Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельно...полностью>>
'Документ'
Прийом на освітньо-професійну програму підготовки фахівців ОКР "Спеціаліст" за спеціальністю "Професійне навчання" заочної форми ...полностью>>
'Реферат'
Раздел 2. Социально-экономическое развитие г. Белогорск за 2 -2008 годы и целевая динамика основных показателей на перспективу (на 2010, 2015, 2020, ...полностью>>
'Документ'
4. Полное фирменное наименование управляющей компании Фонда (далее — Управляющая компания): Открытое акционерное общество "Управляющая компания ...полностью>>

Авторы составители: Доскиева Е. Н., Бухарская Л. Н., Вольская Н. В., Зверькова Т. Т., Попкова Т. И., Смирнова И. Н., Теплов И. Г., Филиппова Е. А., Шишлова Н

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Кабинет изобразительного искусства

УЗОРЫ ТВЕРСКОГО КРАЯ

Изучение народных художественных промыслов, народного декоративно-прикладного искусства Тверской области

на занятиях по декоративному рисованию

Тверь, 2001

Авторы составители: Доскиева Е. Н., Бухарская Л. Н., Вольская Н. В., Зверькова Т. Т., Попкова Т. И., Смирнова И. Н., Теплов И. Г., Филиппова Е. А., Шишлова Н. В.

Узоры Тверского края. Изучение народных художественных промыслов, народного и декоративно-прикладного искусства Тверской области на, занятиях по декоративному рисованию, - Тверь: ТОИУУ, 2000, С.

Иллюстрирование, Приложение - стр. (заказное)

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОИУУ

Рецензенты:

Т. И. Бойцова, искусствовед, член Союза художников России, ответственный секретарь правления Тверской организации СХ России;

В. М. Воробьев, кандидат исторических наук, зав. кафедрой краеведения ТОИУУ;

Г. В. Мельникова, учитель изоискусства высшей категории школы

№ 44 г. Твери.

ЛР № 067886 от 5.05.98

ISBN 5-94-205-004-9

Издательство "Компания Фолиум"

Любовь к родному краю, Знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачев.

Декоративно-прикладное искусство народов России богато и разнооб­разно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы, Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина, Жостова, Ниж­него Тагила, ювелирные изделия Великого Устюга, холмогорских и тобольских косторезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя, Дымки, Абашева, кружевниц Вологды, Ельца, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска, Башкирии, Тюмени, Омска, Ижевска, а также мастериц многих других центров художественного ремесла.

Изделия народных мастеров отличаются глубоким пониманием основ материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. У кого под руками дерево - дерево, у кого под руками камень - камень, где есть глина - использовали глину и т. д.

Народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве соединяется с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания учащихся. Уроки декоративного рисования неразрывно связаны с особенностями изучения народных декоративно-художественных промыслов - одной из наиболее ярких форм народного искусства.

У промыслов Тверского края интересная многовековая история. Учитель изоискусства, воспитатель на занятиях декоративного рисования может рассказать учащимся о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочности древних символов старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникального из древних ремесел золотого шитья.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Это вышитые лолотенца, скатерти, одежда, керамическая и фаянсовая посуда, распштые золотом женские украшения и предметы быта, глиняные игрушки-свистульки и деревянные матрешки-игрушки, кружевные воротнички, манжеты, душегреи, занавески, изделия из цветного и прозрачного стекла, берестяные корзинки, хлебницы, туеса, бутылки, лапти, короба, деревянные резные наличники, фронтоны. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризует эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.

В Тверской области художественные предметы и изделия выпускают многие предприятия: ОАО «Конаковский фаянсовый заводь АО «Красный май», города Вышнего Волочка, Андреапольский фарфоровый завод, ОАО «Тверьстекло» г. Тверь, г. Лихославль ЗАО «Художественные промыслы». Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкает, но заметно отличается характером, продукция народных художественных промыслов, в которой облик предмета, формирование его художественных особенностей зависит от ручного творческого труда мастера-художника, что определяет конечный результат. Поэтому так важно значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практические умения, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

Народно-художественные промыслы - форма организации художествен­ного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Народно-художественные промыслы формировались первоначально в народной среде как изготовления в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным гончаром, ткачом, кружевницей, резчиком по дереву. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своим основным занятием (охотой, землепашеством, строительством, скотоводством). Художественные промыслы возникали там, где были достаточное количество местного сырья и устойчивый спрос на изделия.

