Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бюллетень'
Дайджест статей в демонстрационном выпуске не представлен. Для наших клиентов информация предоставляется в полном объеме, в том числе графические и т...полностью>>
'Документ'
Термін „множинність злочинів” у чинному КК не використовується. Щоб скласти уявлення про „множинність злочинів” необхідно чітко розмежовувати два гол...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образован...полностью>>
'Документ'
Відповідно до пункту 2 статті 2, статті 19, пункту 9 частини першої статті 39 Закону України “Про місцеві державні адміністрації”, постанови Кабінету...полностью>>

Заповедные территории и люди (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эколого-просветительский Центр "Заповедники"

Заповедные территории и люди

Опыт работы со школьниками:

методики, программы, сценарии

Выпуск II

Москва 2001

Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр "Заповедники"; - М., 2001. 111 стр.

В настоящий сборник вошли материалы опыта работы со школьниками специалистов особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также школьных учителей, работающих в тесном контакте с заповедниками, национальными парками.

Рисунки И.Чекмаревой

Эколого-просветительский центр "Заповедники"

Настоящее издание подготовлено и опубликовано в рамках проекта “Сохранение биоразнообразия Российской Федерации” на средства Глобального Экологического Фонда (Global Enviroment Facility Trust Fund).

Содержание

Арнаутовская М.В., Овчинникова Н.И.,

Каменушкинская средняя школа, Уссурийский заповедник

Легенда об утке мандаринке

3

Беч Е.Г., учитель начальных классов,

Байкальский заповедник

Наша Земля в наших руках

6

Жукова Е.Н., учитель средней школы № 55

Байкальский заповедник

Осенний бал для учащихся 9 -11 кл. Цветы нам нежно улыбались

11

Жукова Е.Н., учитель средней школы № 55,

Байкальский заповедник

Вечер для старшеклассников “Сказания древнего Байкала”

15

Загородникова М.А., учитель биологии-химии,

Байкальский заповедник

Природа – это мы! (внеклассное мероприятие для учащихся 5 –7 кл.)

21

Загородникова М.А., учитель биологии-химии,

Байкальский заповедник

О растениях, о животных, о живом

24

Загородникова М.А., учитель биологии-химии,

Байкальский заповедник

“Растения вокруг нас”

26

Капустина Ю., Квачева К., Давляшишина С.,

г. Партизанск, клуб “Росток”, младшая группа

Уссурийский заповедник

Сценарий “Утка мандаринка”

29

Карамышева М.А., учитель начальных классов,

Байкальский заповедник

Ради жизни на земле

31

Карамышева М.А., учитель начальных классов,

Байкальский заповедник

Творческая мастерская письма “Байкал”

34

Кушнир Ф.Г., Большой арктический заповедник

«Как на Умкины именины...» (сценарий занятия для детей 6 – 12 лет)

36

Мартусова Л.М., учитель географии – биологии,

Байкальский заповедник

Проблема Байкала (урок- конференция в 8 классе)

40

Мартусова Л.М., учитель географии – биологии,

Байкальский заповедник

Калейдоскоп экологических проектов”

48

Николаева Н. И., Воронежский заповедник

Игровой дом экологии

63

Полетаев Ю.П., Губернаторова И.В.,

Эколого-просветительский центр «Самарская Лука»

«Лис Лисыч, Железная Загрязнюка, Куча Мусора и другие

(сказки Лис Лисыча)»

69

Протасова А.В., национальный парк «Паанаярве»

Экологическая поляна

80

Капустина Ю., Квачева К., Довляшишина С., Уссурийский заповедник

Сценарий праздника “Презентация Тритoши”- 1996 г.

84

Сценарий праздника “В гостях у Тритоши” - 1997г.

87

Сценарий “Амурский тигр в гостях у Тритоши”. 1998 г.

90

Сценарий “Тигруша в гостях у Тритоши” – 1998 г.

