Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 января – 120 лет со дня рождения Толкина (Толкиена) (1892-1973), английского писателя, философа, историка языка, автора волшебных сказок «Хоббит», ...полностью>>
'Документ'
Создание условий для воспитания гражданина, патриота страны, человека культуры, личности, адаптированной к современным социальным условиям, способной ...полностью>>
'Доклад'
Энергетика и транспорт. Студенческая секция. 4)Вид доклада: устный стендовый 5)Иллюстративный материал: Power Point плакаты экспонат ) Фамилия, имя,...полностью>>
'Документ'
Контакти: Посольство Канади в Українї, відділ технічного співробітництва, м. Київ 01901, вул. Ярославів Вал, 31, тел.:(044)5903100, факс:(044)5903168,...полностью>>

Г. П. Ковалева философия. Основные социально-философские учения. Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Г.П. Ковалева

ФИЛОСОФИЯ.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ.

Учебное пособие

Кемерово 2010

УДК 113/119(075)

ББК 87я7

К56

Рецензенты:

Е.Ф. Казаков – доктор культурологии, профессор Кемеровского госуниверситета

В.Н. Порхачев – кандидат философских наук, доцент Кемеровского государственного сельскохозяйственного института

Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Ковалева Г.П.

К56 Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2010. – 173 с.

Рассматриваются основные социально философские учения Древнего Востока, Запада и России. Дается краткая характеристика исторических условий возникновения соответствующих школ, направлений, учений.

Для студентов всех специальностей и форм обучения.

УДК113/119(075)

ББК 87я7

ISBN

© КемТИПП, 2009

© Г.П. Ковалева, 2009

Оглавление.

Введение 5

1. Социально-философские учения Древнего мира 6

1.1. Социально-философская мысль Древней Индии 7

1.2. Социально-философские учения Древнего Китая

(даосизм, конфуцианство, легизм) 9

1.3. Мыслители Древней Греции о государстве и

обществе (Платон, Аристотель 14

2. Социально-философские идеи в Средние века

(Аврелий Августин, Фома Аквинский) 21

3. Социально-философская мысль эпохи Возрождения

и Реформации 28

3.1. Гуманистическая мысль итальянского

Возрождения (Леонардо Бруни, Лоренцо Валла,

Леон Батиста Альберти, Франческо Петрарка,

Николай Кузанский) 29

3.2. Представления о государстве и обществе в

учении Никколо Макиавелли 32

4. Социально-философские учения в Нового времени 34

4.1. Концепция «общественного договора» (Т. Гоббс,

Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) 36

4.2. Социально-философская мысль французского

Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтер) 44

4.3. «Философия жизни» Ф. Ницше и его учение

о «сверхчеловеке» 49

5. Социально-утопические учения 55

5.1. Социальные утопии эпохи Возрождения (Т. Мор,

Т. Кампанелла) 57

5.2. Утопический социализм Х1Х века (А. Сен-Симон,

Ш. Фурье, Р. Оуэн) 63

6. Марксистская социально-философская мысль

в Западной Европе и России 76

6.1. Основные положения социально-философского

учения марксизма 76

6.2. Зарождение марксизма в России 83

6.3. Социально-философское учение В.И. Ленина

о пролетарской революции, диктатуре пролетариата

и построении социализма 85

6.4. Легальный марксизм и либерал-социализм

в России (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков,

Н.А. Бердяев, С.Л. Франк) 94

7. «Понимающая социология» М. Вебера 112

8. Социально-философские концепции анархизма

(М. Штирнер, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин,

П.А. Кропоткин) 117

9. Социально-философские идеи русских мыслителей

Х1Х – начала ХХ веков 127

9.1. Социально-философские взгляды славянофилов и

западников (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.

Аксаков, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев) 127

9.2. «Естественно-правовая» философия

П.И. Новгородцева 142

9.3. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 146

10. Социально-философская мысль в ХХ веке 151

10.1 Неомарксизм Франкфуртской школы

(Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно) 151

10.2. Концепции личности и общества в философской

антропологии (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен) 161

Список литературы 172

ВЕДЕНИЕ.

Целью данного учебного пособия является ознакомление студентов с наиболее значимыми социально философскими учениями для формирования у них современного научного мировоззрения и общечеловеческой культуры личности, целостного представления об историческом процессе. Пособие можно использовать для подготовки к семинарским занятиям по социальной философии, политологии, социологии, культурологии, тестированию.

Предметом социально-философских учений являются вопросы социального устройства общества, государства, права, власти, политики, социальных преобразований.

