Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В лучах заката тлеет гладь воды,Вздымает в небо чёрный контур скал,Ты видишь мир, светлеющий вдали,Сквозь времена пространственных зеркал.Дверь распах...полностью>>
'Реферат'
«Маленькие прелюдии», написанные И.С. Бахом со скромной целью - быть упражнениями для учеников, тем не менее отразили всю мощь баховского гения. Они ...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель курса финансового права – овладение теоретическими знаниями и навыками практического применения финансового законодательства – одной из наиболее...полностью>>
'Документ'
Ведуча: Доброго дня вам, шановні гості! Вітаємо всіх, хто сьогодні прийшов на наше свято Книги. Сьогодні ми постараємося викликати у вас почуття пова...полностью>>

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов факультетов физической культуры. Удк 000000

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Е.Л. Чеснова, В.И Лебедев

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Издательство
Томского политехнического университета
2010

УДК

ББК 65.497.5

Ч-51

Чеснова Е.Л., Лебедев В.И.

Ч-51 Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Е.Л.Чеснова, В.И. Лебедев -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 112 с.

ISBN 0-00000-000-0

В учебном пособии рассмотрены вопросы организации предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта, менеджмента малого бизнеса. В работе представлены: тематика и содержание лекционных и практических занятий; технологии педагогического взаимодействия: контрольные вопросы, методические рекомендации по проведению деловых игр, тесты, направленные на выявление у студентов способности к предпринимательской деятельности.

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов факультетов физической культуры.

УДК 000000

ББК 65.497.5

Рецензенты:

Ромашевская Н.И. - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики спортивных дисциплин ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

ISBN 0-00000-000-0 © Чеснова Е.Л., 2010

© Томский политехнический университет, 2010

© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….

5

Тема 1. Современная система бизнеса. …………………………..

8

1.1  Система бизнеса. Системные  качества предпринимательского бизнеса………………………………………………………..………..

8

1.2 Современная система бизнеса…………………………………….

13

Тема 2. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка……………………………………………………………

17

2.1 Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных и спортивных организаций…………………………

17

2.2 Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг…………………………………………………………………........

20

2.3 Физическая культура и спорт в структуре современного рынка……………………………………………………………………….

21

Тема 3. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………......................

30

3.1 Сущность и функции предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности…….................................

30

3.2 Предпринимательская среда……………………………………...

37

3.3 Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта………………………………………………………….

44

3.3.1 Предприни­мательская деятельность спортивного клуба в форме общества с огра­ниченной ответственностью………………..

44

3.3.2 Предприни­мательская деятельность в сфере оказания фитнес-услуг…………………………………………………………..…...

49

3.3.3 Предпринимательская деятельность пейнтбольного клуба……………………………………………………………………….

52

3.3.4 Предпринимательская деятельность интернет-сообщества спортсменов и тренеров………………………………………………

53

Тема 4 Основы организации малого бизнеса в сфере физической культуры и спорта…………......................................................

54

    1. Принципы и условия создания собственного дела. Выбор сферы деятельности……………………………………………………

54

    1. Этапы создания собственного дела………………………………

57

4.3 Миссия как выражение философии организации……………….

62

Тема 5. Основы управления организацией в современном предпринимательстве. Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве……………………………………….............

65

5.1 Сущность и функции планирования. Процесс составления бизнес-плана. Форма представления бизнес-плана ……………………

65

    1. Организация. Делегирование полномочий. Руководство………

69

    1. Контроль…………………………………………………………..

76

Методические указания для организации практических занятий...........................................................................................................

76

Практическое занятие №1

Тема: Основные понятия бизнеса и предпринимательства………...

76

Практическое занятие №2

Тема: Выбор вида бизнеса (деятельности предприятия) в сфере физической культуры и спорта. Деловая игра «Предприниматель и организация»……………………………..........................................

81

Практическое занятие №3

Тема: Сущность предпринимательства. Деловая игра «Предприниматель и организация»……………………………………………..

