Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
30 ноября - 2 декабря 2009 г. во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино (г. Москва, Российская Федерация) ...полностью>>
'Сказка'
Уверена, что эта музыка и эти кадры вам знакомы, и я рада, что они заставили вас улыбнуться и вызвали столько приятных эмоций. Мы неспроста пригласил...полностью>>
'Документ'
ЮНЕСКО и другие международные организации уделяют огромное внимание для предотвращения сексуальных преступлений. При активном участии ЮНЕСКО в 1996 г...полностью>>
'Документ'
Мета: стимулювати діяльність класних керівників до творчості, створення цілісної моделі виховної системи школи. Створити умови для обміну досвідом, п...полностью>>

Программа по общей патологии для студентов медико-биологических факультетов с экзаменационными вопросами, макро- и микропрепаратами для специальностей

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российский государственный медицинский университет

ПРОГРАММА

по общей патологии

для студентов медико-биологических факультетов

с экзаменационными вопросами, макро- и микропрепаратами

для специальностей:

040800 "Медицинская биохимия"

040900 "Медицинская биофизика"

041000 "Медицинская кибернетика"

Москва - 2001

Программа по общей патологии предназначена для студентов медико-биологических факультетов. Она объединяет преподавание патофизиологии и патологической анатомии и создана на основе примерной программы по общей патологии с учетом требований Государственных образовательных стандартов по специальностям 040800 "Медицинская биохимия", 040900 "Медицинская биофизика", 041000 "Медицинская кибернетика", предъявляемых к выпускникам этих факультетов.

В составлении программы участвовал коллектив кафедры общей патологии - Ю.В.Балякин, В.И.Пыцкий, Ю.П.Сюсюкин, Е.Э.Арутюнова.

Программа рецензирована:

заведующий кафедрой патологической анатомии лечебного факультета РГМУ, профессор О.Д.Мишнев;

заведующий кафедрой патофизиологии МГМСУ, профессор А.А.Подколзин

Программа утверждена:

на заседании кафедры общей патологии "24" января 2001 г.

на совместном заседании Ученого Совета и методической комиссии медико-биологического факультета "16" апреля 2001 г.

Программа согласована в учебно-методическом объединении

медицинского образования МЗ РФ "7" мая 2001 г.

© Российский государственный

медицинский университет, 2001

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научно-технический прогресс и быстрое развитие молекулярного направления в биологии и медицине привели к дифференциации медицинской науки и выделению новых ее дисциплин. Идет быстрое накопление различных фактов, характеризующих частные патологические процессы как в клинической, так и в экспериментальной медицине. В связи с этим значительно возрастает значение общей патологии - раздела медицинской науки, который является теоретической основой медицины и ставит своей целью изучение именно общих закономерностей возникновения, развития и исхода патологических процессов. Основой для изучения сущности патологических процессов является эксперимент. Однако для создания целостной картины патологического процесса необходимо осмысливание важнейших фактов, полученных различными методами, в том числе и методами патологической анатомии, т.к. патологический процесс нельзя рассматривать, отрывая функцию от структуры. Именно поэтому подготовка студентов по общей патологии предусматривает изучение в неразрывном единстве патофизиологии и патологической анатомии, преимущественно их общей части.

Подготовка по общей патологии имеет своей целью:

- ознакомить с основными этапами развития общей патологии и ее местом среди других медицинских наук;

- критически проанализировать различные концепции общей нозологии и подчеркнуть значение позиции исследователя в обобщении результатов исследования;

- показать значение экспериментального метода в изучении патологических процессов;

- показать тесную связь общей патологии с другими медицинскими дисциплинами, практическим здравоохранением;

- изложить значение общей патологии для высшего медицинского образования и для развития научного мышления врача, подготовить студентов к правильному пониманию этиологии, патогенеза, клинических проявлений и принципов терапии и профилактики болезней.

Настоящая программа является единой для студентов всех отделений медико-биологического факультета. Вместе с тем преподавание общей патологии по каждой специальности имеет свои особенности. Эти особенности приведены в качестве дополнения к различным разделам программы и обозначены цифрами: I - "Медицинская биохимия"; II - "Медицинская биофизика"; III - "Медицинская кибернетика".

При преподавании общей патологии по специальности "Медицинская биохимия" подчеркивается роль биохимических методов исследования в изучении патологических процессов, более подробно изучается роль биохимических нарушений в их развитии; по специальности "Медицинская биофизика" делается упор на роли соответствующих методов изучения патологических процессов и значения биофизических нарушений в их развитии; по специальности "Медицинская кибернетика" подчеркивается взаимосвязь различных звеньев патогенеза и более подробно изучаются способы моделирования и воспроизведения различных патологических процессов.

