Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель урока: познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия для эстетическог...полностью>>
'Рассказ'
Обратите внимание на особенности телосложения, способ передвижения и тому подобное. Научить ребёнка устанавливать взаимосвязь между положением солнца,...полностью>>
'Лекции'
Одним из наиболее трудных и в то же время интересных в современном естествознании является вопрос о прохождении жизни. Он труден потому, что, когда н...полностью>>
'Документ'
Реве та стогне Дніпр широкий,Сердитий вітер завива,Додолу верби гне високі,Горами хвилю підійма.І блідий місяць на ту поруІз хмари де-де виглядав,Нен...полностью>>

А. В. Строкович управление проектами издательство нуа народная украинская академия а. В. Строкович управление проектами учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

А. В. Строкович

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Издательство НУА

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

А. В. Строкович

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Учебное пособие

для высших учебных заведений

Рекомендовано Министерством образования

и науки Украины

Харьков

Издательство НУА

2005

УДК 658.15(075.8)

ББК 65.012.214

С86

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины
как учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Рецензенты: д-р. экон. наук В. Н. Гринева (Харьковский национальный экономический университет)

д-р. экон. наук В. Я. Заруба (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»)

Строкович, Анна Витальевна.

С 86 Управление проектами: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей / А. В. Строкович; Нар. укр. акад. Каф. производ. и фин. менеджмента. – Х.: Изд-во НУА, 2005. – 176 с.

ISBN 966-8558-39-1

В пособии рассмотрены теоретические и методические основы управления проектами, процесс их выбора и структуризации, планирование ресурсов и бюджета, проектное финансирование, организационные структуры, мониторинг и контроль проекта, управление качеством и рисками проекта.

Для студентов высших учебных заведений квалификационных уровней специалист и магистр, изучающих экономику, а также преподавателей и специалистов в области управления проектами и программами.

У посібнику розглянуто теоретичні і методичні основи управління проектами, процес їх вибору і структуризації, планування ресурсів і бюджету, проектне фінансування, організаційні структури, моніторинг і контроль проекту, управління якістю і ризиками проекту.

Для студентів вищих навчальних закладів кваліфікаційних рівнів спеціаліст і магістр, що вивчають економіку, а також викладачів і фахівців у галузі управління проектами і програмами.

ISBN 966-8558-39-1 УДК 658.15(075.8)

ББК 65.012.214

© Народная украинская академия, 2005

© Строкович А.В., 2005

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений осуществляется на основе ряда структурных преобразований, требующих эффективного управления на всех уровнях. Такими изменениями являются: трансформация структуры собственности, связанная с разрушением монополии государства в сфере производства, созданием базы для формирования эффективных собственников и заинтересованного менеджмента; изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения массы мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством; видоизменение условий внешне-экономической деятельности; изменение геополитической ситуации.

Трансформационные процессы, существующие как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйственных субъектов, требуют использования новых объектно-ориентированных форм управления. Их изучение и является предметом дисциплины «Управление проектами».

Дисциплина «Управление проектами» занимает одно из ведущих мест в блоке дисциплин учебного плана подготовки специалистов по специальности 7.050107 – «Экономика предприятий» дневной и заочной форм обучения. Связано это прежде всего с той ролью, которую проекты играют в процессе повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Целью дисциплины «Управление проектами» является изучение необходимых теоретических и методических основ в области выбора и обоснования проектов, их структуризации, финансового и организационного обеспечения, особенностей управления проектами, а также приобретение практических навыков по разработке проектов.

В процессе обучения студенты получают необходимые теоретические знания во время проведения лекционных занятий, выполняют практические задания по разработке и обоснованию проекта. Наиболее сложные вопросы рассматриваются и обсуждаются во время семинарских занятий.

Необходимым элементом успешного усвоения учебного материала по дисциплине «Управление проектами» как для очной, так и для заочной форм обучения является работа со специальной экономической литературой, законодательными и нормативными актами по вопросам регулирования деятельности хозяйственных субъектов.

