Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По мнению экспертов, последствия глобального финансового кризиса окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг. Среди негативных факторов выде...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с современным состоянием природоохранного законодательства Российской Федерации (РФ) в ...полностью>>
'Документ'
Іван Семенович Левицький народився в містечку Стеблеві, тепер Корсунь-Шевченківського району на Черкащині в родині священика 25 листопада 1838 р. Пер...полностью>>
'Программа курса'
Сущность деятельности по управлению недвижимостью. Этапы работы с недвижимостью – получение земли, девелопмент, управление. От чего зависит стоимость...полностью>>

Отчет о Первой международной научно-практической конференции «Россия-Монголия: историко-культурное взаимодействие в прошлом и настоящем (к 70-летию событий на Халхин-голе)» Г. С. Митыпова Актуальные проблемы истории и культуры православия

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Владимир Леонидович Успенский, доктор исторических наук, заведующий кафедрой монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета в докладе «Возникновение независимого монгольского государства и связи с Россией» обратил внимание на тот факт, что присутствие России на Дальнем Востоке с XVII века стало фактором, благодаря которому на сегодняшней политической карте мира появилось Монгольское государство. Оно сразу после провозглашение в 1911 г. независимости Монголии под властью Богдо-гэгэна обратилось за помощью к России, и царское правительство оказало поддержку Монголии. В 1921 г. советское правительство подписало с Монголией договор об установлении дружественных отношений. Битва на Халхин-голе продемонстрировала готовность советского правительства оказать Монголии военную поддержку Монголии против угрозы извне.

Антон Владимирович Попов, кандидат исторических наук, доцент кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета выступил с докладом «Цинское законодательство XVIII – первой половины XIX в. об административном режиме русско-монгольской границы», тема которого относится к «белым пятнам» в истории русско-монгольских отношений в период влияния государственных институтов империи Цин, в состав которой Внешняя Монголия входила с конца XVII в. до 1911 г. Изучение малоизвестных в современной историографии сообщений монгольских и китайских источников об особенностях административного режима русско-монгольской границы остается до настоящего времени весьма актуальной в современной историографии. Докладчик обратил внимание на важность и необходимость анализа размеров не контролировавшейся властями трансграничной миграции населения, что позволяет оценивать степень влияния межгосударственных административных рубежей на фактическое развитие экономических, культурных и политических связей между двумя странами и населяющими их народами.

Александр Григорьевич Юрченко, независимый историк в докладе «Сакральная арифметика и численность армии чингизидов» затронул тему, поиска некоей средневековой реальности, которую он считает тяжелым наследием позитивизма в современных исторических исследованиях. Автор высказал уверенность, что средневековых авторов летописей не интересовала численность монгольских армий в том бытовом контексте, в котором рассматривают этот вопрос нынешние историки. Для христианских писателей существовал единственный контекст – эсхатология. Вопрос о численности противника увязывался с темой божественного наказания за грехи, в нем не было места для бытовых аспектов войны. Реальная численность монгольских армий была военной тайной чингизидов и под страхом смертной казни не подлежала разглашению. Сообщения средневековых хроник о 100 000 или 500 000 армиях являются проекцией небесных битв на земные сражения.

На дневном заседании выступили петербургские монголоведы-филологи.

Павел Олегович Рыкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН доклад «Вклад российских ученых в исследование монгольского текста Тырской стелы 1413г.» посвятил историографии изучения единственного в мире эпиграфического памятника, объединяющим тексты на китайском, чжурчженьском, монгольском языках и выступающим важным свидетельством исторических контактов минского Китая с народами Приморья в начале XV в.

Людмила Николаевна Бакаютова в докладе «Россия – Монголия: из истории почтовых эмиссий (по материалам Государственной коллекции знаков почтовой оплаты Центрального музея связи имени А.С.Попова)» продемонстрировала видеоряд марок, выпущенных в России и Монголии, посвященный культурному взаимодействию наших стран.

В совместном докладе Алексея Анатольевича Бондаренко, кандидата физико-математических наук, директора Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, руководителя Рериховского центра Санкт-Петербургского государственного университета и Владимира Леонидовича Мельникова, кандидата культурологии, заместителя директора по научной работе Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге «Близкие академика Н.К.Рериха и участники его Центрально-Азиатских экспедиций, связанные с Монголией и монголами», содержалась новая информация о сотрудниках и родственниках Рерихов, связанных своим творчеством и происхождением с Монголией: Грамматикова Николая Васильевича, Гребенщикова Георгия Дмитриевича, Иванова Всеволода Никаноровича, Кордашевича Николая Викторовича, Лихтмана Мориса Моисеевича, Митусова Степана Степановича, Портнягина Павла Константиновича, Рябинина Константина Николаевича, Фосдик Зинаиды Григорьевны. В докладе авторы коснулись также большой успешно завершившейся работы по созданию музея Н. К. Рериха в Улан-Баторе.

Мария Павловна Петрова, кандидат филологических наук, доцент кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета в своем докладе «Халхин-гол в современной монгольской поэзии» проанализировала произведения монгольских авторов, посвященные событиям на Халхин-голе. Выступившая в прениях к докладу М.П.Петровой Светлана Валерьевна Курманалиева, преподаватель высшей категории Санкт-Петербургского Ракетно-артиллерийского корпуса продемонстрировала ученому сообществу видеоряд сатирических рисунков из монгольских журналов времен событий семидесятилетней давности, которые должны были способствовать поднятию боевого духа монгольского воина.

