Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для большинства взрослых людей чтение – естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства...полностью>>
'Реферат'
Последние десятилетия XX века и, в особенности, начало XXI века характеризуются все возрастающим вниманием большинства стран мира к проблематике косм...полностью>>
'Программа'
26/12. Встреча в аэропорту Нью-Йорка c русскоговорящим гидом, трансфер в отель, размещение.27/12. Обзорная экскурсия по Нью-Йорку. Во время этой экску...полностью>>

Основы физической тренировки основные положения спортивной тренировки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Основные положения спортивной тренировки

1.1. Спортивная тренировка как педагогическая система

Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 1).

Таблица 1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы

Элемент

Содержание

Цель

Достижение максимально высоких спортивных результатов

Задачи

- Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной физической работоспо­собности;

- развитие максимально высоких показателей двига­тельных качеств, обеспечивающих овладение необхо­димыми двигательными навыками;

- формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами;

- развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта;

- воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании.

Средства

Специфическими средствами являются следующие физи­ческие упражнения:

общеподготовительные, служащие общему функциональ­ному развитию организма спортсмена;

вспомогательные, создающие основу для развития необхо­димых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений);

специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований; соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования;

кроме специфических средств (физические упражнения), используют и неспецифические: психологическую подго­товку, закаливание организма.

Методы

- Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревнователь­ных и тренировочных действий, на основе которых у спорт­смена формируются знания о содержании этих действий;

- приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, т.е. овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий;

- различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация с целью превращения двигательных умений в их автоматизирован­ную форму (навыки) и с целью развития физических и психологических качеств

Принципы

- Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

- волнообразность и вариативность нагрузок;

- цикличность тренировочного процесса;

- единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности

1.2. Биологические основы спортивной тренировки

Биологические механизмы, на основе которых у спортсменов развиваются многообразные физические качества и двигательные навыки, чрезвычайно сложны и разнообразны. Вместе с тем их можно опреде­лить как факторы (нагрузка, утомление, восстановление и адаптация), отражающие основную биологическую закономерность, определяю­щую достижение тренировочного эффекта.

Нагрузкой в спортивной медицине считают воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.

Нагрузки различают по следующим признакам:

  • по характеру – на тренировочные и соревновательные, специфи­ческие и неспецифические;

  • по величине – на малые, средние, большие (околопредельные, предельные);

  • по направленности – на развивающие отдельные двигательные качества (скоростные, силовые и т.д.), отдельные двигательные или об­щие тактические и стратегические навыки.

Величина тренировочных и соревновательных нагрузок может быть охарактеризована с внешней и внутренней сторон.

Внешняя сторона нагрузки может быть представлена показателями суммарного объема работы (в часах, километрах, в количестве тренировочных занятий, соревновательных стартов и т.п.) или в показателях ее интен­сивности (темп движений, скорость их выполнения, время прохождения тренировочных дистанций, величина преодолеваемых отягощений и др.).

Внутренняя сторона нагрузки характеризуется показателями реак­ции организма на нагрузку, определяемыми во время нагрузки или сра­зу по ее прекращении. В зависимости от направленности нагрузки таки­ми показателями могут быть различные физиологические, психологи­ческие, биохимические параметры состояния функциональных систем организма.

Утомление в спортивной тренировке рассматривают как совокуп­ность биологических механизмов, стимулирующих мобилизацию функциональных ресурсов организма, определяющих границы рацио­нального объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

Восстановление рассматривают как совокупность биологических механизмов, определяющих оптимальный режим нагрузок и отдыха в спортивной тренировке для достижения его максимально возможного эффекта.

Соблюдение основной биологической закономерности в тренировочном процессе состоит в том, что для получения необходимого трени­ровочного эффекта следует осуществить меры, позволяющие создать оптимальное соотношение между утомлением, наступающим в резуль­тате нагрузки, и восстановлением организма в период отдыха. С одной стороны, необходимо обеспечить профилактику переутомления, харак­теризующегося истощением ресурсов организма, с другой – возраста­ние функциональных резервов организма.

Адаптация – приспособление организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам и условиям, в которых эта нагрузка происходит. Различают два вида адаптации: срочную и долговременную.

Срочная адаптация наступает в ответ на одномоментную нагрузку и выражается в физиологических процессах, обеспечивающих решение срочной двигательной задачи. Изменения, произошедшие в организме в результате срочной адаптации, проходят в восстановительном периоде, длительность которого зависит от величины и характера нагрузки.

