

Комплексная учебная программа по физической культуре содержит две части - базовую и вариативную. В базовой части программы учащиеся овладевают лёгкой атлетикой, гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лыжной подготовкой. Вариативная часть выбирается учите­лем и на эту часть программы составляется отдельный учебно-тематический план.

Учебный год состоит из 33-35 рабочих недель, т.е. с учётом 3 часа физкультуры из 99-105 уроков. Климатические условия Хабаровского края диктуют свои условия при планировании уроков на открытой местности (спортивная площадка, стадион). Распределение учебного материала по месяцам выглядит примерно так: сентябрь - на площадке проводятся заня­тия по разделу легкая атлетика: октябрь - подвижные и спортивные игры; ноябрь-декабрь - гимнастика; январь-февраль - лыжная подготовка или учебный материал вариативной части учебного плана, март-апрель - подвижные и спортивные игры и май - легкая атлетика и контрольные упражнения, зачеты или экзамены (по выбору) для учащихся выпускных 9-х классов.

Основные направления и задачи по физическому воспитанию решаются поэтапно. Учитель по физической культуре решает в течение года около 500 образовательных задач. Примерно 25 минут урочного времени затрачивается на решение образовательных задач на уроке.

Планирование начинается с определения общих задач обучения, которые сформулированы в программе по физической культуре на год для каждого класса.

Образовательные задачи в более конкретном виде определяются учителем при прочтении содержания программы. Конкретизация задач требует от учителя хорошего знания техники двигательного действия и методики обучения ей.

Образовательные задачи на учебный год или четверть должны отвечать на вопрос: «Чему учить и в каком объёме?» Чтобы определить образовательные задачи, учитель должен:

1. Изучить программу по всем годам обучения в школе с целью установить, какие двигательные действия изучались в предыдущие годы, и какие будут изучаться в последующие.

2. Сопоставить общие задачи физического воспитания и особенности физического развития детей данного возраста с особенностями содержания и формы изучаемого двигательного действия.

3. Проверить предварительно знания, умения и навыки, степень развития необходимых двигательных качеств школьников и сопоставить выявленные показатели с намеченными на данный период обучения требованиями.

Всё это позволит, во-первых, выяснить: весь ли процесс обучения двигательному действию имеется в виду или только его часть, во-вторых, конкретизировать в дальнейшем задачи обучения для отдельных уроков.

Сформулировав задачу на учебный год или четверть, для её дифференциации на отдельные уроки следует определить:

• технические требования к изучаемому движению;

• условия выполнения упражнений, при которых ученик должен сохранить изученную технику;

• знания, относящиеся к изученному действию;

• знания и умения страховки и помощи при выполнении движения.

На этой основе, руководствуясь последовательностью постановки задач при обучении двигательным действиям, учитель конкретизирует задачи, которые будут решаться на отдельных уроках, и определяет основные средства и пути их решения.

Основания для определения конкретных задач физического развития на учебный год или четверть могут быть различны.

Принцип оздоровительной направленности уроков физической культуры предписывает постановку и решение таких неизменных задач, как «укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям», «формирование правильной осанки», «привитие гигиенических навыков».

Эти задачи решаются подбором средств и методов в соответствии с возрастными и половыми особенностями учеников, адекватностью нагрузки на уроках, а также контролем над соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви.

Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные направления деятельности учителя на относительно короткий период времени. Так, в учебных программах есть точные указания, каким упражнениям для формирования осанки, в каком классе следует обучать в начальной школе, какие теоретические сведения по гигиене физических упражнений необходимо сообщать учащимся в среднем звене и т.д. Планируются эти задачи таким же образом, как и образовательные.

Кроме того, на учебный год и четверть должны планироваться задачи, связанные с необходимостью уделять особое внимание развитию физических качеств, которые решаются путём заблаговременного распределения по урокам специально подобранных средств.

Без предварительной работы, направленной на укрепление определённых групп мышц или достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, иногда вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое движение даже в его основном варианте.

Вместе с тем, без должного уровня развития физических качеств, трудно добиться ощутимых успехов и в совершенствовании техники разученных физических упражнений в старших классах. Таким образом, определив задачу физического развития на учебный год или четверть, следует наметить:

1. Средства и условия их использования.

2. Систему изменения нагрузки.

3. Способы проверки и критерии оценки результатов учащихся в режиме этой задачи.

Кроме того, учитель физической культуры может и должен внести определённый вклад в воспитание личности учащихся. Отношение педагога к делу, его активная позиция обязательно отражаются на его воспитанниках.

Следует отметить, что методические особенности уроков физической культуры создают благоприятные возможности для воспитания дружбы, взаимной помощи, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, аккуратности, честности, с чем не может сравниться ни один вид другой учебной деятельности учащихся.

