Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Assist, Instant!, WebMoney Tranfer, PayCash, ЭлИТ-Карт) Примечания: Темы контрольных работ выбираются студентами в соответствии с номером зачетной кн...полностью>>
'Документ'
11:30 Обзорная экскурсия по Мельбурну – городу садов, столице штата Виктория и второму по величине городу страны. Вам предстоит знакомство с богатой и...полностью>>
'Статья'
Монографическое изучение маленькой трагедии « Моцарт и Сальери» предусмотрено в программе факультативного курса 9 класса. Не возбраняется оно и прогр...полностью>>
'Книга'
В час пик на своем автомобиле я продирался через бесконечные пробки по Сумской — центральной улице моего родного Харькова. Неожиданно сквозь летнее м...полностью>>

Глава 1 устойчивое развитие императив современности

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................……………………….….1

Глава 1 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОСТИ

1.1. Понятие устойчивого развития......................................................………………………………………10

1.2. Экологические кризисы в истории человечества................………………………………………….....29

1.3. Мир на пороге экологической катастрофы........................………………………………………….......36

1.4. Проблемы ядерной безопасности........................................………………………………………...........44

1.5. Существуют ли альтернативы устойчивому развитию?....……………………………………………..48

1.6.Возможна ли деполитизированная стратегия устойчивого развития?.................................................................................………………………………...........……...52

Глава 2 ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Сущность духовности......................................……………………………………....................................62

2.2. Содержание и структура духовности ........................................…………………………………………67

2.3. Формы экологической духовности.....................................…………………………………………........72

2.4. Мировоззренческо-методологические аспекты

природопользования..........................................................................……………………………………….80

2.5. Альтернативные парадигмы экологической духовности....…………………………………………….88

Глава 3 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Геополитические аспекты равновесного

природопользования....................................................................……………….....………………………..94

3.2. Альтернативные социально-политические парадигмы

устойчивого развития...................................................................……………………………………...…..102

3.3.Методологические основы образования для устойчивого развития ............................................................................................…………………………………………….......109

Глава 4 ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

4.2. Политические аспекты экологических проблем..................……………………………………………152

4.3. Причины социально-экономического кризиса в России .……………………………………………...159

4.4. Социальные болезни переходного периода ........................………………………………………….....163

4.5. Экологические последствия перехода к рыночной

экономике...........................................................................................………………………………………174

4.6. Рыночные реформы как фактор экологического

экстремума..........................................................................................……………………………………...180

4.7. Проблемы природоохранной политики в современной

России...................................................................................................……………………………………..185

4.8. Роль Сибири в геополитике и устойчивом развитии

России....................................................................................................…………………………………….190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................……………………………………………199

Светлой памяти академика Валентина Афанасьевича Коптюга посвящаем.

Авторы

Быть или не быть — вот в чем вопрос.

В. Шекспир
Введение

В преддверии XXI века слово «выживать» («survive») — одно из наиболее употребляемых в национальном и международном лексиконе. Традиционная философская проблема бытия человека становится реальной практической проблемой повседневной жизни для миллиардов отдельных людей и для рода homo sapiens в ее конкретно-трагическом звучании: быть или не быть? Фундаментальную неустойчивость бытия, проблематичность перспектив будущего все острее ощущают не только бедствующие, но и вполне благополучные люди и страны.

Еще в 30-е годы Э. Резерфорд и А. Эйнштейн считали высвобождение энергии атома, а следовательно, и создание ядерного оружия лишь теоретической, но практически неосуществимой возможностью. Сегодня такого оружия накоплено достаточно, чтобы истребить все живое на Земле и даже разрушить саму планету. Вероятность ядерной войны в результате превращения двухполюсного политического мироустройства в однополюсный не только не исчезла, но, по оценкам экспертов, значительно возросла.

Об избытке населения на Земле Т. Мальтус писал еще в конце XVIII века, но связывал его с «законами» опережающего роста населения, по сравнению с увеличением производства средств существования, и убывающего плодородия почв. Мощный рост производительных сил на базе научно-технического прогресса, опровергнув его утверждения, породил вместе с тем чрезмерно оптимистические представления, полностью исключающие возможность перенаселения планеты. Сегодня становится очевидным, что перенаселенность может быть связана не только с нехваткой средств потребления, но также с дефицитом жизненного пространства, ибо человек нуждается не только в «роскоши общения» (А. Сент-Экзюпери), но и в возможности уединения. Человеку нужна не только преобразованная, техницизированная окружающая среда, но и «неокультуренная» природа во всем ее естественном многообразии. Стало очевидным, что продолжение нерегулируемого роста населения может вызвать дефицит не только пространства, но и многих других жизненно необходимых ресурсов.

