Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, устан...полностью>>
'Документ'
ОАО «Русские краски» - завод по производству широкого ассортимента лакокрасочных материалов, расположенный в Ярославле. Предприятие является крупным ...полностью>>
'Документ'
Рейтинговые столичные вузы в этом году стонут от наплыва победителей школьных олимпиад. В Минобрнауки уверяют, что особых оснований для беспокойства ...полностью>>
'Документ'
Інформаційно-методичне портфоліо класного керівника містить наступні модулі: „інструктивно-нормативний”, „інформаційний”, „методичний”, „практичний”,...полностью>>

Российская Библиотека Холокоста мы не можем молчать школьники и студенты о Холокосте Выпуск 2

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жизнь в гетто

«…выведут мои руки страшную повесть гетто.

Страшную летопись о тех, которые здесь жили

и которых не стало…»

Аксельрод

В калужском гетто оказалось в три раза больше тех, кого нельзя было привлекать к принудительным работам: нетрудоспособные и дети составили 55,9% всех узников гетто.

Жидов

возраст

мужчин

женщин

от 0 до 9 лет

от 10 до 19 лет

от 20 до 29 лет

от 30 до 39 лет

от 40 до 49 лет

от 50 до 59 лет

от 60 и выше

11

13

4

5

6

11

14

11

7

5

24

14

10

20

Итого

64

91

Очевидно, что если бы не освобождение Калуги в конце декабря 1941 года, они были бы обречены на уничтожение.

Из воспоминаний бывшего узника калужского гетто Юрия Германа:

«Каждую ночь в поселок приходили солдаты. Они грабили и издевались над евреями, хотя в поселке только и было 155 человек. Большая часть – стариков».

Вопрос о снабжении населения продовольствием был одним из самых острых в оккупационной политике нацистов по отношению к городским жителям. Норма хлеба для евреев была обычно в 2 раза меньше, чем у остального населения. Так, евреи Калуги «в половинном размере» должны были получить по карточкам по полкилограмма солёных огурцов и помидоров, а также соли. Но и это им выдано не было. За период пребывания оккупантов в Калуге гитлеровцы лишь один раз предоставили узникам гетто право на продовольствие. На чудом сохранившейся продовольственной карточке калужского гетто имеется надпись в кружочке «Жид» с припиской – норма в половинном размере1. В калужском гетто были зафиксированы случаи смерти от голода.

Из воспоминаний Анны Абрамовны Веллер:

«…тянулись мрачные, беспросветные дни. Питание достать было неоткуда. Появились случаи смерти от голода. Жители гетто были обречены на голодное существование».

Из воспоминаний Марии Файнгор:

«Туго приходилось населению г.Калуги: население голодало, а особенно тяжело пришлось жителям гетто. Были в поселке случаи голодной смерти».

Отсутствие продовольствия и топлива в условиях суровой зимы 1941 года, скученность населения гетто неизбежно вели к нарастанию заболеваемости. Однако евреям было отказано в оказании лечебной помощи и было запрещено открывать амбулаторный пункт и выдавать лекарства.

Бывшие узницы калужского гетто, Мария Файнгор (врач-невропатолог) и Анна Веллер (заведующая аптекой) вспоминали:

«В связи с нарастанием заболеваемости в гетто, старостой Френкелем было подано заявление в комендатуру о разрешении открытия амбулаторного пункта в гетто. Заведующим здравотделом врачом Миленушкиным было отказано в открытии пункта и даже в разрешении отпуска медикаментов по списку… Евреям было отказано в оказании лечебной помощи в городской поликлинике. Врачу гетто приходилось оказывать помощь евреям только добрым словом».

В это же время в печати проводилась антисемитская пропаганда. В «Акте по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» от 10 февраля 1942 года говорится, что «в обращениях к населению города Калуги немецкое командование обвиняло евреев в том, что они все – большевики и что они – виновники в этой войне, что каждый немецкий солдат и офицер должен видеть в еврее своего врага и беспощадно с ним расправляться».

