Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всі товари та послуги мають як ціну, так і вартість. Більшість некомерційних та всі ко-мерційні організації повинні встановлювати свої ціни, будь то ...полностью>>
'Документ'
а. По итогам 2 ЭТАПА вступительных испытаний в Московский гуманитарный университет рекомендовать к зачислению на I курс университета следующих абитур...полностью>>
'Регламент'
ÃÎËÎÂÓÞ×ÈÉ. Äîáðîãî ðàíêó, øàíîâí³ íàðîäí³ äåïóòàòè, çàïðîøåí³ òà ãîñò³ Âåðõîâíî¿ Ðàäè. Ïðîøó íàðîäíèõ äåïóòàò³â ï³äãîòóâàòèñÿ äî ðåºñòðàö³¿. Áóäü ëàñ...полностью>>
'Реферат'
Современное предпринимательство можно представить как целостную систему отношений по поводу производства, реализации, покупки товаров и услуг. Элемен...полностью>>

Российская Библиотека Холокоста мы не можем молчать школьники и студенты о Холокосте Выпуск 2

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Об этом нельзя забыть, мы обязаны - помнить...

Чтобы не совершать непростительных ошибок в будущем, нельзя забывать об ошибках прошлого. Пока память об ужасах Холокоста будет жить в наших сердцах, мы не допустим его возвращения. Об этом нужно знать и говорить.

О чем бы я рассказала своим сверстникам, чтобы заставить их задуматься над столь актуальными проблемами ненасилия и человечности? Ответить на этот вопрос мне поможет история. Мне кажется, что правильным было бы начать с возникновения расовой ненависти и ее истоков. Идея о господствующей расе стара как мир, но до XIX века она базировалась на культурных, а не расовых различиях. Современные же представления о расовом превосходстве вытекают из психологического страха и презрения к безродным. Это чувство основано на инстинкте самосохранения. Это и становится главной предпосылкой развития чувства расового превосходства. Не удовлетворившись превосходством белой расы над цветными, приверженцы расовой дискриминации создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Первым шагом стало выделение расы индогерманцев, позже переименованной в арийцев. Расисты настойчиво утверждали, что «ариец» означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцами и разрушителями-неарийцами. Гитлер с жаром говорил о будущем немецком порядке, который представлялся ему братством тамплиеров вокруг святого Грааля чистейшей крови. Нордические арийцы, утверждал Гитлер, стали создателями и хранителями цивилизации, а евреи - ее разрушителями. Потому немцы обязаны сплотиться для борьбы с евреями. Расовые представления Гитлера нашли воплощение в Нюрнбергских законах о гражданстве и расе, принятых в 1935 году. Они предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его всех представителей еврейской расы. Тогда же антисемитизм был провозглашен официальной политикой Германии. Так расизм получил юридическое обоснование, и воплотился в физическом уничтожении еврейского населения Европы. Об этом он даже написал книгу «Mein Kampf» - «Моя борьба». Основной ее темой стала расовая доктрина: «Немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем, чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства». Расистская доктрина стала культурным стержнем Германии. Все человечество было поделено на три категории: создатели цивилизации, носители цивилизации и разрушители цивилизации. К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Ко второй группе - народы Востока. К третьей категории - разрушителей цивилизации - евреев. Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям, названных «резкой противоположностью арийцу».