83

Практическое занятие № 4

Тема: Регистрация предприятия……………………………………...

89

Практическое занятие № 5

Тема: Бизнес – планирование ………………………………………..

91

Практическое занятие № 6

Тема: Организационная структура малого предприятия. Контроль как функция управления………………………………………………

92

Методические рекомендации для преподавателей …………………

95

Методические рекомендации по проведению деловой игры

«Предприниматель и организация»…………………………………

97

Вопросы для самоконтроля…………………………………………..

101

Задания для самостоятельной работы студентов …………………..

103

Структура портфолио студента по дисциплине «Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта»…… ……………

106

Список использованной литературы…………………………………

108

Приложение……………………………………………………………

110

Введение

На современном этапе в педагогической науке и практике усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических. В связи с этим, можно говорить о целесообразности специальной подготовки в области формирования управленческой компетентности педагога по физической культуре и спорту. Управленческая компетентность учителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса. Предлагаемый курс вносит существенный вклад в формирование управленческой компетенции будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Дисциплина «Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта» относится к циклу дисциплин специализации. Цель дисциплины - сформировать систему понятий, знаний, умений и навыков в области финансовой и хозяйственной деятельности спортивно ориентированных предприятий малого бизнеса, способствовать социализации, формированию общей культуры личности для осуществления процесса организации предпринимательской деятельности в области физической культуры и спорта.

Подготовка в рамках дисциплины должна обеспечить:

  • глубокое понимание сущности и социальной значимости предпринимательской деятельности;

  • понимание целей, стратегий, принципов, функций и методов менеджмента в физкультурно-спортивных организациях;

  • применение знаний менеджмента в деятельности физкультурно-спортивных организаций;

  • понимание экономических отношений и факторов социально-экономической эффективности в сфере физической культуры и спорта;

  • эффективное использование своего интеллектуального потенциала;

  • формирование умений приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения;

  • формирование умений формулировать проблемы и решать задачи в ходе профессиональной деятельности;

  • формирование умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий и представлять итоги проделанной работы в виде рефератов, отчетов, статей, мультимедийных презентаций;

  • формирование умений самоорганизации и совершенствования личности, специализирующейся в сфере физической культуры и спорта.

Программа курса «Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта» ставит задачи развития у студентов организационных и коммуникативных навыков, высокой информационной культуры, быстроты и рациональности в решении проблемных задач в условиях неопределенности, стремления к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, повышению квалификации, формирует особое понимание предпринимательской деятельности как образа жизни.

Организация практических занятий предполагает применение активных методов обучения. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, предполагающей совместный поиск и работу с информацией по выполнению заданий. В процессе выполнения заданий студенты рассматривают различные аспекты формирования организации: определение бизнес-идеи, выбор месторасположения бизнеса, подготовки учредительных документов, определения целей организации, разработки фирменного стиля, создание организационной структуры, бизнес - планирование, знакомство с нормативно - правовыми актами, создание управленческих документов, составление схем документооборота, работу с первичными документами, принятие управленческих решений. На практических занятиях моделируется предварительная стадия организации предприятия. Для выявления психологических особенностей студентов и наличия способностей к предпринимательской деятельности применяются психологические тесты.

Специфика авторской концепции предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности и специфики предмета. Курс организован таким образом, чтобы перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, а так же при выполнении индивидуальных заданий.

Для активизации самостоятельной работы по предмету обеспечены:

  • Полезность выполняемой работы. Лучшие работы студентов используются в лекционном курсе, в методических пособиях, при подготовке публикаций, поэтому отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Так же результаты работы, проделанной студентом, могут быть применены в профессиональной деятельности.

  • Участие студентов в творческой деятельности. С лучшими проектами студенты участвуют в научно-исследовательской и методической работе.

  • Использование мотивирующих факторов контроля знаний (используются накопительные оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

Организация самостоятельной работы студентов представляет единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая работа.