В калужской газете «Новый путь» от 13 декабря 1941 года была помещена статья «Воскрешение из мёртвых», подписанная И.Г.Зубковским, в которой автор писал о численности еврейского населения города и о заговоре сионских мудрецов, «который решили осуществить евреи во главе со Сталиным весной 1941 г. – захватить мир».

Калужское гетто просуществовало более месяца. Жизнь каждого узника гетто в течение этого времени постоянно висела на волоске. Однажды они были собраны на улице и несколько часов простояли на морозе, ожидая отправки в комендатуру. Однако казнь в этот день не состоялась. Такие сборы еврейского населения перед расстрелом были типичны.

«9 ноября были арестованы 21 человек евреев и брошены в подвале управы, где подвергались неслыханным издевательствам», - вспоминала А.А.Веллер.

«10 ноября арестовали моего больного мужа, а 15 его в числе еще 13 человек, он был четырнадцатым – расстреляли… Люди, бывшие вместе с ними в подвале, а впоследствии их выпустили, рассказывали, что моего мужа 2 раза уводили на допрос, а оттуда притаскивали избитого, едва живого… Потом какой-то немец ради забавы застрелил старичка Жигалина»2, - вспоминала Белла Иосифовна Шестак.

Из сведений, собранных Раисой Дмитриевной Коронкевич в январе 1942 года:

«Еврейское население подвергалось неслыханным издевательствам… Права еврейского населения были урезаны на нет… Жителей без куска хлеба изгоняли из домов, а тех, кто пытался вынести что-либо из жилища, расстреливали. Шестидесятилетняя женщина-еврейка Гершкович А.П. пыталась вынести на руках своего разбитого параличом старика-мужа. Увидя это, немецкий солдат выстрелил. Пуля убила ее мужа и ранила ей самой руку. Труп старика лежал под снегом до прихода в город частей Красной Армии, т.к. немецкие изверги запрещали похоронить его…»3

Уничтожение гетто

«Мы воздвигнем памятник всем сожжённым гетто, Памятник вечной жизни, которой ничто не сокрушит и не задушит».

Хаим Гури

В 20-х числах декабря 1941 года гитлеровцами была предпринята попытка уничтожить узников калужского гетто. Гетто было подожжено. В огне погибли несколько пожилых и больных людей. По убегавшим евреям был открыт огонь. Было несколько убитых и раненых.

В «Акте по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» от 10 февраля 1942 года говорится:

«21 декабря 1941 года, при отступлении немцев, они без всякого предупреждения подожгли еврейский посёлок. В огне сгорели остатки еврейского имущества, спасавшиеся от огня евреи, расстреливались»..

Бывшие узники калужского гетто вспоминали:

«…Немцы, чуя свою гибель, буквально озверели… в 10 ч. утра они пьяные ворвались к нам в гетто и стали стрелять в окна. Народ, кто в чем, схватив детей, выбежали из домов. Часть немцев открыла стрельбу по убегавшим, а другие немцы стали обливать выходы из домов горючей жидкостью и поджигать. Гетто превратилось в сплошной костер: и стоны умирающих, и крики детей смешались с треском валившихся балок».

«…немцы пришли в поселок, облили дома бензином и подожгли. Мы уже задыхались в дыму и огне, когда выбежали из подвала, в котором находились 2 дня»2.

В результате контрнаступления под Москвой и других населенных пунктах оккупанты не успели полностью уничтожить еврейское население в Калуге. Неразбериха в период советского контрнаступления среди карательных органов оккупантов сохранила жизнь многим узникам гетто.

Число жертв Холокоста в Калужской области является минимальным в сравнении с любой другой полностью оккупированной областью или краем России. Это было обусловлено следующими причинами:

  1. близость к Москве и хорошее транспортное сообщение позволили эвакуироваться значительной части населения; 2. кратковременный период оккупации (79 дней);3. индивидуальное сопротивление; 4. помощь местного населения; 5. контрнаступление Красной Армии под Москвой.