А вот отрывки из хрестоматии для немецкой молодежи 1938 г.: «В своей крови мы несем священное наследство своих отцов и предков... Именно поэтому наша кровь священна... Евреи не создают ничего сами, но крадут созданное другими. Высшая цель - искоренить их!»4. Таким образом, в сердцах молодежи разжигалась лютая ненависть к еврейской расе. Постоянное ассоциирование всего самого плохого и недостойного с представителями еврейской нации сыграло решающую роль в выработке особой психологии презрения и отвращения, вплоть до физической неприязни немецкой молодежи к еврейскому народу. Все это и привело к тем ужасным событиям, которые впоследствии назвали одним страшным и вызывающим содрогание словом - Холокост. Гонения евреев начались сразу же после прихода нацистов к власти. Прокатилась широкая война антисемитизма: в считанные недели из местных органов управления, государственных учреждений, из судов и университетов были изгнаны представители еврейской национальности. Врачам - евреям было запрещено вести частную практику и работать в больницах. Чистке подверглась культурная жизнь страны: евреям запрещалось работать в кинопроизводстве, средствах массовой информации, запрет на профессиональную деятельность получили художники и музыканты. К концу 1933 г. Германию были вынуждены покинуть 63 000 евреев. В 1938 г. вышел указ, по которому каждый еврей был обязан зарегистрироваться в полиции и получить специальное удостоверение с отметкой «J» (еврей) и предъявлять его по первому требованию властей. Стала обязательной пометка «еврей» в загранпаспортах. Своего апогея антиеврейская кампания достигла в ноябре 1938, когда по всей Германии в ночь с 9 на 10 ноября прокатилась волна организованных еврейских погромов. Сигналом к началу, повод для которых давно искали нацистские власти, послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном советника германского посольства Эрнста фон Рата. В ответ на этот акт по личному приказу Гитлера и при организационном участии Геббельса и Гимлера был инсценирован как стихийное выражение народного гнева всегерманский еврейский погром. Было разрушено 267 синагог и 815 магазинов и предприятий, принадлежащих евреям, 20 000 евреев были арестованы и брошены в концлагеря, 36 человек было убито. Герман Геринг заявил об «окончательном расчете с евреями». Это событие получило название «Хрустальная ночь». Впоследствии возникла легенда, будто Геббельс и Гимлер организовали этот погром без ведома Гитлера, узнав о котором он был недоволен и строго выговаривал им за эту акцию. Однако близко стоявший к Гитлеру руководитель прессы Отто Дитрих решительно опроверг эту версию, утверждая, что именно Гитлер был инициатором «Хрустальной ночи». 30 января 1939 г. он впервые выступил в рейхстаге с публичной угрозой физического истребления евреев: «Если евреям снова удастся ввергнуть народы в новую мировую войну, то результатом этого станет не еврейский триумф, а уничтожение евреев в Европе». Эта угроза в полную силу стала воплощаться в реальность с первых дней Второй мировой войны. Нацистская верхушка понимала, что для «онемечивания» всей Европы, а далее всего мира необходимо сколотить широко разветвленный аппарат террора. Всю Европу Гитлер покрыл сетью концентрационных лагерей. Они делились на три категории, обозначавшиеся латинскими цифрами: I - трудовые лагеря, II - трудовые лагеря с особым режимом, III - костоломни. Еще до 1939 г. нацисты создали шесть крупных концлагерей в самой Германии: Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Флоссенбург, Нейенгаме, Равенсбрюк; в годы войны их значительно расширили, число заключенных в них увеличилось в четыре раза. Чудовищные злодеяния творили нацисты в «лагерях смерти», расположенных на территории оккупированных стран. До 1942 г. было создано девять таких лагерей: Маутхаузен, Освенцим, Гузен, Натцвейлер, Гроссрозен, Майданек, Нидерхаген, Штуттхоф, Арбайтсдорф. Кроме того, существовали еще «особые лагеря» для малолетних. В мае 1940 г. на территории оккупированной Польши был создан лагерь Аушвиц, вскоре превратившийся в огромную фабрику по уничтожению людей, оборудованную газовыми камерами, в период наивысшей активности он вмещал до 100 000, человек, а через его газовые камеры ежедневно проходило до 12 000 узников.

