Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится 6 ноября 2009 года в 11 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.038.04 при ГОУ ВПО «Воронежский государственный ун...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержан...полностью>>
'Лекция'
Эта лекция о том, какие обязанности должны исполнять братья по отношению к своим братьям в исламе из обязательного и желательного. Также здесь будет ...полностью>>
'Документ'
ІІ. Виконайте термінологічне завдання (письмово): Засвоїти такі понятя - «правознавство», «теорія держави і права», «предмет і функції теорії держави...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.7. Основные этапы развития электромашинных генераторов постоянного тока

Несмотря на то, что электрохимические источники получили до 70-х годов XIX века значительное развитие и распространение, проблема экономичного источника электрической энергии могла быть решена только созданием совершенной конструкции электромашинного генератора. В развитии электрического генератора, так же как и в развитии электродвигателя, можно наметить три основных этапа, хотя это разделение является в достаточной степени условным.

Первый этап (1831 – 1851 гг.) характеризуется созданием электрических генераторов с возбуждением от постоянных магнитов; такие генераторы получили в то время название магнитоэлектрических.

Открытие Фарадеем в 1831 г. явления электромагнитной индукции указало новый способ получения электрического тока, который нашел свое практическое воплощение в первом униполярном генераторе – диске Фарадея. Одно из наиболее ранних и весьма интересное конструктивное решение генератора с возбуждением от постоянных магнитов было дано в середине 1832 г. анонимным изобретателем, скрывшим свое имя под латинскими буквами Р. М. Этот генератор (рис. 2.18) состоял из деревянного диска 1, сквозь отверстия которого были пропущены полюсами вниз четыре подковообразных постоянных магнита 4; диск укреплялся на вертикальном валике 2 и мог вместе с магнитами приводиться во вращательное движение с помощью рукоятки 3. На подставке 8 были неподвижно установлены восемь катушек 7 с железными сердечниками; обмотки этих катушек соединялись последовательно. При вращении магнитов в обмотке катушек наводилась переменная э. д. с. Никаких коммутирующих устройств в этой машине не было, следовательно, это устройство являлось первым однофазным синхронным многополюсным генератором. В первом варианте генератора Р. М. железные сердечники 5 катушек не имели замыкающего магнитопровода. На рис. 2.18 представлен второй вариант генератора Р. М., в который изобретатель внес существенное улучшение: он ввел добавочное стальное кольцо 6, замкнувшее магнитную цепь сердечников, и поместил на кольце в промежутке между катушками добавочные обмотки, соединенные последовательно с обмотками катушек.

С помощью этого генератора удалось разложить воду (поскольку ток был переменным, то при электролизе воды получался гремучий газ). Переменный ток в то время не мог еще найти себе потребителя, так как для всех практических применений электричества (минная электротехника, только что зародившаяся электромагнитная телеграфия, первые электродвигатели) требовался постоянный ток, получавшийся от гальванических элементов. Поэтому последующие изобретатели направили свои усилия на построение генераторов, дающих электрический ток постоянного направления; вот почему в этот период коммутационные устройства получили значительное развитие.

Рис. 2.18. Генератор Р. М.

Впервые приспособление для выпрямления тока в попеременно-полюсной машине (в отличие от униполярной машины Фарадея, которая не нуждалась в устройстве для выпрямления тока, так как давала непосредственно постоянный ток) было применено в сентябре 1832 г. в генераторе братьев Пиксии (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Генератор с барабанным коммутатором братьев Пиксии

При вращении подковообразного постоянного магнита наводилась переменная э. д. с. в двух неподвижных катушках с железными сердечниками и замыкающей их железной пластиной. Магнит приводился во вращение посредством рукоятки и конической передачи; концы последовательно соединенных катушек выводились к зажимам барабанного коммутатора. В некоторых генераторах в качестве устройства для получения тока неизменного направления (но резко пульсирующего по величине) применялось так называемое коромысло Ампера (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Коромысло Ампера: на качающемся валу ab, связанном кинематически через рычаги 9 и 10 с валом генератора, укреплены деревянные пластинки cd и ef с металлическими дужками g. При качании вала концы дужек поочередно опускаются в чашечки с ртутью 1-8, которые электрически соединены между собой, как показано на рисунке. Если к чашечкам 2 и 3 подводится переменный ток, то на зажимах 11 и 12 получается выпрямленный ток

