Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
18. .СD-диски с видеофильмами по ГО: 1. « Пиво. Курение»; . «Алкоголь»; 3. «Защитные сооружения»; 4. «Джунгли Чернобыля»; 5. «Гражданская оборона» 01...полностью>>
'Сказка'
Ну что, поведём сказку дальше Душою будь светлой, Светлана! И пусть (Не в радость, а в грусть), К тебе в гости придёт И хороших вестей принесёт Таин...полностью>>
'Программа'
На устном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а также...полностью>>
'Решение'
Под усыновлением или удочерением (далее по тексту - усыновление, так как этот термин применяется в отношении как мальчиков, так и девочек) понима­ется...полностью>>

Е. В. Афонина Брянский государственный технический университет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СЕКЦИЯ 1. КОНЦЕПЦИИ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

УДК 378.147:515

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Е. В. Афонина

Брянский государственный технический университет

E-mail:cvetelena@, grafica@

Активное внедрение в учебный процесс новых технологий обучения направлено на развитие и совершенствование подготовки специалистов, повышение качества образовательного процесса.

Необходимость совершенствования технологии преподавания, в том числе путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, вызвана нынешними социально-экономическими условиями. Подготовленный и востребованный специалист должен обладать не только профессиональной компетентностью в соответствующей предметно-отраслевой области, но и способностью работать в различных структурных подразделениях предприятия, стремлением и способностью учиться, повышать свою квалификацию.

Возросшие требования работодателей необходимо учитывать при организации учебного процесса. Именно на первом курсе закладывается фундаментальная подготовка инженера, которая после окончания вуза позволит специалисту быстро и гибко ориентироваться в условиях нестабильного рынка инженерного труда.

Главной задачей преподавателя становится не просто передача знаний ученику, а формирование у него способностей и стремления самостоятельно получать знания, умения и навыки. Необходимо разработать такие методы преподавания и методический материал, чтобы стимулировать интеллектуальные способности студента, заставить его работать с лекциями, учебником, справочниками, пробудить его интерес к предмету с целью максимального овладения теоретическими и практическими знаниями по инженерной графике, компьютерной геометрии и графике, геометрическому моделированию.

Переход на более высокий уровень качества предоставляемых образовательных услуг позволит кафедре графических дисциплин повысить свой рейтинг, а в последующем осуществлять не только общепрофессиональную подготовку специалистов, но и стать выпускающей.

Преподавателям кафедр, осуществляющим подготовку по дисциплинам инженерно-графического цикла, хорошо знакомы проблемы, с которыми столкнулась высшая школа в последние годы.

  • Недостаточная базовая (школьная) подготовка по черчению и геометрии, плохо развитое пространственное и логическое мышление, образное воображение.

У многих первокурсников отсутствуют элементарные знания по черчению. Осознание студентом своего низкого уровня подготовки резко снижает мотивацию к обучению. Предусмотреть в рабочей программе часть занятий на коррекцию геометро-графических знаний не представляется возможным из-за дефицита часов как на аудиторную, так и на самостоятельную работу.

  • Сокращение количества аудиторных часов на изучение начертательной геометрии и других общетехнических дисциплин приводит к тому, что ряд тем излагается и усваивается лишь на уровне понятий.

Требование сокращения часов на аудиторную и самостоятельную работу при одновременном сохранении общего объема знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент при изучении дисциплины, требует от преподавателей кафедры особого мастерства.

  • Чтение лекций в больших потоках (100…120 чел.) затрудняет понимание и усвоение учебного материала. Негативным фактором является неподготовленность первокурсников – вчерашних школьников – к технике восприятия информации в большом коллективе, где отсутствует индивидуальный подход; темп чтения, метод подачи информации ориентирован на «среднего» студента.

  • Затрудненная социально-психологическая, организационная и профессиональная адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе (различие в методах преподавания и контроля в школе и в вузе, новый коллектив, новая территория, бытовые условия, периодические стрессы и т.д.).

