Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мизансцена кинематографическая много сложнее, подробнее театральной, принципиально от нее во многом отличается. Кинематографическая мизансцена в еще б...полностью>>
'Рабочая программа'
Формирование умений применять методы математической статистики и математического моделирования для выявления существующих закономерностей в областях ...полностью>>
'Документ'
Протягом 2010/2011 навчального року Міністерством освіти, науки, молоді та спорту України вжиті ряд заходів, розроблені плани  спрямовані на розвиток...полностью>>
'Программа'
10.40-11.50 Мониторинг демографо-эпидемиологических процессов в территориях России загрязненных радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской А...полностью>>

Диалектика добра и зла: социально-философский аспект

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Вавилова Елена Юрьевна

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Специальность: 09.00.11 Социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Иваново, 2008

Работа выполнена в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Лежников Валерий Петрович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Кудрин Альберт Константинович

Ярославская государственная медицинская академия

доктор философских наук, профессор

Иванов Владимир Александрович

Ярославская государственная сельскохозяйственная академия

Ведущая организация – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Защита состоится 14.11.2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака 39, ауд. 459.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан «11» октября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д.Г. Смирнов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В бытии и развитии человеческой цивилизации роль понятий и феноменов добра и зла трудно переоценить. Способность человека, сообществ людей различать добро и зло – фундамент нравственности – является истоком культурной цивилизации. Поэтому весьма необходим теоретико-методологический анализ представлений о добре и зле, их места и роли в социальной практике, выявление их диалектики. Социально-философское исследование феноменов добра и зла позволяет осмыслить их как своего рода механизмы взаимосвязи человека с миром вообще, понять, что они очерчивают не только этическую сторону активности человека, но и отношение человека к самому себе, природе, социальному. Вообще, изменения, привносимые человеком в мир, в конечном итоге максимально отражаются прежде всего на нем самом – основополагающий факт, позволяющий не только оценить деяние индивида, социальных сообществ с позиций добра и зла, но и выявлять их роль, взаимосвязь, взаимообусловленность в жизни человека и общества.

Выявляя диалектику добра и зла в бытии человека, социума, автор исходит из положения, что «термин «добро» – в широком смысле слова понимаемое как благо – означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт»1. «Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу). Оно охватывает негативные состояния человека, и силы, вызывающие эти состояния»2. В самом общем смысле понятия добра и зла означают положительные и отрицательные ценности вообще. В праксиологическом плане добро и зло являются и универсальными инструментами оценки различных сторон социальных и культурных явлений и процессов.

Отсюда особую значимость приобретает исследование функционирования в культуре представлений о добре и зле, соответствующих явлений, в связи с пониманием общества как организма, системы, в которой «все связано со всем», взаимообусловлено. Поэтому для конструктивного и плодотворного воздействия на эту систему необходимо не только знание ее устройства, но и диалектики сущностных связей в ней, в том числе сути и диалектичности связи добра и зла, выражения их в воззрениях индивида, в общественном сознании. Развитие социума предполагает активное взаимодействие индивидов и социальных групп с целью совместной выработки и творческого воплощения на практике представлений об общественном идеале. В мировоззренческом плане общественный идеал является результатом диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного; то есть взаимного влияния представлений о наилучшем социальном устройстве, которое сформировалось в культуре человечества вообще, в среде какой-либо социальной группы или народа, в миропонимании конкретного человека. Закономерно возникает вопрос: «Существуют ли общечеловеческие ценности, которые можно было бы положить в основу теоретического осмысления и практического воплощения общественного идеала для всего человечества?» Ведь, в таком случае, данные ценности должны служить конкретизацией понятия добра, их значение должно совпадать с общей тенденцией положительного, прогрессивного развития.

