Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
По своему содержанию внешнеторговые операции классифицируются по критериям: обязательств взаиморасчета, традиционная операция и международная встречна...полностью>>
'Статья'
1.1. Заказчик, указанный в пункте 1 Информационной карты ИУА настоящей Документации об аукционе, располагает средствами городского бюджета и намеревае...полностью>>
'Реферат'
70. Основные направления и успехи развития терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и напра...полностью>>
'Семинар'
Ауэзов Мухтар Омархан-улы родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Абаевский район, Семипалатинская область). Умер в ...полностью>>

Чуприковой Анны Ивановны, педагогический стаж работы 17 лет. Тема: «Приемы и методы обучения сочинениям разных жанров в старших классах». Актуальность опыта: исследование

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Базовая модель опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Зеленовская средняя школа Рассказовского района Тамбовской области Чуприковой Анны Ивановны, педагогический стаж работы 17 лет.

Тема: «Приемы и методы обучения сочинениям разных жанров в старших классах».

Актуальность опыта: Исследование вызвано объективной потребностью обеспечения качества подготовки учащихся по созданию ими творческих работ, необходимостью осуществления подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку и литературе на требуемом уровне. Выбор темы исследования обусловлен тем, что методическая литература , в которой решается проблема анализа художественного произведения в старших классах, не дает последовательного и развернутого ответа по вопросу литературоведческого анализа и языкового оформления сочинений различных жанров. В настоящее время данная проблема приобрела еще большую актуальность, так как учащиеся сдают единый государственный экзамен, в котором самое сложное задание типа С, требующее создание текста, т.е. сочинения.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Обосновать на практике целесообразность данного эксперимента и выработать новую методику обучения старшеклассников сочинениям различных жанров. Проверить результативность системы и внедрить в практику работы использование новых форм и методов обучения творческим работам. Это приведет к развитию творческого мышления учащихся, умению самостоятельно анализировать тексты разных функциональных стилей и художественных произведений , создавать, редактировать текст сочинений. Повторяя все разделы лингвистики, изучая теорию и практику создания сочинений разных жанров, учитель не только углубит знания учащихся, но и создаст особую коммуникативную среду, которая реализует творческий замысел старшеклассников, будет способствовать развитию нравственно\ зрелой личности. Повышение уровня педагогического мастерства учителя положительно скажется на совершенствовании всего учебно/воспитательного процесса в школе.

Личная концепция :

Глубокие знания лингвистической теории сочинения различных жанров, практическое ее применение, овладение простейшими приемами самовнушения , дающими психологический настрой на достижение максимально возможного положительного результата – основа уверенности в себе сдающего единый государственный экзамен по русскому языку и литературе – шанс на успех.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Опираясь на систему общедидактических принципов и правил обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, вести преподавание русского языка в функционально- стилистическом аспекте, формировать у учащихся коммуникативную, языковую компетенции. Углубляя и расширяя теоретические знания с целью их практического применения, привести их в определенную систему, вырабатывая навыки литературоведческого анализа, самоконтроля и самодиагностики с целью создания сочинений различных жанров. Развивать у школьников логическое мышление, творческие способности, формировать интерес к родному языку и литературе, чувство национального самосознания и патриотической гордости.

Всем известно, что вопрос о результатах экзамена по литературе и русскому языку очень актуален. Изучив вопрос о причине стрессового состояния многих выпускников школы и абитуриентов на экзаменах и низких оценок, провела эксперимент в старших классах. Результаты поставили меня перед необходимостью работы над проблемой «Приемы и методы обучения сочинениям различных жанров в старших классах». Цель данной работы – найти такие методы и приемы, которые бы способствовали формированию у учащихся четкой системы знаний, дающей возможность даже в экстремальных условиях сдать экзамен.

Методические рекомендации психологов И.А.Глазунова, Р.С.Немова помогли учащимся овладеть простейшими приемами самовнушения, дающими психологический настрой. Филолог В.И Глазунов, прекрасный психолог, предлагает учителю входить в новые ролевые условия, позволяющие установить тесный психологический и эмоциональный контакт.

Реферат по теме « Развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров» был сдан при аттестации на первую квалификационную категорию в 1999-2000 учебном году.

Что заставило меня продолжить работу в данном направлении, имея уже некоторый наработанный материал?

