Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Г33 Гематологія і переливання крові. Вип. 34 (Додатковий). Науково-практична конференція "Актуальні питання клінічної трансфузіології" (23-2...полностью>>
'Документ'
СЕКРЕТАРЬ: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитар...полностью>>
'Документ'
Опубликовано в: Поморские чтения по семиотике культуры. Выпуск 3. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского С...полностью>>
'Документ'
10. Постановка основних філософських проблем в української філософії. 11. Проблема визначення природи світу в історії філософії....полностью>>

Основы физической тренировки основные положения спортивной тренировки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Основные положения спортивной тренировки

1.1. Спортивная тренировка как педагогическая система

Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 1).

Таблица 1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы

Элемент

Содержание

Цель

Достижение максимально высоких спортивных результатов

Задачи

- Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной физической работоспо­собности;

- развитие максимально высоких показателей двига­тельных качеств, обеспечивающих овладение необхо­димыми двигательными навыками;

- формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами;

- развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта;

- воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании.

Средства

Специфическими средствами являются следующие физи­ческие упражнения:

общеподготовительные, служащие общему функциональ­ному развитию организма спортсмена;

вспомогательные, создающие основу для развития необхо­димых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений);

специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований; соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования;

кроме специфических средств (физические упражнения), используют и неспецифические: психологическую подго­товку, закаливание организма.

Методы

- Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревнователь­ных и тренировочных действий, на основе которых у спорт­смена формируются знания о содержании этих действий;

- приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, т.е. овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий;

- различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация с целью превращения двигательных умений в их автоматизирован­ную форму (навыки) и с целью развития физических и психологических качеств

Принципы

- Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

- волнообразность и вариативность нагрузок;

- цикличность тренировочного процесса;

- единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности

1.2. Биологические основы спортивной тренировки

Биологические механизмы, на основе которых у спортсменов развиваются многообразные физические качества и двигательные навыки, чрезвычайно сложны и разнообразны. Вместе с тем их можно опреде­лить как факторы (нагрузка, утомление, восстановление и адаптация), отражающие основную биологическую закономерность, определяю­щую достижение тренировочного эффекта.

Нагрузкой в спортивной медицине считают воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.

Нагрузки различают по следующим признакам:

  • по характеру – на тренировочные и соревновательные, специфи­ческие и неспецифические;

  • по величине – на малые, средние, большие (околопредельные, предельные);

  • по направленности – на развивающие отдельные двигательные качества (скоростные, силовые и т.д.), отдельные двигательные или об­щие тактические и стратегические навыки.

Величина тренировочных и соревновательных нагрузок может быть охарактеризована с внешней и внутренней сторон.

Внешняя сторона нагрузки может быть представлена показателями суммарного объема работы (в часах, километрах, в количестве тренировочных занятий, соревновательных стартов и т.п.) или в показателях ее интен­сивности (темп движений, скорость их выполнения, время прохождения тренировочных дистанций, величина преодолеваемых отягощений и др.).

Внутренняя сторона нагрузки характеризуется показателями реак­ции организма на нагрузку, определяемыми во время нагрузки или сра­зу по ее прекращении. В зависимости от направленности нагрузки таки­ми показателями могут быть различные физиологические, психологи­ческие, биохимические параметры состояния функциональных систем организма.

Утомление в спортивной тренировке рассматривают как совокуп­ность биологических механизмов, стимулирующих мобилизацию функциональных ресурсов организма, определяющих границы рацио­нального объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

Восстановление рассматривают как совокупность биологических механизмов, определяющих оптимальный режим нагрузок и отдыха в спортивной тренировке для достижения его максимально возможного эффекта.

Соблюдение основной биологической закономерности в тренировочном процессе состоит в том, что для получения необходимого трени­ровочного эффекта следует осуществить меры, позволяющие создать оптимальное соотношение между утомлением, наступающим в резуль­тате нагрузки, и восстановлением организма в период отдыха. С одной стороны, необходимо обеспечить профилактику переутомления, харак­теризующегося истощением ресурсов организма, с другой – возраста­ние функциональных резервов организма.

Адаптация – приспособление организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам и условиям, в которых эта нагрузка происходит. Различают два вида адаптации: срочную и долговременную.

Срочная адаптация наступает в ответ на одномоментную нагрузку и выражается в физиологических процессах, обеспечивающих решение срочной двигательной задачи. Изменения, произошедшие в организме в результате срочной адаптации, проходят в восстановительном периоде, длительность которого зависит от величины и характера нагрузки.