В процессе изучения курса, слушателям необходимо усвоить следующие ключевые вопросы:

– основные схемы управления проектами;

– методы выбора и обоснования проектов;

– методы структуризации проектов;

– основные и вспомогательные процессы планирования проектов;

– механизм проектного финансирования;

– принципы формирования организационных структур управления проектами;

– методы контроля реализации проекта;

– концепции управления качеством проекта.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

– разрабатывать концепцию проекта и декларацию о намерениях;

– проводить технико-экономическое обоснование проекта;

– осуществлять выбор проекта на основе качественных и количественных критериев;

– проводить структуризацию целей, решений и задач по проекту;

– планировать ход реализации проекта;

– составлять смету и формировать бюджет проекта;

– осуществлять выбор фирм подрядчиков;

– разрабатывать организационную структуру проекта;

– осуществлять мониторинг и контроль реализации проекта.

С целью улучшения усвоения учебного материала курса студентам необходимы теоретические знания и практические навыки в области общей экономической теории, экономики предприятия, организации производства, финансов, инвестирования, планирования, проектного анализа.

Тема 1. Общая характеристика управления проектами

1. Сущность понятий «проект» и «управление проектами». Классификация проектов.

2. Жизненный цикл проекта.

3. Окружение и участники проекта. Администрирование.

1. Сущность понятий «проект» и «управление проектами». Классификация проектов

Проекты задумывались и осуществлялись в течение всей истории человечества. В сотню величайших проектов человечества входит строительство пирамиды Хеопса в Египте, Великой китайской стены, Колизея в Риме. Вместе с тем такие проекты осуществлялись достаточно редко, что объясняется недостатком ресурсов.

Проекты, которые реализовывались в ХХ веке, характеризуются существенными капитальными вложениями, высоким уровнем сложности и большим разнообразием. Каждый проект, где бы и когда бы не реализовывался, обладает таким свойством, как уникальность. Даже в том случае, когда цели реализуемых проектов характеризуются высоким уровнем идентичности, проекты различаются по составу участников, методам, средствам их реализации. Одним из наиболее крупных проектов ХХ века считается создание Интернета. Однако не все проекты характеризуются таким уровнем масштабности, капиталоемкости и амбициозности. Постоянно в мире реализуются миллионы проектов, которые инициируются, контролируются и завершаются с гораздо меньшими ресурсными затратами. Например, расширение ассортимента выпускаемой продукции, создание нового филиала, формирование нового имиджа организации.

Таким образом, можно сказать, что проекты могут касаться любого аспекта нашей деятельности или наших желаний; быть большими, средними или малыми (в зависимости от количества привлекаемых ресурсов); осуществляться в течение одного дня или реализовываться десятилетиями; приносить как материальные, так и нематериальные результаты.

Несмотря на перечисленные различия, проекты характеризуются следующими свойствами [22]:

 имеют разовый характер;

 уникальны по своей природе;

 ограничены по времени;

 сопряжены с изменениями;

 нацелены на достижение определенного результата.

В литературных источниках можно встретить множество определений категории проект.

Проект (англ. project) – это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (толковый словарь Webster). Краткое и понятное определение, но вместе с тем совершенно не отражающее свойства проекта.

Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения («Кодекс знаний об управлении проектами», Институт управления проектами США). Началом процесса осуществления проекта является не задача, а идея (замысел).

Таким образом, в современном понимании проекты – это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реструктуризация предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, выпуск новой книги, создание кинофильма, развитие региона, поступление в вуз, празднование дня рождения – это все проекты.

До недавнего времени у нас проект толковался как документально оформленный план сооружения или конструкции. Эта категория относилась лишь к капитальному строительству. Для обозначения этого более узкого понятия на Западе используют термин «design».

Можно также привести упрощенную трактовку понятия «проект»: проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.

В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: проект – система сформулированных целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [23].

В ряде отраслей, таких как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе «программ», что означает более сложную или объемную задачу, требующую большего времени для решения. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.

Проект – это понятие комплексное, охватывающее различные стороны общественной жизни и деятельности.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, процесс реализации проектов может характеризоваться как материальными так и немате-риальными результатами,– поэтому под проектами следует понимать последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата [26].

Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное [22].

Любой проект проходит ряд фаз (этапов, стадий). Для того чтобы проект реализовался им нужно управлять.

