Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заслушав информацию Администрации города Гагарин об утверждении Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской ...полностью>>
'Документ'
Враховуючи, що такі фрукти як яблука, груші, слива, черешня, суниця є надзвичайно корисними та одним з найкращих поряд з овочами натуральним продукто...полностью>>
'Методические указания'
Выполнение курсовой работы является завершающим этапом при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», охватывающей круг проблем управления финансам...полностью>>
'Документ'
ОАО «Сургутнефтегаз» в лице генерального директора В.Л.Богданова, действующего на основании Устава, с одной стороны, именуемое в дальнейшем Продавец,...полностью>>

Преподобный трифон вятский и символика вятского герба

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ВЯТСКИЙ И СИМВОЛИКА

ВЯТСКОГО ГЕРБА

Демаков С.И.

г. Кирово-Чепецк, Кировская обл.

Истинное значение названия Вятки весьма таинственно. У Отца Церкви, св. Григория Богослова возьмем тот способ толкования, согласно которому «некоторые названия из неясных изменены в яснейшие». Вятка, Вятский: вятший или вящий означает знатный, старший, высший по силе, величине, власти. Речь идет, конечно же, о духовном. И мы воочию видим: Вятский крестный ход на реку Великую превратился во всероссийский, а Вятская епархия, фактически, становится митрополией…

Здесь, на Вятке, подвизался один из самых удивительных русских святых - преподобный Трифон, по молитвам которого Бог отверз ум его - «разумети книжное писание».

Вспоминается интересная мысль философа о. Павла Флоренского: «Географические местности, связанные с историческими событиями, имеют значение для всего народа, иногда для всего мира, поэтому естественно надеяться встретить в географических названиях знамения грядущего, как бы предчувствие самою страною будущих событий, хотя лишь после самого совершения их знаменательность географических имен становится общедоступной».

Герб, как и географическое название, тоже может содержать информацию о будущем. Это зависит от знаков, изображенных на гербе. Действительно, символ () в переводе с греческого - и знак, и знамение, и предзнаменование. Но не всякий знак или аллегория являются символами. «Символика не измышляется кем бы то ни было, а открывается духом», - указывает Флоренский. Под символом о. Павел Флоренский подразумевает «реальность, которая несет в своей энергии энергию другой, высшей по ценности, по иерархии реальности».

Слово символ происходит от греческого глагола , среди значений которого – встречаться, соединять, беседовать, обдумывать, сравнивать, содействовать, помогать и даже вступать в бой, сражаться.

Великолепный пример символа – герб Вятской губернии.

Его золотой фон напоминает золотые фоны святых православных икон. «Фон иконы, то есть свет, говоря по иконописному. Икона пишется по свету и этим высказана вся онтология иконописания, - читаем мы у о. П. Флоренского в его труде «Иконостас». – Свет золотится, т.е. является именно светом, не цветом. Иначе говоря, все изображения иконы возникают в море золотой благодати, омываемые потоками Божественного света. В лоне его «живем и движемся и существуем», это он есть пространство подлинной реальности».

Лук со стрелой, первый геральдический знак Вятки, изображенный на большой печати великого князя Иоанна, будущего царя Иоанна IV Грозного, стал символом особой милости Божией к земле Вятской.

Присоединившаяся к русскому государству в 1489 году Вятка была знаменита чудесным обретением и почитанием Великорецкой иконы Николая Чудотворца; «ревностным обетником святого Николая» был и великий князь Иоанн III. В те далекие времена столичные аристократия и духовенство знали язык Евангелия (греческий), и поэтому православные символы, то есть условные знаки, выражающие целые понятия, были для них весьма прозрачны.1 0

«Средневековый человек, - по словам итальянского медиевиста и семиотика Умберто Эко, - жил в мире, населенном тайными значениями, иносказаниями, переносными смыслами и Божьими знамениями, заключенными в окружающих его вещах. Находившийся вокруг мир разговаривал с ним на языке геральдическом, в котором лев был не просто львом, орех не просто орехом, а крылатый конь являлся столь же реальным, как и лев, он был символом какой-то высшей реальности, хотя и не существовал в житейском смысле».1 1

Стрела, изображенная на Вятском гербе, по-древнегречески - , от глагола  - бросать, нестись, стремиться. Однокоренное существительное -  - кидание, удар. Им можно обозначить луч (солнца) и удар (молнии).1 2 У этого слова в языке эллинов, в свою очередь, есть синоним , который переводится как луч, и сияние, и блеск, и свет. Сиянием славы Бога-Отца -  (Евр.1,3) - апостол Павел называет Иисуса Христа, воплощенное Слово. Следовательно, и стрела, и луч, и сияние - это символы слова Божиего.

