Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Необходимость изменения действующих и создания новых институтов, относящихся к системе юридического образования в России, вызвана, прежде всего, проц...полностью>>
'Документ'
Заказчик, Открытое акционерное общество «Тепло Тюмени», 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Одесская, д.1. корпус 1, настоящим приглашает заинт...полностью>>
'Документ'
3.3. Проблеми створення інвестиційних фондів та компаній, довірчих товариств, недержавних пенсійних фондів та інших фінансових установ в Україні та о...полностью>>
'Разработка урока'
Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). При во...полностью>>

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад о деятельности Уполномоченного
по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении
и защите прав, свобод и законных интересов ребенка
в 2007 году

Введение

Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного). Тогда в рамках пилотного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (далее - ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации были созданы пять первых региональных институтов уполномоченных в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

За прошедшие годы институт уполномоченного не стоял на месте, он эволюционировал, развивался. Несмотря на законодательные, организационные, финансовые и иные трудности институт уполномоченного стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты нарушенных прав и законных интересов как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются.

Институт уполномоченного занимает определенное место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребенка. Региональные уполномоченные показали, что у них есть свое политическое пространство для деятельности.

В настоящее время должности уполномоченного по правам ребенка учреждены в 21 субъекте Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) была учреждена в соответствии с Законом города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (далее - Закон города Москвы № 43) в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями города Москвы.

Основными направлениями работы Уполномоченного являются:

1) защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав;

2) проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

3) экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

4) правовое просвещение детей, их родителей, специалистов.

Разрешая конкретные, личные ситуации детей, Уполномоченный помогает проведению преобразований, связанных с улучшением положения с обеспечением прав детей в целом.

Каковы основные успехи, достигнутые в 2007 году, с точки зрения улучшения жизни и реализации прав детей в городе Москве?

1. Прошедший год был объявлен в Москве Годом ребенка. В городе была реализована масштабная, не имеющая аналогов за всю его историю, Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года № 928-ПП. Размах программы и ее информационное сопровождение были таковы, что многие граждане и должностные лица, проживающие не только в Москве, но и в других регионах страны, были уверены, что 2007 год объявлен Годом ребенка в целом по России.

2. Правительство Москвы приступило к реализации разработанной ЮНИСЕФ глобальной инициативы «Создание городов, доброжелательных к детям» (далее - инициатива ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям»). В августе 2007 года в Женеве первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова от имени Правительством Москвы подписала с ЮНИСЕФ Меморандум о сотрудничестве. В ноябре 2007 года Меморандум о сотрудничестве между Москвой и ЮНЕСКО был подписан Мэром Москвы Ю.М.Лужковым.

В Москве 2-3 сентября 2007 года прошла международная конференция «Города для детей», в которой приняли участи представители 26 стран мира и 71 субъекта Российской Федерации.

3. В прошлом году Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы приступил к реализации трехлетней программы ускоренного обеспечения жильем семей, воспитывающих детей-инвалидов и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В 2007 году были улучшены жилищные условия 758 семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов - колясочников или детей-инвалидов, не являющихся колясочниками, и проживающих в общежитии или коммунальной квартире.

Была завершена двухлетняя программа улучшения жилищных условий многодетных семей, имеющих пять и более детей и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В прошлом году новые квартиры получили 225 таких семей.

4. Продолжало совершенствоваться законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Законами города Москвы были закреплены новые социальные гарантии для детей и семей с детьми, предусмотренные Правительством Москвы в рамках программы Года ребенка. Так, например, были приняты Законы города Москвы от 28 февраля 2007 года № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве», от 20 июня 2007 года № 22 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства».

Департаментом образования города Москвы подготовлен проект закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

5. В 2007 году начал активную работу созданный в конце 2006 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, на который возложено осуществление межотраслевой координации в области семейной и молодежной политики; создание единой системы преодоления социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; реализация политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание методической помощи и содействия органам опеки и попечительства, а также контроль за их деятельностью в отношении детей.

Особенно важно то, что с ноября 2007 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы стал выполнять функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите.

