Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Свободные дебаты в больших аудиториях (до нескольких десятков участников) позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, поделиться опытом, идеям...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Дисциплина “Русский язык и культура речи” изучается на I курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самост...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Вятская государственная сельско...полностью>>
'Исторический очерк'
Как самостоятельная наука кибернетика сформировалась во второй половине 40-ых годов. Будучи подготовлено развитием ряда разделов науки и техники (пре...полностью>>

Название разработки (2)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическая разработка

  • Название разработки:

Создание регулярного военно-морского флота в России.

  • Форма проведения:

Лекция

  • Цели и задачи: - Изучать историю мореплавания;

  • Ознакомить воспитанников с историей создания регулярного флота и его развитием;

  • Способствовать изучению наиболее известных морских сражений, примеров доблести русских флотоводцев и матросов;

  • На конкретных исторических примерах воспитывать юных моряков в духе патриотизма;

  • Уметь правильно ориентироваться в важных исторических периодах технического развития и боевого становления флота.

  • Участники:

Воспитанники Детского морского центра

  • Для кого предназначена:

Педагогов дополнительного образования

  • Автор разработки:

Жуков А.Я.

  • Литература:

  1. История военно-морского искусства. Том 1. Воениздат Министерства обороны СССР. Москва, 1963 г. с. 60-76.

  2. Российскому флоту 300 лет. Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.с. 11-37.

  3. Три столетия Российского флота. В.А. Золоторев, И.А. Козлов. Полигон. С.-Петербург, 2003 г, с. 54-274.

2008 год

Вопросы:

  1. Создание регулярного военно-морского флота в России.

  2. Флот в Северной войне 1700-1721 гг.

а) Гангутское сражение 25-27 июля 1714 г.

б) Действия русского флота на морских коммуникациях Швеции. Бой у озера Эзель 24 мая 1719 г.

  1. Краткие итоги и выводы.

1. Начало создания регулярного военно-морского флота – 1696 год. Война против Турции. Два похода против турецкой крепости Азов.

Первый поход 1995 г. был неудачным, из-за отсутствия у русских военного флота. Строительство флота в г. Воронеже (зима 1696 года – построено 2 парусных корабля, 21 крупное гребное судно (галеры) и 4 брандера). Брандер – (от голландского огонь), судно, загруженное горючим и ВВ, предназначавшееся для сожжения кораблей противника в эпоху парусного флота.

Второй поход против Азова (весна 1969 г.). Взятие Азова совместным ударом русской армии и флота. Строительство флота на Балтике: вначале на вервях в районе Ладожского озера, а с 1705 года на Адмиралтейской верфи в г. Петербурге, здесь строились литейные корабли, а также до 1725 г. в г. Архангельске. Покупали корабли за границей из 646 парусных и гребных кораблей, построенных для БФ с 1701 года по 1725 год, за границей было куплено только 35.

Основные классы боевых парусных кораблей – линейные корабли и фрегаты. Линейные корабли: водоизмещение 1000 – 2000, вооружение 50 – 100 пушек, экипаж до 900 человек. Фрегаты: водоизмещение до 500, вооружение 25 – 44 пушек, экипаж от 250 до 300 человек.

Строительство галерного флота, среди которых основным являлась скамповея (18 пар весел и 2 мачты, на которых поднимались косые паруса, 3 – 5 пушек калибром 3 – 12 фунтов, экипаж - 150 человек). За время Северной войны было построено свыше 570 гребных судов. 1720 год – попытка создать подводную лодку (русский плотник Ефим Никонов).

Подготовка кадров для флота.

Рядовой состав комплектовался путем рекрутских наборов и подразделялся на матросов, пушкарей (артиллеристов) и морских солдат – для абартажного боя и десантов. Подготовка на кораблях, кроме пушкарей, пушкари готовились в специальных мастерских.

Офицерский состав комплектовался из дворян, которые получали подготовку в Навигацкой школе (Москва – основана в 1701 году) и Морской академии (Петербург – основана в 1715 году).