В своем исследовании мы опирались на методологические регулятивы, основанные на законах и категориях диалектики. Это означает, во-первых, что в качестве источника развития социальной практики, нравственного сознания как ее части рассматриваются противоречия: социально-философские (не только единство, но и рассогласование общего, особенного и единичного), этические (конфронтация сущего и должного), гносеологические (различие в оценивании явлений с позиций категорий добра и зла). Во-вторых, в соответствии с принципом историзма, в процессе развития общественной практики выделяются определенные этапы, качественно отличающиеся друг от друга, что выражено в изменении социального идеала. В-третьих, ход реализации социального идеала, выкристаллизовавшихся общечеловеческих ценностей, прослеживается в целом как закономерный, поступательный прогресс человечества. Поэтому в данной работе особое внимание уделено анализу факторов, которые обусловливают процесс, состоящий в попытке превратить общечеловеческий идеал добра в живую социальную реальность, то есть анализу движения активности человека от теоретических представлений об идеале к их реализации в практике. Эта сторона проблемы разработана пока недостаточно, в том числе и потому, что при реализации самых благих намерений могут возникать негативные последствия, которые способны дискредитировать первоначальные мотивы поведения субъекта социального действия. Уже в силу этого необходимо выявлять диалектику добра и зла как на теоретическом уровне, так и в конкретных явлениях общественной жизни.

При этом анализ проявлений добра и зла в социальной практике будет результативным, если будет учитывать основополагающий факт: светская этика во многом явилась результатом секуляризации предшествующей культуры, вырастая исторически на базе религиозной. Данное обстоятельство сделает правомерным анализ проблематики и в контексте религиозного мировоззрения, что в известной мере определило структуру диссертации. Светская этика подвергает добро теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение. Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли Бога. Добру противостоит зло, олицетворенное в образе противника Бога.

Моральное зло следует отличать от социального зла вообще. Последнее может проявлять себя в ипостаси не только морального, но и более широко, обнимая совокупность явлений, противоречащих культурным интересам и жизненным потребностям человека. Моральное зло тоже характеризует общественные явления, поскольку эти явления рассматриваются нравственным сознанием как проявление воли определенного лица, которое отступило от должного поведения. Идея различения добра и зла при таком подходе переплетается с мыслью об активной эволюции взаимоотношений человеческого общества и Вселенной, основанной на целостности нравственных, познавательных, творческих созидательных стремлений каждого человека.

Актуальность анализу диалектики добра и зла в ее социально-философском аспекте придают и серьезные изменения в российском общественном сознании, смешение нравственных ориентиров, растущая популярность позиции морального релятивизма. Вместе взятое это делает необходимым исследование проблемы добра и зла в вышеуказанном плане. Ряд положений диссертации, помимо их теоретической значимости, могут найти применение в учебных курсах философии, обществоведческих дисциплин, в социально-культурных проектах.

Степень разработанности проблемы

Первые попытки осмысления добра и зла имеют место уже в философии стран Древнего Востока, античности. Ведь уже в учениях тех эпох в общем плане содержится программа культурного развития человека и общества. Философская мысль античности исследует соотносительность понятий добра и зла, их разнообразное объединение в человеческой деятельности, полярность оценок одного и того же явления, необходимость познания добра и зла как условие моральности, нравственное поведение граждан как условие развития государства. В дальнейшем авторы масштабных социально-философских учений в той или иной степени явно обращались уже к проблеме диалектики добра и зла и их роли в жизни человека и общества. В научной литературе, социально-философской и этической проблематики можно условно выделить несколько групп работ, в целом объединяющих разноплановые трактовки социальной роли добра и зла, их диалектики в культуре человеческого общества.

Первая объединяет труды, в которых основу понимания взаимосвязи добра и зла составляет феномен морального выбора как самоопределения человека по отношению к надындивидуальному идеалу и деятельность по его «воплощению в жизнь». В эту категорию попадают исследования Р.Г. Апресяна, В.Н. Назарова, В.Ш. Сабирова, В.В. Сербиенко, А.П. Скрипника, О.С. Соиной, С.С. Хоружего и другие работы.