Врачи-эсэсовцы встречали прибывающие транспорты и тут же отбирали годных к работе, а остальных, в том числе женщин и детей, направляли в газовые камеры, каждая из которых одновременно вмещала 2 000 человек. Для удушения использовали «Циклон Б», кристаллизованную синильную кислоту, которую засыпали через специальное отверстие. Требовалось всего от 3 до 15 минут, чтобы оборвать жизнь людей в камере, в зависимости от климатических условий.

На Нюрнбергском процессе Рудольф Гесс рассказывал: «Мы узнавали о том, что люди мертвы, когда прекращались их крики. Обычно мы ждали полчаса, прежде чем открыть двери, и вытаскивали тела. После этого другие заключенные под присмотром надзирателей изымали кольца и золотые зубы у трупов». Но не только драгоценный металл интересовал нацистов: имел место факт существования специальных «хранилищ», содержимым которых являлись человеческие кости, ногти и волосы. Из них было налажено производство бытовых товаров, таких как мыло, клей. В 1943 г. фашисты построили здание под вывеской: «Фармакологический институт Медицинской академии». Там они в полупромышленном масштабе организовали производство мыла из человеческих тел, дубление человеческой кожи. Там были камеры - хранилища трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи, автоклавы для выварки жира, лабораторное оборудование. Разум отказывается верить, что все это придумал и создал человек! Из свидетельских показаний солдат на Нюрнбергском процессе: «Огромный сарай доверху забит тюками. Из разорванного тюка вывалились густые пряди волос. Еще и еще... Великолепная русая коса. Тоненькая детская косичка с бантом. Это оказался склад женских волос». Экспертная комиссия впоследствии установила, что срезаны они были у 140 000 женщин. Но для чего? Позже, когда была обнаружена секретная директива главного административно-хозяйственного управления СС, стало ясно: гитлеровцы перерабатывали женские волосы в войлок и пряжу, из которых делали носки для солдат». Как вещественные доказательства на Нюрнбергском процессе были представлены куски выделанной человеческой кожи и декоративное украшение -мумифицированная голова человека.

Меня просто ужаснуло то, с каким нескрываемым цинизмом относились нацисты к людям, оскверняя тела убиенных. С какой откровенной ненавистью и злобой потешались над их смертью. Какое непростительное кощунство совершили они над невинным божьим созданием - человеком! Такое нельзя забыть...

Еще одним дьявольским комбинатом смерти стал Аушвиц ( Освенцим). Здесь постоянно содержалось 180 - 250 тысяч заключенных. Здесь был собран весь букет фашистских изощрений: газовые печи, крематории, двенадцать печей с 46 риторами, в каждую из которых сваливали трупы, сгоравшие за 20 - 30 минут. Здесь узников превратили в подопытные существа. Были созданы специальные больницы, хирургические блоки и лаборатории, под вывесками которых скрывались гитлеровские камеры пыток. Сюда помещали абсолютно здоровых людей, над которыми впоследствии проводились медицинские исследования.

Миллионы евреев были отправлены в подобные «лагеря смерти». То, что раньше было пропагандой, стало реальным, тщательно организованным процессом массового уничтожения людей, эпицентром которого были лагеря Аушвиц, Майданек, Треблинка, Бельжец, Собибор, Хелмно.

Нельзя не упомянуть о печально известном Бабьем Яре в Киеве. В конце сентября 1941 г. здесь происходили массовые казни десятков тысяч евреев. Страшный взрыв превратил в руины гостиницу «Континенталь», где располагался штаб немецкого гарнизона. Вспыхнувший пожар унес жизни многих немецких солдат. Германское военное командование решило, что за их гибель несет ответственность еврейское население Киева. В наказание за это евреи небольшими группами были отправлены в Бабий Яр, располагавшийся тогда за чертой города. За два дня массовых казней там было убито 35 000 человек (по другим данным - от 50 000 до 70 000 человек). Их тела были погребены во рву 60 метров длиной и около 3 метра глубиной.