В хорошо известном и любимом на Вятке акафисте святителю Николаю Чудотворец тоже назван и сиянием, и молнией, и светом златозарным.1 3

И это далеко не единственный смысл. «Мировоззрение средневековое - символичное; в нем каждый элемент многообразно связывается со множеством других, 1 4 - пишет о. Павел Флоренский. - Чем больше мы вдумываемся, тем больше замечаем нитей, идущих от одного к другому. Они переплетаются как кружево. Многообразные связи образов, ткань кружевная». 1 5

Например, эллинские поэты называли стрелу .  означает в буквальном смысле летающий, крылатый, пернатый.. В переносном - быстрый, проворный, легкий. А крыло – это символ и полета, и покрова, и защиты.

Участники Великорецкого крестного хода поют: «Яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл еси сущих в бедах предваряти, скоро от тех избавляя всех. Радуйся, преславный в бедах заступниче, радуйся, превеликий в напастех защитниче. Радуйся Николае, великий Чудотворче!» 1 6

 означает белый, блестящий; родственное ему слово  - серебро. (Из псалма Давида: «Словеса Господня, словеса чиста, сребро ражженно» (Пс.11,7)).  переводится как змий, змея: в завете Иисуса Христа сказано: «Будьте мудры как змии» (Мтф.10,16). По-эллински мудрец - это . В нем сокрыто и слово .

Открываются всё новые смыслы герба-символа Вятки: так, эллины называли лук и словом , в котором три последние буквы -  - обозначают стрелу. В то же время слово  в Евангелии (Лук.15,12) означает имение, или средства к жизни, саму жизнь и время жизни.1 7

При царе Алексее Михайловиче на гербе Вятки появляется рука в доспехе, выходящая из облака.

Божиим промыслом в 1580 году на Вятку приходит преподобный Трифон и усердно молится в соборной Никольской церкви перед чудотворным образом Николая Великорецкого.1 8 Он благодарит Святителя за помощь в избавлении от тяжелой болезни в начале иноческого пути. «Ты же трудись во славу Божию, а я тебе буду во всем помогать»,1 9 - сказал тогда явившийся болящему Трифону св. Николай.

Преподобный Трифон вывел вятский народ из бурного моря язычества к пристани Православия. Он строил храмы. Слово храм и обозначение корабля по-гречески - .2 0 «Души всех просветил еси Божественною благодатию»,2 1 - говорится о св. Трифоне в церковном каноне.

Поэтому рука в гербе Вятки - символ силы2 2 и власти Божией, Его «руководства» нами - становится знаком милосердной близости к нам Бога: мы у Него «под рукой», близко.

Как и библейский праведник Ной, сохранивший в своем ковчеге жизнь на земле, спасал души вятчан преподобный Трифон.

Бог обещал Ною: «Дугу () мою полагаю во облаце (), и будет в знамение завета (вечного) между мною и землею» (Быт.9,13), «явится радуга () в облаке; и Я вспомню () завет Мой» (Быт.9, 14,15).

«Облак, осеняющ жребий Божий»2 3 - так именует Церковь святого Трифона Вятского. Греческое слово облако (или туча) -  этимологически связано с глаголом  - привлекать, притягивать, тащить к себе и за собой. Его синоним, глагол ruomai тоже означает тащить к себе, избавлять, освобождать, защищать, охранять, спасать.2 4

Облако на Вятском гербе - цвета чепца и туники Пресвятой Богородицы - лазоревое, грозовое, чреватое дождем; а у св. Иоанна Златоуста сказано: «Писания подобны духовным облакам, а слова и мысли их подобны дождю».2 5

Говоря же словами Акафиста, Николай-чудотворец, богомудрого Трифона «премудрая доброто»,2 6 стал «новым Ноем - наставником ковчега спасительнаго».2 7

А дуга - по-гречески  - это и лук, и радуга. Радуга - символ крещения. Имя Христос, то есть Помазанник Божий, производится от греческого глагола , означающего помазывать, намащать. Есть у него и другое значение - красить, т.е. расцвечивать ( - цвет, краска). И слово  означает не только крестить, погружать воду), но и красить, окрашивать. Произошло оно от глагола , имеющего в себе понятие  - понимать, зажигать.2 8

Знамением торжества Православия на Вятской земле стал православный крест, включенный в Вятский герб в XVII веке.