Существенным недостатком машин Р. М. и Пиксии являлось то, что в них приходилось вращать более или менее тяжелые постоянные магниты. Представлялось более целесообразным сделать магниты неподвижными, а заставить вращаться более легкие катушки: при этом постоянные магниты менее подвергались вибрации, а следовательно, ослаблялось их размагничивание. Магнитоэлектрические генераторы такого типа оказались значительно более удобными и именно в такой конструктивной форме они впервые вошли в практику.

Одним из наиболее ранних генераторов этого типа была машина, построенная лондонским механиком Кларком (1835 г.). Машина (рис. 2.21) состояла из постоянного подковообразного магнита 1, который составлялся из отдельных пластин. На валу укреплялась траверза с двумя катушками 2, имевшими стальные сердечники. Эти катушки при вращении вала перемещались по окружности около полюсов магнита. Для получения тока, неизменного по направлению, на валу генератора укреплялись две пластины (полуцилиндры) 3, изолированные как от вала, так и между собой. К этим пластинам прижимались контактные пружины 4, с помощью которых ток отводился во внешнюю цепь (в машине было предусмотрено также контактное устройство для получения переменного тока). Коммутатор рассматриваемой машины, изменявший дважды за каждый оборот вала направление тока, представлял собой простейший двухпластинчатый коллектор.

Рис. 2.21. Генератор Кларка

Более совершенным с точки зрения увеличения потокосцепления, но в принципе мало отличавшийся от машины Кларка был магнитоэлектрический генератор Б. С Якоби. Занимаясь усовершенствованием методов электрического взрывания мин, Б. С. Якоби построил в 1842 г. генератор, названный им «магнитоэлектрической батареей». Этот генератор был принят на вооружение гальванических команд русской армии, использовавших его для воспламенения минных запалов. Генератор Якоби (рис. 2.22) имел два расположенных горизонтально постоянных подковообразных магнита 1, разноименные полюсы которых располагались один против другого.

Рис. 2.22. Генератор Б. С. Якоби.

Между полюсами магнитов вращались на валу 2 две катушки 3, снабженные стальными сердечниками; обмотки катушек соединялись последовательно. Вал 2, установленный в подшипниках, приводился во вращение от руки через зубчатую передачу 5. Наведенный в катушках переменный ток выпрямлялся с помощью двухпластинчатого коммутатора 4. В нерабочем состоянии катушки удерживались стопором 6.

Стремление увеличить мощность магнитоэлектрических генераторов привело со временем к увеличению числа постоянных магнитов. Этот путь представлял собой не что иное, как такое же, как и в развитии электродвигателей, увеличение числа элементарных машин с целью увеличения мощности. Наибольшее распространение в лабораторной практике 40-х и 50-х годов XIX века получил магнитоэлектрический генератор немецкого электротехника Штерера (1843 г.). При помощи генератора Штерера многими учеными, в том числе акад. Э. X. Ленцем и акад. Б. С. Якоби, было проведено исследование процессов в магнитоэлектрической машине.

Магнитоэлектрический генератор Штерера (рис. 2.23) состоял из трех неподвижных подковообразных постоянных магнитов 1, так установленных вертикально в станине, что находящиеся вверху их полюса чередовались (N S N S N S). Над магнитами располагалось шесть катушек 2 с вертикальными стержневыми сердечниками, которые были укреплены на стальном кольце, замыкающем магнитную цепь. Это кольцо укреплялось на вертикальном валу. При вращении катушек в их обмотке наводилась переменная э. д. с; для выпрямления тока был устроен коммутатор 3 (верхняя часть машины). Генератор Штерера приводился от руки. Увеличение числа магнитов до трех несколько увеличило мощность машины, но не сделало ее пригодной для широких практических применений.

Появление в течение ряда лет довольно большого числа магнитоэлектрических генераторов свидетельствует о насущной необходимости дать для практических целей генератор нового типа, который мог бы быть широко использован вместо дорогостоящих и весьма неудобных для эксплуатации гальванических батарей.

