Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с Федеральными законами "Об экспортном контроле" и "Об использовании атомной энергии" и Указом Президента Российск...полностью>>
'Документ'
А. 5 «В гостях у сказки» - развлекательное мероприятие. «Виктория» 0 .11. 011 Адыева В.В. Турнир по шашкам среди школьников. ФОК 0 .11. 011 10.00 Архи...полностью>>
'Документ'
Кризис российской государственности на рубеже ХVI - ХVII вв. "Смутное время". Восстановление государственности в борьбе за национальную нез...полностью>>
'Документ'
Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века) . За это время западная ц...полностью>>

Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

187

Государственное областное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

Кафедра менеджмента и управления персоналом

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 061100

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Воронеж 2009

УДК

Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» / Н.В. Сидорова – В.: «ВИИС», 2009г. – 152 с.

Печатается по решению кафедры Менеджмента и управления персоналом,

протокол № 2 от 10 сентября 2009г.

Рецензент д.э.н. доц. каф. Экономики и финансов ВГЛТА Морковина С.С.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1 Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

2 Цель проведения итоговой государственной аттестации. Требования к уровню подготовки выпускников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

2.1 Цель проведения итогового комплексного государственного экзамена

6

2.2 Цель защиты дипломного проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

2.3 Требования к уровню подготовки выпускника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

3 Итоговый комплексный государственный экзамен (ИКГЭ). . . . . . . . . . . . . .

11

3.1 Подготовка к ИКГЭ. Формирование экзаменационной комиссии. . . . .

11

3.2 Организация, проведение и подведение итогов комплексного государственного экзамена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

3.3 Содержание итогового комплексного государственного экзамена. . . .

13

3.4 Перечень тем и вопросов по дисциплинам, выносимым на итоговый комплексный государственный экзамен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

3.4.1 Экономика, маркетинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

3.4.2 Управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

3.5 Перечень вопросов к экзаменационным билетам. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32

3.5.1 Экономика, маркетинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32

3.5.2 Управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

3.6 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36

3.6.1 Основная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36

3.6.2 Дополнительная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

38

4 Защита дипломного проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40

4.1 Выбор темы и её утверждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40

4.2 Примерная тематика дипломных проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

41

4.3 Задание на дипломный проект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

51

4.4 Подбор литературных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

51

4.5 Организация дипломирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

53

4.6 Пояснительная записка к проекту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

59

4.7 Графическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74

4.8 Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74

4.9 Контроль над ходом дипломирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

75

4.10 Представление дипломного проекта на кафедру. . . . . . . . . . . . . . . . . .

75

4.11 Отзыв на дипломный проект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

75

4.12 Рецензирование дипломного проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

76

4.13 Подготовка к защите дипломных проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

77

4.14 Защита дипломных проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80

4.15 Литература для дипломирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

83

4.15.1 Основная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

83

4.15.2 Список литературы для оформления дипломного проекта. . . .

83

Приложения:

Приложение 1 Примерная форма заявления по теме дипломного проекта

Приложение 2 Образец бланка "Задание на дипломный проект"

Приложение 3 Пример составления графика написания и оформления дипломного проекта

Приложение 4 Бланк титульного листа дипломного проекта

Приложение 5 Образец бланка "Отзыв на дипломный проект"

Приложение 6 Образец бланка «Рецензия на дипломный проект»

Приложение 7 Образец аннотации

Приложение 8 Образец справки о внедрении решений и мероприятий

Приложение 9 Образец оформления перечня сокращений, символов и

специальных терминов

Приложение 10 Образец введения

Приложение 11 Образец заключения

Приложение 12 Последний лист дипломного проекта

Приложение 13 Примерная структура доклада на защите дипломного проекта

Приложение 14 Образец иллюстраций к докладу

Приложение 15 Образец оформления библиографии

по дипломному проектированию

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (от 17.03. 2000 № 234 эк/сп) в части содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 061100 – Менеджмент организации и является нормативным документом, действующим в воронежском институте инновационных систем по порядку итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по данной специальности.

