Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Магия неформализованной идентичности (Введение) – Два фактора национально-религиозной исключительности – Эпоха национального предательства – Русская ...полностью>>
'Документ'
20-21 мая 2011 года на базе Тюменского юридического института МВД России состоится Шестая всероссийская научно-практическая конференция «Традиция. Ду...полностью>>
'Диплом'
Сформировать знания о физико-химических основах соединения металлов и сплавов при сварке и пайке, а также о закономерностях процессов, происходящих п...полностью>>
'Конкурс'
Проектирование и выполнение работ по антикоррозийной и химической защите строительных конструкций, трубопроводов и оборудования, производство полимерн...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» подготовлено к изданию (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций

Кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса

УТВЕРЖДАЮ

Директор института сервиса

и социально-культурных коммуникаций

_________________ Е.М. Акулич

«___» ____________ 20___ г.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

080507 «Менеджмент организаций»

ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ

___________________ В.Е. Селиванов

«____» _____________ 20___ г.

Рассмотрено на заседании кафедры
менеджмента туризма и гостиничного бизнеса

«____» _______ 20___ г. Протокол №____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению

РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ

Зав. кафедрой _____________ И.Н. Приходько

«____» _____________ 20___ г.

Рассмотрено на заседании УМК института сервиса и

социально-культурных коммуникаций

«____» ___________ 20___ г. Протокол №___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

СОГЛАСОВАНО

Председатель УМК ___________ А.А. Мазенкова

«____» ___________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Директор научной библиотеки _______________ /Н.П. Соколова/

«______»_____________20___ г.

(для электронного издания)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций

Кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

080507 «Менеджмент организации»

Содержание

Название раздела

Стр.

Часть 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

4

1.1. Выписка из Государственного стандарта

4

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

4

1.3. Связь с другими дисциплинами

5

1.4. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины

5

Часть 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

2.1. Виды учебной работы

7

2.2. Тематический план дисциплины

7

2.3. Содержание дисциплины

11

2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15

2.5. Примерный перечень вопросов для тестирования

по дисциплине «Исследование систем управления»

18

2.6. Деловая игра «Проектирование предприятия в конкурентной среде»

28

2.7. Примерная тематика рефератов и самостоятельных практических работ студентов

31

2.8. Примерный перечень вопросов к зачету

по дисциплине «Исследование систем управления»

34

2.9. Глоcсарий

40

Часть 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Выписка из Государственного стандарта

Дисциплина «Исследование систем управления» для специальности 061100 «Менеджмент организации» предполагает следующий обязательный минимум содержания (Индекс ГСЭ по ГОС ВПО – СД.80):

«Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления».

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

Понятие «исследование» в современной науке и практике определяется как научный поиск в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверка гипотез, установление закономерностей, экспериментальное и научное подтверждение возможности повышения эффективности управления достижением поставленных организацией целей и задач. В соответствии с этим можно определить:

объект курса ИСУ как совокупность знаний в области общей теории систем, теории систем управления, типологии, классификации, принципов формирования СУ, эффективности их функционирования, методологии проведения исследования;

предмет курса как:

1) свойства, функции, структуры систем управления, взаимодействие подсистем управления, их составных частей в процессе функционирования, а также алгоритм, виды (способы) и методы проведения исследования, критерии эффективности;

2) объективные закономерности, присущие СУ с целью совершенствования их функционирования и развития.

В качестве основной гипотезы, определяющей существо курса «Исследование систем управления» может быть использована следующая: имеется некая методология, позволяющая исследовать существующие системы, выявить отклонения в их функционировании, определить критерии эффективности, сформулировать принципы построения оптимальных структур.

Изучение систем управления (СУ) и изучение теории и практики ее исследования это две стороны единого целого. Не зная одного невозможно разбираться в другом. При этом надо иметь в виду, по крайней мере, три обстоятельства:

1. В отношении структуризации СУ и ее исследования у специалистов пока не существует единства мнений.