Долговременная адаптация наступает в ответ на многократное тренировочное, соревновательное повторение нагрузок. Она выражается в том, что функциональные изменения в организме, связанные со сроч­ной адаптацией, закрепляются структурными («структурный след») изменениями, которые сохраняются в течение более продолжительного времени, обеспечивают постепенное возрастание способности организ­ма адаптироваться к данному виду нагрузки и дают возможность спор­тсмену показать высокий результат.

1.3. Спортивная подготовленность

Подготовленность спортсмена к соревновательной деятельности имеет определенную структуру. В ней выделяют относительно самостоятельные элементы: физическую, психологическую, техническую, тактическую и интегральную подготовленность. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, органи­зовать контроль и управление процессом спортивного совершенствования.

С позиций спортивной медицины особое место занимает физическая подготовленность спортсмена, которая характеризуется возможностя­ми функциональных систем его организма, обусловливающими эффек­тивную соревновательную деятельность, а также уровнем развития ос­новных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости (координационные способности). Основные элементы струк­туры физической подготовленности представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные элементы физической подготовленности спортсмена

Элементы

Содержание

Общая подготовленность

Разностороннее развитие физических качеств, функцио-нальных возможностей организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности

Вспомогательная подготовленность

Функциональная основа для работы над развитием специальных физических качеств и способностей

Специальная подготовленность

Развитие физических качеств, возможнос­тей организма и отдельных функциональ­ных систем, непосредственно определяю­щих достижения в избранном виде спорта

Скоростные способности

Комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время

Силовые способности

Возможности преодоления или противодействия сопротивлению за счет напряже­ния мышц

Гибкость

Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений спортсмена

Координация движений

Способность спортсмена быстро, точно, целесообразно, экономно с физиологичес­кой зрения решать сложные и, особенно, неожиданно возникающие двигательные задачи

Общая выносливость

Способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера

Специальная выносливость

Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в избранном виде спорта

1.4. Построение тренировочного процесса

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства, направлен­ные на решение задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для эффектив­ного протекания адаптационных и восстановительных процессов в ор­ганизме спортсмена.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе кото­рых цель и задачи занятия, закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длитель­ной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности набора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха и др. Основные элементы структуры занятий представлены в табл. 3.

Таблица 3. Структура спортивного занятия

Часть занятия

Педагогическая направленность

Нагрузка

Типы организации

Вводно-подготовительная

Избирательная

Малая

Учебные

Основная

Комплексная

Средняя

Тренировочные

Заключительная

Сочетанная

Значительная

Учебно-тренировочные

Большая

Восстановительные

Модельные

Контрольные

Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структу­ру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макро­структуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:

  • Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Вы­деляют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и со­ревновательные микроциклы.

  • Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжитель­ностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.

  • Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.

Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены фактора­ми, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.

Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, эта­пов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.

2. Физиологическая характеристика различных видов мышечной деятельности

2.1. Общие физиологические закономерности, определяющие эффект занятий физической культурой и спортом

В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематических тренировочных занятий функциональные, метаболические, морфологические изменения в различ­ных органах и тканях и совершенствование нервной и гуморальной ре­гуляции функций. Это приводит к повышению уровня физической под­готовленности (тренированность) занимающихся и к росту спортивных результатов. Основные физиологические закономерности, лежащие в основе получаемого тренировочного эффекта, представлены в табл. 4.

Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями

Показатели

Характеристика закономерностей

Основные функцио-нальные эффекты тренировки

Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем.

Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов

Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных вели­чии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект.

Специфичность тре-нировочных эффектов

Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфи­ческих условий внешней среды.

Обратимость трени-ровочных эффектов

Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность).

Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта

Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами

2.2. Динамика состояния организма в процессе спортивно-тренировочных занятий

В процессе спортивно-тренировочных занятий выделяют следую­щие основные состояния: предстартовое, рабочее и восстановление.

Предстартовое состояние характеризуется изменениями функций организма, возникающими за несколько минут, часов или даже дней до начала мышечной работы. Большинство перестроек в организме сходно с теми, которые происходят во время самой работы. По своей природе предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными, нервными и гуморальными реакциями. В зависимости от подготовлен­ности спортсмена, его психологических особенностей предстартовое состояние может проявляться в трех формах:

• состояние готовности – проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата;

• стартовая лихорадка – резко выраженное возбуждение, под влиянием которого спортивный результат может как повыситься, так и понизиться;

• стартовая апатия, ведущая к снижению спортивного результата.

