Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Постановка проблеми. Важливою рисою молодого науковця повинно стати прагнення до пізнання нового, до збагачення своїх знань, невтомність наукового по...полностью>>
'Техническое задание'
Техническое обслуживание конструктивных элементов зданий: поддержание в исправном состоянии элементов зданий, техническое обслуживание конструктивных...полностью>>
'Инструкция'
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направл...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Сравнительный менеджмент» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образова...полностью>>

Ббк 611. 9: 616-089(072)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

Ф.Г.Биккинеев, А.Х.Давлетшин, И.В.Фраучи,

Ф.В.Баширов, З.И.Гайнутдинов

УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

для студентов

педиатрического факультета

(методическое пособие)

КАЗАНЬ, 2006

ББК 611.9:616-089(072)

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:

Заведующий кафедрой оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета, доцент Биккинеев Фарид Гакифович

Заслуженный деятель высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, профессор кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета Давлетшин Амирхан Хасанович.

Доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета Фраучи Иван Викторович

Доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета Баширов Фарид Вагизович

Ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета Гайнутдинов Зуфар Исламович

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней лечебного факультета с курсом онкологии и микрохирургии Казанского государственного медицинского университета

Красильников Д.М.

Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии

Казанского государственного медицинского университета

Миннебаев М.М

Указания для самоподготовки к лабораторным занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов педиатрического факультета / Биккинеев Ф.Г., Давлетшин А.Х., Фраучи И.В. и др.- Казань: КГМУ, 2006. -- 40 с.

Методическая разработка предназначена для студентов III и IV курсов педиатрического факультета медицинских вузов для самостоятельной работы при подготовке к лабораторным (практическим) занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии.

Казанский государственный медицинский университет, 2006

Содержание

Введение

4

Тематический план лекций

5

Тематический план лабораторных занятий

6

Занятие №1. Вводное.

7

Занятие №2. Рассечение и сшивание тканей.

8

Занятие №3. Топография передней брюшной стенки, пахового и бедренного каналов.

9

Занятие №4. Грыжесечения.

10

Занятие №5. Ход брюшины, сумки, карманы, синусы и каналы брюшной полости.

11

Занятие №6. Топография органов брюшной полости.

13

Занятие №7. Топография забрюшинного пространства.

15

Занятие №8. Кишечные швы. Резекция тонкой кишки.

16

Занятие №9. Операции на желудке.

17

Занятие №10. Операции на тонкой и толстой кишке, аппендэктомия.

18

Занятие №11. Зачет по разделу "Живот".

20

Занятие №12. Топография таза. (стенки, клетчаточные пространства)

20

Занятие №13. Топография органов таза.

21

Занятие №14.Операции на органах таза.

22

Занятие №15. Зачет по разделу "Таз".

23

Занятие №16. Операции на животных

24

Занятие №17. Топография верхней конечности.

25

Занятие №18. Топография нижней конечности

26

Занятие №19. Оперативная хирургия конечностей. Зачет по разделу "Конечности"

28

Занятие №20. Топография мозгового отдела головы. 12 пар черепных нервов

30

Занятие №21. Регионарная анатомия лица. Глубокая боковая область лица. Полость носа, рта, барабанная полость.

31

Занятие №22. Операции на мозговом и лицевом отделах головы. Зачет по разделу "Голова"

33

Занятие №23. Топография шеи

34

Занятие №24. Топография груди

35

Занятие №25. Операции на органах шеи и груди. Зачет по разделу "Шея-Грудь"

36

ВВЕДЕНИЕ

Оперативная хирургия и топографическая анатомия - "двуединая" дисциплина, изучаемая студентами в отечественных медицинских вузах. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, как самостоятельная дисциплина в системе медицинского образования была введена великим отечественным хирургом Н.И.Пироговым.

Необходимость создания методических рекомендаций по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по топографической анатомии с оперативной хирургией для студентов педиатрического факультета обусловлена требованием практической медицины значительно улучшить профильную подготовку врачей-педиатров.

Тему предстоящего занятия необходимо знать и тщательно готовиться к нему не только преподавателю, но и студентам. Предлагаемые методические рекомендации предназначены для облегчения студентам подготовки к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии.

Тематический план лекций педиатрического факультета

6 семестр

№ п.п.

Месяц

Тема

1.

Февраль

Вводная. Задачи топографической анатомии и оперативной хирургии.

2

Февраль

Топография переднебоковой стенки живота, пахового и бедренного каналов. Герниология.

3

Март

Топография органов брюшной полости. Кишечные швы, резекция кишки.

4

Март

Операции на желудке. Операции на кишечнике Операции на печени и желчевыводящих путях.

5

Март

Топография забрюшинного пространства и операции на органах забрюшинного пространства.

6

Март

Врожденная патология органов живота и забрюшинного пространства. Принципы хирургической коррекции

7

Апрель

Топография таза и операции на органах таза.

8

Апрель

Врожденная патология органов малого таза. Принципы хирургической коррекции

9

Апрель

Ампутации и экзартикуляции, резекции суставов. Операции на сосудах.

10

Апрель

Топография головы. Краниотомия Топография лица. Врождённые расщелины лица. Операции на лице и сосцевидном отростке.

11

Май

Топография шеи. Операции на органах шеи.

12

Май

Топография грудной стенки. Операции на молочной железе Топография плевры и легких. Пневмоторакс Операции на сердце.

Тематический план

лабораторных занятий

6 семестр (двухчасовые занятия)

1

10.02-15.02

Вводное.

2

17.02-22-02

Рассечение и сшивание тканей.

3

24.02-01.03

Топография передней брюшной стенки, пахового и бедренного каналов.

4

03.03-07.03

Грыжесечения.