Ирина Владимировна Кульганек в докладе «Память о Халхин-голе в Монголии и Бурятии: судьба Лувсандоржийн Гэлэгбатора», сделанному по полевым материалам российско-монгольской фольклорной экспедиции в Бурятию летом 2009 года, подняла вопрос о связи баргутов с другими бурятскими племенами и о существовании для бурятов – участников этих событий, особой психологической плоскости в оценке происходившего, по сравнению с эмоциональной оценкой событий русскими бойцами и воинами других национальностей.

В рамках акции «Россия-Монголия: историко-культурное взаимодействие в прошлом и настоящем (к 70-летию событий на Халхин-голе)» московские и зарубежные гости Санкт-Петербурга посетили Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость», где они были приняты директором музея Николаем Михайловичем Калякиным. Гости осмотрели также Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу – некрополь Императорского Дома Романовых, прошлись по анфиладе экспозиции «Улица времени». Они посетили Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко, находящийся в Иоанновском равелине, где в прошлом размещалась первая в стране опытно-констукторская газодинамическая лаборатория по разработке ракетных двигателей, возглавлял которую основоположник ракетного двигателестроения В. П. Глушко. Директор музея Олег Петровичем Мухин прокомментировал богатые музейные материалы и документы, среди которых имеются спускаемые аппараты космических кораблей, скафандры космонавтов, теплозащитные костюмы, ракетные двигатели, фотографии поверхности планет. Хозяева конференции организовали также посещение особых кладовых Государственного Эрмитажа.

Высоким гостям акции была устроена встреча с профессорско-преподавательским составом и учащимися одного из старейших военных вузов страны – Военно-транспортного университета железнодорожных войск, являющегося правопреемником Военно-транспортного института железнодорожных войск и военных сообщений, Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. В Университете в настоящее время осуществляется подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием для Железнодорожных войск, службы военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации, Ракетных войск стратегического назначения, Министерства внутренних дел

В стенах Университета курсанты проходят обучение на пяти факультетах: факультете технического прикрытия, восстановления и заграждения дорог, факультете восстановления искусственных сооружений и наводки наплавных железнодорожных мостов, факультете эксплуатации и ремонта автомобильной, дорожной и специальной техники, факультете военных сообщений. Здесь работают 24 доктора наук, 25 профессоров, 137 кандидатов наук, 110 доцентов. Встреча, организованная начальником ВУЗа генералом- лейтенантом Валентином Николаевичем Соловьевым, проходила в главном лекционном зале при полной аудитории. После выступления гостей, хозяевами им был показан документальный фильм об Университете, приуроченный ко дню его 90летия, отмечавшегося в 2008 г., на который прибыл президент Российской Федерации в то время Владимир Владимирович Путин. Гости имели беседы с преподавателями, осмотрели лекционные аудитории, специализированные классы, лаборатории, библиотеку, музей, хранящий интересные оригиналы документов по истории ВУЗа и работе выпускников.

В последний день пребывания гостей руководством Международного фонда поощрения социальных инициатив и Петербургским обществом друзей Монголии был устроен прием в ресторане гостиницы «Амбассадор», на котором были вручены ордена и медали.

Президент Международного фонда поощрения социальных инициатив Николай Павлович Милоченко вручил Виктору Васильевичу Горбатко – орден «За бескорыстное служение»; Владимиру Александровичу Джанибекову – орден «За гражданскую доблесть»; Владимиру Алексеевичу Бабушкину, за проведенную акцию с посещением районов сражений летом 2009 года ветеранами Халхин-гола, где они провели встречи, беседы, проехали по местам боевой славы, что составило более 3000 км, – орден «За бескорыстное служение»; Дмитрию Дмитриевичу Хохлову народному артисту, председателю Общества защиты русской культуры, в течение нескольких лет руководившему симфоническим оркестром в Монголии – орден «За заслуги перед отечественной культурой»; директорам музеев Санкт-Петербурга, Людмиле Николаевне Бакаютовой, Олегу Петровичу Мухину, Николаю Михайловичу Калякину были вручены ордена «За выдающийся вклад в отечественную культуру». Д. Дашдаве была вручена медаль «От понимания к единению», которой недавно был награжден патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также посол Монголии в России Л. Хангай. Ж.Гуррагча был представлен к ордену «Гражданская доблесть».

Российским Обществом друзей Монголии и Союзом монгольских обществ дружбы было выпущено 400 памятных юбилейных медалей «70 лет победы на Халхин-голе». Медалью под номером 1 был награжден президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев во время своего официального визита в Монголию по случаю торжеств, посвященных событиям на Халхин-голе. Россия получила 170 медалей, Монголия – 230. Кроме Д.А. Медведева еще два президента награждены этой медалью: президент Чувашии, Николай Васильевич Федоров, и президент Монголии, Цахиагийн Элбэгдорж.