«Светом благодати Божией, таинственне ти присуща, просвети наша душевная чувствия, Кресте пресвятый… Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления».2 9

Вятский герб, согласно законам геральдики, изображен и в верхней части щита Чепецкого городского герба.

Лук с наложенной на него стрелой напоминает греческую букву , начальную букву греческого глагола  - дергать, бряцать по струнам, играть. В Библии этот глагол приобретает еще один смысл - славить; отсюда и слово  - псалм, хвалебная песнь. Его синоним -  означает гимн, песнь в честь Бога.

Греческое слово гимн начинается с буквы , в начертании которой стрела словно вылетает из лука. В то же время в русском алфавите есть буквы, похожие на греческую букву : У и Ч. С этих букв начинается название старинного Вятского села - Усть-Чепецкое (то есть находящееся в устье реки Чепцы).

В нижней части щита Чепецкого герба - слияние рек Чепцы и Вятки, похожее на начертание этих букв: Чепецкое Двуречье становится земным отражением небесного лука, той самой буквой , с которой начинается слово  - гимн, хвалебная песнь в честь Бога.

Связаны ли эти реалии между собой? Да. «Есть такое явление, которое можно было бы назвать водописью рек.3 0 У каждой реки есть свой почерк: реки выписывают отдельные буквы и оставляют сообщения, которые видны только птицам, поднимающимся на большую высоту»,3 1 - говорит сербский писатель Милорад Павич в повести «Внутренняя сторона ветра».

Речка, речь, славословие… Устье по-гречески - . У эллинов это слово означало и устье реки, и уста, а в переносном значении - речь. Из псалма пятидесятого Давида: «Уста () моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50,17). На каждой литургии священник обращается к Господу: «И даждь нам единеми усты () и единем сердцем славити и воспевати Пречистое и Великолепое имя Твое».3 2 В слове «воспевати» ()3 3 заключено и эллинское понятие  - память, воспоминание.

Сейчас у Чепецкого герба есть официальное описание, но нет достойной легенды. ( - в переводе с латинского – «то, что должно быть прочитано»).3 4 Думаю, что наш герб обретет более значимые, более высокие идеи, чем те, что заключены в нем сегодня. Тогда он изменит свой вид, сохраняя при этом систему знаков, и станет настоящим символом города. Тем символом, который, по выражению о. П. Флоренского, является «окном в высшую реальность».3 5

А ныне… Впрочем, еще раз посмотрите на герб и прочитайте в Библии из пятой главы Премудростей Соломоновых: «Праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. К отмщению врагам понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И реки свирепо потопят их» (Премудр. 5, 15,16,17,21,22).

Чудны дела Твои, Господи!

1 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т.1. М., 1889. -С. 667-668.

 2 Дъяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. Репринт издания 1900 г.М., 1993. - С. 942.

 3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т.. М., 1981. - Т.1. - С. 338.

 4 Жития преподобного Трифона и блаженного Прокопия, Вятских чудотворцев / сост. иеромонах Стефан. - С изд. 1893 г. Киров, 2003. - С.10.

 5 Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (2). / сост. игум. Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. М., 1999. - С.199.

 6 Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (1). М., 2000. - С.424.

 7 Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (2).М., 1999.- С.478

 8 Флоренский П.А., священник. Иконостас // Имена: Сочинения. - М., 2006. - С.409.

 9 Ср.: «Великий князь Иоанн III Васильевич (1462-1505) был «ревностным обетником святого Николая», по выражению грамоты Александра, князя иверского, писанной к этому государю. По словам Карамзина, «в собрании наших древностей хранится снимок золотой медали 1497 года с изображением святителя Николая; в надписи сказано, что великий государь вылил сей единый талер из золота для княгини (княжны) своей Феодосии». Эта медаль и надпись подтверждают свидетельство князя иверского. Но еще больше говорит о ревности государей этого царствования в чествовании и благоговении к святителю предание, записанное Мильтоном, английским поэтом XVII века, о том, как Софья Палеолог помогла своему мужу избавиться от татарского ига». Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. / с изд. СПб., 1899. – М., 2001. - С. 258,259.