Индивидуальное сопротивление

«Всему своё место:

и крику боли, и надежде…»

Абба Ковнер

Уклонение от регистрации, невыполнение приказов о явке к месту сбора для казни или переселения в гетто, а также бегство накануне и в ходе расстрелов были самыми распространенными актами индивидуального сопротивления. Так, Белла Иосифовна Шестак, мать двух маленьких детей, решила не выходить на работу.

Бывший узник калужского гетто Юрий Герман вспоминал о побеге в день уничтожения гетто:

«Мы побежали к реке (в заборе была выломана доска, через которую мы и прошли)… Нас обстреливали из пулеметов и ружей…»

Приказ о регистрации и переселении в гетто нарушали многие евреи. Часть из них скрывалась у своих знакомых, другая – пыталась достать «арийские» документы.

Из воспоминаний Марии Абрамовны Файнгор о переселении в гетто:

«Через 2-3 дня была привезена еще одна женщина – Мировская, 35 лет, бывшая машинистка… Оказалось, Мировская пыталась получить русский паспорт, чтобы не попасть в гетто, но была изобличена и получила в наказание 15 плеток. Выстроившись в ряд при экзекуции, полицейские изощрялись в шуточках при виде обнаженной женщины. «Слабо бьешь, я покажу тебе, как надо бить», - крикнул начальник политотдела полиции и, вырвав плеть из рук полицейского, избил в кровь Мировскую. Лишившуюся сознания, окровавленную женщину взвалили на салазки и отвезли в гетто»..

Друзья, соседи, знакомые…

«Несмотря ни на что, я всё ещё верю,

что на самом деле все люди в глубине

души добры…»

Анна Франк

Часть населения неожиданно для евреев повела себя достаточно враждебно. Больше всего узников гетто поражало отношение недавних друзей, соседей и знакомых. Так, начальник полиции Калуги, бывший артист местного театра Леурт участвовал в избиениях и пытках своего учителя, 59-летнего дирижера А.Гутмана со словами: «Довольно, поцарствовали 24 года, жиды проклятые».

Нередко оккупанты и их пособники науськивали на евреев мальчишек. Жители Калуги вспоминали после освобождения, что местные мальчишки бросали в евреев камни, «а сами улыбались»2.

Но были и другие люди – были те, кто помогал евреям. Несмотря на изоляцию евреев города в гетто, связь их с горожанами, находящимися вне гетто не прерывалась.

Из воспоминаний бывших узниц калужского гетто М.А.Файнгор и А.А.Веллер:

«Ежедневно в гетто проникали люди, чтобы принести что-либо из съестного, кто не имел возможности чем-либо помочь, чтобы ободрить или утешить хотя бы добрым словом».

Нередки случаи спасения евреев – медиков и учителей. А также их детей, которые совершали их коллеги, а также бывшие пациенты и ученики. Так, зубного врача Слонимскую укрывала нормировщица Калужского завода Наркомата путей сообщения Галина Семеновна Шарова. Евреев Калуги, в том числе своих учеников и их родителей, укрывала в своей квартире педагог с характерной фамилией Добронравова.

Заключение

«Передайте об этом детям вашим…»

Книга пророка Илии

Более полувека отделяет нас от Второй мировой войны. Войну, гетто, Холокост описать невозможно. Эти темы слишком огромны. Изучение прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Понять причины современного геноцида, осмыслить историю ХХ века, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

История Калужского гетто, просуществовавшего недолгий период, является наглядным примером спланированной акции нацистов против еврейского народа. Это было единственное гетто, находившееся в непосредственной близости от Москвы. Калужское гетто – одно из звеньев в цепи преступлений нацистов против еврейского народа.