На приеме памятные медали получили участники акции в Петербурге: С.Б.Евстафьев, Н.П.Милоченко, В.А.Бабушкин, Ч.Дашдава, И.В.Кульганек, Л.Н.Бакаютова, Д. Батжаргал, Ю.Иванов, а также за помощь и поддержку в подготовке и проведении мероприятий, связанных с празднованием 70летия победы на Халхин-голе, – вице. президент Международного фонда поощрения социальных инициатив Игорь Витальевич Ильиных, председатель Правления Санкт-Петербургской Ассоциации международного сотрудничества, выполняющего роль «народной дипломатии», Маргарита Федоровна Мудрак; директор туристической фирмы «Петер Люкс», ставшей одним из главных спонсоров ряда прошедших мероприятий в рамках данной акции, Светлана Васильевна Климова.

Представлены к награде памятной медалью: президент Санкт-Петербургской Ассоциации международного сотрудничества Наталия Григорьевна Елисеева; зам. председателя Правления Ассоциации Николай Дмитриевич Философов; начальник Военной академии тыла и транспорта. им. генерала армии А.В.Хрулева. генерал-лейтенант Валерий Михайлович Московченко; начальник Военно-транспортного университета железнодорожных войск, генерал-лейтенант Игорь Николаевич Соловьев.

По представлению руководства данного Университета к награде «За ратный труд» были представлены преподаватели: полковник Иван Иванович Палкин, полковник Игорь Олегович Гаряевов, полковник Вячеслав Николаевич Сова, Алексей Львович Трибун, Дмитрий Николаевич Карпеткин.

Прошедшая акция в городе на Неве – не единственное мероприятие, посвященное событиям на реке Халхин-гол, в нашей стране. 5-7 июля состоялась конференция на эту тему в Монголии, организованная Институтом истории Академии наук Монголии. В августе этого года на базе Государственного Иркутского университета прошел семинар в Иркутске. Летом в Улан-удэ в Республиканском краеведческом музее открылась выставка о боевых действиях советско-монгольских войск на реке Халхин-гол, где были представлены реликвии «неизвестной войны», среди которых обмундирование, оружие, награды и другие материалы из фондов Кяхтинского краеведческого музея, Музея истории Бурятии, Музея боевой славы в Кяхте, Музея истории Сибирского военного округа.

Таким образом, петербургская конференция и мероприятия, связанные с ней, явились важным и достойным звеном в цепи тематических акций России и Монголии, посвященных с событиями на реке Халхин-гол. Они не только продемонстрировала научный интерес к данной теме, но и подтвердили братскую солидарность наших народов и засвидетельствовали развивающиеся культурные и взаимообогащающиеся отношения между нашими странами.

Conference: “Orthodoxy: missionary and diplomacy in Siberia”

Актуальные проблемы истории и культуры православия

14 -15 января в Бурятском Государственном университете и в Посольском Спасо-Преображенском монастыре , при содействии Правительства Республики Бурятия, Улан-Удэнской и Бурятской и Хабаровской епархии; при участии Московского государственного института международных отношений(МГИМО);Посольского Спасо-Преображенского монастыря, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства, прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири», на открытии которой выступил епископ Савватий, глава Улан-Удэнской и Бурятской епархии, председатель оргкомитета К.Б.-М.Митупов, д.и.н.,проф.,первый проректор БГУ, Р.И.Пшеничникова, чл.корр.МАН, ректор ВСГАКи.

На конференции приняло участие свыше 80 человек, из них 16 докторов наук, 45 кандидатов, 7 священнослужителей, 10 аспирантов и магистрантов и студентов, основные направления обсуждаемых тем:

«Православие в системе духовной культуры российского общества»

«Миссия Русской православной церкви в Байкальском регионе ХХ-ХХI вв.»

«Посольский Спасо-Преображенский монастырь: история и традиции»

«Деятельность посольских миссий в Сибири, Китае и Монголии»

«Миссиологические доминанты Байкальского региона XX-XXI вв. в контексте Запад-Восток»

«Молодежь и православие»

Заявленные доклады и сообщения имели несколько направлений, затрагивающих общие проблемы православия в духовной культуре общества, миссионерские, смысловые доминанты культуры православия и др., ведущий вектор исследований был определен задачами высшей школы, направленный на преподавание основ религиозной культуры в системе школьного воспитания и обучения, основ православной культуры в вузах и ссузах.

Следующим и значительным направлением конференции явилось исследование истории и современного состояния Посольского монастыря.

Доклад наместника монастыря о.Николая (Кривенко) позволил проследить основные этапы и периоды восстановления и реставрации монастырских строений, а также перспективу развития монастырского комплекса. Историками, краеведами внесены дополнительные сведения по истории иерархов монастыря, священнослужителей и представителей дипломатических миссий России, например, небезинтересны изыскания генеалогического древа дипломата Ерофея Заболоцкого, из студенческих работ заслуживающих внимание имеются сведения о дипломатических посольствах и миссиях России в Китай с подробными описаниями маршрутов и исторической обстановки того периода в подготовке дипломатических переговоров. Представлены выводимые положения, что Китай и Россия выбрали тактику цивилизационного влияния и создавали центры своего присутствия на своих границах, и о роли российской духовной миссии в Пекине, которая являлась уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую православную церковь, но и на протяжении 150 из 250 лет своего существования, выступавшая в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае.

Наряду с вышеназванными вопросами также уделено внимание влиянию христианской религии на формирование физического здоровья бурят, рассмотрены состояние здоровья человека в периоды поста, связанные с православным календарем .

