Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
АДРЕНОГЕНИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ (врожденная дисфункция коры надпочечников, врожденная гиперплазия коры надпочечников) - группа наследственных болезней, в о...полностью>>
'Документ'
Модератор: …не так много. Наши гости спешат, поэтому давайте не будет терять время. Добрый вечер! Мы приступаем ко второй части сегодняшнего обсуждени...полностью>>
'Литература'
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением пр...полностью>>
'Программа'
Программа «Апокалипсис» 20 века является частью Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в росс...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 2.1. Схемы основных опытов Фарадея, приведших к открытию явления электромагнитной индукции

III. Следующий опыт проводился так: медная проволока была натянута зигзагом на деревянной доске 9 (рис. 2.1, в); другая медная проволока была натянута такими же зигзагами на второй доске 10; проволока 1 соединялась с источником тока, а проволока 2 – с гальванометром. Питание проволоки 1 током производилось непрерывно, и доски перемещались одна относительно другой. Во время сближения обеих досок с проволоками стрелка гальванометра отклонялась в определенную сторону; при удалении досок друг от друга стрелка отклонялась в другую сторону. Если заставить обе проволоки сближаться, а затем удаляться в такт с колебаниями стрелки, то эти колебания становятся весьма значительными, но по прекращении сближения или удаления досок стрелка быстро возвращается в свое начальное положение. При этом было обнаружено, что при сближении досок наведенный ток имел направление, обратное направлению индуктирующего тока, а при удалении – одинаковое с ним направление.

Эти опыты наглядно подтверждали существование индукции электрических токов, но не заключали возможности получить электрический ток с помощью постоянного магнита, т. е., как говорил Фарадей, превратить магнетизм в электричество. Еще при своих опытах над индукцией электрических токов Фарадей обнаружил, что при замене деревянного барабана железным кольцом (рис. 2.1, г), на которое наматываются две проволоки, эффект отклонения стрелки гальванометра во много раз усиливается.

Следует отметить, что в этих опытах Фарадей применил устройство, которое можно назвать прототипом трансформатора. Дальнейшие опыты Фарадея заключались в следующем.

IV. На картонный цилиндр навивалась медная проволока, концы которой присоединялись к гальванометру 5 (рис. 2.1, д); внутрь спирали по ее оси вводился цилиндр из мягкого железа 11. Два полосовых магнита NS и N'S' были приложены друг к другу разноименными полюсами N' и S, так что получалось некоторое подобие подковообразного магнита; другие два полюса (N и S') прикладывались к концам железного цилиндра так, что он замыкал магнитную цепь. В момент замыкания магнитной цепи стрелка отклонялась, но в дальнейшем при сохранении магнитной цепи в замкнутом состоянии стрелка возвращалась в свое первоначальное положение; при размыкании магнитной цепи она снова отклонялась, но в противоположную сторону, а затем возвращалась в начальное положение. При изменении полярности магнитов направления отклонения стрелки соответственно изменялись на обратные.

Эти опыты непосредственно давали ответ на задачу, которую поставил перед собой Фарадей. Здесь удалось наблюдать появление электрического наведенного тока исключительно в результате действия с постоянными магнитами.

V. Развивая эти исследования, Фарадей заметил, что можно получить явление индукции токов, заменив в предыдущем опыте систему из магнитов и железного сердечника одним магнитом, который может вдвигаться в соленоид или выдвигаться из него (рис. 2.1, е). При перемещении магнита в одном каком-либо направлении стрелка гальванометра 5 отклонялась в одну сторону, при обратном перемещении магнита стрелка отклонялась в другую сторону. В моменты остановки магнита перед переменой направления его движения стрелка гальванометра возвращалась в свое начальное положение.

Не представляло никаких принципиальных трудностей заменить в последнем опыте магнит электромагнитом. Фарадей показал, что если соленоид, по которому проходит обтекаемый ток от гальванического элемента, перемещать внутри другого (коаксиального) соленоида, соединенного с гальванометром, то в цепи этого второго соленоида наводятся ток (рис. 2.1, ж).