Методическими особенностями данного пособия является использование конкретно-исторического подхода, системное изложение материала. Акцент в социально-философских учениях делается на анализ ценностей, которые воздействуют на поведение людей, формируют идеалы, нравственные нормы, социально-политическое сознание общества, влияют на формирование социально-философских теорий, политических платформ и программ. Сопоставление социально-философской мысли Запада, России и Востока позволило выделить в развитии социально-философской мысли в разных странах общие и отличительные черты, своеобразие и особенности.

При рассмотрении эволюции социально-философских идей использовалась следующая периодизация: Древний Мир, Средние века, Возрождение и Реформация, Новое время, Новейшее время – ХХ век.

Учебное пособие состоит из 10 разделов, 19 подразделов. Оно является дополнением к учебному пособию «Социальная философия» Э.Г. Винограя, в котором изложены социально-философские взгляды ряда мыслителей, не включенные в данное пособие (Г. Гегеля, А. Тойнби, О. Шпенглера и др.)

1. Социально-философские учения Древнего Мира.

К Древнему Миру принято относить период от 3-2 тысячелетий до н.э. до 6 в. н.э. Это было время постепенного перехода от родового строя к государственному, формирование первых политических систем, социально-философских учений. Первоначально социально-философская мысль была несамостоятельна, ее идеи включались в религиозно-мифологические представления, выражались в традициях, обычаях народов, что придавало им особую прочность. Общество представляло собой часть природы. Порядок общественной жизни, правила общежития, поведения, правовые нормы представлялись вечными и нерукотворными. Например, в Древней Индии и Древней Греции существовало представление о четырех веках: золотом, серебряном, бронзовом и железном, циклическом характере развития. Личность не рассматривалась как самостоятельная ценность, а жизнь человека от начала и до конца регламентировалась обычаями. Справедливость и общее благо ассоциировались с сохранением извечного порядка, созданного богами или природой, с неравенством, иерархией. Представления о свободе и правах человека, за редкими исключениями (некоторые софисты, буддизм, раннее христианство), отсутствовали. В подходе к формам государства предпочтение отдавалось монархическому и аристократическому принципам. Несмотря на это, в древности были поставлены основные социально-философские проблемы, рассматриваемые в последующей истории: происхождение и назначение государства, его формы, роль принуждения в общественной власти, обязанности человека, естественные право, соотношение политики и морали и др. Например, Веды и буддизм в Индии, Мо-цзы в Китае и софисты в Греции выдвигали договорную теорию по вопросу установления власти по воле богов. Типичной государственной формой была восточная деспотия. Господствовали патерналистские представления о власти: правитель – отец подданных – обязан заботится об общем благе, ответственен перед богами, а подданные не вправе предъявлять ему какие-либо требования.

    1. Социально-философская мысль Древней Индии.

Для социально-философских представлений Древней Индии характерна особая тесная связь с Ведами1, религией и мифологией, развитие в рамках религиозных систем – брахманизма, буддизма, индуизма.

Исходный пункт ведийского мировоззрения – мысль о божественном создании мира и общественного строя. С «Ригведы» берет начало концепция всемогущества космического или божественного закона – Риты. Рита – порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения. За его нарушение человека ждет кара, но не социального, судебного, а божественного порядка. Позже понятие риты было вытеснено понятием дхарма, означающим право, закон, распоряжение - кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением и включающий весь круг обязанностей и ответственности человека. Дхарма означает также – мораль, ритуал, знание Вед, правила гигиены, очищения, приема пищи, образа жизни. Соблюдение дхармы выражается в законе кармы, согласно которому за хорошие или плохие поступки человека следуют воздаяние или наказание, а также определяется его будущие существования (закон перевоплощения или реинкарнация).

Ведийская эпоха заканчивается в середине первого тысячелетия до н.э., когда возникают крупные территориальные объединения, находящиеся под единой властью (монархии и республики). Изживалась родоплеменная организация и идеология. Возникновение буддизма связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни (563-483 гг. до н.э.). Его прозвали Буддой, что означает «познавший истину», «достигший просветления». Учение Будды сконцентрировано на личности. Главная цель – избавить человека от страданий, которые сопровождают его в этой жизни от колыбели до могилы. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека – освобождение от желаний и страстей, философски-созерцательное отношение к миру, самоуглубление, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной внешним влияниям, и благодаря этому познать подлинные, а не случайные связи человека с Вселенной. Буддизм проникнут стремлением к доброжелательству и непричинению вреда. Со временем фигуру Будды обожествили, окружили суевериями и ритуалами. В 13 в. н.э. буддийские общины перестали существовать на территории Индии, но задолго до этого они широко распространились в странах Южной и Восточной Азии. Буддизм стал первой мировой религией.