 10 Ср.: «Возникновение западноевропейского искусства объясняется оплотнением религиозных символов, которые перестали быть прозрачными, стали сами по себе ценными, автономными». Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (2).М., 1999.- С.479.

 11 Эко Умберто. Вселенная символическая и аллегорическая. // Эволюция средневековой эстетики / пер. с ит. Ю. Ильина; пер. с лат. А. Струковой. - СПб., 2004. - С.113 - 114.

 12 Ср.: «Слово – молния». Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (1).М., 2000.- С.261.

 13 Акафист Святителю Николаю // Молитвослов и псалтирь. - М., 2002.- С.128,133,132. («И, яко солнце на земли, лучи распростер…». Минея. Декабрь. Часть I. Издательство Московской Патриархии. 1982. - С.189. / «Взор его сиял божественною Благодатию, как у ангела Божия. От лица его исходил, как от лица Моисея, пресветлый луч, и тем, кто только взирал на него, была великая польза». Св. Димитрий Ростовский. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. // Жития святых. в 12-ти книгах.. Кн. IV (декабрь). - М., 1997. - С.196. / См.: «И видех, и се, конь бел, и седяй на нем имеяше лук (), и дан бысть ему венец (): и изыде побеждаяй (), и да победит ()» (Апок.6,2)). Ср.: «Радуйся, победы тезоименитый; радуйся, венценосче нарочитый». Акафист Святителю Николаю. - С.135.).

 14 Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (2).М., 1999.- С.454.

 15 Там же. - С. 450.

 16 Акафист Святителю Николаю. С. 123,132.

 17 Демаков С., Бушуева Е. Возвращение блудного сына // Кирово-Чепецк. - 2006. - 2 февр. (№ 5 (95))

 18 Преподобный Трифон вятский чудотворец / под ред. прот. И. Осокина. – Вятка, 1912. – Репринт. изд. Кирово-Чепецк, 1996. ; Преподобный Трифон Вятский // Святые земли Вятской : Акафисты. Молитвы. Жития. – Вятка, 1999.

 19 Жития преподобного Трифона и блаженного Прокопия, Вятских чудотворцев / сост. иеромонах Стефан. С изд. 1893 г. Киров, 2003. - С. 8-9.

 20 «Правило каждого средневекового мыслителя таково: когда два слова уподобляются друг другу, уподобляются также и вещи, ими обозначаемые, так что всегда можно перейти от одного из этих слов к значению другого». E. Gilson. Les idees et les letters. // Жильсон Э. Идеи и буквы. - Paris. Vrin, 1932. - P.166. ; Цит. по: Эко Умберто. Поэтики Джойса. / пер. с итал. А. Коваля. - СПб., 2006. - С.426.

 21 Минея. Октябрь. – М., 1980. - С.225.

 22 «Рукою он называет силу Его». Св. Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 43. // Полное собр. творений в 12 т. Т.5. –М.,1995. - С.172.

 23 «Всесветлый, богомудре, показался столп, направляющ чины инок, и облак, осеняющ жребий Божий…» Минея. Октябрь. С.218. (См.: «Господь же шел перед ними днем в столпе облачном (), показывая им путь» (Исх.13,21)).

 24  () -натягивание или же натянутое:  натягивание лука 2) () - поэт. защита, оплот, спасение.  - ср. зал. : а) тащить, влечь; натягивать (лук) б) спасать, защищать, охранять.  - (; ) – натягивающий лук.  - влечь, тащить, тянуть.  - тянуть, натягивать ( - лук), отсюда  - натягивание, напряжение; в пер. сила.

 25 Святой Иоанн Златоуст. Беседа о том, что чтение Св. Писаний полезно // Полное собр. творений. в 12 т. Т.3. - М., 1994. - С.77

 26 Акафист Святителю Николаю. - С.121.

 27 Там же. - С.127. (См.: «Во дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, сиречь осмь душ спасошася от воды. Егоже воображение ныне и нас спасает крещение» (1Петр.3,20-21)).

 28 Ср.: «Свод радуги – Творца благоволение, / Он сочетает воздух, влагу, свет - / Все без чего для мира жизни нет. / Он в черной туче дивное виденье / Являет нам. Лишь избранный Творцом, / Исполненный Господней благодати, - / Как радуга, что блещет лишь в закате, - / Зажжется пред концом». Бунин И.А. Радуга. // Собр. соч. в 6 т. Т.1. - М., 1987. - С. 365.

