Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ.ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.: Издательская группа Прогресс, Прогр...полностью>>
'Инструкция'
Протоколы проверки и наладки устройств защиты и автоматики всех присоединений по согласованным с районами или СЗА уставкам, проверки изоляции вторичн...полностью>>
'Лекция'
Известно, что деньги это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Эталоном-измерителем общепризнанным воплощением стоимости...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Впровадження профільного навчання в загальноосвітніх навчальних закладах передбачає надання повноцінного комплексу освітніх послуг задля задоволення ...полностью>>

Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка Раб о чая программа" учебного предмета "

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа по литературному чтению

Пояснительная записка

Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве учебно-методического комплекта "Школа России", а именно авторской программы Л.Ф.Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение".

Программа рассчитана на 136 ч. в год. Согласно годовому календарному графику в 2010 - 2011 уч. году -132 ч.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Курс литературного чтения для 1-4-х классов является первой ступенью единого не­прерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Курс призван продолжить обучение чтению, ввести детей в мир художественной литературы и по­мочь в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе­ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и чтению.

Изучение литературного чтения направлено на:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выра­зительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
    читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
    потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представ­лений о добре и зле, справедливости и честности;

• воспитание уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения призван решать следующие задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произ­ведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения
    и речевые умения;

  • учить детей понимать образный язык художественного произведения; выразительные
    средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать у учащихся творческое и воссоздающее воображение, ассоциа­тивное мышление;

  • развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус обучающихся;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг; развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
    искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире
    и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщать к классике художественной литературы;

  • обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня
    сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
    содержанию и тематике;

  • обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка учить работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать у детей читательскую самостоятельность.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литера­турного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к ге­роям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстети­ческого, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто по­знавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, кото­рые раскрывают читателю богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение ребенка к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план худо­жественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выра­жает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучаю­щихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко-речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, про­текающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает:

  • на первом году обучения - формирование целостных синтетических приемов чте­ния на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов
    в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение);

  • на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя;

  • на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемо­го произведения, его жанре (особенностях малых фольклорных жанров, таких как за­гадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о "живопи­сании словом", о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Содержание тем учебного курса "Литературное чтение"

Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрыв­ки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произ­ведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбира­ет прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Це­лесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по реко­мендации учителя или по выбору самого ученика.

"Летописи. Былины. Жития" (7 ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...","Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (15 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!.." "Птичка Божия не знает...""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермон­тов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1" (8 ч)

Ф.И. Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист..." "Где сладкий ше­пот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НА Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (10 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (б ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю. Драгунский "Главные реки", "Что лю­бит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства" (б ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишка­ми"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (4 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежиттропинка бугорка..." "Наши царства".

"Природа и мы" (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Вы­скочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3" (5 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (4 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком бле­ске.. ."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (4 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (8 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключе­ния Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

"Внеклассное чтение" (16 ч):

былины "Илья Муромец выходит на свободу", "Садко" (1 ч);

В.В. Медведев "Баранкин, будь человеком!" (1 ч);

В.Ю. Драгунский "Где это видано, где это слыхано..." (1 ч);

Ю.И. Коваль "Нулевой класс";

В.В. Медведев "Фосфорический мальчик" (1 ч);

В.Г.Сутеев "Волшебный магазин", "Петя Иванов и волшебник Тик-Так"(1 ч);

В.Ф. Одоевский "Индийская сказка о четырех глухих";

В.П. Катаев "Дудочка и кувшинчик" (1 ч);

сказки В.А. Жуковского "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна", "Кот в сапогах" (1ч);

СВ. Михалков "Праздник Непослушания" (1 ч);

М.М. Зощенко, рассказы для детей: "Самое главное", "Калоши и мороженое", "Золо­
тые слова", "Великие путешественники" (1 ч);

И.С. Тургенев "Перепелка"; М.М. Пришвин "Этажи леса", "Гости"; В.В. Бианки "Сумас­
шедшая птица" (1 ч);

Ю.П. Казаков "Скрип-скрип"; А.Я. Яшин "Мамина сказка"; Е.И. Носов "Белый гусь", "Хи­
трюга" (1 ч);

"Люби живое". Н.И. Сладкое "Рассказы о природе"; Г. Снегирев "Рассказы о животных"
(1 ч);

рассказы зарубежных писателей: Шанкар "Про слониху Сати и мальчика по имени
Бабу"; Д. Алонсо "Опасное приключение"; Р. Синх"Будто заново родился" (1 ч);

сказки народов мира: венгерская сказка "Смородинка"; арабские сказки "Али-Баба
и сорок разбойников", "Сказка о волшебном коне" (1 ч);

Э. Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" (1 ч);

сказки Г.-Х. Андерсена "Ель", "Ганс-чурбан", "Огниво" (1 ч);

обобщающий урок, читательская конференция (1 ч).