Авторы второй группы работ больше внимания уделяют рассмотрению анализируемых проблем в русле единства нравственного и социального прогресса. Трактовка социальной роли добра в трудах, ориентированных на данную парадигму, обобщается в понимании добра как динамичного объединения личных и общественных интересов. Такими исследованиями являются труды Л.М. Архангельского, В.С. Барулина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Н.Н. Моисеева, В.С. Семенова, Ю.М. Смоленцева, В.Н. Шердакова, В.Г. Федотовой и ряд других.

Работы третьей группы отличаются от двух предыдущих последовательной реализацией диалектического метода в изучении общественной жизни. Согласно этой концепции построены труды В.А. Андрусенко, А.Н. Бугреева, Р.И. Ивановой, Э.В. Ильенкова, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, З.М. Оруджева, Ю.А. Харина, В.К. Шановского.

Зарубежные авторы затрагивают проблемы, исследуемые в диссертации, преимущественно в связи с анализом категорий этики. Такой подход использован в работах: Т. Адорно, Ф. Брентано, Дж. Мура, B.N. Moore, R.M. Stewart и других.

В целом анализу морального значения добра и зла исследователи уделяют несравненно больше внимания, чем исследованию их диалектики, выявлению их социальной значимости в более широком плане, невольно указывая, таким образом, на необходимость изучения последней. Подобный подход привел к подробной разработке понимания регулятивной роли добра и зла как фактора деятельности субъекта, его приверженцы лишь кратко затрагивают влияние представлений о добре и зле, их диалектичности на жизнедеятельность человека, социальных сообществ разных масштабов. Жизненная потребность изучения именно этих аспектов состоит в том, что они не исчерпываются только теоретическим значением. Необходимость исследовать диалектику добра и зла, ее проявления в социальной жизни порождена и практическими проблемами – сохранения человеческого общества, выявления и преодоления в нем деструктивных тенденций (преображение зла), и достижения гармоничного, целостного развития его на пути реализации добра.

Объект исследования – диалектика добра и зла в различных формах социально-культурных проявлений.

Предмет исследования – генезис идеи диалектики добра и зла, анализ функций диалектики добра и зла в формировании целостной личности, построении гуманистического общества.

Цель и задачи исследования

Автор диссертации ставит цель осуществить комплексное исследование диалектики добра и зла в социально-философском контексте. Для достижения цели диссертант решает следующие задачи:

  • Осуществить историко-философский анализ основных этапов формирования представлений и понятий добра и зла в контексте их социальной значимости.

  • Учесть в исследовании основополагающие идеи философских концепций зла, его проявлений в окружающем мире, самом человеке.

  • Исследовать диалектику добра и зла, преимущественно в социально-философском, а также этическом, гносеологическом ракурсах.

  • Проанализировать мировоззренческий аспект категорий добра и зла в формировании и функционировании личностно и общественно значимого.

  • Вскрыть диалектический, противоречивый характер оценки феноменов добра и зла.

  • Выявить взаимовлияние представлений об общественном идеале и практики функционирования и развития социума.

  • Обнаружить основные формы проявления социального зла, исследовать общие пути их возможного преодоления.

Теоретическими и методологическими основаниями диссертационного исследования служат: диалектика как всеобщий метод научного познания, предметно-практической деятельности; метод сравнительного анализа; системный подход; философская герменевтика.

Научная новизна исследования

  • Обогащено социально-философское познание углубленным анализом диалектики добра и зла в природном мире, жизни личности, общественном бытии.

  • Осуществлен историко-философский анализ важнейших вех формирования понятий добра и зла, их диалектического взаимодействия, социальной роли.

  • Выявлен социально-философский, мировоззренческий аспект категорий добра и зла, их взаимосвязи в формировании и функционировании личности, ее жизнедеятельности в контексте общественно значимого.

  • Показана диалектическая природа оценки добра и зла как социально-культурных феноменов.

  • Вскрыты основные формы проявления социального зла, такие как насилие и отчуждение, противоречивость их природы.