Индукцию, которая наблюдается при взаимных перемещениях проводника и магнита, Фарадей назвал «магнитоэлектрической». Однако тут же Фарадей заметил, что принципиальная разница между «вольтаэлектрической» и «магнитоэлектрической» индукцией должна при дальнейшем изучении исчезнуть. Действительно, никакой принципиальной разницы в наблюдавшихся Фарадеем явлениях не было. Все эти явления были впоследствии обобщены одним термином «электромагнитная индукция».

Опыты Фарадея показали, что электромагнитная индукция возникает как в неподвижном проводнике, находящемся в переменном магнитном поле, так и в проводнике, который перемещается в неизменном магнитном поле. Отсюда вытекает, что одним из способов генерирования нового вида электричества, которое было названо магнитоэлектрическом, являлось перемещение проводника в магнитном поле постоянного магнита. Магнитное поле Фарадей представлял себе как совокупность магнитных силовых линий. Если проводник, перемещаясь в магнитном поле, пересекает магнитные силовые линии, то в нем появляется наведенный ток; если проводник перемещается вдоль силовых линий, не пересекая их, то явление индукции не имеет места. В § 114 своих «Экспериментальных исследований по электричеству» Фарадей пользуется представлением о пересечении «магнитных кривых» и дает весьма пространно выраженное частное правило для определения направления наведенного тока, совпадающее с «правилом правой руки».

В ряде своих последующих экспериментов Фарадей делает попытку осуществить наведение тока посредством магнитного поля Земли.

2.2. Объяснение явления Араго и построение первого электромашинного генератора

Опыты над «магнетизмом вращения», которые производил Араго, были повторены рядом ученых. Это явление объясняли наведением в пластине магнетизма; при этом предполагали, что полюс магнита наводит в ближайшей к себе части пластины магнетизм противоположного себе знака, а в остальных местах рассеянную полярность одноименного знака. Считали, что для вращения подвешенного магнита необходимо, чтобы вращающееся под ним вещество приобретало и теряло магнетизм в течение некоторого промежутка времени, и не мгновенно. Следовательно, в данном случае предполагалось, что возникает какая-то притягивающая сила, заставляющая стрелку и диск вращаться в одну и ту же сторону. Против такого объяснения возражали многие, в том числе и Араго, отмечая факт полного отсутствия притяжения, когда магнит и диск находятся в покое, между тем как наведенный магнетизм должен был еще сохраняться.

На основе открытого явления электромагнитной индукции Фарадей сумел дать научное объяснение явлению Араго. Фарадей совершенно правильно указал, что при вращении медного диска в поле постоянного магнита в диске наводятся токи. Эти токи взаимодействуют с магнитом известным из электродинамики образом. Поскольку индукция имеет место только при взаимных перемещениях проводников и магнитов, то становится совершенно ясным, почему медный диск и магнит не взаимодействуют в состоянии покоя.

Ф

Рис. 2.2. Схема однодискового униполярного генератора Фарадея (диск Фарадея)

арадей усмотрел в опыте Араго весьма большие возможности и в § 83 «Экспериментальных исследований по электричеству» отметил, что рассчитывает получить на основе этого опыта новый источник электричества. Таким образом, Фарадей указывает, что этим своим работам он придавал непосредственную практическую направленность в сторону усовершенствования существовавших тогда способов генерирования электрического тока. Для этого Фарадей произвел много опытов с большим магнитом Королевского общества, завершившихся построением первого электромашинного генератора, так называемого «диска Фарадея», при помощи которого можно было непрерывно генерировать электрический ток. Это устройство таково (рис. 2.2): медный диск располагается между полюсами N и S постоянного магнита так, чтобы магнитные линии проходили через диск перпендикулярно к его плоскости. При вращении диска в магнитном поле в нем наводится ток, проходящий в радиальном направлении. Если на периферии диска и на его центральной части поместить токоприемники в виде скользящих контактов (щеток), то между ними при вращении диска появится разность потенциалов. При замыкании цепи между этими токоприемниками на гальванометр можно наблюдать непрерывное прохождение тока. При перемене направления вращения диска стрелка гальванометра также изменяет направление своего отклонения. Это устройство представляет собой униполярную машину постоянного тока и является прототипом генератора постоянного тока.

