Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Современные требования, предъявляемые к специалистам социально-культурного сервиса и туризма, обусловили необходимость более основательного изучения ...полностью>>
'Доклад'
В первом разделе рассмотрен представленные теоретико-методологиче­ские разработки по вопросам закупочной деятельности в мире. Кроме того, раз­дел сод...полностью>>
'Закон'
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена на кафедре психологии развития личности в ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» и на базе первого клиническог...полностью>>

План урока. Содержание этапов урока Методы и формы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: И.С. Тургенев.

Произведение: «Отцы и дети».

Вид: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Тип: комбинированный урок.

Тема урока: «Тема семьи в романе «Отцы и дети».

Цели урока.

Воспитательная: формировать у учащихся человечное отношение к близким.

Обучающая: рассмотреть образы отца и матери, взаимоотношения родителей с сыном.

Развивающая: развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки.

План урока.

Содержание этапов урока

Методы и формы

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Мотивационное начало. Выход на тему урока.

Фронтальный опрос с элементами

эвристической беседы. Организация частично-поисковой работы.

III. Работа с ключевыми деталями текста.

Работа в группах, фронтальная работа, организация частично-поисковой деятельности.

IV. Подведение итогов.

Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Письменная творческая работа. Ответ на вопрос по тексту.

Подготовка к уроку

Учащиеся:

1. Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Знать жанровое своеобразие психологического романа.
3. Индивидуальное задание одному ученику: выразительное чтение наизусть сцены прощания (глава 20).

Учитель:

1. Компьютерная презентация
2. Проектор.
3. Таблицы для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало. Выход на тему урока. (На демонстрационном экране – портрет И.С. Тургенева, название произведения и автор.) Слова учителя: «Готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнил слова М.Ю. Лермонтова: «Я никому не могу сказать священных слов отец и мать…» Что для вас значат слова отец и мать? Почему они священные? Мог ли Базаров их произнести? (Открыть на экране эпиграф урока: «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле».) Откуда эти слова? – Библия, пятая заповедь Божия. Какова же тема нашего урока? – Ответы детей. (Открыть тему на экране: «Тема семьи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

III. Работа с ключевыми деталями текста. Целеполагание: любит ли родителей Базаров, ведь не видел 3 года, а едет не домой, а в гости к Аркадию?! А они сына? Как к нему относятся? Это-то мы и должны сегодня выяснить. Все, что касается их взаимоотношений, мы будем вносить в таблицу, которая вам роздана. Открыть на экране задание 1: составить схему взаимоотношений в семье Базаровых или заполнить таблицу, используя ключевые, на ваш взгляд, слова текста (заполняется в течение всего урока):

 

Отец

Мать

Евгений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть ли у вас ласковое прозвище? Как вас называют мама с папой? – Ответы учащихся. А как называют родители Базарова своего сына? – Енюшечка, Енюша. Работа в группах. Задание: Что вам слышится в этом имени

? Примерный ответ: ласка, мягкость, которая создается за счет звукокомплекса [н`], [ш], [ч`]. Как называется такой поэтический прием? – Аллитерация. Что же показывает нам прозвище? – Отношение родителей к сыну. Почему мы обращаем внимание на их чувства? – Жанр произведения – психологический роман. В чем особенности этого жанра? – «История души человеческой». Ф.М. Достоевский. Наконец, приезд Евгения. Что испытывают мать и отец при этом? (Открыть на экране текст):

«Лошади остановились.

- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся.

Он стал обнимать сына... "Енюша, Енюша", - раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипыванья.

Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего.

- Ну, полно, полно, Ариша! перестань, - заговорил он, поменявшись взглядом с Аркадием, который стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик на козлах даже отвернулся. - Это совсем не нужно! пожалуйста, перестань.

- Ах, Василий Иваныч, - пролепетала старушка, - в кои-то веки батюшку-то моего…»

… голубчика-то, Енюшеньку... - и, не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала.
... А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся... но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным. Аркадий наклонился.

…- Батюшка, - сквозь слезы проговорила старушка, - имени и отчества не имею чести знать...
- Аркадий Николаич, - с важностию, вполголоса, подсказал Василий Иваныч.
- Извините меня, глупую. - Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого. - Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го...о...о...лубчика.»
Во время ответов учащихся открыть текст с выделенными ключевыми словами (деталями, подчеркивающими волнение, радость):

«Лошади остановились.

- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся.

Он стал обнимать сына... "Енюша, Енюша", - раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипыванья.

Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего.

- Ну, полно, полно, Ариша! перестань, - заговорил он, поменявшись взглядом с Аркадием, который стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик на козлах даже отвернулся. - Это совсем не нужно! пожалуйста, перестань.

- Ах, Василий Иваныч, - пролепетала старушка, - в кои-то веки батюшку-то моего…»

… голубчика-то, Енюшеньку... - и, не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала.
... А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся... но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным. Аркадий наклонился.
…- Батюшка, - сквозь слезы проговорила старушка, - имени и отчества не имею чести знать...
- Аркадий Николаич, - с важностию, вполголоса, подсказал Василий Иваныч.
- Извините меня, глупую. - Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого. - Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го...о...о...лубчика.»