Появление самостоятельной дисциплины «Управление проектами» (Project Management) произошло в развитых странах Запада с рыночной экономикой в 50-х годах ХХ века в связи с массовым ростом масштабов проектов, с необходимостью разработки новых методов по управлению проектами и адаптации существующих.

Одними из первых методов управления проектами были методы сетевого планирования и управления (методы СРМ и PERT). Впервые они были использованы для управления ракетной программой «Атлас» и при строительстве крупного завода синтетического волокна. В середине 60-х годов эти методы стали активно изучаться и в меньшей степени внедряться в практику капитального строительства СССР.

Также следует заметить, что еще в конце 30-х годов советскими учеными были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства с использованием диаграмм Ганта. В 70-е годы большое число крупных компаний на Западе стали развивать и использовать методы управления проектами. Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации.

Крупнейшей международной организацией в области управления проектами является Интернет – Международная ассоциация управления проектами, объединяющая более 20 национальных обществ Европы, а также других стран.

Управление проектами – это наука определения цели деятельности и организация работ группы людей так, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности [23].

Вместе с тем управление проектами – синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, экологические, исследовательские, организационные и т. д.).

Самостоятельной дисциплиной управление проектами стало благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемых для самых различных проектов.

Методы управления проектов позволяют [22]:

– определить цели проекта и провести его обоснование;

– выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

– выяснить необходимые объемы и источники финансирования;

– подобрать исполнителей – в частности через процедуры торгов и конкурсов;

– подготовить и заключить контракты;

– установить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

– рассчитать смету и бюджет проекта;

– планировать и учитывать риски;

– обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.

Институт управления проектами США предложил такое определение.

Управление проектами – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [22].

Существует ряд вариантов схем управления проектом [26]:

  • «основная» система. Менеджер проекта – представитель заказчика– финансовой ответственности за реализацию проекта не несет. Может быть как юридическим, так и физическим лицом, имеющим лицензию на профессиональное управление. Преимущество – объективность менеджера проекта. Недостаток – за риск по реализации отвечает заказчик;

  • система «расширенного управления». Менеджер принимает на себя ответственность в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию реализации проекта в пределах фиксированной цены. Может быть как юридическим, так и физическим лицом, имеющим лицензию на профессиональное управление и способным отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Риск возлагается на менеджера в пределах условий контракта;

  • система «ускоренного строительства» (система «под ключ»). Менеджер – проектно-строительная или иная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

Классифицировать проекты можно по следующим признакам:
  1. по масштабу (в зависимости от объема привлекаемых ресурсов): малые, средние, мегапроекты;

  2. по сложности (в зависимости от степени тривиальности подходов при решении поставленных задач): простые, сложные (организационно, технически, ресурсно, комплексно);

  3. по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, мегапроекты;

  4. по требованиям к качеству и способам его обеспечения: бездефектные (АЭС), модульные (изготовление осуществляется не на месте эксплуатации), стандартные;

  5. по количеству одновременно реализуемых и взаимосвязанных проектов: монопроект, мультипроект;

  6. по характеру участников: отечественный, международный;

  7. по степени значимости: государственный, региональный другое;

  8. по содержанию: антикризисный, маркетинговый, инновационный, образовательный и т. д.;

  9. по объекту инвестиционной деятельности: реальный, финансовый.

2. Жизненный цикл проекта

Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Это упрощенное представление о «начале» и «конце» жизни проекта требует уточнения.

Иногда «началом» проекта считается момент рождения идеи, особенно если ее рождению предшествовал скрупулезный поиск.

Для деловых людей начало проекта связано скорее с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.

Еще сложнее обстоит дело с окончанием существования проекта.

Некоторое время назад «концом» существования проекта считалось завершение работ над его реализацией, то есть ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта.

Однако в последние годы точка зрения на эту проблему изменилась в связи с осознанием того факта, что общие расходы по проекту и общие доходы от его реализации в значительной степени зависят от периода использования результатов выполнения проекта, вплоть до вывода из эксплуатации его объектов.

Организацию, начинающую работу над проектом, интересует не сам проект как таковой, а результат его выполнения, продукт, который будет производиться, прибыль, которую она будет получать от реализации этого продукта.

Для других же организаций, участвующих в проекте в качестве исполнителей отдельных этапов или работ, «концом» чаще всего является прекращение этих работ.