Литература

Учебно – методический комплект

1.        Учебник «Родная речь» Людмила Фёдоровна Климанова

Москва 2006 г.

2.        Поурочные разработки по литературному чтению. С.В. Кутявина  Москва «Вако» 2006 г.

3.        Контрольные и проверочные работы по чтению. Л.И.Тикунова. Москва «Дрофа» 2002 г.

4.        Контрольные тексты для проверки техники чтения. Т.В.Игнатьева  Москва «Астрель» 2002 г.

5.        Журнал «Начальная школа»

6.        Методическая газета « 1 сентября»

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе

136 часов в год (119 ч. – работа с учебником, 17 ч.- внеклассное чтение (1 раз в 2 недели)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Формы и виды контроля

1 полугодие

1 четверть

67

36

Летописи, былины, сказания, жития

14

1

« От нас с тобой зависит – в какой стране мы будем жить!»

1

2

Знакомство с учебником. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда»

1

3

«Вспомнил Олег коня своего».

1

4

« Начали братья эти составлять славянскую азбуку».

1

5

«Ильины три поездочки»

1

6

«Ильины три поездочки»

1

7

«Илья Муромец выходит на свободу»

1

8

Вн. чтение .Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

9

«Илья Муромец выходит на свободу»

1

10

«Садко» (отрывок)

1

11

«Садко» (отрывок)

1

12

«Повесть о Петре и Февронии» (отрывок)

1

13

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)

1

14

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)

1

Чудесный мир классики

13

15

Вн. чтение. Летописи, былины, сказания

1

16

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

1

17

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

1

18

П. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

19

П. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

20

А. С. Пушкин Стихи

1

21

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

22

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

23

Вн. чтение. Творчество А. С. Пушкина

1

24

Обобщающий урок . КВН по произведениям А. С. Пушкина

1

25

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок)

1

26

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

27

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Поэтическая тетрадь «Светлый край берёз, моя Россия!»

15

28

Ф. И. Тютчев. Стихи

1

29

И. И. Козлов «Киев»

1

30

Вн. чтение. Что такое «серия книг» и каково их назначение.

1

31

И. И. Козлов «Вечерний звон»

1

32

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

1

33

В. Г. Бенедиктов «Москва»

1

34

Е. А Баратынский. Стихи

1

35

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

36

А. В. Кольцов «Урожай»

1

2 четверть

31

37 (1)

Вн. чтение. М. М, Пришвин – певец русской природы

1

38 (2)

И. С. Никитин. Стихи

1

39 (3)

Н. А. Некрасов. Стихи

1

40 (4)

А. Н. Апухтин. «Просёлок»

1

41 (5)

Стихи о Родине русских поэтов

1

42 (6)

И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)

1

Чудесный мир классики

14

43 (7)

Л. Н. Толстой «Детство»

1

44 (8)

Л. Н. Толстой «Детство»

1

45 (9)

Вн. чтение. Творчество Л. Н. Толстого

1

46 (10)

А. П. Чехов «Мальчики»

1

47 (11)

А. П. Чехов «Мальчики»

1

48 (12)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

49 (13)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

50 (14)

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

51 (15)

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

52 (16)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

53 (17)

Вн. чтение. Рассказы о животных.

1

54 (18)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

55 (19)

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

56 (20)

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Поэтическая тетрадь «Страна детства»

11

57 (21)

Я. П. Полонский «Я помню, как детьми, с румяными щеками…»

1

58 (22)

А. Н. Плещеев .Стихи

1

59 (23)

И. З. Суриков «В ночном»

1

60 (24)

И. С. Никитин. Стихи

1

61 (25)

Вн. чтение. Стихи русских поэтов о зиме.

1

62 (26)

Н. А. Некрасов, И. А. Бунин. Стихи

1

63 (27)

Стихи тамбовских поэтов для детей.

1

64 (28)

Стихи тамбовских поэтов для детей.

1

65 (29)

Стихи тамбовских поэтов о природе.

1

66 (30)

Стихи тамбовских поэтов о природе.

1

67 (31)

Творчество тамбовских поэтов.