Как Базаров на первый взгляд относится к родителям? – Сухо, жестко, пренебрежительно. «Какого мнения Вы о моем Евгении?» Как бы вы ответили на этот вопрос Василия Ивановича? (Ответы учащихся). А вот как это делает Аркадий. Открыть на экране текст:

«- Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, - с живостью ответил Аркадий.

Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.

- Итак, вы полагаете, - начал он...

- Я уверен, - подхватил Аркадий, - что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.

- Как... как это было? - едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.

- Вы хотите знать, как мы встретились?

- Да... и вообще...

Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.

Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы - и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.

- Вы меня совершенно осчастливили, - промолвил он, не переставая улыбаться, - я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?

…в его биографии стояли следующие слова: "Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания..." - Голос старика перервался.»

Ваши наблюдения и записи о состоянии отца Базарова. Причина его сдержанности.

(Ответы учащихся).

Групповая работа. Ну а Евгений? Ему-то здесь каково? Найдите единственное ключевое слово в тексте. Открыть текст на экране:

«- Нет! - говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас по крайней мере запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней - и сказать ей нечего.»

После поиска и ответов учащихся открыть текст с выделенными словами:

«- Нет! - говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас по крайней мере запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней - и сказать ей нечего.»

Отъезд сына становится для родителей

… Подберите слово. (Учащиеся выходят и записывают на доске свои варианты. Примерный ответ: трагедией.) И вот Евгений собирается уезжать. (Подготовленный ученик читает наизусть сцену прощания из главы 20.) Ваши наблюдения. (Ответы учащихся.)

Второй приезд Базарова. Чтение учащимися текста, поиск ключевых деталей. Примерный ответ: слова, показывающие радость, суматоху в доме. Открыть текст на экране сначала без выделений, потом с выделенными словами:

«Старики Базаровы тем больше обрадовались внезапному приезду сына, чем меньше они его ожидали. Арина Власьевна до того переполошилась и взбегалась по дому, что Василий Иванович сравнил ее с "куропатицей": куцый хвостик ее коротенькой кофточки действительно придавал ей нечто птичье. А сам он только мычал да покусывал сбоку янтарчик своего чубука, да, прихватив шею пальцами, вертел головою, точно пробовал, хорошо ли она у него привинчена, и вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума.

- Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, - сказал ему Базаров, - я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.

- Физиономию мою забудешь, вот как я тебе мешать буду! - отвечал Василий Иванович.

Он сдержал свое обещание. Поместив сына по-прежнему в кабинет, он только что не прятался от него и жену свою удерживал от всяких лишних изъявлений нежности. "Мы, матушка моя, - говорил он ей, - в первый приезд Енюшки ему надоедали маленько: теперь надо быть умней". Арина Власьевна соглашалась с мужем, но немного от этого выигрывала, потому что видела сына только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать. "Енюшенька!" - бывало, скажет она, - а тот еще не успеет оглянуться, как уж она перебирает шнурками ридикюля и лепечет: "Ничего, ничего, я так", - а потом отправится к Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку: "Как бы, голубчик, узнать: чего Енюша желает сегодня к обеду, щей или борщу?"

Вы, конечно, знаете, что радость родителей была недолгой. Евгений заразился тифом и умер

. Кто и почему произносит фразу: «Я говорил, что взропщу?» (Примерный ответ: Василий Иванович теряет веру в Бога, раз тот забирает у него единственного сына). Обратимся к следующей картине:

«Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою.
Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой;
приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе…»
Почему «дряхлые старички»

? - Нет опоры сына. А все же, любил ли Базаров своих родителей? – Ответы учащихся. Сравните текст романа с журнальным вариантом «Русского вестника». Открыть на экране: Базаров Одинцовой: «Отец, вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя не тешилось… вы знаете.» (Журнальный текст «Русского вестника»). Какие слова И.С. Тургенев добавил? После ответов учащихся открыть текст:

«Отец вам будет… Чем бы дитя не тешилось… вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» 

Да, «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

. Наверно, Евгений это понял перед своей смертью… А мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили своих обыкновенных, но исключительных людях Маме и Папе.

IV. Подведение итогов. Так любил ли Евгений родителей, а они его? Что запомнилось на уроке? Какие чувства у вас проявлялись на уроке?

Выставление отметок с обоснованием. Учитель благодарит всех за работу на уроке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План урока : Тема урока М. В. Ломоносов великий русский ученый

    Урок
    Учитель: Здравствуйте, дорогие мои друзья. Сегодня мы встретились с вами за рамками учебника физики. 300 – летию со дня рождения великого сына земли русской - Михаила Васильевича Ломоносова посвящается наш урок, который мы проведем
  2. План урока английского языка в10-б классе по теме „Man the Child of Nature. Natural disasters

    План урока
    ● Компьютер, проектор, интерактивная доска (для одновременного воспроизведения медиафайлов: музыки, презентации из фотографий; для выполнения интерактивных упражнений)
  3. Методы и формы обучения

    Документ
    Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин.
  4. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у школьников

    Документ
    Классификация детей по остроте центрального зрения и способам восприятия учебного материала (слепые, частичновидящие и слабовидящие), упрочившаяся в современной тифлологии, определяет исходные позиции организации дифференцированиого
  5. И. В. Душина Cценарии урок

    Урок
    Данное пособие поможет учителю выявить изменения в программе курса, определить новые подходы к структуре и содержанию учебника, сэкономить время на подготовку к каждому уроку и построить его в соответствии с требованиями образовательного

Другие похожие документы..