Организация парусного и гребного флота.

Парусные корабли объединялись в дивизии. Три дивизии (авангард, центр и арьергард) – эскадра – во главе стоял адмирал.

Гребной флот – суда различных типов и назначений, десантный корпус (около 16000 человек) – три дивизии и несколько отрядов. Основная тактическая единица десантного корпуса – полк (1000 человек. 10 гребных судов).

Строительство баз флота.

Главная база Балтийского флота – г. Петербург (1703 г.) военно-морская база г. Кронштадт (1723 г.) – главная база русского Балтийского флота. Ревель – передовая база (ныне – г. Таллин), гребной флот – г. Выборг, г. Гельсингфорс и г. Або.

Органы управления – первоначально Адмиралтейский указ (1700 год - г. Москва), а с 1718 года – Адмиралтейство – коллегия – во главе генерал-адмирал Апраксин Федор Матвеевич.

Морской устав (1720 год) – всестороннее обобщение опыта Северной войны и положительного опыта иностранных флотов. Устав определял место военно-морского флота в составе вооруженных сил страны, приводил присяги текст, содержал указание по основным принципам организации флота, повседневной и боевой организации службы на корабле, определял права и обязанности начальствующего состава рядовых, походные и боевые порядки флота и способы ведения морского боя. В уставе был помещен свод сигналов для парусного и гребного флотов. Морской устав 1720 г. написанный при личном участии Петра 1, представляет собой один замечательных документов русского законодательства. С набольшими перерывами он просуществовал вплоть до Крымской войны.

2. Союзники России – Дания, Польша и Саксония. Неудачи вначале – капитуляция Дании, снятие осады Риги польскими войсками, поражение русской армии под Нарвой (ноябрь – 1700 г.) 1701 г. – новое наступление на Швецию. 1701-1705 гг. – русские полностью заняли побережье реки Невы, освободили территорию, примыкающую к Финскому заливу. Победа над Полтавой (27 июня 1709 года) – коренной перелом в войне в пользу России. Перенесение центра тяжести борьбы со Швецией на побережье Балтийского моря, возрастание роли флота в России. Флот содействовал сухопутным войскам в занятии побережья на Балтийском море, нарушал морские сообщения противника и защищал свои коммуникации.

а). Гангутское сражение 25-27 июля 1714 года.

Выделены силы – 11 линейных кораблей, 4 – фрегата, ряд вспомогательных судов под личным командованием Петра 1; гребной флот (99 судов) десантный корпус (16000 человек) – командовал Ф.М. Апраксин. Шведский флот – 15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля, 9 гребных судов (адмирал Ватранг).

Бой русских гребных судов с отрядом Эреншельда в Рилакс-Ферьерде (27 июля 1714 года), закончившийся победой русских. Отряд Эреншельда -–18 пушечных фрегат, 6 галер и 3 шхербота (116 орудий), противник мог использовать только 60 пушек. В течение трехчасового напряженного боя русские захватили в плен все шведские корабли вместе с командующим контр-адмиралом Эреншельдом. Потери шведов – 361 убитых, 350 раненых, остальные пленены. Русские потерь в кораблях не имели, а в личном составе 124 убитых, 342 раненых. Гангутское сражение – первая крупная победа русского флота на море.

Победа была обусловлена:

  • Правильным выбором направления главного удара;

  • Умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив;

  • Хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил;

  • Искусным использованием метеоролических условий театра для организации прорыва гребного флота или штилевой погоде;

  • Применением военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противника);

  • Разнообразием способов нанесения удара бою (удар с фронта, охват флангов);

  • Решительностью действий и высокими морально боевыми качествами русских солдат, матросов и офицеров.

б). Действия русского флота на морских коммуникациях Швеции. Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года.

Значение для Шведов морских коммуникаций (План Петра 1). Отряд кораблей русских под командованием капитана 2 ранга М.А. Синявина. – 6 линейных кораблей и 1 шнява. Шведы – 3 корабля (линейный корабль, фрегат и бригантина).