Ученые еще в прошлом веке указывали на губительные последствия деятельности людей для окружающей природной среды. Некоторые из них прямо предупреждали об опасности самоуничтожения рода человеческого. Однако подобные утверждения до последнего времени воспринимались чаще всего как явные преувеличения, и в общественном сознании господствовали представления о практически неограниченных ресурсах и самовосстановительных возможностях природы.

Сегодня гигантски возросшие масштабы материального производства планеты приходят в острейшее противоречие с окружающей средой, разрушая и загрязняя ее, нередко делая действительно непригодной для обитания любых форм жизни. Стремительное нарастание экологического кризиса в отдельных странах, регионах и на планете в целом становится очевидным фактом, чреватым длительным и чрезвычайно болезненным процессом самоуничтожения человечества. Однако эта печальная истина если даже вполне осознается, то у подавляющего большинства людей заслоняется более актуальными и важными, по их мнению, для «выживания» насущными проблемами и текущими делами.

Основная доля потребляемых ресурсов, разрушений и загрязнений природы приходится на группу развитых стран, в которых проживает так называемый «золотой миллиард» — шестая часть населения Земли. Остальные миллиарды людей часто оказываются без элементарных средств к существованию. Поэтому потенциальная неустойчивость, напряженность международных отношений непрерывно нарастает, даже если внешне ситуация выглядит относительно спокойной.

Растущая социально-политическая неустойчивость накладывается на увеличивающуюся экологическую неустойчивость, что создает синергетический разрушающий эффект, который может проявить себя в полную силу в самый неожиданный момент. Для сохранения и упрочения своего господствующего положения, обеспечения монопольного распоряжения мировыми ресурсами развитые страны соединились в финансово-экономические и военно-политические блоки, построили целую сеть соответствующих организаций. Однако сила, в полном соответствии с основным законом диалектики, при определенных ситуациях переходит в свою противоположность — в слабость: оружие массового уничтожения не только становится все более мощным, но и все более разнообразным, компактным и дешевым, и дело идет к тому, что не только слаборазвитые страны, но даже отдельные люди, приобретая такое оружие, будут способны поставить человечество на грань уничтожения.

Попытки США и других развитых стран в сотрудничестве с ООН взять такое оружие под контроль в мире, где все покупается и продается, в лучшем случае могут иметь временный успех. В обществе, в котором действительный бог — деньги, а душа — коммерция, распространение и индивидуальное присвоение средств массового уничтожения в конечном счете неизбежно. Следовательно, только самая радикальная реконструкция такого общества в его социально-экономических, духовных и психологических основах может освободить людей от насилия и угрозы массовых истреблении.

Крупнейшие ученые самых различных идеологических, политических и религиозных убеждений приходят к выводу о том, что общественное развитие на основе тотальной коммерции и беспощадной конкуренции в погоне за максимальной прибылью исторически исчерпало свои прогрессивные возможности, продолжение этой линии может привести человечество к гибели. Непрерывная борьба всех против всех за «место под солнцем», за монопольное присвоение возможно большей доли общественного богатства и власти над другими людьми опустошает души не только терпящих поражения, но и «победителей». Материальное изобилие в атмосфере воинствующего индивидуализма и ханжеской набожности, крайнего эгоизма и всеобщей отчужденности, как свидетельствует опыт «благополучных» развитых стран, неизбежно ведет к нравственной деградации общества, в конечном счете — к духовно-культурному коллапсу, выражающемуся во всеобщей потере интереса ко всему выходящему за рамки «выживания», наживы и удовлетворения примитивнейших потребностей, — опасность пока не столь очевидная, как возможность атомной войны или экологической катастрофы, но не менее грозная с точки зрения сохранения основ человеческого бытия.

Мир в целом в своем техническом, экономическом и социально-политическом развитии вплотную приблизился к точке бифуркации — критическому рубежу, за которым выход на новый качественно более высокий уровень бытия системы, именуемой мировым сообществом, или же ее гибель равновероятны. Несмотря на несомненно великие достижения цивилизации и вместе с тем благодаря им, он оказался в весьма неустойчивом состоянии, характеризующемся неопределенностью, непредсказуемостью своего будущего, поскольку совершенно несущественные случайности, в том числе субъективного характера, практически никак не влияющие на общий закономерный ход событий в фазах устойчиво прогрессивного развития, вблизи точек бифуркации могут играть решающую роль в реализации той или иной объективной возможности исторического процесса. Поэтому переход на путь устойчивого развития предполагает не только установление необходимого баланса между потреблением и воспроизводством природных ресурсов при минимизации загрязнений окружающей среды (равновесного природопользования), но и обеспечение устойчивого роста благосостояния, социальной защищенности и возможностей гармоничного развития каждой личности.

