Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Гепатиты это воспалительные поражения печени, вызванные различными этиологическими факторами. Гепатиты могут быть неинфекционные. Неиефекционные мо...полностью>>
'Учебник'
Я учитель сельской школы с 23 летним стажем. В настоящее время в нашей школе нет классных параллелей, в отдельных классах учится менее 10 человек. В ...полностью>>
'Регламент'
Административный регламент государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевой диагностический центр» по предоставлению государственной у...полностью>>
'Документ'
Робоча програма з дисципліни «Історія давньої української літератури» складена у відповідності з навчальної програмою і призначенням цієї дисципліни ...полностью>>

Метод проектов на уроках технологии

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Метод проектов на уроках технологии,

как средство развития креативности у младших школьников

Автор статьи: Клепикова Надежда Павловна,

учитель начальных классов (высшая категория)

Предметные знания, умения и навыки, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет более гибким мышление ребенка. Обновляющейся начальной школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В течение шести лет работаю над созданием системы уроков технологии по методу проектов с целью: получить ребенка, желающего учиться и творчески мыслить, у которого сформированы основы толерантного мышления и поведения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного мышления.

Предмет «технология» выбран потому, что он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Для данного предмета вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данного предмета.

Преподавание уроков технологии не только допускает, но и предполагает введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности? Есть несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование. Эти задачи различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности:

  • В первой преобладает рационализаторская деятельность.

  • Вторая совмещает виды рационализаторской и изобретательской деятельности.

  • В третьей преобладает изобретательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся.

Первый вид заданий связан с доконструированием изделия, с решением конструкторских задач и требует от учеников творчества, изобретательности. При выполнении подобных заданий ученикам нужно не просто вспомнить или повторить известные пути и способы работы, а осуществить творческий переход имеющихся знаний и умений в новую ситуацию.

Второй вид задач на переконструирование изделия связан с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, что изменит принцип его действия или преобразит внешний вид в соответствии с новыми условиями.

Третий вид задач, связанный с собственно конструированием позволяет ученику самостоятельно разрабатывать изделие, подчиняясь поставленной цели. При этом он не просто переделывает заданный образец, а изначально сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления.

Задания усложняются в зависимости от возраста учащихся и степени развития у них необходимых умений. В 1-2 классах ученикам предлагаю незавершенный эскиз открытки (8 Марта, Новый год) и такую же заготовку для изготовления изделия. Необходимо сначала завершить эскиз открытки, а затем выполнить аналогичную работу практически: в соответствии с эскизом сделать открытку из незавершенной заготовки. Ученикам третьего класса, после изготовления домика, предлагаю инструкцию: «Подумайте, что следовало бы изменить в таком домике, чтобы он подошел Снежной королеве, Бабе Яге». В 4 классе предлагается задание: «Выбери себе «заказчика»- героя любой сказки - и сделай чашку специально для него». Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Творчество, мышление, изобретательские и рационализаторские способности учеников, ради развития которых и организуются учебные проекты, скорее требуют сосредоточенности и тишины.

Об эффективности работы свидетельствуют проводимые диагностики, составленные совместно с психологом школы. Были использованы две методики: тест креативности, или творческого воображения, Дж. Гилфорда и тест Е.Торренса «Дорисовывание». Диагностика проводилась в 1-ом и 4-ом классах одного детского коллектива.

Выводы: Результаты диагностики учащихся позволили установить, что применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе:

  • - стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний;

  • - развивает способность применять знания в различных жизненных ситуациях;

  • - формирует основы толерантного мышления и поведения;

  • - развивает творческое воображение, или креативность.

Таким образом, результаты убеждают в том, что применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе является целесообразной и полезной учебной деятельностью, которая играет значительную роль в формировании ключевых компетентностей личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст»

    Урок
    Современное образование должно способствовать формированию у учащихся «компетентности». Освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, искать пути решения проблемы, решать
  2. Метод проектов на уроке физики

    Урок
    Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие проекты предлагаю создать как итоговую работу по прохождению той или иной темы.
  3. Т. Т. учитель технологии 1 категории моу сош №81 г. Пермь Применение метода проектов на урок

    Урок
    Развитие современных социально – экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное
  4. Салявина Галина Анатольевна Обучение методу проекта на урок

    Урок
    Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов.
  5. Метод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска

    Урок
    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний,

Другие похожие документы..