95

Сценарий Краевого детского экологического фестиваля “Дальневосточный леопард в гостях у Тритоши”

99

Чебыкина Г.И., заповедник "Магаданский"

Цикл занятий "Учимся любить природу"

106

Шкарина Т.В., Норский заповедник

Мир вокруг нас. Сценарий праздника для учащихся 1-3 классов

108

Легенда об утке мандаринке

Авторы сценария: Арнаутовская М.В., Овчинникова Н.И.,

Каменушкинская средняя школа,

Уссурийский заповедник

Если есть желание, то устраивайтесь поудобнее, да сказку старую, старую да поучительную послушайте.

Давным-давно это было... В далекой-далекой Японии... Жил в одном селении красивый юноша - волосы цвета воронова крыла, густые да шелковистые; глаза, что огонь; на быстром скакуне равных ему не было; да и силой померяться не каждый с ним мог, но и горд был без меры. Много девичьих сердец погубил ветреный красавец, много лестных слов выслушал, да ни одно в душу не запало.

А в соседнем поселении девушка жила - красоты не очень примерной, но мастерица на диво и доброты необыкновенной. И кошку бродячую подберёт, и собаку побитую вылечит, а уж сказку затеет рассказывать - ребятни соберётся - не пересчитать. А уж руки у мастерицы золотые были. Все невесты в её нарядах замуж выходили. Уж такие узоры вышьет, такие цвета подберёт - девушки в её кимоно были что жар-птицы райские, самыми красивыми невестами в округе слыли.

И вот однажды повстречались гордый юноша и девушка-мастерица. Потеряло покой девичье сердце с той минуты, да и гордец девушку приметил, зачастил в её селение.

А девушка за работу принялась, решила любимому подарок сделать - халат такой, какого и у императора не было. Полотно из нитей сама ткала, шелка отбеливала, и рисунок чудный задумала - и золотое солнце, и синее небо, и зелёная трава, и птицы райские, как сама любовь. Приезжает красавец, зовёт девушку, но не выходит она - подарок любимому шьёт.

Удивляется красавец: - Почему не бежит, как дорогого гостя не приветствует? Приезжает другой раз, зовёт девушку, но не выходит та, подарок любимому шьёт.

Сердится гордец: - Почему не встречает, как дорогого гостя, почему речи сладкие не говорит, почему красоту да силу мою не хвалит? Ушёл...

А у мастерицы горе - нити шелковые золотые, синие да красные закончились. Как любимому подарок доделать? И пошла она на берег реки и обратилась к радуге: - Госпожа Радуга! Помоги, поделись своими шелковыми нитями, что через речку перебрасываешь после дождя. Подарок любимому хочу доделать! И спустилась Радуга и поделилась разноцветными нитями с мастерицей. Закончила она работу. Дивный халат получился! На зеленой траве растут цветы диковинные, в голубом небе солнце золотое и повсюду птицы райские. Император бы позавидовал!

И пришла девушка с подарком к любимому, и накинула халат ему на плечи и сказала: - Прими подарок мой, любовью вышитый, и пусть в любой беде поможет он тебе. Свел сердито брови красавец: - Раз речей сладких да ласковых не слыхал от тебя, то и любовь твоя не нужна мне! Уходи!

Заплакала девушка, прибежала на берег реки и в воду бросилась! Но увидела госпожа Радуга девушку и не дала беде случиться, превратила её в уточку - красоты дивной, каким было кимоно девушки. Так и зовут уточку с тех пор “японка”, или мандаринка. Маленькая она, яркая, как японское кимоно, а уж мать-то какая заботливая!

Хотите знать, что с юношей стало? В одном сражении ранило его сильно, но надев чудо-халат, поправился юноша и понял какую великую любовь потерял, ведь именно она его от ран излечила. Загрустил юноша.

Пришёл на берег реки, а там на водной глади - чудо-халат - и золотой, и синий, и красный. Пригляделся - нет халата, это дивные уточки резвятся - плещутся и переливаются всеми цветами радуги. Бросился он с обрыва, красивым селезнем стал. А вот характер-то человеческим остался - гордый да легкомысленный. И в самом деле, если уточка является примерной матерью, то селезень - красавец и ветреник , малышами утятами не интересуется.

Много лет прошло с тех пор. Живут утки-мандаринки и в наши дни. А как живут? Посмотри.

Отложила мама-утка

Яйца раз в своём гнезде,

В ветвях могучего, старого дуба,

Вы наверно удивитесь - если утка,

То зачем дупло?