Человечество должно помнить о прошлом, чтобы оно не повторилось ни в настоящем, ни в будущем.

С тех пор, как существует человечество, еще не было столь умопомрачительной резни, такого организованного массового истребления ни в чем не повинных, беззащитных людей. Это самое большое преступление, которое знает история – а ведь история знает немало злодеяний.

Катастрофа – это величайшая трагедия, выпавшая на долю еврейского народа, написанная его кровью и слезами. И сегодня наша задача – не позволить никому предать случившееся забвению. И наш долг – передать память о Катастрофе грядущим поколениям.

Помнить – и никогда не забывать!

Липманович Борис, 11 класс, гимназия «Ор-Авнер», г. Екатеринбург

«Религия в гетто»

КАЖДЫЙ, КТО СОБЛЮДАЕТ СУББОТУ - СУББОТА ХРАНИТ ЕГО.

1. Введение

Еврейская культура и традиция продолжали свою жизнь во время войны, отмечая праздники и дни скорби. Евреи сохраняли свой человеческий облик и связь со своими духовными корнями, сопротивляясь механизму, который стремился обезличить, унизить и духовно подавить их. Когда мы говорим «человеческий облик», мы имеем в виду не некий образ абстрактного человека, а то, что составляет нерасторжимую часть сознания религиозного и отчасти нерелигиозного еврея, то, что именуется термином «еврейское самосознание» - тот элемент еврейской культуры, передающийся из поколения в поколение со времен исхода из Египта и дарования Торы еврейскому народу.

Вопросы о божественном присутствии во времена Катастрофы и почему Б-г допустил истребление избранного им народа являются неминуемыми и задаются верующими людьми по сей день. Эти же вопросы неизбежно должны были возникать у заключенных в гетто и лагерях. Ведь то, что происходило на их глазах, и то, что они испытали сами, не могло не зародить размышлений о том, почему Б-г допускает подобного рода злодеяния по отношению к ним.

Рассматривая свидетельства об отмечании в гетто и лагерях таких праздников как Пурим. Ханука, Песах, следует помнить смысл каждого из них и пытаться понять, почему евреи праздновали их - находили ли они в этом новый смысл и особенный знак свыше или же продолжали исполнять ритуал, потому что так было заведено испокон веков. Этот вопрос относится в равной степени к каждому из вышеупомянутых праздников. Например, Пурим - это праздник торжества и победы над злодеем Аманом, задумавшим погубить еврейский народ. С приходом Адара (в канун Пурима и в сам праздник) нужно умножать веселье, как того требовали Талмудические мудрецы. Но как умножать веселье, праздновать национальную победу над Аманом, когда в действительность отражаеть торжество и произвол нового Амана?! Не это ли испытание веры? Аналогичная проблема существовала с отмечанием Песаха.

Каким смыслом могли обладать строки «В каждом поколении должен человек почувствовать себя так, как будто он лично вышел из Египта» в условиях гетто и лагерей? Что побуждало людей продолжать праздновать этот праздник? Как они интерпретировали эти строки? Во что они верили и на что надеялись в эпоху Катастрофы?

И, тем не менее, в сравнении с тем, что ожидало евреев после ликвидации гетто, жизнь в гетто можно назвать «продолжением нормальной (или полунормальной) жизни». Несмотря на то, что евреи в гетто жили на строго отведенной для них территории, где появление на улице после определенного часа каралось смертью, культурная жизнь была запрещена, исполнение заповедей каралось и дни праздников намеренно выбирались фашистами для акций, побоищ и массового уничтожения евреев, все же общины продолжали существовать, а семьи продолжали хотя - бы частичное существование. Это придавало жизни в гетто видимость нормальности. После депортации в лагеря, семьи и общины прекращали свое существование.