Именно затрудненная адаптация вызывает у студентов сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. В вузе первокурснику приходится решать вопросы, к которым он недостаточно хорошо подготовлен. Трудности не всегда и не всеми студентами на первом этапе обучения успешно преодолеваются. Нередко у студентов возникают депрессивные состояния, нервные срывы. Поэтому все структуры вуза, непосредственно взаимодействующие с первокурсниками, должны быть вовлечены в специально разработанную программу адаптационных мероприятий. В первую очередь – это преподаватели выпускающих кафедр, кураторы групп, общественные организации и внеучебные подразделения вуза, старшекурсники. Система адаптационных мероприятий, учитывающая особенности технического вуза, должна обеспечивать последовательный переход от одной стадии развития творческого потенциала личности студента к другой.

Зачастую преподаватели выпускающих кафедр начинают взаимодействовать с кафедрой «Начертательной геометрии и графики» лишь в период сессии, играя роль «заступников» за своих студентов. Первокурсник – человек в вузе новый, ложное ощущение свободы играет с молодыми людьми злую шутку. Не все готовы самостоятельно организовать свою работу и правильно распределить собственные силы. В этой ситуации преподавателям выпускающей кафедры важно постоянно контролировать успеваемость по наиболее сложным предметам и посещаемость занятий, степень выполнения запланированных в 1 семестре заданий, необходимо как можно чаще встречаться с преподавателями общеобразовательных кафедр, ведь именно выпускающие кафедры, как никто другой должны быть заинтересованы в качестве подготовки своих выпускников, а также сохранении численности группы.

В работе преподавателя кафедры общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин большую помощь оказывает специально составленная система контроля. Это может быть программа компьютерного тестирования или безмашинный контроль. Система периодического тестирования помогает развить у студентов самоконтроль, осознать уровень своей подготовленности к экзамену или зачету.

Сократить сроки социально-психологической адаптации и снизить её негативное влияние помогает активное вовлечение первокурсников в научную и внеучебную жизнь университета.

Профессиональная адаптация специалиста является наиболее сложной по содержанию и длительной по времени. Она сводится к формированию профессионально значимых качеств, а также приобретению навыков выполнения определённых инженерных функций.

Овладение специальностью и профессиональный рост начинаются с первых исследований, первых докладов на студенческих конференциях, которые ежегодно проходят в нашем вузе. Отличительными чертами профессиональной адаптации первокурсников является стремление добиться первых успехов в изучаемых предметах. Большое значение при этом имеет кружковая и факультативная работа. Недостатком работы в этом направлении является низкий процент охвата контингента студентов. Из 32 специальностей нашего университета, в учебных планах которых предусмотрена дисциплина «Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика», 6 специальностей изучают предмет за 1 семестр. Работая с большим контингентом студентов (у каждого преподавателя в 1 семестре 5-8 групп первокурсников) довольно сложно бывает за несколько занятий выделить наиболее талантливых студентов, склонных к научной, творческой, исследовательской работе. Эти качества только начинают формироваться у них.

Весь учебный год на кафедре «Начертательная геометрия и графика» БГТУ ведется подготовка наиболее талантливых и заинтересованных студентов для участия в городских, областных и Всероссийских олимпиадах. Нередко студенты нашего университета становятся призерами и победителями Всероссийских и международных олимпиад по дисциплинам инженерно-графического цикла. В подготовке к олимпиаде задействовано большее количество студентов, чем в кружковой. Число участвующих во внутривузовской олимпиаде по «Начертательной геометрии» составляет около 10% от общего контингента студентов 1 курса, обучающихся на кафедре. 10-15% от общего контингента студентов 2 курса, обучающихся на кафедре, в течение семестра готовятся и принимают участие в олимпиаде по «Инженерной и компьютерной графике».

Повысить качество обучения помогает формирование у студентов положительного отношения к учебному предмету путем повышения мотивации и активного участия в освоении дисциплины. Для студентов всегда важен ответ на вопрос: «Каким образом изучаемый предмет связан с будущей профессией?». Преподавателю необходимо чаще приводить примеры связи изучаемого предмета с предстоящими и параллельно изучаемыми дисциплинами, со специальностью в целом, уделять внимание прикладным вопросам геометрии и графики.