6. К концу 2007 года Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы (далее - стратегия «Московские дети»).

Стратегия направлена на реализацию в полном объеме на территории города Москвы всех прав детей, установленных в Конвенции ООН о правах ребенка (далее - Конвенция о правах ребенка). Кроме того, положения Стратегии в полной мере соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», утвержденных специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года.

Стратегия была рассмотрена 19 февраля 2008 года на заседании Правительства Москвы и в целом одобрена.

7. В прошлом году наметилась позитивная тенденция более активного участия детей в общественной жизни Москвы и развития процедур учета мнения детей в решении городских вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы. Формы участия детей и учета их мнения разнообразны: самоуправление в школах, общественные советы при территориальных и функциональных органах исполнительной власти, опросы, анкетирование, «круглые столы», форумы.

Важно, чтобы политически ответственными лицами мнение детей (с учетом их возраста и зрелости) было услышано. Дети должны чувствовать свою сопричастность к тем изменениям, которые происходят в городе. При этом важно также знать мнение не только детей из благополучных семей, но и мнение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорных, проживающих в приютах и детских домах, имеющих ограниченные возможности здоровья и других).

Нужно помнить, что учет мнения детей, их участие в жизни города - важнейшие принципы Конвенции о правах ребенка и инициативы ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям».

8. В 2007 году в Москве родилось 101344 ребенка. Такого количества новорожденных в городе не было последние 18 лет. Это убедительный аргумент не только стабильной экономической и политической ситуации в мегаполисе, но и эффективности осуществляемой городскими властями социальной политики.

К сожалению, не все из намеченного программой Года ребенка удалось сделать.

Не был разработан порядок взаимодействия органов исполнительной власти по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства.

Не принята программа правового просвещения детей и подростков, оказания содействия в области применения ими своих прав.

Не утверждена городская среднесрочная целевая программа преодоления социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве на 2007-2009 годы.

Не разработан четкий план мероприятий по реализации инициативы ЮНИСЕФ.

С большим опозданием, только 4 декабря 2007 года, было принято постановление Правительства Москвы № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве». Указанный Закон, принятый 4 октября 2006 года, предусматривает оказание во всех случаях бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. Но в бесплатной юридической помощи нуждается значительно более широкий круг детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, ничем не закончились предпринятые Уполномоченным, органами исполнительной власти города Москвы, членами Общественной палаты Российской Федерации, общественными организациями усилия по внедрению в практику работы районных судов города Москвы элементов ювенальных технологий. Руководство Московского городского суда не изменило своей позиции по данному вопросу, считая, что специализация судей районных судов города Москвы и особый состав судебной коллеги в Московском городском суде, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, это и есть ювенальная юстиция. При этом руководство Московского городского суда продолжает игнорировать интересный и позитивный опыт применения ювенальных технологий в ряде субъектов Российской Федерации.

Самое важное, что реализация в 2007 году мероприятий программы Года ребенка продемонстрировала, что для органов государственной власти города Москвы политическим приоритетом является улучшение положения детей и наилучшее обеспечение их интересов.

В 2007 году, как и в предыдущие годы, успехи федеральных властей (с учетом имеющихся в их распоряжении полномочий и средств) в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей были более чем скромными.

Остались нерешенными многие системные проблемы.

1. Очень высоким остается уровень бедности среди детей и семей с детьми. Исследование, проведенное ЮНИСЕФ, показало, что сегодня бедность в нашей стране имеет «детское лицо»: риск бедности в России среди детей в два раза превышает среднестатистический уровень. Наиболее уязвимыми оказываются дети в возрасте до семи лет. Между тем именно дети в наибольшей степени страдают от бедности, поскольку она затрагивает сами основы потенциала их развития - их развивающийся организм и ум.

2. Вопреки взятым Россией международным обязательствам не разработан и не принят Национальный план действий в интересах детей.

3. Не образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и реализовывать политику в интересах детей и семей с детьми, координировать деятельность иных федеральных органов исполнительной власти по этим вопросам.

4. Не принят закон о создании ювенальных судов.

