Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыска...полностью>>
'Документ'
Т 36 История Казахстана. Тестовые вопросы и информационный материал / учебное методическое пособие / Г.С. Кизатова. – Павлодар : Кереку, 2010. – 47 с...полностью>>
'Документ'
Постійно діюча експозиція „Барвиста Україна” відбулась 18 серпня 2009 року, відповідні матеріали було підготовлено та надано для оновлення галузевих ...полностью>>
'Реферат'
Джеймс Клерк (1831-1879), английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статической физики, организатор и первый...полностью>>

Методическое пособие для студентов Второе издание, переработанное и дополненное Уфа 2006

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра туризма и гостеприимства

Болтушкин В.В.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Методическое пособие для студентов

Второе издание, переработанное и дополненное

Уфа – 2006

Составитель: В.В.Болтушкин

УДК 908 (470.57)

ББК 26 89 (2 Рос. Баш.)

Б 79

Краеведение: Методическое пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. / Сост. В.В. Болтушкин. - Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2006. - 2с.

Пособие адресовано студентам (очной и заочной форм обучения, а также получающим второе высшее образование) обучающимся по направлению подготовки бакалавров 100200 Туризм. Включает учебный план и программу курса «Краеведение», сводный список литературы, планы семинарских занятий с литературой по темам, примерную тематику курсовых работ, методические указания по их выполнению, вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену.

Рецензент:

канд.ист.наук, доцент УГАЭС Матвеева Л.Д.

@ Болтушкин В.В., 2006

@ Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие-----------------------------------------------------------------------------4

Учебный план дисциплины---------------------------------------------------------- 5

Программа лекционного курса------------------------------------------------------ 7

Список литературы------------------------------------------------------------------- 13

Тематика и планы семинарских занятий----------------------------------------- 18

Тесты для самоконтроля ------------------------------------------------------------27

Примерная тематика курсовых работ-------------------------------------------- 29

Методические указания по выполнению курсовой работы------------------ 31

Основные вопросы для подготовки к экзамену-------------------------------- 33

Приложение -------------------------------------------------------------------------- 35

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Краеведение» в учебном плане специальности «Социально-культурный сервис и туризм» + «Туризм» входят в блок дисциплин специализации и изучаются студентами всех форм обучения по 120-часовой программе при различном количестве аудиторных занятий (см. раздел: «Учебный план дисциплины»). По краеведческой тематике студенты выполняют и защищают курсовые работы. Изучение предмета завершается экзаменом. Кроме того, знания по дисциплине проверяются при сдаче комплексного государственного экзамена.

Государственный стандарт подготовки специалистов для сферы туризма ориентирует на глубокие и многосторонние профессиональные знания, важной частью которых является краеведение. Как специфическая наука и учебный предмет оно требует особенно внимательного и ответственного отношения, поскольку относится к дисциплинам, непосредственно формирующим специалиста. Очевидно, что по-настоящему профессиональная деятельность в сфере туризма просто невозможна без всесторонних знаний о крае, где предстоит работать организатору этой отрасли. Указанную задачу призвано решать краеведение. Являясь комплексной наукой, оно дает разнообразные и обширные сведения о той или иной конкретной территории – ее природных условиях, истории, начиная с древнейших эпох, населении, социально-экономическом и культурном развитии, национальной специфике, а также роли и месте в жизни страны. А это, в свою очередь, выступает непременной предпосылкой организации всех основных направлений туризма – экологического, культурно-исторического, этнографического, рекреационного и других.

Особый интерес представляет системное краеведческое изучение такого уникального региона, каким является Башкортостан, расположенный на границе двух частей света, на стыке нескольких древних культур, имеющий ряд контрастных природных зон и множество достопримечательностей, накопивший богатейшие традиции. Причем с профессиональных позиций пристальное внимание должно быть уделено именно разнообразию и особенностям природы, климата, ландшафтов, флоры и фауны, а также памятников истории и культуры местного многонационального населения. Важно знать, что великолепная природа нашего края славится не только своим эстетическим воздействием, но и обладает целебными ресурсами, помогающими людям возвратить здоровье, восстановить силы.

Использование таких богатейших возможностей как раз и предусматривается республиканской целевой программой развития, прежде всего, внутреннего туризма. Ее основу составляет одобренный Правительством РБ проект «Золотое кольцо Башкортостана», разработанный кафедрой туризма и гостеприимства УГАЭС и реализуемый с 2002г. при ее активном участии. В зоне проекта расположены наиболее привлекательные краеведческие объекты туризма.

Отметим, что формирование у студентов целостного, объемного представления о родном крае, перспективах его развития чрезвычайно важно не только для чисто профессиональной специализации. Оно имеет и глубокое интеллектуально-познавательное и воспитательное значение.