Кроме того, в опытах Фарадея, как уже отмечалось, был осуществлен принцип трансформации. Таким образом, в работах Фарадея можно усмотреть истоки электромашинного генератора, электрического трансформатора и электродвигателя. Отсюда ясно, какое исключительное основополагающее значение имели работы Фарадея для последующего развития электротехники.

2.3. Установление закона направления индуктированного тока и исследования электромагнитов

Фарадей в «Экспериментальных исследованиях по электричеству» указал на отдельные способы определения направления наведенного тока, которые могли быть применены лишь в некоторых частных случаях. Академику Э. X. Ленцу принадлежит установление закона, благодаря которому стало возможным определение направления наведенного тока для всех случаев движения проводников или магнитов. В 1834 г. Ленц опубликовал исследование «Об определении направления гальванических токов, возбуждаемых электродинамической индукцией», сущность которого ранее, 29 ноября 1833 г., была им доложена Петербургской Академии наук. Сформулированный им закон, получивший название «закона Ленца», фактически является следствием закона сохранения и превращения энергии. В настоящее время закон Ленца может быть сформулирован в самом общем виде так: «Всякий индукционный электромагнитный процесс направлен таким образом, что стремится противодействовать вызвавшей его причине». В 1833 г. Ленц сформулировал этот закон следующим образом: «Если металлический проводник движется поблизости от гальванического тока или магнита, то в нем возбуждается гальванический ток такого направления, что если бы данный проводник был неподвижным, то ток мог бы обусловить его перемещение в противоположную сторону; при этом предполагается, что покоящийся проводник может перемещаться только в направлении движения или в противоположном направлении».

Закон Ленца имел, прежде всего, значение в том отношении, что давал непосредственную возможность предвидеть и определять направление наведенного тока; кроме того, этот закон позволил Ленцу сформулировать важный для электротехники принцип – принцип обратимости генераторного и двигательного режимов электрической машины.

В 1838 г. Ленц практически осуществил обратимость электрической машины постоянного тока, заставив ее работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Открытый Ленцем принцип обратимости электрической машины, как известно, является одним из фундаментальных положений электротехники.

В связи с развитием применения электромагнитов оказалось необходимым измерять магнитное действие их сердечников. Особенно важным был этот вопрос потому, что в это время проводились работы по практическому применению электродвигателя Якоби, и возникла необходимость создать возможно более мощный электродвигатель. Решение задачи построения электродвигателей большей мощности связывали с применением более сильных электромагнитов. Исследование этой проблемы вели совместно Э. X. Ленц и Б. С. Якоби; в этой работе был использован баллистический метод измерений, разработанный Ленцем в 1832 г. При измерениях этим методом действие наведенного тока рассматривалось как мгновенный удар, под влиянием которого стрелка мультипликатора отклоняется с определенной скоростью: по теории баллистического гальванометра эта скорость пропорциональна , где α – угол наибольшего отклонения стрелки. В результате исследований электромагнитов Ленц и Якоби пришли к установлению ряда закономерностей, таких, например, как пропорциональность магнитного потока току возбуждения и числу витков электромагнита или точное соответствие мощности электромагнита мощности источника тока.

Результаты, полученные Ленцем и Якоби, имели то значение, что от чисто эмпирических приемов построения электромагнитов перешли к некоторым предварительным расчетам, которые обеспечивали более правильное решение задачи.

Р

Эмилий Христианович Ленц

(1804 – 1865)

азработанный Ленцем баллистический метод измерения тока позволил ему произвести много исследований, в том числе и зависимости электропроводности металлов от их температуры.