К эпохе империи Маурьев (4 - 3 вв. до н.э.) относят наиболее значительной памятник социально-философской мысли Индии – «Артхашастру» Каутильи. «Артхашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, т.е. наставления по искусству правления, свободные от религии. Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо понималось как сохранение созданного божественным провидением порядка, которое достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Царь, объявляемый наместником богов, заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания – данды. Насильственная природа власти получает очень четкое выражение: «Данда и одна только данда защищает и этот мир и мир иной». Поэтому, хотя хороший царь выступает как отец народа, однако в государстве существует тщательно разработанная система шпионажа, слежки и контроля. Каутилья убежден, что власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами, как хорошими, так и дурными, если последние более надежны и единственно возможны. Поэтому Каутилью иногда называют индийским Макиавелли.

    1. Социально-философские учения Древнего Китая.

Одна из первых социально-философских книг, написанной Чжоу-гуном, называется «Чжоу-ли». Здесь отстаивается власть Неба, регулирующего земные дела, определяющего правителя, династию. Родоначальник династии обладает добродетелью с высокой степени, но по мере передачи власти эти качества утрачиваются и вынуждают Небо произвести смену династии. В мифологизированной форме выражена глубокая мысль о том, что никакая династия, никакая система власти не вечна, она расходует свои силы, вырождается и гибнет.

Постепенно в Китае рушились вековые устои, шло становление классового общества, расшатывались обычаи, воцарялись беззаконие и произвол. В отличие от Индии, социально-философская мысль Китая не питалась священными писаниями и рано выделилась в отдельный предмет, которым занимались мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей находится Вселенная, начало Мира и его суть (даосизм), а также человек и общество, проблемы организации государства (конфуцианство, легизм).

Даосизм – это социально-философское учение, основанное Лао-цзы, современником Конфуция. Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя известно, что она составлена позже, вероятно в 3 в. до н.э. Лао-цзы понимал Дао как первопричину и закон развития Вселенной, которому подвластны небо и земля, природа, общество и человек. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств, постоянно и неисчерпаемо. Великое Дао порождает все через дэ. В самом общем смысле дэ - это качество Дао, обусловливающее наилучший способ существования каждого живого существа или вещи, то есть индивидуальной благодати. Если Дао все рождает, то дэ все вскармливает. Изменения в мире происходят согласно принципам естественности, выражающимся в Дао и материализующимся в дэ. Составной частью даосской концепции является принцип У вэй – Недеяния, отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком. На принципе Недеяния основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную, используя законы, правила и ритуалы цивилизации, носящие внешний, искусственный характер. Таким образом, восстанавливается изначальное единение и равенство всего сущего. Подчинение вечному закону обеспечивает человеку счастье, а нарушение его отделает его от Дао и ведет к несчастьям. Идеал даосизма – уход людей от общества, отшельничество, которое обеспечивает нравственную жизнь. Миряне должны довольствоваться малым, вести естественную жизнь в общении с природой и тесным кругом близких людей.

Таким образом, даосизм – это философия, выражающая всю полноту человеческого бытия, путь цельного существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве.

Конфуцианство. Конфуций (551–479гг. до н.э.), точнее Кун-цю или Кун-фуцзы, что означает мудрец (учитель). Его идеи изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Мысли Конфуция сосредоточены на земном мире, обществе, а не на проблемах Неба и загробной жизни. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?», «Не умея служить людям, как можно служить духам?», - считает он. Цель Конфуция – наилучшее, разумное устройство государства, основанное на нравственных началах.

Основу социально-философского учения Конфуция составляет принцип добродетелидэ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми, т.е. благородными - обладающими гуманностью, справедливостью, чувством долга, стремлением к знанию, верностью, мягкостью, уважением к старшим. Их жизнь подчинена строгим нормам и ритуалам – ли. Благородный чиновник следует справедливости - дао (первоначально это слово означало «путь»), готов к опале и отставке, если в Поднебесной нет справедливости.