Качественно улучшить процесс обучения графическим дисциплинам позволяет применение машинной (компьютерной) графики.

Компьютерные технологии являются мощным инструментом реализации методов геометрии и графики. Вычислительная техника позволяет моделировать практически любые конструкции, практика проектирования на предприятиях и в фирмах полностью ориентирована на компьютерные методы построения чертежа.

С целью освоения студентами современных технологий проектирования преподавание раздела «Инженерная и компьютерная графика» дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика» на кафедре «Начертательная геометрия и графика» БГТУ ведется с использованием системы Компас–3D, разработанной российской компанией АСКОН. Система с русским интерфейсом, полной поддержкой российских стандартов, предназначена для выполнения конструкторских и ряда технологических работ различного уровня сложности.

Традиционные задания курса «Инженерная графика» в настоящее время получили новое наполнение.

Как показывает практика, даже слабые студенты на занятиях по компьютерной графике работают с большим интересом. Особое значение имеет возможность рассматривать с разных сторон построенную модель. Умение строить простые 3D-модели формируется за 2 – 3 занятия. Построение проекций, разрезов и сечений по 3D-модели в значительной степени автоматизировано (переход от объемной модели к плоскому чертежу), поэтому, работая с двумерным чертежом, студенту легче выполнить обратную задачу – мысленно представить геометрическую форму объекта. Таким образом, 3D-технологии способствуют развитию пространственного восприятия объекта, в том числе у студентов со слабой общей подготовкой.

Приобретение студентом навыков выполнения конструкторских работ с использованием автоматизированных систем подготовки чертежно-графической документации повышает его квалификацию как технического специалиста.

Совершенствование методики обучения – процесс непрерывный. Развитие графо-геометрического образования в высшей школе, а также качество подготовки специалистов инженерно-технического профиля зависит от многих составляющих. В качестве основных, нуждающихся в постоянном совершенствовании, необходимо выделить следующие.

  • Повышение научно-педагогической квалификации преподавателей. Переход к электронному документообороту на предприятиях, практически полная автоматизация проектно-конструкторских работ обязывает преподавателей высшей школы осваивать не только получившие распространение графические системы КОМПАС и AutoCAD, но и программы, предоставляющие возможность визуализации графических объектов;

  • В разработке методов повышения эффективности усвоения лекционного и материала практических занятий важным направлением является использование технических средств обучения, следовательно, необходимо развивать материально-техническую базу кафедры (оснащать современной техникой специализированные аудитории, компьютерные классы и т.д.);

  • Обновления требует методическое обеспечение учебного процесса (учебники, наглядные пособия, методические указания, раздаточный материал, доступность справочников и ГОСТов).

Рационализация методов и средств обучения направлена на достижение успеха работников вуза, заинтересованных в росте престижа и качества обучения в университете, и студентов, которым предстоит найти своё место в жизни.

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА САПР, ВНЕДРЯЕМЫХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТИХ СИСТЕМ

С. В. Асекритова

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия

имени П. А. Соловьёва, E-mail:kgraph@rgata.ru

В настоящее время происходит быстрый рост систем автоматизированного проектирования (САПР) в таких отраслях, как авиастроение, автомобилестроение, тяжелое машиностроение, в архитектуре, строительстве, нефтегазовой промышленности, в области картографии, геоинформационных систем, при производстве товаров народного потребления, в частности бытовой электротехники. В машиностроении современные САПР применяются для сквозного автоматизированного проектирования, технологической подготовки, анализа и изготовления изделий, для электронного управления технической документацией. С помощью САПР выполняется разработка чертежей, проводится трехмерное моделирование изделия и процесса сборки, проектируется вспомогательная оснастка, например штампы и пресс-формы, составляется технологическая документация и управляющие программы (УП) для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), ведутся архивы.