1

2 полугодие

3 четверть

69

37

Страна далёкого детства

12

68 (1)

Вн. чтение. А П. Гайдар для детей

1

69 (2)

И. С. Шмелёв «Егорьев день» (отрывок)

1

70 (3)

В. В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки»

1

71 (4)

А. И. Цветаева «Детство»

1

72 (5)

Б. К. Зайцев «Домашний Лар»

1

73 (6)

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

74 (7)

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

75 (8)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

76 (9)

Вн. чтение. Сказки П. П. Бажова

1

77 (10)

М. М. Зощенко «Ёлка»

1

78 (11)

А. П. Платонов «Сухой хлеб»

1

79 (12)

А. П. Платонов «Сухой хлеб»

1

Поэтическая тетрадь «Тихая моя родина»

11

80 (13)

А. А. Ахматова «Мужество»

1

81 (14)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

82 (15)

С. А. Клычков .Стихи

1

83 (16)

С. А. Есенин. Стихи

1

84 (17)

Вн. чтение.Образ солдата в призведениях для детей.

1

85 (18)

С. А Есенин «Лебёдушка»

1

86 (19)

А. А. Прокофьев .Стихи

1

87 (20)

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

88 (21)

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

89 (22)

А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…»

1

90 (23)

Н. М. Рубцов. Стихи

1

Человек и природа

7

91 (24)

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

92 (25)

Вн. чтение. Урок-отчёт « От чистого сердца» (произведения о маме)

1

93 (26)

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

1

94 (27)

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

1

95 (28)

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

96 (29)

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

97 (30)

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Делу – время, потехе – час

4

98 (31)

Е. А. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

99 (32)

Е. А. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

100 (33)

Вн. чтение. Рассказы В. Ю Драгунского

1

101 (34)

В. В Голявин « Никакой я горчицы не ел»

1

Страна фантазия

2

102 (35)

Е. С. Велтистов « Миллион и один день каникул»

1

103 (36)

Кир Булычёв «Консилиум»

1

Поэтическая тетрадь «Мне вспомнились детства далёкие годы…»

9

104 (37)

В. Я Брюсов . Стихи

1

4 четверть

32

105 (1)

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

106 (2)

Н. С. Гумилёв «Детство»

1

107 (3)

М. И. Цветаева. Стихи

1

108 (4)

Вн. чтение. Сказки писателей о детях.

1

!09 (5)

А. Т. Твардовский «Две кузницы»

1

110 (6)

В. М. Тушнова «Стихи о дочери»

1

111 (7)

В. М. Тушнова «Синицы»

1

112 (8)

Н. М. Рубцов «Хлеб»

1

Зарубежная литература

14

113 (9)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

114 (10)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

115 (11)

Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

1

116 (12)

Вн. чтение. «Кто с мячом к нам придёт, от мяча и погибнет»

1

117 (13)

Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

1

118 (14)

Г. Х Андерсен «Русалочка»

1

119 (15)

Г. Х Андерсен «Русалочка»

1

120 (16)

Г. Х Андерсен «Русалочка»

1

121 (17)

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

122 (18)

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

123 (19)

С. Лагерлёф «Сказания о Христе»

1

124 (20)

Вн. чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

125 (21)

С. Лагерлёф «Сказания о Христе»

1

126 (22)

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

1

127 (23)

Произведения тамбовских писателей.

1

128 (24)

Произведения тамбовских писателей.

1

129 (25)

Произведения тамбовских писателей.

1

130 (26)

Произведения тамбовских писателей.

1

131 (27)

Произведения тамбовских писателей.

1

132 (28)

Вн. чтение. «Путешествие по страницам любимых книг»

1

133 (29)

Произведения тамбовских писателей.

1

134 (30)

Произведения тамбовских писателей.

1

135 (31)

Обобщающий урок.

1

136 (32)

Летнее задание по литературному чтению.

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного предмета муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Березняк

    Рабочая программа
    Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы

    Пояснительная записка
    Программа составлена на основе авторской программы под редакцией О.Л.Романовой «Полезные привычки» и направлена на предупреждение приобщения учащихся к употреблению табака и алкоголя (в перспективе – предупреждение приобщения к наркотикам)
  3. Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для Iступени образования на 2009-2014 учебный год

    Рабочая программа
    на основе примерной программы по литературному чтению (Письмо МОН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
  4. Рабочие программы по предметам фгос 1 класс

    Программа
    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  5. Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы

Другие похожие документы..