 29 Акафист Кресту Господню. Икос 11. // Акафисты на каждый день седмицы. – М. : Свято-Троицкая Лавра, 1994. - С.161.

 30 Ср.: «Язык полон такими метафорическими предвосхищениями, чья познавательная, герменевтическая ценность (…) раскрывается лишь со временем и чья судьба обусловлена историческими обстоятельствами». Умберто Эко. Семантика метафоры. // Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С.Д.Серебряного. - СПб., М., 2005. - С.148.

 31 Павич Милорад. Внутренняя сторона ветра // Континент.- 2002. - № 4 (114). - С.411

 32 Всенощное бдение. Литургия. М. : Моск. Патриархия.,1991. -.47.

 33   . Греческо – русский служебник. Монастырь Параклита Оропос Аттикис. 1998. С.32.

 34 Словарь иностранных слов.- М., 1988. - С.274.

 35 Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли // Сочинения в 4-х т. Т. 3 (2). – С. 478

К БИОГРАФИИ ВЯТСКОГО АРХИЕПИСКОПА ИОНЫ

Завойская Н.Е.

г. Москва

Об архиепископе Ионе Вятском и Великопермском в литературе имеется множество сведений, разбросанных однако по разным источникам, а полная его биография пока не написана.

Известно, что Иона родился в 1635 году. Отец Ионы, священноинок, схимник, имел имя Александр. Брата Ионы звали Романом. Он не принадлежал к духовному сословию.

При Ионе на Вятке в детях боярских при архиерейском доме состояли братья Викул и Никита дети Тугариновы. В одном из архивных дел Никита Тугаринов назван племянником Ионы, а Викул у переписи 1702 г. сказал, что отец и дед их были церковниками Калязина монастыря в слободке. Так что имеется скромная «зацепка», чтобы искать в архивах сведения о роде вятского иерарха.

В литературе встречается утверждение, что Иона происходил из рода Барановых. Однако нельзя не заметить, что в опубликованных документах ХVII в. при имени архиепископа фамилия все же отсутствует; не указана она и в книгах. Это навело меня на мысль усомниться в том, что Иона имел фамилию Баранов. По всей видимости, «виной» могла быть опубликованная в Актах Археографической Экспедиции заказная память, где упоминались архимандрит Тихвина монастыря Иосиф и келарь того же монастыря Иона Баранов. Эта память датирована 29 июля 1663 г. В это время будущий вятский иерарх Иона пребывал в Калязине монастыре. Тихвинские же архимандрит Иосиф и келарь Иона (к сожалению, без фамилии) отмечены и в архивном документе за 1660 г.,1 0 а также в записи, приведенной в книге А.П.Башуцкого.1 1

В 1653 г. Иона принял монашеский постриг в Калязине монастыре. Сохранилось описание этого монастыря, каким его мог видеть Иона. Правда, сделано оно в 1628-1629 гг., т.е. за несколько лет до появления его на белый свет. Но в те времена все менялось не так быстро, как сейчас. «В Кашинском уезде в Нерехоцком стану монастырь Живоначальные Троицы и преподобного отца нашего Макария чюдотворца Колязинского на реке Волге да под монастырем озеро, а на монастыре соборная церковь Живоначальные Троицы да предел Пречистые Богородицы Рожество да другой предел Образ Нерукотворенного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменной да храм каменной страстотерпца Бориса и Глеба с трапезою, а под трапезою погреба каменные да на воротах храм чюдотворца Макария, по левую сторону полаты каменные казенные, а по правую сторону обши службы, поварни каменные и иные всякие службы да колокольня деревянная, а на ней колокол благовесник да пять колокол зазвонных да келарская древяная на подклете да на монастыре кельи: келья игуменская Еуфимева да братцких четырнатцать келей да средь монастыря озеро да за монастырем двор конюшенной да двор воловей да двор гостий да двор скотей…»1 2

К лету 1654 года в Москве разыгралось «моровое поветрие». Так в старину называли чуму. Царь Алексей Михайлович находился тогда в военном походе. Заботу о своем семействе он возложил на «собинного друга» Никона. Патриарх, царица с царевичем и царевнами покинули столицу.