Одним из заключительных резюме по данному направлению явилось то, что монастырский комплекс на восточном побережье Байкала восстанавливает традиции духовного просвещения народа, цели и задачи священства на современном этапе усложняются, требуется более широкое взаимодействие с научными, вузовскими кругами в деле просвещения. Наряду с другими выводами получило звучание и то, что Бурятия не единственный регион, где можно приобщиться к православной культуре, но в этом направлении есть элементы эксклюзивности, а значит и потенциальные объекты туристского спроса, православие в Бурятии развивалось в условиях поликонфессиональности и несет на себе печать своеобразия православной культуры в регионе.

Были поставлены и другие вопросы, в том числе и вопросы музыкального, эстетического воспитания. В современном обществе все более укореняется недооценка роли музыкального, в том числе и духовного искусства в эстетическом воспитании детей и молодёжи, а зачастую и замена эстетического воспитания развлечением, необходимо уделять внимание церковной музыке, студенты могут посещать храмы во время Божественной литургии, чтобы многоголосое пение, знаменные распевы могли восполнить проблемы в музыкальном образовании, т.е. воспитательная работа может иметь и такой ракурс.

Не осталось без внимания деятельность английской миссии среди бурят в историческом прошлом. О деятельности англичан в Забайкалье , где главное внимание уделяли просвещению, организации школ и разделению миссии по местам наибольшего скопления бурят в Селенгинске, Кодуне и Оне.

По секции «Молодежь и православие».

В студенческих работах имеются достаточно интересные работы, которые сопрягают заповеди христианства с проблемами современной действительности, так в докладе «Роль Христианства в становлении российского общества.   Аносов А. В., студента  БГУ, научный руководитель – к.ф.н.,доц. Рандалова.О.Ю., рассмотрены проблемы исполнения заповедей христианства в современном обществе, в том числе и молодежной, актуализируются духовно-нравственные ценности православия с современными реалиями: о мошенничестве в торговле, справедливой заработной плате, о моментах извлечения выгоды за счет другого. Студентами рассматриваются также актуальные вопросы взаимодействия и определенная толерантность в регионе, которые проявлялись в сосуществовании рядом храмов различных конфессий, личными дружественными отношениями между священниками и адептами различных вер. Аспиранткой БГУ (С.З. Ахмадулиной, руководитель Митупов К.Б-М., д-р.и.н., профессор) рассмотрена тема - преобразования Бурятского благочинного округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ в самостоятельную Улан-Удэнскую и Бурятскую епархию, которая являлась знаменательным событием для православных жителей Бурятии, сто современный уровень развития православной веры в республике определил факт создания самостоятельной православной епархии, которая была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 октября 2009 года.

Если рассмотреть наиболее актуальные, с точки зрения мировой науки, проблемы (задачи) по данному научному направлению, то отмечаем, что в ряду крупнейших социально-политических кризисов современной России, остро стоят проблемы реформирования современной модели государственно-религиозных отношений, которые доминировали в XX в. Снятие ранее существовавших запретов на деятельность религиозных организаций в России, привели к развитию различного рода религиозных объединений, находящихся под крылом, как действующих мировых религий, так и новообразованных межконфессиональных течений и групп.

Практика современных общественных отношений выдвигает достаточно четкую констатацию отсутствия единой унификационной идеи с ее историко-культурной и, прежде всего, культур-религиозным обоснованием государственного обустройства.

Актуальность постановки историографической проблемы развития православной церкви, диктуется с базисно-методологических принципов вероисповедной политики России в Восточной Сибири.

При выстраивании моделей отношений государства и религиозных организаций формационно-социологический и либерально-демократический подходы имеют единый секулярный вектор. Не случайно в конституционных декларациях нормативно-понятийный аппарат, базирующийся на либерально-демократическом подходе, выводит за рамки возможного обсуждения вопрос о роли культур-религиозного фактора как базового интеграционно-национального компонента идеологии.

В основе евразийской цивилизации лежит православная историческая, религиозная и культурная традиция, которая является краеугольным камнем и одним из условий для дальнейшего развития. В ее основу базовые мировые ценности всех религий, сформулированные тысячелетия назад. Россия отличается религиозно-конфессиональной толерантностью. Уникальность ее в том, что ее цивилизационная основа в течение многих веков выстраивалась не на монорелигиозной основе, а на полирелигиозной. В ней сосуществовали и сосуществуют христианство, буддизм, ислам, иудаизм и десятки языческих верований. Это стало возможным благодаря общему стремлению к взаимовыживанию на территории Байкальской Сибири, высказан тезис о территории толерантности.

Историко-культурный ландшафт той или иной территории свидетельствует о структуризации данного пространства институционально-конфессиональными субъектами геополитики, предопределяющими тип ее культуро-цивилизационной в том числе и государственно-политической принадлежности.

Данный дискурс разрабатывается в контексте цивилизационно-культурологического подхода, являющегося наиболее актуальным и в рамках которого возможно переосмысление рецепционного базиса нормативно-законодательного обеспечения вероисповедной политики России.

  • Степень влияния ученых, исследователей вузов на решение упомянутых задач возможен при активизации разработки учебно - методической базы с учетом этнокультурной, исторической, геополитической особенности с учетом общенациональных задач

– организация системы повышения квалификации, которая требует усиления кадрового потенциала, издание различных научно-методических и наглядных пособий, учебников.

В ходе конференции осуществлена презентация профессорско-преподавательским составом участников Хабаровской духовной семинарии по проблеме взаимодействия духовного образовательного учреждения с социокультурным блоком городского светского общества.