Долговременная адаптация наступает в ответ на многократное тренировочное, соревновательное повторение нагрузок. Она выражается в том, что функциональные изменения в организме, связанные со сроч­ной адаптацией, закрепляются структурными («структурный след») изменениями, которые сохраняются в течение более продолжительного времени, обеспечивают постепенное возрастание способности организ­ма адаптироваться к данному виду нагрузки и дают возможность спор­тсмену показать высокий результат.

1.3. Спортивная подготовленность

Подготовленность спортсмена к соревновательной деятельности имеет определенную структуру. В ней выделяют относительно самостоятельные элементы: физическую, психологическую, техническую, тактическую и интегральную подготовленность. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, органи­зовать контроль и управление процессом спортивного совершенствования.

С позиций спортивной медицины особое место занимает физическая подготовленность спортсмена, которая характеризуется возможностя­ми функциональных систем его организма, обусловливающими эффек­тивную соревновательную деятельность, а также уровнем развития ос­новных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости (координационные способности). Основные элементы струк­туры физической подготовленности представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные элементы физической подготовленности спортсмена

Элементы

Содержание

Общая подготовленность

Разностороннее развитие физических качеств, функцио-нальных возможностей организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности

Вспомогательная подготовленность

Функциональная основа для работы над развитием специальных физических качеств и способностей

Специальная подготовленность

Развитие физических качеств, возможнос­тей организма и отдельных функциональ­ных систем, непосредственно определяю­щих достижения в избранном виде спорта

Скоростные способности

Комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время

Силовые способности

Возможности преодоления или противодействия сопротивлению за счет напряже­ния мышц

Гибкость

Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений спортсмена

Координация движений

Способность спортсмена быстро, точно, целесообразно, экономно с физиологичес­кой зрения решать сложные и, особенно, неожиданно возникающие двигательные задачи

Общая выносливость

Способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера

Специальная выносливость

Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в избранном виде спорта

1.4. Построение тренировочного процесса

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства, направлен­ные на решение задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для эффектив­ного протекания адаптационных и восстановительных процессов в ор­ганизме спортсмена.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе кото­рых цель и задачи занятия, закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длитель­ной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности набора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха и др. Основные элементы структуры занятий представлены в табл. 3.

Таблица 3. Структура спортивного занятия

Часть занятия

Педагогическая направленность

Нагрузка

Типы организации

Вводно-подготовительная

Избирательная

Малая

Учебные

Основная

Комплексная

Средняя

Тренировочные

Заключительная

Сочетанная

Значительная

Учебно-тренировочные

Большая

Восстановительные

Модельные

Контрольные

Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структу­ру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макро­структуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:

  • Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Вы­деляют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и со­ревновательные микроциклы.

  • Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжитель­ностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.

  • Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.

Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены фактора­ми, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.

Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, эта­пов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.

2. Физиологическая характеристика различных видов мышечной деятельности

2.1. Общие физиологические закономерности, определяющие эффект занятий физической культурой и спортом

В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематических тренировочных занятий функциональные, метаболические, морфологические изменения в различ­ных органах и тканях и совершенствование нервной и гуморальной ре­гуляции функций. Это приводит к повышению уровня физической под­готовленности (тренированность) занимающихся и к росту спортивных результатов. Основные физиологические закономерности, лежащие в основе получаемого тренировочного эффекта, представлены в табл. 4.

Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями

Показатели

Характеристика закономерностей

Основные функцио-нальные эффекты тренировки

Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем.

Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов

Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных вели­чии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект.

Специфичность тре-нировочных эффектов

Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфи­ческих условий внешней среды.

Обратимость трени-ровочных эффектов

Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность).

Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта

Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами

2.2. Динамика состояния организма в процессе спортивно-тренировочных занятий

В процессе спортивно-тренировочных занятий выделяют следую­щие основные состояния: предстартовое, рабочее и восстановление.

Предстартовое состояние характеризуется изменениями функций организма, возникающими за несколько минут, часов или даже дней до начала мышечной работы. Большинство перестроек в организме сходно с теми, которые происходят во время самой работы. По своей природе предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными, нервными и гуморальными реакциями. В зависимости от подготовлен­ности спортсмена, его психологических особенностей предстартовое состояние может проявляться в трех формах:

• состояние готовности – проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата;

• стартовая лихорадка – резко выраженное возбуждение, под влиянием которого спортивный результат может как повыситься, так и понизиться;

• стартовая апатия, ведущая к снижению спортивного результата.

