Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Переходя к рассмотрению торсионной модели нейтрона необходимо, как и ранее, попытаться проанализировать уровень современного понимания этой элементар...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель изучения дисциплины – освоение методологии и технологии выработки количественно обоснованных рекомендаций по принятию решений на базе овладения ...полностью>>
'Документ'
Завет (греч. diaqh,kh) в LXX переводит евр. berit = союз, договор. В ВЗ встречается 270 раз и обозначает большое количество различных установлений. Э...полностью>>
'Диплом'
Оспаривание в судебном порядке решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нару...полностью>>

Конспекты занятий с элементами логоритмики в группе для детей с общим недоразвитием речи

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учитель-логопед

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №45

Маслова Лариса Ивановна.

«Использование элементов логоритмики для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи»

Одной из основных задач в системе психолого-медико-педагогического воздействия на детей с системными нарушениями речи (ОНР) является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учётом особенностей личности и поведения. Чем разнообразнее формы работы, тем успешнее преодолеваются отклонения в развитии ребёнка. Поэтому в систему своей работы я включаю занятия с элементами логоритмики.

Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Посредством слова, движения и музыки формируется речевое и психомоторное развитие ребёнка. Занятия носят комплексный характер. Они направлены на развитие мелкой и артикуляционной моторики, дыхательных функций, просодической стороны речи, а также на формирование чувства темпа и ритма, слухового и зрительного внимания, пространственных представлений, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой.

Каждое занятие является сюжетным. Широко используется игровая мотивация, элементы психогимнастики и пантомимы, музыкальные рассказы и импровизации, которые способствуют развитию диалогической формы речи, активизации словаря, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Конспекты занятий с элементами логоритмики в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Зимушка-зима».

Цель: 1. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений,

пространственные представления.

2. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её

с движениями.

3. Формировать навыки словообразования путём подбора родственных

слов.

4. Активизировать словарь по теме: «Зима».

Оборудование: снежок из ваты, 2 обруча, 2 снежинки на нитках,

спускающихся с потолка, простыня, бумажные снежинки по

количеству детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети под музыку заходят в зал и садятся на стульчики.

Логопед:

- Когда вы вошли в зал, вас встретила музыка. Сегодня музыка всё время будет рядом с вами. Она будет помогать вам, а иногда и подсказывать. Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

2. Согласование движения с музыкой.

Логопед:

- Сейчас зима. Назовите зимние месяцы. Послушайте музыку и выделите музыкальные акценты – хлопните в ладоши.

Звучит музыка. На музыкальный акцент дети по порядку называют замние месяцы и хлопают в ладоши. Затем, называя месяцы, топают ногой.

3. Пальчиковая гимнастика.

Дети по-туркцки садятся на ковёр.

Логпед:

- На улице холодно, и у меня замёрзли пальчики. Давайте поиграем с пальчиками и согреем их.

Наступила зима. Стало холодно (дрожат). Дует холодный пронизывающий ветер (дуют). Солнце (упражнение «Солнышко») почти не показывается на небе. Ветер крутит лёгкие, блестящие снежинки (упражнение «Снежинки»). Снег, как тёплое одеяло, накрывает дома (упражнение «Домик»), сосны (упражнение «Сосна»), голые деревья (упражнение «Дерево») и землю (проводят ладонями над полом). На снегу видны следы (упражнение «Шагающие человечки»), а по хмурому небу летают и сердито каркают вороны (упражнение «Птички»). Они ищут корм и жадно клюют крошки (упражнение «Птичка улюёт зёрнышки»). Рано наступает ночь и всё засыпает (дети закрывают глаза).

4. Предметный словарь.

Логопед:

- А что ещё бывает зимой? (Снег, мороз, лёд, оттепель, метель, сугробы, вьюга, ветер, узоры на окнах, позёмка, наст, снегопад, снежки, снежинки, снеговики, снегурочка...).

5. Подбор родственных слов.

Логопед:

- Вы назвали много разных слов. Теперь назовите только те слова, которые похожи на слово «снег» (снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, снежный, снегоход).

6. Ориентация в пространстве. Употребление предлогов.

Игра «Закрутим снежный ком».

Логопед:

- Снежинок так много, что из них можно скатать снежный ком.

Дети под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком».

- За кем ты стоишь? Перед кем? Между кем?

7. Развитие зрительного внимания.

Игра «Кто спрятался?»

Дети закрывают глаза и слушают музыку. Логопед накрывает одного ребёнка простынёй. Музыка прерывается, дети открывают глаза и угадывают, кто спрятался под простынёй.

8. Развитие пантомимики.

Игра «Слепим снеговика».

Логопед:

- Мы скатали снежный ком. А что можно из него сделать? (снеговика).Чего нам не хватает для того, чтобы получился снеговик? (ещё два кома).

Дети под музыку «катают» комья и ставят их друг на друга.

- Что у снеговика будет на голове? (ведро). Давайте его поставим.

- Из чего сделаем нос, глаза, рот?

Дети отвечают и доделывают воображаемого снеговика.