Преподавание общей патологии осуществляется путем чтения курса лекций, проведения лабораторных и семинарских занятий, секционного курса.

На лабораторных занятиях студенты самостоятельно проводят экспериментальные исследования, протоколируют и анализируют полученные результаты, а также изучают макро- и микроскопические изменения в органах, проводят исследования готовых мазков, гемограмм, электрокардиограмм, результатов биохимических исследований, решают ситуационные задачи. Все экспериментальные исследования на животных проводятся со строгим соблюдением необходимых условий.

В течение секционного курса студенты знакомятся с организацией прозекторского дела, обучаются технике патологоанатомических вскрытий и под руководством преподавателя производят и протоколируют вскрытия, сопоставляют результаты вскрытий с клиническими данными, делают заключение о патогенезе заболевания, устанавливают патологоанатомический диагноз, анализируют его соответствие клиническому диагнозу, составляют клинико-анатомический эпикриз.

Контроль, самоконтроль и коррекция знаний исходного и итогового уровней проводится путем тестовых вопросов в процессе текущих занятий, коллоквиумов и контроля по окончании изучения разделов общего и частного курсов дисциплины.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Специальность

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Вид итогового контроля

Всего

Лекции

Занятия

040800 Медицинская биохимия

5

179

120

40

80

59

зачет

6

256

170

34

136

86

экзамен

Итого

435

290

74

216

145

040900 Медицинская биофизика

5

179

120

40

80

59

зачет

6

256

170

34

136

86

экзамен

Итого

435

290

74

216

145

041000 Медицинская кибернетика

5

179

120

40

80

59

зачет

6

256

170

34

136

86

экзамен

Итого

435

290

74

216

145

Настоящая программа составлена для подготовки врачей -исследователей, владеющих методами точных наук и готовых с их помощью решать прикладные задачи медицинской науки по выяснению механизмов развития физиологических и патологических процессов. При составлении программы по общей патологии за основу были взяты программы по патофизиологии и патологической анатомии. В зависимости от специфики отделения разделы этих программ были изменены, частично расширены или сокращены.

ВВЕДЕНИЕ

Общая патология как фундаментальная наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи общей патологии: ее место в системе высшего медицинского образования; общая патология как теоретическая основа современной клинической медицины. Значение патофизиологических и патологоанатомических исследований для реализации программы мероприятий Российского государства по оздоровлению населения, развитии профилактического направления здравоохранения, совершенствования и создания новых методов и средств лечения болезней.

Методы общей патологии. Значение эксперимента в развитии общей патологии и клинической медицины. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов. К.Бернар, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов о целях эксперимента. Современные методики, используемые в эксперименте. Моделирование, его виды, возможности и ограничения. Гуманизм, как принцип экспериментальных исследований и показатель высокого профессионализма. Моделирование на животных различных форм патологии человека. Значение сравнительно-эволюционного метода. Роль новейших достижений молекулярной биологии, генетики, биофизики, электроники, математики, кибернетики и других наук в развитии общей патологии. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки новых способов лечения.

Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы. Возможности и ограничения исследования на людях, их деонтологические аспекты.

Краткий исторический очерк развития общей патологии. Гуморальная (Гиппократ) и солидарная патология. Ятрофизическое и ятрохимическое направления в биологии. Анатомо-локалистическое направление в патологии. Клеточная патология Р.Вирхова, ее достоинства и недостатки. Экспериментально-физиологическое направление в патологии (Мажанди, К.Бернар, К.Людвиг). Ведущая роль отечественных ученых в формировании экспериментально-физиологического направления в патологии и создания общей патологии как науки (С.П.Боткин, И.П.Павлов, В.В.Пашутин). Эволюционный принцип в патологии (И.И.Мечников, Н.Н.Сиротинин). Нервизм - основа развития отечественной патологии (И.М.Сеченов, С.П.Боткин, Н.В.Введенский, А.Д.Сперанский, И.П.Павлов). Первые кафедры патологической анатомии и общей патологии в России (А.И.Полунин, М.М.Руднев, В.В.Пашутин, А.В.Фохт и другие). Образование самостоятельных кафедр патологической физиологии и патологической анатомии в России (А.А.Богомолец, Н.Н.Аничков, Г.П.Сахаров, А.И.Абрикосов). Кафедра общей патологии медико-биологического факультета Российского государственного медицинского университета.

ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Общие вопросы повреждения клеток

Причины, вызывающие повреждение клеток. Физические факторы: механические воздействия, изменение температуры и барометрического давления, электрическая и акустическая энергия. Химические факторы: экзогенные и эндогенные токсические вещества, лекарственные препараты; избыток и недостаток кислорода, субстратов и физиологически активных веществ (медиаторы, гормоны, витамины и др.). Биологические факторы: паразиты, микробы, грибки, вирусы. Прямое и опосредованное действие повреждающих факторов. Специфические и неспецифические выражения повреждения клеток. Стадии повреждения клеток: обратимая (паранекроз) и необратимая (некробиоз). Физико-химические и биохимические изменения в клетках при повреждении. Биоэлектрические выражения повреждения. Электропроводность. Импеданс. Значение свободно-радикального окисления липидов биологических мембран. Морфологическая характеристика повреждения. Продукты повреждения клеток и их патогенное значение (гистамин, полипептиды и др.). Понятие об антигенных свойствах поврежденных клеток.

Нарушение проницаемости и транспортных функций мембраны клетки и мембран клеточных органелл. Изменение активности внутриклеточных ферментов, их значение в повреждении клеток.

Механизмы защиты и адаптации клеток при повреждающих воздействиях. Микросомальная система детоксикации, буферные системы, антиоксиданты, антимутационные системы. Приспособительные изменения функциональной активности клетки и ее генетического аппарата, клеточная и внутриклеточная регенерация.

I - активация аэробного гликолиза при паранекрозе, торможение эффекта Пастера. Снижение окислительного фосфорилирования. Усиление протеолиза и образования аммиака ("аммиак повреждения"). Механизм его инактивации. Активация фосфолипаз как механизм повреждения мембран.

II - перекисное окисление липидов, как причина нарушения барьерной функции мембран. Импеданс, дисперсия электропроводности и коэффициент поляризации при повреждении клеток.

Дистрофии

Определение понятия дистрофии. Дистрофии как результат действия повреждающего фактора, сопровождающегося нарушением метаболизма и трофики клеток, тканей, органа. Клеточные и внеклеточные отложения продуктов нарушенного метаболизма как основа дистрофического процесса. Морфогенез дистрофического процесса - инфильтрация, извращенный синтез, трансформация, декомпозиция. Причины дистрофий.

Классификация дистрофий: в зависимости от преобладания морфологических изменений в специализированных паренхиматозных элементах или строме (паренхиматозные, мезенхимальные, смешанные); по преобладанию нарушений того или другого вида обмена веществ (белковые, жировые, углеводные, минеральные); в зависимости от генетических факторов (приобретенные, наследственные) и распространенности процесса (общие и местные). Наследственные ферментопатии (болезни накопления), проявляющиеся дистрофией, их значение в патологии детского возраста. Паренхиматозные и мезенхимальные дистрофии. Амилоидоз. Механизмы образования различных видов амилоида. Теории патогенеза амилоидоза.

Понятие о смешанных дистрофиях. Смешанные дистрофии, возникающие при нарушении обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, липопротеидов, минералов.

Атрофии

Причины и механизмы развития. Классификация атрофий, морфологическая характеристика. Истощение, кахексия. Понятие о гипоплазии, аплазии, агенезии. Значение атрофического процесса для организма.

Гипертрофия, гиперплазия, регенерация

Определение понятия гипертрофия и гиперплазия. Гипертрофия как выражение компенсации функциональной недостаточности. Стадии гипертрофии. Виды гипертрофий: рабочая (компенсаторная), викарная, нейро-гуморальная. Гипертрофические разрастания. Регенерационная гипертрофия. Истинная и ложная гипертрофия. Причины и патогенез гипертрофий. Показатель интенсивности функционирования структур как пусковой механизм начала и окончания гипертрофического процесса. Изменение удельной поверхности клетки при гипертрофии и роль этих изменений в декомпенсации функции органа. Нейрогенные и гуморальные факторы возникновения гипертрофий. Морфологическая характеристика гипертрофического и гиперпластического процессов.

Понятие о регенерации. Сущность и биологическое значение регенерации. Уровни восстановления (возмещения) структурных элементов. Клеточная и внутриклеточная форма регенерации (Д.С.Саркисов). Общие и местные условия, определяющие характер течения регенерационного процесса. Возрастные особенности.

Морфогенез регенерационного процесса, фазы пролиферации и дифференцировки, их характеристика. Понятие о камбиальных элементах (стволовые клетки, клетки-предшественники).

Виды регенерации: физиологическая, репаративная, патологическая. Их морфологическая характеристика. Полная и неполная регенерация. Регенерация отдельных органов и тканей: крови, сосудов, соединительной, жировой, хрящевой, костной, мышечной тканей и эпителия. Регенерация печени, поджелудочной железы, почек, легких, миокарда, желез внутренней секреции, нервной ткани. Заживление ран, закономерности раневого процесса (И.В.Давыдовский), раневое истощение. Понятие о грануляционной ткани, ее роль и функция в процессах заживления ран.