Для коррекции предстартового состояния большое значение имеет разминка, влияние которой на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразно. Существуют общая и специальная разминки, различающиеся по направленности воздействия на организм спортсмена в целом и на отдельные функциональные системы.

Рабочее состояние включает врабатывание («мертвая точка», «вто­рое дыхание»), устойчивое состояние, состояние утомления.

Врабатывание характеризуется замедленностью включения в активность вегетативных функций в целом и гетерохронизмом включения отдельных функций. Это в значительной мере зависит от интенсивнос­ти физической нагрузки и от тренированности спортсмена. «Мертвая точка» – состояние врабатывания, характерное для нетренированного человека, имеющее тягостное субъективное ощущение, которое прохо­дит, когда вегетативные функции полностью и синхронно обеспечива­ют мышечную работу и наступает «второе дыхание».

Устойчивое состояние может быть истинным и условным (ложным) в зависимости от того, насколько мышечная работа определенной мощ­ности достаточно обеспечивается энергетическими ресурсами организ­ма во время самой работы. Истинное устойчивое состояние возникает при физической работе, имеющей аэробный механизм энергообеспече­ния, – работе невысокой мощности.

Состояние утомления, которое субъективно переживается как усталость, также имеет определенную структуру. Утомление различают по локализации, т.е. по тому, какая система (или системы) организма испытывает характерные функциональные изменения, и по механизмам или по тем конкретным изменениям в деятельности ведущих систем ор­ганизма, которыми обусловлено развитие утомления.

Состояние восстановления характеризуется совокупностью измене­ний в деятельности функциональных систем организма, наступающих после прекращения выполнения физического упражнения. На протя­жении восстановительного периода удаляются продукты метаболизма рабочего периода и восстанавливаются энергетические запасы, пласти­ческие (структурные) вещества (белки) и ферменты, израсходованные за время мышечной работы. По существу происходит восстановление измененного, перешедшего на другой уровень, гомеостаза. Однако вос­становление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В этот период происходят также изменения, кото­рые стимулируют повышение функциональных возможностей организ­ма, т.е. возникает положительный тренировочный эффект. В периоде восстановления выделяют четыре фазы: быстрого восстановления, за­медленного восстановления, суперкомпенсации (появление избыточ­ных, дополнительных ресурсов и функциональных возможностей орга­низма) и длительного (позднего) восстановления.

2.3. Физиологическая характеристика видов мышечной деятельности, направленных на развитие различных двигательных качеств

Все физические упражнения, которые применяют спортсмены в це­лях развития двигательных качеств, в наиболее общем виде подразделя­ются на следующие группы:

• Упражнения с активным участием разного количества мышц. По этому признаку упражнения делят на локальные, в выполнении кото­рых принимает участие менее одной трети мышц, региональные, в вы­полнении которых принимает участие; от одной трети до половины мышц, и глобальные, в выполнении которых участвует более половины мышц организма.

• Упражнения с разным типом мышечных сокращений. По этому признаку упражнения делятся на статические, связанные с сохранением каких-то поз, положений или удерживанием предметов в определенном положении, и динамические, связанные с перемещением частей тела относительно друг друга или с перемещением всего тела в пространстве.

• Упражнения с разной силой мышечных сокращений или мощ­ностью мышечной работы. По этому признаку упражнения делят на си­ловые, в которых происходит почти максимальное напряжение мышц в статическом или динамическом режиме при малой скорости движения (с большим внешним сопротивлением, весом), мощностные (скоростно-силовые), в которых мышцы работают в динамическом режиме и од­новременно проявляют относительно большую силу и скорость сокра­щений, и упражнения, развивающие выносливость, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не самые большие по силе и ско­рости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на про­тяжении длительного времени: от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы и мощности мышечных сокращений).

• Упражнения, различающиеся по энергетической стоимости. Для определения энергетической стоимости физического упражнения ис­пользуют два показателя: энергетическую мощность и валовый (об­щий) энергетический расход. Энергетическая мощность – это количе­ство энергии, расходуемой за единицу времени при выполнении данно­го упражнения. Валовый (общий) энергетический расход – это количе­ство энергии, расходуемой во время выполнения всего упражнения в целом. По показателям мощности и общего расхода энергии физичес­кие упражнения подразделяют на легкие, умеренные (средние), тяже­лые и очень тяжелые.