Второй день конференции посвящен обсуждению докладов на пленарном и секционном заседаниях. Проректор по научной работе Хилханов Д.Л. д.соц.н и декан исторического факультета БГУ Буркина А.А.,к.соц.н., доцент при ведении пленарного заседания и заключительного заседания акцентировали внимание участников, что активность проявили студенты и аспиранты двух вузов БГУ и ВСГАКи при работе конференции, следующий формат конференции может быть направлен теме социализации молодежи, духовно-нравственного воспитания в русле традиций православия. Проведена тематическая экскурсия по монастырю, при заключительном заседании подведены итоги работы секции, наиболее актуальные вопросы обсуждены за круглым столом, в анализе докладов и выступлений приняли участие зав.кафедрами истории Бурятии, отечественной и всеобщей истории-Санжиева Т.Е.,д.и.н.,проф.,Цыбиктаров А.Д.,д.и.н..проф.,Палхаева Е.Н.,к.и.н.,доцент.

Что касается степени взаимного соответствия проблематики мероприятия (по представленным докладам) и перечня актуальных проблем необходимо высказать, следующее, что тематика представленных докладов посвящена от различных академических парадигм – с философской, до культур - правовой. Доклад М. Силантьевой (МГИМО) посвящена месту православия в системе современной российской культуры, обширен круг вопросов, обсужденных на философской секции (Цырендоржиева Д.Ш.д.ф.н., проф., зав.кафедрой философии БГУ) проведен историографический обзор по православоведческой тематике с сточки зрения методологических аспектов исследования Дугаровым В.Д.д.и.н.(БГУ), рассмотрены вопросы с культур-правоведческой позиции И.Арзуманов,к.ф.н. (ИГУ). Тезисы доклада БадуевойГ.Ц.к.ф.н.,доцент (БГУ) - «Концепт веры в русской прозе Бурятии» раскрывает еще одно из направлений в области сопряжения филологии и религии. В докладе Гладинова А.Н.к.г.н.(БГУ) определена значимость религиозных духовных основ для организации воспитательной работы в вузе. С.Г. Жамбалова.д.и.н.,доцент (ИМБТ СО РАН) освещает проблему с позиций этнографии, не случайно этнографы изучают повседневный быт, задаваясь вопросом- -есть ли в семье носители той или иной религиозной культуры, или имеются абсолютно атеизированные семьи и какова сегодня ситуация в семьях. Доклады, ставившие вопросы о готовности учителей средних школ к преподаванию курса основ религиозной культуры и о проблемах, связанных с введением данного курса представлен в докладе: Митыповой Г.С. д-р.и.н., (БГУ) и М.Г. Цыреновой.к.и.н.,доцент (ИНО БГУ) «Изучение религиозных вопросов в школьном курсе истории».

И в заключении, необходимо отметить, что Русская Православная Церковь, ее историко-культурные традиции как субъект исторического процесса, определяет сферы культуры народа и образ жизни людей, во многом определяя вектор развития общества. Культурные доминанты Байкальского региона, как православные храмы, традиции составляют неотъемлемые компоненты осмысления и выдвижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей регионального и образовательного процесса, важным становится их взаимодействие с церковными институтами.

Исторически значимым стало основание Посольского монастыря на восточном побережье Байкала в ХVII в. На определенном историческом этапе монастырь играл особую роль в утверждении государственных интересов России на востоке страны. И через призму истории становления и развития Посольского монастыря, мы рассматриваем не только историю бытования православия в регионе, но и современные задачи, которые стоят перед обществом и церковью.

На современном этапе региональные структуры РПЦ (Русская православная церковь) в основном восстановлены, идет строительство и реставрация зданий церквей в Республике Бурятия, создана самостоятельная епархия, что позволяет надеяться на конструктивное сотрудничество епархиальных и образовательных структур и учреждений.

Вместе с тем, в решении конференции прозвучали ряд положений, касающихся активизации изучения, поиска новых, неизвестных исторических документов, тем самым расширяя источниковую базу церковно-исторических исследований; Продолжить формирование учебно-методической базы основ религиозной культуры, издание учебников, пособий, организация курсов повышения квалификации, спец.семинаров, необходимость активизации работы образовательных и церковных структур со СМИ по трансляции православных традиций региона, содействовать бережному этическому отношению к православному наследию и дальнейшей разработки идеологии сохранения памятников.

На конференции обсужден и рассмотрен значительный пласт философских, исторических, этнологических и культурологических материалов необходимых в системе культурно-нравственных и духовных преобразований на территории Республики Бурятии. Материалы настоящей конференции будут опубликованы отдельным сборником и есть надежда, что займет достойное место в современных исследованиях.

1 Выполнено в рамках проекта Программы фундаментальных исследований РАН. Проект № 25.4.12 «Институт родоземляческих отношений в культуре повседневности и социальных практиках современных бурят»

2 Однако реальная степень этого единства определялась не шаманистской верой, а характером общественных отношений, социальной структурой общества. В условиях Бурятии эта функция не выходила за пределы родо-племенных рамок, а после вхождения в состав России – административно-территориальных делений…» [4, с. 313].

3 Михалев Алексей Викторович – к.и.н. старший преподаватель, Бурятский государственный университет (Улан-Удэ).