Но в столь трагической истории еврейского народа есть и немало героических страниц. Одной из них является произошедшее в ночь с 18 на 19 апреля 1943 г. восстание в Варшавском гетто. Вот что сказал о нем польско-еврейский историк Б. Марк: «Многие освободительные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого трагизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближних, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу». Накануне восстания «Еврейская боевая организация» распространила сообщение: «Объединимся в армию! Кто бы ты ни был и что бы ты не думал, если есть у тебя гордое сердце и душа, не испорченная ядом грязной улицы, приходи к нам. Мы выйдем на войну во имя беззащитных людей, приговоренных к смерти». Активную роль в проведении восстания сыграли отряды «Еврейской боевой организации» во главе с Мордехаем Анелевичем (несколько сот человек) и отряд «Еврейского военного совета». Как только германские солдаты миновали ворота, на них обрушился шквальный, хорошо согласованный огневой удар. Стреляли отовсюду: из окон, подвалов, крыш. Бомбы и зажигательные бутылки останавливали любое движение. Как только немцы начинали прочесывать один блок, объединившиеся повстанцы укреплялись в соседнем. Позже были обнаружены подземные ходы, по которым они передвигались. Подземные позиции давали повстанцам возможность быть невидимыми и позволяли им непрерывно менять свое местонахождение. Одну такую позицию немцы сумели взять только через два дня, после изнурительных и тяжелых сражений. Вооружены были не только мужчины, но и женщины. Так бои велись до конца операции, от подвала дома и его крыши. Сопротивление длилось несколько недель. Большинство людей, сражавшихся в гетто, погибли. Немцы потеряли в боях несколько сотен солдат и офицеров. Один из оставшихся в живых повстанцев писал: «Мы сражались, и оттого смерть не казалась нам уже столь страшной, и нам стало легче принять свою судьбу». Эти люди понимали, что не смогут уцелеть в неравной борьбе. Но они не собирались спасать себя, они боролись за честь своего народа. Евреи Варшавского гетто сопротивлялись дольше, чем вся Польша, дольше, чем великая европейская держава Франция.

День «Катастрофы и Героизма еврейского народа» отмечается в Израиле и во многих странах мира как память о 6 миллионах жертв Холокоста в день начала восстания в Варшавском гетто. В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена, на две минуты все замирает.5

Восстание в Варшавском гетто - не единственный пример мужества и героизма тех, кто попал в гетто. Еще одним примером может служить восстание, произошедшее 14 октября 1943 г. в лагере смерти Собибор. Его руководителями были советский офицер-еврей Александр Печерскии и еврейский узник Леон Фельдгандлер. В результате этого восстания были освобождены сотни людей, но к партизанам удалось пробиться лишь нескольким десяткам человек. О руководителе восстания Александре Печерском написаны книги и статьи, были сняты даже художественный и документальный фильмы. Александр Печерскии умер в 1990 г. в Ростове, где жил с семьей после войны. Еврейский народ стал не только жертвой нацистских издевательств, но и Народом-Героем!

Перечень зверств, совершенных фанатиками в черных мундирах, не укладывается в сознании: уничтожение 6 миллионов евреев при помощи массовых расстрелов, газовых камер, голода; 520 000 цыган, зачисленных в разряд паразитических наций, сотни тысяч советских военнопленных, казненных и замученных, 100 000 тяжело больных немцев, умерщвленных по генеральному плану «эфтанации» - теории о целесообразности уничтожения всего нежизнеспособного. Эта программа предусматривала уничтожение «бесполезных едоков» - стариков, хронически больных, умалишенных. Ее жертвами стали не только немцы, но и все узники фашистских лагерей, которые не имели больше сил работать и стали бесполезными для германской военной машины. В течение 2078 дней гитлеровской оккупации страны не было ни одного дня без убийств и расправ, чудовищных по своей жестокости и цинизму.6

Главное - сохранить память.

