Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В состав Подкарпадского района входят: Львовская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская области. Они занимают территорию в 56,6 тыс. км2 - 10%...полностью>>
'Документ'
В настоящее время стоматологическая служба Волгоградскойобласти характеризуется, наличием широкой и разнообразной сетиучреждений различных форм собст...полностью>>
'Реферат'
Особенность современного этапа развития рыночной эко­номики в России заключается в необходимости и важности оценки стоимости предприятия (бизнеса) дл...полностью>>
'Документ'
Переведом Рокоссовского на Второй Белорусский озадачены были многие считая, что Сталин, в в отношении его допустил несправедливость: вот мнение И.Х.Б...полностью>>

Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «лексика» (5-6 классы общеобразовательной школы) 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Пашкова Елена Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»

(5-6 КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена в лаборатории обучения русскому (родному) языку при

Учреждении Российской академии образования

«Институт содержания и методов обучения»

Научный руководитель: академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор Быстрова Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ходякова Лия Александровна

кандидат педагогических наук

Шарапова Ольга Юрьевна

Ведущая организация: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова.

Защита состоится «____»_______________2009г. в ________ часов на заседании диссертационного совета ДМ 008.008.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул.Погодинская, д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения».

Автореферат диссертации размещен на сайте:

Автореферат разослан «____»_______________2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук Карашева Н.Б.

Одной из целей обучения русскому языку в школе сегодня становится формирование культуроведческой компетенции, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа.

На современном этапе развития школьного образования особую значимость приобретает проблема гуманитарного развития личности. Развитие информационных и компьютерных технологий, процесс глобализации могут привести к отходу от национальных ценностей и традиций русского народа. В этих условиях благодаря своей кумулятивной функции язык становится средством обогащения духовно-нравственного мира школьника и приобщения его к ценностям русского народа.

В методике преподавания русского языка понятие культуроведческой компетенции уже вошло в лингвометодический тезаурус. В работах Е.А. Быстровой, А.Д. Волковой, А.Д. Дейкиной, Т.К. Донской, С.И. Львовой, Е.В. Любичевой, Н.Л. Мишатиной, Л.И. Новиковой, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой, Н.М. Шанского и др. обосновывается роль предмета «Русский язык» в развитии национального самосознания школьника, в формировании у него представлений о родной культуре как материальной и духовной ценности, в осознании своеобразия родного языка, определяются цели и содержание культуроведческого аспекта в его преподавании.

В ряде исследований описываются пути реализации культуроведческого аспекта в учебном процессе: интеграция культуроориентированных сведений с материалом программы по русскому языку (Л.И. Новикова), включение в дидактический материал концептов духовной культуры (Н.Л. Мишатина, Т.И. Кобякова), усвоение «лингвокультурологических приращений» при изучении темы «Лексика» (Г.Ю.Токарева), использование этимологического анализа в формировании культуроведческой компетенции (Н.А. Подшибякина).

Теоретически обосновано содержание культуроведческой компетенции, разработана его структура в соотношении с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому (родному) языку. Определено содержание регионального компонента (на материале лексики) и пути его реализации как в основном курсе, так и в спецкурсе (факультативе) (Т.К. Донская, Л.А. Коренева, Г.Ф. Ковалев, Л.К. Лыжова и др.)

В Федеральном компоненте государственного стандарта (2004) и в Проекте образовательного стандарта основного общего образования (2009) куьтуроведческая компетенция выделена в качестве одной из целей обучения русскому языку. Формирование культуроведческой компетенции включает усвоение единиц с национально-культурным компонентом значения

В практике преподавания русского языка намечается тенденция включения дидактического материала, содержащего единицы номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения, в которых культурно-значимая информация представлена в денотативном и коннотативном значении слова.

Однако в теории обучения в целом проблема формирования культуроведческой компетенции в преподавании родного русского языка изучена недостаточно, не получило достаточного освещения само понятие, не определено содержание культуроведческой компетенции, не разработана система методов и приемов обучения, обеспечивающих ее развитие в школе. Не была предметом специального рассмотрения составляющая куьтуроведческой компетенции - слова с национально-культурным компонентом значения.

Актуальность избранной темы предлагаемого исследования определяют:

- социальная значимость проблемы формирования культуроведческой компетенции как одного из условий приобщения школьника к ценностям отечественной культуры, развития его духовно-нравственного мира;

- недостаточная теоретическая разработанность проблемы сопряжения языка и культуры в обучении русскому языку;

- практическая необходимость создания методической системы формирования культуроведческой компетенции.

