Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеоб...полностью>>
'Закон'
1. Настоящий закон разработан в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» и направлен на реализацию...полностью>>
'Литература'
- формирование научного представления о фольклоре, его месте в системе духовных художественных ценностей, об особенностях и роли адыгского фольклора ...полностью>>
'Учебник'
Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, техно...полностью>>

Роль коммуникативной компетентности в успешности школьной адаптации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Роль коммуникативной компетентности в успешности школьной адаптации.

Смирнова Нина Петровна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

Чтобы понять, что же такое школьная адаптация и какую роль в ее успешности играет коммуникативная компетентность предлагаю разобраться подробнее в вопросе, а что же такое «адаптация»?

Может ли кто-нибудь из сидящих в зале привести пример адаптации из окружающего нас всех природного сообщества?

Попробуйте сформулировать понятие адаптации.

Адаптациями называются свойства и признаки организмов, которые обеспечивают приспособление к той среде, в которой эти организмы живут.

Адаптацией также называют процесс возникновения приспособлений.

Адаптация (в широком смысле) – это приспособление (прилаживание) кого-то или чего-то к чему-то или кому-то. Мы можем наблюдать примеры адаптации в растительном мире, животном мире, адаптацию человека в природе, адаптацию человека в обществе.

Многие факторы могут быть источниками адаптации как внутренние, так и внешние.

Примеры: Мимикрия - покровительственная, предостерегающая и подражательная окраска животных и насекомых.

Зимняя спячка некоторых животных и насекомых умеренного пояса.

Приспособление растений к жизни в суровых условиях – это изменение соотношений между длиной ствола и корневой системы, видоизменение листовых пластин (саксаул, кактус в пустынях, карликовые ива и береза – в тундре).

Приспособление человека к жизни в суровых условиях - узкий разрез глаз у жителей степей с их пыльными бурями, курчавые волосы и черный цвет кожи жителей жарких стран. Это все примеры адаптации объектов живой природы к окружающей среде обитания.

Почему адаптация присуща и живой природе, и человеку, и обществу? Почему адаптация является каким-то универсальным свойством, присущим и живой природе, и человеку, и обществу, и культуре?

Приспособление свойственно всему живому.

Адаптация обеспечивает выживание (сохранение).

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжение рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Все примеры адаптации, приведенные выше, относятся к системе «организм-среда», процессы изменений, в которых протекают постоянно и продолжительны по времени. Человек отличается тем, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда» играет психическая адаптация.

Психическая или психологическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Психические адаптационные процессы тесно связаны с эмоциональным напряжением и стрессом, источником возникновения которых является чувство тревоги. Чувство тревоги возникает чаще всего при изменении привычных условий окружающей среды человека.

Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, чувство тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. С тревогой связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов адаптации.

Тревога может как стимулировать адаптационные процессы, так и препятствовать формированию адаптационного поведения, приводить к дезорганизации поведения и даже разрушать физическое здоровье.

Все зависит от того, насколько человек готов психологически приспособиться к новой среде и взаимоотношениям.

Чаще всего именно неосознанную тревогу испытывают малыши, когда приходят впервые в детский сад или в школу. Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И. В., Гончарова Р. В., Гуткина Н. И. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный, а следовательно, и враждебный ему — школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов. Эффективность адаптации зависит от организации взаимодействия в группе, классе, социальной сплоченности, способности строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации, т.е. эффективность адаптации зависит от развития коммуникативной компетентности.

Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий — важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Мы полностью согласны с тем, что все эти критерии должны входить в понятия адаптации, но их явно недостаточно.

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей не только новых компетенции, знаний и умений, но и опыта деятельности, который им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. Решающую роль в этом играет процесс формирования именно коммуникативной компетентности.

Наиболее часто встречающейся проблемой является то, что в настоящее время зачастую мы сталкиваемся с тем, что при большом объеме информации теряется эффективность информационной деятельности ребенка, что ведет к его дезадаптации в обществе. Среди причин дезадаптации можно назвать недостаточную эффективность умений выбора нужной информации и нужной деятельности; большой объем знаний и неправильная методика обучения, что ведет к перегрузке ребенка, следовательно, неправильно формируется мышление и коммуникативный опыт.

Что же такое коммуникативный опыт, который должен наработать первоклассник?

Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?

  • как выстраивать межличностные отношения;

  • законы логики и аргументации;

  • этикет общения;

  • коммуникативными технологиями, в том числе информационными;

  • уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;

  • уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);

  • опыт самопрезентации;

  • реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;

  • моделирования общения и речевого поведения;

  • быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;

  • продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;

  • самоконтроль, саморегулирование.

Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:

  • общительность;

  • терпимость;

  • доброжелательность;

  • принципиальность;

  • требовательность;

  • увлеченность;

  • тактичность;

  • самостоятельность;

  • активность;

  • самообладание;

  • социально-психологическая наблюдательность;

  • рефлексия.

Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Необходимо сформировать эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной деятельности гуманистической направленности:

  • установка на эмоционально-положительное отношение к партнерам по общению, независимо от их личностных качеств;

  • отношения к личности другого человека как к высшей ценности, субъекту, активному соучастнику общения.

Для того, чтобы сформировать все это в ходе реального образовательно – воспитательного процесса, необходимо, на наш взгляд, в рамках программы развития достичь следующего:

  1. стандартизировать коммуникативные способности учащихся;

  2. выделить этапы целостного процесса их формирования в зависимости от ступени обучения;

  3. определить педагогические возможности и особенности образовательно – воспитательного процесса через коммуникативные способности.

