Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Протягом багатьох років глава корпорації Microsoft Білл Гейтс (Bill Gates) висловлював думку об BASIC як про найбільш просту мову високого рівня для в...полностью>>
'Документ'
Данные рекомендации выработаны Научно-консультативным Советом при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 15...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Тяжкі анемії часто зумовлені загальною патологією внутрішніх органів і тому у процесі своєї діяльності з ними частіше зустрічаються лікарі не гематол...полностью>>
'Документ'
Твоя столица межсезонье (01.02.12-28.05.11) МоскваЕженедельный сборный тур для индивидуальных туристов (самостоятельный заезд и выезд в любой день не...полностью>>

Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств "Legum servi esse debemus, at liberi esse possimus"

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Владимир ШМАКОВ

СИСТЕМА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАКОН СИНАРХИИ

И УЧЕНИЕ О ДВОЙСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ МОНАД И МНОЖЕСТВ

"Legum servi esse debemus, at liberi esse possimus". Cicero

Над реставрацией текста работали:

И. Старых

М. Добровольский

Корректура

A. Морозов

B. Давыдов

Компьютерные работы И. Петушков

Владимир Шмаков. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств

К.: «София», Ltd., 1994.— 320 с.

«Закон синархии» — вполне законченное произведение Владимира Шмакова, как и «Основы пневматологии».

«Вполне понять разумом закон синархии — значит не только усвоить все целостное содержание начала разума, но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик закона созерцания. Достижение этого идеала может быть конечной целью всей эзотерической школы...

Если бы этот идеал раскрывался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого реального жизненного значения...

Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния уже с самых первых к ней устремлений».

ISBN 5—7101—0011—0

Реставрация текста.

«София», Киев, 1994 Макет. И. Петушков, 1994 «София», Киев, 1994

ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ

1. Закон синархии, его раскрытие в органическом

строении космоса. Понятие об иерархии................... ~ 14

Важность закона синархии. Синархия есть данность безусловная. Мир как органическое целое. Иерархия. Ложность мысли о равенстве людей как следствие закона синархии. Неравенство есть основной закон мира. Его онтологические причины и феноменальные следствия. «Закон пирамиды». Идея непрерывности и ее следствия. П. Флоренский. Иерархизм и прерывность.

2. Простейшая количественная иерархия. Часть и целое.

Инфра-мир и супра-мир................................................... 25

Закон автономии видов энергии как простейшее явление синархии. Соотношение частей целого между собой, антиномия их связанности и независимости. Основная антиномия учения о части и целом. Относительность понятий «часть» и «целое». Иерархия живых существ. Два ее видимых предела. Всякая иерархия должна продолжаться в бесконечность. Инфра-мир и супра-мир. Работа Фурнье Дальба. Бесконечность иерархии миров. Бесконечность пространства и времени и ее гносеологическое значение. Необходимость качественного, а не только количественного анализа. Основная нелепость материализма.

3. Понятие о качественной иерархии............................... 32

Недостаточность геометрической интерпретации идеи иерархии. Эволюция в трех царствах природы как возрастание синархичности. Биогенетический закон Геккеля. Синархия духа.

4. Потенциальная иерархия идеального мира

раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности

и принцип группы. Н. В. Бугаев................................... 34

Интеллигибельный мир как потенциальная синархия. Проявленный мир имеет целью своего бытия реализацию синархии. Принцип индивидуальности и принцип группы. Два вида явлений. Синархия монад. Монадология Н. В. Бугаева. Эзотерическое учение о двух иерархиях: монад и множеств .

— 6 —

5. Монадология Канта и Лейбница, их различие и

сходство; их ошибочность............................................. 41

Два понимания «монады». Кант. Порфирий и Лейбниц. • Основные недостатки монадологии Лейбница, ее родственность с кантовской. Корень ошибочности всех исторических монадологии — незнание учения о множествах.

в. Первоверховная антиномия:

единство—множественность и ее раскрытие в

двойственной иерархии монад и множеств.