Текст методических рекомендаций структурирован по разделам и подразделам, что позволяет студенту и преподавателю в процессе выполнения отдельных мероприятий при подготовке по направлениям итоговой государственной аттестации не обращаться к материалу в целом, а пользоваться соответствующими разделами.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» (1995г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 – Менеджмент организации (от 17.03.2000 № 234 эк/сп) заключительным и обязательным этапом подготовки студентов является итоговая государственная аттестация, которая проводится в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утверждённым постановлением Государственного Комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 г. №3 (в ред. приказа Минобразования от 13.01.99 № 46) и "Положением об итоговой аттестации по специальностям в Воронежском институте инновационных систем".

2 ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВой государственной

аттестации. Требования к уровню

подготовки выпускников

Итоговые аттестационные испытания по специальности 061100 – Менеджмент организации состоят из двух взаимосвязанных частей: итогового комплексного государственного экзамена и защиты дипломного проекта (работы), которые проводятся на выпускном курсе.

Итоговая государственная аттестация менеджеров позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности выпускников по данной специальности.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.

Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект – должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

2.1 ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО комплексного

государственного ЭКЗАМЕНА

Комплексный государственный экзамен по специальности является одним из видов аттестационных испытаний в системе итоговой государственной аттестации выпускников. Он проводится с целью проверки уровня и качества общей и прежде всего общепрофессиональной и специальной подготовки студентов по направлению специальности 061100 – Менеджмент организации и наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин (в соответствии с «Профессиональной образовательной программой» по специальности 061100 – Менеджмент организации), учитывает также общие требования к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 061100 – Менеджмент организации.

Профессиональная деятельность менеджера связана со сферами управления и бизнеса в различных организационных подразделениях государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, она распространяется также на научно-производственные объединения: научные, конструкторские и проектные организации; органы государственного управления и осуществляется в целях рационального управления экономикой, производством и социальной инфраструктурой. В связи с этим основной целью проведения итогового комплексного государственного экзамена по специальности является оценка глубины знаний выпускников и степени подготовленности студентов специальности 061100 – Менеджмент организации к управлению в условиях хозяйствования, определение уровня их теоретической и практической подготовки к таким видам деятельности, как: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая и пр.

2.2 ЦЕЛЬ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМного проекта

Основной задачей высшего и среднего профессионального образования в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно повышать свой теоретический и профессиональный уровень.

Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями.

Одним из важнейших этапов в процессе подготовки менеджера является выполнение студентом выпускной квалификационной работы. Это его крупная самостоятельная работа, в основу которой положены знания, опыт и навыки, приобретенные им в период обучения в институте. Успешная защита выпускной квалификационной работы является основанием для присвоения её автору квалификации менеджера.

Целью разработки выпускной квалификационной работы является выявление степени подготовленности студента к самостоятельной деятельности по полученной специальности, а также закрепление и углубление практических навыков в работе. Основные задачи выпускной квалификационной работы как средства контроля и способа оценки подготовленности студента к практической деятельности, сводятся к оценке:

- уровня знаний, полученных студентом за годы учёбы в институте, в области менеджмента, маркетинга, планирования, анализа, учёта и контроля, выполнения технико-экономических расчётов, умения применить знания для решения практических вопросов на производстве, в проектных или научно-исследовательских организациях;

- навыков к самостоятельной работе менеджера по специальности 061100 – Менеджмент организации.

Задачами выпускной квалификационной работы, как средства расширения знаний и навыков студента в области своей будущей деятельности, можно считать и:

- воспитание рационального подхода к решению любых организационных, экономических и хозяйственных проблем, возникающих на предприятиях;

- систематизация и углубление знаний в области своей будущей специальности;

- углубление знаний в области производства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- закрепление навыков принятия самостоятельных решений по сложным технико-экономическим вопросам деятельности организации;

- закрепление опыта работы над экономической и технической литературой, поиска и обработки научно-технической информации, проведения научных исследований;

- освоение современных методических и технологических приёмов при выполнении исследований, широкое использование ПЭВМ и другой вычислительной техники;

- воспитание у будущих специалистов чувства ответственности за выполнение порученной работы, её качество и сроки выполнения.

Выпускная квалификационная работа может выполняться в форме дипломного проекта или дипломной работы.