Общим недостатком всех построенных магнитоэлектрических генераторов являлось то, что мощность их была весьма незначительной и не могла быть достаточной для развития практического использования электричества.

Так, например, дуговые лампы с регуляторами, конструктивно разработанные в конце 40-х годов XIX века, не могли получить практического распространения не столько из-за несовершенного их действия, сколько по причине трудности обеспечить их питание энергией. Можно отметить, что в осветительных устройствах 50-х годов (установка Аршро в С.-Петербурге, 1849 – 1850 гг.; проф. А. С. Савельева в Казани, 1851 г.; А. И. Шпаковского в Москве, 1856 г.; проф. В. И. Лапшина в Харькове, I860 г. и др.) генерирующее устройство состояло из 600 – 1000 гальванических элементов. Дуговые лампы с регуляторами дали известный толчок построению более мощных магнитоэлектрических генераторов; в этом же были заинтересованы и некоторые электрохимические производства.

Рис. 2.23. Генератор Штерера

К построению крупных магнитоэлектрических генераторов с приводом якоря от парового двигателя подошли следующим образом. Развитие торгового флота в начале XIX в. после промышленного переворота и начало все расширявшегося применения парового двигателя на морских судах потребовало улучшения морской сигнализации. Необходимо было обеспечить более совершенными маяками побережья, а также наиболее важные с точки зрения безопасности навигации места на морских путях. Появление нового источника света, так называемого известкового или друммондова, создавало возможность увеличить дальность действия маяков; но для питания горелок друммондова света нужны были кислород и водород или их смесь (гремучий газ). Только при обеспечении горелок друммондова света кислородом и водородом можно было использовать все преимущества этого интенсивного источника света. Еще в 1849 г. профессор физики Брюссельской военной школы Нолле принялся за построение большой магнитоэлектрической машины, которая могла бы обеспечить в значительных масштабах электролиз воды для получения кислорода и водорода. Он исходил из конструкции обычных в то время магнитоэлектрических генераторов, но отказался от увеличения размеров магнита или скорости вращения катушек, а пошел по проторенному пути комбинирования в один агрегат большего числа отдельных машин. Здесь еще раз нашла свое отражение отмеченная выше тенденция удовлетворять потребности практики путем увеличения числа уже известных устройств. Работа Нолле была продолжена после его смерти ван Мальдереном (Франция) и Холмсом (Англия).

К 1856 г. конструкция машины была разработана, а в Париже была организована электропромышленная компания «Альянс» для производства таких машин; по названию фирмы получила свое наименование и новая машина.

Рис. 2.24. Общий вид генератора «Альянс»

Устройство магнитоэлектрического генератора «Альянс» было таково (рис. 2.24). На чугунной станине неподвижно укреплено несколько рядов подковообразных постоянных магнитов 1, расположенных равномерно по окружности и радиально по отношению к валу. В промежутках между рядами магнитов на валу установлены несущие колеса 2 с большим числом катушек-якорей 4. В изображенной на рис. 2.24 машине число рядов постоянных магнитов пять, число несущих колес четыре, а число катушек на каждом несущем колесе 16; таким образом, общее число магнитов 40, а общее число стержней (явнополюсных якорей) 64.

В различных вариантах машин «Альянс» устанавливалось различное число рядов магнитов (три, пять, семь). На валу генератора был укреплен коллектор 3 с 16 металлическими пластинами, изолированными друг от друга и от вала машины. Ток, наводимый в катушках при вращении вала, снимался с коллектора при помощи роликов. В машине впервые было предусмотрено устройство 6 для смещения роликов в зависимости от нагрузки; перемещение роликов происходило под действием тяг, идущих от центробежного регулятора 11, который был связан с валом машины.

В генераторе «Альянс» можно было варьировать соединение обмоток катушек, в результате чего могла меняться э. д. с. в цепи. Вследствие этого генератор «Альянс» мог давать большой ток низкого напряжения и служить, например, для целей гальванопластики и электролиза, либо ток меньшей силы, но более высокого напряжения (от 40 до 250 В) для питания дуговых ламп.