4 По оценке российского консула Я.П. Шишмарева, в начале ХХ века, русская колония в Урге «была самой большой в Монголии и на всем Азиатском Востоке». Это и обусловило большой академический и политический интерес к ней в дореволюционный период.

5 Это название широко вошло в обиход русского и монгольского языков того времени и фактически стало неофициальным названием группы.

6 Восточно-Сибирское отделение Русского Географического общества.

7 Более полный вариант данного раздела статьи был опубликован в ab imperio см. [Михалев 2009].

8 Дальневосточная Республика существовала на территории Забайкалья и Дальнего Востока с 1920 по 1922 год.

9 Это связано с заключением и ратификацией «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» в 1966.

10 Термин местнорусские в советский период употреблялся по отношению к старожилам некоторых районов Сибири. Почти всегда он носил уничижительный оттенок. В Сибири тот термин также используется самими представителями этой группы населения [Вахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайцер П. 2004: 85-90].

11 Унгерн Р.Ф. – генерал-лейтенант армии Г.М. Семенова командующий Конной Азиатской Дивизией (Дикой Дивизией), после разгрома белых отступил в Монголию, где установил режим личной диктатуры. Разгромлен в 1921 частями Красной и монгольской народной армий и частями армии ДВР. Расстрелян в 1921 году в Новониколаевске. Остатки его дивизии отступили в Манчжурию.

12 Здесь имеется виду метафора «Дети империи» употребленная по отношению к русскоязычному населению Центральной Азии, которая была наиболее полно раскрыта в книге Н.П. Космарской [Космарская 2006].

13 См. например труды Ю.П. Шагдурова, Е.И.Лиштованного, а также нарративы представителей Русской Православной Церкви.

14 Их количество, на сегодня составляет 180 семей (из них 152 семьи проживает в Улан-Баторе, 16 - в Дархане и 12 - в Эрдэнете).

15 Не претендуя на оригинальность, автор использует здесь подход, использованный исследовательским коллективом под руководством А.Е Чириковой. См. подробнее: Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В. «Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?» / М., НИСП, 2005.

16 Автор выражает благодарность Л.М. Дробижевой и А.Е. Чириковой – научным руководителям программы, за предоставленную возможность участвовать в столь интересном исследовательском проекте, Н.А. Потороченко и Д.В. Козлову – руководителям Иркутского МИОНа, а также коллегам, вместе с которыми мы проводили этот проект в Бурятии – И.Э. Елаевой, Л.М. Итигиловой, Д.Д. Амоголоновой, М.М. Содномпиловой, В.Г. Жалсаевой, С.Д. Батомункуеву.

17 Можно утверждать, что эта установка руководителей бизнеса созвучна ожиданиям населения: во всяком случае 54,9 % опрошенных респондентов, утверждали, что бизнес должен платить достойные зарплаты рядовым сотрудникам, в чем и заключается одна из его важнейших социальных функций.

18 /index.php?id=4&n=280&p=6873 (14.06.06)

19 /ru/about/ (15.06.06)

20 Отсутствие четких стратегий бизнеса находит свое отражение и в сознании населения: 45,8% респондентов затруднились как-либо оценить деятельность бизнес-компаний в сфере социальной политики, поскольку чаще всего вообще ничего не знают об этом аспекте деятельности бизнеса, 24,2 % респондентов оценили их влияние на жизнь населения Бурятии как положительное, 20,9 % - как в чем-то положительное, в чем-то отрицательное и 9,1 % - как отрицательное (пояснения, данные респондентами: «выгребают деньги», «деньги дерут за все», «ничего не делают для региона»). При этом 20,8% респондентов считают, что бизнес должен помогать малоимущим слоям населения и другим жителям региона, в котором он работает (среди представителей среднего класса, в составе которого 42,9 % являются предпринимателями, доля так считающих значительно ниже – 3,6 %).

21 P. Kubicki, Bojownicy kapłani za sprawę Kościoła i Ojczyzny w latach 1861-1915, cz. 1-3, Sandomierz 1933-1940; cz. 1, t. 1, s. 277.

22См.: E. Niebelski, Duchowieństwo lubelskie i podlaskie w powstaniu 1863 roku i na zesłaniu w Rosji, Люблин 2002; Он же, Nieprzejednani wrogowie Rosji. Duchowieństwo lubelskie i podlaskie w powstaniu 1863 roku i na zesłaniu, Lublin 2008.

23 На всей территории, охваченной восстанием, россияне казнили приблизительно 670 человек; приблизительно 30 духовных лиц погибло в битвах и на виселице. См.: S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, Warszawa 1983, s. 737, 738.

24 E. Niebelski, „Na Bóg żywy. Bracia, nie zasypiajmy sprawy”. Rzecz o ks. Stanisławie Brzósce (1834-1865), Lublin 1995; Он же, Duchowieństwo lubelskie i podlaskie.

25 „Wiadomości Kościelne”, 24 XI 1877, s. 190; M. Kulaszyński, Ze Syberyi, „Warta” 1878, nr 207, s. 2281.

26 В том числе двое униатов, один из которых в Сибири перешел на православие.

27X. Ahasfer [F. J. Żyskar], Tunka. Opowiadanie o wsi Tunka, gdzie było na wygnaniu przeszło 150 księży, oparte na wspomnieniach naocznych świadków i odnośnych dokumentach, Warszawa 1929, s. 109, 110.