В современном экономическом пространстве наблюдается активное развитие компьютерных технологий, связанных с ведением совместных работ, поставкой комплектующих, продвижением различных промышленных продуктов на рынок, установлением и поддержкой контактов с потребителем. Для западных производителей, совместно выпускающих ту или иную продукцию, сегодня уже недостаточно только быстро проектировать и поставлять качественные комплектующие в срок. Сегодня все более актуальным становится тесное взаимодействие друг с другом в реальном времени в течение всего периода разработки и изготовления изделий. Такое взаимодействие должно существенно сократить сроки конструкторско-технологической подготовки и изготовления изделия за счет взаимопонимания между партнерами, оперативного согласования конструктивных особенностей изделия и своевременного обнаружения и устранения противоречий, а также обеспечения условий для качественного улучшения продукции.

В настоящее время при сотрудничестве с зарубежными компаниями необходимо представление всей документации в электронном виде. Продаваемый продукт и его производство подлежат международной сертификации, подтверждающей их высокие характеристики. Сертифицирование проходят не только само изделие, но и методы его проектирования, изготовления, способы и формы передачи информации об изделии. Для прохождения сертифицирования необходимо оснастить рабочие места конструктора и технолога компьютерными и программными продуктами.

В действительности происходит выбор не конкретной системы проектирования, а идеологии автоматизированного проектирования и подготовки производства. Первым шагом в этом направлении должна стать взвешенная, разносторонняя с точки зрения, как изделий, так и привлекаемых коллективов оценка задач, которые предполагается автоматизировать. Такая оценка поможет определить оптимальную для предприятия идеологию и значительно упростит следующий шаг – выбор конкретной системы проектирования.

При внедрении компьютерной графики в учебный процесс, приходится делать выбор в пользу лишь одного графического программного продукта. Это прежде всего обусловлено минимальным количеством часов, отводимым в курсе «Инженерной графики» на изучение графики компьютерной. Поэтому, для осуществления более глубокой подготовки специалистов, владеющих современными технологиями в области проектирования, необходима единая политика для общеинженерных и специальных кафедр по внедрению САПР в учебный процесс. Важно также, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники вуза владели методиками проектирования изделий, которые используются на предприятиях. Решающим при выборе графической системы Unigraphics в качестве САПР, внедряемой в учебный процесс, стал факт использования данной компьютерной технологии проектирования и производства в компании ОАО «НПО «Сатурн» (ведущей машиностроительной компании России).

Думается, не будет преувеличением сказать, что CAD/CAM/CAE-систему Unigraphics в России знают все, чья деятельность в той или иной мере связана с автоматизацией инженерной деятельности на производствах и в КБ. Неуклонно растущая популярность системы как самого мощного инструмента конструктора-технолога привела к тому, что Unigraphics стал своего рода эталоном, используемым при оценке возможностей других CAD/CAM- и CAE-систем, представленных на рынке САПР. Она используется ведущими мировыми производителями в наукоемких отраслях промышленности Boeing, GM, GE Aircraft Engines, Northrop Grumman, Pratt&Whitney, Bell Helicopter Textron, Hamilton Sundstrand, NOKIA, SIEMENS, BMV, HONDA, FORD и российскими компаниями ОКБ Сухого, ОАО «НПО «Сатурн», ЦИАМ, ЦНИИ Крылова, АвтоВАЗ, Энергомашкорпорация и др.

Какова должна быть система CAD/CAМ/CAЕ, обеспечивающая базу для успешного внедрения компьютерной технологии на предприятиях, занимающихся созданием сложных наукоемких изделий машиностроения?

Компьютерная технология призвана не автоматизировать традиционно существующие технологические звенья (так как это обычно не дает какого-либо эффекта, за исключением некоторого изменения условий труда), а принципиально изменить саму технологию проектирования и производства изделий. Только в этом случае можно ожидать существенного сокращения сроков создания изделий, снижения затрат на весь жизненный цикл изделия, повышения качества изделий.

