Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бюллетень'
В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. ...полностью>>
'Документ'
23-24 сентября в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» состоится совещание Государственной корпорации «Ростехнологии». Будут ...полностью>>
'Семинар'
Департамент образования города Москвы, Московский Институт Открытого Образования и автономная некоммерческая организация культуры и образования «Прол...полностью>>
'Документ'
Первый этап: в областях традиционного проживания казачества (март-август) состоятся конкурсы, смотры, этнографические экспедиции с целью изучения нар...полностью>>

Авторы: Раиса Дунилова, Лидия Бобрикова, Татьяна Щепкова, педагоги-психологи высшей квалификационной категории, моу «Тисульская средняя школа №1»

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПУТЬ К ВЕРШИНЕ

Практико-ориентированный семинар для педагогов

Авторы: Раиса Дунилова, Лидия Бобрикова, Татьяна Щепкова, педагоги-психологи высшей квалификационной категории, МОУ «Тисульская средняя школа № 1»

Французский философ XVI века М. Монтень писал: «Самый ценный плод здоровья — возможность получать удовольствие». Получать удовольствие от собственной профессии — значит быть мастером своего дела. Быть мастером — жить в гармонии с собой и с миром. Путь к мастерству — как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя ве­ликую миссию Учителя, Учителя-Мастера? Сегодня мы: познакомимся поближе с таким явлением, как профессиональная деформация личности; разберемся в себе, поймем, насколько велик наш запас прочности в отношении деформирующих факторов;

найдем способы противостоять этим деформациям; выявим причины эмоционального напряжения в учительской профессии, познакомимся с их проявлениями. узнаем приемы, позволяющие обеспечить психологическое здоровье нам, нашим ученикам и их родителям.

Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога.

Редкая профессия сравнится с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Следует заметить, однако, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные.

Учитель, из года в год, работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессиональной деформации, отметим следующие (презентация «Личностные особенности»).

В процессе демонстрации презентации педагогам предлагается разложить «листья» (приложение 1) в порядке появления слайдов.

Презентация «Личностные особенности»

слайда

Личностная

особенность

Комментарии

1

Нерешительность

Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности

2

Пассивность

Стремление избегать затрат — эмоциональных и физических

3

Консерватизм

Трудности в смене устано­вок, теряется гибкость в общении, поведении

4

Закрытость

Обратимся к образу: внутренний мир человека -— неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти

5

Повышенная изменчивость настроения

На смену настроения влияет любая мелочь

6

Раздражительность

Как форма проявления агрессии

7

Эмоциональная

ХОЛОДНОСТЬ

Снижение яркости чувств

8

Сверхконтроль

Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе

9

Утомляемость

Физическая и умственная

10

Тревожная мнительность

Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности

Согласимся, что учитель, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаем к каждому

рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью.

Педагогам предлагается к каждому «листочку» подобрать «корень» (приложение 2). Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов. В группах проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор. На этом этапе каждый педагог выстраивает собственную цепочку антонимов. По завершении этой работы психолог предлагает проверить свой вариант с «ключом» (презентация «Ключ»)

Личностная особенность

Комментарии

1

Нерешительность - уверенность

Осознание: «Я сильный сам по себе, а не за счет того, что унизил кого-то»

2

Пассивность - активность

Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки

3

Консерватизм – принятие нового

Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения

4

Закрытость – открытость

Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству

5

Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность

Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего

6

Раздражительность – выдержка, самообладание

Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

7

Эмоциональная холодность - эмпатия

Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчуствование в переживание другого человека

8

Сверх-контроль – умение расслабляться

Владение приемами релаксации

9

Утомляемость – высокая работоспособность

Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне

10

Тревожная мнительность – способность к риску

Принятие риска – активное предпочтение опасного (неопределенность исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха) варианта действия безопасному

Посмотрите, с каким «листочком» вам представляется реальным распрощаться уже в ближайшем будущем? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте свое дерево «корнем», замените им оторванный «лист».

«Деревья» собираются для последующего анализа (работа проводится анонимно). Педагогам предлагается выполнить упражнения «Когти тигра», "Снеговик» (приложение 4). Продолжим. Ситуации, воспринимающиеся человеком как напряженные, рано или поздно приводят к эмоциональному срыву. Одной из главных причин эмоционального срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация) или как черта личности. Многократно повторяющиеся небла­гоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность. Эмоциональный срыв наиболее характерен для людей, у которых тревожность является устойчивым личностным качеством. Сейчас предлагаем обсудить в группах два вопроса. Необходимо:

1. Назвать причины эмоциональных срывов.

2. Указать, в чем проявляются эмоциональные срывы.

Педагоги в группах обсуждают вопросы, оформляют ответы. Причины эмоциональных срывов записываются под номерами на одном листе. Проявления эмоциональных срывов записываются по одному на отдельных листах, которые будут представлены на обозрение.

Проводится обсуждение.