«Концом» проекта может быть [26]:

• завершение работ над его реализацией, то есть ввод проекта в действие;

• перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;

• достижение проектом заданных результатов;

• прекращение финансирования проекта;

• начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);

• вывод объектов проекта из эксплуатации (ликвидация).

Обычно факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (иногда говорят – проектным циклом) [23].

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Затруднительно дать универсальный подход к разделению процесса реализации проекта на фазы. Решая для себя такую задачу, участники проекта могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным – лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

Основное же содержание любого более или менее полноценного проекта во всех случаях является общим и логически вытекает из действующего механизма регулирования экономики той страны, где проект реализуется.

В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня – подфазы, подэтапы и т. д.

Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10–15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций – участников проекта.

Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, контрактной деятельностью, организацией и финансированием работ по проекту, созданием новых технологий, планированием ресурсов и хода работ над проектом, закупкой материалов и оборудования, а также строительством и сдачей готовых объектов в эксплуатацию.

Уже это перечисление видов деятельности по проекту доказывает, насколько они разнородны.

Для удобства рассмотрения работы по реализации проекта можно сгруппировать. В первую очередь из их совокупности можно выделить два крупных блока работ: основная деятельность по проекту и обеспечение проекта.

Такое разделение работ не совпадает с разбивкой проектов на фазы и этапы, поскольку и основная, и обеспечивающая деятельность могут совмещаться во времени.

К основной деятельности по проекту относятся [22]:

– предынвестиционные исследования;

– планирование проекта;

– разработка проектно-сметной документации;

– проведение торгов и заключение контрактов;

– строительно-монтажные работы;

– выполнение пусконаладочных работ;

– сдача проекта;

– эксплуатация проекта, выпуск продукции;

– ремонт оборудования и развитие производства;

– демонтаж оборудования (закрытие проекта).

Деятельность по обеспечению проекта также довольно разнообразна. Для простоты целесообразно сгруппировать ее по видам обеспечения [27:

– организационное;

– правовое;

– кадровое;

– финансовое;

– материально-техническое;

– коммерческое (маркетинг);

– информационное.

Все перечисленные и многие другие не указанные здесь работы, выполняемые в процессе реализации проектов, осуществляются взаимозависимо, во времени и в пространстве. Однако четкое однозначное распределение этих работ (а значит, фаз и этапов выполнения проекта) в логической последовательности и во времени в общем случае практически невозможно.

Этапы жизненного цикла представлены на рис. 1.2.

Результаты Действия Этапы жизненного цикла

Рис. 1.2 Этапы жизненного цикла проекта [22]

В настоящее время не существует единого подхода к определению фаз жизненного цикла. Наибольшее распространение получили следующие концепции:

  1. Концепция Мирового банка.

  2. «Строительная» концепция.

  3. «Информационная» концепция.

  4. «Последовательная» концепция.

Во Всемирном Банке (World Bank) и подразделении ООН – UNIDO принято деление на фазы [22]:

  1. предынвестиционная фаза:

– анализ инвестиционных возможностей;

– предварительное ТЭО;

– ТЭО;

– доклад об инвестиционных возможностях;

  1. инвестиционная фаза:

– переговоры и заключение контрактов;

– проектирование;

– строительство;

– маркетинг;

– обучение;

  1. эксплуатационная фаза:

– приемка и запуск;

– замена оборудования;

– расширение, инновация.

Каждая фаза разработки проекта имеет свои цели и задачи. Рассмотрим их содержание применительно к классификации, принятой в странах с традиционно рыночной экономикой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Народная украинская академия Центр научно-гуманитарной информации Дайджест публикаций за 2006 год Харьков

    Документ
    О нас пишут: Дайджест публикаций за 2006 г. / Нар. укр. акад. Центр науч.-гуманитар. информ.; Сост. Г. Н. Лях; Отв. ред. И. В. Козицкая. – Х., 2007. –  с.
  2. Теоретико-методологічні засади формування стратегії соціально-економічного розвитку міста

    Документ
    О. ДВНЗ «Українська академія банківської справи Національного банку України», м. Суми Теоретико-методологічні засади ФОРМУВАННЯ СТРАТЕГІЇ соціально-економічного розвитку міста Батченко Л.

Другие похожие документы..