Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Маркиз де Лессак, игрок. Справедливый сапожник, королевский шут. Шарлатан с клавесином. Незнакомка в маске. Отец Варфоломей, бродячий проповедник....полностью>>
'Документ'
«Сталин заключил пакт с Германией для того, чтобы под­толкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее сторон...полностью>>
'Реферат'
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей ...полностью>>
'Документ'
Діти розсаджуються півколом і передають один одному картку, називаючи її. Попереднє слово називає вчитель. Для ускладнення завдання діти можуть вимов...полностью>>

Информационно-коммуникативная компетентность учителя в рамках современного урока

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационно-коммуникативная компетентность учителя

в рамках современного урока

(Размышления на тему…)

 

Р.О.Калошина

Заместитель директора по ИТ

Сегодня каждый знает, что такое информатизация.

           Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,  написанных и разработанных для учителей и учителями.

           Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.

           В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.

- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации». 

- Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка.

Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.

НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!

Бытует мнение, что

       учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам;

       кабинеты информатики и ИЦ должны работать до 17.00, чтобы учителя-предметники имели доступ к компьютерам.

Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.

 Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.

Следовательно, выход один – научиться самим! 

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

ИКТ-компетентность учителя

 

 

Объяснение нового материала на уроке

Для взаимодействия с коллегами

Для взаимодействия с родителями

Поиск учебных материалов в Интернет

Для мониторинга развития учащихся

 

Поурочное планирова-ние

 

Подобрать ПО для учебных целей

Урок с использованием ИКТ

 

ИКТ

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

       Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

     Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

     Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

     Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

     Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

o         материалы для урока,

o         тематическое планирование,

o         мониторинги по своему предмету,

o         различные отчеты по предмету,

o         анализ процесса обучения, и т.д.

     Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

     Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

     Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

     Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

o         школьная сеть,

o         электронная почта,

o         социальная сеть (Дневник.ру, …),

o         сайт (раздел сайта),

o         лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

o         форум,

o         Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

o         блог (сетевой журнал или дневник событий),

o         RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

o         подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

     Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:

 «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»

Результаты опроса

  • По-прежнему - мел и тряпка
     3077 (26,09%)

  • Настольный компьютер и проектор
     2402 (20,37%)

  • Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК)
     3910 (33,16%)

  • Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено...
     2191 (18,58%)

  • Затрудняюсь ответить
     212 (1,80%)

Как видно, мнения разделились…

Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.

Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:

         Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе.

         Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».

         Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

         Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

         Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)

В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

           Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

           Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.

           Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.

           Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.

           Методически гибок»

Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?

16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания – «Как учить учителей?».

Было отмечено, что: необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение.

Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко: «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям».

По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!

 

Оценка ИКТ-компетентности учителя Выбор редакции

Аннотация:

Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Повышение ИКТ-компетентности педагога повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. При разработке Программы создания единой информационной среды МОУ СОШ№56 для обеспечения роста мотивации учителей в повышении уровня ИКТ-компетенций в рамках школы разработана методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства. Функции контроля распределяются в соответствии с имеющимися должностными инструкциями. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году. В отчете анализируются данные, полученные с помощью анкетирования и анализа качества электронных материалов, собранных учителем-предметником (классным руководителем) в течение учебного года в личной электронной папке. Анкеты оценки ИКТ-компетенции педагога и ИКТ-активности педагога составлены с учетом материалов оценки уровня информатизации школ пилотных регионов проекта ИСО. Кроме того, выявляется пользовательский уровень педагогов для выявления областей дальнейшего развития. Таким образом, результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИКТ-компетенций.

Автор

Сучкова Татьяна Михайловна

Место работы:

МОУ СОШ №56

Должность:

учитель информатики

Адрес:

г. Орск, Оренбургская область

посмотреть на карте »

Размещено:

2008-09-08   Татьяна Михайловна

все материалы автора »

Дата изменения:

2008-09-17

Просмотров:

17838

Избранное:

1

Комментарии:

13

 Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас фундамент будущей России, не страны-поставщика сырья, а страны высоких технологий. И жить и работать в этой новой, не побоюсь этого слова, стране, продолжать начатые преобразования, предстоит именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах. Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять их во всех сферах своей жизни. Именно владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.

Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетентности, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. Да, возможность пройти курсовую подготовку имеется у каждого учителя, но кроме этого,  в учебном заведении необходимо создать такие условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень.
В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены.
В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования, по следующим направлениям:

        -информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий);

        -внедрение информационных технологий в учебный процесс и воспитательную работу для обеспечения условий  формирования информационной культуры обучающихся, повышения профессиональной компетенции педагогов и активизации учебного процесса;

        -создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

 При создании этой программы мною были проанализированы результаты оценки уровня информатизации школ пилотных регионов проекта ИСО. В различных регионах использовались различные анкеты оценки уровня информатизации школ, достаточно подробно разработанные. Подобные анкеты могут быть использованы и для оценки уровня ИКТ-компетентности учителя.

Пользовательский уровень учителя-предметника необходимо оценивать отдельно.

В течение последних трех лет среди педагогов нашей школы наблюдается устойчивый рост количества учителей, умеющих пользоваться компьютером:

Умеют пользоваться компьютером

Используют в профессиональной деятельности

20

4

36

12

43

17

76

30

 

Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе.

Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается  ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерного класса затруднительно использовать его для проведения уроков учителей-предметников. Наличие хотя бы одного ноутбука в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют  из имеющихся возможностей программ самые простые:

 

Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей школы видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме:

 

Таким образом, в этой области у нас имеются значительные резервы для роста. Для обеспечения успешной стратегии необходимо убеждать учителей, в первую очередь, приобретать относительно недорогую, но вполне эффективную для наших целей компьютерную технику, желательно ноутбуки, обеспечивающие необходимую мобильность, во-вторых, наращивать компьютерный парк школы, в-третьих, обеспечить рост мотивации и создать условия для повышения компьютерной грамотности.

Как учителю информатики, мне постоянно приходится консультировать учителей по различным вопросам применения ИКТ в образовании, а также вести пользовательские курсы, курсы применения ИКТ в педагогической практике.  Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные тематические занятия дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит обучение или на пользовательских курсах углубленного уровня, или на  специальных курсах для учителей. Такие курсы разработаны Microsoft совместно с издательством БИНОМ по программе «Партнерство в образовании»    и проводятся во многих регионах. Также известны дистанционные курсы Центра дистанционного образования «Ейдос» "Информационные технологии в работе учителя-предметника" 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно – методическая компетентность учителя как условие качественной подготовки учащихся к пгк и ент

    Реферат
    Одним из приоритетных направлений в системе образования города Лисаковска является ресурсное обеспечение образовательных процессов, в рамках которого осуществляется управление информатизацией системы образования.
  2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов на уроках социальной психологии

    Урок
    Информационно-коммуникативная компетентность будущего специалиста – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации
  3. «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологий личностно-ориентированного обучения»

    Урок
    «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологий личностно-ориентированного обучения».
  4. Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях (для трех возрастных групп: начальной, средней и старшей ступеней)

    Программа
    Программа разработана коллективом в составе: д.п.н., проф. Демакова И.Д., д.п.н., проф. Логинова Л.Г., к.п.н., доцент Лутцева Е.А., к.психол.н. Сикорская Т.
  5. Методические рекомендации 1 по реализации инициативных образовательных проектов. (в рамках технического задания elsp/C3/Gr/003) (2)

    Методические рекомендации
    В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) предполагается поддержка педагогических инициатив, связанных с активным использованием ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном

Другие похожие документы..