5. Не учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представило отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части отнесения к числу субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, а также установления права уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации на обращение в суд в целях защиты прав и законных интересов ребенка либо неопределенного круга детей и участия в деле по своей инициативе для дачи заключения по делу.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

6. Продолжалось выселение детей - пользователей жилья собственниками жилых помещений в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьей 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Попытки некоторых депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательно изменить данную ситуацию в большей степени преследовали цель «пропиарить» себя и стоящие за ними политические силы, нежели добиться реальной защиты жилищных прав детей и восстановить права тех, кто уже выселен на улицу. Произошло уникальное событие: в ноябре 2007 года Верховный Суд Российской Федерации дал новые разъяснения по применению статьи 31 ЖК РФ, диаметрально противоположные тем, которые были приняты в ноябре 2005 года. Однако для реальной защиты прав несовершеннолетних пользователей жилых помещений новой позиции Верховного Суда Российской Федерации совершенно недостаточно.

7. По-прежнему огромное количество семей с детьми в России остро нуждаются в улучшении жилищных условий: испытывают потребность в дополнительной площади, не имеют доступа к базовым коммунальным услугам. По оценкам экспертов ЮНИСЕФ, 85,1% российских семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, при этом дополнительная площадь требуется 72,9% домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет. Возможность улучшить жилищные условия с помощью жилищных программ, реализуемых региональными и федеральными властями на возмездной основе, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», имеет незначительное количество семей. При этом важно помнить, что адекватные жилищные условия благоприятствуют сплоченности семьи, способствуют социальной справедливости и защищенности, что имеет огромное значение для благополучия детей.

8. Правительство Российской Федерации не предложило для реализации программу деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне были установлены: размер единовременной денежной выплаты при всех формах семейного устройства указанной категории детей; минимальный размер ежемесячного денежного пособия на ребенка, переданного на воспитание в семью; минимальный размер оплаты труда приемного родителя. Из федерального бюджета на эти цели регионам России предоставляются необходимые субвенции. Однако очевидно, что этих мер недостаточно. Проведение политики деинституциализации требует постановки общей цели, задач, определения перечня мероприятий, направленных на достижение намеченных цели и задач. Необходимо определить показатели (индикаторы) для объективного измерения успешности реализации программы. Следует осуществить единое для всей страны нормативное регулирование процессов деинституциализации.

Существенные различия между регионами России, находящимися в одинаковых экономических условиях, по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в 2006-2007 годах на те или иные формы семейного устройства, свидетельствуют об отсутствии четкой политики федерального центра по указанной проблеме. Каждый субъект Российской Федерации идет своим путем, используя свой опыт и свои представления о том, в чем заключается программа деинституциализации, какие действия необходимо предпринять на уровне региона, чтобы добиться положительных результатов.

При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» одним из показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи); находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что государство считает для себя приоритетной работу по устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9. Государственной Думой только в первом чтении был принят проект федерального закона «Об опеке и попечительстве». Считаю, что борьба, развернувшаяся вокруг данного законопроекта, с участием ряда должностных лиц и общественных деятелей, была абсолютно неконструктивной, не носила содержательного характера и была направлена против отдельных авторов законопроекта. Складывалось ощущение, что некоторые из критиков не только не вникли в суть законопроекта, но даже его не читали. Они боролись с тем, чего в законопроекте не было и быть не могло.

Депутатам Государственной Думы предлагалось поддержать альтернативный законопроект, якобы разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) и внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Однако никакого альтернативного законопроекта как не было, так и нет до сих пор.

Противники законопроекта убеждали, что основной упор при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан следует делать на патронат. Некоторые оппоненты даже заявляли, что такая традиционная для России форма семейного устройства как опека и попечительство себя изжила.

Безусловно, патронат является современной и очень перспективной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Уполномоченный всегда занимал эту позицию. Очень сильными сторонами патроната является, во-первых, предварительная подготовка граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, к тем проблемам и рискам, которые неизбежно возникнут при появлении в их семье ребенка из сиротского учреждения, а, во-вторых, последующее сопровождение патронатной семьи соответствующими специалистами (психологом, педагогом, юристом, врачом, конфликтологом).