2. Для исследования конкретной СУ целесообразно иметь системное и многостороннее представление о ней.

3. Для того чтобы исследовать что-либо, надо иметь как минимум общее представление о научном методе.

Исходя из этого целевые установки курса «Исследование систем управления» можно сформулировать следующим образом:

Цели курса:

- изучить сущность и тенденции развития системы управления организации, предвидеть ее возможности и перспективы с целью своевременного и оперативного ее совершенствования.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с базовыми понятиями и основополагающими принципами исследования систем управления, с сущностью методов исследований;

- сформировать у студентов навыков исследовательской деятельности в области менеджмента;

- формирование навыков креативной реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности менеджера на предприятии.

- углубление теоретические, методические и практические знания по вопросам анализа систем управления и выявления оптимальных путей их развития;

- выработка у студентов навыки и умения проведения практического исследования, анализа проблемных ситуаций, разработки предложений и рекомендаций по повышению эффективности управленческой деятельности;

- развитие у студентов творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению.

1.3. Связь с другими дисциплинами

Данный курс имеет междисциплинарный характер и тесно связан с со следующими учебными дисциплинами: теория организации, организационное поведение, экономика предприятия, маркетинг, стратегический менеджмент, менеджмент и некоторыми другими курсами социально-экономического знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Для успешного изучения курса «Исследование систем управления» необходимы, как минимум, знания:

Дисциплина

Вопросы (темы), усвоение которых необходимо при изучении данной дисциплины

1.Теория организации

Внешняя и внутренняя среда организации. Сущность и принципы построения организации. Патологии в организации. Законы построения организации. Патологии в организациях.

2.Организационное поведение

Управление группами и командами. Организационные изменения и организационное развитие.

3.Экономика предприятия

Предприятие в системе рыночных отношений. Экономическая и социальная эффективность производства. Организация как система. Научно-технический потенциал организации.

4.Маркетинг

Сегментация рынка по признакам потребителя. Прогноз объема продаж.

5.Стратегический менеджмент

Долгосрочные прогнозы организации через осуществление изменений. Основные принципы стратегического управления.

6. Менеджмент

Понятие менеджмента. Системный подход в менеджменте. Управленческое решение в менеджменте. Понятие процессного похода в подготовке и принятий управленческих решений.

1.4. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины

Овладение специалистом методологией научного исследования, развитие аппарата мышления, получение практических навыков применения этих знаний в изучении действующих систем управления, их совершенствования и проектирования новых.

В итоге изучения дисциплины «Исследование систем управления» студент будет уметь:

- проводить анализ конкретной организации (подразделения) на уровне управленческих решений;

- строить организационные процедуры принятия решений в конкретном подразделении;

- вносить коррективы в существующие должностные инструкции персонала организации;

- проектировать организационную технологию подготовки конкретных управленческих решений;

будут знать:

- возможные варианты решения задач проектирования целей организации, функций управления и управленческих решений;

- методы формального представления систем управления;

- методы исследования и диагностирования организаций:

- методы проектирования организаций и структурных подразделений;

- методы создания антикризисных команд в организации.

будут иметь следующие навыки:

- использовать полученные знания для проектирования целей организаций, функций управления и управленческих решений;

- диагностики организаций и структурных подразделений организации;

- ставить задачи для антикризисных команд в организации;

- использовать на практике рекомендации антикризисных команд консультантов;

- иметь представление о новых достижениях теории и практики совершенствования систем управления как в России, так за рубежом.

будут иметь следующие представления:

- о возможностях, преимуществах и недостатках существующих методов проектирования организаций;

- о перспективах развития исследований теории управления.

1.5. Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности

Дисциплина «Исследование систем управления» закладывает:

- основы знаний в области проектирования и диагностирования предпосылок для положительных изменений в организации;

- практические навыки по использованию методов исследования систем управления для конкретных организаций;

- ставить задачи антикризисным командам консультантам;

- способности к обоснованию преимуществ и недостатков существующих методов проектирования и диагностики организации.