В Эзельском бою русский флот продемонстрировал высокое тактическое искусство:

  • Умелый поиск и преследование противника;

  • Искусное лавирование кораблей при сближении с противником против ветра и занятие наветренного положения для атаки;

  • Применение смелого тактического маневра – прорезание строя противника и взятие его в два огня.

3.1. Победа России в Северной войне. По Ништадгскому мирному договору (30.08.1721 г.) Швеция возвратила России устье р. Невы, Карельский перешеек, Выборг, Кексгольм и уступила Эстляндию, Лифляндию и Моондзундские острова.

3.2. В ходе Северной войны в России в невероятно трудных условиях и за сравнительно короткий срок были созданы регулярная армия и военно-морской флот. По своему составу, организации, подготовке и методам комплектования они принципиально отличались от наемных армий и флотов западноевропейских государств.

3.3. В победе России над Шведами вместе с армией важную роль сыграл военно-морской флот, который решал поставленные перед ним задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками. Если на Западе противники стремились решать задачи на море методом генерального сражения или блокады неприятельского флота в его базах, то русское командование, не располагавшее первоначально сильным флотом, добилось победы над шведами путем занятия военно-морских баз и морского побережья с суши.

3.4. Тактическое искусство русского флота в Северной войне характеризовалось широким использованием гребных кораблей для перевозки, высадки и артиллерийской поддержки сухопутных войск на берегу; взаимодействием парусного и гребного флотов; применением в бою разнообразных форм маневров – пререзанием строя, охват флангов, взятие противника в два огня и окружение; ведением систематической разведки, применением отрядов ближнего и дальнего охранения на переходе морем и в бою. Боевой опыт, накопленный в Северной войне, был обобщен в русском Морском уставе, изданном в 1720 году.

3.5. Новым в области организации флота явилось создание постоянного соединения гребных судов с приписанным к нему десантным корпусом, предназначимым для совместных действий с флотом в шхерном районе.

3.6. Создание регулярного военно-морского флота в России и первые его победы в Северной войне над сильным шведским флотом неразрывно связаны с именем Петра 1 – крупного государственного деятеля, полководца и флотоводца.

3.7. Флотоводческое искусство Петра 1 характеризовалось его умением правильно ставить задачи перед флотом на каждом этапе войны, выбирать силы и боевые средства флота, соответствующие поставленным задачам и военно-географическим условиям театра, определять направление главного удара в войне в целом и в отдельно взятой компании, правильно и всесторонне оценивать обстановку и организовывать взаимодействие армии и флота при решении ими общих задач. Петр 1 по праву считается одним из создателей передовой школы русского военного и военно-морского искусства, давшей нашей стране целую плеяду выдающихся полководцев и флотоводцев.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Название разработки (1)

    Документ
    По горизонтали:1.Вспомогательный алгоритм 2.Свойство алгоритма, согласно которому каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным. 3.Повторение однотипных действий 4.
  2. Название разработки (3)

    Лекция
    1. Российский флот в XVII – XIX веках. История со всей очевидностью подтвердила, что без сильного флота Россия не могла быть в числе великих держав. Это хорошо понимал Петр 1, который по праву считается основателем Российского регулярного флота.
  3. Название: Разработка технико-экономического обоснования проекта «Создание системы по сбору молока в Житикаринском районе Костанайской области»

    Техническое задание
    Согласно официальной статистике более 40% населения Казахстана проживает в сельской местности. Средний уровень доходов сельского населения значительно ниже, чем в городах.
  4. Разработка сбалансированной системы показателей (1)

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при построении сбалансированной системы показателей с помощью программного продукта Business Studio.
  5. Разработка сбалансированной системы показателей (2)

    Реферат
    Настоящий документ содержит описание методических принципов и решений, используемых при построении сбалансированной системы показателей с помощью программного продукта Business Studio.

Другие похожие документы..