  • Выявлено взаимовлияние представлений об общественном идеале и практики функционирования и развития социума.

  • Выполнен анализ оценки социальной роли добра и зла в отечественной мысли XIX – XX веков, конкретизирующей общекультурный масштаб проблемы.

  • Продемонстрирована диалектика добра и зла в сфере личностного и коллективного бессознательного психики человека.

  • Выделены группы проявлений зла, охваченные единой идеей, выраженной в форме метафизического символа противника Бога.

Основные положения, выносимые на защиту

  • Социально-философский, познавательно-мировоззренческий аспект познания и исследования добра и зла заключается в: формировании первоначальных, а потому весьма абстрактных противоречивых представлений о добре и зле и более поздней попытке уловить и выразить в мысли их взаимосвязь; закреплении общественно-одобряемого типа поведения в идеале морального добра; понимании подлинного добра как ценности, способствующей прогрессу.

  • Выявление добра и зла в природном бытии, поведении людей в социуме суть развивающийся, диалектичный процесс. Он стартует с попытки обнаружить изначальное, сугубо отграниченное существование того и другого. И лишь с прогрессом познания, в том числе в данной области, ищущая мысль озаряется идеей связи добра и зла, осознанием бесперспективности попыток интерпретации и анализа добра и зла отдельно друг от друга.

  • Диалектика добра и зла проявляет себя весьма многообразно. Во-первых, объективно, ведь феномены бытия неразрывно и взаимно связаны, не существуют в одиночном «чистом» виде, в некотором плане порождают друг друга. Каждый из них внутренне противоречив, поскольку всегда связан со своим антиподом. Во-вторых, диалектика добра и зла являет себя субъективно: в теоретико-методологическом плане она состоит в противоречивости процесса познания сущности добра и зла, их функций, способности «переходить» друг в друга, в оценке действительности.

  • Диалектика многообразных форм добра и зла порождает диалектику их оценки субъектом. Ибо каждое из них существует лишь для человека, возникает уже через их сопоставление, неразрывную связь. В земной жизни, а, следовательно, и интерпретации невозможно ни абсолютное добро, ни вечное зло. Во-первых, отношение человека к явлению, выраженное в оценке, всегда содержит элемент субъективности. Во-вторых, оценка относительна в силу историчности, развития всего сущего и самого субъекта, выносящего оценку. В этом, по сути дела, укоренена сама возможность взаимоперехода добра и зла как высшая форма их диалектики.

  • Признание исключительной значимости оценки действительности, выбора личности в сферах нравственной и поведенческой существует уже в религиозных учениях о свободе воли человека. Любая моральная доктрина в первую очередь обращается к личности, воздействует на выработку ею соответствующей мировоззренческой позиции.

  • Зло, рассматриваемое в плане диалектики добра и зла, в ряде случаев может быть признано конструктивным: в познавательном отношении зло облегчает опознание добра; в социальной практике выявление зла способно активизировать субъекта социальных связей на обеспечение и закрепление добра, усиливает решимость бороться со злом, преодолевать многообразные и подвижные, изменчивые формы его бытия.

  • Общечеловеческий идеал указывает на необходимость постоянного самосовершенствования человека как условия общественного прогресса, которые осуществляются через свободную деятельность личности. Понятия добра, истины, красоты, творчества, гуманизма, свободы, мира, справедливости являются его основой.

  • Проявлениями зла в общественной жизни следует признать феномены, снижающие способность общества функционировать оптимально, подавляющие потенциал плодотворного развития; Насилие и отчуждение – наиболее показательные модусы зла в современном обществе, которые подлежат исключению из его жизни. Их преодолению способствует реализация идей этики ненасилия, стремление к солидарности. Отчуждению противостоит творчество как порыв к конструктивному преобразованию мира, самореализации личности.

  • Формы зла в жизни общества, в контексте темы диссертации, исследуются и через постижение смысла образов «великих духов зла» – Аримана, Люцифера и Сатаны. В них многообразные модусы зла также обрели достаточно полное и последовательное выражение.

