Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Жили-были в славном Видном королевстве, в Седьмом его округе люди самые разные: и добрые, и смелые, и сильные, и умные, и веселые, и красивые. Каждом...полностью>>
'Документ'
осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и о...полностью>>
'Методические рекомендации'
Важнейшей задачей государства является повышение эффективности социальной политики, в частности, концентрация усилий на решении наиболее острых социа...полностью>>
'Документ'
2.1. У місячний термін надіслати Держкомстату Автономної Республіки Крим, обласним, Київському і Севастопольському міським управлінням статистики, пі...полностью>>

Административное право украины (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Украины Одесская национальная юридическая академия

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

Учебник

под общей редакцией академика СВ. Киеалова

Перевод с украинского языка

учебника «Адміністративне право України»,

рекомендованного Министерством

образования и науки Украины

Харьков

«Одиссей»

9004

>>>2>>>

ББК 67.401

А313 УДК 342.9(477)(075.8)

Аверьянов В. Б. —

Додин Е. В. —

Пахомов И. Н. — Была Л. Р. — Бекерская Д. А. — Царева Л. К. —

Пережняк Б. А. — Подлинев С. Д. —

Под общей редакцией доктора юридических наук, академика,

заслуженного юриста Украины

С. В. КИВАЛОВА

В подготовке учебника принимали участие:

Кивалое С. В. — д-р юрид. наук, академик — раздел III, главы 1

(пп. 1.1,1.2), 5,9,22,28;

д-р юрид. наук, профессор,

член-корреспондент Академии правовых

наук Украины — глава 1 (п. 1.4);

д-р юрид. наук, профессор, заслуженный

деятель науки и техники Украины —

главы 2, 30;

д-р юрид. наук, профессор, заслуженный

деятель науки и техники Украины — глава 6;

канд. юрид. наук, доцент — раздел IV,

главы 3, 23, 24;

канд. юрид. наук, профессор — глава 27

(пп. 27.4—27.7);

канд. юрид. наук, доцент — глава 27

(пп. 27.1—27.3);

канд. юрид. наук, доцент — раздел VIII;

канд. юрид. наук, доцент — раздел IX,

глава 26; Харитонова О. И. — канд. юрид. наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),

4,7,8,25;

Картузова И. А. — канд. юрид. наук, доцент — раздел V; Гуревский В. К. — канд. юрид. наук, доцент — глава 29; Ярмаки X. П. — канд. юрид. наук, доцент — глава 31.

Рецензенты:

д-р юрид. наук, профессор,

заслуженный юрист Украины И. П. Голосниченко; д-р юрид. наук, профессор Р. А. Калюжный.

A313 Административное право Украины: Учебник /Под общей ред. СВ. Кивалова.— X.: «Одиссей», 2004.— 880 с.

ISBN 966-633-296-5

В учебнике «Административное право Украины», который включает Общую и Особенную части, изложены основные теоретические положения административного права с учетом научных достижений в данной области, изменения действующего законодательства, а также перспективы его дальнейшего развития в соответствии с требованиями административно-правовой реформы.

Учебник предназначен для студентов, слушателей, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Рекомендовано к печати Ученым советом Одесской национальной юридической академии. Протокол № 6 от 21 марта 2003 г.

ISBN 966-633-296-5

© С. В. Кивалов и др., 2004 © ООО «Одиссей», оформление, подготовка к печати, 2004

>>>3>>>

ПРЕДИСЛОВИЕ

Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.

В то же время административное право призвано обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти в соответствии с конституционными требованиями «утверждения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина».

Общественное предназначение административного права заключается во внедрении и регламентации действительно демократических взаимоотношений между органами исполнительной власти и гражданами, именно таких отношений, при которых каждому человеку было бы гарантировано реальное соблюдение и охрана принадлежащих ему прав и свобод в сфере исполнительной власти, а также эффективная защита этих прав и свобод в случае их нарушения.