Современные художественные промыслы находятся в процессе по­стоянного развития. Коллективный опыт мастеров формирует методику преемственности от старшего поколения к молодому, от отца к сыну, от матери к дочери. В итоге такого развития народного искусства отшли­фовывается форма изделия, сохраняются красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения мастеров и как ремесленная основа творчества. Произведения народных мастеров-художников Тверского края вошли в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: посуда, скульптура керамическая или фаянсовая, глиняная игрушка, женская одежда, украшения, вышитые золотом, жемчугом, нитями, разноцветными узорами. Во многих районах нашей области созданы авторские школы ремесел: город Бежецк - керамика, фаянс, глиняная игрушка; город Калязин коклюшечное и филейное кружево; город Ржев - граверное дело, глиняная игрушка, резьба по дереву; Лихославль - школа-студия художественных ремесел.

Сегодня творчество мастера художественного промысла ценится также высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижения этих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства нашей области.

Учащийся раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного слушателя, зрителя, а когда сам увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности и воображения. Вот здесь важную роль играет народное декоративно-прикладное искусство. Желание лепить самим из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись по дереву, вышивать, плести из бересты, выполнять коллективное панно из различных материалов, объемные напольные вазы и другие изделия возникает у ребят при знакомстве с произведениями народных мастеров Тверского края.

Внимательно изучая произведения народных мастеров, учащиеся смогут постигнуть основы родной культуры. Организует эту работу учителей, помочь которому и стремятся авторы этого пособия. Основная задача педагога - вызвать в сознании ученика интерес к тверским народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, желание составить свой эскиз росписи игрушки из глины или дереве, посуды, вышитого изделия, резного наличника, расписной доски и при этом приобрести новые навыки в декоративной живописи. Очень важно не только овладеть приемами доступного детям мастерства и знаниями искусства народных промыслов, но, может быть важнее, видеть результаты своего труда не только в своем альбоме или папке учителя, а выставленными на всеобщее обозрение и оценку. Надо дать детям возможность почувствовать свою причастность к авторству, творчеству, радости дарить свои изделия близким и знакомым. Выставки детского изобразительного творчества по декоративно-прикладному искусству необходимо устраивать в детском саду, классе, школе, домах культуры, краеведческих музеях и других залах.

Это пособие раскрывает важный аспект школьного образования -воспитание и формирование исторической, культурной и народной памяти, развитие чувства национального самосознания, через изучение народного искусства, предметно-орнаментального творчества Тверской земли. О накопленном опыте учителей изобразительного искусства Тверской области свидетельствуют предлагаемые конспекты и планы уроков или занятий, в которых подробно рассказывается история развития тверских народных промыслов, методика изучения декоративного искусства нашего края.

Авторы-составители:

Бухарская Л.Н. - учитель изоискусства средней школы №22, г. Тверь;

Доскиева Е.Н. - заведующая кабинетом изобразительного искусства ТОИУУ (руководитель);

Вольская Н.В. - учитель изоискусства средней школы №8, г. Конаково;

Зверькова Г.Г. - учитель изоискусства Рамешковской средней школы;

Попкова Т.И. - учитель-методист изоискусства Емельяновской средней школы Старицкого района;

Смирнова И.Н. - учитель изоискусства средней школы № 15, г. Вышний Волочек;

Теплов И.Г. - учитель изоискусства Корениченской НСШ Старицкого

района;

Филиппова Е.А. - учитель изоискусства средней школы № 5, г, Торжок; Шишлова Н. В. - учитель изоискусства средней школы № 1, г. Торопец.