Во-первых, на выпускном экзамене по литературе стали предлагаться новые жанры: анализ поэтического произведения, анализ эпизода художественного произведения; во-вторых, в методической литературе по тестированию стали появляться задания по интерпретации фрагментов текста разных функциональных стилей, а затем введение эксперимента единого государственного экзамена – все это явилось причиной моей творческой работы по разработке методики обучения анализу стихотворения, эпизода художественного произведения, интерпретации текста в жанрах рецензии, эссе, отзыва.

СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Определяя содержание системы обучения сочинениям, одновременно ставила цель: углубить знания учащихся по грамматике, стилистике, теории литературы.

Построение данной системы – это реализация одного из дидактических принципов – систематичности, требующей последовательности в обучении сочинениям. Принцип систематичности связан с принципами научности обучения, доступности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, сознательности и активности, наглядности и индивидуального подхода к учащимся с учетом их возрастных психологических особенностей.

Особое внимание уделяется языковой стороне сочинения и литературоведческому анализу художественного произведения. От простого к сложному – вот основное требование данной системы. Литература, раскрывающая принципы и содержание обучения сочинению, а также методику работы, достаточно обширна.

Ладыженская Т.А. разработала основные принципы системы обучения сочинениям учащихся У-УШ классов. В ее книге четко прослеживаются пути, формы и методы работы учителя по формированию умений и навыков написания сочинений.

Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова усилили внимание к вопросам теории, к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных стилей.

Наиболее ценными в методическом плане являются пособия, в которых даются практические советы, как писать сочинения разных жанров

в старших классах. Одно из таких пособий – книга Ю.А.Озерова «Экзаменационное сочинение на литературную тему», в которой авто указывает на условия успешного написания сочинения: знание историко- литературного материала, художественного произведения, способности думать, анализировать. Автор этого пособия приводит образцы отдельных письменных работ.

Известный словесник Е.Н.Ильин в статье « Как сдать экзамен по литературе» раскрывает некоторые секреты успешной сдачи экзамена.

Т.А.Калганова в методическом пособии « Сочинения различных жанров в старших классах», опираясь на современные подходы к проведению письменных работ, предлагает систему упражнений по развитию речевой культуры учащихся.

Проблема анализа художественного произведения находится в центре внимания многих авторов методических пособий и учителей – новаторов, однако последовательного и развернутого ответа на вопрос литературоведческого анализа произведений нет, даются в основном советы общего характера или рассматривается какое-то одно звено из всей сложности цепи работы по созданию творческого высказывания.

Еще М.А.Рыбникова указывала, что « методисту нужно показать не только результаты работы, но и формы его осуществления».

В настоящее время учителя, особенно молодые педагоги, нуждаются в пособиях, в которых бы была дана методика работы по анализу эпизода художественного произведения и интерпретации текстов, созданию сочинения – рассуждения: отзыва, рецензии, эссе. Творчески используя методические рекомендации указанных выше авторов, а также методические разработки журналом «Русский язык в школе», «Литература в школе», продолжаю совершенствовать работу по обучению учащихся сочинениям разных жанров.

При работе над сочинениями в средних и старших классах особенное внимание уделяю языковому оформлению, углубляя знания по лингвистике текста, культуре речи, функциональным стилям речи путем тренировочных упражнений на основе текстов – образцов.

В условиях подготовки к ЕГЭ опасность создания стрессового состояния диктует учителю сделать все возможное для избежания этого. С этой целью, выявив пробелы в знаниях учащихся, необходимо систематически проводить тренировки и самостоятельные работы по выработке орфографии, пунктуации, грамматике, углублению знаний по морфологии, синтаксису, стилистике.

Самое уязвимое место сочинения – бедность лексики и однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства, отсутствие литературоведческого анализа, неумение выразить и обосновать авторскую позицию, выразить свое личное отношение к проблемам , аргументируя его, поэтому анализ написанного должен быть систематическим.

Знания учащимися классификации типичных грамматических и речевых ошибок, редактирование сочинений, система работы над ошибками помогает совершенствовать написанное.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Систематическая работа по лингвистике текста, стилистике, по изучению теоретических сведений из области литературы и русского языка – шанс овладеть теорией и практикой написания сочинений.