9. Релаксационная пауза «Снеговик тает».

Логопед:

- Вкруг себя вы повернитесь

И в снеговиков превратитесь!

- Зимой случаются и оттепели. Вот пригрело солнышко и наш снеговик начал таять.Поднимите руки вверх, напрягитесь! Затем расслабьте кисти рук, согните руки в локтях, опустите руки. Расслабьте плечи, спинку, согните колени, присядьте, ложитесь.

Движения выполняются на акцент в конце музыкальной фразы.

10. Игра «Передай снежок».

Логопед:

- Снеговик расстаял, но немного снега осталось. Давайте слепим из него снежок. Снежок холодный. Мы не будем долго держать его в руках, а на музыкальный акцент передадим его друг другу.

Дети передают снежок из ваты по кругу.

11. Инсценировка песни «Снежинки» (Музыка Н.Метлова, слова В.Антоновой).

Логопед:

- Опять ударил мороз, и в воздухе закружились снежинки. А мы вместе со снежинками станцуем их танец.

Музыкальный руководитель поёт песню «Снежинки», дети её инсценируют.

12. Подбор глаголов к слову «снежинки».

Логопед:

- Вы были замечательными снежинками. Скажите, что делали ваши снежинки? (Кружились, порхали, падали, блестели, искрились, танцевали, сверкали, ложились, спали...).

13. Подбор прилагательных к слову «снежинки».

Логопед:

- А какие бывают снежинки? (Белые, пушистые, лёгкие, холодные, колючие, красивые, мокрые, блестящие...).

14. Слушание музыки.

Дети садятся на ковёр, закрывают глаза и слушают музыку А.Вивальди «Зима».

Логопед:

- Что вы почувствовали, когда слушали музыку? Какие картины появились в вашем воображении, когда звучала эта чудесная музыка?

Дети рассказывают.

15. Подвижная игра «Подуй на снежинку».

Дети делятся на две команды. Звучит бодрая музыка. Дети бегут, встают на стульчики, спрыгивают с них, пролазят через обруч, подбегают к снежинке, спускающейся с потолка на длинной нитке, и сильно дуют на снежинку.

16. Восстановление дыхания.

Дети стоят в кругу. Под музыку на вдох поднимают руки вверх и двигаются к центру круга, сжимая его. Выдох – опускают руки и увеличивают круг.

17. Подведение итогов занятия.

Логопед:

- О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? На память об этом занятии я подарю вам эти снежинки.

Звучит «Лунная соната» Бетховена. Логопед раздаёт детям бумажные снежинки, и дети уходят из зала.

Тема: «Весна. Дикие птицы».

Цель: 1.Развивать импровизацию и пантомимику.

2.Формировать направленный ротовой выдох.

3. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её

с движением.

4. Развивать фонематический слух.

5. Закреплять знания грамматических категорий слов.

6. Обобщать знания детей по темам: «Весна», «Дикие птицы».

Оборудование: картинки с изображением диких птиц, декорации деревьев,

костюм ёжика, 2 бумажных кораблика, карточки со словами, в

которых пропущена буква, бумажные цветы, маркеры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Логопед:

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. На чём можно отправится на прогулку? (на лыжах, на санках, на машине, на велосипеде...). Давайте мы поедем на велосипедах.

Дети ложатся на спину на ковёр.

2. Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движением.

Логопед:

- Под громкую музыку вы будете ехать на велосипедах, под тихую – остановитесь, сядете и отгадаете мои загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна).

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко сильнее греет,

Снег худеет, мокнет, тает.

Что за месяц, кто узнает? (Март).

Яростно река ревёт

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

Дети садятся на стульчики.

Логопед:

- Вы правильно отгадали загадки. Сейчас весна. Назовите ещё раз по порядку весенние месяцы (дети называют). Теперь первый месяц назовите тихо, второй – громче, а третий – громко.

3. Добавление недостающей буквы в слове.

Логопед:

- Вы хорошо знаете весенние месяцы, а теперь прочитайте другие весенние словечки.

Дети получают карточки с написанными на них весенними словами, в которых пропущены буквы, вписывают недостающие буквы и читают слова:

Весна фиалка цветы

солнышко капель почки

ручей подснежник лужа

птицы гнёзда дождик.

4. Приметы весны.

Логопед:

- Лучше всего весна видна в лесу. Что можно увитеть в весеннем лесу? Какие животные просыпаются после зимней спячки? (дети отвечают).

5. Развитие импровизации и пантомимики.

По ёлкой спрятался ребёнок в костюме ёжика.

Логопед:

- Кто это возится под ёлкой? Это проснулся ёжик! Ёжик вылез из норки, посмотрел влево, вправо, понюхал воздух. Воздух свежий, но кругом очень сыро. Ёжик осторожно сделал несколько шагов, наступил в лужу и намочил лапки. Он остановился и стал трясти лапками, отряхивая с них воду. (дети выполняют движения вместе с ёжиком).

6. Релаксационная пауза.