2.4. Основные направления в развитии электрических машин постоянного тока

Основы электромеханики были заложены крупнейшими открытиями первой трети XIX в. Основными научными предпосылками электромеханики явились создание основ электродинамики и открытие явления электромагнитной индукции. Накопившийся после промышленного переворота практический опыт конструирования машин и механизмов, паровых двигателей и т. п. стал основой конструктивных решений и в области электрических машин, электромагнитных аппаратов и приборов.

Создатели первых электромагнитных устройств, при помощи которых демонстрировалось непрерывное превращение электрической энергии в механическую или обратно, еще не ставили перед собой серьезных энергетических задач. Во время первых работ в области электромеханики не было еще острой потребности в построении новых мощных источников электрической или механической энергии. Паровой двигатель прочно удерживал за собой решающие позиции, и сфера применения его непрерывно расширялась.

В середине XIX века положение начало меняться. В связи с успехами электрического освещения и других энергетических применений электричества (гальванопластика, электротермия, электрическая тяга) потребность в мощных источниках электрического тока сильно возросла. Позже, в конце XIX в., развитие централизованного производства электроэнергии и необходимость по этой причине освоить передачу энергии на большие расстояния выдвинули вопросы построения мощных и экономичных электрических генераторов и электрических двигателей как задачу громадного хозяйственного значения.

В процессе решения этих крупных задач электрическая машина прошла длинный и сложный путь развития от физических игрушек до завершенных промышленных конструкций. Однако вначале развитие электрических генераторов и электрических двигателей шло совершенно различными путями, что вполне соответствовало состоянию науки об электричестве и магнетизме того периода: принцип обратимости электрической машины, как указывалось выше, был открыт в 30-х годах, а использован в широких масштабах начиная с 70-х годов прошлого века. В связи с этим представляется вполне правомерным рассмотреть отдельно развитие генератора и электродвигателя в период до 1867 г.

2.5. Основные этапы развития электродвигателя постоянного тока

В первой половине XIX в. паровой двигатель, занимал преобладающее положение среди двигателей, применявшихся бурно развивавшейся капиталистической машинной индустрией. Будучи безусловно прогрессивным фактором в технике конца XVIII и начале XIX в., он обладал тем не менее рядом существенных недостатков, которые выступали все более и более отчетливо по мере развития промышленности. К концу XIX в. паровой двигатель уже не мог оставаться единственным источником механической энергии в цехах промышленных предприятий. Необходимость перейти к более гибкой и экономичной системе промышленного привода настоятельно требовала отказа от трансмиссий, т. е. перехода по возможности к одиночному приводу. Но для такой системы привода в большинстве случаев нужен был экономичный двигатель небольшой мощности. Кроме требований, предъявлявшихся системой распределения энергии между исполнительными механизмами, двигатель промышленного предприятия должен был удовлетворять также многим другим условиям, например таким, как возможность автоматизации, небольшие габариты и вес (что дает возможность легко конструктивно сочленять двигатель и исполнительный механизм), безопасность в пожарном отношении, минимальные расходы по надзору, гигиеничность эксплуатации и пр. Всем этим требованиям наилучшим образом удовлетворял электрический двигатель. Так, в последней трети XIX в. произошло разделение на первичные (тепловые, гидравлические) и вторичные (электрические) двигатели.

Поскольку все первые потребители электрической энергии питались исключительно постоянным током и этот род тока был наиболее изучен, то и первые электрические машины были машинами постоянного тока.

В развитии электродвигателя постоянного тока можно наметить три основных этапа, которые ниже будут последовательно рассмотрены. Следует заметить, что это разделение на этапы является условным, так как конструкции и принципы действия электродвигателей, характерные для одного этапа, в отдельных случаях появлялись и на более поздних этапах; с другой стороны, более поздние и более прогрессивные конструкции в их зародышевой форме нередко можно найти на более ранних ступенях развития электродвигателя. Следует иметь в виду, что для характеристики каждого этапа развития электродвигателя в дальнейшем изложении приводятся только наиболее типичные конструкции.

Начальный этап развития электродвигателя (1821 – 1834 гг.) характеризуется созданием физических приборов, демонстрирующих непрерывное преобразование электрической энергии в механическую. Первым таким прибором было описанное выше устройство Фарадея, в котором он впервые получил взаимное вращение магнитов и проводников с током.