28 Z. Librowicz, Polacy w Syberii, Kraków 1884, s. 229.

29M. Kulaszyński, Trzy pisma z wygnania, Lwów 1892, s. 76.

30 S. M. [S. Matraś], Wspomnienia sybiraka, „Warta”, 27 I 1889, s. 6484. См. также: [J. Narkiewicz], Pamiętnik księdza wygnańca, Lwów 1876, s. 167, 168.

31 Archiwum Prowincji Polskiej oo. Dominikanów w Krakowie (ADK), rkps R. 731, Ignacy Klimowicz, Pamiętnik, t. 2, s. 338.

32 AGAD, Zbiór z Muzeum Narodowego. Zespół 391, vol. 1016 b, Materiały dotyczące Polaków księży zesłańców w Syberii (w Tunce), zebrane na miejscu przez ks. Żyskara i ofiarowane Towarzystwu [opieki nad zabytkami w Moskwie], s. 419, 420, 571, 675

33 X. Ahasfer [F. J. Żyskar], Tunka, 92, 94; [E. Nowakowski], Wspomnienie o duchowieństwie polskim znajdującym się na wygnaniu w Syberii i Tunce przez E. z S. [Edwarda z Sulgostowa], Poznań 1875, s. 13 n.; S. M. [S. Matraś], Wspomnienia sybiraka, „Warta”, 24 II 1889, s. 6515.

34 ADK, I. Klimowicz, Pamiętnik, t. 2, s. 323; M. Kulaszyński, Trzy pisma, s. 94; [J. Narkiewicz], Pamiętnik księdza, s. 167.

35AGAD, Zbiór materiałów różnej proweniencji z XVI-XX wieku, vol. 293, Zawiadomienie skierowane przez n.n. zarządzającego więźniami politycznymi w Tunce k. Irkucka do starosty Krajewskiego o odwołaniu proboszcza rzymsko-katolickiego kościoła w Irkucku ks. Szwernickiego z poleceniem przekazania tej informacji więźniom politycznym, w: Materiały związane z działalnością polityczną, kulturalną i gospodarczą w XIX w.

36H. Skok, Polacy nad Bajkałem 1863-1883, Warszawa 1974, s. 236.

37 См.: listy ks. Kulaszyńskiego, w: Biblioteka Narodowa w Warszawie, rkps 2973, „Listy z Syberii od Ludwika Baltzera, brata mojej żony Janiny, i od księdza Mikołaja Kulaszyńskiego, mego przyjaciela 1861-1883”.

38 ADK, I. Klimowicz, Pamiętnik, t. 2, s. 146.

39Там же, s. 324; M. S. [S. Matraś], Ze wspomnień sybiraka, Kraków 1896, s. 325.

40 X. Ahasfer [F. J. Żyskar], Tunka, 99, 100; [E. Nowakowski], Wspomnienie o duchowieństwie, s. 31-32.

41 M. Kulaszyński, Trzy pisma, s. 83, 84; S. M. [S. Matraś], Wspomnienia sybiraka, „Warta”, 2 VI 1889, s. 6579.

42 M. S. [S. Matraś], Ze wspomnień, s. 345

43 См.: E. Niebelski, Roch Klimkiewicz - sybirak 1863 roku i głośny apostata, „Zeszyty Sandomierskie”. Biuletyn Towarzystwa Naukowego Sandomierskiego, 2003, nr 17, s. 20-22.

44M. Kulaszyński, Trzy pisma, s. 93

45Цит. за: P. Kubicki, Bojownicy kapłani, cz. 3, t. 2, s. 31; E. Niebelski, Duchowni na zesłaniu syberyjskim w Tunce w latach 1866-1877, „Wrocławskie Studia Wschodnie” 5 (2001), s. 75.

46 ADK, I. Klimowicz, Pamiętnik, t. 2, s. 15, 18, 19

47 Ks. S. M. [Stanisław Matraś], Podróż do Syberii po moskiewskich etapach w 1863 i 64 r., Chicago 1895, s. 293.

48 E. Niebelski, Duchowieństwo lubelskie i podlaskie, rozdz. V „Na zesłaniu”.

49Biblioteka KUL, Zbiory ks. Bronisława Ussasa, rkps 774, Ze spuścizny ks. Fryderyka Józafata Żyskara o księżach zesłanych na Syberię i przebywających w katorżniczych więzieniach, s. 36-40v.

50 J. Piłsudski, Pisma zbiorowe. Uzupełnienia, red. A. Garlicki, R. Świętek, t. 1: 1886-1897, Warszawa 1992, Cм.: Listy z Syberii; O. Morozowa, Bronisław Szwarce, Ossolineum 1982, rozdz. „Tunka”.

51 M. Lepecki, Sybir bez przekleństw. Podróż do miejsc zesłania Marszałka Piłsudskiego, Warszawa 1934, s. 191, 192; Он же, Pamiętnik adiutanta marszałka Piłsudskiego, Warszawa 1987, s. 184, 192.