Для коррекции предстартового состояния большое значение имеет разминка, влияние которой на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразно. Существуют общая и специальная разминки, различающиеся по направленности воздействия на организм спортсмена в целом и на отдельные функциональные системы.

Рабочее состояние включает врабатывание («мертвая точка», «вто­рое дыхание»), устойчивое состояние, состояние утомления.

Врабатывание характеризуется замедленностью включения в активность вегетативных функций в целом и гетерохронизмом включения отдельных функций. Это в значительной мере зависит от интенсивнос­ти физической нагрузки и от тренированности спортсмена. «Мертвая точка» – состояние врабатывания, характерное для нетренированного человека, имеющее тягостное субъективное ощущение, которое прохо­дит, когда вегетативные функции полностью и синхронно обеспечива­ют мышечную работу и наступает «второе дыхание».

Устойчивое состояние может быть истинным и условным (ложным) в зависимости от того, насколько мышечная работа определенной мощ­ности достаточно обеспечивается энергетическими ресурсами организ­ма во время самой работы. Истинное устойчивое состояние возникает при физической работе, имеющей аэробный механизм энергообеспече­ния, – работе невысокой мощности.

Состояние утомления, которое субъективно переживается как усталость, также имеет определенную структуру. Утомление различают по локализации, т.е. по тому, какая система (или системы) организма испытывает характерные функциональные изменения, и по механизмам или по тем конкретным изменениям в деятельности ведущих систем ор­ганизма, которыми обусловлено развитие утомления.

Состояние восстановления характеризуется совокупностью измене­ний в деятельности функциональных систем организма, наступающих после прекращения выполнения физического упражнения. На протя­жении восстановительного периода удаляются продукты метаболизма рабочего периода и восстанавливаются энергетические запасы, пласти­ческие (структурные) вещества (белки) и ферменты, израсходованные за время мышечной работы. По существу происходит восстановление измененного, перешедшего на другой уровень, гомеостаза. Однако вос­становление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В этот период происходят также изменения, кото­рые стимулируют повышение функциональных возможностей организ­ма, т.е. возникает положительный тренировочный эффект. В периоде восстановления выделяют четыре фазы: быстрого восстановления, за­медленного восстановления, суперкомпенсации (появление избыточ­ных, дополнительных ресурсов и функциональных возможностей орга­низма) и длительного (позднего) восстановления.

2.3. Физиологическая характеристика видов мышечной деятельности, направленных на развитие различных двигательных качеств

Все физические упражнения, которые применяют спортсмены в це­лях развития двигательных качеств, в наиболее общем виде подразделя­ются на следующие группы:

• Упражнения с активным участием разного количества мышц. По этому признаку упражнения делят на локальные, в выполнении кото­рых принимает участие менее одной трети мышц, региональные, в вы­полнении которых принимает участие; от одной трети до половины мышц, и глобальные, в выполнении которых участвует более половины мышц организма.

• Упражнения с разным типом мышечных сокращений. По этому признаку упражнения делятся на статические, связанные с сохранением каких-то поз, положений или удерживанием предметов в определенном положении, и динамические, связанные с перемещением частей тела относительно друг друга или с перемещением всего тела в пространстве.

• Упражнения с разной силой мышечных сокращений или мощ­ностью мышечной работы. По этому признаку упражнения делят на си­ловые, в которых происходит почти максимальное напряжение мышц в статическом или динамическом режиме при малой скорости движения (с большим внешним сопротивлением, весом), мощностные (скоростно-силовые), в которых мышцы работают в динамическом режиме и од­новременно проявляют относительно большую силу и скорость сокра­щений, и упражнения, развивающие выносливость, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не самые большие по силе и ско­рости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на про­тяжении длительного времени: от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы и мощности мышечных сокращений).

• Упражнения, различающиеся по энергетической стоимости. Для определения энергетической стоимости физического упражнения ис­пользуют два показателя: энергетическую мощность и валовый (об­щий) энергетический расход. Энергетическая мощность – это количе­ство энергии, расходуемой за единицу времени при выполнении данно­го упражнения. Валовый (общий) энергетический расход – это количе­ство энергии, расходуемой во время выполнения всего упражнения в целом. По показателям мощности и общего расхода энергии физичес­кие упражнения подразделяют на легкие, умеренные (средние), тяже­лые и очень тяжелые.

