Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Идеального убийства не бывает, - сказал Том Ривзу. - Это всего лишь досужий вымысел. Чтобы все просчитать, нужен талант. Ты, конечно, скажешь, что ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базо...полностью>>
'Документ'
У репрезентованій програмі вирішується ряд запитань щодо уявлення про якісні відміни явищ психіки людини від тих, що мають місце у матеріальному світ...полностью>>
'Документ'
См. Перечень профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, направленный письмом Ми...полностью>>

Учебное пособие Нижний Новгород 2002 удк ббк к найденко В. В., Губанов Л. Н, Петрова Е. Н. Глобальные эколого-экономические проблемы: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2002. 294с

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 3

Оригинал-макет учебного пособия «ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Найденко В.В., Губанов Л.Н., Петрова Е.Н.

гЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Учебное пособие

Нижний Новгород

2002

УДК

ББК

К

Найденко В.В., Губанов Л.Н, Петрова Е.Н. Глобальные эколого-экономические проблемы: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2002. – 294с.

Учебное пособие предполагает изучить современные экологические проблемы кризиса природопользования в мире, рассмотреть глобальные экологические процессы в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.

Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Природопользование» (бакалавры, специалисты, магистры), студентов по направлению «Экономика» (бакалавры, магистры) и направлению «Экономика и управление на предприятии природопользования» (магистры).

Рецензенты:

Перелет Р.А.

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" Инновационного проекта развития образования.

ББК

ISBN

© Найденко В.В., Губанов Л.Н.,

Петрова Е.Н. 2002

Содержание курса «Глобальные эколого-экономические проблемы».

стр.

Введение 4

Раздел 1. Эколого-экономические процессы современности. 6

    1. Экономические проблемы на разных этапах развития общества. 6

    2. Техногенный тип экономического развития общества. 15

    3. Территориальные особенности проявления экологических проблем. 21

    4. Современные представления о глобальных экологических процессах. 26

Раздел 2. Социально-экономические проблемы человечества и их

экологические аспекты. 34

2.1 Рост народонаселения. 34

2.2 Продовольственная проблема. 39

2.3 Энергетическая проблема. 53

2.4 Глобальный сырьевой кризис. 57

2.5 Ядерная угроза. 72

Раздел 3. Глобальное загрязнение окружающей природной среды. 75

3.1 Влияние хозяйственной деятельности на атмосферу. 75

3.2 Разрушение озонового слоя. 83

3.3 Изменение климата земли: причины и последствия. 85

3.4 Экологические проблемы мирового океана. 89

3.5 Истощение ресурсов пресной воды. 96

3.6 Экологические проблемы сельскохозяйственного использования земли. 108

Раздел 4. Мировые экономические процессы и направления их экологизации. 121

4.1 Природные ресурсы в системе расширенного воспроизводства 121

4.2.Природноресурсный потенциал всемирного хозяйства и сырьевой кризис. 136

4.3 Процессы интернационализации хозяйственной жизни 162

4.4 Межнациональный механизм регулирования международных эколого-

экономических отношений. 170

Раздел 5. Глобальные модели экоразвития. 175

5.1 Альтернативные варианты решения энергетических проблем. 175

5.2 Экологизация сельскохозяйственного производства. 181

5.3 Конверсия ВПК. 192

5.4 Организационные и экономические механизмы экоразвития. 199

Раздел 6. Формирование концепций устойчивого развития на глобальном уровне. 212

6.1 Формирование экологических ограничений экономического развития. 212

6.2 Экономико-организационный механизм хозяйствования на 217 международном уровне.

6.3 Международно-правовая охрана окружающей среды. 228

6.4 Критерии и показатели устойчивого развития. 240

Раздел 7. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. 246

7.1 Международные конференции по охране окружающей среды и

международные экологические организации. 246

7.2 Создание международных и национальных систем экологической

сертификации. 258

7.3 Развитие рынка экологических услуг. 270

7.4 Финансово-кредитная и ценовая политика в области

регулирования природопользования. 273

7.5 Экологическое страхование. 285

Литература 294

Введение

Курс «Глобальные эколого-экономические проблемы» предназначен для студентов по специальности «Природопользование» (бакалавры, специалисты, магистры), студентов по направлению «Экономика» (бакалавры, магистры) и направлению «Экономика и управление на предприятии природопользования» (магистр).