Пособие «узоры Тверского края» состоит из двенадцати глав, которым соответствуют иллюстрации приложения:

  1. - «Глиняная игрушка», г. Торжок; ООО «Народные художественные промыслы»;

  1. - «Золотое шитье», г. Торжок; ОАО «Торжокские золотошвеи»;

  1. - ЗАО «Художественные промыслы», г. Лихославль;

  1. - «Изделия АО «Красный май», г. Вышний Волочек;

  1. - ОАО Конаковский фаянсовый завод», г. Конаково;

  1. - «Тверская вышивка» - ЗАО «Тверские узоры»;

  1. - «Кружевные изделия», г. Калязин;

  1. - «Тверская прялка»;

  1. - «Тверская деревянная резьба»;

  1. - «Тверская матрешка» - ЧС 000 «Тверской сувенир»

  1. - «Изделия из бересты»;

  1. - «Архитектура родного края».

В начальной школе (на уроках изоискусства по декоративной росписи посуды, игрушек и других изделий) учитель может использовать картонные шаблоны. В старших классах учащиеся должны передавать форму и пропорции изделий самостоятельно, не используя шаблоны.

ДОСКИЕВА Е. Н. - заведующая кабинетом изобразительного искусства Тверского областного ИУУ.

Торжок - город мастеров

Золотая вышивка и торжокская игрушка

ОАО «Торжокские золотошвеи»

Торговый город на Тверце - древний Торжок привлекал иноземных «торговых гостей», привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу -ткани, достойные золотой вышивки. В Торжке пересекались многие торговые пути, что способствовало развитию ремесла. Потребность в золотошвейных изделиях очень велика. Разновидностью торжокского золотошвейного промысла являлась вышивка по сафьяну, искусство выделки которого было заимствовано у казанских татар, первых поставщиков этой тонкой, эластичной кожи. Из нее шили туфли, сапоги, кошельки, пояса, подушки, рукавицы, душегрейки. Торжокские мастеримы стали писать узор золотой нитью по сафьяну. Промысел этот жил долго, слава о нем даже "в песне отразилась: «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка». Наибольшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. С большим мастерством вышивались предметы церковного обихода. Так, для вышивки порфиры, в которой предстояло короноваться Александру II, тридцать лучших торжокских золотошвеи были вызваны в Петербург. Вещи, вышитые для продажи, были попроще.

Золотая вышивка требовала большого труда, да и стоила немало. Но украшать ею праздничный наряд и по потребности души и по старинному обычаю хотела каждая девушка. Эти одежды поражают красотой и разнообразием вышивки, мастерством вышивальщиц. Есть в шитье золотом, серебром и цветными шелками узорах и сияние солнца, и мерцание звезд, и травы, и причудливые цветы, и сказочные птицы - подсказанные живой природой и дорисованные воображением народным:

«Смотрели крепостная мастерица

На вышитую родину свою...

То ль золото искрится,

То ли струятся слезы по шитью.

И лишь ночами вспоминала грустно,

Как лебедь бьется в лапах у орла.

Откуда же пришло твое искусство?

Чьим колдовством помечена игла?

Пришло от солнца,

От надежд,

Оттуда,

Где ничего нет ближе красоты.

Она в иголку вдела это чудо,

Ниспосланное небом с высоты.

И не было прекраснее товара

На ярмарках заморских, чем ее,

Она надежду людям вышивала,

И горе. И отчаянье свое.

Что видела -

На шелк переносила.

Пока

Свободной птицей

Спустится Россия

На синие

Счастливые шелка».

А. Дементьев «Торжокские золотошвеи».

Известно более 100 разновидностей швов, которыми владели в старину торжокские мастерицы. Богатство и красота этих швов особенно поражает в старинных вышивках, где для фона применялись тяжелый плотный бархат, парча, сафьян. Более полувека профессиональное училище Торжка готовит для ОАО «Торжокские золотошвеи» квалифицированных золотошвей. Появилось на фабрике и старинное торжокское изделие - шитые золотом пояса. В свое время восхищался ими А. С. Пушкин. 3 ноября 1826 года он пишет из Торжка В. Ф. Вяземской: «Спешу, княгиня, послать Вам поясы, Вы видите, что мне представляется прекрасный случай написать Вам мадригал по поводу пояса Венеры...» В другом письме Т. А..Вяземскому: «Получила ли княгиня поясы и мое письмо из Торжка? Ах! Каламбур! Скажи княгине, что всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

Лучшими золотошвеями в ОАО «Торжокские золотошвеек созданы современные изделия: платки, блузки, шарфы, поясы, жилеты, береты,

наволочки, дорожки, перчатки, кошельки, косметички, футляры для очков и многие другие изделия. Искусство золотого Торжокского шитья известно и за пределами России.

