Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » декабря 2006 г. в « 14 » часов на заседании диссертационного совета К 602.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степе...полностью>>
'Документ'
В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждени...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «16» июня 2011 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.196.07 в ГОУ ВПО «Российский экономический университет им...полностью>>
'Диплом'
История нашей страны неразрывно связана с историей всего мира. Вопросы, освещённые в дипломной работе, остаются актуальными в наше время. Россия, Евро...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов Iкурса очной формы обучения (1)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор

________________П.Б. Акмаров

«_____» _______________2009 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

очной формы обучения

Составители:

С.В. Козловский

Л.В. Смирнова

С.Н. Уваров

И.Б. Черниенко

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

УДК 94 (47)

ББК 63.3

0 82

Учебно-методическое пособие составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2009 г.

Рецензент

Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, доцент

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

Л.В. Смирнова, И.Б. Черниенко, С.Н. Уваров, С.В. Козловский –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

0 82

Отечественная история : учебно-методическое пособие / Сост. : С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 36 с.

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении отечественной истории: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы.

Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.

УДК 94 (47)

ББК 63.3

© Козловский С.В., составление, 2009

© Смирнова Л.В, составление, 2009

© Уваров С.Н., составление, 2009

© Черниенко И.Б., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

Методические рекомендации к изучению дисциплины …………………..

План семинарских занятий …………………………………………………

Тема 1. Восточные славяне в древности…………………………………...

Тема 2. Древняя Русь (IX – XII вв.)…………………………………...…....

Тема 3. Русские земли в период раздробленности…………………….…..

Тема 4. Объединение русских земель вокруг Москвы…………………… Тема 5. Правление Ивана Грозного…………………………………………

Тема 6. Социальное развитие России в XVII веке после Смуты…………

Тема 7. Реформы Петра I…………………………………………………….

Тема 8. Дворцовые перевороты…………….……………………….………

Тема 9-10. Проблемы развития России в ХIX веке………………………..

Тема 11. Россия в начале ХХ века………………………………………......

Тема 12. Россия в условиях Первой мировой войны ..................................

Тема 13. Формирование и сущность советского строя …………………...

Тема 14. СССР-Россия во второй половине ХХ века ……………………..

Рекомендации к проведению исторического исследования ……………...

Темы рефератов………………………………………………………….…..

Примерные темы аналитического обзора………………………………….

Примерные темы историографического обзора…………………………...

Вопросы для самостоятельного изучения и размышления ………………

Экзаменационные вопросы ………………………………..…………...…..

Список рекомендуемой учебной литературы .……………………….…….

Интернет-ресурсы по истории ……………………………………………...

Приложение А……………………………………………...………………..

…..4

…..6

…..8

......8

......8

....10

....11

....12

....13

…14

....15

....17

....18

....20

....21

....22

…24

....26

....26

....27

....28

....30

…32

....33

…33

ВВЕДЕНИЕ

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

Уважаемые студенты! Изучение гуманитарных дисциплин в вузе начинается с курса отечественной истории. Дело в том, что предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции. Центральной из них является познавательная.

«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира через изучение минувшего – нельзя понять настоящее, не зная прошлого.

Однако историческое образование не сводится к механическому заучиванию сухих дат, имен и терминов. Мировоззренческая функция истории учит не набору фактов, а пониманию процессов. Ведь что такое история как наука? В самом кратком виде история – это наука, рассматривающая человеческое общество во времени и пространстве. История как наука устанавливает причинно-следственные связи между событиями, делает обобщения и анализ, вскрывает закономерности. В таком случае она нацеливает студентов не на «зазубривание» ненужной им по роду будущей деятельности информации, а развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг. Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам.

Соответственно, изучение истории формирует особый, аналитический тип мышления, что необычайно важно для студентов сельскохозяйственного вуза. Это особенно ценно и для нашей страны в целом, так как в условиях перехода мира в постиндустриальную эпоху преимущество получают те государства, в которых человеческий потенциал развит наиболее всесторонне. Именно поэтому при изучении истории в Ижевской ГСХА акцент делается на привитие студентам навыков научного исследования, что отвечает общей тенденции модернизации российского образования в сторону переплетения образования и науки.