Цель курса – подготовка специалистов владеющих теоретическими и практическими навыками анализа глобальных эколого-экономических проблем и менеджмента природопользования.

В курсе рассмотрены методологические подходы к анализу глобальных экологических проблем, определению стратегических направлений развития общества, изучению мировых экономических процессов и направления их экологизации, а также постановка и реализация задач управления экологизацией экономики на различных уровнях: международном, национальном, региональном.

Целевая ориентация предполагает эффективную организацию процесса изучения и освоения студентами эколого-экономического развития на глобальном и национальном уровнях.

Курс «Глобальные эколого-экономические проблемы» дает базовые знания по вопросам эколого-экономического развития общества и вопросам управления экоразвитием. Эколого-экономические проблемы частично рассматриваются в курсах «Экономика природопользования», «Экономика и экология», «Экологическая экономика», «Глобальная экология», однако общего курса, который бы давал базовые знания по глобальным эколого-экономическим проблемам до настоящего времени нет.

В условиях глобализации мировой экономики, интеграции национальных экономик в международный экономический процесс, происходит формирование глобальных экологических проблем. В настоящее время вопрос эколого-экономического развития стал равноценен вопросу о выживании человека.

В курсе рассматриваются глобальные экологические процессы в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами. В разработке курса будет уделено внимание формирования понимания, что глобальный характер современных экологических проблем, впервые в истории цивилизации, создает зависимость каждой национальной экономической системы и всемирного хозяйства от обще планетарных природных условий и экологической ситуации.

Студентам предлагается изучить современные экологические проблемы кризиса природопользования в мире.

Благодаря конкретным фактам и цифрам студенты должны иметь четкое представление о том, что наша планета имеет ограниченные запасы всех своих ресурсов, а также ограниченный запас прочности противостоять негативным влияниям хозяйственной деятельности человека.

Направления экологизации экономики первоначально получили развитие в наиболее экономически развитых странах, в первую очередь странах Западной Европы, так, как именно там исторически было сосредоточено основное потребление ресурсов. Студентам необходимо получить системное представление о развитии этих процессов, а также о правовых, административных, экономических и других методах регулирования и управления природопользованием. Охрана окружающей среды и направления природопользования в каждом регионе связаны различными факторами: культурой, экономикой, социальными факторами, существующим законодательством. Поэтому рассматривать мировые процессы необходимо с учетом национальных и территориальных особенностей.

В настоящее время все большее значение приобретают экономические механизмы управления охраной окружающей среды и природопользованием к которым относится экологический менеджмент. Студенты должны познакомиться с международными стандартами в области систем экологического менеджмента первым европейским стандартом - BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems) и стандартами серии ISO 14000. Большое значение приобретают экологический маркетинг, экологическое предпринимательство, в том числе и разработка экологически чистых промышленных технологий. Значительный интерес во всем мире проявляется к вопросам оценки экологического риска хозяйственной деятельности и экологического страхования.

Часть 1. Эколого-экономические процессы современности

    1. Экономические проблемы на разных этапах развития общества

В третье тысячелетие человечество вступило с грузом сложнейших взаимоотношений экономических, политических, социальных, этнических и экологических проблем. Экологические проблемы по значимости не имеют аналогов в истории человечества. Сегодня только осознание их и деятельность, направленная на их преодоление, могут обеспечить выживание человечества

Экологические проблемы формировались и накапливались на разных этапах развития общества, однако взаимодействие общества и природы не рассматривалось с экологической точки зрения.. Было бы неверно полагать. что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма т.е. в ХУП - ХУШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды ( система "человек - природа"): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. "Историю можно рассматривать с двух сторон - писали в работе "Немецкая идеология" к. Маркс и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга"(1). Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы "человек - природа" осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть осваивая природу, добиваясь своего господства над ней человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "потребительства" (собирательство и охота) к производству и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.

Важно отметить, что в данном аспекте ставятся на первый план уже не отношения человека и природы, а социальные отношения. Объясняется это тем, что с завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Однако характер этой взаимообусловленности существенно меняется. О гармонии между человеком и природой с момента утверждения первой антагонистической формации уже не могло быть и речи.