На физиологические процессы, происходящие во время выполнения физических упражнений, влияет кинематическая (пространственно-временная) характеристика движений. По кинематической характерис­тике упражнения подразделяют на циклические и ациклические.

Для циклических упражнений (бег, ходьба, бег на коньках или лы­жах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.п.) характерно многократ­ное повторение стереотипных циклов движений. Для ациклических уп­ражнений (спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, фигурное ка­тание на коньках и т.п.) характерна смена, на протяжении выполнения упражнения, мышечных усилий и направлений движения, внешней структуры движения.

Физические упражнения разной мощности имеют различные механизмы обеспечения работающих мышц энергией. Энергетические запросы работающих мышц удовлетворяются, как известно, тремя путя­ми: анаэробным фосфогенным (алактатный), анаэробным лактацидным (гликолитическим) и аэробным. Известно, что источником энергии для мышечного волокна служит расщепление аденозинтрифосфорной кис­лоты (АТФ), восстановление запасов которой (ресинтез) может проис­ходить двумя путями: 1) за счет макроэргических фосфорсодержащих соединений, имеющихся непосредственно в клетках мышечной ткани, 2) за счет фосфатных макроэргических соединений, образующихся в организме в процессе работы.

К первому пути относится во-первых, ресинтез АТФ за счет креатинфосфата (КФ) из аденозиндифосфорной кислоты (АДФ) (креатинкиназная реакция), образовавшейся в результате расщепления (гидро­лиза) АТФ с потерей фосфатной группы (остатка фосфорной кислоты).

Эта реакция осуществляется с помощью катализатора – фермента креатинкиназы. Фосфатная группа переносится с молекулы КФ на мо­лекулу АДФ или с двух молекул КФ на молекулу аденозипмонофосфорной кислоты (АМФ) с образованием АТФ и нефосфорилированного креатина.

Креатинкиназная реакция протекает очень быстро. Она характерна для кратковременных интенсивных (мощных) нагрузок. Запасы КФ ограничены, поэтому процесс ресинтеза исчисляется секундами.

Во-вторых, ресинтез АТФ может осуществляться за счет взаимодействия двух молекул АДФ (миокиназная, или аденилаткиназная, реак­ция), одна из которых при участии фермента миокиназы передает свою концевую фосфатную группу другой молекуле, превращаясь в АМФ. Эта реакция менее выгодна для организма, чем предыдущая, так как образующаяся АМФ может необратимо дезаминироваться (терять аминогруппу), переходя в инозинмонофосфорную кислоту (ИМФ). Таким образом, из двух молекул АДФ ресинтезируется до АТФ только одна, а другая теряется. Поэтому миокиназная реакция происходит лишь при значительном утомлении, когда другие способы ресинтеза затруднены. Креатинкиназная реакция – первая по времени, а миокиназная – последняя (это «аварийный путь»). Обе реакции протекают в анаэроб­ных условиях, для их осуществления кислорода не требуется.

Ко второму пути ресинтеза АТФ относится его восстановление за счет фосфатных макроэргических соединений, образующихся в орга­низме в процессе мышечной работы. Он также осуществляется двумя основными способами: анаэробно – гликолитическим фосфорилированием и аэробно – дыхательным (окислительным) фосфорилированием.

Гликолитическое фосфорилироваиие происходит за счет энергети­ческих запасов организма: в процессе гликолиза – анаэробного расщеп­ления гликогена до глюкозо-6-фосфата – образуются макроэргические соединения (дифосфоглицериновая и фосфоэнолпировиноградная кис­лоты), которые затем и восстанавливают АТФ из АДФ. Фосфатные макроэргические соединения образуются также в цикле трикарбоновых кислот (субстратное фосфорилирование) и в процессе переноса водоро­да по системе передатчиков на кислород (гликолитическое медиаторное фосфори-лирование).

Гликолитическое фосфорилирование, подобно креатинкиназной и миокиназной реакциям, является анаэробным путем ресинтеза АТФ. Преимуществом этого пути является то, что углеводные запасы доста­точно велики и, следовательно, гликолиз может обеспечивать ресинтез АТФ относительно долго. Недостатки заключаются, во-первых, в малой энергетической эффективности и, во-вторых, в том, что использование глюкозы (гликогена) приводит к накоплению в мышечной ткани мо­лочной и пировиноградной кислот, для утилизации которых организму требуется дополнительное время.