Магнитоэлектрические генераторы «Альянс» были установлены при многих маяках с дуговыми лампами, например на мысе Эв и на мысе Грине (во Франции), в Саут-Форленде и др. в Англии. В течение 1857 – 1865 гг. в эксплуатации было около 100 машин «Альянс». Одна такая машина требовала для своего привода парового двигателя мощностью 6 – 10 л. с; вес одной шестидисковой машины «Альянс» доходил до 4 т, причем одни только магниты весили более 1 т.

Генератор «Альянс» завершил развитие генераторов на первом этапе и лучше, чем другие, меньшие по размерам, машины, показал недостатки, присущие вообще магнитоэлектрическим машинам. Под действием реакции якоря и вибраций постоянные магниты в такого рода машинах быстро размагничивались, в результате чего э. д. с. генератора уменьшалась и снижалась его мощность. Bo всех этих машинах применялись стержневые якори, имевшие многослойную обмотку; якори при работе быстро и сильно нагревались вследствие плохого отвода от них тепла, что приводило к быстрому разрушению изоляции. Вес и габариты магнитоэлектрических машин были весьма значительными, и крупные машины были сравнительно дорогими. Принципиальным недостатком машин с явнополюсными якорями являлось то, что они давали ток, неизменный по направлению, но резко пульсирующий по величине.

Увеличение мощности магнитоэлектрических машин могло быть лишь отчасти достигнуто путем увеличения размеров постоянных магнитов и соответствующим увеличением числа или размеров катушек; мощные магнитоэлектрические машины, как показывает пример генератора «Альянс», могли конструироваться лишь как сочетание в одном агрегате большого числа простых машин. Эти недостатки привели к тому, что в 50-х годах XIX века был поставлен вопрос о замене постоянных магнитов электромагнитами.

Так начался второй этап развития электрического генератора (1851 – 1867 гг.), занимавший сравнительно небольшой отрезок времени, характеризующийся преобладанием конструкций генераторов с независимым возбуждением. Первое предложение применить вместо постоянных магнитов электромагниты, возбуждаемые током от магнитоэлектрической машины, было сделано Зинстеденом в 1851 г. в статье «Существенное усиление магнитоэлектрического вращательного аппарата». Вначале это указание не получило своей практической реализации, и только через несколько лет после этого были построены первые машины с независимым возбуждением.

В качестве примера конструкции генератора с электромагнитами, обмотка которых питалась током от независимого источника, может быть указан генератор англичанина Генри Уайльда (1863 г.). Этот генератор (рис. 2.25) имел П-образный электромагнит 1, обмотка которого питалась током от отдельного возбудителя 2 (небольшой магнитоэлектрический генератор в данной конструкции, расположенный наверху).

Рис. 2.25. Генератор Уайльда

Вместо обычно применявшегося ранее стержневого якоря Уайльд применил предложенный Вернером Сименсом в 1856 г. якорь с сердечником двутаврового сечения (так называемый двух-Т-образный якорь), который является разновидностью явнополюсного якоря (рис. 2.26). Этот якорь имел форму вала с продольными выточками, в которые укладывалась обмотка. Машина, снабженная двух-Т-образным якорем, имела меньшее магнитное рассеяние, чем со стержневым якорем, но в то же время этот якорь, как и стержневой, имея многослойную обмотку с плохим теплоотводом, сильно грелся при работе и тем самым ограничивал мощность машины. Машина Уайльда подготовила конструкторскую мысль к созданию генераторов с самовозбуждением. Действительно, не представило больших затруднений начать питать, обмотку возбуждения генератора Уайльда не током от отдельного источника, а током самой этой машины, соединив, например, последовательно обмотку возбуждения с обмоткой якоря. После 1867 г с открытием принципа самовозбуждения в развитии электрического генератора начался третий этап.