С

Рис. 2.3. Колесо Барлоу

ледующее после Фарадея описание различных приборов, в которых действие магнитов вызывает движение проводника с током в магнитном поле, в частности непрерывное вращение колеса, дано в книге П. Барлоу «Исследование магнитных притяжений», опубликованной в 1824 г. Построенное им так называемое «колесо Барлоу» является одним из исторических памятников предистории развития электротехники. Колесо Барлоу (рис. 2.3) по принципу действия представляет собой униполярную электрическую машину, работающую в двигательном режиме; на рис. 2.3 приняты следующие обозначения: 1 – четырехугольная деревянная подставка с желобками 2 и 3, наполняемыми ртутью; 4 и 5 – два проводника, внутренние концы которых входят соответственно в желобки 2 и 3, а внешние концы служат для присоединения к полюсам источника тока. Медные колеса 6 и 7 насажены на ось 8 и могут вращаться вместе с нею. Концы их зубцов при вращении попеременно погружаются в ртуть. На подставку 1 положены два постоянных (магнита NS и NS таким образом, что их стороны параллельны желобкам 2 и 3. Если прибор соединить с полюсами генератора тока, то зубчатые колеса начнут быстро вращаться. Барлоу отмечает, что перемена контактов или перемена положения полюсов магнитов вызывает немедленно перемену направления вращения колес. В этом приборе происходит следующее физическое явление. При замыкании цепи электрический ток входит, например, через проводник 5 в ртуть желобка 3, затем вступает в колесо 7 и проходит по нему от периферии к центру; далее ток по оси 8 направляется ко второму колесу, по которому проходит в направлении от центра к периферии и через зубцы входит в ртуть желобка 2, откуда через проводник 4 возвращается к источнику тока. Легко установить (например, пользуясь правилом левой руки), что оба колеса будут вращаться в одном и том же направлении.

Колесо Барлоу не имело практического значения и остается до сих пор лабораторным демонстрационным прибором. В свое время оно сыграло роль в том отношении, что способствовало развитию экспериментов в области построения электродвигателя, пригодного для практики. К решениям, отвечавшим требованиям практики, пришли не сразу, а осуществив построение ряда электродвигателей, практическая ценность которых была недостаточной.

Характерным для первого этапа развития электродвигателя примером, отражающим иное направление в создании конструктивных форм, является прибор американского физика Джозефа Генри. Генри в 1831 г. опубликовал статью «О качательном движении, производимом магнитным притяжением и отталкиванием», в которой он описал построенный им электродвигатель. Это устройство, как и колесо Барлоу, не пошло дальше лабораторных испытаний, и сам изобретатель не придавал серьезного значения своей конструкции. Значение электродвигателя Генри в историческом разрезе заключается в том, что в этом устройстве впервые сделана попытка использовать притяжение разноименных и отталкивание одноименных магнитных полюсов для получения движения (в данном случае качательного) некоторого рабочего органа.

Рис. 2.4. Схема электродвигателя Генри

Рис. 2.4 схематически иллюстрирует устройство электродвигателя Генри. На деревянной подставке вертикально установлены обращенные северным полюсом вверх постоянные стержневые магниты 1 и 2, между которыми расположена деревянная стойка; на стойке шарнирно укреплен в виде коромысла горизонтальный электромагнит 3-4 с загнутыми вниз концами сердечника; когда электромагнит находится в горизонтальном положении, то его полюса отстоят примерно на 1 дюйм от полюсов магнитов 1 и 2. По обеим сторонам от деревянной подставки расположены гальванические элементы 5 и 6, к цинковым и медным электродам которых припаяны чашечки со ртутью 7-8 и 9-10. Электромагнит 3-4 имеет две обмотки с двумя парами выводов 11-12 и 13-14 с каждой стороны. Если электромагнит 3-4 наклонить влево, то выводы 11 и 12 погрузятся в чашечки 7 и 8 и через обмотку электромагнита, пройдет ток; при этом на левом конце электромагнита 3 образуется северный, а на правом 4 – южный полюса.