Объект исследования – процесс формирования культуроведческой компетенции в процессе обучения лексике русского языка.

Предмет исследования – формирование культуроведческой
компетенции школы на основе обучения лексике с национально-культурным компонентом значения (5-6 классы).

Цель исследования – выявление пластов лексики с национально-культурным компонентом значения, теоретическое обоснование и разработка методики и определение путей её усвоения.

Гипотеза исследования: формирование культуроведческой компетенции в преподавании русского языка в 5-6 классах будет результативным, если:

- при изучении лексики у учащихся вырабатывается представление о национально- культурном компоненте значения слова;

- в обучении лексике учитывается лингводидактическая типология единиц номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения;

- в программных разделах «Лексика» реализуются возможности усвоения слов с национально-культурным компонентом значения;

- в методической системе обучения учитываются особенности слов с национально-культурным компонентом значения и предлагается комплекс упражнений и заданий, способствующий осознанию их своеобразия.

Для достижения поставленной цели исследования и проверки его гипотезы необходимо было решить задачи:

  • на основе анализа лингвистических, лингводидактических работ по проблеме исследования определить теоретические основы формирования культуроведческой компетенции в процессе изучения лексики и фразеологии;

  • определить объем и содержание ключевых понятий настоящего исследования: «компетенция», «культуроведческая компетенция», «национально-культурный компонент значения», «культурная коннотация», «эмотивная коннотация», «денотативный аспект значения», «коннотативный аспект значения»;

  • проанализировать программы, учебники с точки зрения темы исследования;

  • определить уровень культуроведческой компетенции учащихся 5-6 классов, трудности ее формирования;

  • выявить и описать в учебных целях единицы номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения, определить их лингводидактическую типологию;

  • разработать систему овладения единицами номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения;

  • проверить целесообразность и результативность предлагаемой системы.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили исследования:

- семантики слова, ее национально-культурного компонента, национально-маркированных единиц номинативной системы языка (В.В. Колесов, Н.М. Шанский, В.Н. Телия, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Воробьев, О.А. Корнилов);

- проблем реализации культуроведческого подхода в образовании в целом (В.С. Библер, В.В. Краевский, И.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.);

- культуроведческого подхода в обучении русскому языку в школе (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова, Л.И.Новикова, Т.Ф.Новикова, С.И. Львова, Н.М. Шанский, О.М. Александрова и др.);

- культуроведческого подхода в обучении русскому языку как иностранному (И.Л. Бим, Е.М. Верещагин, В.Г .Костомаров, Ю.Е. Прохоров, С.Г. Тер-Минасова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • теоретический (анализ лингвистической, психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по теме исследования, изучение действующих программ и учебников по русскому языку для общеобразовательных школ);

  • социолого-педагогический (наблюдение за процессом изучения лексики и фразеологии в 5-6 классах, беседы с учителями, учащимися, письменные и устные опросы учащихся);

  • экспериментальный (констатирующий срез, организация и проведение обучающего эксперимента);

- статистический (количественная и качественная обработка результатов констатирующего среза и обучающего эксперимента).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые описана в учебных целях составляющая культуроведческой компетенции - лексика с национально-культурным компонентом значения;

- раскрыты возможности лексики с национально-культурным компонентом в осознании учащимися национального своеобразия и богатства русского языка, взаимосвязи истории языка и истории народа;

  • предложена лингводидактическая типология национально-маркированных единиц номинативной системы языка, которая является основой реализации культуроведческого аспекта в изучении раздела «Лексика» в 5-6 классах;

  • создана система формирования культуроведческой компетенции, обеспечивающая овладение номинативными единицами языка с национально-культурным компонентом значения;

Теоретическая значимость исследования: выделена лексика с национально-культурным компонентом значения как составляющая куьтуроведческой компетенции; установлено, что теоретическую основу обучения лексике составляет лингвистическое описание и типология номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения; обоснована система обучения лексике, в основе которой лежит её лингводидактическая типология:

– единицы номинативной системы языка, денотативное значение которых отражает внешние реалии;

– единицы, денотативное значение которых отражает своеобразие национальной картины мира;

– единицы номинативной системы языка с экспрессивным, эмоционально-коннотативным значением.

Практическая значимость диссертации. Разработана и апробирована методика изучения единиц номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения, способствующая формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении лексике в 5-6 классах, при разработке методических пособий и методических рекомендаций для учителей, научно-практические выводы могут быть учтены при создании учебников и пособий, для совершенствования учебных программ.