Начало организации классного коллектива в процессе учебной деятельности связано с освоением учащимися правил поведения, общения и выработкой навыков учебной работы, точное знание и соблюдение которых и означает быть дисциплинированным, нравственно воспитанным учеником.

Обучая детей двигательным действиям, учитель физической культуры в то же время имеет возможность использовать на каждом уроке различные средства воспитывающего характера, например, такие, как эпизоды из жизни великих спортсменов; пристальное внимание учителя к соблюдению учащимися нравственности и морали, требований к поведению, внешнему виду, манере держаться; подбор заданий, содействующих сплочению коллектива; организация совместных действий, взаимопомощь; поощрение положительных и порицание отрицательных поступков, совершаемых школьниками на уроках.

Специфика предмета позволяет педагогу по физической культуре достаточно успешно воспитывать у школьников волевые качества — дисциплинированность, настойчивость, смелость, целеустремлённость. Для достижения наибольшего эффекта в решении этой задачи целесообразно ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Например, для воспитания смелости и настойчивости использовать упражнения, связанные с преодолением чувства страха и нерешительности.

Исходя из общих воспитательных задач, учитель планирует на уроке и конкретные задачи. Воспитательные цели тесно увязываются с содержанием и организацией занятий, исходя из чего, и определяются конкретные воспитательные задачи по формированию личностных качеств каждого школьника и коллектива в целом.

1 - 4 классы:

Воспитание навыков группового взаимодействия, развитие его форм посредством игр и соревнований; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.

Содействие активизации и совершенствованию основных психических, познавательных способностей (представления, памяти, мышления и т.п.) в ходе двигательной деятельности.

Формирование основ профилактики здоровья, коррекции телосложения, осанки и культуры движений.

5 -9 классы:

1. Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физи­ческими упражнениями; выработка организаторских навыков; формирование адекватной оценки собственных физических кондиций; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.

2. Содействие развитию психических процессов, формирование основ психической саморегуляции; воспитание индивидуальных психических черт и особенностей личности.

3. Создание представлений об индивидуальных психофизиологических и физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья и поддержание оптимального функционального состояния.

10 - 11 классы:

1. Содействие гармонизации физической и духовной сфер: формирование потребности в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье путём закрепления потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

2. Формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в процессе коллективного общения и взаимодействия.

При заполнении годового плана учителю физической культуры целесообразно придерживаться следующих указаний.

Указания по заполнению плана по горизонтали:

  1. Учитывать климатические особенности местности;

  2. Планировать количество уроков в каждой четверти;

  3. Обеспечить методическую последовательность изучаемого материала, ориентируясь на этапы обучения двигательному действию;(от простого к сложному)

  4. Обеспечить градацию упражнений по сложности и прикладной значимости;

  5. Заложить в план систему проверки успеваемости школьников (по сдвигу количественных и качественных достижений)

  6. Предварительно распределить экспресс - тесты не реже 4 – 5 раз в год. Установить взаимосвязь между тестами и контрольными нормативами;

  7. Спланировать постепенное возрастание к концу учебного года физических нагрузок;

  8. Обеспечить преемственность между тренировочными эффектами.

Указания по заполнению плана по вертикали:

  1. Школьный урок должен быть комбинированным (среднее и старшее звено);

  2. Следует использовать положительную взаимосвязь между упражнениями. Избегать разучивания отрицательно взаимодействующих упражнений;

  3. Урок должен проходить в рамках базового направления;

  4. По мере продвижения вглубь четверти количество образовательных задач начинает возрастать, доходя в отдельных случаях до 6 – 8 задач (чем старше класс, тем меньше ставится задач);

  5. Шире варьировать продолжительность вспомогательных частей урока. При распределении материала по урокам в качестве указательных символов использовать время.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию географии в общеобразовательных учреждениях в связи переходом на Федеральный базисный учебный план и региональный учебный

    Методические рекомендации
    В соответствии с основными направлениями модернизации образования внесены изменения в содержание учебного предмета “география” по сравнению с обязательным минимумом содержания основного и среднего (полного) общего образования, утвержденным
  2. Методические рекомендации по преподаванию географии в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2007 -2008 учебного года. Нормативные документы, регламентирующие преподавание географии

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях края в 2007-2008 учебном году преподавание географии осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования: разработанного в соответствии с законом Российской
  3. Методические рекомендации по преподаванию географии в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год Е. Л. Грицювене

    Методические рекомендации
    Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»
  4. Методические рекомендации по преподаванию предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе в условиях вынужденного сокращения учебного времени Трубникова Ю. В

    Методические рекомендации
    Во второй четверти 2009-2010 учебного года, в силу погодных явлений и объявленного карантина возникло некоторое отставание в изучении предметов естественнонаучного цикла (биология, география, химия, физика по программе).
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного

Другие похожие документы..