Обществоведческие дисциплины, дополняя профессиональное образование, помогают расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для получающих диплом о высшем образовании. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.

Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Поскольку до сих пор современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, знание истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока ещё общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счёт великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назём и служит почвой для других народов». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. Помочь решить их может воспитательная функция истории, которая в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений, в чем состоит суть практически-политической функции. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Кафедра отечественной истории, социологии и политологии выражает надежду, что изучение отечественной истории доставит вам, уважаемые студенты I курса Ижевской ГСХА, огромное удовольствие и пользу. Желаем вам успехов!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история». Хронологически курс охватывает период с этногенеза восточных славян и до конца ХХ века. Более подробное изучение отечественной истории ХХ столетия происходит во втором семестре в рамках элективного курса.

Задачи курса:

- дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен;

- показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии.

В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного решения поставленных задач. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Проведение занятий по отечественной истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является экзамен.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Учебная программа курса «Отечественная история» в Ижевской ГСХА в основном построена на хронологическо-проблемном принципе: план семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России с учетом регионального компонента. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.

После вопросов каждой темы следуют списки дат, терминов и исторических деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, которые выполняются в факультативном порядке.

Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников, рекомендованных на странице №32, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит некоторые ссылки на электронные версии).

Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Рекомендации к их выполнению – в отдельной главе на страницах №№24-25. Студент может предложить свою тему, но приступает к её выполнению только после согласования с преподавателем.

В конце методического пособия представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в пункте №12 рекомендуемой учебной литературы).

В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме реферата или обзора на оценку.

Приложение состоит из форм таблиц, которые заполняются студентами самостоятельно с использованием учебной литературы.

Требования к знаниям и умениям предусматривают, что после окончания курса «Отечественная история» студент должен:

- иметь целостное научное представление об основных эпохах и содержании истории человечества и России, о взаимосвязи российской и мировой истории;

- обладать необходимым запасом конкретно-исторических сведений по Отечественной истории, позволяющим ориентироваться в событиях и персоналиях, владеть современной исторической терминологией;

- уметь анализировать конкретно-исторический материал, делать необходимые сопоставления и выводы, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- овладеть приемами и навыками самостоятельной, научной работы, которые приобретаются путем подготовки к семинарам, выполнения докладов, рефератов, аналитических и историографических обзоров, исторических исследований и т.п.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

  1. Проблема этногенеза восточных славян.

  2. Социальная организация в догосударственный период (VI – IX вв.).

  3. Влияние природно-климатических и географических условий на хозяйство и быт восточных славян.

  4. Роль верований в жизни восточнославянского общества.

Доклады:

  1. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия).

  2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

Термины: анты, варяги, Великое переселение народов, венеды, вервь, вече, «военная демократия», вождь, дань, князь, община, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, род, старейшина, этногенез, язычество.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина [и др.]; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.

  2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. проф. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1995. – 304 с.

  3. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

  4. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2008. – №9.

  5. Пушкарев, С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. – Минск: Хервест, 2006. – 445 с.

  6. Седов, В.В. Славяне: историко-археологическое исследование / В.В. Седов. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 624 с.

ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX – XII ВВ.)

  1. Cистема власти и управления в Древней Руси. Деятельность первых киевских князей.

  2. Особенности хозяйственного и социального строя Древней Руси.

  3. Принятие христианства: значение в истории России.

Доклады:

  1. Основные направления внешней политики Древней Руси.

  2. Древнерусские города в системе социальных отношений.

  3. Культура в Киевской Руси и Западной Европе: общее и особенное.

Даты: 862 г., 882 г., 907 г., 911 г., 912-945 гг., 941 г., 944 г., 964-972 гг., 980-1015 гг., 988 г., 1019-1054 гг., 1068 г., 1097 г., 1113-1125 гг.