Очевидцы Катастрофы неоднократно говорят, что то, что они испытали не поддается рациональному объяснению и что, оглядываясь назад, они не понимают, как все это было возможно. Поэтому и мы не можем претендовать на это. Помимо того, что Вера, как таковая, ускользает от рационального анализа, Вера в эпоху Катастрофы должна остаться загадкой.

Мы можем и должны задавать вопросы, но мы не в праве претендовать на конечный ответ: его нет для тех, кто испытал это на себе и его не может быть для нас.

Наши рассуждения – одна из попыток объяснить происходившее прежде всего самому себе.

2. Гетто на территории европейских государств и СССР.

Первое гетто было создано уже в октябре 1939 года в городе Петроков Трибунальский. Вскоре открылось огромное гетто в Лодзи, принявшее 160 тысяч евреев. В Варшавском гетто, которое было создано в октябре 1940 года, нацисты сконцентрировали около полумиллиона евреев. Треть населения Варшавы была втиснута на территорию, занимавшую 4,5% площади города. Попытка выйти за ворота гетто без разрешения властей каралась смертью, а порядок внутри гетто отвечал юденрат. Ему была придана еврейская полиция, вооруженная дубинками. Иногда полицейские вынуждены были применять силу и даже сажать в тюрьмы, созданные в гетто, чтобы заставить людей выполнять приказы. Вместе с тем многие еврейские полицейские делали все, что возможно, для облегчения участи обитателей гетто: тайно проносили еду, лекарства, помогали бежать.

Евреи жили в гетто в страшной тесноте. Иногда две или три семьи ютились в одной комнатке. Санитарные условия были ужасными, и неизбежно начались болезни и эпидемии. Нацисты планировали согнать в гетто в Польше не только польских евреев, но и евреев Германии, Австрии, Чехословакии. Обширная "резервация" готовилась в районе Люблина. Тысячи евреев из этих стран были депортированы туда осенью и зимой 1939— 1940 годов. Однако трудности организационного порядка и возражения губернатора Польши Франка заставили временно отказаться от этих планов.

С первых дней оккупации Польши немцы стали сгонять евреев на принудительные работы по уборке улиц от мусора, расчистке развалин, ремонту дорог. 26 октября 1939 года в генерал-губернаторстве вышел указ о трудовой повинности всех евреев от 14 до 60 лет. Юденраты получили приказ поставлять нужных немецким властям рабочих. Многих из них разлучали с семьями и увозили на недели и месяцы в отдаленные области, где они трудились как рабы от восхода до заката. По всей Польше были созданы рабочие лагеря. Особенно много их было в районе Люблина, где евреев заставляли строить укрепления на новой границе с СССР.

Ужасающие условия, скудная пища, отсутствие медицинской помощи делали жизнь в таких лагерях невыносимой. Свирепствовали болезни. Смерть косила людей. Специалисты попадали на заводы и фабрики, где условия были несколько лучше. Кое-где евреи даже получали зарплату, но неизмеримо более низкую, чем польские рабочие. Немцам было выгодно использовать дешевый рабочий труд, и немецкие частные фирмы открыли в гетто пошивочные, столярные, скорняжные мастерские. Юденрат также создавал рабочие места, чтобы спасти людей от голода и доказать немецким властям рентабельность гетто. После начала войны потребность в даровой рабочей силе еще больше возросла, и обитатели гетто понадеялись, что добросовестный труд поможет им пережить тяжелые времена. Немцы поддерживали эти иллюзии, так как выколачивали из гетто большие прибыли. Евреи тайно выносили из гетто часть изготовленной там продукции и обменивали ее на еду, которую проносили обратно, борясь, таким образом с голодом.

Раби Ицхак Ниссельбаум, погибший в Варшавском гетто, писал об этих страшных временах: "Сейчас святыней стала человеческая жизнь, а не имя Бога»(Кидуш гашем). Когда враги покушались на наши души, евреи жертвовали собой, чтобы не осквернить имя Всевышнего. Сейчас враги требуют наши тела, и мы обязаны защищаться, чтобы сохранить святость жизни" (Кидуш Га-хаим).