Дипломный проект направлен на получение результата в виде законченных организационно-экономических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование. Дипломный проект включает в себя: пояснительную записку и графические материалы. Пояснительная записка содержит текстовую часть, включающую расчёты, таблицы, графики, другие материалы, выводы студента по рассматриваемым в дипломном проекте проблемам. Графическая часть содержит организационные структуры предприятия, различные структурные схемы управленческой деятельности, иллюстрационный материал (диаграммы, таблицы, графики) и является составной частью дипломного проекта.

Отличительным признаком дипломного проекта менеджера является экономическое обоснование разрабатываемых мероприятий. Обоснование может быть связано с реорганизационными процедурами в различных типах менеджмента, с созданием новых вариантов бизнес-планов, с проектированием новых предприятий, организационно-экономическим сравнением предпринимательских проектов, проектов внешнеэкономических связей, маркетинговых проектов. Здесь графическая часть носит иллюстрированный характер, поскольку студент не разрабатывает технические предложения, а только их обосновывает.

Дипломный проект может быть посвящён исследованиям в области экономической теории, проведению различных видов анализа, выполнению предпринимательских проектов, обоснованию оргструктур управления предприятием и другим видам профессиональной деятельности менеджера.

Дипломный проект содержит анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по её решению.

Темы выпускных квалификационных работ определяются кафедрой менеджмента. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты.

Дипломный проект экономико-управленческого профиля – это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения в учебном заведении, имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономическо-управленческих задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью. Выполнение дипломного проекта может стать началом для научной деятельности – написания кандидатской диссертации.

Объём дипломного проекта до 80 страниц машинописного текста.

При защите дипломного проекта необходимо показать на примере конкретного объекта исследования совокупное владение теоретическими, специальными и методическими знаниями, поэтому от авторов дипломного проекта требуется проявление большой личной инициативы.

В этом главное отличие данных форм обучения от обучения на лекционных, семинарских, практических, групповых и других аналогичных занятиях.

К авторам и дипломным проектам предъявляются следующие требования:

  1. глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа специальной литературы;

  2. всестороннее использование статистических данных, характеризующих протекающие различные процессы;

  3. умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития различных явлений;

  4. критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов для исследуемого объекта;

  5. умелое разрабатывание и проектирование мероприятий, предложений, рекомендаций в целях повышения эффективности деятельности исследуемого объекта;

  6. аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

  7. литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

  8. оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

В целях помощи при написании работы, а также для осуществления контроля по каждой теме назначается научный руководитель, с которым необходимо согласовывать все вопросы, связанные с подбором материала, написанием и оформлением проекта. В последствии научным руководителем составляется отзыв на дипломный проект. На законченный проект практическим работником или преподавателем, не являющимся научным руководителем, будет составляться ещё и рецензия.

Написание студентами дипломных проектов показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты проекта состоит из ряда последовательных этапов:

  1. выбор темы и согласование её с научным руководителем;

  2. подбор литературы, фактического материала;

  3. оформление организационных документов по проектированию;

  4. изучение требований к оформлению проекта;

  5. изучение подобранной литературы, статического материала и пр.;

  6. написание и оформление проекта;

  7. итоговое завершение проекта и представление его на кафедру;

  8. разработка тезисов доклада для защиты;

  9. защита дипломного проекта.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

2.3 Требования к уровню подготовки выпускника

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта специалист-менеджер:

Должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент» Для студентов и преподавателей

    Методические рекомендации
    Качественное освоение основ стратегического менеджмента требует привития студентам умений и навыков использования своих знаний в области управления и применения этих знаний в практической деятельности.
  2. Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 061100 "Менеджмент" Уфа 2000

    Методические указания
    В методических указаниях определены содержание, методика и организация дипломного проектирования для студентов, обучающихся по специальности 061100 “Менеджмент”, регламентированы объем, содержание и структура дипломного проекта, указан
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «организационное поведение» для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей.
  4. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ по специальности «Менеджмент организации»

    Методические рекомендации
    Подготовка выпускной квалификационной работы является завершающим этапом обучения в институте. Разработка выпускной квалификационной работы и ее защита являются обязательной формой итоговой государственной аттестации.
  5. Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальностей 061 Государственное и муниципальное

Другие похожие документы..