Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Знаменитый британский физик и футуролог Стивен Хокинг выступил в Кембридже с сенсационной лекцией. Он считает, что с помощью генной инженерии человек...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Нетрадиционные формы занятий на уроках права. Требования к подготовке учителя к уроку права. Технология правового обучения. Игра как средство правово...полностью>>
'Документ'
Аппараты и элементы коммутации для цепей управления. Электромеханические аппараты для цепей управления, в том числе выключатели силовые кнопочные и по...полностью>>
'Урок'
Защита диссертации состоится 16 декабря 2008г. в 16.30 на заседании Диссертационного совета Д 008.015.01 в учреждении РАО «Институт художественного об...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России (1945-2008 гг.)» для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

УТВЕРЖДЕН

«____»_____________2008 г.

Зав. кафедрой ______ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»______________2008 г.

Директор СГИ______Х.Б.Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине ОПД.Ф.02 «История России (1945-2008 гг.)»

для студентов, обучающихся по специальности 030401.65 «История»

Нальчик 2008

КАЖАРОВ А.Г.

кандидат исторических наук, доцент

учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД-Ф-02 «История России (1945-2008 гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.65 – История. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения

Содержание

Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «История России» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательной в цикле профессионально образующих дисциплин специальности «История». В соответствии с учебным планом специальности «История» на изучение учебной дисциплины на третьем курсе в шестом семестре отводится 68 часов аудиторной работы (34 часа лекций, 34 часа семинарских занятий) и 56 часов самостоятельной работы студентов.

Учебный материал дисциплины ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Цель данного курса - дать студентам систематические знания по истории России второй половины XX и начала XX века с учетом изменений в обществе и последних достижений исторической науки.
Основные задачи курса «История России»:

- дать студентам на основе требований государственного образовательного стандарта необходимые профессиональные знания для подготовки высококвалифицированных специалистов по истории

- проанализировать общее и особенное в российской истории

- показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии

- научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов,

- систематизировать и обобщить массив разнообразного материала, свести отдельные факты и события в стройную систему достоверных знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, выявлять глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию.

- рассмотреть проблемы, возникающие в социальной сфере под воздействием научно-технического прогресса, проанализировать влияние технологической и глобальной информационной революции на современные общественные процессы;

- проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние десятилетия.

При этом важно не столько изложить исторические события, сколько обозначить главные проблемы истории России XX века, привлечь внимание студентов к изучению ключевых моментов исторического развития страны.

В ходе изучения учебой дисциплины «История России» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать понятиями исторической науки, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний и представлений:

- об основных этапах истории России в новое время, глобальных проблемах общественного развития и способах их решения;

- о становлении и развитии Советского государства: противоречиях общественного и духовного развития

- о характере взаимодействия власти и общества, причинах криза тоталитаризма

- об истории современной России, становлении гражданского общества

- об особенностях исторического пути страны;

- о теоретических спорах о развитии российской государственности;

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам исторического развития России.

Курс истории России 1945-2008 гг. призван дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу. Такое построение программы позволяет обозначить комплекс экономических, социокультурных, политических, внешнеполитических и других процессов в их специфике и взаимодействии.

История России новейшего времени должна излагаться с позиции приоритета общечеловеческих ценностей и в тесной связи с новейшей историей других стран. В то же время движение России по пути общественного прогресса может быть понятно не столько через сопоставление с другими странами, сколько через выявление самобытности сил, их обуславливающих.

Межпредметные связи. Курс «История России представляет собой интегративную дисциплину, что предполагает наличие большого количества межпредметных связей. Необходимость обращения к классическим трудам по истории России и сопоставление различных точек зрения, представленных в исследовательских трудах предполагает связь с курсом «Историография». Требования к умению использовать источники и к овладению приемами работы с ними обуславливает необходимость обращения курсу «Источниковедение». Тесная связь курса «История России» с дисциплиной «Теория и методология истории» обусловлена необходимостью понимания теоретических основ исторического знания и осознанного использования методов исторического исследования.

Тематический план дисциплины «История России (1945-2008 гг.)»

Тема

Лекц.

Сем.

1

Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

2

2

2

Общественно-политическая жизнь, культура в 1945-1953 гг.

2

2

3

Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

2

2

4

Социально-экономические преобразования в СССР в 1953-1964 гг.

2

2

5

Общественно-политическая жизнь в 1953-1964 гг.

2

2

6

"Оттепель" в культурной жизни советского обществ в 1953-1964 гг.

2

2

7

Внешняя политика в 1953-1964 гг.

2

2

8

Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

2

2

9

Общественно-политическая жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

2

2

10

Развитие культуры СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

2

2

11

Внешняя политика в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

2

2

12

Социально-экономические преобразования в 1985-1991 гг.