Административное право является одной из базовых учебных дисциплин по подготовке юристов. Преподавание курса административного права в Одесской национальной юридической академии имеет свои традиции, начатые еще на кафедрах полицейского права и финансового права Новороссийского университета, которые сохраняются и продолжаются коллективом кафедры административного и финансового права академии.

По своей структуре учебник состоит из Общей и Особенной частей, подготовленных с учетом новой административно-правовой доктрины, которая базируется на Концепции административной реформы в Украине и основных положениях проекта Концепции реформы административного права Украины и изменений действующего законодательства.

>>>4>>>

Общая часть учебника содержит основные теоретические положения о: предмете, методе и системе административного права; истории административного права; административно-правовых нормах и правоотношениях; субъектах административного права (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, государственной службы и государственных служащих); государственном управлении (понятие, принципы, функции, формы и методы); правовых актах управления; административно-правовых режимах; административном принуждении и административной ответственности; административном процессе; способах обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В Особенной части достаточно детально рассмотрены вопросы об управлении такими важными сферами общественной жизни, как экономическая (экономика, бюджетная деятельность, финансы и кредитование, таможенное дело, агропромышленный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, охрана и использование природных ресурсов), социально-культурная (образование, наука, здравоохранение, культура и искусство, социальная защита населения, физическая культура, спорт и туризм) и административно-политическая (национальная безопасность, оборона, внутренние дела, юстиция, иностранные дела).

Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность рецензентам — доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу Украины И. П. Голосниченко и доктору юридических наук, профессору Р. А. Калюжному за советы и замечания, высказанные при подготовке учебника к изданию.

С. В. Кивалов

доктор юридических наук, профессор, академик, заслуженный юрист Украины, Президент Одесской национальной юридической академии

>>>5>>>

Общая часть

>>>6>>>

>>>7>>>

Раздел I. Введение в административное право

Глава 1. Предмет, метод и система административного права

1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права

Характеристика любой отрасли права, в первую очередь, неразрывно связана с определением понятия и особенностей таких важных составляющих, как предмет и метод данной отрасли. Именно эти составляющие характеризуют сущность и особенности административного права.

Предмет административного права, как отмечается во многих учебниках и учебных пособиях, представляет собой определенные общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Иногда предмет административного права определяется как общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти. При этом необходимо отметить, что последнее определение существенно сужает объем общественных отношений, которые регулируются административным правом, поскольку государственное управление осуществляют не только органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления (в частности, исполнение делегированных полномочий), а также государственные учреждения и организации (в пределах своих полномочий), которые не принадлежат к органам исполнительной власти.

Предмет административного права в той редакции, которая используется в данное время почти во всех учебниках по административному праву, был определен в ходе дискуссии 1938-1941 гг. Именно тогда было установлено, что предмет административного права — это общественные отношения в сфере государственного управления.

Проведение административной реформы в Украине вызвало объективную необходимость переосмысления предмета этой от-

>>>8>>>

расли права и рассмотрения его с учетом целого ряда обстоятельств, связанных с коренными изменениями, происходящими в Украине.

В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Важно отметить, что к предмету административного права, кроме внешних, принадлежат и внутриорганизационные управленческие отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и др.), а также в администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций. Как отмечается в теории административного права, такая внутриорганизационная деятельность является вспомогательной относительно основной деятельности.

Кроме вышеназванных, составляющей частью предмета административного права являются управленческие отношения, связанные с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления, общественным организациям и другим негосударственным инстанциям. Следует отметить, что институт «делегирования государственных полномочий», не будучи новым для теории административного права, только в последнее время начал надлежащим образом формироваться, особенно в плане нормативно-правового обеспечения. В первую очередь речь идет о делегировании государственных полномочий органами исполнительной власти органам местного самоуправления, предусмотренном Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине»1 и «О местных государственных администрациях»2, то есть о так называемом «делегировании по закону». Следует отметить, что в теории административного права выделяют и «делегирование по договору», когда нормативно-правовой акт предусматривает только возможность самого делегирования, а определение перечня полномочий передается на усмотрение сторон, которые заключают договор, являющийся одним из видов административного договора.

