Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины являются формирование профессиональной гигиенической культуры, под которой понимается готовность и способность личности ис...полностью>>
'Реферат'
Обмін речовин і енергії, або метаболізм, - сукупність хімічних і фізичних перетворень речовин і енергії, які відбуваються в живому організмі і забезп...полностью>>
'Документ'
Дисципліна «Квантова механіка» є базовою нормативною дисципліною для спеціальності «радіофізика і електроніка», яка викладається в V та V1 семестрах ...полностью>>
'Документ'
Изучение традиционного крестьянского хозяйства с конца 90-х годов XIX века до начала Первой мировой войны является актуальным и сейчас, ведь его оста...полностью>>

Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новочебоксарск, 2007 Название курса: Человек и природа в русской лирике Дисциплина: литература (1)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа элективного курса

Человек и природа в русской лирике»

Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Новочебоксарск, 2007

Название курса: Человек и природа в русской лирике

Дисциплина: литература

ФИО, должность автора программы: Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов»

Класс, на который рассчитана программа: 10 класс

Сроки реализации программы: 1 учебный год

Краткая аннотация программы:

Изучение программы элективного курса «Человек и природа в русской лирике» поможет в решении задач профильной подготовки учащихся в области гуманитарных наук. Курс направлен на формирование представлений об основных достижениях пейзажной лирики в русской литературе ХIX и XX веков. Не случайно в программах средней школы отводится значительное место стихам о природе. Но эти знания необходимо свести воедино в старших классах, заложить основы своего рода эстетической концепции - «Человек и природа в художественной литературе». Программа элективного курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в будущем на участие в духовном развитии общества. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определенной степени обладает новизной для учащихся.

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны посредством лирических произведений выработать правильное отношение к природе, осознать значимость вопросов, поднимаемых в рассматриваемых произведениях.

Пояснительная записка

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа лирического произведения в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания лирического произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных стихотворений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Содержание соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе на профильном уровне.

Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в программе по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля .

Основная цель курса:

Познакомить учащихся с богатством русской пейзажной лирики XIX и XX веков.

Цели курса:

  1. Донести до школьников представление о богатстве русской пейзажной лирики в кратком теоретическом и историческом освещении.

  2. Восстановить в памяти и обобщить знания, полученные в школе за предыдущие годы.

  3. Дать представление о богатстве русской пейзажной лирики, ее многофункциональной направленности.

  4. Подготовить учащихся к восприятию поэтики современной лирики.

Основные задачи курса:

  • изучение теоретической составляющей проблемы модернизации школьного образования;

  • обновление в образовательной практике предметного содержания школьного образования с учётом межкультурного и проблемного подходов к его определению;

  • формирование стимула для поиска дополнительной информации;

  • развитие навыков творческой работы;

  • участие в курсе, где конечным результатом является защита реферата, проекта.

Принципы отбора и структурирования материала:

  • литературная и общественная значимость произведения, их литературно- критическая оценка;

  • репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

  • доступность литературного произведения школьникам;

  • «интересность» произведения;

  • стилистическая характерность языка.

Изучаемые стихотворения соответствуют цели программы, способствуют решению обозначенных задач. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и лирических произведений. Произведения доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям школьников. Предлагается два круга чтения и изучения: в классе для выразительного чтения и обсуждения, а также самостоятельно. Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Исходя из возможностей библиотечного фонда, уровня подготовленности школьников преподаватель вправе сократить или скорректировать предполагаемый материал.

Программа рассчитана на 8-10 часовое изучение курса (1 час в неделю) для учащихся 10-11классов.
Форма занятий: уроки словесного рисования, лекции с элементами беседы, уроки речевой практики, уроки - концерты с чтением стихов, приготовленных для анализа.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения лирических произведений, испытывать интерес к ним и потребность в изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, выявлять связи между особенностями и составом текста и душевным состоянием автора, "в анализе формы видеть глубину содержания".

Предполагаемые результаты изучаемого курса

Элективный курс «Человек и природа в русской лирике» должен помочь учащимся познакомиться с национальным пейзажем в русской лирике, овладеть навыками анализа лирических произведений, дает возможность подробнее познакомиться с жанрово-стилевым своеобразием пейзажной лирики А.Ахматовой. Два первых раздела должны донести до школьников представление о богатстве русской пейзажной лирики в кратком теоретическом и историческом освещении. В третьем разделе учащиеся должны почувствовать влияние достижений пейзажной лирики на творчество выдающегося поэта ХХ века А. Ахматовой, раскрыть тему природы в ее оригинальном художественном мире. Обширный историко-литературный материал позволяет осветить философское содержание пейзажной лирики, классифицировать разнообразие пейзажных мотивов и образов и показать зависимость пейзажной лирики от особенностей индивидуальных стилей поэтов. Данный курс должен помочь стать фактором формирования творческого мышления учащихся.