Термины: бояре, великий князь, вече, гривна, гриди, дань, десятина церковная, династия, дружина, закуп, изгой, людин, митрополит, огнищанин, погосты, полюдье, принцип «родового старейшинства», путь из «варяг в греки», «Русская правда», рядович, смерд, уроки, холоп, челядь.

Исторические деятели: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославич, Святополк Окаянный, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Илларион, Владимир Мономах, Мстислав Великий.

Литература:

  1. Анохин, Г.Н. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Г.Н. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – № 3.

  2. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.

  3. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2008. – 864 с.

  4. Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X века / А.А. Горский // Вопросы истории. – 1999. – №8.

  5. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8.

  6. Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X – XIII вв. / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.

  7. Кожинов, В.В. История Руси и русского слова / В.В. Кожинов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.

  8. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв. // Отечественная история. – 2003. – №3.

  9. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2006. – №9.

  10. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.

  11. Фомин, В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В.В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – №2.

ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ

  1. Государственность Руси в период раздробленности (три типа княжеств: Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское).

  2. Монголо-татарское нашествие и его последствия.

  3. Эволюция древнерусской культуры в XII – XV вв.

  4. Формирование удмуртского народа.

Доклады:

  1. Социально-политические изменения в русских землях в XII – XV вв.

  2. Экспансия крестоносцев в западную и северо-западную Русь.

Даты: 1132 г., 1136 г., 1157-1174 гг., 1169 г., 1223 г., 1237-1241 гг., 1240 г., 1242 г.

Термины: архиепископ, баскак, вотчина, Золотая Орда, иго, курултай, «лествичный» порядок наследования, раздробленность (удельный период), ордынский выход, посадник, пятины, тысяцкий, тьма, удел, ярлык.

Исторические деятели: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Чингисхан, Батый.

Литература:

  1. Валеев, Р.М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды / Р.М. Валеев // Вопросы истории. – 2009. – №9.

  2. Голдина, Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р.Д. Голдина. – Ижевск: Удмуртский университет, 2004. – 422 с.

  3. Горский, А.А. О древнерусских «землях» / А.А. Горский // Отечественная история. – 2001. – № 5.

  4. Земцов, Б.Н. «Откуда есть пошла…» российская цивилизация / Б.Н. Земцов // Общественные науки и современность. – 1994. – №4.

  5. Кирпичников, А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. – 1996. – №11-12.

  6. Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – №2.

  7. Черникова, Т.В. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории / Т.В. Черникова // Общественные науки и современность. – 2005. – №5-6.

  8. Янин, В.Л. У истоков Новгородской государственности / В.Л. Янин // Отечественная история. – 2000. – № 6.

ТЕМА 4. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

  1. Причины возвышения Москвы.

  2. Начало объединения русских земель вокруг Москвы: этапы (1276-1462 гг.).

  3. Специфика завершающего этапа объединения русских земель в конце XV – первой трети XVI века.

Доклады:

  1. Великое княжество Литовское и русское государство.

  2. Поддержка Москвы русской православной церковью.

  3. Общественная мысль в XIV – начале XV века.

Даты: 1147 г., 1276-1303 гг., 1325-1340 гг., 1326 г., 1327 г., 1359-1389 гг., 1367 гг., 1380 г., 1382 г., 1431-1453 гг., 1425-1462 гг., 1448 г., 1462-1505 гг., 1480 г., 1497 г., 1505-1533 гг.

Термины: барщина, Боярская Дума, волостель, волость, Дворец, дворяне, дьяк, изба, иосифляне, кабальный холоп, Казна, кормление, местничество, «Москва – третий Рим», нестяжатели, наместник, пожилое, поместье, стан, служилые люди, «Стояние на Угре», Судебник, уезд, централизованное государство, черносошные («черные») крестьяне.

Исторические деятели: Даниил Александрович, Иван Калита, Симеон (Семен) Гордый, Иван II Красный, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Мамай, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Софья Палеолог, Ахмат, Василий III, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий.