В настоящее время осуществляется много программ, принято много законов, общей целью которых является воспитание терпимости, взаимного терпения, уважения другой культуры, умения вступать в диалог, исключая возможность появления диктаторских порывов в сердцах людей.

Толерантное отношение современной молодежи к сверстникам, взрослым, детям младшего возраста строится на умении взаимодействовать с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей с учетом конкретной ситуации и индивидуальности каждого из участников взаимодействия, без использования открытых и скрытых форм принуждения и проявляются в способности к сотрудничеству, сопереживанию, содействию, ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций. Ненасилие призывает нас понять, что наиболее важным является то, что мы разделяем со всеми людьми, - способность к добру и моральному совершенствованию, а менее всего важны различия по полу, расе, классу, религии, национальности. Сформировать терпимое, уважительное, ненасильственное отношение к людям достаточно трудно. Многие трудности взаимодействия сопровождаются тем, что люди, вступая в контакт друг с другом, преследуют свои цели, реализуют собственные позиции и установки, игнорируя цели и позиции других. В силу этого взаимодействие такими далеко не всегда позитивными характеристиками, как стремление доминировать, принуждать другого человека подчиниться, принять только свою точку зрения как единственно правильную, что нередко сопровождается конфликтными ситуациями, оскорблениями, неспособностью вести диалог.

Так к чему же на сегодняшний день пришло общество? Поняло ли человечество необходимость мирного сосуществования на этой планете?

Главное сегодня - сохранить память... Память как скорбь и уважение к мужеству погибших, память как напоминание о прошлом для нынешних и грядущих поколений...

Сегодня Холокост - это символ антигуманизма и насилия не только в отношении еврейского народа. Здесь, на Ямале, рядом со строящейся железной дорогой «Обская - Бованенково» - знаменитая 501-ая стройка сталинских времён, бараки гулаговских лагерей. И кладбища, и отдельные могилы: взрослые, детские... Здесь, на 501-ой, куда ссылались и русские, и латыши, и евреи, стирались национальности... И это тоже по-своему Холокост.

Афонькина Анна, 10 класс, Дубровская школа № 1 им.генерал-майора И.С.Никитина, п.Дубровка, Брянская обл.

СОЖЖЕННЫЕ В КУЗНЕ

Фашизм - это человеконенавистничество.
Фашизм - это культ грубой силы.

К. Симонов

Введение

С каждым прожитым годом все дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны. Но, как сказал поэт, «...чем дальше мы уходим от войны, ... тем все понятней, что мы совершили». Никогда не сотрется из памяти людей подвиг, совершенный советским народом в этой войне, в веках не померкнет слава Победы. Еще многие годы и десятилетия будут обращаться люди к тем трагическим и героическим событиям, чтобы черпать в них опыт, мудрость, жизненную силу.

Гитлеровская агрессия повсюду сопровождалась массовыми злодеяниями, невиданными до этого в истории. Совершение этих злодеяний было воплощением расовой теории, провозглашавшей немцев «высшей» расой и объявлявшей другие народы «недочеловеками», призванными быть рабами «нордической» расы. Уничтожение миллионов людей только по их национальному признаку может и должно стать грозным предупреждением против любых форм пропаганды и действий на основе расовой нетерпимости. Для того чтобы избежать в будущем повторения подобной трагедии многих народов, надо знать и помнить о том, что творилось в центре Европы в середине XX века. Именно этим обусловлен выбор автором темы.

Планируя нападение на СССР, фашистская Германия ставила своей целью не только захватить территорию нашей страны, разграбить ее богатства, но и уничтожить Советский Союз как самостоятельное государство, физически истребить значительную часть его населения, а оставшихся в живых превратить в рабов.

Используя временные преимущества, ценой огромных потерь гитлеровцы летом и осенью 1941 года захватили значительную часть территории Советского Союза. Брянщина была полностью оккупирована уже к середине октября 1941 года, а Дубровский район - еще раньше, 10 августа. На захваченной территории нацисты установили жестокий оккупационный режим, который принес населению, проживавшему там, неисчислимые беды.