Эзотерическое определение монады. Три идеальных

мира: абсолютный, актуальный и потенциальный... 44

Основные идеи теории бинера или антиномии. Антиномия: единство—множественность. Мир идеальный и мир феноменальный. Потенциальная иерархия. Монады суть и часть, и целое. Два идеальных мира: потенциальный и актуальный. Основной кватернер мирового бытия. Монады принадлежат идеальному миру и в нем же эволюционируют.

7. Космогонический метод. Потенциальный идеальный

мир и Хаос. Отражение полюсов антиномии:

единство—множественность друг в друге................... 48

Космогонический метод. Космогоническое рождение иерархий. «Закон аналогии» Гермеса Трисмегиста. Два Лика Абсолюта. Потенциальный идеальный мир и Хаос. Закон сопряженности дифференциации и интеграции. Иллюстрация соотношений ноуменального и феноменального миров в творчестве. Первичная творческая антиномия потенциального идеального мира и Хаоса. Антиномия: единство—множественность. Отражение ее полюсов друг в друге.

8. Претворение аморфного Хаоса в атомную материю.

Эмпирическая достоверность этого факта и его

необъяснимость. Разрешение проблемы атомной

материи и энтропии в связи с учением об иерархии

инфра- и супра-миров. Метафизическое учение о

потенциальной и актуальной множественностях...... 52

Претворение потенциальной множественности Хаоса в актуальную. Рождение первичных кристаллов — прототипов атомов. Научная достоверность этого факта и невозможность его физико-механического объяснения. Возможность .разрешения проблемы с более широкой точки зрения. Создание материи инфра-миром. Разрешение проблемы о возрастании энтропии. Беспредельная цепь вселенных. Иерархическая координата и четырехмерное иерархическое пространство. Иерархия миров стремится лишь к потенциальной бесконечности. Органическая целостность иерархии миров. Частный аспект закона синархии. Значение терминов: «потенциальное единство» и «потенциальная множественность». Смысл и последствия взаимного

отражения полюсов антиномии: единство—множественность. Первичный вневременный этап космического творчества.

9. Хаос и космос. Достоверность красоты и гармонии.

Антиномичность иерархии монад и иерархии

множеств. Идея неатомной первичной материи

вводится в эзотерическое учение лишь как

гносеологический прием................................................ 61

Эволюция есть организация. Чем космос отличается от Хаоса. Разные виды эмпирической достоверности. Достоверность красоты и гармонии. Природа мировой эволюции. Антиномичность иерархии монад и иерархии множеств. Начало мировой эволюции. Идея платоновской неатомной первичной материи имеет лишь гносеологическую ценность и оправдание.

10. Синархия физического мира........................................ 67

11. Царство кристаллов....................................................... 69

Кристалл как простейший организм, его сознание. Мир кристаллов. Его природа и смысл бытия. Сознание кристалла и его соотношение с человеческим.

12. Царетво растений.......................................................... 74

Царство растений и его отличие от царства кристаллов. Мир растений отделен от мира кристаллов скачком синархии. Личность растений. Сознание растений, в нем раскрывается актуально одна только категория чувства. Природа личности растений пассивна. Символическое тождество растений и ангелов. Символика Каббалы. Соотношение символов «камня» и «растения».

13. Царство животных......................................................... 84

Царство животных и его отличие от царства растений. Сознание животных актуально обладает всеми тремя категориями: чувства, разума, воли. Эти категории раскрываются как потенции духа, но именно внешние условия жизни вызывают необходимость их раскрытия. Эти условия суть: необходимость поиска пищи и борьба за существование. Эволюция самостоятельности и инициативы. Разум и воля сознания животных.

14. Синархия царств природы............................................ 90

Достоверность и ценность классификации органического целого природы на отдельные ее царства. Антиномия двух видов эволюции и вытекающая из нее антиномия двух закономерностей. Последовательная иерархия царств природы.