2

2

13

Общественно-политическая жизнь, культура в 1985-1991 гг.

2

2

14

Внешняя политика в 1985-1991 гг.

2

2

15

Радикальная социально-экономическая модернизация России в 1990-е гг. – начале XX в.

2

2

16

Формирование и развитие политической системы России, культура в 1990-е гг. – начале XX в.

2

2

17

Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. – начале XX в.

2

2

ИТОГО

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ I. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953 ГГ.)

Тема 1. Социально-экономическое развитие СССР

  1. Состояние экономики СССР после Великой Отечественной войны

  2. Восстановление и развитие промышленности

  3. Трудности восстановления сельского хозяйства

  4. Социальная политика и ее приоритеты

Источники:

  1. "О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период. Пост, февральского (1947 г.) пленума ЦК ВКП(б) // КПСС в рез. Изд. 8, М.. 1971., Т. 6.

  2. "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Пост. Совмина СССР и ЦК ВКП(б) // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. С. 460-467.

  3. О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах" Пост. Совмина СССР и ЦК ВКР(б). // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. С. 336-341.

  4. Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле // КПСС в рез. Изд. 8, М.. 1971., Т. 6.

  5. Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945-март 1953). Сб. док. М., 1993.

  6. Послевоенная конверсия: к истории «холодной войны». Сборник документов / Сост. М.А. Молодцыгин. М., 1998.

  7. Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М.,1971.

  8. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М. 1952.

  9. Хрестоматия по истории России. 1946-1995 гг. М., 1996.

  10. Хрущев Н.С. Мемуары // Вопросы истории. 1991. № 11-12; 1992, № 1. 2-3.

Литература:

  1. Аксенов Ю., Улюкаев А. О простых решениях непростых проблем. Денежная реформа 1947 г. // коммунист, 1990, № 6.

  2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. М., 1992.

  3. Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 годах в новейших исследованиях историков (конец 1980-х – 1990-е годы) // Отечественная история. 2000. № 6. С. 115-124.

  4. Волков И.М. Засуха, голод 1940-47 годов // История СССР. 1991, № 4.

  5. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

  6. Данилов В.П. Аграрные реформы и аграрные революции в России (1861-2001) // Россия в XX веке: реформы и революции: В 2 т. Т. 1. М., 2002.

  7. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. // Там же. С. 250-252.

  8. Зверев А.Г. Записки министра. М., 1973.

  9. Зима В.Ф. "Второе раскулачивание". Аграрная политика конца 40-х - начала 50-х годов // Отечественная история, 1994. № З.

  10. Зима В.Ф. «Второе раскулачивание». ( Аграрная политика конца 40-х – начала 50-х годов.) // Отечественная история. 1995. № 5.

  11. Зима В.Ф. Голод в России 1946-1947 годов // Отечественная история. 1993. № 1. С. 35-52.

  12. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953. М., 2000.

  13. Кудров В.М. Советская экономика в ретроспективе: Опыт переосмысления. М., 2003.

  14. Никитин А.Г. Упрямый оппонент Сталина, или Штрихи к истории странной дискуссии // Они не молчали. М.. 1991.

  15. Опенкин Л.А. Последний прогноз будущего // Вопросы истории КПСС. 1991, № 7.

  16. Опенкин Л.А. Экономическая «мысль» страны в послевоенный период // Россия в XX веке: реформы и революции: В 2 т. Т. 1. М., 2002.

  17. Очерки экономических реформ (отв. род. Ю.Ф.Воробьев) М., 1993.

  18. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998.

  19. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы. // Отечественная история. 2001. № 3. С. 61-76.

  20. Попов В.П. Сталинское экономическое «чудо» после войны (1946-1953) // Россия в XX веке: реформы и революции: В 2 т. Т. 1. М., 2002.

  21. Попов В.П. Хлеб как объект государственной политики в СССР в 1940-е годы. // Отечественная история. 2000. № 2. С. 49-66.

  22. Попов В.П. Экономическая политика советского государства. 1946-1953 гг. М.; Тамбов, 2000.

  23. Послевоенная конверсия: К истории «холодной войны». Сб. док. / Сост. М.А. Молодцыгин. М., 1998.

  24. Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х гг. и «дело Госплана». // Отечественная история. 2001. № 3. С. 77-89.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  2. Бюллетень новых поступлений октябрь 2009 года

    Бюллетень
    Войцеховский, А. И. Будет ли найден Ноев ковчег? / А. И. Войцеховский. - Москва : Знание, 2009. - 144 с. : ил. - (Знак вопроса ; № 1). - Содерж.: Будет ли найдет Ноев ковчег? (оконч.

Другие похожие документы..