Для активизации творческой деятельности учащихся использую тексты, взятые из изученных художественных произведений, тексты разговорного, научного, публицистического, художественного стилей речи. Формированию навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка помогает элективный курс « Русский язык и культура речи». Экскурсии в мир природы с целью наблюдения и исследования текстов на тему «Времена года» дают возможность учащимся описать природу, используя слова –краски, слова – звуки, слова – запахи, почувствовать выражение состояния души своей так, чтобы простые слова становились волшебными. С этой целью выразительно читаем и анализируем стихотворениия А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др., запоминая образные, эмоциональные тропы, помогающие художнику нарисовать впечатляющие картины. На ярких примерах текстов – образцов и негативных текстах учащиеся убеждаются в необходимости глубоких знаний стилистики, учатся избегать стилистических недостатков, нарушений стилистического единства, которые становятся причиной низких оценок письменных творческих работ. Анализируя фрагменты из публицистического, научного и художественного текста, ребята учатся выражать свои мысли.

Размышляя над поднятыми авторами проблемами, аргументируя свои рассуждения, учащиеся вырабатывают практические навыки в обнаружении основных художественных приемов и изобразительно – выразительных средств, позволяющих автору передать свои мысли. Это дает возможность совершенствовать текст сочинения. Не зная «секретов» стилистики, ребята не смогут редактировать текст своего или чужого сочинения.

В практике работы в данном направлении мне помогают следующие методы и формы изучения стилей речи:

- детальное изучение стилей речи: особенности стиля, его назначение, сфера употребления, жанры, характерные черты стиля и языковые средства;

- исследование текста;

- стилистический анализ;

- лингвистический анализ;

- сопоставление параллельных текстов разного стиля;

- создание текстов официально- делового стиля ( заявление, автобиография, протокол, доверенность и т.д.), научного стиля ( конспект литературно – критической статьи, ответ на вопрос на лингвистическую тему), публицистического стиля ( аннотация, отзыв, очерк, рецензия, репортаж), художественного стиля ( описание времени года, портретная зарисовка, описание местности и др.)

Особое внимание уделяю работе над языком художественного произведения. Учащиеся должны знать, что язык произведения связан с родом, жанром, темой, идеей, проблематикой, сюжетом, композицией, персонажами и т.д. Картины родной природы и лирические образы, созданные в стихах поэтами, воспитывают у школьников чувство любви к родной земле. Учащиеся находят фонетические, лексические, синтаксические средства языка, поэтические тропы и определяют их стилистическую функцию.

Наблюдая за характерными приметами времен года, выразительно читая стихи разных поэтов под рубрикой « Времена года», слушая, как композитор передает определенный период года в звуках, готовлю учащихся к уроку – практикуму « Урок – мастерская».

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Главная задача урока-практикума – углубить и расширить знания по теме «Основные теоретико- литературные понятия, необходимые при анализе стихотворения».

С целью повышения уровня речевого развития повторяем поэтические тропы и стилистические фигуры ( определение, стилистическая функция, примеры). Большое внимание уделяется на практических занятиях повторению фонетических средств языка: звукописи как совокупности приемов аллитерации и ассонанса, синтаксических и лексических единиц и их стилистической роли в данных текстах.

Повторяя материал, работаем по определению стихотворного размера, который определяет ритм стихотворения. Учащиеся получают фрагменты текста с целью определения размера, ритма, рифмы, интонации, т.е. познают « тайны» стихотворения, Данные упражнения развивают слух, умение читать выразительно. Определяя стихотворный размер, ребята видят ритмический рисунок произведения, т.е. его мелодию, музыку стихотворной речи. Заучивая определение рифмы, ее разновидности по расположению в строфе (парная, перекрестная, кольцевая) и по месту ударения ( мужская, женская), учащиеся на практике убеждаются, что мужская рифма придает стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворения, тем мягче звучание стиха.

Читая строфы стихотворения, внимательно вслушиваемся в каждую строку: каждая из них подобна чуду, которое открывается только внимательному взгляду. Ребята пытаются понять, в чем тайна звучания строф. Работая над стихотворением « Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева, они делают для себя открытие и удивляются, как художник слова передал музыку грозы просто и гениально: он употребил звукопись, одно из главных средств выразительности поэтической речи.

А затем идет работа по анализу лексического строя стихотворения. Это одна из труднейших задач. Учащиеся должны знать, что он связан с авторской мыслью, с идеей. На примерах отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. ребята приводят синонимические ряды, антонимы, архаизмы. Диалектизмы, фразеологизмы и определяют их стилистическую роль.