15. Место человека в иерархии космоса........................... 94

Есть ли человек только высшее животное. Человек как общекосмическая идея. Идея человека есть ось мира. Адам-Кадмон.

— 8 —

16. Синархия царств идеального мира»................................. 97

Эволюция идеального мира. Претворение его потенциальной иерархии в актуальную. Антиномическая сопряженность царств природы. Триединство принципов царств природы. Триединство принципов царств идеального мира. Царство тверди или принципов. Закон синархии и Арканы Таро. Каббала и ее символика букв. Три категории принципа и примат воли. Микрокосмичность принципов. Царство монад или индивидуальных единств. Антиномичность принципа и монады. Микрокосмичность монад. Три категории монады и примат воли. Антиномичность иерархии принципов и иерархии монад. Соотношение между царствами Отца и Сына. Царство ангелов или идей. Символическая интерпретация трех царств идеального мира. Природа идей и место их царства в организме идеального мира. Идеи как аналоги растений. Иерархия идей, ее рождение из иерархии принципов и раскрытие в иерархии монад. Пассивность собственной природы идей. Три категории идей или ангелов. Особенности иерархии категории воли. Падение Люцифера. Основные тезисы традиции. Метафизическая природа зла. Метафизический смысл падения Люцифера. Антиномия: Михаил — Люцифер. Природа демонов, они образуют лишь тень синархии. Реальность и иллюзия. Эгрегор. Эгрегор сатаны. Козел как эмблема дьявола, ее древность. Вневремен-ность трех царств идеального мира. В своей уединенности идеальный мир оставался бы потенциальным. Трансцендентное нуждается в имманентном. Необходимость их органического сопряжения. Оно осуществляется иерархией монад. Эволюция материи и инволюция духа. Исключительность места Человека в иерархии космоса. Соотношение между царством идей и царством монад. Космическое призвание человека.

17. Основная антиномия существа человека,

сопряженность в нем двух различных иерархий,

трагедия как основной закон жизни................................ 123

Двухприродность человеческого существа. Выражения этой доктрины на пути истории. Свобода и безграничность возможностей человека. Их причиной является антиномическая природа существа человека. Предел эволюции человека. Три основные членения организма человека. Тело человека, его природа. Сознание человека,его основная антиномия. Двойственность человека: он есть и животное и истинный человек. Животная сторона человека, как имманентный полюс его естества. Будучи одновременно причас-тен к имманентному и трансцендентному, Человек должен жить по двум иерархиям. Кватернер видов духовного самоубийства. Тра-гедия человека.

18. Ноуменальная иерархия монад...................................... 134

Основные доктрины эзотерической монадологии. Раскрытие потенциальной монады. Иерархия монад. Трудность формулирования в разуме ее идей. Феноменальная и органическая закономерности. Природа монады, ее бытие и

— 9 —

индивидуальность. Единство бытия, множественность рождается лишь в сознании. Индивидуальность, ее природа. Качества феноменальной формы. Ноуменальная группа. Неравенство монад. Индивидуальность и субъективность. Двойственное проявление субъективности. Ноуменальное может проявляться лишь в равновесии феноменального. Индивидуальность, как энтелехия субъективности. Проявления индивидуальности. Идея «органического членения». Идея соотносительности. Иерархический порядок монад как следствие возрастания индивидуальности. Антиномия: Бог есть Личность — Бог Безличен. Эзотерическая монадология. Ноуменальный организм, звено иерархии и ноуменальная группа. Синархическая сопряженность звеньев иерархии. Соотношение между принципом синархии и идеей иерархии. Сопряженность эволюции монад одной группы.