Изучение краеведения предусматривает соответствующий лекционный курс, проведение семинарских, практических занятий и, как указывалось, написание курсовой работы. Кроме того, наглядное и конкретное освоение краеведческого материала предполагает учебные посещения музеев, тематические экскурсии по г. Уфе (история застройки; памятники архитектуры; памятники монументального искусства), ознакомительную практику в заповедниках, на туристских маршрутах республики. Знакомясь с предлагаемой учебной программой по краеведению, следует иметь в виду, что она, во избежание дублирования, составлена с учетом тех знаний, которые студенты уже получили, изучая актуальные проблемы истории Башкортостана, историю культуры Башкортостана и другие.

По итогам изучения дисциплины студент должен знать теоретические основы краеведения, его научные принципы и различные направления, главные объекты и источники изучения родного края, краеведческое движение и его формы, а на этой методологической базе - всесторонние краеведческие характеристики Башкортостана. Студент должен уверенно ориентироваться в специальной литературе, краеведческой библиографии для самостоятельного поиска необходимой информации, реализовать полученные знания о крае в организации и расширении сервисной деятельности, прежде всего внутреннего туризма, умело использовать огромный воспитательный потенциал краеведения.

Настоящая разработка включает: учебный план по предмету и программу лекционного курса; список литературы, дифференцированный по содержанию изданий; планы семинарских занятий с рекомендуемым минимумом литературы по каждой теме; тесты для самопроверки; примерную тематику курсовых работ и методические указания по их выполнению; контрольные вопросы, которые ориентируют на оптимальную подготовку к экзамену. Все эти материалы имеют целью помочь студенту правильно организовать эффективную самостоятельную работу и получить необходимые краеведческие знания.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Очная ф.о., 5 лет (специальность 100103)

Виды занятий

Часовая нагрузка

8 семестр

1.

Лекции

32

2.

Практика

34

3.

СРС

54

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

Очная ф.о. (специальность 100200)

Виды занятий

Часовая нагрузка

5 семестр

1.

Лекции

30

2.

Практика

30

3.

СРС

60

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

Заочная ф.о., 6 лет (специальность 100103)

Виды занятий

Часовая нагрузка

9 семестр

1.

Лекции

10

2.

Практика

8

3.

СРС

102

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

Заочная ф.о., 3 года (специальность 100103)

Виды занятий

Часовая нагрузка

5 семестр

1.

Лекции

6

2.

Практика

6

3.

СРС

108

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

Заочная ф.о., второе высшее образование (специальность 100103)

Виды занятий

Часовая нагрузка

4 семестр

1.

Лекции

6

2.

Практика

6

3.

СРС

108

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

Заочная ф.о. (специальность 100200)

Виды занятий

Часовая нагрузка

5 семестр

1.

Лекции

6

2.

Практика

6

3.

СРС

108

4.

Форма контроля

Курсовая работа, экзамен

Итого:

120

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1. Введение. Теоретические основы краеведения

Понятие «краеведение». Предмет и задачи краеведения, его методологические принципы. Различные направления краеведения.

Ступени краеведения: усадьба, деревня, район, область (республика). Формы организации краеведения, как общественного движения.

Краеведческая библиография.

Краеведение как воспитывающая наука. Место и роль краеведения в формировании специалиста социально-культурного сервиса и туризма.

Тема 2. Из истории краеведения в России

Исторические корни краеведения. Зарождение научного краеведения в России. Академические экспедиции XVIII в.

Краеведение в первой половине XIX в. Губернские статистические комитеты. Научные общества (Русское географическое общество и др.).

Развитие краеведческого движения во второй половине Х1Х-начале XX вв. Археологические съезды. Губернские ученые архивные комиссии. Российское общество туристов. Местные краеведческие общества.

Советское краеведение. «Золотое десятилетие» развития краеведения как массового общественного движения. Центральное бюро краеведения. Конференции краеведов. Краеведческие издания. Состояние краеведения в 30-90-е годы. Основные этапы движения. Туристско-краеведческая работа. Охрана памятников истории и культуры. Народные музеи. Союз краеведов России. Современное краеведческое движение. Историко-краеведческая литература. Краеведческий альманах «Отечество».

Становление и развитие краеведения в Башкортостане, его наиболее видные представители. Его наиболее видные представители. Общество краеведов РБ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические разработки к практическим занятиям для студентов 6 курса педиатрического факультета по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия» специальности «Педиатрия» Содержание

    Методические разработки
    Тема № 1. Структура и организация работы детской поликлиники; основные задачи и направления деятельности. Режим и порядок работы. Разделы работы участкового педиатра.
  2. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм

    Учебно-методический комплекс
    Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебно-методический комплекс / А.И. Лебедев. – Уфа: Уфимская гос. академия экономики и сервиса, 2007.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе изложены рекомендации по изучению дисциплины «Социальное партнерство», структура предмета, тематические планы лекционных и семинарских, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, материалы
  5. Н. Г. Чернышевского кафедра политических наук история и теория политических партий и общественно-политических движений учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    История и теория политических партий и общественных движений: Учеб.- метод. пособие для студентов гуманит. спец. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.

Другие похожие документы..