Дидактический материал

Тема 1. Современная система бизнеса

    1. Система бизнеса. Системные качества предпринимательского бизнеса.

    2. Современная система бизнеса.


1.1  Система бизнеса. Системные  качества предпринимательского бизнеса

Современные предприниматели во всех странах с рыночно ориентированной экономикой постоянно ощущают влияние объективного явления - современной системы бизнеса. Данный термин определяет очень важные свойства современного бизнеса - его системный характер, наличие в современном предпринимательстве особых системных качеств. «Система бизнеса» - это одна из основных научных категорий во всей современной теории предпринимательства.

Под системой принято понимать совокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Элементы той или иной системы могут иметь место только - внутри данной системы - именно там они оказываются неразрывно связанными между собой, составляя единое целое. Одни элементы системы не могут существовать без других элементов этой же системы, и наоборот. Они неотделимы друг от друга.

Всякая система может быть либо естественной (органической), либо искусственно созданной (неорганической). Органической является система, происхождение и развитие которой осуществляются в силу объективной необходимости. Органическая система имеет свойства самодостаточности - она развивается сама, без принудительного вмешательства извне. Ее развитие всегда регулируется изнутри, за счет внутренней объективной необходимости, поэтому данная система определяется как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся. По мере развития органических систем их целостность постоянно укрепляется.

Система является неорганической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому ее регулирование и развитие может осуществляться исключительно за счет внешнего воздействия на ее элементы или на всю систему в целом. Неорганические (искусственно сконструированные) системы не имеют внутренних импульсов развития, и потому они недолговечны.

Современный бизнес является органической системой. Его возникновение, последовательная эволюция и нынешнее устойчивое состояние стали возможными благодаря естественной необходимости. В силу естественной необходимости действуют все субъекты предпринимательского бизнеса, постоянно вступая друг с другом и со своим непредпринимательским окружением во взаимные деловые отношения. Данные отношения имеют закономерную природу - все, что происходит в современной системе бизнеса объективно и неизбежно. В современном бизнесе все подчинено строгим причинно-следственным связям, внутренней логике развития деловых отношений как единого целого.

Выделяют системные  качества современного предпринимательского бизнеса:

  • Конкуренция. Субъекты современного предпринимательства стремятся произвести такую продукцию, выполнить такие работы или оказать такие услуги, которые пользовались бы спросом у других субъектов бизнеса. Фактически при широком разделении труда субъекты современного бизнеса повсеместно работают друг для друга. Ни один из предпринимателей не может позволить себе игнорировать:

  1. Объективные тенденции развития потребностей людей и потребительских ожиданий рынка;

  2. Законные интересы своих контрагентов, поставляющих ему сырье, материалы, запасные части либо оказывающих складские, транспортные и иные производственные услуги;

  3. Требования наемных работников.

Забвение интересов контрагентов, партнеров, наемных работников со стороны того или иного предпринимателя чревато, как минимум, прекращением деловых отношений с ним, а, как максимум, - исключением его из системы постоянного делового сотрудничества, по сути, изгнанием его из экономической среды бизнеса.

Современный рынок - это такая арена соперничества между субъектами бизнеса, где каждому из добросовестных соперников должно быть гарантировано сохранение потенциала его предпринимательской конкурентоспособности. Это значит, что субъекты деловых отношений, поддерживая стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем, оказываются совместно заинтересованными в противодействии монополизации рынков кем-либо из них. Противоречия деловых отношений, конфликты деловых интересов современных предпринимателей имеют диалектический характер. Данное определение означает следующее: разрешение противоречий в предпринимательском бизнесе постоянно приводит к тому, что конкурентное соперничество каждого из предпринимателей с представителями своего внешнего окружения порождает объективную необходимость постоянного учета их законных интересов. Конфликт деловых интересов оборачивается необходимостью достижения согласия интересов в масштабах экономики, всего человеческого общества как единого целого.