19. Феноменальная иерархия множеств.............................. 151

Основные доктрины учения о множественности. Различие между ноуменальной и феноменальной группами. Определение группы Кантором. Два вида групп: чистые и нечистые. Эволюция монады и- эволюция множества, их антиномическая противоположность. Два направления эволюции множеств. Их различие только кажущееся и по существу они тождественны. Это есть лишь гносеологическая антиномия. Все монады вневременно сопряжены между собой, для иерархии множеств всеобщая сопряженность есть лишь энтелехия всей ее эволюции. Неравенство множеств. Их личность. Она проявляется в явлениях сродства. С развитием личности увеличивается ее влияние на дальнейший ход эволюции. С эволюцией множества возрастает субъективность его личности. Идеи «органического членения» и «соотносительности» по отношению ко множест­вам. Иерархический порядок множеств, как следствие возрастания личности и субъективности. Антиномия: Великая матерь есть Личность — Она Безлична. Эзотерическое учение о множествах. Феноменальный организм, звено иерархии и феноменальная группа. Антиномичность природы ноуменального и феноменального звеньев, — в их отношении к трансцендентному, в их отношении к имманентному. Сопряженность эволюции множеств одной группы. Антиномичность сопряжения частей в ноуменальном и феноменальном.

ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ

20. Сопряженность ноуменальной иерархии монад и

феноменальной иерархии множеств в жизни космоса.

Трагедия мировой жизни и ее два вида........................... 166

Сопряженность идей личности и множества. Их антиномичность. Онтология идеи личности. Расчленение антитезиса антиномии первого вида в антиномию второго вида. Задача о трех телах. Рождение личности и ее эволюция. Двойственная причина дисгармонии феноменального мира. Тождество двух аспектов этой причины. Примат идеи непос-

— 10 —

редсгвенного сопряжения части с целым. Феноменальная организация должна следовать от части к целому последовательно в каждом звене иерархии. Исходная онтологическая причина -феноменальной дисгармонии. Эмпирическая сопряженность двух аспектов общей причины дисгармонии. Необходимость дисгармонии для возможности осуществления эволюции. Дисгармония может быть преодолена лишь через высшую интуицию. Идея дисгармонии как основной предмет феноменального мира. Антиномия общих тенденций ноуменального и феноменального. Две системы противоположностей. Трагичность мировой жизни. Основной вид мировой трагедии. Две антиномичных, но одинаково ложных попытки ее игнорирования. Эзотеризм приемлет одновременно оба полюса этой антиномии. Схема основных этапов эволюции сознания. Рост высшей интуиции и нарастание трагичности. Механизм претворения одностороннего сознания в антиномическое. Трагичность первого вида одинаково предстоит перед человеком и государством. Трагедия человека. Трагедия общества. Церковь и государство. Попытки устранения этой антиномии. Одностороннее утверждение Церкви. Одностороннее утверждение государства. Одинаковая тщетность этих попыток. Общие пути к творческому преодолению трагичности: Две противоположных цели в жизни общества и необходимость соблюдения равновесия между стремлениями к ним. Путь страдания. Второй вид мировой трагедии. Антиномичность феноменальной природы. Этот вид трагедии проистекает из первого и по существу ему тождествен. Соотношение между феноменальным организмом и окружающей средой. Основная антиномия первого вида. Из нее вытекает вторичная антиномия второго вида. Анархизм. В одностороннем утверждении они одинаково ложны. Два вида внутренней дисгармонии феноменальной природы. Механизм претворения одностороннего сознания в антиномическое. Преодоление трагедии второго вида более сложно и трудно, чем преодоление первого. Обоснование альтруизма; его необходимость. Как сознание отдельного организма воспринимает идею целого его группы. Антиномия методов: синтетического и аналитического. Дополнительные осложнения общей задачи. Все внешнее познается только опытом. Всякий опыт есть столкновение. Три случая столкновения сознания с организмами его группы. I. Объект слабее субъекта по степени иерархии. II. Объект и субъект принадлежат одинаковой ступени иерархии. III. Объект познания принадлежит высшему иерархическому порядку, чем субъект, а) Объект есть реальный организм, б) Столкновение сознания с организмами отдаленных групп. Общая трагичность жизни.