Работа над диссертацией включала следующие этапы.

1 этап (2004-2005гг.). Анализ психолого-педагогической, лингвистической, дидактической, методической литературы по теме диссертационного исследования, на основе чего были определены теоретико-методологическая основа, объект, предмет исследования, сформулированы цель и рабочая гипотеза. Выявлены единицы с национально-культурным компонентом значения.

2 этап (2005-2008гг.). Разработка диагностического комплекса культуроориентированных вопросов и заданий; проведение диагностики, обработка результатов диагностирующего эксперимента; установление исходного уровня культуроведческой компетенции учащихся. Создание системы обучения лексике с национально-культурным компонентом значения. Систематизация и обобщение теоретических и эмперических материалов, уточнение понятийного аппарата по проблеме исследования.

3 этап (2008-2009гг.). Корректировка сфомулированных теоретических положений. Разработка контрольного диагностирующего комплекса; проведение диагностики; обработка результатов контрольного диагностического комплекса; установление полученного уровня культуроведческой компетенции учащихся. Общий анализ итогов исследования, систематизация и обобщение полученных результатов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой на теоретические и методологические положения, разработанные современной лингвистикой, лингводидактикой, педагогикой, лингвокультурологией, а также данными констатирующего, обучающего и поискового экспериментов в МОУ Гимназия № 86, МОУ СОШ № 68 г. Нижний Тагил Свердловской области. В этих образовательных учреждениях результаты исследования внедрены в практику обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены в публикациях и выступлениях с докладами на Всероссийской научной конференции «Система и среда: Язык. Человек. Общество.» (г.Н.Тагил, 2005г., 2007г.), региональной научно-практической конференции «Инновационная педагогическая деятельность: от концепции к образовательной практике» (г.Н.Тагил, 2007г.), конференции «Православная культура как основа духовного возрождения России» (2008г.); в публикации в журнале «Русская словесность» (2008г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование культуроведческой компетенции способствует осознанию языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики языка.

2. Важная составляющая культуроведческой компетенции - единицы номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения. Теоретической основой формирования культуроведческой компетенции при изучении лексики составляет лингводидактическая типология единиц номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения.

3. Предложенная типология единиц номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения определяет цели, методы и приемы обучения лексике.

Структура и основное содержание диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуется степень её разработанности, определяются объект, предмет и гипотеза исследования, характеризуется научная новизна, практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема формирования культуроведческой компетенции в теории и практике обучения русскому языку» освещены лингвистические, педагогические, общедидактические, лингводидакти-ческие, исследования; теоретические предпосылки предлагаемой работы.

Подход к преподаванию русского языка как средству постижения культуры восходит к трудам К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы.

Вопрос о соизучении родного языка с историей, культурой, нравственными представлениями народа впервые был поставлен Ф.И. Буслаевым, который подчёркивал важность в процессе обучения языку развития духовных способностей учащихся, приобщения их к настоящему и прошлому своего народа.

В современной лингвистике проблема взаимосвязи языка и национальной культуры освещена в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Д.И. Шмелёва, В.Н. Телии, А. Вежбицкой, В.В. Воробьёва, А.Т. Хроленко.

В методике преподавания русского языка как родного проблема соизучения языка и культуры активно разрабатывается в последние два десятилетия.

В главе освещена теория и практика обучения лексике русского языка в современной школе, предложен отбор работ, решающих проблему соизучения языка и культуры. Названная проблема активно разрабатывается в методике преподавания русского языка.

Развернутое описание содержания культуроведческого аспекта обучения русскому языку предложено Е.А. Быстровой. Намечены два направления в его реализации: обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке; познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками.

Обучение русскому как родному связывается с формированием национального самосознания учащихся: способность родной речи, родного языка передавать особые реалии национальной жизни может способствовать осознанию учащимися того факта, что родной язык – часть национальной культуры (А.Д. Дейкина).

Проблема языка рассматривается в контексте культурно-исторической среды: намечены такие аспекты, как изучение слов в истории общества, предполагающее выделение ключевых слов, обозначающих важные реалии и понятия духовной и материальной культуры, изучение их в связи с историей народа: истина, добро, милосердие, правда, любовь, совесть, закон; изучение лингвострановедческого аспекта языка; изучение диалектов, языка отдельных социумов - профессиональных, территориальных, возрастных (Л.В.Юлдашева).