Важным и новым элементом предмета административного права выступают общественные отношения, связанные с предоставлением гражданам разнообразных управленческих услуг. Под управленческой услугой понимается деятельность органов госу-

1 Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 24. — Ст. 170.

2 Там же. — 1999. — № 20-21. — Ст. 190.

8

>>>9>>>

дарственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по исполнению обязанностей государства перед гражданами в сфере создания условий для полноценной реализации ими своих прав и свобод. Следует отметить, что введение института управленческих услуг, как вида государственных услуг, существенно изменяет иерархию ценностей в отношениях между гражданином и публичной властью, в соответствии с которой права и свободы граждан пользуются приоритетом. Именно административное законодательство предусматривает организационно-правовые формы реализации управленческих услуг, административную ответственность государственных органов и должностных лиц за некачественное или ненадлежащее предоставление управленческих услуг.

К предмету административного права относятся также общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью административных судов, то есть в сфере административной юстиции. Необходимость создания административных судов вытекает из статьи 55 Конституции Украины, в соответствии с которой «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». В повседневной жизни эта конституционная гарантия права на обращение за защитой в суд осуществляется через систему административной юстиции.

И, наконец, к предмету административного права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам. Важно отметить, что это та часть общественных отношений, которая раньше охватывалась понятием предмета «полицейское право», на основе которого и возникло административное право.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предмет административного права — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования органов государственного управления, осуществления государственного управления сферами общественной жизни, функционирования административной юстиции и привлечения к административной ответственности.

Под методом административного права понимают совокупность правовых средств и способов осуществления административно-правового регулирования общественных отношений.

Особенности административного права как отрасли права, специфика предмета административного права, безусловно, проявляются в методах административно-правового регулирования.

Среди методов административного права выделяют общие методы, которые характерны для всех отраслей права: императив-

>>>10>>>

ный и диспозитивний. Особенность состоит в приоритетности этих методов относительно регулирования управленческих общественных отношений для данной отрасли права. Для административного права основным был и остается императивный метод, то есть метод властных предписаний, когда у объекта управления нет выбора варианта поведения и он должен действовать лишь так, как ему предписано. Данный метод является основным относительно управления такой сферой, как административно-политическая. Вместе с этим необходимо отметить, что этот метод постепенно «отдает» часть своего влияния методу диспозитивному. Названный метод характеризуется тем, что объект управления имеет определенную свободу выбора варианта поведения, исходя из своих интересов. В первую очередь это касается таких сфер общественной жизни, как экономическая и социально-культурная.

Вышеназванные методы реализуются путем: а) использования предписаний (прямая обязанность совершить определенные действия); б) установления запретов (прямая обязанность не совершать определенные действия); в) предоставления разрешений (право осуществлять определенные действия по собственному усмотрению).

Кроме общих методов правового регулирования, административному праву присущи и специальные методы, в частности: субординации, координации, реординации, административного договора, регистрации стимулирования, инвестиций и др.

Метод субординации является одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Без применения этого метода в регулировании общественных отношений невозможно наладить четкую жизнеспособную систему управления. Этот метод устанавливает, что в отношениях между управляемым объектом и руководящим субъектом закрепляется положение подчиненности, что и означает субординацию между ними.

Достаточно важное место в административно-правовом регулировании занимает метод координации, который состоит в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели (например, органы внутренних дел и органы государственной безопасности координируют свои действия относительно недопущения и пресечения коррупции и коррупционных действий).

Относительно новым является метод реординации, который состоит в том, что управляемому объекту предоставляется право требовать от руководящего субъекта создания необходимых условий для своей деятельности (материальных, организационных, финансовых).

Значительное распространение в последнее время приобретает метод административного договора. Это связано с тем, что в от-

10

>>>11>>>

дельных сферах общественной жизни происходит постепенный переход от жестких административно-командных методов к более гибким способам регулирования общественных отношений, каковым и является административный договор.