Апробация диссертации

По теме диссертации подготовлено 7 статей, прочитано 4 доклада на научных конференциях, в том числе международных. Всего по теме диссертации опубликовано 11 работ, общим объемом 2,45 п.л. Лично автору принадлежит 2,45 п.л.

Структура диссертации

Диссертация включает: введение, две главы, заключение и библиографию (190 наименований). Объем диссертации – 183 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава 1 «Диалектика добра и зла как предмет социально-философской рефлексии» раскрывает историко-философскую эволюцию понимания диалектики добра и зла как важного фактора для формирования и развития социального идеала. В ней показано, что специфика выявления центрального противоречия, выраженного в понятиях добра и зла, которое тормозит социальное развитие, особенности его теоретического разрешения, диалектического «снятия», порождают типичное в представлениях о наилучшем общественном устройстве, проявляющееся в качестве тенденции. Диалектику в познании добра и зла обусловливают множество факторов, в частности: развитие и изменение взглядов конкретного мыслителя, столкновение противоположных позиций и/или концепций, реализация общественного идеала в действительности, историческое возникновение новых проблем, требующих теоретического обоснования и практического решения.

В §1.1. «Исследование идей добра и зла в философии Древнего мира, античности» автор диссертации исследует формирование философских концепций добра и зла в указанный период. Подчеркнут дуалистический подход в исследовании сущностной природы добра и зла в религиозно-философских исканиях Древнего мира. Он ярко представлен в зороастризме, для которого добро и зло являются равноправными началами мира, находящимися в постоянном противоборстве. Принцип добра воплощен в единственно достойном почитания божестве Ахура-Мазде (Ормузд), сущность зла персонифицирована в образе духа зла Анхро-Майнью (Ариман). Знание о существовании противника для самих изначальных духов, как оформленного противопоставления добра злу, является познанием истинного устройства Вселенной, логики ее существования, воплощающейся для человека через свободу морального выбора. С тех пор в соответствии с подобной логикой перед человеком возникла дилемма – избрать одну из сторон метафизического противоречия и создать соответствующий выбору вектор линии собственной жизни. Выбор в качестве ориентира добра означал стремление к организованной жизни, радости производительного труда, миролюбию, следованию установленным в обществе правилам, благоденствию. Проявлениями зла были признаны кочевой образ жизни, разбой и насилие, ложь и хаос как альтернатива порядку. Насилие – подавление, подчинение, претерпевание изменений в сторону, противоположную сущности объекта. Насилие как искусственное, чуждо привносимое изменение мира инициировано Ариманом. Он создает в противовес уже имеющимся творениям Ормузда все зло в его ипостасях: моральное (злостное неверие против праведности), физическое (телесные уродства, болезни как ущерб здоровью; вредные хозяйственной жизни животные и растения), социальное (злых властителей, бедность – аналог социального неблагополучия). Изменение Ариманом земного мира можно считать расширением своего бытия, которое означает умаление другого божества через насилие над его творением.

Столкновение конструктивной и деструктивной тенденций в мировоззрении человека, как можно предполагать, впервые было явлено в извечной борьбе добра и зла. Уже в зороастризме возникает идея о том, что человек, выбирая между Ормуздом и Ариманом, утверждает не только определенный тип поведения и отношения к эмпирическому миру, но и свой метафизический статус. Выбирая добро, человек и тогда, и теперь заявляет о своем стремлении приобщиться к творческим, созидательным силам мироздания и обеспечивать прогрессивное развитие собственной личности, хозяйственной жизни и социальных связей. Таким образом, социальная составляющая феномена выбора – это перевод еще непроявленного, потенциального добра в действительное, в поступок, для обеспечения необходимого вектора в том движения общества, которое предполагается как прогрессивное.