Однако предварительная подготовка указанных граждан и последующее сопровождение семьи, воспитывающей ребенка, взятого из детского дома, необходимы и при усыновлении, и в случае опеки и попечительства, и для приемной семьи. То есть важные составляющие патроната следует распространить и на другие формы семейного устройства.

Предварительная подготовка кандидатов и сопровождение семей по своей сути являются определенными услугами, которые могут предоставляться уполномоченными (то есть прошедшими лицензирование) государственными и негосударственными организациями и учреждениями.

При этом органы опеки и попечительства должны сохранить за собой исключительное право принимать юридически значимые решения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые нормы, регулирующие вопросы опеки и попечительства и содержащиеся в ГК РФ и Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ), в основном инкорпорированы из советского законодательства. Принятие федерального закона «Об опеке и попечительстве» позволит значительно оживить этот правовой институт, сделает его гибким и отвечающим требованиям времени. Кроме того, законопроект содержит положения об управлении имуществом подопечных, ответственности опекунов и попечителей, сотрудников органов опеки и попечительства.

Сожалею, что авторитетные цивилисты страны не высказали свое мнение относительно спора по проекту федерального закона «Об опеке и попечительстве» и аргументов противников данного законопроекта, связанных с вопросом о возможности разделения прав и обязанностей в институте законного представительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, между органом опеки и попечительства, патронатными воспитателями и так называемой уполномоченной службой.

Для специалистов, экспертов и должностных лиц, которые убеждены, что из всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует развивать исключительно патронат, который кардинально решит проблему по уменьшению количества указанной категории детей, напомню, что статистические данные Минобрнауки России об устройстве на различные формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006-2007 годах выглядят следующим образом:

(число детей)

Формы семейного устройства

2006 год

2007 год

Всего устроено на воспитание в семью

113 101

119 755

Опека (попечительство)

85 830

83 700

Приемная семья

8 554

18 927

Усыновление,

14 456

13 220

из них:

российскими гражданами

7 767

8 896

иностранными гражданами

6 689

4 324

Иные формы семейного устройства (в том числе патронат)

4 261

3 908

Очевидно, что наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство (в 2006 году - 76%, в 2007 - 70%) и приемная семья (в 2006 году 7,6%, в 2007 15,8%).

10. В 2007 году Государственная Дума даже не приступила к обсуждению проекта федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Более того, например, в отношении телевидения высшие должностные лица государства занимают крайне неубедительную позицию: они считают, что телевизионные каналы являются коммерческими структурами и у государства отсутствуют механизмы влияния на них. А кое-кто из них цинично заявляет, что это дело вкуса, и если не нравится какая-то программа, то ее просто не следует смотреть. При этом известно, что все развитые страны идут по пути ограничения СМИ и осуществления общественно-государственного контроля за содержанием производимой и распространяемой СМИ информации. У нас, видимо, свой особый подход в этом вопросе. Поэтому СМИ не только продолжают пропагандировать пошлость, жестокость и секс, но и напрямую вторгаются в частную жизнь несовершеннолетних, нарушая статью 23 Конституции Российской Федерации и статью 41 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации». Доходит до того, что сами дети, обращаясь к Уполномоченному, пишут, что они ненавидят программу «Дом-2» и Ксению Собчак, требуют закрыть эту передачу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  2. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2011 год

    Доклад
    Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место становятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находится в гармонии с общественными и государственными интересами.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году

    Доклад
    В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмана. Первый парламентский омбудсман был учрежден в 1809 году в Швеции. Однако в течение очень длительного времени Швеция являлась единственным государством, где был создан и развивался этот институт.
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2007 году

    Доклад
    Все доклады, которые готовлю по итогам года, про­пущены через сердце. Состоялись тысячи встреч с раз­ными людьми, а вопрос возникает один и тот же: поче­му столь красивые, щедрые, добрые люди не могут быть спокойны за своё завтра.

Другие похожие документы..