Представитель первой группы зачитывает причины эмоциональных срывов педагогов, обосновывая выбор группы, участники других групп на своих листах помечают названные причины, если они есть и в их списках. Представитель следующей группы называет и обосновывает те причины, которые не были указаны первой группой, затем наступает очередь третьей группы, и так до того момента, пока не будут названы все причины. Психолог подводит итоги этого этапа работы, обращая внимание педагогов на то, что среди названных причин можно выделить основные:

  • педагогические ситуации, обусловленные взаимодействием с учащимися, родителями, коллегами;

  • внутренний конфликт, обусловленный противоречием между «хочу» и «должен»;

  • неприятные известия;

  • длительное перенапряжение.

Далее проводится работа по второму вопросу. На двух частях доски прикрепляются надписи — «Агрессия», «Депрессия». Предлагается подумать в группах и распределить варианты проявлений эмоциональных срывов по предложенным категориям. Представители групп выходят к доске и распределяют надписи. Психолог совместно с коллективом проводит анализ результатов (на доске видна картина, по какому типу реакции у педагогов преимущественно проходит эмоциональный срыв: по типу депрессии или агрессии).

Подведем итоги. Итак, человек наиболее подвержен эмоциональному срыву в том случае, если ему свойственна такая черта личности, как тревожность. Но тревожность — всегда ли это плохо? (Свободное обсуждение, обмен мнениями.)

Тревожность — качество, способное повысить эффективность деятельности, если уровень его выраженности оценивается как средний. Человека с низким уровнем тревожности отличает такая черта характера, как беспечность. Слишком высокий уровень тревожности не позволяет человеку использовать все свои ресурсы в полной мере. Низкий уровень тревожности, как и вы­сокий, снижает адаптационные возможности человека.

Обращали ли вы внимание на то, что в стрессовой ситуации происходит напряжение не только эмоциональное, но и физическое? Напрягаются мышцы тела и лица. Научившись чувствовать возникающее напряжение, выполняя определенные действия, можно устранять это напряжение. Снимается напряжение физическое — снижается напряжение эмоциональное. Это один из эффективных способов саморегуляции эмоционального состояния.

Педагогам выдаются материалы «Маски релаксации» (приложение 5), предлагается презентация «Маски релаксации». Педагоги выполняют упражнение «Маски», затем знакомятся с другими упражнениями по стабилизации эмоционального состояния (приложения 6-7).


Образец

готового «дерева»

Приложение 1 «Листья»


«Листья» печатаются на бумаге желтого цвета. На обратную сторону листьев приклеивается двухсторонний скотч (так же, как и на «корни»).

Приложение 2

«Корни»

Уверенность

Принятие нового

Активность

Выдержка, самообладание

Открытость

Способность к риску

Эмоциональная стабильность

Эмпатня

Умение расслабляться

Высокая работоспособность






Приложение 4

Упражнения предлагаются в качестве «физминутки», они помогают снять напряжение, дают возможность расслабиться, вызывают положительный эмоциональный отклик участников.

Упражнение «Снеговик»

Участники в группах встают. Психолог предлагает превратиться в снеговика и «замерзнуть». Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук.

Затем сообщается, что выглянуло солнце и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания»: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам пред­лагается повторить упражнение друг с другом.

Упражнение «Когти тигра»

— Покажите когти тигра. Они стальные, сильные, крепкие, такие, что могут пробить железо.

Психолог проверяет «когти» у некоторых участников.

— Теперь покажите кошачьи лапки. Они мягкие, пушистые, коготки убраны так, что даже не ощущаются.

Психолог проверяет «лапки» не­которых участников.

Приложение 5

Маски релаксации для мышц лица

  1. Маска удивления. И.п.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На вдохе задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

  2. Маска гнева. И.п.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не больше чем на секунду, с выдохом опустить брови.

3. Маска поцелуя. И.п.: сидя, стоя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы. Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду выдохом расслабить круговую мышцу рта.

4. Маска смеха. И.п.: сидя, стоя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять с жевательной резинкой.

И.п.: сидя, стоя, лежа. Чуть при­щурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить на­пряженные мышцы.

5. Маска недовольства. И.п.:
сидя, стоя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта, с выдохом — расслабить мышцы лица.

Приложение 6

Упражнения

для круговых мышц

глаз

И.п.: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв глаза веками, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.

И.п.: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звуков «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем короткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслаблен­ный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Приложение 7

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд.

  2. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

  1. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

  2. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

  3. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

  4. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

  5. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

  1. Напрягите и расслабьте колени.

  2. Напрягите и расслабьте бедра.

  1. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

  2. Напрягите и расслабьте живот.

  3. Расслабьте спину и плечи.

  4. Расслабьте кисти рук.

  1. Расслабьте предплечья.

  2. Расслабьте шею.

  1. Расслабьте лицевые мышцы.

  2. Посидите несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на зем­лю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

  1. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

  2. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона.
    С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

  3. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российские сми о мчс мониторинг за 25 марта 2011 г

    Руководство
    Укрепление многосторонних связей с регионами Украины - одна из приоритетных задач региональной власти - губернатор Курской области (Информационное агентство «Итар-Тасс», 24.

Другие похожие документы..