На физиологические процессы, происходящие во время выполнения физических упражнений, влияет кинематическая (пространственно-временная) характеристика движений. По кинематической характерис­тике упражнения подразделяют на циклические и ациклические.

Для циклических упражнений (бег, ходьба, бег на коньках или лы­жах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.п.) характерно многократ­ное повторение стереотипных циклов движений. Для ациклических уп­ражнений (спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, фигурное ка­тание на коньках и т.п.) характерна смена, на протяжении выполнения упражнения, мышечных усилий и направлений движения, внешней структуры движения.

Физические упражнения разной мощности имеют различные механизмы обеспечения работающих мышц энергией. Энергетические запросы работающих мышц удовлетворяются, как известно, тремя путя­ми: анаэробным фосфогенным (алактатный), анаэробным лактацидным (гликолитическим) и аэробным. Известно, что источником энергии для мышечного волокна служит расщепление аденозинтрифосфорной кис­лоты (АТФ), восстановление запасов которой (ресинтез) может проис­ходить двумя путями: 1) за счет макроэргических фосфорсодержащих соединений, имеющихся непосредственно в клетках мышечной ткани, 2) за счет фосфатных макроэргических соединений, образующихся в организме в процессе работы.

К первому пути относится во-первых, ресинтез АТФ за счет креатинфосфата (КФ) из аденозиндифосфорной кислоты (АДФ) (креатинкиназная реакция), образовавшейся в результате расщепления (гидро­лиза) АТФ с потерей фосфатной группы (остатка фосфорной кислоты).

Эта реакция осуществляется с помощью катализатора – фермента креатинкиназы. Фосфатная группа переносится с молекулы КФ на мо­лекулу АДФ или с двух молекул КФ на молекулу аденозипмонофосфорной кислоты (АМФ) с образованием АТФ и нефосфорилированного креатина.

Креатинкиназная реакция протекает очень быстро. Она характерна для кратковременных интенсивных (мощных) нагрузок. Запасы КФ ограничены, поэтому процесс ресинтеза исчисляется секундами.

Во-вторых, ресинтез АТФ может осуществляться за счет взаимодействия двух молекул АДФ (миокиназная, или аденилаткиназная, реак­ция), одна из которых при участии фермента миокиназы передает свою концевую фосфатную группу другой молекуле, превращаясь в АМФ. Эта реакция менее выгодна для организма, чем предыдущая, так как образующаяся АМФ может необратимо дезаминироваться (терять аминогруппу), переходя в инозинмонофосфорную кислоту (ИМФ). Таким образом, из двух молекул АДФ ресинтезируется до АТФ только одна, а другая теряется. Поэтому миокиназная реакция происходит лишь при значительном утомлении, когда другие способы ресинтеза затруднены. Креатинкиназная реакция – первая по времени, а миокиназная – последняя (это «аварийный путь»). Обе реакции протекают в анаэроб­ных условиях, для их осуществления кислорода не требуется.

Ко второму пути ресинтеза АТФ относится его восстановление за счет фосфатных макроэргических соединений, образующихся в орга­низме в процессе мышечной работы. Он также осуществляется двумя основными способами: анаэробно – гликолитическим фосфорилированием и аэробно – дыхательным (окислительным) фосфорилированием.

Гликолитическое фосфорилироваиие происходит за счет энергети­ческих запасов организма: в процессе гликолиза – анаэробного расщеп­ления гликогена до глюкозо-6-фосфата – образуются макроэргические соединения (дифосфоглицериновая и фосфоэнолпировиноградная кис­лоты), которые затем и восстанавливают АТФ из АДФ. Фосфатные макроэргические соединения образуются также в цикле трикарбоновых кислот (субстратное фосфорилирование) и в процессе переноса водоро­да по системе передатчиков на кислород (гликолитическое медиаторное фосфори-лирование).

Гликолитическое фосфорилирование, подобно креатинкиназной и миокиназной реакциям, является анаэробным путем ресинтеза АТФ. Преимуществом этого пути является то, что углеводные запасы доста­точно велики и, следовательно, гликолиз может обеспечивать ресинтез АТФ относительно долго. Недостатки заключаются, во-первых, в малой энергетической эффективности и, во-вторых, в том, что использование глюкозы (гликогена) приводит к накоплению в мышечной ткани мо­лочной и пировиноградной кислот, для утилизации которых организму требуется дополнительное время.