Х

Рис. 2.26. Сердечник двух-Т-образного якоря

отя принцип самовозбуждения получил широкую известность только после 1867 г., когда почти одновременно в разных странах были построены генераторы с самовозбуждением, однако впервые этот принцип был сформулирован еще в начале 60-х годов. Датский изобретатель С. Хиорт, пытаясь применить электродвигатель на железнодорожном транспорте, занимался разработкой различных конструкций электрических машин. В 1852 г. Хиорт пришел к идее самовозбуждения, а в 1854 г. он взял английский патент на машину с самовозбуждением. В этом патенте Хиорт достаточно точно и ясно описывает принцип самовозбуждения, но, опасаясь, что остаточного магнетизма будет недостаточно для начального импульса, Хиорт наряду с электромагнитами применил и постоянные магниты. Следовательно, эта первая машина с применением самовозбуждения имела фактически комбинированное возбуждение и являлась как бы промежуточным типом между машинами магнитоэлектрическими и машинами с самовозбуждением. Следует отметить, что в других своих работах Хиорт указывает, что можно вполне обойтись без постоянных магнитов, обеспечивая начальный импульс остаточным магнетизмом сердечников электромагнитов.

Хиорт своими работами несколько опередил свое время, и, кроме того, он не располагал достаточными средствами для промышленного изготовления своих машин в больших масштабах. На идеи Хиорта и его машину не было обращено внимания, и они оставались неиспользованными на практике ряд лет. В 1866 г. английские инженеры Кромвель и Сэмьюэль Варли, а в начале 1867 г. Вернер Сименс и английский физик Чарльз Уитстон выступили с описанием принципа самовозбуждения, который фактически был уже предложен Хиортом ранее.

Существенным недостатком первых генераторов с самовозбуждением являлось наличие в них неудачной конструкции якоря. Так, рассмотренный выше двух-Т-образный якорь не только ограничивал мощность машины из-за его быстрого нагрева, но и давал резко выраженный пульсирующий ток. В последнем отношении двух-Т-образный якорь ничем не отличался от еще менее удовлетворительного стержневого якоря, поскольку и тот и другой являются только разновидностями неудачного явнополюсного исполнения якорей машин постоянного тока.

Событием, революционизировавшим развитие электрической машины, положившим начало промышленной электротехнике, явилось объединение принципа самовозбуждения с конструкцией кольцевого якоря. Первой машиной, в которой это было осуществлено, является генератор французского изобретателя (бельгийца по происхождению) 3. Т. Грамма.

В начальный период конструирования электромагнитных генераторов уже было известно, что э. д. с. индукции пропорциональна скорости изменения магнитного потока, пронизывающего контур тока; поэтому увеличение э. д. с. в машинах пытались достигнуть путем увеличения скорости якоря. Тщательные измерения показали, что ток, даваемый генератором, сначала растет по мере возрастания скорости, достигает некоторого максимума, а затем линейная зависимость нарушается. Это неожиданное обстоятельство пытались объяснить тем, что при быстром изменении магнитного поля железо не успевает намагнититься (гипотеза В. Вебера).

В 1845 г. изучением этого вопроса занялся Э. X. Ленц. Исследования, проведенные с машиной Штерера, привели в 1847 г. Ленца к чрезвычайно важным для развития электрических машин выводам. Он показал, что ток нагрузки, протекающий по обмотке якоря, взаимодействует с основным магнитным потоком. В результате этого нейтральная линия машины сдвигается в сторону вращения якоря. Таким образом, Ленц совершенно правильно описал то явление, которое впоследствии получило название реакции якоря. Следует отметить, что к представлениям о реакции якоря подходил за год до этого и Б. С. Якоби, но исследованием этого явления он не занимался.

Важным практическим результатом исследования Ленцем реакции якоря было его предложение смещать щетки по направлению вращения так, чтобы они были установлены на действительной нейтральной линии. Говоря современным языком, Ленц впервые предложил смещать щетки из геометрической нейтрали в физическую нейтраль. В машине «Альянс», как видно из предыдущего, было уже использовано это предложение: токосъемные ролики (щетки) перемещались под действием тяг, идущих от центробежного регулятора, который в свою очередь связан с валом машины.

Существенным вкладом в развитие электрической машины было исследование Зинстеденом сердечников якорей. В результате анализа многочисленных работ своих современников (в том числе Э. X. Ленца и Б. С. Якоби) и в результате экспериментальных наблюдений Зинстеден пришел к выводу о целесообразности замены массивных стержней пучками тонкой стальной проволоки.