Прежде всего, применительно к созданию сложных изделий машиностроения, в основе организации компьютерной технологии лежит разработка полного электронного макета изделия, так как именно создание трехмерных электронных моделей, адекватных реально проектируемому изделию, открывает колоссальные возможности для создания более качественной продукции (особенно сложной, наукоемкой продукции) и в более сжатые сроки. В идеале в процессе проектирования и производства сложных и многокомпонентных изделий все участвующие в проектировании должны, работая одновременно и наблюдая работу друг друга, создавать сразу на компьютерах электронные модели деталей, узлов, агрегатов, систем и всего изделия в целом. При этом необходимо одновременно решать задачи концептуального проектирования, всевозможных видов инженерного анализа, моделирования ситуаций, а также компоновки изделия и формирования внешних обводов. Не дожидаясь полного окончания разработки нового изделия, эту информацию следует использовать для технологической подготовки производства и производства как такового. Кроме того, необходимо осуществлять автоматизированное управление и всеми создаваемыми данными электронной модели (то есть структурой изделия), и самим процессом создания изделия, и к тому же иметь возможность управлять структурой процесса создания изделия.

Для реализации именно компьютерной технологии проектирования и производства должны применяться системы автоматизированного проектирования инженерного анализа и технологической подготовки производства (CAD/CAМ/CAЕ) высшего уровня, а также системы управления проектом (PDM – Product Data Management).

Что такое система CAD/CAМ/CAЕ высшего уровня? Это такая система, которая, во-первых, обеспечивает весь цикл создания изделия от концептуальной идеи до реализации, а во-вторых (и это самое главное), создает проектно-технологическую среду для одновременной работы всех участников создания изделия с единой виртуальной электронной моделью этого изделия. На Западе эта организационная философия обозначается аббревиатурой CAPE (Concurrent Art-to-Product Environment), что можно перевести как «Единая среда создания изделия от идеи до реализации». По существу, именно то, в какой степени система реализует указанную философию, и определяет уровень системы. Руководствуясь такой концепцией, можно резко сократить цикл создания изделия, повысить технический уровень проектов, избежать нестыковок и ошибок в изготовлении оснастки и самого изделия благодаря тому, что в подобном случае все данные взаимосвязаны и контролируемы. Следовательно, система низкого или среднего уровня не может перейти на высший уровень только за счет наращивания функций и приложений – для этого необходимо принципиальное изменение ядра системы и ее внутренней структуры.

В рамках реализации САРЕ существует понятие концепции «мастер-модель». Мастер-модель – это уникальная электронная модель в ассоциативной структуре изделия, которая служит ссылочным эталоном для ассоциативно связанных с ней элементов создаваемого изделия или оснастки для его производства, с которой одновременно работают все участвующие в создании изделия. Для того чтобы поддерживать такую концепцию, система должна быть определенным образом организована и обладать многими специфическими функциональными возможностями, среди которых, в частности: полная параметризация и ассоциативная связь как внутри самой модели и сборки, так и с приложениями; возможность создания и управления сборками неограниченных размеров, с управляемой параметризацией между компонентами сборки. Данная концепция подразумевает, что электронная модель изделия в каждый текущий момент времени актуальна, а значит, в этом случае теоретически исключаются нестыковки, ибо вся информация – единая.

Отсюда следует, что любые системы низкого (типа AutoCAD) или даже среднего уровня, позволяя решать отдельные частные задачи, не в состоянии обеспечить радикального снижения сроков создания и повышения качества сложных изделий. Только системы высшего уровня в той или иной степени могут позволить приблизиться к реализации компьютерной технологии проектирования и производства.

Основные САПР условно можно разделить на три класса.