Логопед:

- Но вот хрустнула ветка под чьей-то лапой! Ёжик испугался, сжался в комочек, подобрал под себя лапки и выставил иголки. Ой, как страшно ёжику! Но вот стало тихо. Ёжик высунул из колючек носик, посмотрел по сторонам, развернулся, расправил спинку. Как хорошо ёжику! Как приятно расправить шею, лапки, спинку и погреться после долгой зимы на солнышке! Вдруг за деревом мелькнул лисий хвост! Сворачивайся скорее, ёжик, спрячь свой носик и лапки, выставляй иголки! Лиса не заметила ёжика и пробежала мимо. Зато лучик солнышка нашёл ёжика, он стал пригревать ежиную спинку. Разворачивайся, ёжик, пусть отдыхают твои лапки и туловище. Грейся, ёжик, под первыми весенними солнечными лучами!

7. Дикие птицы.

На магнитофоне звучит запись голосов диких птиц.

Логопед:

- Чьи голоса слышны повсюду? Да это же птицы! Они прилетели из тёплых краёв, вьют новые гнёзда или обновляют старые. Назоваите диких птиц. (дети называют).

8. Игра «Зимующие – перелётные».

Логопед:

- Вы знаете, что дикие птицы бывают зимующие и перелётные. Почему они так называются? (дети отвечают).

Логопед называет различных птиц. Если названа зимующая птица – дети садятся на корточки, если перелётная – летают.

9. Подвижная игра «Стайка».

Логопед:

- Среди птиц есть и хищники, которые питаются другими птицами и животными. Назовите хищных птиц. (дети называют). Давайте выберем коршуна и поиграем с ним.

Ну-ка с нами посчитай-ка, Эта птичка – свиристель,

Десять птичек – это стайка. Эта птичка – коростель,

Эта птичка – воробей, Эта птичка – скворушка

Эта птичка – соловей, Серенькое пёрышко,

Эта птичка – совушка Эта – зяблик, эта – чиж,

Сонная головушка, Эта – развесёлый стриж,

Эта птица – коршун злой.

Птички, птички, все домой!

Когда логопед выпускает коршуна, все птички убегают за декорации деревьев.

10. Практическое усвоение различных предлогов.

Игра «Куда спрятались птички?»

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза и слушают пение птиц (на магнитофоне). Логопед прячет картинки с изображением птиц среди декораций. По сигналу логопеда дети открывают глаза.

Логопед:

- Вы так расшумелись, что птицы испугались и спрятались. Куда спрятались птички? (воробей – за берёзой, синица - на ёлке, соловей – около пенька...).

11. Игра «Кто как голос подаёт?».

Логопед:

- У каждой птицы свой голос, каждая по-своему кричит.

Логопед показывает картинки с изображением птиц, а дети говорят, как эта птица подаёт голос:

Кукушка – кукует сорока - стрекочет

синица – тренькает сова - ухает

ворона – каркает ласточка – щебечет.

Воробей - чирикает

12. Пение песни «Веснянка».

Логопед:

- А мы весной тоже особые песни поём, которые называются весняночками. (дети поют песню «Веснянка»).

13. Развитие направленного ротового выдоха.

Эстафета «Кораблики».

Логопед:

- Чем занимаются дети весной? Во что можно поиграть, когда пригревает солнышко и бегут ручьи? (можно пускать кораблики).

Дети делятся на две команды. Логопед даёт каждой команде по бумажному кораблику. Дети вместе дуют на кораблики, двигая их к «берегу», обозначенному линией. Побеждает та команда, которая быстрее «доплывёт» до берега.

14. Восстановление дыхания.

Игра «Понюхаем цветы».

Логопед:

- Не только ручьи потекли от весеннего солнышка, но и появились первые весенние цветы. Какие цветы первыми можно найти в весеннем лесу? Давайте соберём подснежники и вдохнём тонкий и нежный аромат этого весеннего чуда.

Дети берут бумажные подснежники и под музыку делают глубокий вдох и выдох (3-4 раза).

15. Подведение итогов занятия.

Логопед:

- Где мы сегодня были? (в весеннем лесу). Что мы там видели? Что вам запомнилось? Весна дарит вам на память об этой прогулке подснежники.

Учитель-логопед

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №45

Маслова Лариса Ивановна.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Использование русского народного фольклора  на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 

    Документ
    Все дети старшей логопедической группы детского сада "Колокольчик"имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней. Среди них основной контингент составляют дошкольники со стертыми или минимальными проявлениями
  2. Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 18

    Книга
    Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи.
  3. Программа по логоритмике «лопотушки»

    Программа
    Программа «Лопотушки» составлена совместно с логопедом детского сада на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа детей с ОНР) и содержит:
  4. Темы семинарских занятий и список литературы. Тема 1: Методы психолингвистики

    Семинар
    Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.
  5. Дефектология (2)

    Библиографический указатель
    Д 39 Дефектология : текущий библиогр. указ. лит. Вып. 1 (янв.-март) / Свердл. обл. спец. б-ка для слепых ; сост. С. В. Кокорина. — Екатеринбург, 2011.

Другие похожие документы..