Дыхательное фосфорилирование имеет преимущества перед гликолитическим фосфорилированием. В цикл аэробного окисления могут включаться не только углеводы, но и жиры (липиды) и продукты дезаминирования кислот (белки). Этот путь энергетически во много раз эффективнее и экономичнее. Если в результате анаэробного процесса расщепления одной молекулы глюкозы до молочной кислоты ресинтезируются 2 или 3 молекулы АТФ, то при аэробном окислении глюкозы ресинтезируется до 32 молекул. Окисление жирных кислот еще более эффективно: полное окисление молекулы пальмитиновой кислоты до углекислоты и воды обеспечивает ресинтез до 138 молекул АТФ.

Следовательно, для ресинтеза одного и того же количества АТФ при гликолизе следует затратить 1 г глюкозы, а при аэробном окислении – только 0,08 г глюкозы или около 0,03 г жирных кислот.

При выполнении любого физического упражнения практически действуют все перечисленные энергообеспечения механизмы, однако в одних случаях преобладают одни, в других случаях – другие. По мере снижения мощности работы на смену преимущественно анаэробных процессов приходят смешанные, а затем преимущественно аэробные.

В связи с тем, что при разной мощности выполняемой физической работы в ее энергообеспечение включаются разные механизмы, разли­чают восемь уровней мощности физические упражнения:

• Упражнения максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности) – упражнения с почти исключительно анаэробным спосо­бом энергообеспечения работающих мышц: анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет от 90 до 100%. Он обеспечивается главным образом за счет фосфогенной энергетической системы (АТФ + КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы.

• Упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (сме­шанной анаэробной мощности) – упражнения с преимущественно ана­эробным энергообеспечением (анаэробный компонент в общей энер­гопродукции составляет 75-85%) отчасти за счет фосфогенной, но в большей мере за счет лактацидной (гликолитической) энергетических систем.

• Упражнения субмаксимальной анаэробной мощности (анаэроб­но-аэробной мощности) – упражнения с преобладанием анаэробного компонента (достигает 60-70%) преимущественно за счет лактацидной (гликолитической) системы, но при этом значительная доля энерго­обеспечения принадлежит и кислородной (дыхательной, аэробной) энергетической системе.

• Упражнения максимальной аэробной мощности – упражнения, в которых преобладает аэробный компонент энергопродукции (составля­ет 60-70%), однако в связи с высокой мощностью работы энергетичес­кий вклад анаэробных (преимущественно гликолитических) процессов еще очень значителен.

• Упражнения околомаксимальной аэробной мощности – упраж­нения, при выполнении которых до 90% всей энергопродукции обеспе­чивается аэробными реакциями в рабочих мышцах; углеводы окисля­ются в большей мере, чем жиры.

• Упражнения субмаксимальной аэробной мощности – упражне­ния, при выполнении которых более 90% всей энергии образуется аэ­робным путем; углеводы и жиры при этом используются почти в одина­ковой мере.

• Упражнения средней аэробной мощности – упражнения, при выполнении которых почти вся энергия обеспечивается аэробными процессами, основными энергетическим субстратом являются жиры, хотя и углеводы продолжают играть определенную роль.

• Упражнения малой аэробной мощности – упражнения, при выполнении которых практически вся энергия обеспечивается за счет аэробного окисления жиров.

2.4. Физиологическая характеристика видов мышечной деятельности, требующих адаптации к особым условиям внешней среды

Для спортивной медицины особый интерес представляют следую­щие особые условия внешней среды, влияющие на организм спортсме­на во время выполнения физических упражнений:

• температура и влажность воздуха;

• пониженное атмосферное давление (среднегорье) и смена поясно-климатических условий;

• водная среда (плавание).

Адаптация к условиям повышенной температуры и влажности воз­духа окружающей среды имеет две основные группы механизмов – фи­зические и физиологические. Первые связаны с условиями теплопроведения и конвекции, влияющими на потоотделение и теплоотдачу. К фи­зиологическим относят механизмы усиления кожного кровотока, обес­печивающего увеличение переноса тепла от «теплового ядра» к поверх­ности тела, усиление потообразования и потоотделения, регулирование водно-солевого баланса, изменяющегося в связи с потерей организмом воды, функциональные изменения в системе кровообращения, общие адаптационные процессы (акклиматизация) в организме долговремен­ного характера. Большое значение в адаптации к условиям повышенной температуры среды имеет питьевой режим, характер которого зависит от уровня потери организмом воды и солей в процессе тренировок и со­ревнований в жарких условиях.