В учении Конфуция государство уподобляется гигантской семье, правитель – отец, старший в роде. Цель государства и власти – общее благо этой семьи. Призвание правителя – накормить народ, обогатить и обучить его. В обществе выделяются: благородные, простолюдины и «темные люди». Конфуций симпатизировал феодальной аристократии, порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим естественным местом в обществе. В то же время, он выступал против наследственных сословных привилегий и хотел, чтобы место аристократии заняли цзюнь цзы – люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Выдвигался принцип «исправления имен»: социальный статус каждого человека должен соответствовать его качествам, поступкам и изменяться вместе с ним. Основу стабильности государства Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности, в том, чтобы каждый выполнял обязанности и находился на отведенном ему месте: «Правитель должен быть правителем, сановник – сановником, отец – отцом, сын - сыном». Он стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались ли и были своего рода естественным правом, освященным многовековой традицией: «Человеку нельзя смотреть на то, что противоречит ли, нельзя слушать то, что противоречит ли, нельзя говорить то, что противоречит ли». Пример должны были показать чиновники: «Если руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ли, то у него будет чувство стыда и он исправится».2 Во времена Конфуция, когда большинство населения принадлежало к общине с ее органами самоуправления, сила личного примера продолжала играть большую роль, и прежде всего взоры людей были обращены на руководителей общины, глав больших семей. Конфуций обязывал и правителя соблюдать весь комплекс правил, связанных с ли: «Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтительным; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать его примеру; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрывать свои чувства. И если правитель будет вести себя именно так, то народ со всех сторон устремится к нему…».3

Конфуций скептически относился к управлению с помощью новых законов: «Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний - то люди будут стараться избегать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними».4 Следование ритуалам, по мнению Конфуция, позволяло избежать насилия и конфликтов. Конфуций мечтал преобразовать государство на основе моральных принципов, но восточная деспотия никогда не располагала к высокой общественной нравственности, а мораль не определяется только личным благочестием – она требует определенного социального климата.

Конфуцианство заняло господствующее положение при императоре У-ди (140-87 гг. до н.э.). Затем в приверженности властей учению Конфуция были приливы и отливы, но до провозглашения Китайской Народной Республики в 1949г. конфуцианство доминировало в общественном сознании Китая.

Легизм – течение социально-философской мысли, соперничавшее с конфуцианством. Основатель – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) был правителем области Шан. Примерно через сто лет после его смерти в Китае была широко распространена книга, связанная с его именем - «Книга правителя области Шан». В период империи Цинь (221-207гг.) она была одной из наиболее почитаемых книг, поскольку идеи Шан Яна играли главенствующую роль в государственной жизни. Легизм, как конфуцианство и даосизм, является ответом на кризис в общественной жизни Китая. Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие – земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Не помогут призывы к добродетели в конфуцианском стиле. «Если в государстве есть десять паразитов: Ши цзин, Шу цзин, ли, музыка, добродетель, почитание старых порядков, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, острый ум, правитель не сможет найти ни одного человека, которого он смог бы использовать для обороны или наступательной войны. То государство, в котором стремятся установить хорошее управление с помощью этих десяти паразитов, будет расчленено, как только явится враг; а если даже враг не явится, оно непременно будет бедным. Если же государство избавится от этих десяти паразитов, то враг не посмеет явиться, а если он и явится, то непременно будет отброшен», - считает Шан Ян.5 Выход только один: государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях, уравнять всех поданных перед властью, полностью подчинить ей родовые, общинные, семейные связи и отношения. Если этого не сделать, развращенный народ подомнет под себя государство, и оно погибнет. «Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться. Это и называется управлять людьми, когда в стране уже есть порядок», - поучает Шан Ян.6

Если учение Конфуция, и в первую очередь концепции Неба и благородного мужа, с помощью которых он пытался ограничить права правителя, больше всего устраивали аристократию и принималось в тех областях, где власть правителя была еще слаба, то легизм мог заинтересовать самих правителей. Учение Шан Яна было направлено главным образом на абсолютизацию царской власти и создание мощного государства, способного поглотить своих соседей. Оно носило ярко выраженный антиконфуцианский характер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О. А. Тихомандрицкая Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  2. О. А. Тихомандрицкая Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  3. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука»

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  4. Учебное пособие Красноярск 2009 ббк 74. 204

    Учебное пособие
    Кандидат педагогических наук, заведующая Центром современных проблем воспитания КГБОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  5. Учебное пособие Северо-Кавказский социальный институт 2004 удк 572 Печатается 88. 3Я 73 по решению Ученого Совета

    Учебное пособие
    В пособии раскрываются морфо-функциональные и психофизиологические основы изменений, происходящих с человеком на протяжении всей его жизни. Подробно рассмотрены общие вопросы, объясняющие закономерности возрастных изменений и половых отличий.

Другие похожие документы..