  • Системная интеграция предпринимательского бизнеса. Учитывая деловые интересы своего окружения, каждый из субъектов предпринимательского бизнеса, тем самым, оказывается перед объективной естественной необходимостью интеграции собственной деловой деятельности в единую систему деловой деятельности, осуществляемую людьми, - в единую систему бизнеса. Системная интеграция предпринимательского бизнеса представляет собой включение деловой деятельности каждого добросовестного предпринимателя в единую, постоянно воспроизводимую систему деловой деятельности людей, происходящую во всем мире. Она базируется на общественных интересах каждого из субъектов бизнеса. В системной интеграции предпринимательского бизнеса не следует видеть некое механическое соединение деловых усилий предпринимателей. Субъекты бизнеса всегда разделены конфликтами интересов и стремлением каждого из них в отдельности получить доступ к материальным благам, количество которых всегда остается ограниченным. Но вместе с тем современные предприниматели научились понимать, что достижение конечного успеха удается лишь в результате сочетания эгоизма каждого из субъектов деловых отношений и согласия в обществе.

Для современной системы бизнеса характерны следующие тенденции развития: конкуренция предпринимателей, стремящихся к достижению успеха за счет создания конкурентных преимуществ и обеспечения победы над своим окружением; системная интеграция частного бизнеса субъектов деловых отношений в единый процесс общественно полезной деятельности на основе взаимного признания и учета интересов всей совокупности представителей этого окружения. С тенденцией конкуренции связаны эгоистические интересы современных предпринимателей, с тенденцией интеграции - их общественные интересы. Системный характер современного бизнеса, его целостность и устойчивость обусловлены тем, что данные тенденции уравновешивают друг друга. Субъекты бизнеса конкурируют между собой; они стремятся монополизировать рынок, но понимают, что монополизация рынка приведет к краху рынка, а, следовательно, в конечном счете, и их бизнеса. Целостность и устойчивость современной системы бизнеса обеспечиваются на основе интеграции их связей в результате взаимного учета интересов.

  • Деловой суверенитет. Под деловым суверенитетом субъектов деловых отношений понимается постоянное воспроизведение естественного права каждого из них на участие в бизнесе и на обретение успеха в нем сообразно потенциалу собственной конкурентоспособности. Наличие делового суверенитета позволяет предпринимателям идти на самостоятельный выбор приемлемых видов предпринимательства, принимать инициативные решения, проводить сделки, рисковать собственным достоянием, вести непрерывную конкурентную борьбу, нести экономическую и юридическую ответственность за результаты деловой деятельности. Обладая деловым суверенитетом, каждый предприниматель получает возможность проявлять свои деловые интересы и отстаивать их в соперничестве с другими предпринимателями. Поддержание и воспроизведение в обществе предпринимательского суверенитета свидетельствует о том, что законная деятельность субъектов предпринимательского бизнеса находится под защитой органов власти и управления, и что никакой иной субъект бизнеса не вправе вмешиваться в нее, принудительно навязывая всем свои деловые интересы.

  • Деловое предназначение субъектов предпринимательского бизнеса (предпринимательская миссия). Поиск профессиональными предпринимателями достойного места в жизни связан с выявлением ими своего делового предназначения, которое называется предпринимательской миссией. Предпринимательскую миссию необходимо выявлять каждому человеку, выходящему на старт деловой карьеры.

Предпринимательская миссия имеет две составляющие:

  1. Внешнюю составляющую предпринимательской миссии образует совокупность потребительских, партнерских, конфликтных и иных ожиданий внешнего окружения, которые связываются им с деятельностью каждого из предпринимателей. Совокупность данных ожиданий, потребностей и спроса, формирующихся в экономической среде предпринимательского бизнеса, образует внешние импульсы предпринимательства. Реакцией на них и является внешняя составляющая предпринимательской миссии.