Это прогрессивное предложение в то время в практике электромашиностроения не привилось, и до 70-х годов продолжали строить машины с массивными сердечниками.

Первый математический анализ работы машины с самовозбуждением, равно как и вообще первое чисто математическое исследование процессов в электрической машине, дал выдающийся английский физик Джемс Кларк Максвелл. В работе, опубликованной в 1867 г., Максвелл, между прочим, впервые ввел понятие о постоянной времени в цепях электрической машины.

2.8. Краткое заключение

  1. Развитие учения об электричестве и магнетизме в период после 1831 г. происходило в направлении дальнейшего более глубокого изучения электродинамики и ознаменовалось открытием явления электромагнитной индукции Фарадеем. Это достижение науки явилось предпосылкой к расширению практических применений электричества и к развитию теоретической электротехники в современном смысле этого понятия.

  2. Опыты Фарадея в области электродинамики и электромагнитной индукции доказали возможность получения непрерывного вращения при некоторых случаях взаимодействия электрических токов и магнитов. Явление электромагнитной индукции давало весьма простой способ генерирования электрической энергии методом перемещения проводника в магнитном поле. На основе этих данных техника в скором времени обогатилась рядом конструкций электродвигателей и электрических генераторов.

Важная роль в формировании научных основ электротехники принадлежит Э. X. Ленцу, который в 1832 г. сформулировал известный закон Ленца, несколько позже открыл принцип обратимости электрических машин, впервые исследовал и описал явление реакции якоря в электрических машинах и совместно с Б. С. Якоби исследовал законы действия электромагнитов.

  1. Первые электрические двигатели действовали на принципе притяжения и отталкивания магнитов, часто имели качательное движение рабочего органа и не получили никакого практического применения. В 1834 г. Якоби предложил конструкцию электродвигателя с непрерывным вращательным движением вала и удачным коммутирующим устройством и этим открыл новое направление в конструктивном оформлении электродвигателей. Электродвигатель Якоби 1838 г., испытанный на «электрическом боте», обнаружил свои конструктивные достоинства и был первым электродвигателем, получившим практическое применение. Неэкономичность работы этого электродвигателя при питании его током от гальванических батарей оказалась препятствием для его распространения на практике. В конце 50-х и начале 60-х годов получил некоторое распространение электродвигатель Фромана. Развитие электродвигателя тормозилось отсутствием экономичного генератора электрической энергии.

  2. До 70-х годов прошлого века наиболее распространенными источниками тока были электрохимические, которые в период 1800 – 1830 гг. были значительно усовершенствованы: было изучено явление гальванической поляризации, разработан принцип гальванического элемента с двумя жидкостями для ослабления поляризации (Беккерель, 1829 г.), построены устойчивые гальванические элементы с двумя жидкостями (Даниэль, Якоби, Грове, Бунзен и др.). Принцип аккумулирования электрической энергии был использован для устройства свинцового аккумулятора (Планте, 1859 г.).

  3. За период 1831 – 1867 гг. конструкции электромашинных генераторов прошли через этап магнитоэлектрических машин с явнополюсным (стержневым и двух-Т-образным) якорем, за которым последовали опыты построения генераторов с независимым возбуждением и с самовозбуждением. Технические идеи этого периода завершились созданием самовозбуждающегося генератора с кольцевым якорем.

  4. Для удобства обозрения периода начального развития электрических машин целесообразно использовать схематическую диаграмму (рис. 2.27), охватывающую период с 1831 г. – года опубликования работ Фарадея по электромагнитной индукции – до 1871 г. – начала внедрения электрических машин Грамма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Междисциплинарный научно-практический сборник

    Документ
    Современный мир столкнулся с системным кризисом цивилизации. Если раньше мы могли прогнозировать и планировать развитие общественных институтов, экономики, то сейчас общество ежедневно оказывается лицом к лицу с непредвиденными ситуациями.
  2. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 67 ,
  3. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  4. Проблемы и перспективы развития исторической информатики

    Анализ
    Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее.
  5. Тема История экономических учений как наука. 2

    Документ
    Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей

Другие похожие документы..