Адаптация к условиям пониженной температуры (холод) имеет особенности. Важную роль играют механизмы защиты организма от потерь тепла путем перераспределения крови (в холодных условиях кровь те­чет в основном по глубоким, а не по поверхностным венам, сужаются кожные кровеносные сосуды), а также механизмы усиления теплопро­дукции за счет таких факторов, как «холодовая дрожь» и повышение интенсивности метаболических процессов. Механизмы адаптации к холоду снижают общую физическую работоспособность организма в ус­ловиях холода, что влияет на спортивный результат. Своеобразны об­щие механизмы долговременной адаптации к холоду (акклиматизация) и сравнении с механизмами привыкания к жаре.

Адаптация к условиям пониженного атмосферного давления (гипобарические условия) происходит за счет изменения дыхания, способствующего обеспечению тканей кислородом. Это многоуровневые изменения: на уровне функций внешнего дыхания, осуществляемого грудной клеткой и мышцами, участвующими в ее работе, на уровне функций легочной ткани (диффузионные свойства), на уровне крови (способность усваивать кислород), на уровне аппарата кровообращения (способность транспортировать кровь, обогащенную кислородом) и, на­конец, на уровне тканей, меняющих интенсивность дыхательных и окислительно-восстановительных процессов.

Важно выделять остро наступающие физиологические процессы и процессы долговременной адаптации (акклиматизация), существенно влияющие на физические, двигательные качества спортсмена, которые проявляют себя как в условиях среднегорья (пониженного атмосферно­го давления), так и в условиях с нормальным давлением.

Положительное влияние долгосрочной адаптации на физическую работоспособность спортсмены стремятся использовать в своих трени­ровках перед особенно значимыми для них соревнованиями.

Смена поясно-климатических условий оказывает существенное влияние на организм спортсменов. При быстром перемещении (например, при перелете) с востока на запад или наоборот, после пересечения нескольких часовых поясов происходит рассогласование суточных рит­мов психофизиологических функций с новым поясным временем. При этом в первые дни после перелета они не согласуются со сменой дня и ночи нового места жительства (внешний десинхроноз), а позднее в результате неодинаковой скорости перестройки происходит их взаимное рассогласование (внутренний десинхроноз). Значительные изменения функционального состояния организма человека наблюдаются уже при пересечении 2-3 часовых поясов, а существенное нарушение суточного ритма функций происходит при быстром перемещении в местность с 4-5-часовой и особенно с 7-8-часовой разницей.

Спортивная деятельность в условиях водной среды (плавание) име­ет ряд физиологических особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эти особенности опреде­ляются механическими факторами, связанными с движениями в воде, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды. Среди механических факторов особенно большое значение имеют величина подъемной (плавучей) силы, лобового сопротивления продвиже­нию тела в воде и давления воды на тело.

Перечисленные механические факторы обусловливают ряд особенностей физиологических процессов, происходящих при плавании. Существенно отличается энергетика: при плавании тратится в 10 раз боль­ше энергии, чем при беге с той же скоростью; одновременно происходит значительно большее потребление кислорода на единицу массы тела и на единицу выполненной работы. Важное значение имеют затруднение функции внешнего дыхания, особенности кровообращения, связанные с горизонтальным положением тела (усиленный приток крови по венам к правым отделам сердца), и сдавливание поверхностных вен водой. Физиологические особенности плавания связаны и с характером мы­шечных усилий, и с особенностями терморегуляции в водной среде.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Основные задачи спортивной фармакологии

    Документ
    Ориентированность на широкое использование лекарств для облегчения переносимости физических нагрузок и повышения, тем самым, работоспособности и спортивного результата - характеризует в настоящее время все уровни спортивной и даже
  2. Спортивное право

    Образовательная программа
    Понкин И.В., Соловьев А.А., Гребнев Р.Д., Понкина А.И. Спортивное право: Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция»: Учебно-методический комплекс / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России.
  3. Контрольная работа по физической культуре методические

    Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется после изучения литературы и ее осмысления. Изложение ответов должно быть логически последовательным, конкретным и соответствовать вопросу контрольного задания.
  4. Учебный мультимедийный комплекс «Основы физической культуры в вузе» (Электронное учебное пособие)

    Учебное пособие
    Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине "Физическая культура". Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей
  5. Взаимосвязь физического развития и вариабельности сердечного ритма у школьников, занимающихся футболом в возрасте 10 17 лет 03. 00. 13 физиология

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 24 »_мая_2007г. в _15-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата биологических наук при Астраханском государственном университете по адресу: 414 , г.

Другие похожие документы..