Учебно-тематический план курса

«Человек и природа в русской лирике»

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Навыки и умения

1.

Введение.

Национальный пейзаж в русской поэзии.

2

Лекция-конспект.

Беседа.

Вести конспект

2.

Времена года.

4

Чтение, анализ лирических произведений. Практическая работа.

Уметь сопоставлять стихотворения разных поэтов по одной теме

(«Осень» Н.Карамзина и «Листопад» И.Бунина)

3.

Ландшафт души.

2

Чтение, сравнительный анализ стихотворений.

Знать эволюцию антропоморфизма

4.

Человек и природа в лирике А.Ахматовой.

2

Чтение, сравнительный анализ стихотворений

Знать об особенностях отношений человека и природы в лирике А.Ахматовой

5.

Контроль знаний

1

Чтение и защита домашних сочинений, рефератов; защита проектов, выполненных с использованием ИКТ

Продемонстрировать знания по курсу «Человек и природа в русской лирике»

Национальный пейзаж в русской поэзии

На первом уроке учитель дает понятие о пейзажной ли­рике, главным предметом которой является природа в ее целостном восприятии поэтом—автором. Речь идет об об­стоятельствах становления и развития пейзажной лирики эпохи романтизма и реализма, о том, как русские поэты, увлеченные романтическими, необычными и экзотическими картинами природы, шли к овладению поэзией обыкновенной жизни, к поэзии, природы своей страны.

Основоположниками, русского национального пейзажа принято считать А.Пушкина и М. Лермонтова. Вспоминаем и декламируем стихотворения Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Осень», «Зимнее утро».

Учитель отмечает, что картины природы в стихах Пуш­кина имеют свои особенности: во-первых, они легко узнаваемы нами, они окружают нас с детства; во-вторых, они графичны, четки, как будто нанесены штрихами. Один образ быстро сменяет другой. Таковы пейзажи в романе «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало...», «Зима… Крестьянин торжествуя…»). В «Отрывках из путешествия Онегина» поэт с улыбкой вспоминает о своих былых увлечениях «кра­сотами природы»:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни,волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал…

А ныне пленяет его русский ландшафт:

Иные нужны мне картины;

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи,

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых,

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака,

Перед порогом кабака.

Эти строки перекликаются со стихотворением М. Лермон­това «Родина» (вспоминаем текст стихотворения).

Пушкин и Лермонтов нашли и отразили в русском ланд­шафте его основные национальные черты.. Приглушенность, скромность красок, цвет и свет создают единый мягкий ко­лорит, а не контрастность, что свойственно краскам южной природы и романтической поэзии. Насколько верно эта осо­бенность была схвачена нашими классиками, подтверждает и творчество лучших пейзажистов—поэтов XX века.

Ученик декламирует стихотворение С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». Обсуждаем, какие краски пре­обладают в картине русской деревни, нарисованной Есени­ным. Контрастны они или сливаются в единый колорит? Об­ращаем внимание на сниженность и скромность пространст­венных образов (поле, луг и лес «принакрыты» небесами, дали—тощие, дом—низкий).

Таким же способом знакомимся со стихотворением Ни­колая Рубцова «Тихая моя родина». Находим звуковой лейтмотив, который играет важную роль в стихотворении, созда­вая атмосферу захватывающего лиризма (рефрен—«тихая моя родина», анафора—«Тихо ответили жители,//Тихо про­ехал обоз»; аллитерация т—п—б—«Тина теперь и болоти­на,//Там, где купаться любил...»).

Но есть и другая особенность русского национального пейзажа, которую отметили Пушкин, Лермонтов и другие поэты начала XIX века (П. Вяземский «Степь», А. Кольцов «Косарь», И. Никитин, «Русь»)—это необыкновенная ширь и даль равнины, простор неба « земли, вызывающие неиз­менно чувство восторга, удали, прилива силы молодецкой. Такова же Русь и в стихах поэтов второй половины XIX ве­ка А. Толстого, А. Фета, Н. Некрасова.