С

Джозеф Генри

(1791 – 1878)

еверный полюс электромагнита 3 оттолкнется от северного полюса постоянного магнита 1 и одновременно южный полюс 4 притянется северным полюсом 2. Коромысло наклонится вправо, а вместе с тем выводы 13 и 14 погрузятся в чашечки 9 и 10; в результате этого по обмотке электромагнита пройдет ток другого направления, изменится полярность электромагнита 3-4 и аналогичным образом коромысло наклонится влево. Так электромагнит 3-4 будет равномерно качаться (в модели, построенной Генри, электромагнит совершал 75 качаний в минуту). Один из электродвигателей такого типа, построенный в 1831 г., имел мощность 0,044 Вт (по современным подсчетам).

Несмотря на то, что как на первом этапе, так и позднее предлагались многочисленные конструкции двигателей с качательным движением якоря, более прогрессивными всегда были попытки построить электродвигатель с вращательным движением якоря. Одной из таких попыток был электродвигатель (рис. 2.5), описанный в 1833 г. профессором Лондонского университета В. Риччи.

Рис. 2.5. Электродвигатель Риччи

Магнитное поле в этом двигателе создавалось постоянным неподвижным подковообразным магнитом, поставленным полюсами N и S вертикально вверх. Между этими полюсами на вертикальной оси помещался электромагнит 1-2, по обмотке которого пропускался ток. Направление тока изменялось коммутатором 3, вследствие чего полярность электромагнита периодически менялась. Взаимодействие полюсов постоянного магнита и электромагнита 1-2 приводило к вращению электромагнита вокруг оси. Описанный электродвигатель вследствие своей незначительной мощности не мог иметь практического значения.

В

Борис Семенович Якоби

(1801 – 1874)

торой этап развития электрических двигателей
(1834 – 1860 гг.) характеризуется преобладанием конструкций с вращательным движением якоря и с резко пульсирующим вращающим моментом. Все двигатели этого периода действовали на принципе притяжения и отталкивания, производимого электромагнитами, либо на взаимодействии электромагнитов с постоянными магнитами или со стальными пластинами. Наиболее характерные и существенно важные работы по конструированию электродвигателей этого рода принадлежат академику Б. С. Якоби. Изучая конструкции электродвигателей своих предшественников, в которых было осуществлено возвратно-поступательное или качательное движение якоря, Якоби отозвался об одном из них, «что такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, и что его нельзя будет применять в большом масштабе с какой-нибудь экономической выгодой». Поэтому Якоби направил свое внимание на построение более мощного электродвигателя с вращательным движением якоря.

В 1834 г. Якоби построил и описал электродвигатель, который действовал на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. Этот двигатель (рис. 2.6) имел две группы П-образных электромагнитов, из которых одна группа (четыре П-образных электромагнита) располагалась на неподвижной раме, а другая аналогичная группа – на вращающемся диске (расположен слева). В качестве источника тока для питания электромагнитов была применена батарея гальванических элементов. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов, т. е. для того, чтобы машина могла работать, служил коммутатор.

Коммутатор представлял собой чрезвычайно важную и глубоко продуманную часть устройства электродвигателя Якоби. Конструктивно он был выполнен следующим образом (рис. 2.7). На валу двигателя устанавливались четыре металлических кольца 1, 2, 3 и 4, изолированные от вала; каждое кольцо имело четыре выреза, каждый из, которых соответствовал одной восьмой части окружности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Междисциплинарный научно-практический сборник

    Документ
    Современный мир столкнулся с системным кризисом цивилизации. Если раньше мы могли прогнозировать и планировать развитие общественных институтов, экономики, то сейчас общество ежедневно оказывается лицом к лицу с непредвиденными ситуациями.
  2. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 67 ,
  3. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  4. Проблемы и перспективы развития исторической информатики

    Анализ
    Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее.
  5. Тема История экономических учений как наука. 2

    Документ
    Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей

Другие похожие документы..