  • Системы низкого уровня. Это системы типа AutoCAD, представляющие собой, по сути дела, электронный кульман, который ни в коей мере не затрагивает изменения самой технологии проектирования и технологической подготовки;

  • Системы среднего уровня. Это системы, которые позволяют в полной мере осуществлять трехмерное моделирование и создавать электронные математические модели, адекватные реальным физическим моделям. Для примера можно назвать SolidWorks, Solid Edge, САDМЕХ, T-FLEX, КОМПАС. Здесь пользователь получает все преимущества трехмерного проектирования: топологическую точность, возможность анализа трехмерных моделей и использования в подготовке управляющих программ для станков с ЧПУ. Эти системы следует рассматривать как еще один шаг, который позволяет извлечь новые реальные возможности из компьютерного проектирования. Сюда же можно отнести специализированные расчетные, аналитические системы, системы подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ;

  • Системы высшего уровня. Здесь можно выделить два основных признака, отличающих их от остальных систем. Во-первых, возможность обеспечения всего цикла создания изделия – от концептуальной идеи до реализации – внутри самой системы, без дополнительного использования внешних приложений. Во-вторых, обеспечение единой среды для разработки изделия и поддержка параллельного инжиниринга, то есть создание единой цифровой модели, с которой все участники проекта могут работать одновременно. Такие системы должны иметь достаточно мощные средства параметризации, позволяющие проводить изменения сложных структур в больших сборках, иметь возможность построения сложных ассоциативных связей, а также определенную гибкость, так как изделие в процессе проектирования постоянно изменяется.

На сегодняшний день развивающихся универсальных систем высокого уровня на рынке, по существу, четыре: CATIA французской компании Dassault Systemes, Pro/Engineer американской компании Parametric Technology Corp, Unigraphics (UG) американской компании Unigraphics Solutions и I-DEAS Master Series американской компании SDRC.

В настоящий момент, с точки зрения обеспечения единой среды разработки изделия Unigraphics существенно опередил всех своих конкурентов. Благодаря мощному ядру Parasolid практически все задачи решаются не во внешних приложениях, как, например, в CATIA, где параметризация осуществляется на уровне внешнего модуля, а на уровне ядра и все ее приложения одинаково работают внутри системы. Это очень важный момент.

Именно совокупность возможностей управления ассоциативностью, моделлера и специализированных (как собственных, так и интегрированных) приложений определяет разделение систем CAD/CAM/CAE на высший и средний уровни; стоимость здесь вторична и точно отражает их возможности. Более того, при одинаковой функциональности (например, ЧПУ) стоимость комплекта систем среднего уровня выше, чем у Unigraphics.

Однозначно определить, какой подход оптимален, нельзя. Для проектирования простых типовых изделий, когда можно создать единую схему параметризации, системы среднего уровня обеспечивают достаточную функциональность при меньших затратах ресурса. В то же время для сложных изделий либо при наличии большого количества специализированной оснастки они неприменимы.

УДК 378



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И программа 65-й студенческой научной конференции Брянского государственного технического университета

    Программа
    факультет эНЕРГЕТИки и электроники СЕКЦИЯ «ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ» Подсекция «Двигатели внутреннего сгорания» Председатель секции – доц.
  2. И программа 64-й студенческой научной конференци,посвященной 80-летию Брянского государственного технического университета

    Программа
    н. Пахомов Ю.А. Секретарь секции – студ. Трушин Е.А. апреля Начало в 10.00 Ауд. лаборатория ДВС 1. Инновационные решения при разработке конденсационной ПТУ мощностью 50 Мгвт.
  3. Е. В. Афонина особенности преподавания графо-геометрических

    Документ
    Рассматриваются отдельные аспекты преподавания графо-геометрических дисциплин в современном техническом университете. Приводятся некоторые рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов и совершенствованию преподавания
  4. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения инженерно-технических специальностей Брянск 2004

    Методические указания
    История техники. История развития технических объектов: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения инженерно-технических специальностей.
  5. Методические указания к выполнению лабораторной работы №6 для студентов всех форм обучения всех специальностей Брянск 2008

    Методические указания
    Материаловедение. Материаловедение и технология конструкционных материалов и другие совмещенные дисциплины. Исследование влияния термической обработки на микроструктуру и механические свойства некоторых углеродистых конструкционных

Другие похожие документы..