В европейской философской традиции диалектический метод в исследовании проблемы восходит к античности. Для развития философского знания, в том числе размышлений о сущности, взаимосвязи и функциях добра и зла, которые в период античной классики стали пониматься преимущественно как этические, социально-философские категории, пытливой мысли было необходимо осуществит следующее:

  • зафиксировать в логике понятия добра и зла, признать их в качестве универсальных оценочных понятий, выражающих противоречивые качества;

  • убедиться, что противоположные понятия соотносительны, каждое из них невозможно без своего антагониста (добро и зло в том числе);

  • выявить, что тем не менее, в ряде случаев они не исключают друг друга, но могут сосуществовать, выражая разные стороны объекта мысли;

  • вскрыть, что добро и зло соединяются в человеческой деятельности, что отражается в разнообразии оценок того или иного явления, поступка;

  • обнаружить, что зло может преодолеваться, тем самым выводя человеческую жизнь на более совершенный уровень.

Сократ указывал на необходимость преодоления конфликта между «человеком природным» и «человеком моральным», это противоречие он разрешает в пользу самоконтроля, основанного на знании. Платон утверждает безусловное основание морали – идею блага как единства добра, истины и красоты, призывает каждого человека обратиться к абсолютной ценности. Аристотель резонно отмечает, что осознанная и активная социальность – уникальная особенность человеческого бытия, поэтому направленность к благу требует от людей совместной деятельности. Добродетель становится основной категорией, объединяющей нравственно-положительное поведение человека с созданием общественного, политического и экономического блага. Понятие добродетели в античном мировоззрении родственно двум другим категориям: меры как ориентира для самовоспитания и справедливости как общественно значимого регулятива. В дальнейшем социально-философские концепции пытались соединить и уравновесить основные составляющие добра для человека как существа общественного: стремление к индивидуальному удовольствию и счастью, которое не противоречит нравственно-положительному отношению к окружающим, но формирует совокупную волю к достижению абсолютных ценностей.

Идеи, в основном, христианской философии о добре и зле, их месте и роли в жизни человека и социума исследуются в §1.2. «Понимание добра и зла в Средневековье и эпоху Возрождения». В философии христианского монизма Бог – абсолютное бытие и совершенное добро, а зло существует как результат порочных или ошибочных действий человека, свободного в своем выборе. Источники греха – малодушие, слабость человеческого духа и его веры или вызов Богу (гордыня). Зло в сознании человека дифференцировано на многообразные формы: душевное (склонность к страстям), умственное (направленность разума на дурное и преходящее), моральное (нарушение долга). Августин Аврелий полагал, что зло вторично по отношению к добру, оно не является самостоятельным бытием, ибо представляет собой отрицание или недостаток добра. Диалектика добра и зла в самосознании индивида интуитивно проявляется в том, что без признания собственной греховности человек не может достигнуть понимания подлинного божественного добра.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философский энциклопедический словарь

    Статья
    * "Философский энциклопедический словарь" – базируется как на материалах многих статей из философских словарей Германии, США и Англии, так и на новых статьях, написанных специально для данного Словаря.
  2. Философские аспекты экологии человека в свете воззрений Русского космизма

    Документ
    Человечество в целом и наша страна, в частности, в настоящее время переживают острейший кризис (наиболее болезненный в регионах, подвергшихся заражению радионуклидами), в основе которого, по мнению автора, драматическое состояние "экологии
  3. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли: сопоставительный анализ

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Сегодня государство в России перестало расцениваться как носитель всех тех акциденций, которые выводят его понимание за пределы обыденного, рядового института, учреждения (государства в узком смысле слова).
  4. Философских словарей Германии, США и Англии, так и на новых статьях, написанных специально для данного Словаря

    Статья
    ACTUS PURUS (лат. – чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть,
  5. Философско-антропологические основы мировоззрения и творчества а. С. Макаренко

    Автореферат
    Защита состоится « » ноября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета К 212.167.01 по защите кандидатских диссертаций при Нижневартовском государственном гуманитарном университете по адресу: 628605, г.

Другие похожие документы..