21. Иерархия человеческого сознания в его статике и

динамике.......................................................................... 210

Статические иерархии сознании. Их целостность и непрерывность. Иерархичность начала разума. Ошибочное игнорирование качественного различия элементов мышления. Ошибочность последовательного метода умозаключений. Сопряженность этих ошибок. Их следствие: ошибочное признание разума простым началом. Качественная иерархия элементов мышления, Пример: качественное

—11 —

различие общего представления от честных. Закон иерархии есть основание всякой науки. Классификация. Закон иерархии есть основа всего научного мышления. Анализ и синтез. Механизм мышления в действительности всегда иерархичен. Наше сознание настроено по закону иерархии во всех трех его категориях.

22. Иерархия человеческих сообществ и их органическое

устройство; социальные и духовные организмы............. 220

Априорная необходимость органического строения человеческих сообществ. Основные членения их иерархии.

I. Государственное общество как организм..................... 222

Общая идея организма. Тождество идей организма и жизни. Место человеческого сознания в иерархии организмов. Единство и множественность в организме человека. Физиология.. Психология. Семья и личность как элементы человеческого общества. Идеи Канта. Общее единство человеческих обществ. Соотношение в общественном организме полюсов антиномии: единство—множественность. Отрицательные последствия приписывания идее организма второстепенных признаков. Признак непрерывности. Признак определенности формы. Общая идея организма одинаково проявляется на всех ступенях иерархии. Иерархический порядок организма определяется порядком его единства. Закон Геккеля и применение его Лилиенфельдом к организму человека и организму общества. Целостное сознание общества и сознание человека живут в планах различного иерархического порядка. Будучи антиномичны, эти два сознания в то же время всегда органически сопряжены. Заключение: организм общества и организм государства тождественны по сущности и аналогичны по качествованиям. Система индуктивных доказательств этой доктрины у Лилиенфельда и Вормса. Работа Вормса. Анатомия обществ. Физиология обществ. Сознание и личность обществ. Размножение обществ. Работа Лилиенфельда. 'ТЛесто человеческого общества в космосе. Общая идея организма и общества. Пять основных признаков организма. Основная аналогия общества и организма в трех аспектах жизни. Истинный прогресс есть углубление антиномий и сопряжения их полюсов в органической жизни. Нелепость представления о безграничной свободе. Антиномическая сопряженность идей свободы и собственности. Размножение, смерть и болезни обществ. Нервная система организма общества как механизм, осуществляющий его целостность. Проявления общественного сознания в нарастании потенциальных напряжений и в их разряжении. Органы человека суть продукты окружающей среды; его психические силы суть продукты жизни в организме общества. Религия. Субъективные особенности личностей обществ. Эволюция всякого организма есть возрастание свободы. Проблема сознания и личности обществ

II. Учение об эгрегоре и его видах............................. 260

Взаимоотношения частей группы. Понятие об эгрегоре: он есть актуальное сознание группы. Два основных вида эг-регоров: реальные и мнимые. Эгрегор создается кол-

— 12 —

лективной работой актуальных сознаний индивидов группы. С ходом эволюции эгрегор становится независимым деятелем. Виды реальных эгрегоров. Физиологический эгрегор. Эгрегор не есть идея или система идей. Его природа ноуменально-феноменальна. Эгрегор и Карма. Эгрегор есть динамическая система. Онтологическое происхождение эг-регора. Силовые поля идей и эгрегора; их антиномичность. Эволюция эгрегора. Закон возрастания свободы. Преодоление эгрегориальной необходимости через высшую интуицию. Общее определение и содержание физиологического эгрегора. В иерархии видов культуры первой раскрывается материальная ступень. Экономическая культура как продолжение и раскрытие потенций тела. Иерархическое место физиологического эгрегора. Рождение экономической организации. Экономический эгрегор. Его аналогия с физиологическим. Их различие. Виды экономических эгрегоров. Природа экономического эгрегора. Проявления в нем культа. Политический эгрегор. Его природа. Значение сознательной воли. Политическая эволюция, проявление культа. Эгрегоры сознания. Деление по трем категориям. Эгрегоры чувства. Их виды. Эгрегоры разума. Школа. Эгрегоры воли. Организация обществ. Ее эволюция. Общество трансценден-тно индивиду. Проявление трансцендентного сознания обществ. Трансцендентная закономерность и случайность событий. Роль эгрегоров. Воплощение эгрегориальных тяготений в отдельных личностях. Пророк и гений. Борьба эгрегоров