Цель данного реферата - показать процесс установления, сущность и трагические последствия нацистского оккупационного режима на территории Дубровского района Брянской области. Тема Холокоста, на наш взгляд, должна рассматриваться в контексте исследования по истории нацистского оккупационного режима.

Работая над темой, автор опирался на труды брянских историков -краеведов Т. К. Дандыкина, Ю. Б. Колосова, В. В. Крашенинникова, Н.Я. Гееца и других. Наряду с опубликованными исследованиями историков, автор использовал сборники документов и материалов о партизанском движении на Брянщине, которые содержат некоторые сведения по избранной нами проблеме.

При написании работы использованы также газетные публикации, материалы Брянского и Смоленского государственных архивов, воспоминания очевидцев тех трагических событий, которые хранятся в районном и школьном музеях.

Безусловно, на всю полноту и глубину рассмотрения темы данный реферат претендовать не может из-за отсутствия опыта исследовательской работы автора и по причине того, что за пределами нашего внимания остался очень большой круг источников, хранящихся в государственных и личных архивах.

1. Цели и планы оккупантов

В результате военных успехов Германии в первые недели и месяцы Великой Отечественной войны были полностью оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Молдавия, значительная часть Украины. На оккупированной советской территории оказались более восьмидесяти миллионов человек.7

Вся территория современной Брянской области была оккупирована немецко-фашистскими войсками в августе - октябре 1941 года. Дубровский район находился под оккупацией с 8 августа 1941 года до 24 сентября 1943 года.

В своих «теоретических» работах, рассчитанных на историческую перспективу, нацистские идеологи отводили славянам и другим народам СССР роль полуграмотных рабов, обслуживающих «арийскую» расу. Их называли «недочеловеками» и «азиатами», понимающими лишь самый жестокий стиль обращения. Постоянные требования принятия жестких мер ко всем «врагам рейха» в ходе провозглашенной фашистами «тотальной войны» обусловили особый характер оккупационного режима на советской земле. Несомненно, что в случае реализации стратегических планов Гитлера о мировом господстве и обеспечении «жизненного пространства» для представителей арийской расы, большая часть славян подлежала поэтапному биологическому и физическому уничтожению.

В общих чертах судьба народов СССР была обозначена в Генеральном плане «Ост». На захваченной территории германские войска устанавливали «новый порядок». Гитлер требовал, чтобы «новоприобретенные районы» были «как можно скорее замирены», в том числе «путем расстрела каждого, кто бросит хотя бы косой взгляд».8

Следуя этой установке, рейхсминистр по делам оккупированных областей А. Розенберг 23 августа 1941 года издал указ, предписывающий карать смертной казнью каждого человека, не согласного с новым порядком.9



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2008, март 26. 03. 2008

    Документ
    26.03.2008. Сайт Агенства социальной информации сообщил о выходе сборника "Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 4": /ASI3/rws_asi.
  2. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (1)

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучает возможности восстановления рационалистического классического образа философии. Этот новый и вместе с тем вечно контрмодернистский контур философии позволяет создать новое и гуманистическое
  3. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучал на протяжении многих лет мифологемы и реальную проблематику безопасности экономики в нашей стране и за рубежом.
  4. Холокост: память во спасение

    Документ
    Холокост не является для Украины чем-то внешним, но, напротив, является частью украинской истории. Об этом говорили участники заседания 'круглого стола' в Дипломатической академии при МИД Украины на тему «Украинское общество и память
  5. Григорий Петрович Климов Божий народ «Красная Каббала» и«Божий народ» это не отредактированный автором краткий конспект

    Конспект
    «Красная Каббала» и «Божий народ» – это не отредактированный автором краткий конспект фонограммы 75 часов видеолекций курса «Высшей социологии», записанных Г.

Другие похожие документы..