Но эта утка не простая,

Это утка расписная,

Расписная, как картинка

И зовётся - мандаринка!

28 дней подряд не вставала, всё сидела,

Яйца свои грела, грела!

И каков же результат?

Утята: 1-й

Я коричневый, как шоколадка,

Только я совсем не сладкий.

Птица я, утёнок,

Уткин я ребёнок!

2-й

Рыжий, рыжий я утёнок,

Рыжий, как осенью грибок,

Рыжий я, совсем один,

Рыжий, как яркий мандарин.

3-й

Выглянуло солнышко,

Светит нам с тобой,

Я как это солнышко

Тоже золотой!

4-й

Посмотрите на меня!

Весь я - цвета василька!

Голубой да синий.

Разве не красивый?

5-й

Красну зорьку ты

Встречала по утрам!

Потому-то я такой

Явился к вам!

6-й

Яркой зеленью

Искрится мой наряд!

Мои перышки

Любого удивят!

(Появляется 7-ой утёнок. Все удивляются.)

Мама-утка:

Что за чудо?

Ты откуда?

Облик твой пугает нас!

7-ой

Я не чудо! Я утёнок!

Да к тому же твой сынок!

Ты наверное забыла,

Как к реке, где вредный сток

Ты летала и клевала

Из неё, что попадёт?

Толстенького жучка,

Дождевого червячка,

Попила водицы

Прямо из копытца!

Мама-утка:

Все вы - чудо, чудо ребятки!

Все вы - чудо, чудо утятки!

Все - пушистые малютки!

Все вы - будущие утки!

Расписные, как картинки,

Будущие мандаринки!

А в том, что вы такие, -

Серые да голубые,

Виновата не природа,

Что даёт нам дом и корм.

Виноваты люди!

Они не знали

Экологических норм!

Речку загрязнили,

Отравили червячка!

Вот и ела всё подряд,

Вот и вышел результат!

Всё равно вас всех люблю!

Ну а людям говорю:

Если строите завод,

Загляните в правил свод.

Не мешайте жить другим!

Мы ведь тоже жить хотим!

Чтоб природы красота

Не исчезла никогда!

Литература

  1. И.П. Сосновский “Редкие и исчезающие животные”. По страницам Красной книги СССР.

  2. Уильям Х. Амос “Животный мир рек”, Энциклопедический словарь юных натуралистов

Наша Земля в наших руках !

Беч Е.Г.,

учитель начальных классов,

Байкальский заповедник

Продолжительность: 40 минут.

Цели.

  1. Формирование у детей экологической культуры.

  2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы, и общества.

  3. Способствовать формированию у детей убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и на всей планете.

Ход праздника:

Ведущий Добрый вечер дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга, на гостей, улыбнитесь.

Песня “Улыбка”.

( сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского )

Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря…

Это царство животных и царство растений.

Ведущий

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

Ведущий

Сегодня мы совершим путешествие в храм природы.

- Как зовут людей?

Село (сельчане)

Город (горожане)

Россия (россияне)

Земля (земляне).

- Кто такие земляне? (Все люди, живущие на Земле).

- Что такое дом?

Будет ли являться домом улица, город, страна?

А планета Земля?

Земля наш дом. Наша Земля в наших руках.

Как вы понимаете это выражение?

Земля – дочь Солнца, а мы – дети Солнца и Земли.

“ Земля – самая красивая планета”,

- такой вывод сделали космонавты, летая в космос.

1 ученик

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь –

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Ведущий

Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина – большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без песни.

2 ученик

Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя,

Может ими и манит

Человека земля?

3 ученик

Иль березкой кудрявой,

Не скупой на слова?

Или кленом, который

Всем лесам голова.

4 ученик

Иль плясуньей – калиной,

Что сережкой трясет?

Или первой травинкой,

Пробивающей лед?

5 ученик

Что ж, Земля привлекает

Или этим, иль тем.

В суть вопроса вникая,

Я так думаю – всем!

6 ученик

И рябины кустами,

И лужком заливным

И грибными дождями,

И дождем не грибным.

7 ученик

Первой звонкой капелью

И росой на устах,

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах.