Использование учителями методов и приемов коммуникативного обучения позволит создать условия для компетентностного развития всех субъектов образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности происходит через неразрывное развитие у учащихся таких коммуникативных компетенций как социальная, языковая и информационная.

Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников выбраны коллективом школы:

На уроках и во внеурочной деятельности учителя учат детей.

Выстраивание межличностных отношений.

  • Как относиться к одноклассникам ?

  • Как научиться работать в группе?

  • Как научиться понимать учителя?

  • Как научиться понимать ребенка?

Через:

  • Родительские собрания; анкетирование детей и родителей;

  • Ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли ;

  • Занятия по этикету;

  • тренинги;

  • классные часы;

  • моделирование общения и речевого поведения;

  • индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Самоконтроль, саморегулирование.

  • Знаю ли я себя?

  • Как сберечь в школе свое здоровье ?

  • Как обеспечить свою безопасность?

  • Как развить в себе хорошее привычки и бороться с плохими?

Через:

  • психологические исследования и диагностики;

  • серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;

  • экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»

  • Дни здоровья;

  • спортивные соревнования;

  • ролевые, сюжетные игры; театрализация;

  • Занятия по ПДД, ПБ;

  • Тренинги «Роль в группе»;

  • самопрезентации;

  • конкурсы рисунков;

  • классные часы;

  • программа «Полезные привычки»;

  • Беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;

  • физминутки, походы и т.д.

Моделирование общения.

  • Развиваю хорошее и борюсь с плохим

  • Продуктивное разрешение конфликтов

  • Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника

Через:

  • тренинги;

  • ролевые, сюжетные игры; театрализация;

  • диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;

  • работа по коррекции выявленных недостатков;

  • Программа личностного роста «Ребенок + учитель + родитель»;

  • Классные часы;

  • программа «Полезные привычки»;

  • беседы.

Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

  • Где можно найти информацию для урока?

  • Как понять, что является главным?

  • Как запомнить самое главное?

Через:

  • Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; Знакомство с медиаресурсами; (Обратите внимание на представленную выставку справочной литературы и множество медиапрограмм. Все это было закуплено на средства, полученные от выигранного гранта в рамках ПНПО)

  • Составление опорных схем, рисунков;

  • умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

  • Знакомство с информационными технологиями.

Знакомство с информационными технологиями наши дети начинают с предшкольной подготовки в Школе раннего развития. Мы используем авторскую программу, созданную специалистами ТОИПКРО «Информационные технологии как средство развития познавательных процессов у дошкольников и младших школьников»

Кроме уроков информатики в гимназических классах, наши ученики, начиная с 1 класса овладевают автоматизированной технологией, учатся на информационно-дидактических устройствах-тренажерах «Символ-Тест», разработанных учеными в ТУСУРе, новым формам самоконтроля и контроля.

(ПОКАЗАТЬ УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО, УСТРОЙСТВО Символ).

Также на средства, полученные от выигранного гранта в рамках ПНПО, закуплена психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна». Эта программа может использоваться с детьми, начиная с 3 лет и до старшего школьного возраста. Основной целью программы «Волна» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Занятия по данной программе, предназначенной для обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания, позволяют проводить диагностику, а также корректировать дезадаптацию школьников, обучают детей саморегуляции поведения, корректируют логопедические нарушения, повышают стрессоустойчивость, способствуют снижению заболеваемости, повышают уровень академической успеваемости.

Нами предприняты управленческие действия по реализации инновационной образовательной программы:

  • педагогический совет по Программе развития школы;

  • проведена курсовая подготовка педагогов;

  • созданы творческие группы для реализации Программы развития;

  • создан инновационно – методический Совет;

  • создана экспертно-аналитическая служба;

  • проведены заседания Совета школы;

  • подготовлена обновленная программа Школы раннего развития;

  • проведены родительские собрания в ДОУ;

  • проведены Дни открытых дверей;

  • приобретены медиаресурсы;

  • словари, энциклопедии и др.

Миссия школы: через развитие коммуникативной компетентности учащихся способствовать становлению устойчивой творческой личности, готовой войти в информационное сообщество. Мы надеемся, что коллектив справится и сумеет ее реализовать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Характеристика образовательной среды

    Документ
    В 2007 – 2008 учебном году в 45 классах нашей школы обучалось 1079 учащихся. По величине школа по – прежнему остается второй в городе, в неё охотно идут учиться дети, проживающие в разных микрорайонах города.
  2. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 февраля 2010 года в 12.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.14 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.
  3. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа» Успешная личность будущее села

    Программа
    Настоящая Программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации на период до 2015 года. Программа определяется как нормативный документ, предписывающий ограниченное во времени целенаправленное
  4. «Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида»

    Литература
    Общение - как явление и понятие привлекает в последние годы все возрастающий круг исследователей и находится в центре внимания отечественных социальных педагогов, психологов, философов в связи с ее значимостью.
  5. Компетентность человека – новое качество результата образования

    Семинар
    Начать сегодняшний семинар мне хотелось бы с решения одного вопроса из кейс - теста, который задаётся на собеседовании при приёме на работу: Представьте, что Вы приехали в незнакомый город.

Другие похожие документы..