  2. Внутреннюю составляющую предпринимательской миссии образуют реакции предпринимателей на совокупность собственных намерений, потребностей и ожиданий, связанных с профессиональным занятием теми или иными видами предпринимательского бизнеса при существующем внешнем окружении. Все эти ожидания, потребности и намерения составляют внутренние импульсы предпринимательства. Чтобы выявить, в чем именно состоит его деловое предназначение, каждому субъекту предпринимательского бизнеса необходимо понять или хотя бы почувствовать ожидания и потребности внешней среды.

Предпринимательская миссия (деловое предназначение) каждого из субъектов бизнеса является важным элементом системы бизнеса как единого целого. Предприниматели ограничивают свободу друг друга рамками допустимого, коридором независимости, внутри которого каждому из предпринимателей кажется, что он свободен. На самом деле он свободен лишь в пределах своего собственного делового суверенитета и делового суверенитета всех представителей среды своего бизнеса. Умный предприниматель никогда не сделает свободу самоцелью. Не сделает он таковой и рост предпринимательских доходов. Напротив, он постарается понравиться своему окружению, заслужить его доверие, продемонстрировать ему желание быть полезным.

Каждый из субъектов предпринимательского бизнеса оказывает влияние на свое деловое окружение, но и сам при этом испытывает встречное влияние. Каждому из них чрезвычайно важно отдавать себе отчет в том, кто и какое воздействие может оказать на деятельность его фирмы и на кого он может повлиять сам, стремясь к достижению успеха. Прежде чем начать собственное дело необходимо очень тщательно и, по возможности, объективно определить свои сильные и слабые стороны с точки зрения профессиональных способностей, интересов, умственного развития, способностей к выполнению деловой деятельности. Для этого необходимо составить прогноз того, как воспримет эти сильные и слабые стороны внешнее окружение. Для определения собственного делового предназначения он старается добиться соответствия внутренних и внешних ожиданий. Это возможно двумя способами - путем адаптации собственных стратегических целей к потребностям внешней среды либо путем адаптации внешней среды к своим собственным стратегическим целям. Чаще всего предприниматели прибегают к первому способу. Но некоторые идут и по второму пути. В данном случае они как бы «навязывают» своему окружению потребности в своих товарах (услугах, работах), а заодно - приучают это окружение к неизбежности собственного присутствия на рынке.

Выявление предпринимательской миссии всегда сопряжено с признанием ее обязательной выполнимости. Обоснованный расчет потенциала конкурентоспособности, оценка собственных сил и возможностей внешней среды дают ответ на вопрос, выполнима ли предпринимательская миссия вообще и, если выполнима,  то в какие сроки. Для обеспечения выполнимости своей предпринимательской миссии субъекты бизнеса создают внутри своих предпринимательских фирм систему организационных и управленческих связей, с помощью которого они могли бы мобилизовать потенциал предпринимательской конкурентоспособности и осуществить деловое поведение. Совокупность этих связей обычно называется внутрифирменным менеджментом. В малом бизнесе функции менеджмента и предпринимательства чаще всего совпадают. Эффективный внутриорганизационный менеджмент является, как и предпринимательская миссия каждого из субъектов бизнеса, важным элементом системы бизнеса как единого целого. В успешном внутрифирменном менеджменте заинтересованы владельцы фирмы, а вместе с ними - клиенты данной фирмы, ее партнеры и контрагенты, а также государство как выразитель интересов всех своих граждан. В нем не заинтересованы лишь конкуренты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Соколова Марина Валентиновна История туризма учебное пособие

    Учебное пособие
    Рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Приведен анализ причин и предпосылок миграционных процессов эпохи первобытнообщинного строя, появления индустрии туризма на Древнем Востоке.
  2. Учебно-методический комплекс казань 2009 удк ббк п

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция».
  3. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Римское право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция».
  5. Книга рассчитана

    Книга
    ЗОЛОТАРЁВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), СЁМИН Ю. Н. (заместитель председателя),

Другие похожие документы..