Административный договор имеет место, например, тогда, когда органы исполнительной власти делегируют ряд своих полномочий органам местного самоуправления, или же когда органы внутренних дел берут под охрану объекты государственной собственности и наделяются по договору правом задерживать сотрудников, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, общественного порядка или подозреваются в совершении мелкого хищения.

Таким образом, можно утверждать, что административное право является одной из наибольших отраслей права Украины, поскольку оно регулирует огромное количество разнообразных общественных отношений. Практически нет такой сферы общественной жизни, которая оказалась бы вне пределов действия норм административного права.

Административное право является одной из важнейших отраслей права Украины, поскольку оно регламентирует деятельность органов исполнительной власти и частично органов местного самоуправления, являющиеся составляющими публичной власти.

Административное право является одной из фундаментальных отраслей права, которая в совокупности с другими отраслями (конституционным, гражданским, уголовным) предусматривает основы деятельности государства в лице его государственных органов, определяет их систему и полномочия.

Административное право является одной из немногих отраслей права (уголовного, гражданского, трудового), которая имеет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования органов государственного управления. Кроме этого, именно административное право осуществляет защиту не только управленческих общественных отношений, но и других правоотношений (земельных, жилищных, экологических, финансовых, трудовых и др.). Одновременно, административное право не только защищает такие правоотношения, но и выступает в роли их регулятора. В частности, именно нормы административного права определяют систему органов и порядок осуществления контроля за соблюдением экологического законодательства, налогового законодательства, таможенного законодательства; правовые и организационные основы осуществления предпринимательской деятельности и др.

Административное право — это такая система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов государствен-

11

>>>12>>>

ного управления, государственным управлением сферами общественной жизни, функционированием административной юстиции и привлечением к административной ответственности.

1.2. Система административного права

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как:

— административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

— административно-правовой статус государственных органов;

— административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

— формы и методы государственного управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административное принуждение;

— административная ответственность;

— административно-процессуальное право (в отдельных учебниках по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов:

— управление в экономической сфере;

— управление в социально-культурной сфере;

— управление в административно-политической сфере.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. В системе административного права можно выделить такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права. В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что

12

>>>13>>>

развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права. Поэтому, говоря о системе административного права, следует отметить, что она наряду с правовыми институтами включает в себя и подотрасль. Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Административное право Украины (2)

    Документ
    Изучение курса административного права имеет основополагающее значение для подготовки будущих юристов, поскольку этот курс, во-первых, принадлежит к циклу фундаментальных учебных дисциплин в программе юридического высшего образования;
  2. Административное право украины (3)

    Учебник
    В учебнике «Административное право Украины», который включает Общую и Особенную части, изложены основные теоретические положения административного права с учетом научных достижений в данной области, изменения действующего законодательства,
  3. Список літератури №2011 Абрамов Н. А. Хозяйственно-процессуальное право Украины: Учеб пособ. Х.: Одиссей, 2002. 256 с. Аграрне право України: Підручник / За ред. О. О. Погрібного. К.: Істина, 2005

    Документ
    Антологія української юридичної думки. В.10 т./ Редкол.: Ю.С.Шемшученко та ін. / Упоряд.: О.М.Костенко, О.О.Кваша. - К.: Видавничий дім «Юридична книга», 2004.
  4. Административно-деликтное право республики беларусь 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

    Автореферат
    Защита состоится 8 октября 2008 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.02 при Московской государственной юридической академии г.Москва, 123995, ул.
  5. Наталья Николаевна Крестовская, кандидат исторических наук, доцент; Анатолий Федорович Крыжановский, кандидат юридических наук, доцент. Основы правоведения Украины: учебное пособие

    Учебное пособие
    Вы приняли ответственное решение стать юрис-тами. Первый шаг на пути к осуществлению этоймечты вам поможет сделать настоящее учебное по-собие, которое по своему содержанию соответствует какшкольным программам, так и программам всту-пительных

Другие похожие документы..