III. Иерархии духовных организмов и их сознания------- 294

Аналогия органического строения общества и человека. Природа иерархического соподчинения монад. Тип возрастания фиксируется у монад лишь на конечное время. Иерархия монад вечно органически перерождается. Устойчивость множеств при постоянной смене\ичного состава входящих- элементов. Это осуществляется через фиксацию пределов вероятности. Истинное соотношение между монадами индивида и общества. Кинетические выражение закона синархии. Сопряжение монад по типам индивидуальности в духовные группы. Потенциальное сознание высших монад человеческих обществ

КОММЕНТАРИИ................................................................... 301

«Философия есть наука принципов и первопричин» (Аристотель)

Книга первая

ЗАКОН СИНАРХИИ И УЧЕНИЕ

О ДВОЙСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ

МОНАД И МНОЖЕСТВ

ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ

§1. Закон синархии, era раскрытие в органическом строении космоса. Понятие об иерархии.

В основе эзотерического миросозерцания лежит закон синархии . Его бесконечно глубокое содержание чрезвычайно трудно выразить в системе слов и понятий, ибо оно по своей природе лежит выше области действия познавательных и изобразительных способностей интеллекта. Вполне понять разумом закон синархии — значит не только усвоить все целостное содержание начала разума, но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик мироздания. Достижение этого идеала может быть лишь конечной целью всей эзотерической школы, к которой она должна неуклонно стремиться во всех своих начинаниях. Если бы этот идеал раскрывался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого реального жизненного значения и являлся бы лишь отвлеченной эмблемой. Но всякий реально существующий идеал, в противоположность вымышленным девизам, оказывает свои воздействия на всем пути приближения к нему'.

Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния уже с самых первых к ней устремлений. Так и в данном случае, хотя мы и бесконечно далеки от целостного восприятия законов синархии, но все же можем твердо ус-

— 15 —

тановить, что к его истинному содержанию можно приближаться лишь через углубление и органическое воссоединение ряда определенных идей. Всякий принцип таит в себе бесконечное содержание, ибо он объемлет в своих тональностях все космическое многообразие в некотором индивидуальном единстве, но в то же время может быть выражен в конечной совокупности слов. Такое выражение нисколько не претендует быть адекватным с действительным содержанием принципа, ибо оно является лишь символом, но именно в этой символичности вся цель его и оправдание.

Природа символа глубоко антиномична. С одной стороны, он образован из элементов феноменального мира, а с другой, он причастен к ноуменальному. Символ есть брешь в оковах тварности, через которую тварь получает возможность соприкасаться с вечным и необусловленным. Символ как бы дает точку опоры идеальному в области относительного и тем раскрывает относительную свободу видеть идеальное и к нему тяготеть. Эзотерическая традиция может дать человеку, как выражение закона синархии, только ряд символов интеллигибельного порядка, но этим она раскрывает путь к такому глубокому внедрению сознания в этот корень космического бытия, на какое только оно способно.

Закон синархии есть данность,— но данность не субъективная, а безусловная и общемировая, хотя и служит пер-воверховным принципом всего бытия нашего сознания,— и в то же время он является императивом, привходящим в сознание извне.

Закон синархии есть не только основной закон мира, но и самая его сущность, смысл и оправдание, он есть одновременно и цель и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии есть также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и его собственное содержание. Как все великое и истинное, закон синархии весьма прост, но именно благодаря этому все величие и бесконечность его содержания могут быть хоть сколько-нибудь восприняты лишь путем долгого эволютивного подхода. Последовательно изучая одни его аспекты за другими, человек может постепенно асимптотически приближаться к этому океану идей и воспринимать в своем сознании все яснее и ярче его целостный отблеск.