Напротив, с течением времени развивались и углублялись конфликты, перерастающие в антагонизмы. Антропогенная деятельность в рамках частной собственности, настолько нарушала присущие природе состояния, что приводила к острокризисным ситуациям. Конкретные причины этих кризисных ситуаций могли быть различными, но во всех случаях в их основе лежали два фактора: развитие производства и социальная почва, на которой оно развивалось. Таким образом, поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой - тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Он означал, что человек постепенно все более овладевал искусством борьбы со стихийными силами природы, подчинял ее себе, добивался таких изменений, которые необходимы ему для жизни. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу, как уже отмечалось ранее, человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия грозящие весьма неприятными, а подчас трудно предвидимыми последствиями. Эти противоречия в конечном счете и вызывали к жизни глобальные проблемы. Однако противоречия в системе "человек - природа" - не единственный источник возникновения глобальных проблем. Как уже отмечалось ранее, другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми. Каждая ступень развития антагонистических отношений означала новый качественный этап во взаимоотношениях человека, общества и природы. Вывод, что развитие человеческой цивилизации и материальной ее культуры объективно порождает конфликты общества с остальной природой в целом правомерен. Однако никакой фатальности в развитии этого конфликта не существует. Он может быть успешно разрешен в том случае, когда человек, овладев закономерностями развития природы, приводит свою деятельность в соответствии с этими закономерностями, учитывает их, предвидит последствия своих действий. Само определение экологии как научного направления произошло только в 1866 году, когда немецкий ученый биолог Эрнест Геккель дал определение экологии, как “науки об отношениях организмов с окружающей средой”. Являясь относительно молодой наукой, экология располагает огромным фактическим материалом и достаточно развитой теорией.

Исследуя и изучая накопленный материал на протяжении всей истории развития человечества, формируется понимание экологических проблем на разных этапах развития общества. Очевидно, что Э.Геккель не столько сформировал новое научное направление, сколько дал название древнейшей науке, которая развивалась до него в трудах великих ученых различных времен и народов.

Учитывая, что человек появился на Земле примерно 3 мил. лет назад, история его взаимоотношений с природой на протяжении всего этого периода многократно видоизменялась. Первобытный человек-собиратель использовал дары природы, и на первых этапах своего развития пользовался дарами природы не опосредуя их трудом. Этот этап характеризовался собирательством и охотой, потребление ресурсов отвечало только физиологическим нормам, а иногда и не достигало их. Отсутствие или недостаток ресурсов компенсировался миграцией людей в места наибольшего сосредоточения ресурсов. Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулировали рост темпов экономического развития и способствовали процветанию социальной системы.

П.Г. Олдак отметил, что «Каждая цивилизация начиналась с экстенсивного природопользования. И, когда антропогенная нагрузка переходила границы вместимости природных систем, как говорят уроки прошлого, происходил либо срыв (экологическая и социальная катастрофа), либо переход к застойным формам существования в рамках локальных экологических ниш, при фактическом отказе от каких бы то ни было преобразований окружающей среды.» Ухудшение состояния природной среды заставляло искать пути выхода из кризиса, стимулировало возникновение новых технических идей.

Одним из важнейших событий, имеющих в перспективе глобальное значение не только для человека, но и для окружающей среды – было освоение огня.

Использование огня и применение примитивных орудий охоты стали причиной первого экологического кризиса – кризиса консументов, который обусловил истребление крупных млекопитающих в средних широтах и выжигание больших площадей растительности. Этот кризис привел к смене типа хозяйствования. От присваивающего хозяйствования человек перешел к производящему.

Следующий период развития человечества характеризуется формированием земледельческих цивилизаций. Развитие земледелия, на первых этапах - поливного со строительством оросительных систем и сооружений, сведение лесов и замена их агроценозами обусловило кризисные явления связанные с засолением и деградацией почв, сокращением их влагооборота, увеличением площади пустынь Этот период времени характеризуется экологическим кризисом продуцентов.

Таким образом, рост потребления человечеством природных ресурсов с использованием огня, развитием земледелия и скотоводства на всем протяжении его существования в доиндустриальную эпоху сопровождался локальными экологическими кризисами и формировал постоянную тенденцию к изменению окружающей среды и увеличению антропогенного воздействия на экосистемы.

В табл. 1.1.1 показаны изменения территории, покрытой лесом за последние 4 тысячелетия.

