Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Профессиональная ориентация, как отрасль психологии труда, начала оформляться с 1908 г. с открытия в г. Бостоне Ф. Парсонсом первого бюро по консульт...полностью>>
'Регламент'
1.1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений граждан, поступивших в администрацию города Ангарска (д...полностью>>
'Доклад'
К.Д. Ушинский говорил: «Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному, - и вы можете быть спокойны, что он сохра...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «29» июня 2011 года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 220.064.02 при Тюменской государственной сельск...полностью>>

Урок: физика + химия по теме: "Строение атома"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома"

“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс.

Цель урока: изучить строение атома.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить планетарную модель атома.

  • Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

Развивающие:

  • Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов.

  • Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес к предметам.

  • Показать значение опытных фактов.

Оборудование: мультимедийные пособия по физике и химии; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение).

План урока:

  1. Повторение материала.

  2. Вступительное слово учителя химии, постановка целей урока.

  3. Изложение нового материала.

  4. Отработка изученного материала.

  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Фронтальный опрос проводит учитель физики.

  • Можно ли разделить элементарный электрический заряд на 4?, 3?, 2?

  • Что можно сказать о величине заряда любого заряженного тела?

  • Можно ли передать телу заряд величиной 1,6 • 10 – 20 Кл?; 48 •10 – 20 Кл?

2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?

3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.

Учащийся. (Делает небольшое сообщение о модели атома, предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном)

“Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электрически нейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.

Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.

Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент об опыте Э.Резерфорда).

Учащийся. (Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату)

“В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.

Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.

Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона”.

Учитель химии. Таким образом, на сегодня известно точно, что... (учитель - на доске, ребята - в тетради составляют схему-таблицу строения атома).

Учитель химии. Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен сумме протонов в ядре атома; т.к. атом в целом электрически нейтральная частица, то суммарный положительный заряд атома равен суммарному отрицательному заряду, следовательно, равен числу электронов в оболочке атома. Чтобы вычислить число нейтронов в ядре из массового числа атома вычитаем заряд ядра:

4. Отработка изученного материала проводится с помощью вопросов, предложенных в мультимедийном пособии, а также:

а) Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?

  • Какая модель атома вытекает из опытов Э. Резерфорда?

  • Что принимается за размер атома в планетарной модели атома?

б) задача с выбором ответа:

Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц показали:

  • электрон вращается в атоме по круговой орбите;

  • альфа-частицы положительно заряжены;

  • атом не взаимодействует с альфа-частицами;

  • атом состоит из малого по объему и массивного ядра и легких электронов;

  • атом состоит из заряженных частей.

Выберете правильный и исчерпывающий ответ.

в) заполняем таблицу вместе с учащимися

г) фронтальный опрос:

  • Чем отличаются протоны и электроны?

  • Сходство и различие протонов и нейтронов?

  • Какой заряд имеет атом меди?

  • Из чего складывается масса атома?

  • Предлагаем вашему вниманию сочинение. Как вы думаете, о чём идёт речь в сочинении?:

5. Выполнение тестовой работы на два варианта (задания на рабочем листе у каждого учащегося, работы сдаются для проверки)

6. Подведение итогов: (выставляем оценки, благодарим активных учащихся, ребят, подготовивших интересные сообщения.)

7. Домашнее задание:

по физике: §30;

по химии: §37

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):

1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.

2. Нарисовать иллюстрации к прозвучавшему на уроке сочинению.

3. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.): на что по-вашему похож атом?

8. Рефлексия: на рабочих листах ответить на вопрос: Если бы не было открыто строение атома, то……………

Приложение

Тема урока: "Строение атома"

Рабочий лист


1. Демокрит (др. греч.): 2. Модель Дж. Дж. Томсона: «атом» - « ». (дорисуй модель)

3. Планетарная модель атома:

1. - ;

2. - ;

4. Заполни схему: «Состав атома».

  1. химические элементы

    ядро

    Электроны,

    Протоны, p

    Нейтроны, n

    О

    В

    Na

    Hg

    Al

    Заполни таблицу:

6. В учебнике физики найдите и прочитайте определения положительных и отрицательных ионов. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопрос: Что произойдёт с атомом, если изменить количество электронов?

1H0 - 11H+1 ? _____________________________

1H0 + 11H-1 ? ____________________________

Частицы, которые получились при отдаче (потере) и принятии (присоединении) и приобрели заряд, называются ___________________

7. Тест

Вариант 1

1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильное утверждение.

А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов.

Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов.

В. Если атом углерода потеряет один электрон, он превратится в атом другого химического элемента.

Г. Среди утверждений нет правильного.

2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?______________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. В ядре атома цинка 65 частиц, из них 30 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?

5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента:

а) в ядрах атомов одинаковое число частиц;

б) в ядрах атомов одинаковое число протонов;

в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов.

8. Выводы:

  1. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Тест

Вариант 2

1. В атоме кремния 14 электронов. Выберите правильное утверждение.

А. В ядре атома кремния 14 частиц.

Б. В ядре атома кремния 14 протонов.

В. Масса положительного иона кремния больше массы атома кремния.

Г. Среди утверждений нет правильного.

2. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у одного протона? Почему?

3. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон?

4. В ядре атом серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращаются 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?

5. В результате трения стеклянной палочки о шёлк ей сообщён положительный заряд. Объясните, все ли атомы, из которых состоит заряженная палочка, нейтральны. Почему? Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?

8. Выводы:

  1. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (40)

    Пояснительная записка
    Математика есть система инструментов для решения определенных классов задач. Задачи эти происходят из различных сфер человеческой практики, но для школьника они не являются практически значимыми.
  2. «Сложность строения атома. Состояние электронов в атоме»

    Урок
    На основе межпредметных связей с физикой повторить доказательства сложного строения атома, модели, отражающие такое строение, строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц (протонов, нейтронов и электронов).
  3. Ровновой Елены Николаевны По теме: Развитие познавательного интереса учащихся на урок

    Урок
    Эффективное управление учебным процессом возможно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи, на основе которой педагог должен принимать продуманные и обоснованные решения по коррекции форм и средств организации
  4. Химия (2)

    Документ
    1. Цель учебного модуля: содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя химии в области использования ИКТ для повышения эффективности обучения химии в школе на основе овладения содержанием модуля.
  5. Капишина Татьяна Ивановна- учитель физики Забудская Мария Яковлевна учитель химии Образовательное учреждение: моу «сош №9» г. Благодарный Ставропольский край Предмет: физика + химия урок

    Урок
    Урок проводится при изучении темы: «Электрические явления» -физика, «Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

Другие похожие документы..