Иначе говоря, устойчивое развитие — это альтернатива реальной экологической, социальной и политической неустойчивости мира, чреватой нарастающей возможностью вселенской катастрофы. Такая постановка вопроса вызывает весьма неоднозначное отношение ученых, политических деятелей, деловых кругов и самой широкой общественности. Горячие дискуссии возникают по поводу содержания и даже правомерности самого понятия «устойчивое развитие» (sustainable development).

Все признают необходимость перехода к равновесному природопользованию, но подходят к этой проблеме с принципиально разных исходных позиций, выбор между которыми нельзя сделать на основе только рациональных и, тем более, узкоспециальных методов. Во-первых, сама проблема столь многомерна и сложна, что вытекающие из нее задачи неразрешимы в формальных рамках точных и естественных наук, опирающихся на количественный анализ и строгие расчеты. Во многих случаях требуются условно корректные и неформальные методологические решения, принимаемые с учетом результатов философско-социологических исследований.

Польза методологического анализа в том, что он делает более четким представление ученого о его теориях, в частности, о мере их адекватности и границах применимости, выявляет логические и лингвистические ошибки, способствует выработке определенной точки зрения. Наука, как признавал один из зачинателей компьютеризации Ф. Джордж, больше, чем что-либо другое, связана с определенной методологической позицией, и задача методологов состоит в том, чтобы сделать эту позицию совершенно ясной. Критический анализ методов и результатов научной и практической деятельности — важнейшая функция философии как мета-теории, в противоположность специальным научным теориям, охватывающим лишь отдельные стороны действительности, — особо актуален, когда речь идет о таких междисциплинарных глобальных проблемах, как переход к устойчивому развитию.

Во-вторых, выбор способов равновесного природопользования неизбежно связан с ценностными ориентациями, с учетом национальных традиций и особенностей культурно-исторического развития разных народов. Однако самые большие сложности определяются социально-политическими аспектами устойчивого развития, которые возникают на региональном, национальном и глобальном уровнях. Проблемы преодоления экологического кризиса всегда так или иначе задевают противоречивые интересы различных социальных групп, ведомств, деловых кругов, кланов, общественных слоев и целых классов, а также геополитические интересы разных стран.

Особо значимым является вопрос о роли общественного сознания в процессе перехода к устойчивому развитию. В частности, появляется необходимость всестороннего осмысления понятия духовности и его конкретизации применительно к насущным задачам природопользования. Здесь возникает много вопросов, связанных этическими и эстетическими отношениями людей к окружающей среде, требующих основательной методологической проработки.

Самый широкий философский подход также необходим при изучении потенциала различных социальных институтов и путей его использования в целях перехода к устойчивому развитию. Наиболее перспективными в этом отношении представляются исследования возможностей системы образования. Радикальное переосмысление и принципиально новые решения с учетом последних достижений науки и педагогической практики нужны при подходе к традиционному, по сути методологическому, вопросу: может ли в принципе система образования формировать и определять будущее или же она, в основном, обречена на роль «сколка» общества, в лучшем случае адекватно и оперативно отражающего происходящие в данном обществе изменения, все его достижения и проблемы?

Россия в силу особенностей своего геополитического положения, огромных пространств и исключительных природных богатств, а также в силу небывалой глубины внутреннего демографического, экономического, социального, политического, духовного и экологического, то есть системного, кризиса оказалась в эпицентре этих проблем. Ее внутреннее состояние является не только крайне неустойчивым, но также экстремальным, то есть характеризующимся минимальным запасом прочности. Это означает, что продолжающаяся деградация социума может завершиться взрывообразным его разрушением под воздействием даже слабых, случайных, в обычных условиях не имеющих существенного значения факторов. Тогда, как показывают модельные расчеты, Россия может сыграть роль детонатора глобальной катастрофы. Поэтому именно ее переход от экстремума к устойчивости в значительной, если не в основной, мере определяет успех решения многих глобальных проблем современности, именно с ним связан ответ на вставший перед всем мировым сообществом сакраментальный вопрос: быть или не быть?