52Z. Lech, (Syberia Polską pachnąca, Warszawa 2002, s. 87) написала (не подавая источника), что ксендз Секежиньский был приходским священником в Иркутске после трагической смерти ксендза Кшиштофа Швермицкого (Шверницкого) в 1894 г.; много хорошего сделал для прихожан и костела, в частности обновил костел в Усолье. Вероятнее всего З. Лех перепутала ксендза Секежиньского с ксендзом Юзефом Розгой, также тункинским сосланным, который еще при жизни ксендза Швермицкого был его викарием от 1890 г., а в 1894-1905 гг. приходским куратом в Иркутске (так представляется в схематизме могилевского архиерейства за перечисленные года). Умер ксендз Розга 28 февраля 1905 г. в Иркутске.

53См.: Schematyzmy archidiecezji warszawskiej 1903-1914 (s. 113).

54В 1901 г. в Климонтове умер последний брат-доминиканин отец Корнелий Микусинский, монастырь перестал существовать; от 1864 г. был здесь штатный монастырь. См.: E. Niebelski, W dobrach Ossolińskich. Klimontów i okolice, Klimontów 1999.

55 Archiwum Parafialne w Klimontowie, Akta zmarłych od 1904 do 1931, k. 78v. Wandalin Czernik (Pamiętniki weterana 1864 r., Wilno 1914, s. 51) рассказывал, что ксендз Янковский заработал в ссылке несколько сот тысяч рублей.

56 Служебник выполнил в течение двух лет ксендз Ян Помеховский из плоцкой епархии, а ксендз Валентий Барабаш иэ сандомерской епархии украсил его готическими буквами. См.: M. S. [S. Matraś], Ze wspomnień, s. 343-344.

57 X. Ahasfer [F. J. Żyskar], Tunka.

58 M. Lepecki, Sybir bez przekleństw, s. 193. Автор упоминал о том, что сохранился еще тогда в Тунке дом ксендза Янковского.

59 Б.П.Безоьразов, Избранные Труды, Москва, 2001.

60 Департмент Внешней Торговли, Коммерческая Газета, Санкт-Петербург, 1825г~1860г.

61 Департмент Внешней Торговли, Журнал Мануфактуры и Торговли, Санкт-Петербург, 1825г~1866г.

62 Департмент Внешней Торговли, Журнал Министерства Внутренных Дел, Санкт-Петербург, 1825г~1861г

63 Б.Н.Миронов, Внутренный рынок России во второй половине 18первой половине 19 в., Ленинград, 1981, стр.168.

64 П.А.Остроухов, «Нижегородская Ярмарка в 1817-1867гг», Исторические Записки, 90, Москва, 1972, стр.220.

65 Н.А.Богородицкая, Нижегородская ЯрмаркаКрупнейший Центр Внутренней и Международной Торговли в Первой Половине 19 века, Горький, 1989, стр.3.

66 Н.А.Богородицкая, стр.5.

67 Остроухов, 1972, стр.220.

68 A.N.Fitzpatrick, The Great Russian Fair- Nizhini Novgorod, 1840-90, Macmilan, 1990, p.176.

69 А.С.Гациский, Нижегородской Сборник, Том1, Нижний Новгород, 1867, стр.7.

70 Департмент Внешней Торговли, Журнал мануфактуры и торговли, «О Нижегородской ярмарке 1828г», 1828, ч.4, №11, стр.63-66.

71Журнал мануфактуры и торговли, «О Нижегородской ярмарке 1828г», 1828, ч.4, №11, стр.75.

72 В «персидских Товарах» включается товары, которые импортировали из Кавказы (Грузии и Армении).

73 «Среднеазиатских товары» состоял в основном из товары, которых импортировали из Бухары и Хивы.

74 Следующие литературы полезны для понимания распространения обычаи чай. А. Корсак, Историко-статистическое обозрениеторговых сношений России с Китаем, Казан, 1857; Е.П.Силин, Кяхта в 18 веке, Иркутск, 1947; C.M.Foust, Moscovite and Mandarin: Russia's trade with China and its settings, 1727-1805, The University of North Carolina Press, 1969.

75 Kinichi Yoshida, Kindai Roshin Kankeishi, Tokyo, 1974, p.132.

76 Журнал мануфактуры и торговли, 1828, ч.4, №11, стр.60.

77 В.К.Яцунский, «Крупная промышленность России в 1790-1860гг.», под редакцией М.К.Рожковой, Очерки экономической истории России первой половины 19 века, Москва, 1959, стр.174-183.

78 Н.Г.Куканова, Русско-иранская торговля, 30-50-е годы 19 века, Москва, 1984, стр.7.

79 Н.Г.Куканова, стр.10.

80 A.N.Fitzpatrick,p.204.

81 Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов / Д. Банзаров, С.49-55.

82 Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза / М. Элиаде. – 1951.

83 Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т.М. Михайлов. – Новосибирск, 1987. – С.242.

84 Щепанская Т.Б. «Традиция городских субкультур» [Электронный ресурс] /Щепанская Т.Б. // Современный городской фольклор – М: РГТУ, 2003 г., //subcult., С. 2.

85 НАРБ, ф. 2028, оп.№1, д.№1279, С.36.

86 Интервью с участником панк-движения от 31.03.2006 г.

87 Интервью с лидером группы «Империя снегов» 10.10.2004 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Граничных регионов россии-китая-монголии материалы научно-практической конференции 20-22 октября 2010 г., г. Чита (Россия) Чита «Экспресс-издательство» 2010

    Документ
    Социально-эколого-экономические проблемы развития приграничных регионов России-Китая-Монголии / Материалы научно-практической конференции. – Чита: «Экспресс-издательство», 2010.

Другие похожие документы..