Литература:

  1. Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы / А.А. Горский // Отечественная история. – 1997. – №1.

  2. Казаков, Р.Б. Судебник 1497 года / Р.Б. Казаков // Вопросы истории. – 2000. – № 3.

  3. Кожинов, В.В. Против кого боролся Д. Донской? / В.В. Кожинов // Наука и религия. – 2000. – № 8.

  4. Мельников, С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации / С.А. Мельников // Вопросы истории. – 2001. – №11-12.

  5. Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – №2.

ТЕМА 5. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО

  1. Альтернативы реформирования страны при Иване IV:

а) «Избранная Рада»; б) Опричнина.

  1. Основные направления внешней политики при Иване IV.

  2. Присоединение удмуртов к России и его значение.

Доклады:

  1. Россия XVI века глазами иностранцев.

  2. Светское и духовное начала в российской культуре XVI века.

  3. Причины перехода от реформ «Избранной Рады» к опричнине.

Даты: 1533-1584 гг., 1547 г., 1549 г., 1550 г., 1551 г., 1552 г., 1556 г., 1558 г., 1558-1583 гг., 1564 г., 1565-1572 гг., 1571 г., 1581 г.

Термины: губные и земские старосты, Земский собор, земщина, «Избранная Рада», казаки, опричнина, приказы, «служилые люди по отечеству и по прибору», соха, стрельцы, тягло, царь, ясак.

Исторические деятели: Елена Глинская, Иван IV Грозный, А.Ф. Адашев, И.М. Висковатый, А.М. Курбский, Сильвестр, Макарий, И.С. Пересветов, Малюта Скуратов, Ермак.

Литература:

  1. Аракчеев, В.А. Земская реформа XVI века / В.А. Аракчеев // Отечественная история. – 2006. – №4.

  2. Бахтин А.Г. Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России / А.Г. Бахтин // Вопросы истории. – 2001. – №5.

  3. История Удмуртии: Конец XV – начало XX века / Под ред. К.И. Куликова. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. – 552 с.

  4. Кобрин, В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? / В.Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Политиздат, 1991. – С. 127-163.

  5. Лабутина, Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев / Т.Л. Лабутина // Вопросы истории. – 2009. – №5.

  6. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2008. – 864 с.

  7. Свак, Д. Русский Самсон? (К вопросу об оценке исторической роли Ивана IV) / Д. Свак // Отечественная история. – 1999. – № 5.

  8. Скрынников, Р.Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. – М.: АСТ, 2007. – 480 с.

  9. Тюрин, А. Селекция кадров. Как Иван Грозный новую элиту создавал / А. Тюрин [Электронный ресурс] // Политический журнал. – 2009. – №1-2. – Режим доступа: /.

  10. Шмидт, С.О. У истоков Российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного / С.О. Шмидт. – М.: Прогресс, 1996. – 495 с.

  11. Юрганов, А.Л. Опричнина и страшный суд / А.Л. Юрганов // Отечественная история. – 1997. – № 3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов Iкурса очной формы обучения (2)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2  г.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

    Учебно-методическое пособие
    1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях.
  3. Методические указания к лекционным и практическим занятиям для студентов Iкурса очной формы обучения всех специальностей Чебоксары

    Методические указания
    Политология. Методические указания к лекционным и практическим занятиям для студентов I курса очной формы обучения всех специальностей / Сост. Михайлова Е.
  4. И авиации в россии пособие по изучению дисциплины для студентов Iкурса всех специальностей заочного обучения

    Документ
    Данное пособие издается в соответствии с учебной программой учебной дисциплины ГСЭ.В.01 «История воздухоплавания и авиации в России» по учебным планам всех специальностей для студентов I курса заочного обучения.
  5. Методическое обеспечение практического обучения студентов средних профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы

    Документ
    Методическое обеспечение практического обучения студентов средних профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы

Другие похожие документы..