Анализируя стихотворения, обращаю внимание ребят на особенности синтаксиса, порядка слов. В стихах Пушкина, Лермонтова школьники быстро находят инверсию, т.к. с ней работаем с пятого класса, думают о роли ее в данном тексте. « Перестановка» слов дает возможность сравнить и увидеть, насколько выразительнее, мелодичнее звучит строка, содержащая инверсию:

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом! ...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Одно из самых важных понятий при анализе поэтического текста – понятие « лирического героя» (лирическое «я»). Лирический герой – это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении. Зная определение, ребята понимают, что помогает поэту передать « мироощущение» любого существа в необъятном мире лирическое «я».

Учащиеся уясняют: необходимо проводить грань между понятием « «автор» и « лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и то же лицо. Вот теперь, когда учащиеся в какой-то мере овладели теоретико- литературной подготовкой, можно дать советы и рекомендации:

- выразительно прочитайте стихотворение;

- создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;

- определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции?

- какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль?

Постарайтесь передать это в своей речи, не нарушая поэтической прелести стихов.

Каждый учитель строит схему и план анализа поэтического произведения по-своему. В своей педагогической практике я использую следующую схему.

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. « Выходные данные».

  1. Автор, название, время появления, история создания, место творчества автора, кому посвящено.

  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении.

  3. Жанровое своеобразие.

  4. Сведения о литературной ситуации:

а) как было принято стихотворение?

б) какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был близок автор?

П. Структура образов в развитии конфликта.

1. Структура содержания.

2. Тема, основная мысль, проблема.

3. Лирический образ или герой.

4. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета ( если он есть).

5. Специфика сюжета ( количество сюжетных линий, завязка,, кульминация, развязка).

Ш. Основные особенности поэтического языка.

1. Время и пространство в произведении.

2. Художественные приемы и их роль в раскрытии внутреннего мира героя.

3. Основные изобразительно- выразительные средства языка:

а) поэтические тропы ( эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.);

б) стилистические фигуры ( инверсия, градация, оксюморон, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, обращения, анафора, эпифора и др.); их стилистическая функция;

- звукопись ( аллитерация, ассонанс);

в) поэтическая лексика ( синонимы, антонимы, архаизмы и др.);

г) особенности синтаксиса;

4. Стихотворный размер.

5. Рифма ( по расположению в строфе и по месту ударения).

1У. Нравственный аспект ( ваше личное отношение...).

Отрабатывая данный жанр сочинения ( анализ поэтического произведения) , продолжаю работу по совершенствованию культуры речи. Это позволяет учащимся давать нормативные оценки языковым явлениям, строить свою письменную и устную речь соответственно орфографическим , лексическим, морфологическим и синтаксическим нормам языка, Культура владения словом, фразой, предложением, абзацем, текстом – основа языкового анализа текста любого типа и стиля речи. Учащимся даются методические советы.

Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит успех творческой работы, можно выделить следующие:

- логическое построение речи с помощью аргументов, использование арсенала средств убеждения;

- содержательность, обстоятельность информации, убедительность;

- совершенство форм языка, стиля, образную эмоциональную выразительность речи;

- умение сделать соответствующий вывод.

Слабое звено при создании сочинения на литературную тему – отсутствие литературоведческого анализа, неумение выразить авторскую позицию и свое личное отношение к проблеме. Поэтому, читая лирические и прозаические произведения, обращаю внимание школьников на то, что писатели и поэты изображают словами природу, людей, поступки, мысли и чувства, и каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет в системе правил и приемов создания художественных образов. Язык произведения связан с родом, жанром, композицией, сюжетом, с темой, идеей и проблематикой. И постичь все это помогает исследование текста.

Зная основные элементы структуры художественного произведения , учащиеся на уроках литературы вырабатывают навыки литературоведческого анализа: определяют идейный замысел, композицию, жанрово-стилевые особенности, выявляют сюжет, находят изобразительно- выразительные средства языка, дают характеристику герою на основе художественных приемов.

В своей практической деятельности использую текстуальный, проблемно-текстуальный и целостный анализ текста. Анализируя художественное произведение, учащиеся получают задание: собрать весь арсенал средств для создания сочинения определенного жанра.