Вначале беглецы обосновались в Троицком Сергиевом монастыре. Тем временем чума завоевывала все новые пространства, и это обстоятельство заставило их двинуться к северу, в Калязин монастырь. В конце августа 1654 г. патриарх решился покинуть Троицкий монастырь. В грамоте от 23 августа он писал игумену Калязина монастыря и келарю, чтобы они готовились принять у себя царицу, царевича и царевен. Из Троицкого монастыря с той грамотой был послан патриарший сын боярский Осип Сурмин. Игумену и келарю было велено «келии очистити, чтоб было к их государьскому пришествию все стройно и очищено начисто».1 3 Осип Сурмин должен был проследить, чтобы были припасены «запасы всякие», «чтоб было всякими запасы довольно и ничем скудно не было, а готовить те запасы в монастырьских вотчинах в добрых местех, где морового поветрия в людех не именовано».

Будущий архиепископ Вятский Иона, живший в ту пору в Калязине монастыре, должен был принимать участие в подготовке к прибытию царицы с семейством и патриарха.

Так Калязин монастырь волею судьбы сделался центром государственной важности. Сюда приезжали «с вестьми» от царя, сюда привозили послания из Новгорода, из Иверского монастыря. Здесь узнавали о тех, кого сразило моровое поветрие.

О мелочах жизни патриарших приказных в Калязине монастыре узнаем из расходной книги:1 4 из монастырской казны они приобрели овчины на шубы, одеяла, ведь никто не знал, когда можно будет вернуться в столицу.

Когда настало время покинуть Калязин монастырь, Никон подал «милостину» игумену и келарю по восьми алтын по две деньги каждому. Гривной наградил местного дьякона, а «рядовой братье» - пятидесяти четырем человекам – раздал по десяти денег каждому.

Трагическое событие того времени, чума, обернулось благом для будущей жизни монастыря и для его братии: благодарная царица Мария Ильинична ходатайствовала перед царем о том, чтобы приютивший ее с семейством монастырь впредь имел не игумена, а архимандрита.

Уже будучи епископом на Вятке, Иона вспоминал то моровое поветрие, когда в 1675 г. писал Соборное изложение: «В лето 7162, егда изволением Божиим, грех ради наших, наиде на царствующий великий град Москву и на многие грады и веси смертоносная язва, и от тоя смертоносныя язвы в царствующем великом граде Москве и во иных градех и селех и на роспутиях мнози человецы изомроша скоропостижною смертию».1 5

Широко известную Калязинскую челобитную, в которой описано монастырское житье, исследователи относят к 1677 г. или неопределенно - ко второй половине ХVII века. В архивном деле содержится послание архиепископа Тверского и Кашинского к архимандриту Калязина монастыря Сергию и келарю Лаврентию (1660 г.), в котором описана жизнь этого монастыря примерно так же, как и в Калязинской челобитной. Архиепископ писал монастырским властям о том, что к нему была прислана царская грамота о «безчинной жизни» старцев: «А будет ты, архимарит Сергий да келарь старец Лаврентей, по указу великого государя и по нашему приказу не учнете исправлять и вашим нерадением и несправлением у вас в монастыре учинять да всякое безчиние и вам за то быть от великого государя в сылке, а от нас, великого господина, быть в запрещении, в великом смирении и наказании…»1 6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Герцена Научно-методический отдел Духовно-нравственное воспитание: из опыта работы библиотек Кировской области Киров 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы из опыта работы библиотек Кировской области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 г. приоритетным направлением в этой работе стала тема 350-летия Вятской епархии.
  2. Карельская Автономная Советская Социалистическая республика на рк национальный архив Республики Карелия пстби православный Свято-Тихоновский институт ук рсфср уголовный кодекс

    Кодекс
    Православие в Карелии: (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов) / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2003.
  3. Толково-словообразовательный словарь композитов

    Документ
    Объектом описания в настоящем словаре являются глаголы лексико-семантической группы физического действия, которые служат базой для создания сложных имен существительных, сгруппированных в гнезда.
  4. Н. М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имён. 1903 г

    Документ
    Адрианов С.А. Пермская старина. Сборник статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Александра Дмитриева. Выпуск 5. Покорение Угорских земель и Сибири.
  5. Беляков Александр Петрович, капитан I ранга всок вмф РФ история флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России

    Документ
    Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. - Вып. 1-й и 2-й – Изд. 2-е. - Рязань: Типография наследников З.П. Поздняковой, 1889. – С. 144 -146.

Другие похожие документы..