Тысячелетия служат людям изделия из глины. Яркие, праздничные, словно усыпанные жемчугом, пичуги мастера-художника вызывают у Вас улыбку. «Петухи», «птицы», «собачки», которых лепят из оранжевой терракоты (глины) в цехе глиняной игрушки в городе Торжке популярны не только в тверском крае, но и далеко за его пределами. Цех возник в Торжке в 1975 году совершенно неожиданно. Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Поиск народных умельцев-мастеров Торжка (ООО «Народные художественные промыслы») дал замечательные резуль­таты. Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. Петухи из Торжка идут и за рубеж.

Примерный план урока по теме: «ТОРЖОК - ГОРОД МАСТЕРОВ. СКАЗОЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ» (ознакомление с торжокской золотой вышивкой и торжокской глиняной игрушкой, рисование кистью элементов растительных и геометрических узоров, украшающих золотошвейные изделия и торжокскую игрушку).

Цели урока: Познакомить детей с промыслами города Торжка. Развивать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

Задачи урока:

  1. Научить выделять характерные особенности торжокской игрушки (круги, точки, «огурцы», овалы, «капли»); развивать восприятие цвета (на теплом коричневом фоне - белый, желтый, алый, голубой, оранжевый, зеленый цвета).

  1. Рассказать о самобытном и выразительном искусстве золотой вышив­ки. Научить учащихся правильно изображать узоры, имитирующие золотую вышивку: познакомить с основными элементами, используемыми в вышивке: ромбы, круги, квадраты, зигзаги, «сетка», звездочка, розетка, гирлянда, листья, цветы.

  1. Использовать знания по цветоведению в работе над золотой вышивкой (белый, желтый, голубой - цвета для «вышивки» изделий, для фона -коричневый темный, красный темный, бордовый, фиолетовый, черный, синий, зеленый темный, изумрудный).

4) Формировать у учащихся умение рисовать и создавать кистью
элементы узоров вышивки и глиняной игрушки.

б) Выработать у учащихся умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.

6) Воспитывать у учащихся осознанное восприятие музыки, созвучной по своему стилю произведениями художественного народного творчества.

Оборудование урока для учителя: торжокские игрушки в натуре, изделия ОАО «Торжокские золотошвеи» или слайды, репродукции, рисунки учащихся цредыдущих лет, проигрыватель или магнитофон с записями русских народных песен, плясовых наигрышей, шаблоны изделий золотошвейного производства и торжокской игрушки, гуашь, кисти, банка с водой, палитра, ветошь.

Оборудование для учащихся: 2 листа бумаги для обучающих упраж­нений и основного задания, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь.

Справочный материал: Перед началом урока учитель раздает учащимся шаблоны с изображением торжокской игрушки или изделия фабрики ОАО «Торжокские золотошвеи», которые обводятся простым карандашом на белый лист бумаги. После обводки изображение покрывается темным цветом гуаши (коричневый, охра) для торжокской игрушки, для золотошвейных изделий применяются цвета: темный красный, бордовый, синий, фиоле­товый, темный зеленый, изумрудная зелень, черный).

В начале урока звучит музыка. Это русская народная песня «Во поле береза стояла» (возможна и другая запись, отражающая традиции старин­ного народного музыкального искусства).

Ребята могут объединиться в группы для выполнения задания.

Вопросы учителя к учащимся:

  1. Какие элементы в узорах торжокской игрушки вы видите? (Точки, кружки, капельки, «огурцы» и т. д.).

  1. Какие цвета художник использует при росписи? (Белый, желтый, красный, голубой, зеленый, черный).

  1. Кого изображают мастера в своих игрушках? (Птиц, петухов, уточек, собачек).

4. Какие растительные и геометрические формы используют мастерицы
золотого шитья в элементах вышивки?

(Ромбы, квадраты, круги, зигзаги, сетки, звездочки, розетки, листья, цветы, ягоды).

5. Какие изделия вышивают мастера-золотошвеи?

(Сумки, кошельки, косметички, пояса, броши, наволочки, перчатки, шарфы, воротники, береты, дорожки).