Дыхательное фосфорилирование имеет преимущества перед гликолитическим фосфорилированием. В цикл аэробного окисления могут включаться не только углеводы, но и жиры (липиды) и продукты дезаминирования кислот (белки). Этот путь энергетически во много раз эффективнее и экономичнее. Если в результате анаэробного процесса расщепления одной молекулы глюкозы до молочной кислоты ресинтезируются 2 или 3 молекулы АТФ, то при аэробном окислении глюкозы ресинтезируется до 32 молекул. Окисление жирных кислот еще более эффективно: полное окисление молекулы пальмитиновой кислоты до углекислоты и воды обеспечивает ресинтез до 138 молекул АТФ.

Следовательно, для ресинтеза одного и того же количества АТФ при гликолизе следует затратить 1 г глюкозы, а при аэробном окислении – только 0,08 г глюкозы или около 0,03 г жирных кислот.

При выполнении любого физического упражнения практически действуют все перечисленные энергообеспечения механизмы, однако в одних случаях преобладают одни, в других случаях – другие. По мере снижения мощности работы на смену преимущественно анаэробных процессов приходят смешанные, а затем преимущественно аэробные.

В связи с тем, что при разной мощности выполняемой физической работы в ее энергообеспечение включаются разные механизмы, разли­чают восемь уровней мощности физические упражнения:

• Упражнения максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности) – упражнения с почти исключительно анаэробным спосо­бом энергообеспечения работающих мышц: анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет от 90 до 100%. Он обеспечивается главным образом за счет фосфогенной энергетической системы (АТФ + КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы.

• Упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (сме­шанной анаэробной мощности) – упражнения с преимущественно ана­эробным энергообеспечением (анаэробный компонент в общей энер­гопродукции составляет 75-85%) отчасти за счет фосфогенной, но в большей мере за счет лактацидной (гликолитической) энергетических систем.

• Упражнения субмаксимальной анаэробной мощности (анаэроб­но-аэробной мощности) – упражнения с преобладанием анаэробного компонента (достигает 60-70%) преимущественно за счет лактацидной (гликолитической) системы, но при этом значительная доля энерго­обеспечения принадлежит и кислородной (дыхательной, аэробной) энергетической системе.

• Упражнения максимальной аэробной мощности – упражнения, в которых преобладает аэробный компонент энергопродукции (составля­ет 60-70%), однако в связи с высокой мощностью работы энергетичес­кий вклад анаэробных (преимущественно гликолитических) процессов еще очень значителен.

• Упражнения околомаксимальной аэробной мощности – упраж­нения, при выполнении которых до 90% всей энергопродукции обеспе­чивается аэробными реакциями в рабочих мышцах; углеводы окисля­ются в большей мере, чем жиры.

• Упражнения субмаксимальной аэробной мощности – упражне­ния, при выполнении которых более 90% всей энергии образуется аэ­робным путем; углеводы и жиры при этом используются почти в одина­ковой мере.

• Упражнения средней аэробной мощности – упражнения, при выполнении которых почти вся энергия обеспечивается аэробными процессами, основными энергетическим субстратом являются жиры, хотя и углеводы продолжают играть определенную роль.

• Упражнения малой аэробной мощности – упражнения, при выполнении которых практически вся энергия обеспечивается за счет аэробного окисления жиров.

2.4. Физиологическая характеристика видов мышечной деятельности, требующих адаптации к особым условиям внешней среды

Для спортивной медицины особый интерес представляют следую­щие особые условия внешней среды, влияющие на организм спортсме­на во время выполнения физических упражнений:

• температура и влажность воздуха;

• пониженное атмосферное давление (среднегорье) и смена поясно-климатических условий;

• водная среда (плавание).

Адаптация к условиям повышенной температуры и влажности воз­духа окружающей среды имеет две основные группы механизмов – фи­зические и физиологические. Первые связаны с условиями теплопроведения и конвекции, влияющими на потоотделение и теплоотдачу. К фи­зиологическим относят механизмы усиления кожного кровотока, обес­печивающего увеличение переноса тепла от «теплового ядра» к поверх­ности тела, усиление потообразования и потоотделения, регулирование водно-солевого баланса, изменяющегося в связи с потерей организмом воды, функциональные изменения в системе кровообращения, общие адаптационные процессы (акклиматизация) в организме долговремен­ного характера. Большое значение в адаптации к условиям повышенной температуры среды имеет питьевой режим, характер которого зависит от уровня потери организмом воды и солей в процессе тренировок и со­ревнований в жарких условиях.