5

10.03-15.03

Ход брюшины, сумки, карманы, синусы и каналы брюшной полости.

6

17.03-22.03

Топография органов брюшной полости.

7

24.03-29.03

Топография забрюшинного пространства.

8

31.03-05.04

Кишечные швы. Резекция тонкой кишки.

9

07.04-12.04

Операции на желудке.

10

14.04-19.04

Операции на тонкой и толстой кишке, аппендэктомия.

11

21.04-26.04

Зачет по разделу "Живот".

12

28.04-10.05

Топография таза. (стенки, клетчаточные пространства)

13

12.05-17.05

Топография органов малого таза.

14

19.05-24.05

Операции на органах малого таза.

15

26.05-31.05

Зачет по разделу "Таз".

16

01.06-6.06

Операции на животных

7 семестр (четырехчасовые занятия)

17

Топография верхней конечности.

18

Топография нижней конечности

19

Оперативная хирургия конечностей. Зачет по разделу "Конечности"

20

Топография мозгового отдела головы. 12 пар черепных нервов

21

Регионарная анатомия лица. Глубокая боковая область лица. Полость носа, рта, барабанная полость.

22

Операции на мозговом и лицевом отделах головы. Зачет по разделу "Голова"

23

Топография шеи

24

Топография груди

25

Операции на органах шеи и груди. Зачет по разделу "Шея-Грудь"

Занятие N1: Вводное занятие

1. Цель - подготовка к лабораторному занятию.

2. Задачи:

1. Получить представление о топографической анатомии и оперативной хирургии как науке.

2. Освоить терминологию дисциплины.

3. Ознакомиться с правилами проведения лабораторных, самостоятельных занятий.

3. Методика самостоятельных занятий:

3.1.Изучение соответствующего раздела учебника, конспекта лекции.

4. Вопросы для самоконтроля:

1.Определение топографической анатомии как науки.

2.Методы изучения топографической анатомии.

3.Какие характеристики используют при описании отдельных областей или органов тела человека?

4.Что такое голотопия органа?

5.Что такое синотопия органа?

6.Что такое скелетотопия органа?

7.Определение оперативной хирургии как науки.

8.Перечислите 3 основных принципа оперативной хирургии.

9.Назовите 3 основных этапа хирургического вмешательства.

10.Что лежит в основе названия оперативного вмешательства?

11.Объясните, что понимается под следующими терминами: incisio, tomia, stomia, sectio, punctio, ectomia, resectio, amputatio, exarticulatio, rrhaphia?

12.Что нужно иметь при себе, идя на практические занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии?

13.Зачем нужно знание топографической анатомии и оперативной хирургии участковому педиатру?

14.Почему нужно осторожно пользоваться режущими и колющими инструментами во время практических занятий и учебных операций?

15.Где можно курить в перерывах между занятиями?

16.Перечислите опасности при работе с животными.

5. Рекомендуемая литература:

1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия.- М.: ГЕОТАР-МЕД, Т.1.,2001. С. 7-20.

2. Сергиенко В.И., Петросян Э.А. Учебно-методическое пособие по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов педиатрического факультета. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. – С. 5 – 13.

3. Большаков О.П., Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. – СПб.: Питер, 2000, С. 14 –88.

Занятие N2: Разъединение и соединение тканей

1. Цель – подготовка к лабораторному занятию.

2. Задачи:

1. Ознакомиться с хирургическими инструментами общего и специального назначения.

2. Ознакомится с правилами и техникой нанесения и ушивания раны кожи.

3. Методика самостоятельных занятий:

3.1. Изучение соответствующего раздела учебника, конспекта лекции.

3.2. Посещение кафедры для самостоятельного ознакомления с инструментами.

3.3. Просмотр видеофильмов: "Разрез кожи" (1 мин), "Шов мышцы"(1 мин), "Шов апоневроза"(1 мин), "Шов подкожной жировой клетчатки"(1 мин), "Шов кожи"(1 мин).

4. Вопросы для самоконтроля:

1.Классификация общего хирургического инструментария по функциональному назначению;

2.К какой группе инструментов относятся скальпели, хирургические ножи, ножницы, пилы?

3.К какой группе инструментов относятся крючки, зеркала, ранорасширители?

4.К какой группе инструментов относятся иглодержатели, хирургические иглы?

5.К какой группе инструментов относятся пинцеты анатомические, зажимы для белья, троакары, зонды?

6.Классификация и области применения хирургических игл;

7.Классификация и области применения шовного материала;

8.Общие требования к разрезам;

9.Требования, предъявляемые к кожным швам;

10.Классификация кожных швов;

11.Перечислите основные виды узлов.

12.Какие иглы, какой шовный материал должны использоваться для наложения отдельного узлового шва кожи?

13.Какие иглы, какой шовный материал должен использоваться для внутрикожного шва?

5. Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

5.1.Соберите набор инструментов для нанесения и ушивания раны кожи.

5.2.Завяжите хирургический узел;

5.3.Завяжите морской узел.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания 6 общественные науки 21 00 Общественные науки в целом 21 02 Философия 21

    Методические указания
    Государственный рубрикатор научно-технической информации (Рубрикатор ГРНТИ) представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знания, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации.
  2. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.
  3. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. Бюллетень новых поступлений Вып. 64 январь февраль 2010 г

    Бюллетень
    Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку УлГУ с января по февраль 2010 года.
  5. Пашка Серія «митна справа в україні»

    Кодекс
    Авторський колектив: В.Н. Андрійчук, Н.А. Бєлоус, І.Г. Бережнюк, Є.М. Березний, І.В. Бєрьозкін, Л.М. Білецька, Г.А. Болдишев, С.О.Бондарчук, В.В. Будикіна, Ю.

Другие похожие документы..