Первостепенное, ключевое значение для успеха научной и практической разработки проблемы устойчивого развития имеет выбор методологии, определяющей исходные философские позиции, стратегические цели, иерархию ценностей и общие принципы исследования. Поэтому в данной работе основное внимание уделяется именно философско-методологическим вопросам устойчивого развития и, в частности, проблеме выхода России на путь устойчивого развития из экстремальной ситуации. В итоге предполагается получить не столько какие-либо окончательные результаты, сколько подготовить общее поле для совместных дальнейших работ, проводимых с позиций различных наук, поставить задачи, которые могут получать эффективные теоретические и практические решения только на основе тес­ной кооперации специалистов в рамках междисциплинарных исследований.

К сожалению, в научном сообществе, даже среди видных философов, имеет место явная недооценка возможностей философии в познании и практическом разрешении насущных жизненных проблем. Так, выступая в Доме ученых новосибирского Академгородка в начале 70-х годов на «круглом столе» журнала «Вопросы философии», его ответственный секретарь М. К. Мамардашвили утверждал, что философия по самой своей сущности далека от практической жизни. По его мнению, она призвана лишь анализировать и разрабатывать наиболее абстрактные понятия — категории, исследовать их взаимосвязи.

Решительное несогласие с такой постановкой вопроса тогда выразил один из основателей советской кибернетики член-корр. АН СССР А. А. Ляпунов. Он подчеркнул, что философия в наше время приобретает новые функции — интеграции все более дифференцирующегося научного знания, объединения и координации усилий представителей самых разных, часто очень удаленных друг от друга, областей знания для решения практических, в том числе глобальных, проблем. Это проблемы предотвращения термоядерной и экологической катастрофы, демографического взрыва и связанной с ним продовольственной проблемы, осуществления революции в образовании и др., требующие широкого кругозора, не стесненного коридором узкой специализации, философского мышления, комплексного, системного подхода, сочетания строго формальных количественных и неформальных качественных методов познания.

Задача перехода на путь устойчивого развития, отражая глобальные проблемы современности, одновременно требует перевода их на язык практических программ радикальной реконструкции всех сфер жизнедеятельности: материального производства, быта, культуры, образования, науки, искусства, нравственности и всей системы ценностей. Новая роль философии здесь — не только в создании концепции, устанавливающей общие стратегические ориентиры, увязывающей воедино различные специальные подпрограммы, но также в прогнозировании и активном проектировании будущего состояния общества, отвечающего экологическому императиву. Сегодня от нее ждут не столько общих, пусть, несомненно, мудрых, толкований, сколько конструктивной методологии преодоления экстремально-катастрофической ситуации и перехода от борьбы за «выживание» на режим полноценного устойчивого развития.

Рассуждения о важности методологии сегодня стали модными не только среди ученых, но и в политических и деловых кругах. Однако содержание этого термина трактуется весьма неоднозначно. Довольно часто его сводят к методикам или совокупности методик узкоспециальных исследований или практических работ в какой-либо предметной или профессиональной сфере деятельности. Не отрицая необходимости и полезности такого понимания при подходе к определенному кругу специальных задач, подчеркнем: в данной работе речь идет о методологии философского уровня, выражающей систему общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, которая основывается на мировоззрении, гносеологии и соответствующих ценностных ориентирах.

Методология не есть некий набор рецептов и указаний, следование которым гарантирует получение желаемых результатов в любом деле. Конкретные предметы и ситуации, несмотря на некоторую объективную общность и повторяемость, позволяющие выявлять определенные закономерные взаимосвязи, характеризуются вместе с тем (особенно в социальной сфере) и уникальными, неповторимыми особенностями. Поэтому методология предполагает глубокое профессиональное знание конкретной области и творческое применение общих принципов.

Специфическими методологическими задачами являются: разработка и прояснение основных понятий, используемых в научных текстах; обоснование исходных посылок и принципов исследования; определение значимости фактов, иерархий приоритетов и ценностей в контексте конкретных научных проблем. Особую область методологических исследований представляют закономерности развития научного знания, возникновения и смены парадигм. Наиболее фундаментальной, «вечной», философско-методологической проблемой, которая явно или имплицитно всегда присутствует при решении любых достаточно сложных, особенно междисциплинарных, научных и практических задач, выступает взаимоотношение материальных и духовных факторов, объективного и субъективного в процессе познавательной и практической деятельности.

В числе таких крайне актуальных методологических проблем — вопросы перехода человечества к устойчивому развитию. В последние годы в этом направлении появилось немало интересных публикаций, но результаты разных исследователей нередко оказываются несовместимыми, а выводы взаимоисключающими, причем некоторые ученые объявляют саму идею устойчивого развития несостоятельной, «по-литизированной». Пока нет какой-либо общепризнанной концептуально-методологической основы, необходимой для взаимопонимания специалистов разных областей знания и формирования научно-исследовательских коллективов, способных эффективно разрабатывать общую теорию вопроса и оперативно решать междисциплинарные задачи прикладного характера.