Получил обоснование в качестве одного из методических принципов - соизучение языка и культуры, определён один из основных источников получения культуроведческой информации-культуроведческий текст, цель которого интерпретация используемого на уроке артефакта, расширение культурного кругозора учащихся, служить моделью – образцом высказывания; методически обоснована реализация культуроведческого потенциала произведений живописи на уроках развития речи (Л.А. Ходякова).

Введены понятия «культуроведческий концепт», «культурный фон», «лингвокультурологическая задача»; уточнено понимание таких терминов, как «культуроведческий аспект», «культуроведческая компетенция», «текст культуры», «культурный потенциал текста», «культуроведческий текст» (Л.И. Новикова).

Разработана проблема лингвокультурологических приращений при изучении лексики и фразеологии, обращённая к культурно-языковой (семантической) компетенции личности (И.Ю. Токарева).

В последние годы формирование культуроведческой компетенции связывается с коммуникативной компетенцией: разработан лингвокультуроведческий подход к развитию речи учащихся, основанный на включении в дидактический материал концептов духовной культуры; отобраны и систематизированы базовые концепты русской культуры и ментальности, методически разработаны лингвокультурологические сценарии присвоения языковой личностью культурных концептов (Н.Л. Мишатина).

Разработана структура национально-регионального компонента по русскому (родному) языку, определено его содержание (на материале лексики) и пути реализации как в основном курсе, так и в спрецкурсе (факультативе) (Л.А. Коренева)..

Рассмотрено содержание регионального компонента и модель его включения в преподавание русского языка в средней школе в разных формах и на разных этапах обучения, что является одним из условий формирования культуроведческой и регионоведческой компетенций учащихся (Т.Ф. Новикова).

В главе предложен анализ программ и учебников, функционирующих в современной школе, с точки зрения реализации в содержании предмета «Русский язык» культуроведческого аспекта. Анализ программ показал, что изучение лексики и фразеологии сосредоточено в основном 5-ом и 6-ом классах (Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык.5-9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.М. Ладыженская, Н.М. Шанский) или в 5-ом классе (Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. Авторы В.В. Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Талалаева, Л.Д. Чеснокова. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11классы. Автор-составитель С.И. Львова). В учебниках (под научной редакцией Н.М. Шанского, под редакцией М.М. Разумовской, под редакцией В.В. Бабайцевой, под редакцией М.В. Панова, авторов С.И. Львовой, В.В. Львов) достаточно широко представлены такие составляющие культуроведческого аспекта, как высказывания писателей о русском языке, его богатстве, выразительности, о русской культуре, тексты, рассказывающие о тайне происхождения языка, о русском языке в семье славянских народов, о жизни, быте русского народа, его традициях, обычаях, пословицы, поговорки и т.д. Эпизодически вводится диалог культур, тексты о способности лексики отражать жизнь народа.

Предложен обзор работ, решающих проблему соизучения языка и культуры в школе: М.Т. Баранов «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка»; А.В. Прудникова «Лексика в школьном курсе русского языка»; сборник «Упражнения по лексике и фразеологии» (составители Р.Е. Вульфсон, М.В. Соколова, З.Г. Ямпольская); Л.А. Введенская «Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка»; М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев «Методические рекомендации к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка»; Г.А. Молочко «Лексика и фразеология»; Н.Л. Мишатина «Как сердцу высказать себя?», Е.А. Быстрова «Диалог культур»).

В методике преподавания русского родного языка культуроведческая компетенция – понятие относительно новое. Оно вошло в теорию обучения русскому языку в школе в связи с реализацией компетентностного подхода в определении целей его обучения. Можно наметить следующие этапы его введения и осмысления.

I этап – введение термина, осмысление культуроведческой компетенции как одной из целей изучения русского языка как государственного (Проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2003).

II этап – введение термина, осмысление культуроведческой компетенции как одной из целей обучения русскому (родному) языку; определение целей и структуры и содержания культуроведческой компетенции (Е.А. Быстрова, 2004; Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004; Проект образовательного стандарта основного общего образования, А.М. Кондаков, А. А. Кузнецов, 2009).

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка рассматривается в диссертации в системе компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат
    Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.
  2. Формирование выразительной письменной речи учащихся при работе с метафорой на уроках русского языка

    Урок
    Защита диссертации состоится 19 сентября 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, г.
  3. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка

    Урок
    Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка филологического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический
  4. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 21 сентября 2009 года в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 2, Москва, ул.
  5. Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы (базовый уровень)

    Автореферат
    Защита состоится « 14 » мая 2009 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета ДМ 008.008.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, г.

Другие похожие документы..