Таблица 1.1.1 Оценка изменения глобальной площади леса за период с 2000 г. д.н.э. по 2000 г. н.э.

Год

Площадь леса, в млрд. га

2000 д.н.э.

4,0

1000 н.э.

3,5

1955

3,3

1978

2,6

2000

2,1

Рассматривая период времени в 2000 лет можно охарактеризовать развитие человеческой цивилизации как постепенно-наступательное. К началу нашей эры все население Земли составляло приблизительно 100-200 миллионов человек, а к 16-му веку возросло примерно до 450 миллионов человек. Это обусловлено тем, что рост населения на Земле происходил не с непрерывным увеличением, бывали целые временные периоды, когда численность населения резко сокращалась из-за эпидемий, аномальных природных явлений, голода и т.д.

Только с 15 века человечество достигнув определенной аграрной культуры, сумело увеличить производство продуктов питания и тем самым обеспечило относительно стабильный рост своей численности. Примерно в это время началась и глобальная миграция населения, вызванная великими географическими открытиями. На этот период приходится глобальное и экспоненциальное освоение Земли, которое в свою очередь начало формировать глобальные экологические проблемы.

Изменение природных ландшафтов, вовлечение в сельскохозяйственный оборот все новых и новых территорий, истощение почв, засоление орошаемых земель приводило к изменению экосистем, но они были относительно незначительны и не могли привести к радикальным последствиям.

Только к началу 20 века стал очевиден глобальный характер воздействия человека на природу. Начало промышленной революции, характеризующееся открытием электричества, созданием механического транспорта, использованием нефти и газа дало человечеству значительную энергетическую мощь. На этом этапе необходимо отметить не только интенсификацию вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов земли, воды, лесных ресурсов, полезных ископаемых, что характерно для любого периода развития общества, но и значительное увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду. Начинает интенсивно формироваться техносфера. Если на более ранних этапах развития общества при различных социально-экономических формациях основное воздействие на окружающую среду происходило за счет изменения естественных ландшафтов и образования продуктов жизнедеятельности человека, то в процессе индустриализации общества значимым становится влияние образующихся в процессе производства отходов. То есть возникает техногенное загрязнение среды. В этот период формирование глобальных экологических проблем переходит на другой уровень, более сложный и чрезвычайно опасный.

В период интенсивного промышленного развития потребление ресурсов возрастало в десятки, сотни и тысячи раз по сравнению с физиологическими нормами. Только за 200 лет мировое потребление энергии увеличилось в 30 раз. Суммарное потребление энергоресурсов превысило 400 млрд. тонн условного топлива.

На предыдущих этапах развитие человечества происходило в рамках установленного законами биосферы коридора, но в настоящее время потребление человеком всех видов ресурсов и экологического пространства достигло таких темпов, что цивилизация вышла за допустимые экологические приделы, что привело к потере окружающей средой устойчивости.

За период равный всего 0,0002 от существования человечества биосфера из устойчивого состояния перешла в неустойчивое.

Наступил момент, когда вопросы недостатка ресурсов и ухудшения качества среды нельзя разрешить за счет миграции или социально-политических конфликтов, нельзя их решить и интенсификацией научно-технического развития. Все те методы, которые успешно применялись в прошлом, на современном этапе только усугубляют сложившуюся кризисную ситуацию. Экстенсивное использование природных ресурсов, влекущее территориальное расширение использования земли, биоресурсов, минерального сырья, вошло в противоречие с возможностями планеты. Никогда за все время развития цивилизации рост численности населения не приобретал такой угрожающий вид. Для взаимодействия общества и природы характерно глобальное загрязнение всех компонентов природы – кризис редуцентов и, одновременно наступающие - глобальный термодинамический кризис и кризис надежности экологических систем. За период жизни одного поколения численность населения увеличилась в 2,5 раза, при этом количество ресурсов, требующихся для его жизнеобеспечения и возвращаемые им в окружающую среду отходы возвращаются в геометрической прогрессии.

В таблице 1.1. 2 показаны основные тенденции изменения состояния окружающей среды в мире.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Посвящается 80 летию ннгасу 1930 2010 гг. Система социальной экологии нижний Новгород 2010

    Документ
    доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Субетто А. И., (Санкт – Петербург);

Другие похожие документы..