Поэтому задачи определения сущности ключевых понятий и значимости проблемы устойчивого развития, обоснования исходных принципов ее решения, выявления парадигм, лежащих в основе противоположных методологических подходов, критического анализа альтернативных концепций преодоления экологического кризиса в региональных, национальных и глобальных масштабах, представляются актуальными во всех отношениях. Необходимо развеять иллюзии о том, что стратегию преодоления экстремальных ситуаций, достижения устойчивого развития можно успешно разрабатывать, не прибегая к философско-методологическому анализу, ограничиваясь узкоспециальными исследованиями и обходя общие вопросы. Как показывает анализ работ, опубликованных по данному направлению, именно общие методологические вопросы оказываются наиболее спорными и трудными, серьезно осложняющими сотрудничество ученых и практиков.

Методологическая разработка проблем устойчивого развития предполагает перевод всех глобальных проблем современности с абстрактно-философской постановки на язык конкретных практических задач, каждая из которых в отдельности, и тем более в комплексе, может быть достаточно глубоко осмыслена и эффективно решена лишь с учетом результатов философского исследования, опирающегося на данные различных естественных и социальных наук и способного отразить не только материальные, но и духовные потребности людей разных мировоззрений и верований.

Цель данной работы — разработка методологии перехода России из экстремальной ситуации на путь устойчивого развития, приемлемый для людей разных мировоззрений и политических ориентации, признающих необходимость такого перехода и желающих сотрудничать на основе четырех нравственных принципов:

• каждый человек для другого есть высшая ценность;

• все формы подавления, угнетения людей подлежат устранению;

• природа, независимо от утилитарного характера ее, есть общечеловеческая ценность, и долг каждого — способствовать ее сохранению во всем многообразии;

• благо, счастье и гармоничное развитие каждого человека неотделимы от возрождения и процветания всей страны.

В 70-80-х годах нам посчастливилось сотрудничать с академиком Валентином Афанасьевичем Коптюгом, возглавлявшим в Сибирском отделении АН СССР Научный совет по проблемам образования. В начале 90-х годов он, будучи Председателем Сибирского отделения Академии наук, стал лидером в разработке" проблем устойчивого развития не только в нашей стране, но и в мире, и мы оказались «захваченными» его мощным интеллектуальным полем. Причем прежние наши наработки по стратегии образования, развития новых городов в районах промышленного освоения Сибири показались вполне сопрягаемыми с глобальной, в том числе экологической, проблематикой.

Выражаем глубокую признательность профессору Юрию Геннадьевичу Маркову, который одним из первых в нашей стране занялся социально-философскими вопросами экологии, помогал в работе над нашей монографией. Весьма благодарны всем коллегам, которые советами и критикой способствуют дальнейшему продвижению в исследованиях темы, завещанной нам Валентином Афанасьевичем.

Даем себе полный отчет в том, что не все читатели разделят наши философско-мировоззренческие позиции и согласятся с предлагаемыми решениями. Будем признательны за любые, пусть даже неприятные, но обоснованные замечания. Выражаем надежду, что обсуждение монографии будет способствовать взаимопониманию всех, кто заинтересован в конструктивном научном обсуждении и практическом решении выдвинутых проблем.

Глава 1 Устойчивое развитие — императив современности.

1.1.Понятие устойчивого развития.

Пессимист видит препятствия в каждой возможности. Оптимист видит возможности в любом препятствии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепт «Устойчивое развитие» в контексте теоретических исследований и социокультурной практики 09. 00. 11 Социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «07» октября 2011 г. в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г.
  2. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ)

    Документ
    Проблематика устойчивого развития активно обсуждается в на­уч­ной прессе (например [1–5]), в публицистических изданиях, на все­воз­можных наци­ональных и международных конференциях.
  3. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  4. Принцип устойчивого развития как средство решения современных экологических, социальных и экономических проблем в мире. Научные основы стратегии устойчивого развития россии

    Документ
    В 1987 году Комиссия ООН по окружающей среде и разви­тию четко поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. В докладе "Наше общее буду­щее", известном как доклад Гру Харлем Брундтланд (премьер-министр
  5. Концепция устойчивого развития и теории ноосферного развития Становление и тенденции развития в современных условиях

    Документ
    В данной книге автор рассматривает теорию и практики экологической модернизации на примере российских промышленных предприятий лесного сектора, а также влияние на этот процесс международных экологических общественных организаций.

Другие похожие документы..