Учитель предлагает классу: «Теперь попробуем сами нарисовать такие же узоры, как на торжокских игрушках и «вышить» красками изделия из бархата, сафьяна, сукна. Сначала я подскажу вам, как это нужно делать. Рисуем вместе со мной». (Отрабатываются приемы работы кистью).

После тренировочных обучающих упражнений ребята приступают к раскраске (росписи, «вышивке») готового изделия, которое загрунтовали в начале урока. Работу делают аккуратно, учитывая цветовую гамму, чередуя элементы при составлении композиции рисунка.

В конце урока учитель с детьми оформляет на классной доске выставку всех работ учащихся. Ученики говорят о достоинствах работ, выбирают лучшую игрушку и лучшего художника урока.

ДОСКИБВА Е. Н. - зав. кабинетом ИЗО ТОИУУ.

Тема урока: СКАЗОЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ

(Знакомство с торжокской игрушкой. Рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего торжокскую игрушку.)

Цели урока: знакомство с глиняной торжокской игрушкой. Развитие эстетического восприятия изделий народных мастеров:

1) научить выделять характерные особенности торжокской игрушки
(круги, точки, «огурцы», овалы, «капли»);

  1. развивать восприятия цвета (на теплом коричневом фоне - белый, алый, оранжевый, зеленый, голубой цвета);

  1. формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы торжок­ской игрушки.

Материал к уроку: таблица «Элементы росписи торжокской игрушки», рисунки учащихся;

Для учащихся: шаблоны игрушек, краски, кисти. Музыкальный ряд - русская народная песня.

План урока:

1. Сообщение темы и цели урока

«Сегодня тема нашего урока «Красочные узоры Торжка». (Показываю г. Торжок на карте).

Цель урока: знакомство с народно-художественным промыслом г. Торжка и выполнение эскиза росписи торжокской глиняной игрушки.

На уроке мы будем знакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства. А как вы понимаете декоративно-прикладное искусство? (Это искусство украшения предметов быта - посуды, одежды и, конечно, игрушек).

Именно с украшением торжокских глиняных игрушек мы и познакоми­лись сегодня».

2. Беседа о возникновении торжокской игрушки -

«Всегда славилась русская земля своими мастерами, которые творили красоту. Из самых доступных материалов (дерева, глины) они создавали замечательные вещи. У промыслов нашего Тверского края интересная, многовековая история, но мы познакомимся с одним из них, древним гончарным промыслом, который распространен в г. Торжке.

Гончарный промысел в городе Торжке возник очень давно, так как основным материалом была глина - распространенная и доступная для людей. Вначале гончары лепили самую разнообразную посуду: кубышки, кувшины, горшки. Лепили и игрушки, но ценностью их не считали, лепили из остатков глины. Поэтому увидеть старые торжокские игрушки можно только в музее. Но сама свистулька, о которой пишут в исторических летописях, повествует о ритуале праздника Весны и бога Ярилы, в который входило свистание, клич, для отпугивания темных, враждебных человеку сил, стремившихся задержать приход весны. В народе этот праздник закрепился под названием «свистунья».

Художественный цех по изготовлению игрушек в г. Торжке возник в 1975 году совершенно неожиданно, так как прежде здесь лепили только

посуду. Художники, организовавшие этот цех, стали искать свой стиль, свой рисунок. Именно тогда, в 1975 году и возникли (показываю игрушки) яркие, праздничные, нарядные, словно украшенные жемчугом птицы-свистульки, индюки, уточки, фантастические птицы-павы, веселые петухи, которых лепят вручную из оранжевой терракоты (глины), потом обжигают в муфельных печах (глина приобретает теплый, коричневый цвет) и расписывают гуашью. Более 70-ти видов игрушек выпускают торжокские игрушечники, а веселые нарядные петухи идут за рубеж. Эскизы росписи, используя вот такие элементы (таблица элементов росписи), составляют художники художественного цеха. Сегодня мы с вами тоже художники художественного цеха г. Торжка ООО «Народные художественные промыслы».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А. С. Попова»

    Образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1 им.А.С.Попова» расположено в городе Удомля, построено в 1997 году и рассчитано на обучение 1 обучащихся (в две смены).

Другие похожие документы..