Главная задача учителя литературы – подготовить ребят к эстетическому восприятию художественного произведения , а основной путь анализа – искать приемы в самом произведении. В этом плане очень хорошим подспорьем являются методические разработки учителя литературы Е.Н.Ильина, ведущего ученика от художественной детали к пониманию художественного образа, проблематики, идейному пафосу произведения.

Становясь в позицию исследователей, ребята под руководством учителя находят приемы анализа произведения, рассматривают его, соблюдая закон единства формы и содержания.

В процессе работы над разными видами сочинений ( групповая характеристика, индивидуальная характеристика, сравнительная характеристика, литературно- критическое сочинение, сочинение на свободную тему) школьники знакомятся с особенностями важнейших мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Решая задачу, как в данном герое отражается авторское видение мира, учитель воспитывает в детях высокие нравственные качества.

Используя в практике схему, которая ориентирует учащихся на рассмотрение произведения или его компонентов, а также схему анализа прозаического произведения, школьники уже при первом чтении произведения имеют возможность расставить все данные по теме по своим местам, а также предупредить типичную ошибку: рассмотрение содержания в отрыве от формы. Овладев анализом художественного произведения, старшеклассники работают над сочинениями разных жанров. Работа над такими жанрами сочинений, как рецензия, эссе, литературно-критическая статья развивает у ребят творческую фантазию, образное мышление, художественный вкус, самостоятельность суждений.

В своей работе использую следующие формы и приемы обучения сочинениям:

- овладение теоретическими сведениями из области литературы и русского языка;

- выяснение своеобразия жанра;

- чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров;

- лекция учителя;

- эвристическая беседа;

- текстуальный, проблемно- текстуальный анализ;

- исследование текста;

- работа над структурой литературно- критической статьи;

- подбор эпиграфа, составление плана;

- обучение аргументации, способам введения в речь цитат;

- систематизация материала по теме;

- выписки из критических статей;

- сопоставление нескольких точек зрения;

- использование кино, живописи, музыки;

- составление вопросов и методических рекомендаций , помогающих учащимся написать работу в определенном жанре;

- упражнения по предупреждению и исправлению типичных ошибок в письменных работах;

- рецензирование, анализ письменных работ;

- редактирование и взаиморедактирование;

- создание сочинений разных жанров.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

Умение анализировать эпизод необходимо в работе над художественным произведением ( в устном ответе, в сочинении). Но на данном периоде анализ эпизода – это и жанр сочинения. Стараюсь на ярких примерах убедить ребят, что анализ эпизода – это начало начал литературоведческого анализа произведения, идя от простого к сложному, они научатся писать сочинения разных жанров на любую тему, ведь эпизод – это одно из звеньев целого. Работаем над лексическим значением слова: эпизод( от греческого – буквально - вставка ) – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок ( фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Любой эпизод – это структурный элемент в сюжете произведения. Эпизод способствует раскрытию характера героя, следовательно, выражает определенную мысль, иллюстрирует авторский замысел писателя. О чем же писать в сочинении данного жанра?

На уроках русского языка и литературы провожу уроки – практикумы по схеме:

    1. Какова история создания произведения ?

    2. Каков его идейный замысел? Определение темы, основной мысли эпизода.

    3. Проблема. Через какой художественный образ раскрывается она?

    4. Место эпизода в идейном замысле писателя,

    5. Рассмотрим эпизод изнутри ( сюжет, его связь с предыдущими фрагментами; художественные приемы, способствующие раскрытию внутреннего мира героя, авторской позиции).

    6. Композиция. Роль данного эпизода среди других эпизодов, то есть завязка это, кульминация или развязка?

    7. Как действуют герои в этом эпизоде? Анализ их поступков, внутреннего состояния, речи. Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотировку их поступков.

    8. Как перекликается эпизод с другими в данном произведении?

    9. Язык. Изобразительно – выразительные средства языка, создающие эмоциональную атмосферу.

10)Какое значение в развитии сюжета, идеи произведения имеет этот эпизод? Как он сцеплен с другими эпизодами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  2. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Государственное учреждение (2)

    Документ
    Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв.
  3. А. Е. Войскунский, О. В. Митина, А. А

    Документ
    Рассматривается один из элементов новой парадигмы современного обществоведения - включение в контекст исследований проблемы социальных изменений; обозначается специфический угол зрения социальной психологии на социальные изменения

Другие похожие документы..