Адаптация к условиям пониженной температуры (холод) имеет особенности. Важную роль играют механизмы защиты организма от потерь тепла путем перераспределения крови (в холодных условиях кровь те­чет в основном по глубоким, а не по поверхностным венам, сужаются кожные кровеносные сосуды), а также механизмы усиления теплопро­дукции за счет таких факторов, как «холодовая дрожь» и повышение интенсивности метаболических процессов. Механизмы адаптации к холоду снижают общую физическую работоспособность организма в ус­ловиях холода, что влияет на спортивный результат. Своеобразны об­щие механизмы долговременной адаптации к холоду (акклиматизация) и сравнении с механизмами привыкания к жаре.

Адаптация к условиям пониженного атмосферного давления (гипобарические условия) происходит за счет изменения дыхания, способствующего обеспечению тканей кислородом. Это многоуровневые изменения: на уровне функций внешнего дыхания, осуществляемого грудной клеткой и мышцами, участвующими в ее работе, на уровне функций легочной ткани (диффузионные свойства), на уровне крови (способность усваивать кислород), на уровне аппарата кровообращения (способность транспортировать кровь, обогащенную кислородом) и, на­конец, на уровне тканей, меняющих интенсивность дыхательных и окислительно-восстановительных процессов.

Важно выделять остро наступающие физиологические процессы и процессы долговременной адаптации (акклиматизация), существенно влияющие на физические, двигательные качества спортсмена, которые проявляют себя как в условиях среднегорья (пониженного атмосферно­го давления), так и в условиях с нормальным давлением.

Положительное влияние долгосрочной адаптации на физическую работоспособность спортсмены стремятся использовать в своих трени­ровках перед особенно значимыми для них соревнованиями.

Смена поясно-климатических условий оказывает существенное влияние на организм спортсменов. При быстром перемещении (например, при перелете) с востока на запад или наоборот, после пересечения нескольких часовых поясов происходит рассогласование суточных рит­мов психофизиологических функций с новым поясным временем. При этом в первые дни после перелета они не согласуются со сменой дня и ночи нового места жительства (внешний десинхроноз), а позднее в результате неодинаковой скорости перестройки происходит их взаимное рассогласование (внутренний десинхроноз). Значительные изменения функционального состояния организма человека наблюдаются уже при пересечении 2-3 часовых поясов, а существенное нарушение суточного ритма функций происходит при быстром перемещении в местность с 4-5-часовой и особенно с 7-8-часовой разницей.

Спортивная деятельность в условиях водной среды (плавание) име­ет ряд физиологических особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эти особенности опреде­ляются механическими факторами, связанными с движениями в воде, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды. Среди механических факторов особенно большое значение имеют величина подъемной (плавучей) силы, лобового сопротивления продвиже­нию тела в воде и давления воды на тело.

Перечисленные механические факторы обусловливают ряд особенностей физиологических процессов, происходящих при плавании. Существенно отличается энергетика: при плавании тратится в 10 раз боль­ше энергии, чем при беге с той же скоростью; одновременно происходит значительно большее потребление кислорода на единицу массы тела и на единицу выполненной работы. Важное значение имеют затруднение функции внешнего дыхания, особенности кровообращения, связанные с горизонтальным положением тела (усиленный приток крови по венам к правым отделам сердца), и сдавливание поверхностных вен водой. Физиологические особенности плавания связаны и с характером мы­шечных усилий, и с особенностями терморегуляции в водной среде.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спортивная тренировка десятиборцев (реферат)

    Реферат
    Соревнования в десятиборье проводятся в течение двух дней в такой последовательности: первый день – бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег 400 м.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (17)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы спортивной тренировки» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  3. Учебно-методическое пособие удк 796/799 (075. 8) Печатается по решению ббк 74. 267. 5я73 редакционно-издательского

    Учебно-методическое пособие
    Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура / Е.
  4. О. Л. Глаголева Уроки ориентирования Москва 2005 Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Федерация спортивного ориентирования России Урок

    Урок
    Ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип - «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 62 «Физическая культура» профиля подготовки: «Спортивная тренировка»

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12.04.2011 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Другие похожие документы..