Довести евреев до голодной смерти — такова, без сомнения, была одна из целей создания гетто! Дневной рацион жителя Варшавского гетто включал 180 граммов хлеба. В месяц полагалось только 220 граммов сахара. В некоторых других гетто еду совсем не выдавали. Голод, ужасная теснота и антисанитария вызывали эпидемии. Смертность была очень высокой.

Отверженные, страдающие от голода и болезней люди боролись не только за свои жизни, но и за свое человеческое достоинство. В гетто действовали школы и культурные общества (иногда подпольно). Предметом гордости были школы с преподаванием на иврите, на идише и также религиозные школы Талмуд-Торы. Дети, уже привлекавшиеся к принудительному труду, занимались по вечерам. Действовали различные профессиональные курсы. Страшная теснота не позволяла найти помещение, и часто жилые комнаты превращались днем в классы.

Лучшие специалисты и известные ученые читали публичные лекции, библиотеки выдавали с трудом добытые книги. На Пурим школьники ставили спектакли. С риском для жизни отмечали евреи Хануку и другие праздники. В некоторых гетто существовали любительские хоры, оркестры, театральные труппы.

Вести в гетто еврейский образ жизни было очень трудно, а иногда и опасно. Во многих гетто немцы запрещали публичные молитвы и другие обряды. Синагоги, находящиеся на территории гетто, превратились в жилище для беженцев и депортированных. Но находились люди, которые продолжали и в этих нечеловеческих условиях соблюдать субботу, праздники, изучать Тору, давать своим детям религиозное воспитание. Несмотря на голод, были верующие, которые не съели в гетто ни крошки некошерной пищи. Нацисты заставляли верующих работать по субботам и праздникам. Некоторые особо жестокие акции они специально приурочивали к еврейским праздникам. К концу 1941 г. немцам стало ясно, что война с Советским Союзом затягивается. Пришлось организовывать глубокие тыловые зоны. Потребовалась рабочая сила, а среди евреев было много квалифицированных специалистов. Гражданская администрация, несмотря на возражения СС, решила продлить существование гетто в больших городах: Вильнюсе. Каунасе. Риге. Минске, Лиде, где евреи трудились на военных предприятиях. Все эти гетто продержались до 1943 г. когда Гимлер дал приказ их ликвидировать. Часть обитателей Минского. Лидского и Вильнюсского гетто попала в лагерь смерти Собибор. жители других были расстреляны на месте или переведены в концлагеря. Трудоспособные и молодые мужчины и женщины оказались в лагерях Латвии и Эстонии. Летом 1944 г. немцы, отступая, уничтожили эти лагеря вместе с заключенными. Лишь горсточке советских евреев удалось пережить войну.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2008, март 26. 03. 2008

    Документ
    26.03.2008. Сайт Агенства социальной информации сообщил о выходе сборника "Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 4": /ASI3/rws_asi.
  2. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (1)

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучает возможности восстановления рационалистического классического образа философии. Этот новый и вместе с тем вечно контрмодернистский контур философии позволяет создать новое и гуманистическое
  3. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучал на протяжении многих лет мифологемы и реальную проблематику безопасности экономики в нашей стране и за рубежом.
  4. Холокост: память во спасение

    Документ
    Холокост не является для Украины чем-то внешним, но, напротив, является частью украинской истории. Об этом говорили участники заседания 'круглого стола' в Дипломатической академии при МИД Украины на тему «Украинское общество и память
  5. Григорий Петрович Климов Божий народ «Красная Каббала» и«Божий народ» это не отредактированный автором краткий конспект

    Конспект
    «Красная Каббала» и «Божий народ» – это не отредактированный автором краткий конспект фонограммы 75 часов видеолекций курса «Высшей социологии», записанных Г.

Другие похожие документы..