Ученики читают стихи А.Толстого «Край ты мой, роди­мый край» (1856), А. Фета «Чудная картина, как ты мне родна» (1842). Тексты стихотворений Н. А. Некрасова «Ти­шина» (1857) и А. А. Блока «Осенняя воля» (1905) долж­ны быть перед глазами учащихся для того, чтобы сопоста­вить их содержание и форму. У Некрасова два опорных об­раза—тишины и «врачующего простора». «Врачующие про­сторы» родины воспевает и поэт XX века А. А. Блок, но по стилю это очень разные произведения. Некрасов—реалист, его стихотворение содержит множество реальных деталей, описание поля, леса, реки, нивы; лирический герой—легко узнаваемый народный заступник, поэт-демократ. Иное у сим­волиста Блока: реальные образы здесь перемежаются с об­разами—символами (веселье, тюрьма, нищий). Лирический герой—условная фигура романтического бродяги, странни­ка. Пафос стихотворений Некрасова и Блока тоже разный-Некрасов просторами родного края врачует свою граждан­скую скорбь, Блок—личную трагедию, трагедию человека эпохи «безвременья». Но в принципе у них одно стремление выразить в картинах природы глубоко национальное и патриотическое чувство, чувство неразрывной связи с родной землей.

Современные поэты остаются верными традиции воспро­изводить в русском ландшафте характерное и странное со­четание скромных неярких тонов и красок с необыкновен­ным, захватывающим дух простором, вызывающим щемя­щее чувство близости ко всему родному миру, его людям, его истории. Вот как национальный русский пейзаж пере­дает известный поэт нашего времени В. Соколов:

Россия средней полосы...

Туман лугов, и запах прелый

Копны, промокшей от росы.

И карий глаз ромашки белой.

И тропка узкая в кусты,

В орешник уведет. А выйдешь,

Такую сразу даль увидишь,

Что встанешь, замирая, ты. -

Бескрайняя какая воля!

Блестит цзгиб Тверцы—реки.

С размаху вширь простерлось поле,

В нем тонут леса островки-

Сужается, летит шоссе...

Стоишь. И словно шире плечи,

И крепче дух от этой встречи

С землей во всей ее красе.

А возле, на кусту в росе,

Как часики, стучит кузнечик.

Стояли цитрусы стеной,

Стучали в крепкие ладошки,

Но все всплывал передо мной

Непризнанный цветок картошки...

Вопросы к классу:

Как передано поэтом ощущение пространства России?

Как возникает образ шири и дали?

В какое время года все это видится и переживается?

Есть ли взаимосвязь между временем и пространством?

Как понять концовку стихотворения?

Учителю важно указать в ходе беседы с учащимися на мастерское сочетание ближнего и дальнего планов. Время года—лето, «земля во всей красе», когда любуешься ромаш­кой белой и цветущей картошкой, и зелено-голубой далью свежим росистым утром. Ребята должны заметить полеми­ческий подтекст последнего четверостишия. «Как ни тепло чужое море, как ни красна чужая даль» (Некрасов), а скром­ная родная природа ближе и памятней.

На уроке можно использовать картины русских художни­ков XIX века. Для разъяснения того, как отличается изо­бражение ландшафтов у романтиков и реалистов, можно со­поставить «Итальянский полдень» К. Брюллова с картина­ми А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана—«Зо­лотая осень», «Над вечным покоем».

Картина К. Брюллова поражает праздничным эффектом контрастных красок. В литературе эти особенности видения красоты природы в то время, в первой трети века, выразил словами ф. И. Тютчев:

Люблю, друзья, ласкать очами

Иль пурпур искрометных вин,

Или плодов между листами

Благоухающий рубин. (Слезы. 1823)

…В палящий летний зной

Лестней для чувств, приманчивей для взгляда

Смотреть, в тени как в кисти винограда

Сверкает кровь сквозь зелени густой.

(К №•№• 1830)

Но в пору освоения национального русского пейзажа в живописи (с0 второй половины XIX века) «лестней для чув­ств, приманчивей для взгляда» становится не нарядность ландшафта, а естественная обыденность его, не контрасты цвета и света, а тонкое их взаимопроникновение, сочетание, создающее типичный для срединной России колорит. Имен­но приглушенность и соотнесенность тонов и оттенков способствует созданию лирической атмосферы картины, ее про­никновенной одухотворенности. Таковы картины Саврасова и Левитана.

Следует обратить внимание и на изображенный ими простор, без которого русский пейзаж уже, кажется, и не­мыслим.

Эффективность занятия будет очевиднее, если накануне урока учитель поработает с декламаторами, чтобы худо­жественный текст звучал выразительно и ясно. Ряд текстов, по которым идет беседа с учащимися, желательно размно­жить и раздавать на уроке. Желательно также, чтобы уча­щиеся вели краткие записи излагаемого в ходе занятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новочебоксарск, 2007 Название курса: Человек и природа в русской лирике Дисциплина: литература (2)

    Литература
    ФИО, должность автора программы: Светопольская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов»

Другие похожие документы..