Часть II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Виды учебной работы

Изучение дисциплины в соответствии с учебным планом рассчитано на один семестр для студентов дневной (очной) и заочной формы обучения и включает аудиторные занятия, в том числе лекции и семинары, а также самостоятельную работу студентов.

2.1. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

2.1.1. Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в аудитории с использованием меловой доски, технических средств оснащения для демонстрации иллюстрационных материалов или в дисплейном классе в объеме 16 часов (для студентов очной формы обучения), для студентов заочной формы обучения – в объеме 8 часов.

2.1.2. Практические занятия

Проводятся в аудитории с использованием меловой доски и раздаточных материалов в форме самостоятельной работы, деловой игры, с рассмотрением конкретных ситуаций, семинарских занятий в объеме 16 часов для студентов очной формы обучения и 8 часов для студентов заочной формы обучения.

2.1.3. Самостоятельная работа студентов по курсу: рекомендации по ее выполнению

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это деятельность учащихся, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформировавшимися ранее представлениями о порядке и правильности выполнения операций. Цель СРС в процессе обучения заключается как в усвоении знаний, так и в формировании умений и навыков по их использованию в новых условиях на новом учебном материале. Самостоятельная работа призвана обеспечивать возможность осуществления студентами самостоятельной познавательной деятельности в обучении и является видом учебного труда, способствующего формированию у студентов самостоятельности.

При организации СРС необходимо придерживаться следующих положений:

- СРС должна рассматриваться в общей совокупности всех составляющих учебного и воспитательного процессов;

- должна быть обеспечена мотивация СРС;

- СРС должна быть методически и материально-технически обеспечена;

- должен быть контроль усвоения материала, особенно усвоенного без участия преподавателя.

Все виды занятий являются обеспечением СРС и помогают ее:

- направить (лекция);

- организовать (семинары, лабораторные работы, практика);

- обеспечить (библиотеки, компьютерные залы и т.д.);

- проверить эффективность (тестовые и контрольные задания, зачеты, экзамены и другие контрольные мероприятия).

2.2 Тематический план дисциплины

Дневная форма обучения, специальность «Менеджмент организации» (5 лет) Семестр 8

п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов, в том числе по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Раздел I. Исследования в современном менеджменте

2

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности менеджера.

3

Тема 2. Современное представление о сущности понятия (категории) «система».

4

Тема 3. Системы и закономерности их функционирования и развития.

5

Раздел II. Методология систем управления.

6

Тема 4. Системный анализ в исследовании управления.

7

Тема 5. Система управления как совокупность элементов, принимающих участие в процессе управления.

8

Тема 6. Фактологическое обеспечение исследования систем управления.

9

Тема 7. Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления.

10

Раздел III. Конкретные методы исследования систем управления.

11

Тема 8. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

12

Тема 9. Социологические исследования систем управления.

13

Тема 10. Особые методы исследования систем управления.

14

Тема 11. Диагностика, анализ и оценка системы управления.

15

Тема 12. Экономическая эффективность исследования систем управления.

16

Тема 13. Планирование исследования.

17

Тема 14. Организация исследования систем управления.

Итого аудиторных часов

64

32

32

-

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

-

-

-

-

Всего часов на освоение учебного материала

64

32

32

-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» подготовлено к изданию (2)

    Учебно-методический комплекс
    Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организаций»

    Учебно-методический комплекс
    К числу наиболее актуальных проблем современного российского общества относится гуманизации и гуманитаризации высшего образования. В связи с этим трудно переоценить теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины «Психология»,
  3. Акулич Евгений Михайлович/ 2010 г. Страноведение учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационные основы международного бизнеса» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации».
  5. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методические материалы дисциплины «Страхование» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и определяют содержание и структуру курса.

Другие похожие документы..