8 ученик

И родными местами,

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами –

Чуть о них не забыл!

9 ученик

Манят волею реки

И раздольем поля…

Не обманет вовеки

Человека Земля!

Ведущий

Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

10 ученик

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей не – земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Ведущий

Давайте подумаем вместе: будет ли природа хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто сорвем цветок? Или поймаем одну единственную бабочку?

(Отвечают дети )

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ. Что же станет с природой?

Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем вместе, почему так происходит?

(Ответы детей.)

Сценка “Ребенок и мотылек”

Мальчик.

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Ведущий

Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Входит мальчик в костюме муравья.

Муравей

Размышляет муравей

Под ветвистой елочкой:

Как бы справится живей

С хвойною иголочкой?

Здесь ложбинка, там бугор,

Травки и встали, как забор,

Пронесу ли я иглу

По узлистому стволу?

(М. Пожарова)

Ведущий

Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник.)

Если вы хотите узнать, какая погода будет, в ближайшее время понаблюдайте за жизнью в муравейнике.

Если ходы в муравейнике открыты и заметно бойкое движение - к хорошей погоде.

Если муравьи прячутся в муравейник и закрывают ходы – к ненастью и дождю. Муравьи полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней) они охраняют наши леса.

Загадка.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Входит девочка в костюме бабочки.

Бабочка

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень-очень просим,

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить!

Мы привлекательны, красивы,

Но просим помнить, что должны вы,

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь

К цветам, на речку, и на луг,

И, сделав там над ними круг,

Припав к цветку, нектар попить

Цветы мы можем сохранить:

У одного пыльцу возьмем

И на другой перенесем.

(Н. Рыжова)

Ведущий

Вы когда-нибудь, задумывались, почему, бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?

У бабочек крылья покрыты множеством чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.

Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках людей. Даже при легком прикосновении чешуйки стираются. Крылья бабочек очень нежные, легко повреждаются.

Так стоит ли ловить бабочек?

Чем питаются бабочки? (Нектаром.)

Бабочки – живые барометры.

Много бабочек над цветами – к хорошей погоде.

Залетают в дом, в укрытие – к холодному ветру.

Жизнь бабочек удивительна: из противной гусеницы вдруг родится прекрасная бабочка!

Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.

Каких только бабочек нет!

Загадка.

Что за маленькая крошка

У Егорки на ладошке?

Красный плащ, семь черных точек

Улетать совсем не хочет.

(Божья коровка.)

Входит девочка в костюме божьей коровки.

Божья коровка

У Егорки на ладошке

Отдохну еще немножко,

Отдохну совсем чуток –

Перепрыгну на листок!

Вся наша жизнь так интересна

И людям часто неизвестно,

Ведь вы живете в городах,

А мы – в лесах, полях, садах.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим!

(Н.Рыжова)

Ведущий

Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название?

В старые времена “божьими” называли человека безобидного, добродушного, беззащитного. Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое “молочко”. Поэтому и называют коровкой.

Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают – к ясной теплой погоде.

11 ученик

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

12 ученик Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Все ребята исполняют танец.

Ведущий

Тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себе мы прощаем

Но грядущее нас не простит…

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

Литература:

  1. Журнал “ПедСовет”№ 2 – 1996 г.,А.О. “Принт - экспресс” Москва

  2. Журнал “Педагогическое творчество”№32 – 1999 г.,А.О. “Принт - экспресс” Москва



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедные территории и люди (2)

    Документ
    Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск I / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М., 2001.
  2. Заповедные территории и люди (1)

    Документ
    В настоящий сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации экологических лагерей, экологических троп, клубов друзей, музеев и выставок, волонтерской деятельности и др.
  3. Заповедные территории России в прибрежной зоне Японского моря

    Изложение
    Документ содержит изложение содержательной части проекта доклада Российской Федерации на русском языке, подготовленного в рамках выполнения международного Плана действий NOWPAP в дальневосточном регионе: «National Report of the Russian
  4. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  5. Житие заповедных зверей и людей

    Документ
    Когда-то человек отвоевывал территорию у девственной природы, приспосабливая ее для своих нужд. Поначалу борьба была трудной. Человек шел на природу практически с голыми руками.

Другие похожие документы..