I - Роль желез внутренней секреции в изменении обмена веществ при гипертрофии;

II - Процессы перекисного окисления в условиях повреждения и регенерации тканей;

III - Вопросы моделирования гипертрофических и регенераторных процессов. Последовательность морфо-функциональных изменений, патогенетическая схема как основа методического подхода к вопросам алгоритмирования патологического процесса.

Некроз и апоптоз

Определение и сущность некроза. Некроз как проявление "местной смерти". Аутолиз. Причины, патогенез и морфо-функциональная характеристика некроза. Апоптоз, определение понятия, отличия от некроза. Его физиологическое значение и роль в патологии.

Классификация некроза в зависимости от причины, вызвавшей некроз (травматический, токсический, трофонейротический, сосудистый, аллергический) и механизма действия патогенного фактора (прямой и непрямой некроз). Клинико-морфологические формы некроза: коагуляционный (сухой), колликвационный (влажный) некрозы. Инфаркт. Морфологическая характеристика. Гангрена, виды гангрен, особенности механизма развития. Исходы некрозов и их значение для организма.

I - Участие лизосомальных ферментов в процессах аутолиза некротизированных тканей. Некротический процесс и трансаминазы. Роль щелочной фосфатазы в процессах петрификации.

II - Изменение хемилюменисценции фагоцитирующих клеток при развитии некротических процессов в некоторых органах и тканях.

III - Моделирование некротических процессов.

Нарушение периферического (органного) кровообращения и микроциркуляции

Общие гемодинамические основы нарушений периферического (органного) кровообращения и микроциркуляции: значение изменений артериоло-венозного градиента давления крови, периферического сопротивления разных отделов сосудистого русла. Основные формы местных нарушений кровообращения.

Артериальная гиперемия. Механизмы местной вазодилятации. Микроциркуляция при артериальной гиперемии. Симптомы артериальной гиперемии. Значение артериальной гиперемии.

Венозный застой крови. Причины венозного застоя крови. Микроциркуляция в области венозного застоя крови. Симптомы венозной гиперемии. Функциональные нарушения и морфологические изменения в тканях при венозном застое крови (бурая индурация легких, мускатное полнокровие печени, цианотическая индуррация почек и селезенки).

Ишемия. Причины увеличения сопротивления току крови в артериях. Микроциркуляция при ишемии. Симптомы ишемии. Компенсация уменьшения притока крови при ишемии. Изменения в тканях при ишемии.

Нарушения реологических свойств крови, вызывающие стаз в микрососудах. Нарушения деформируемости эритроцитов. Нарушение структуры потока крови в микросоудах. Усиление внутрисосудистой агрегации эритроцитов, вызывающее стаз крови в микрососудах. Изменение концентрации эритроцитов в циркулирующей крови (местный гематокрит). Последствия стаза крови в микрососудах.

Патофизиология мозгового кровообращения. Нарушения и компенсация мозгового кровообращения при артериальной гипер- и гипотензии. Нарушения и компенсация мозгового кровообращения при венозном застое крови. Ишемия головного мозга и ее компенсация. Артериальная гиперемия в головном мозге. Отек головного мозга. Кровоизлияния в мозг.

Нарушения в лимфатической системе. Нарушение процессов транссудации и резорбции крови в микрососудах. Значение гидростатического, коллоидно-осмотического и мембранного факторов в чрезмерном усилении транссудации. Механическая, динамическая и функциональная резорбционная недостаточность лимфатических сосудов. Значение нарушений лимфодинамики в патологии.

Тромбоз, механизмы тромбообразования. Морфология тромбов. Исходы тромбоза. Эмболия. Виды эмболий. Эмболии сосудов большого круга кровообращения. Эмболия сосудов малого круга кровообращения и ее особенности. Эмболия воротной вены. Значение эмболий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  2. Десятая Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей

    Документ
    Санкт-Петербургский научный совет по проблемамбиологии и медициныФедеральное агентство образования РФСанкт-Петербургский государственный университетМедицинский факультетРоссийское Физиологическое общество и.
  3. Каталог медицинской литературы

    Документ
    Представляем Вам наш новый каталог медицинской литературы «Осень 2009 — зима 2010 г.». Ассортимент увеличился на треть от ассортимента прошлого года и пополнился большим количеством новых уникальных изданий.
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  5. Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060103 педиатрия Всего часов 245

    Рабочая учебная программа
    Учебная дисциплина «Патологическая физиология» изучается студентами ΙΙΙ курса лечебного факультета очной формы обучения на базе среднего образования. Рабочая учебная программа по патологической физиологии составлена на основании требований

Другие похожие документы..