—16 —

Европейская философия знает формулу: «Мир есть органическое целое», — это и есть простейшее выражение закона синархии. Однако оно крайне ограничивает и обедняет его содержание, ибо стремится утвердить лишь ту частную идею, что видимое многообразие вселенной есть раскрытие некоторого Высшего Единства, синтетически объединяющего все бесчисленные единичные виды и формы проявления. В одностороннем утверждении эта идея претворяется в провозглашение формулы: «Deus sive Nature», то есть в понимание космоса как системы субстанции и ее

атрибутов пантеизма Спинозы, Органическое мировозз-

о рение устраняет эту сектантскую односторонность, вводя

идею Абсолюта, Который по сущности своего бытия надмирен, но раскрывается в мире как субстанция .

Собственная его Природа определяется антиномией Нирвана—Проявление, то есть утверждается, что Абсолют одновременно имманентен и трансцендентен миру .

Раскрытие Абсолюта происходит сначала в идеальном мире, а затем Его ноумены, в свою очередь, раскрываются в единичных явлениях феноменального мира как субстанция второго разряда.

Не подлежит сомнению, что все эти идеи возникли в европейской философии в связи с быстро растущим в наши дни интересом к еще недавно, казалось, окончательно позабытой религиозно-мистической литературе и Востоку вообще. Только в самое последнее время эти доктрины начали получать формулировку, отвечающую требованиям европейской философской мысли и благодаря этому стали занимать уже важное в ней место. Однако нельзя отрицать, что на европейской почве эти идеи еще далеко не достигли целостности, слитности и гармонической сопряженности, то есть еще далеко не вылились в законченную систему. Если истинное эзотерическое учение есть нечто стройное и законченное, как кристалл, то современная европейская мысль успела усвоить только отдельные и весьма разрозненные его звенья. Сложная система идей, выражающая гармоническое строение космоса в эзотеризме, объединяется в первовер-ховном законе его бытия — в законе синархии.

Наиболее легким для восприятия его выражением будет следующее: закон синархии есть закон иерархического

строения космоса. Мировое многообразие не есть простая

— 17 —

периферия абсолюта (Брахмана), раскрывающегося в субстанции (Браме, Божестве Творящем — по эзотерической терминологии ,— а стройный организм, где отдельные формы расположены по закону бесконечно углубляющегося синтеза. В этом определении неразрывно объединены две основные доктрины эзотеризма:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. А. Астафьев основы мироздания: геном, закон

    Закон
    Борис Александрович Астафьев - доктор медицинских наук, гранд доктор философии, профессор, академик Международной Академии Информатизации, автор более 150 научных публикаций по различным вопросам теории эволюции, философии, теории
  2. Б. А. Астафьев теорияединойживой вселенной закон

    Закон
    Борис Александрович Астафьев - доктор медицинских наук, гранд-доктор философии, профессор, академик Международной Академии Информатизации, действительный член Нью-Йоркской АН, автор более 130 научных работ, в том числе 5 монографий и трех книг.
  3. Востока и Запада. Развитое Уилбером интеллектуально-духовное видение предлагает новые возможности для соотнесения и развития самых разнообразных исследовательских проектов

    Документ
    У36 Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; Пер. с англ. В. Самойлова под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство ACT» и др.
  4. Курс энциклопедииоккультизм ачитанный Г. О. М. в 1911-1912 академическом году в городе С. Петербурге Составила ученица N40 F. F. R. C. R

    Документ
    Поместила я сюда также и все элементарные указания относительно развития в себе интуиции и реализационной власти. Кто, изучив эту энциклопедию, применит к себе заключенные в ней указания, тот может безбоязненно приняться за специальные
  5. Книга Первая (42)

    Книга
    Современное состояние умов. – Столкновение между Религией и Наукой. – Ложное понимание Истины и Прогресса. – Древняя Теософия и современная Наука. – Древность, непрерывность, единство учения мистерий.

Другие похожие документы..